Консультация для родителей развитие речевых способностей ребенка
Консультация для родителей
«Развитие речи детей от 0 до 7 лет»
Цель консультации: ознакомить родителей с основными этапами развития речи ребенка раннего возраста.
Задачи:
1. Привлечь внимание родителей к проблеме развития речи детей в раннем возрасте.
2. Информировать родителей о способах развития речи детей для ее дальнейшего формирования.
3. Систематизировать знания родителей об особенностях и условиях развития речи детей в раннем возрасте.
С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т. п. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка лишь речевые звуки, и то, только в словах, служат целям общения его с взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию.
Немалую роль в становлении личности играет речь.
Речь – это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих — ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.
Общение с детьми грудного возраста:
В то время, когда крик приобретает условный характер, начинается общение матери с ребенком. Тон матери при этом должен быть спокойный, приятный.
Как же происходит развитие функции общения?
-При гулении мама обязательно должна отвечать ребенку (ребенок агу – мама в ответ- агу) это необходимо для развития речевого дыхания; полезно в этом возрасте ритмично подбрасывать детей.
-Общение должно проходить на расстоянии 15-20см.
-В качестве игрушек полезно давать металлические крышки, бумагу, мех для развития тактильных ощущений. Нельзя не отметить пользу волшебной игры “сорока”(пальцем своей руки взрослый водит по ладони сам, затем выделяет палец малыша и води им по ладошке сопровождая движения словами (кинестетическое ощущение).
К 8 месяцам речь ребенка становится богатой звуками, движения органов артикуляции (губ, языка, мягкого неба и т. д) вырабатывают определенные правила сокращения мышц.
При появлении первых шагов появляются, как правило, первые слова (“ДА”). Если ребеночек уже ходит, а слова не появляются, нужно начинать бить тревогу, необходима консультация специалистов!
– Неоценима польза колыбельной песни. Ритм колыбельной важен, чтобы ребенок правильно развивался в психическом плане (развитие чувства ритма у ребенка).
– Окружающие ребенка люди должны говорить приветливым, спокойным голосом (с внутренней улыбкой). В это время ребенок использует обобщенные слова, темп его речи-средний, нормальный ритм.
– Ребенок должен дослушивать и слышать каждую фразу.
– Когда ребенок начал говорить первые слова надо оречевлять все, что вы говорите.
– Во время купания – использовать различные прибаутки (с гуся вода.)
– При выборе игрушек для детей данного возраста необходимо учитывать следующее:1) рисунок в книге в точности должен быть похож на игрушку, которую он уже держал,
2)минимум текста для обьяснения сюжета,
3) рассматривая рисунок необходимо вслух его комментировать (вот ушки, вот глазки.) затем с выражением прочесть книгу.
До полутора лет, на первом этапе развития речи, главным образом совершенствуется понимание ребенком обращенной к нему речи взрослых. Достаточно два-три раза показать предмет и назвать его, и малыш уже быстро запоминает и показывает на предмет по просьбе взрослого. Это и есть понимание речи. Если на данном этапе ребенок не овладеет пониманием речи, то в последующем может наблюдаться отставание в развитии самостоятельной речи.
Полноценное психическое и речевое развитие ребенка зависит от знания и умения взрослых создать необходимые условия в первые три года жизни малыша.
К концу второго года жизни слово в сочетании с жестом или действием у малыша приобретают большую четкость. Теперь он должен не просто рассматривать, а как можно больше общаться с предметом: держать его в руках, ощупывать, действовать и одновременно слышать обозначение признаков предмета. Второй год жизни – решающий в развитии речи детей. В этот период активно совершенствуется понимание речи детей, а главное – появляется самостоятельная речь.
Раннее детство (с года до трех лет) – это период интенсивного психического развития ребенка. Из беспомощного младенца он превращается в самостоятельного, говорящего, думающего и активного ЧЕЛОВЕКА.
Исследования физиологии мозга, с одной стороны, и детской психологии, с другой, показали, что ключ к развитию умственных способностей ребенка – это его личный опыт познания в первые три года жизни, т. е. в период интенсивного развития мозговых клеток. Ребенок не рождается гением или глупцом. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка – с рождения до трехлетнего возраста. Именно в это время, благодаря взрослым у ребенка активно развиваются все психические процессы: восприятие, мышление, память, внимание, воображение и др.
Главные приобретения этого возраста:
* способность передвижения ребенка, что позволяет расширять его контакт с окружающим миром;
* развитие предметных действий, в которых совершенствуются восприятие, мышление, воображение, движения, развитие речи, которое перестраивает общение и сознание ребенка;
* возникновение и развитие новой для малыша деятельности – сюжетной игры;
* начало общения со сверстниками, которое значительно расширяет круг социальных контактов малыша.
Развитие речи детей после 3-х лет.
Фразы ребенка грамотно сконструированы, речь является источником познания окружающего мира. Это возраст “почемучек”. Ребенку обязательно нужно отвечать на все его вопросы, не раздражаться по этому поводу. Обучение второму языку целесообразно начинать после 4,5 лет. Игрушки должны подбираться соответственно полу и возрасту.
Во время занятий с ребенком не следует раздражаться, если он не может сконцентрировать внимание -это считается нормой для данного возраста. Книги для чтения должны проходить тщательный отбор (предпочтение отдается классике, книги с секретами, отсутствие большого количества деталей в книгах).
В 3 года появляется фраза (развернутая). Ребенок выражает свои желания (сложносочиненными по структуре) предложениями. Если к 4 – 4,5 сохраняется нарушение звуков- необходима помощь логопеда.
Если у ребенка очень быстрый темп речи, родителям следует обратить внимание на свой темп. Читать сказки, где темп речи медленный, напевность, богатая выразительная интонация. Не нужно читать много, важнее повторять прочитанное. Это помогает регулировать темп речи.
Игрушки для детей данного возраста крупные (они узнают игрушку из мультфильма, ребенок передает сюжет, отрывок- он оречевляет все свои действия. Необходимо стимулировать игры, в которых ребенок много разговаривает. Следует ограничить пребывание ребенка за компьютером!
5лет. К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается. Он активно употребляет обобщающие слова (“одежда”, “овощи”, “животные” и т. п., называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.
В период от 5 до 7 лет в словаре ребенка активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и др.)Усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. В этот период ребенок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных. Таким образом, развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.
Родителям необходимо помнить, что:
• Ребенку раннего возраста для успешного осуществления действия необходимо тесное сотрудничество со взрослым, который участвует в действиях малыша, выступая попеременно то партнером, то образцом в совместных и разделенных с ребенком действиях.
• Ребенок достаточно долго усваивает образец действия и для успешной имитации ему необходимо многократное воспроизведение образца.
• Малыш не в состоянии оценить правильность своего действия без поощрения и эмоционального подкрепления со стороны взрослого. Разделяя с ребенком радость в связи с его маленькой победой, взрослый побуждает его к дальнейшим шагам, вселяет уверенность и закладывает позитивное отношение к предметной активности.
• Для ребенка самый привлекательный предмет тот, что находится в руках у мамы. Для него предмет и действие с ними еще не имеет ценности, но имеют смысл те отношения, в которые малыш вступает со взрослым. Именно благодаря особым отношениям к взрослому у малыша возникает желание следовать его образцу, постигать для него «трудные» правила действия.
• Если родители не участвуют в совместной деятельности со своим ребенком, то рано или поздно у ребенка будет отмечаться снижение любознательности и активности, замедление темпов развития общения, задержка в возникновении активной речи, снижение интеллекта, слабая сформированность волевых процессов.
• Больше всего ребенок не терпит безразличного отношения со стороны взрослого к тому, что и как он делает. В такой ситуации предметная деятельность развивается хуже всего, и ребенок становится конфликтным и агрессивным. Он идет даже на то, чтобы спровоцировать отрицательную оценку своего действия, лишь бы получить от взрослого эмоциональный отклик.
Источник
Консультация для родителей
«Развиваем речь детей».
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении, а также на его деятельности в различных ее формах. Важное значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной. К сожалению, многие речевые недостатки выявляются уже в школе, тормозя процесс обучения, так как именно они являются причинами диеграфии и дислекции.
Хочется особо заметить: взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как из опыта работы видно, что наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно. Участие семьи в речевом развитии, в основном, начинается с момента прихода ребенка в детский сад. Уже на этом этапе (и последующие годы) мы стараемся убедить родителей в том, что именно из роль в речевом развитии значима; что все наши усилия без вашей помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.
Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребенка родителям необходимо учесть следующие моменты:
- Следует реально оценивать состояние здоровья ребенка.
- Если родителей что-то беспокоит в речевом развитии ребенка, не надо бояться обращаться за консультацией к специалистам.
Многие исследователи в разные годы неоднократно подчеркивали: не надо ждать, когда закончится процесс развития речи ребенка, – необходимо оказывать ему разностороннюю помощь до завершения этого процесса, способствуя таким образом предупреждению возможных расстройств речи (возрастных и некоторых патологических).
- Нельзя сводить проблему формирования речи к обучению грамоте (освоению навыков чтения и письма), так как развитие речи – сложный процесс, в котором освоение письменной формы является лишь составной частью.
Развитая речь в понимании многих родителей – это умение читать (и писать – хотя бы печатными буквами) как максимум и умение рассказывать стихи, как минимум. Поэтому стремятся как можно раньше научить своего ребенка читать и даже писать, при этом многие важные стороны развития ребенка остаются без должного внимания, а иногда вообще не учитываются, хотя давно известно, что умение ребенка читать и писать не являются показателем его развития. Чтение и письмо – только необходимое средство, которым на определенном этапе ребенок овладевает для своего последующего полноценного развития. При этом чтение и письмо – сложные навыки, которые требуют от ребенка определенного уровня развития, в том числе речевого. Известно, что качественно владеть чтением и письмом невозможно без чистого звукопроизношения, без развитого речевого слуха и т.п. овладение грамотой – не самоцель, это определенный этап речевого развития ребенка, который подразумевает серьезную предшествующую работу по речевому и языковому развитию детей.
- Необходимо весьма осторожно относиться к раннему введению иностранных языков в жизнь ребенка. Если у него с родным языком или речь находится в стадии формирования, то не стоит углублять его проблемы приобщением к другой языковой системе. Почему? Практически все языки по некоторым своим характеристикам вступают в противоречия друг с другом.
Я сейчас вас познакомлю с некоторыми играми-занятиями, которые можно проводить не отрываясь от ежедневных домашних дел. На кухне можно проводить игры на обогащение словаря ребенка.
- «Давай искать на кухне слова: «Какие слова можно вынуть из борща?, Винегрета?, Кухонного шкафа?, Плиты?»»
- «Угощаю». «Давай вспомним вкусные слова и угостим «друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова. Можно играть с целью развития грамматического строя речи.
- «Приготовим сок». «Из яблок сок… (яблочный); из груш… (грушевый); из слив… (сливовый); из вишни…(вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т.д. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из… (апельсина) и т.д.
- «По дороге из детского сада (в детский сад). «Я заметил». «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим, а еще обязательно укажем – какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая». Можно называть увиденные объекты по очереди.
- «Волшебные очки». «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т.п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный забор.»
Игровое упражнение на слоговую структуру слов.
- «Перепутанница». «Жили были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: басока (собака), ловосы (волосы), посаги (сапоги) и пр.».
Игра на обогащение словаря ребенка.
- «Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например, ворона каркает, а воробей… (чирикает). Сова летает, а заяц… (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади… (жеребенок) и т.д.
Игра на развитие грамматического строя речи.
- «Упрямые слова». Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, какао, платье, кино, метро, пальто). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто и т.п.» Задавайте ребенку вопросы и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях-ответах.
Очень важно развитие мелкой моторики рук, я уже неоднократно вам говорила, что чем развитие пальчики, тем лучше речь детей. Вот некоторые упражнения. Вы на кухне готовите, малыш рядом, дайте ему перебрать горох, рис, гречку, прямо как «Золушке».
- «Волшебные палочки» (спички без головок). Пусть он выкладывает из них простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры.
- Пока вы заняты пришиванием пуговиц, ребенок может перебирать пуговицы, выкладывать из них, ярких ниточек красивые узоры.
И в конце своего выступления, я хочу предложить вам игру «Я дарю тебе словечко». Один раз в неделю, например в выходной день, родители «дарят» ребенку новое для него слово: не просто называют его, но и обязательно объясняют его значение. Слова самые разные: «весенние» (капель, проталина, наст…), «сладкие» (мармелад, щербет, джем…), «тяжелые» (гиря, штанга…), «легкие» (пух, снежинка, облака, перышко…). Каждый понедельник дети «приносят» в группу подаренные дома слова и знакомят с ними своих друзей. Мы же записываем эти слова на маленьких листочках бумаги каждое слово, а на оборотной стороне – имя и фамилию того, кто принес. Все бумажки складываются в коробочку.
В любое время мы можем достать эту коробочку и поиграть, например: ребенок берет бумажку, воспитатель читает слово, а ребенок объясняет значение этого слова и наоборот.
Источник
Консультация для родителей
«Развитие речи у детей дошкольного возраста»
Речь- явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное правильное речевое развитие- необходимое условие формирования личности ребенка. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения. При помощи речи человек выражает своим потребности, высказывает свои чувства и переживания, делится впечатлениями о своем отношении к предметам и явлениям окружающей его действительности. Усвоение речи в дошкольном возрасте- необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе.
Уважаемые родители, бабушки и дедушки! Вы, конечно, хотите, чтобы ваши дети и внуки говорили правильно и красиво, чтобы они успешно учились в школе, не испытывая при этом трудностей. Ни для кого не секрет, что во время обучения в начальных классах у ребенка возникают трудности, особенно в овладении русским языком. С чем это связано? Это связано с недостаточным уровнем развития речи. Многие дети с трудом строят фразы, не умеют грамматически правильно оформить предложения, у них бедный словарный запас, нарушено звукопроизношение.
Такие недочеты не заметны дома, но выявляются на уроках в школе. Для того, чтобы предотвратить эти трудности, необходимо развивать речь ребенка в дошкольном возрасте.
Важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное – она наиболее гибка и податлива. Поэтому все дефекты речи преодолеваются легче и быстрее.
Начиная с самых ранних лет жизни речь ребенка, развивается по подражанию, поэтому большую роль в ее формировании играет четкая, неторопливая, грамматически и фонетически правильная речь взрослых.
Некоторые родители необъективны в оценке речи своего ребенка. Часто в семье, подлаживаясь к языку малыша, они долгое время лепечут с ним, искажают слова, имитируя детскую речь, как принято говорить сюсюкают.
Подобная манера общения не только не стимулирует ребенка к овладению правильным. звукопроизношением, но и надолго закрепляет его недостатки. А это абсолютно недопустимо!
В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, при которых он будет испытывать удовлетворение от общения с взрослыми, не только получать от них новые знания, но и обогащать свой словарный запас, учиться правильно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.
Важную роль в развитии речи ребенка играют детские книги. Они должны соответствовать его возрасту, быть доступны пониманию. Не следует ограничивать ребенка только пассивным слушанием того, что вы читаете. Время от времени полезно прерывать чтение обсуждением услышанного.
Понятие «речь» очень обширно. Каждый из ее важнейших компонентов – звукопроизношение, лексический запас, грамматический строй и развитая связная речь – неотделим от другого. Все они формируются в тесной взаимосвязи. Недоразвитие одного из них часто ведет к недоразвитию другого.
Более подробно остановимся на одном из важнейших компонентов речи – звукопроизношении.
– Грамотная, четкая и ритмичная речь ребенка характеризуется правильным произношением звуков.
-Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата (языка, губ, неба и т. д.) .
-Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.
Приложение
Предлагаем вашему вниманию некоторые упражнения артикуляционной гимнастики, с помощью которых можно овладеть нормами звукопроизношения:
-«Вкусный мед» – широко открыть рот и острым кончиком языка провести по верхней губе из стороны в сторону. При этом нижняя челюсть должна быть неподвижной;
-«Мостик» – открыть рот и, выгнув язык, упереть его кончик изнутри рта в нижние зубы, удерживая в таком положении до 5 секунд. После этого зубы медленно сближаются и постепенно сжимаются, а «мостик» остается за закрытыми зубами. После этого язычок выпрямляют и расслабляют;
-«Маятник» – открыть рот, растянув губы в улыбке, вытянуть язык и острым кончиком по очереди коснуться уголков губ. Важно следить за тем, чтобы язык перемещался по воздуху, а нижняя челюсть при этом оставалась неподвижной;
-«Котенок лакает молоко» – широко открыть рот и сделать 4-5 движений широким языком, имитируя то, как лакает молоко кошка, после чего можно закрыть рот и расслабиться;
-«Чашечка» – широко открыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу. После этого край языка следует загнуть «чашечкой» и медленно поднять к верхним зубам. Затем язычок также медленно нужно опустить, закрыть рот и расслабиться;
-«Лопата» – широко открыть рот и положить спокойный мягкий язычок на нижнюю губу, задерживая в этом положении на 3-5 секунд, после чего язычок убирают и расслабляются; «Хоботок» – вытянуть губы вперед, имитируя поцелуй, и подержать 3-5 секунд в таком положении, после чего вернуть губы в спокойное положение, расслабиться и отдохнуть; «Хомячок» – при закрытом рте надуть щеки и подержать 3-5 секунд в таком положении, после чего выдохнуть и расслабиться;
-Улыбка» – широко развести уголки губ, обнажая при этом сжатые зубы, после чего вернуть губы в спокойное положение и расслабиться.
. Помните! Если ребенок говорит, не разжимая губ или во время речи язык его недостаточно подвижен, вял, лежит на дне ротовой полости, качественного произношения не получится.
Артикуляционная гимнастика не только развивает речевой аппарат ребенка, но и является профилактикой возникновения некоторых речевых нарушений.
Фонематический слух – способность воспринимать на слух и точно дифференцировать (различать) все звуки речи.
К 4-5 года в норме ребенок должен различать все звуки речи.
Хорошо развитый фонематический слух в сочетании с артикуляционными упражнениями способствует более быстрому усвоению правильного звукопроизношения в целом.
Говоря о звукопроизношении, следует учитывать, что ребенку в 1-2 года необходимо произносить следующие звуки: а о э п б м;
В 2-3 года: и ы у ф в т д н г к х й;
В 3-4 года: с з ц ш ж ч щ;
В 4-5 лет: р л
К 4-5 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Искаженное произношение звуков дошкольников до 4-5лет считается нормальным явлением и носит название возрастное или физиологическое нарушение.
И только после 4-5 лет нарушение звукопроизношения – это патология.
Таким образом, именно с этого возраста и нужно начинать логопедическую работу по развитию речи.
Неправильное произношение звуков приносит детям немного огорчений и трудностей: они стесняются своей речи, чувствуют себя неуверенно, становятся застенчивыми, замыкаются, плохо идут на контакт с окружающими, мучительно переносят насмешки.
Если в дошкольном возрасте у ребенка не выработано правильное звукопроизношение и внятность речи, то в школьном возрасте трудности значительно возрастают.
Ребенок станет комплектовать при ответе учителю и при общении со сверстниками, будет плохо справляться со звуковым анализом слов, писать так, как говорит, испытывать затруднения при чтении.
Начнут страдать внимание и память, появятся проблемы в поведении – агрессивность либо вялость, заторможенность. Безусловно, это отразится на интересе ребенка к учебе, его характере, помешает усвоению школьной программы, послужит причиной плохой успеваемости. Проблем можно избежать, если во время, в дошкольном возрасте уделить должное внимание исправлению нарушенного звукопроизношения.
Оказание логопедической помощи практически невозможно без участия родителей.
Одной из важных обязанностей родителей, дети которых занимаются с учителем-логопедом, является продолжение логопедической работы с ребенком дома, т. е. выполнение домашних заданий.
Для автоматизации (закрепления) правильного произношения звуков и формирования фонематического слуха мы часто используем на занятиях и вам очень рекомендуем следующие задания.
Как вы помните, фонематический слух- это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать (различать) все звуки речи.
Большой эффект в логопедической работе дает использование чистоговорок, скороговорок. Великолепные упражнения для отработки правильной, четкой речи. Они развивают фонематический слух и дикцию, обогащают словарный запас.
Речь- чудесный дар природы- не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А мы, взрослые, должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно, т. е. очень важно помочь, как можно успешнее овладеть прекрасным даром.
Источник