Консультация для родителей развитие речи ребенка
Сила речи состоит в умении
выразить многое в немногих словах.
(Плутарх.)
Все начинается с детства. Период детства бывает только однажды, и именно в это время ребенок открывает для себя мир вещей, окружающих предметов, звуков, эмоций. Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно родители. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в развитии связной речи.
Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям.
Во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка со взрослыми и сверстниками.
Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.
Известно, что дети, даже без специального обучения, с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи, создавая новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать развитию творческого отношения к речи.
Для того чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном ребенка. Используйте для этих занятий то, что ваш ребёнок видит вокруг: дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. «Вот автомобиль, а что у него есть?» – «Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор…»; – «А что есть у дерева?» – «Корень, ствол, ветки, листья…».В возрасте 4-5 лет дети обычно хорошо усваивают названия основных цветов, значитих можно познакомить и с оттенками этих цветов (розовый, малиновый, темно-зеленый, светло-коричневый и т. д.).
Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: «Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?». Можно просто спросить: «Какой он?»,так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.
Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх.Спросите у ребенка: «Что бывает высоким?» – «Дом, дерево, человек…» – «А что выше – дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?». Или: «Что бывает широким?» – «Река, улица, лента…» – «А что шире – ручеек или река?». Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов «высота», «ширина» и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: «Что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?». Можно сыграть с ребенком в игру «На что похоже?». Гуляя по лесу, задавайте ему такие вопросы: «На что похож лист, облако, тень от дерева?». Отвечайте сами, но слушайте внимательно и ребенка. Ведь у наших малышей такое непосредственное мышление и восприятие.
Целесообразно видоизменить игру, уделяя больше внимания сходству различных предметов:
– «Чем лист похож на бумагу? (Толщиной, легкостью.) А на траву? (Цветом.) А на каплю? (Формой.)»
Следующий вид упражнений – чистоговорки, скороговорки. Важно, чтобы дети поняли, что необходимо говорить не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих. Скороговорки можно найти в разных детских книжках: «Из-под топота копыт пыль по полю летит», «На горе трава, на траве дрова».
Очень нравится детям такое упражнение. Попросите произнести одну и ту же фразу с разными интонациями (нежно, зло, вопросительно, с удивлением, с радостью, со страхом, приказывая, прося, умоляя, громко, тихо): «Милая моя, ты не спишь!»; «Вы ели на завтрак мороженое?»; «Мама купила (купи) виноград»; «Скорее домой!»; «У нас кончился хлеб».Подобные задания помогут малышу развить речь, воображение, избавиться от скованности, научат смеяться над своими ошибками, не стесняясь товарищей.
Само собой разумеется, для развития речи дошкольника трудно переоценить значение сказок, стихов, других художественных произведений. Чтение произведений обогащает словарь ребенка, развивает его связную речь, учит пониманию переносного значения слов. Конечно, происходит все это постепенно. 2-3-летний малыш постепенно учится слушать текст, отвечать на вопросы взрослых. Ребенок четвертого года жизни почти дословно запоминает текст сказки, последовательность действий в ней.
Научиться пересказывать малышам хорошо помогает так называемый отраженный пересказ. Взрослый начинает фразу: «Жили-были дед…», а ребенок ее заканчивает: «…да баба»; взрослый: «И была у них…», ребенок: «…курочка Ряба» и т. д. Потом можно перейти к пересказу по вопросам: «Кого встретил Колобок?» – «Зайчика» – «Какую песенку Колобок ему спел?» и т. д.
Когда ребенок овладеет умением пересказывать сказки, предложите ему для пересказа небольшие рассказы с несложным сюжетом. Например, рассказы Л. Н. Толстого для детей.
Очень охотно дети передают сюжеты мультфильмов, кукольных спектаклей, цирковых представлений, когда содержание захватывает их эмоционально.
Дети 4-5 лет уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте, причем делать это очень выразительно. Попробуйте предложить им помещенные ниже творческие задания.
«Вспомни случай»
Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения… По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.
«Говорим по-разному»
Попробуйте один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или как телевизионный репортаж. Если получится, попробуйте использовать иностранный акцент. Да мало ли что можно придумать!
«Бюро путешествий»
Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту – в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите… Путешествуя, делитесь впечатлениями.
«Всегда под рукой»
Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то занять, например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Все, что нужно в таких случаях, чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна – улыбающаяся, другая – печальная, третья – удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Малыш может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.
«Лучший друг»
Если вы ждете в помещении, где разложены журналы, можете поиграть в «рассказы о лучшем друге». Пусть ребенок выберет картинку, которая ему нравится. Это может быть какой-то человек – большой или маленький – или животное. Попросите его рассказать о своем «лучшем друге». «Где он живет? В какие игры любит играть? Он спокойный или любит побегать? Что еще можно о нем рассказать?».
«Рассказы по картинкам»
Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом. Например, из детского журнала (вроде «Веселых картинок»). Сначала смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок – возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом.
«Истории из жизни»
Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило, когда они были совсем маленькими или когда их вовсе не было на свете. Можно рассказывать эти истории вечером перед сном, а можно на кухне, когда ваши руки заняты, а мысли свободны. О чем рассказывать? Например, как малыш пинался ножками у вас в животе, когда еще не родился. Или как вы учились кататься на велосипеде. Или как папа первый раз летал самолетом… Некоторые истории вам придется рассказывать даже не один раз. Просите и других членов семьи подключиться к игре.
«Мой репортаж»
Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события, реальные или вымышленные, им воспроизводятся.
«Семейное ток-шоу»
Может быть, ребенку понравится идея попробовать себя в роли телевизионного ведущего? Приготовьте магнитофон или диктофон для записи, дайте «журналисту» в руки микрофон – и можно начинать интервью с бабушкой или дедушкой, тетей или сестрой… До начала интервью подскажите ребенку, какие вопросы можно задать. Например: «Какое у тебя любимое блюдо?.. А что ты любил есть в детстве?.. Куда бы ты хотел поехать?».
«Измени песню»
Детям нравится петь о знакомых вещах – о себе и своей семье, о своих игрушках и о том, что они видели на прогулке… Выберите хорошо известную песню и предложите ребенку придумать к ней новые слова. Ничего, если текст будет не слишком связным, много повторений – тоже не страшно. Рифмы не обязательны. Можете предложить и свой, «взрослый» вариант переделанного текста.
«Чем закончилось?»
Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте «вспомните» про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!
«Заучиваем стихи с малышами»
Ребенку интересно не только услышать стихотворение, но и показать в нем каждое слово жестом, как бы оживить текст с помощью рук.Для успешного заучивания с детьми стихов и потешек предлагаем воспользоваться нашими советами.Занимайтесь с ребенком только тогда, когда он здоров и спокоен.Сначала прочитайте два-три стихотворения.Предложите выбрать одно, которое больше понравилось, и прочитайте его три-четыре раза.Покажите, как можно связать стихотворные строки с движениями рук и пальцев.Повторите все движения вместе с ребенком.Хвалите малыша, даже если у него получается лишь одно – два движения. Главное, чтобы ему было интересно рассказывать стишок, руками и пальцами рисовать к нему картинки. Тогда и текст легче запоминается.
Координация движений со словами совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание, способствует развитию связной речи.
«Правила, которыми можно руководствоваться при работе со скороговорками»
Использовать на первых порах название «чистоговорка» и «выговариволочка», поскольку по причине ограниченных произносительных возможностей дошкольники, особенно имеющие нарушения речи, часто затрудняются произносить скороговорки в быстром темпе, как того требует само название «скороговорка».
В скороговорке не должно быть звуков, которые ребенок произносит дефектно. Это обязательное условие!Работу следует начинать с легких скороговорок, постепенно добавляя более трудные.Обязательно объяснять ребенку значение непонятных слов.Чтобы облегчить запоминание и выразительное произнесение скороговорки, следует определить ее смысл, придумать простые и конкретные жизненные обстоятельства, которые оправдывают многократное повторение текста.
Игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня. Играйте с ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам!
«Только весёлые слова»
Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: «Клоун». Второй: «Радость». Третий: «Смех» и т. д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут. Можно сменить тему и называть только зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т. д.), только круглые (например, часы, Колобок, колесо и т. д.).
«Автобиография»
Вначале кто-то из взрослых берёт на себя ведущую роль и представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведёт рассказ. Остальные игроки должны его внимательно выслушать и путём наводящих вопросов выяснить, о ком или о чём идёт речь. Тот из игроков, который это угадает, попробует взять на себя роль ведущего и перевоплотиться в какой-либо предмет или явление.Например, «Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная, неизящная. От небрежного обращения погибаю, и становится темно не только в душе». (Лампочка). Или: «Могу быть толстым и худым; красивым и не очень. Со мной можно играть, но аккуратно. Когда я однажды похудел по вине Пятачка, Ослик Иа всё равно мне обрадовался.» (Шарик).
«Волшебная цепочка»
Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допустим, «мёд», и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово? Дальше кто-то из членов семьи отвечает, например, «пчелу». Следующий игрок, услышав слово «пчела», должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, «боль» и т. д. Что может получиться?(Мёд – пчела – боль – красный крест – флаг – страна – Россия – Москва – красная площадь и т. д.) .
«Антонимы для загадок»
Вначале игры игроки договариваются о теме, которая будет служить основой для загадок. Затем взрослый загадывает ребёнку загадку, в которой всё наоборот, например, тема «Животные».
• Обитает в воде (значит, на суше);
• Шерсти нет совсем (значит, длинная шерсть);
• Хвост очень длинный (значит, короткий);
• Всю зиму ведёт активный образ жизни (значит, спит);
• Очень любит солёное (значит, сладкое). Кто это?
Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребенком – это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то нарушится целостность педагогического процесса. А ещё развитие речи дошкольников в игре — это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.
Источник
Консультация для родителей
«Развитие речи детей от 0 до 7 лет»
Цель консультации: ознакомить родителей с основными этапами развития речи ребенка раннего возраста.
Задачи:
1. Привлечь внимание родителей к проблеме развития речи детей в раннем возрасте.
2. Информировать родителей о способах развития речи детей для ее дальнейшего формирования.
3. Систематизировать знания родителей об особенностях и условиях развития речи детей в раннем возрасте.
С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т. п. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка лишь речевые звуки, и то, только в словах, служат целям общения его с взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию.
Немалую роль в становлении личности играет речь.
Речь – это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих — ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.
Общение с детьми грудного возраста:
В то время, когда крик приобретает условный характер, начинается общение матери с ребенком. Тон матери при этом должен быть спокойный, приятный.
Как же происходит развитие функции общения?
-При гулении мама обязательно должна отвечать ребенку (ребенок агу – мама в ответ- агу) это необходимо для развития речевого дыхания; полезно в этом возрасте ритмично подбрасывать детей.
-Общение должно проходить на расстоянии 15-20см.
-В качестве игрушек полезно давать металлические крышки, бумагу, мех для развития тактильных ощущений. Нельзя не отметить пользу волшебной игры “сорока”(пальцем своей руки взрослый водит по ладони сам, затем выделяет палец малыша и води им по ладошке сопровождая движения словами (кинестетическое ощущение).
К 8 месяцам речь ребенка становится богатой звуками, движения органов артикуляции (губ, языка, мягкого неба и т. д) вырабатывают определенные правила сокращения мышц.
При появлении первых шагов появляются, как правило, первые слова (“ДА”). Если ребеночек уже ходит, а слова не появляются, нужно начинать бить тревогу, необходима консультация специалистов!
– Неоценима польза колыбельной песни. Ритм колыбельной важен, чтобы ребенок правильно развивался в психическом плане (развитие чувства ритма у ребенка).
– Окружающие ребенка люди должны говорить приветливым, спокойным голосом (с внутренней улыбкой). В это время ребенок использует обобщенные слова, темп его речи-средний, нормальный ритм.
– Ребенок должен дослушивать и слышать каждую фразу.
– Когда ребенок начал говорить первые слова надо оречевлять все, что вы говорите.
– Во время купания – использовать различные прибаутки (с гуся вода.)
– При выборе игрушек для детей данного возраста необходимо учитывать следующее:1) рисунок в книге в точности должен быть похож на игрушку, которую он уже держал,
2)минимум текста для обьяснения сюжета,
3) рассматривая рисунок необходимо вслух его комментировать (вот ушки, вот глазки.) затем с выражением прочесть книгу.
До полутора лет, на первом этапе развития речи, главным образом совершенствуется понимание ребенком обращенной к нему речи взрослых. Достаточно два-три раза показать предмет и назвать его, и малыш уже быстро запоминает и показывает на предмет по просьбе взрослого. Это и есть понимание речи. Если на данном этапе ребенок не овладеет пониманием речи, то в последующем может наблюдаться отставание в развитии самостоятельной речи.
Полноценное психическое и речевое развитие ребенка зависит от знания и умения взрослых создать необходимые условия в первые три года жизни малыша.
К концу второго года жизни слово в сочетании с жестом или действием у малыша приобретают большую четкость. Теперь он должен не просто рассматривать, а как можно больше общаться с предметом: держать его в руках, ощупывать, действовать и одновременно слышать обозначение признаков предмета. Второй год жизни – решающий в развитии речи детей. В этот период активно совершенствуется понимание речи детей, а главное – появляется самостоятельная речь.
Раннее детство (с года до трех лет) – это период интенсивного психического развития ребенка. Из беспомощного младенца он превращается в самостоятельного, говорящего, думающего и активного ЧЕЛОВЕКА.
Исследования физиологии мозга, с одной стороны, и детской психологии, с другой, показали, что ключ к развитию умственных способностей ребенка – это его личный опыт познания в первые три года жизни, т. е. в период интенсивного развития мозговых клеток. Ребенок не рождается гением или глупцом. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка – с рождения до трехлетнего возраста. Именно в это время, благодаря взрослым у ребенка активно развиваются все психические процессы: восприятие, мышление, память, внимание, воображение и др.
Главные приобретения этого возраста:
* способность передвижения ребенка, что позволяет расширять его контакт с окружающим миром;
* развитие предметных действий, в которых совершенствуются восприятие, мышление, воображение, движения, развитие речи, которое перестраивает общение и сознание ребенка;
* возникновение и развитие новой для малыша деятельности – сюжетной игры;
* начало общения со сверстниками, которое значительно расширяет круг социальных контактов малыша.
Развитие речи детей после 3-х лет.
Фразы ребенка грамотно сконструированы, речь является источником познания окружающего мира. Это возраст “почемучек”. Ребенку обязательно нужно отвечать на все его вопросы, не раздражаться по этому поводу. Обучение второму языку целесообразно начинать после 4,5 лет. Игрушки должны подбираться соответственно полу и возрасту.
Во время занятий с ребенком не следует раздражаться, если он не может сконцентрировать внимание -это считается нормой для данного возраста. Книги для чтения должны проходить тщательный отбор (предпочтение отдается классике, книги с секретами, отсутствие большого количества деталей в книгах).
В 3 года появляется фраза (развернутая). Ребенок выражает свои желания (сложносочиненными по структуре) предложениями. Если к 4 – 4,5 сохраняется нарушение звуков- необходима помощь логопеда.
Если у ребенка очень быстрый темп речи, родителям следует обратить внимание на свой темп. Читать сказки, где темп речи медленный, напевность, богатая выразительная интонация. Не нужно читать много, важнее повторять прочитанное. Это помогает регулировать темп речи.
Игрушки для детей данного возраста крупные (они узнают игрушку из мультфильма, ребенок передает сюжет, отрывок- он оречевляет все свои действия. Необходимо стимулировать игры, в которых ребенок много разговаривает. Следует ограничить пребывание ребенка за компьютером!
5лет. К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается. Он активно употребляет обобщающие слова (“одежда”, “овощи”, “животные” и т. п., называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.
В период от 5 до 7 лет в словаре ребенка активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и др.)Усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. В этот период ребенок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных. Таким образом, развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.
Родителям необходимо помнить, что:
• Ребенку раннего возраста для успешного осуществления действия необходимо тесное сотрудничество со взрослым, который участвует в действиях малыша, выступая попеременно то партнером, то образцом в совместных и разделенных с ребенком действиях.
• Ребенок достаточно долго усваивает образец действия и для успешной имитации ему необходимо многократное воспроизведение образца.
• Малыш не в состоянии оценить правильность своего действия без поощрения и эмоционального подкрепления со стороны взрослого. Разделяя с ребенком радость в связи с его маленькой победой, взрослый побуждает его к дальнейшим шагам, вселяет уверенность и закладывает позитивное отношение к предметной активности.
• Для ребенка самый привлекательный предмет тот, что находится в руках у мамы. Для него предмет и действие с ними еще не имеет ценности, но имеют смысл те отношения, в которые малыш вступает со взрослым. Именно благодаря особым отношениям к взрослому у малыша возникает желание следовать его образцу, постигать для него «трудные» правила действия.
• Если родители не участвуют в совместной деятельности со своим ребенком, то рано или поздно у ребенка будет отмечаться снижение любознательности и активности, замедление темпов развития общения, задержка в возникновении активной речи, снижение интеллекта, слабая сформированность волевых процессов.
• Больше всего ребенок не терпит безразличного отношения со стороны взрослого к тому, что и как он делает. В такой ситуации предметная деятельность развивается хуже всего, и ребенок становится конфликтным и агрессивным. Он идет даже на то, чтобы спровоцировать отрицательную оценку своего действия, лишь бы получить от взрослого эмоциональный отклик.
Источник