Консультация для родителей природа в эстетическом развитии ребенка

Консультация для родителей природа в эстетическом развитии ребенка thumbnail

Консультация для родителей на тему:

«ПРИРОДА В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ,

РЕЧЕВОМ

И  ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

РЕБЕНКА».

Предметный мир, социальная жизнь и природа вот основные источники формирования детских ощущений восприятий и представлений. Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев… Умение “смотреть” и “видеть”, “слушать” и “слышать”, не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитываются.

   Природа повседневно воздействует на ребенка. Но малыш много не замечает, порой его восприятия бывает очень поверхностным. И все же здесь, в царстве природы, он имеет первый чувственный опыт, накапливает ощущения, от самой жизни. Здесь он первооткрыватель, исследователь, а порой и неудачник. Не сразу удается перейти через канавку, перешагнуть через ручеек, так как нет опыта, нет умения оценить расстояние “на глазок”. И не от рождения мы знаем, что крапива “кусается”, а репейник “пристает”.

   В этом сложном познании мира природы велика роль взрослого, он должен сам “видеть” и “слышать” природу и учить этому ребенка. Рассказывайте о том как богата и прекрасна наша планета и о том, что у нее есть свои законны (смена дня и ночи, сезонные изменения, изменения погоды), что солнце бывает разным (зимой далекое, холодное, а летом жаркое), а луна не всегда круглой.

В ранние годы ребенок, видя отдельные явления природы, воспринимает их как само собой разумеющееся данность, не задумываясь над объективной реальностью разворачивающейся перед ним картины мира. Задачи родителей помочь малышу обрести сугубо “человеческое ведение” мира.

   Ребенок в самом раннем детстве копирует эмоции и поступки  близких. Уже в начале второго года жизни он  “изучает” поведение мамы, бабушки, брата, сестры, отца в той или иной ситуации. Значит в отношении к природному окружению ре6енок повторяет поступки взрослых. Только человек способен видеть, создавать и беречь красоту, способен испытывать радость от общения с

Братьями нашими меньшими, наслаждаться видом родных пейзажем, восходом солнца, красотой моря, гор и т. п. Эти истины  ребенок усваивает в раннем  детстве не только через слово, но главным образом, через поступки взрослых. Они  “открывают” малютке духовные, чисто человеческие ценности своим  восприятием мира. Приведем пример. Малыш видит красивый цветок и бросается к нему, желая сорвать, но мама отводит его ручку: “Подожди, посмотри, какой красивый цветок! Не будем его срывать. Он нас не встретит завтра на этой тропинке, не будет звенеть, не будет кивать своей:

”Здравствуй Сашенька!” Так мама формирует у малыша доброе,  ласковое,  нежное чувство – чувство любви к живому. Или стоя у березки, мама и ребенок хлопают в ладошки. Мама считает стихи:

                                           У красы-березки

                                           Платье серебрится,

                                           У красы – березки

                                           Зелены косицы.

Затем мама показывает “рожки”, как бы бодает березку:

                                           Со двора к березке

                                           Выбежали козы,

                                           Стали гнуть березку,

                                          А березка в слезы!

Мама и ребенок берутся за руки и идут хороводом круг деревца.

                                          Защищать березку

                                          Выбежим гурьбой

                                          Чтоб росла березка

                                          Выросла большой!

Потом кланяются березке, гладят рукой ее белый ствол.

   Давать возможность полнее воспринять природный объект, отметить цвет, запах, форму, красоту цветка, ветки, листочка и т.п. Вызвать доброе чувство к рассматриваемому природному объекту. Разговаривать с объектом живой природы (с березкой, травкой, елочкой), наделяя его человеческими качествами и “ответным чувством” к доброму поступку малыша. Вводить в наблюдение элементы поэзии и детского фольклора, рассказывать о добром отношении человека к природе восхищаясь ее красотой.  Отождествляя природный объект с человеком,  ласково обращаться к нему. Например, березонька – красавица, травушка -муравушка, зайчик – побегайчик и т.п. Вводить элементы игры, побуждая малыша к игровому взаимодействию с природными объектами например, покажи, как качаются березки, какой елочка была маленькой и какой она стала, когда выросла и т.п.

В присутствии малыша не допускать неблаговидного  поведения по отношению к природе со стороны других людей, осуждать их действия словами: “Это не красиво”, “Так нельзя” и т.п. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Ребенок радуется травке, восхищается необыкновенной окраски крыльев бабочки, прыгает и хлопает в ладоши, увидев радугу.

Главное, научить замечать необыкновенное в обыкновенном, сопровождать чувственное познание словим, развивать ориентировку в предметах живой и

неживой природы по форме, цвету, строению, запаху и т. д.

Развивая сенсорную культуру, родителям следует правильно соотносить чувственный опыт со словом. Речь взрослого должна быть немногословной, но

Точной, яркой и доступной пониманию ребенка. Важно, чтобы ощущения малыша связывались со словом.

Помня о том, что повседневные наблюдения в природе не должны носить излишне обучающий характер, родители могут использовать удобный случай, чтобы обратить внимание ребенка на природное явление, побудить задуматься над ним. Родители должны помнить: знакомя ребенка с природой, нельзя ограничиваться только внешним восприятием предмета (посчитать количество листочков, определить форму цветка, отметить его цвет), забывая о развитие эстетического восприятия.

Каждое время года имеет свои неповторимые особенности. Развивая тонкое восприятие окружающей действительности, взрослый должен выделить круг явлении и предметов природы, которые интересны в данный сезонной период: летом обратить внимание детей на многообразие цветов, оттенков зелени, запахов; осенью – сравнить листья по форме, подметить оттенки желтого цвета; зимой рассмотреть строение ветвей деревьев, заметить различные свойства снега и пр. В любое время года находите материал в природе для сезонного, умственного и эстетического развития малыша. Передайте ребенку свою способность тонко чувствовать природу.

Источник

Андреева Е. В., воспитатель МБДОУ «Детский сад «Росинка» общеразвивающего вида г.Бирюча».

«Природа в эстетическом развитии ребенка» (Консультация для родителей).

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако не все люди способны видеть эту красоту. Природа постоянно воздействует на ребенка. Но дети многое не замечают, их восприятие очень поверхностно. И все же здесь, в царстве природы, они получают свой первый чувственный опыт, накапливают ощущения, идущие от самой жизни. Осмысленное восприятие предметов и явлений зарождается рано. Однако недостаточные знания маленького ребенка не позволяют ему видеть существенные их стороны. В познании мира природы – каждый ребенок первооткрыватель и исследователь. Здесь велика роль родителей, они сами должны видеть и понимать красоту окружающего мира и научить этому своего ребенка.

С первых лет жизни ребенок, видя отдельные явления природы, воспринимает их как само собой разумеющуюся данность, не задумываясь над объективной реальностью, разворачивающейся перед ним картины мира. Задача родителей – помочь своему ребенку обрести правильное виденье мира, которое формируется благодаря возможности усваивать опыт, преподносимый взрослыми, опыт материальной и духовной культуры, в образе их жизни и отношении к окружающему миру. Рассказывайте своему ребенку о том, как богата и прекрасна наша планета, о том у нее есть свои законы (смена дня и ночи, смена времен года, разнообразие погоды, изменения жизни растений и животных, птиц, насекомых в течение года). Ребенок усвоит эти знания через непосредственное восприятие, накопление впечатлений, чувственного опыта.

Ребенок уже в самом раннем детстве копирует эмоции и поступки своих родителей.

Уже в начале второго года жизни малыш изучает поведение мамы, папы, бабушки, бабушки, брата, сестры в той или иной ситуации. Значит, и в отношении к окружающему природному миру ребенок повторяет поступки взрослых. Если родители бережно относятся к природе, восхищаются ее красотой, то и ребенок впитывает в себя эти эмоции и чувства. И наоборот, если ребенок становится не только свидетелем, но и соучастником грубости, бесчинства взрослых в лесу, на поляне, на реке, он вырастит бездумным, жестоким. Если мама собирает полевые цветы в букет, а затем оставляет их вянуть на солнце, малыш получает урок безнравственного отношения к природе. Если папа жесток с животными, то сын повторит все его поведенческие реакции в тех же ситуациях.

Какими же приемами могут пользоваться родители, пробуждая в ребенке этические и эстетические чувства к природе?

– постоянно предоставлять ребенку возможность полнее воспринять природный объект, отметить цвет, форму, запах, красоту;

– вызывать добрые чувства к рассматриваемому природному объекту;

– разговаривать с объектом живой природы (с елочкой, цветочком), наделяя его человеческими качествами;

– вводить в детские наблюдения элементы поэзии и детского фольклора, рассказывать о добром отношении человека к природе, восхищаясь ее красотой;

– вводить элементы игры, побуждая малыша к игровому взаимодействию с природными объектами (например, покажи, как качаются березки, какой елочка была маленькой и какой она стала, когда выросла);

– в присутствии ребенка не допускать недостойного поведения по отношении к природе со стороны других людей, осуждать их действия.

Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Начинать работу в этом направлении необходимо с первых лет жизни, когда в детях закладывается фундамент познавательной активности, пробуждается интерес к окружающему. В период до семи лет происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, развитие мышления, эмоций, закладываются механизмы социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Этот отрезок жизни является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как процессы восприятия в раннем детстве очень ярки и сильны, они остаться в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что позволит успешно встраивать первые «кирпичики» экологической культуры».

Ребенок радуется солнцу, траве, цветам, птицам, животным. Кто из родителей не наблюдал этой бесконечной радости, счастья. Родители открывают ребенку многие свойства вещей и явлений, уточняют представления. Однако, направляя детское восприятие, уточняя свойства предметов живой и неживой природы в повседневной жизни, не следует сводить общение с малышом к излишнему дидактизму, обучению. Главное, научить малыша замечать необыкновенное в обыкновенном, сопровождать познание словом, развивать ориентировку в предметах живой и неживой природы, чувственное познание словом, развивать ориентировку в предметах живой и неживой природы по форме, цвету, строении, запаху.

Решение этих задач уже доступно ребенку трех лет. При умелом руководстве малыш начинает видеть те стороны явлений, которые раньше просто не замечал. Развивая сенсорную культуру, родителям следует правильно соотносить чувственный опыт со словом. Речь взрослого должна быть немногословной, но точной, яркой и доступной пониманию ребенка. Важно, чтобы ощущения малыша связывались со словом. Необходимо, чтобы речь взрослого не только точно отражала свойства природного объекта, но и соответствовала эстетическому чувству, возникающему при его восприятии. Повседневные наблюдения в природе не должны носить излишне обучающий характер, и родители должны использовать каждый удобный случай, чтобы обратить внимание малыша на природное явление, побудить задуматься над ним. Родители должны помнить: знакомя ребенка с природой, нельзя ограничиваться только внешним восприятием предмета, забывая о развитии эстетического восприятия.

Помощником образного, яркого, эстетического отражения явлений природы в слове является художественная литература. Дети любят загадки, стихи и рассказы о природе.

Эстетическое восприятие немыслимо без чувства восхищения природой, успех воспитания зависит от умения направить взгляд ребенка на красоту окружающего мира, помочь увидеть ее, услышать. Важно, еще в раннем детстве научить ребенка замечать и видеть красоту, понимать и чувствовать ее. Иногда для этого нужно всего небольшое усилие – и красота откроется. Что же привлекает малышей в природе? Необыкновенная палитра красок и оттенков, разнообразие форм, линий, их сочетание и взаимодействие, разнообразие запахов… Можно восхищаться чем-то одним, а можно всем целиком. Главное научить ребенка смотреть на природу не только глазами, но и сердцем, испытывать восхищение, необходимое, как пища для души, а порой, и как лекарство. Стремясь воспитывать детей, как хранителей природы мы должны еще в раннем детстве научить их испытывать восторг, восхищаться природой. Из этого складывается любовь к жизни и духовное здоровье.

Источник

Полянская Елена Борисовна,

заместитель заведующего

по воспитательно-методической работе

МАДОУ ЦРР-д/с № 19 «Ягодка»

г.о.СтупиноМосковской области

Консультация для родителей

«Природа – важный фактор формирования эстетического восприятия детей дошкольного возраста»

Эстетическое восприятие – это формирование в человеке эстетического отношения к действительности и активизации его до творческой деятельности по законам красоты.

В настоящее время эстетическое воспитание понимается в широком плане, т.е. наряду с искусством в него включаются эстетическое воспитание средствами действительности и всеми формами жизнедеятельности человека.

Многообразие жизни рождает и многообразие видов и жанров искусства. Дети дошкольного возраста знакомятся с графикой, живописью, скульптурой, декоративно-прикладным искусством, литературой и музыкой, каждое из которых имеет свои жанры.

Дети также усваивают и основные эстетические понятия, отражающие наиболее существенные эстетические стороны и особенности окружающего мира. Под руководством взрослых дети должны освоить и понять основные критерии прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического, приобрести знания о них, с тем чтобы овладеть рядом навыков и умений применять их в жизни, следовать им и соответственно выражать свои чувства.

Трудно представить себе эстетическое воспитание детей без привлечения в помощники воспитателю природы – этого самого естественного источника красоты. Природа – не только великий учитель и великий воспитатель. «Природа – источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего». Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности. Вот это эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому источнику красоты, и должна воспитывать система образовательных учреждений у детей.

Во все времена и эпохи природа оказывала огромное влияние на человека, на развитие его творческих способностей, являясь в то же время неиссякаемым источником для всех самых смелых и глубоких дерзаний человека. Великий критик Белинский считал природу «вечным образцом искусства». Композитор Чайковский, высоко ценя искусство в жизни человека, писал: «Восторги от созерцания природы выше, чем от искусства». Многоголосое звучание земли русской нашло отражение в творчестве талантливых русских композиторов С.В.Рахманинова, Н.А.Римского-Корсакова, М.П.Мусоргского и других. Неповторимое богатство красок природы запечатлели в своих полотнах И.И.Левитан, И.И.Шишкин, И.Грабарь, М.Сарьян, С.Герасимов и другие.

Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо. Поэтому природа – источник для искусства. Прекрасное в природе было и остается предметом художественного освоения ее. Поэтому великие художники – всегда первооткрыватели прекрасного в окружающем мире.

В системе по эстетическому воспитанию дошкольников большое место должно быть отведено природе. Она лучше, чем что-либо обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Воспитание любви к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для нравственного воспитания, в частности, для пробуждения у дошкольников патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду, способствует физической закалке, а также расширению умственного кругозора.

Умение видеть природу – первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания через природу. Оно достигается лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать себя частью целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует постоянного общения с природой.

Основная эстетическая категория – это категория прекрасного. В ней выражается оценка не только эстетическая, но и нравственная. Знание о красивом формируется с раннего детства через предметы быта, которые окружают детей, игрушки, произведения искусства. Постепенно к старшему дошкольному возрасту дети овладевают понятием прекрасного и его к явлениям природы, жизни, в оценке деятельности людей и их поступков. Дети начинают понимать, какие поступки оцениваются как прекрасные, какие как безобразные. Они узнают, что прекрасен трудящийся человек, а лодырь безобразен. Дети познают красоту условий труда, а красота продуктов труда учит бережному к ним отношению. Через произведения искусства: стихи, песни, музыку, изобразительное искусство – дети закрепляют знание о прекрасном и овладевают эстетической оценкой: красиво, прекрасно или некрасиво, уродливо, безобразно. Особое значение имеет ознакомление детей с произведениями народного искусства.

Знания о различных видах искусства детям сообщают уже с раннего детства. Декоративная игрушка, картинка, музыка, книги входят в жизнь ребенка очень рано. Старшим дошкольникам сообщаются знания не только о видах, и о жанрах изобразительного, литературного, музыкального искусства. Содержание знаний об изобразительном искусстве включает знания о книжной иллюстрации, эстампе, живописи, скульптуре, аппликации, декоративно-прикладном народном искусстве, пейзаже, натюрмортах, портрете и т.д. У детей формируют знания о различных выразительных средствах искусства (в скульптуре, например, материал, поза, жест, движения и т.п.).

На протяжении дошкольного возраста формируются также знания о музыке: вокальной и инструментальной, разнообразии ее тематики, жанре, структуре отдельных произведений, средствах музыкальной выразительности, различных музыкальных инструментах. Дети знакомятся с народными песнями и танцами, хороводами, произведениями классической и современной музыки.

В содержание эстетического воспитания входит и формирование у детей элементарных знаний о художественной литературе: русской и зарубежной. Дети приобретают знания о стихах, рассказах, фольклоре: поговорках, загадках, былинах, учатся понимать выразительные средства литературных произведений (реалистических, сказочных, лирических, героических, юмористических и т.д.).

Дети старшего дошкольного возраста знакомятся с именами известных русских писателей, художников, композиторов, иллюстраторов детских книг.

Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Ребенок радуется, видя зеленую траву, слушая щебетание птиц или стрекотание кузнечиков, ощущая запах цветов.

 Способность заметить, выделить красивое развивается постепенно. Но если развитие происходит стихийно, без целенаправленного влияния детского сада и семьи, то оно может задержаться. Поэтому воспитатель должен направлять эстетическое воспитание своих воспитанников, чтобы они на всю жизнь не остались глухи и слепы к красоте природы.

Первые восприятия остры и неожиданны для ребенка. А все новое удивляет, вызывает интерес. У ребенка возникают вопросы, с которыми он обращается к взрослым. Будет ли развиваться любознательность ребенка, будут ли у него формироваться правильные представления об окружающем мире – зависит от взрослого.

Большая роль в эстетическом воспитании дошкольников средствами природы принадлежит педагогическому коллективу детского сада. Перед ними должна стоять задача – последовательно, систематически, целенаправленно развивать и совершенствовать эстетические вкусы детей.

 Наиболее эффективная последовательность работы:

-непосредственное восприятие природы,

-организованное наблюдение над природой во время прогулок и экскурсий.

Наблюдение окружающей действительности оказывает глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у ребенка включены все анализаторы: зрительный – ребенок видит размеры, цвет исследуемого объекта; слуховой – ребенок слышит шум ветра, плеск воды в реке, стук капель дождя, шелест листьев, журчанье ручейка – все это прелестно для слуха ребенка. Вкус позволяет тонко различить – сладкий вкус меда и соленый вкус морской воды, вкус родниковой воды и луговой клубники. Осязание – это вторые глаза ребенка. Ощущая предметы природы, ребенок чувствует все шероховатости коры деревьев, крупинки песка, чешуйки шишек. А запахи! Море запахов, которое волнует воображение ребенка – запах тополиных почек после дождя, запах весны, запах теплой земли, нагретой от солнца. Недаром К.Д.Ушинский писал, что ребенок «мыслит формами, красками, звуками». Развивать наблюдательность у детей – вот задача, которая встает перед воспитателями.

Средствами развития личности ребенка являются педагогические технологии, которые включают в себя такие показатели как:

– развитие любознательности – основы познавательной активности дошкольника;

– развитие способности самостоятельно решать творческие и другие задачи;

– развитие творческого воображения;

– развитие коммуникабельности – способности общаться с взрослыми и сверстниками;

Успешно используется новый подход к ребенку в организации педагогического процесса: личностно – ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком (вместе, на равных, как партнеров), создавая особую атмосферу, которая позволяет каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.

Главная задача –  вовлечение каждого ребенка в активную, познавательную, игровую эмоционально окрашенную деятельность, в ходе которой он самостоятельно (при опосредованной помощи взрослого) добывает знания, использует их в игре, продуктивной деятельности, чтобы кому-то помочь или за кого-то порадоваться, проявляет определенные коммуникативные умения, анализирует продукт деятельности; старший дошкольник рефлектирует.

Организация работы проходит по трем взаимосвязанным этапам:

пробуждение ребенка к активности;

поиск смысла происходящих изменений или открытии в знакомом – незнакомого, в обычном – необычного;

проживание отношения к познаваемому объекту в продуктивной деятельности.

Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению, а приобщению детей к систематической и творческой деятельности. Для этого используется в работе с детьми интегрированный подход, что позволяет соединить всю воспитательно – образовательную работу в единое целое (связь с другими видами деятельности).

Обучение строится «от ребенка» в направлении расширения его познания. На каждом этапе первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые превращаются в знания.

Ребенок должен получить первоначальные знания о природе, отражающие действительность, которые затем лягут в основу формирования у него материалистического мировоззрения. Ребенок должен не бездумно смотреть на природу, а видеть и понимать природные явления и связь между ними, причинную зависимость. «Смотреть» и «видеть» не одно и то же. Умение «видеть» не дается от рождения, оно постепенно воспитывается. Рассматривая, обдумывая, сравнивая, сопоставляя, ребенок одновременно развивает свое мышление и речь. «Если хотите научить ребенка логически мыслить – ведите его в природу», – советовал известный русский педагог К.Д. Ушинский.

Основное средство познания природы – наблюдение. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. В понимании наблюдаемого явления существенное значение имеют опыт, знания и умения ребенка.

Организуя наблюдения в природе, воспитатель решает в комплексе ряд задач: формирует у детей знания о природе, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически.

Природа – один из важных факторов эстетического развития личности. Сложный мир общественных явлений в их эстетическом выражении также оказывает существенное влияние на формирование эстетических воззрений детей.

Общение с природой воспитывает у ребенка чувство прекрасного. Если взрослые научат ребенка любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, величием гор, простором полей, – у ребенка разовьется чувство прекрасного, он будет радоваться красоте и глубине, познает окружающий мир.

Список литературы.

1.Ковалев, А.Г. Воспитание чувств. М., 1971.

2. Буре Р. С. «Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду», Москва, «Просвещение», 1987 г.

3. Виноградова Н. Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»., Москва, «Просвещение», 1978 г.

4.Веретенникова С. А. «Ознакомление дошкольников с природой», Москва, «Просвещение», 1993 г.

5. Саморукова П. Г. «Как знакомить дошкольников с природой», Москва, «Просвещение», 1983 г.

6.Лихачев Б.Т. «Экология личности» , // «Педагогика», №2, 1993 г.

7. Жуковская Р. Н. и др. «Родной край: пособие для воспитателей детского сада»/Под ред. Козловой С. А., Москва, «Просвещение», 1985 г.

Источник