Консультация для родителей особенности развития ребенка дошкольного возраста
Особенности развития ребёнка-дошкольника
Задумывались ли вы о том, что часто за повседневными заботами мы не замечаем, как меняются наши дети? Мы всегда рядом со своим ребенком, и немудрено, что иногда мы не успеваем за временем и воспринимаем его так, как будто он все еще тот малыш, каким был полгода назад. Мы продолжаем общаться с ним как с младенцем, делать за него то, с чем он уже вполне может справиться самостоятельно.
Но бывает и так, что мы опережаем события и нам кажется, будто ребенок уже достаточно взрослый, чтобы подолгу заниматься, быть усидчивым, ответственным, исполнительным, хотя на самом деле он еще совсем не готов к этому.
Вот почему очень важно знать о возрастных особенностях ребенка, его возможностях и потребностях, а также быть готовым к изменениям в его характере или типе поведения, которые становятся особенно очевидными в период возрастных кризисов.
Кризис – это не то, что случается с «неправильно воспитанными детьми». Это то, что должно случиться с каждым ребенком для того, чтобы он мог перейти на новую ступень своего развития. В кризисе поведение ребенка меняется, и это создает для него возможность отойти от прежних моделей поведения и отношений с миром и приобрести новые модели, необходимые для дальнейшего развития. Поэтому кризисы неизбежны и необходимы, их не стоит пугаться. Важно просто знать, что происходит с вашим ребенком, и понимать, что это закономерно.
Несомненно, все дети разные, и каждый ребенок растет по-своему, но, тем не менее, существуют общие закономерности развития. Например, в 2—3 года ребенок еще не может надолго сосредоточиться, легко отвлекается, в 3 года он может быть непослушным и делать все, наоборот, в 6—7 лет усиливается его стремление к самостоятельности и т.д. Чтобы не торопиться, выдвигая ребенку непосильные требования, и в то же время не отставать от его реальных возможностей, чтобы запастись терпением и спокойно относиться ко всем проявлениям вашего ребенка, надо знать о характерных для того или иного возрастного периода особенностях.
Младший возраст (3-4 года) – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с предметным миром. Стремление к самостоятельности формируется у младшего дошкольника в опыте сотрудничества с взрослыми. В совместной с ребенком деятельности взрослый помогает освоить новые способы и приемы действий, показывает пример поведения и отношения. Он постепенно расширяет область самостоятельных действий ребенка с учетом его растущих возможностей и своей положительной оценкой усиливает стремление малыша добиться лучшего результата.
Доверие и привязанность к воспитателю – необходимые условия хорошего самочувствия и развития ребенка в детском саду. Младший дошкольник особенно нуждается в материнской поддержке и заботе близких людей. В течение дня близкие должны проявлять к ребенку свое доброе отношение: приласкать, назвать ласковым именем, погладить. Ощущая любовь родителя, младший дошкольник становится более общительным. Он с удовольствием подражает действиям взрослого, видит во взрослых неиссякаемый источник новых игр, действий с предметами.
К концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети.
Агрессивность и неутомимость малышей в этом возрасте проявляется в постоянной готовности к деятельности. Ребенок уже умеет гордиться успехами своих действий, умеет критически оценить результаты своего труда. Формируется способность к целеполаганию: более четко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия.
В этом возрасте ребенок может воспринимать предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительность.
На основе наглядно-действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».
Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становиться не только средством физического развития, но и способом психологического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость.
Основным достижением каждого возврата связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения. Развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, ранимости, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа «Я» ребенка, его детализации.
Ребенок 3-5 лет должен всегда в качестве поощрения получать: похвалу, улыбки, подарки и т.п. Главное, чтобы поощрение было заслуженным. Иногда приходиться и наказывать малыша, но не ущемлять его достоинства, например, так: посади ребенка на стул, в кресло, на скамейку и скажи ему, что он наказан и пока не успокоится, должен сидеть на месте. Вы же в это время мирно беседуете с ним. Ругать, читать нотации ребенку бесполезно. К этому способу наказания следует прибегать каждый раз, когда ребенок начинает упрямиться и безобразничать.
Обязательно привлекайте ребенка к труду, старайтесь вместе с ним делать самые разнообразные домашние дела. Выполняйте их с интересом, так, чтобы ребенок получал удовольствие от этой деятельности.
Говорить ребенку о том, как вы его любите, какой он замечательный – слишком мало для формирования у него высокой самооценки. Нужно, чтобы ценность личности измерялась какими-то реальными делами. Для этого надо, чтобы ребенок умел что-то делать, отличаться какими-то способностями или навыками, которые могли бы ему пригодиться собой. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок не чувствовал себя беспомощным человеком, от которого ничего не зависит.
Источник
Юлия Анискова
Консультации для родителей «Возрастные особенности детей дошкольного возраста». 1 часть
Уважаемые родители!
Предлагаю Вашему вниманию очень интересные и познавательные консультации по теме:
«Возрастные особенности детей дошкольного возраста».
ЦЕЛЬ: познакомить родителей с особенностями развития детей от раннего возраста до подготовительной группы, повысить психолого – педагогическую компетенцию родителей.
ЗАДАЧИ:
1. Формировать у родителей практические знания в области взаимодействия с детьми разных возрастных групп.
2. Развивать интерес к познанию своего ребенка, правильному подходу к развитию и воспитанию ребенка от младенчества до школы.
3. Максимально сблизить всех участников образовательного процесса.
Задумывались ли Вы о том, что часто за повседневными заботами мы не замечаем, как меняются наши дети? Мы всегда рядом со своим ребенком, и немудрено, что иногда мы не успеваем за временем и воспринимаем его так, как будто он все еще тот малыш, каким был полгода назад. Мы продолжаем общаться с ним как с младенцем, делать за него то, с чем он уже вполне может справиться самостоятельно. Но бывает и так, что мы опережаем события и нам кажется, будто ребенок уже достаточно взрослый, чтобы подолгу заниматься, быть усидчивым, ответственным, исполнительным, хотя на самом деле он еще совсем не готов к этому. Вот почему очень важно знать о возрастных особенностях ребенка, его возможностях и потребностях, а также быть готовым к изменениям в его характере или типе поведения, которые становятся особенно очевидными в период возрастных кризисов. В данных консультациях подобран основной материал к каждой возрастной группе детей. Здесь Вы ознакомитесь с психологическими и педагогическими особенностями в развитие Вашего ребенка от 2 до 7 лет. Эта информация поможет Вам грамотно строить взаимоотношения с ребенком. Предостережет от неверных шагов в вопросах воспитания ребенка. К каждым консультациям прилагаются презентации, в которых в интересной форме изложен материал.
Желаю Вам успехов!
«ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ»
В возрасте 2-3 лет малыш еще не может управлять собой по собственному желанию, его поведение носит большей частью непроизвольный характер. Он очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь, переключить с одного эмоционального состояния на другое. В это время активно развивается речь ребенка.
В этом возрастевашему ребенку важно:
Много двигаться, потому что через движение он развивает и познает свое тело, а также осваивает окружающее пространство.
Освоить мелкие движения пальчиков через игры с мелкими предметами, потому что развитие мелкой моторики у детей напрямую связано с развитием мозга и речи.
Как можно шире осваивать речь, поскольку она помогает и в развитии контакта ребенка с миром, и в развитии его мышления. У ребенка в этом возрасте быстро растет словарный запас, причем количество произносимых слов всегда меньше, чем количество понимаемых.
Играть,поскольку именно в игре начинают активно развиваться важные психические функции: восприятие, воображение, мышление, память. Через игру малыш осваивает окружающий мир, познает законы взаимодействия.
Продолжать выстраивать отношения со взрослыми. Ребенок в этом возрасте очень зависим от родителей, эмоционально на них настроен, нуждается в поддержке, участии, заботе и безопасности. Он ждет от взрослого непосредственного участия во всех его делах и совместного решения почти любой стоящей перед ним задачи. Сверстник пока еще не представляет для ребенка особого интереса, дети играют «рядом, но не вместе».
Получать помощь взрослого в тот момент, когда у него что-то не получается, поскольку ребенок в 2—3 года может реагировать на неудачи весьма аффективно: злиться, плакать, ругаться, бросать вещи.
Иметь достаточно времени для того, чтобы что-то выбрать.Все его желания обладают одинаковой силой: в этом возрасте отсутствует соподчинение мотивов и ребенку трудно принять решение, что выбрать в данный момент. Ему хочется всего и сразу. То, что происходит прямо сейчас. Ребенок эмоционально реагирует лишь на то, что непосредственно воспринимает. Он не способен огорчаться из-за того, что в будущем его ожидают неприятности или радоваться заранее тому, что ему еще не скоро подарят.
Вам, как его родителям,важно знать:
Понимать, что энергичный и активный ребенок — это естественно, хотя временами утомительно. Поэтому вам нужно быть готовыми к этому и по возможности организовывать безопасное пространство, в котором малыш мог бы беспрепятственно использовать свою энергию для подвижных игр.
Будет прекрасно, если именно вы хотя бы иногда будете его партнером по игре.
Предоставить ребенку возможность играть с мелким материалом: пуговицами, крупой, деталями конструктора, камушками, шишками, и другими различными по ощущениям предметами. Обязательно под присмотром взрослого!
Чаще разговаривать с малышом, читать ему сказки, книжки, обсуждать то, что он видел или в чем принимал участие. Полезны периодические контакты с малознакомыми детьми или взрослыми, поскольку ребенок вынужден старательнее произносить то, что мама обычно понимала с полуслова.
Предоставлять возможности для самых разных игр, в основном с предметами. Некоторые дети могут сами увлеченно вкладывать предметы один в другой, разбирать на части, перекладывать их, осваивая начальные этапы анализа и синтеза. Но в 2-3 года в процессе игры малыш чаще всего нуждается в компании матери или любящих его взрослых, поскольку ему нужны совместность и доброжелательное сотрудничество.
Относиться к ребенку спокойно и дружелюбно. По возможности понимать его эмоциональное состояние и насущные потребности, поскольку в этом возрасте ребенок не всегда способен их четко сформулировать и заявить.
Помнить, что соблюдение разумной безопасности не должно лишать малыша возможности открытия нового и интересного. Ваша родительская тревога не должна замещать возможности развития для вашего ребенка, которое происходит в этом возрасте через восприятие, а значит, через постоянное исследование нового.
Понимать, что у маленького ребенка совершенно другое восприятие времени. Для него существует только настоящее. И ваши попытки апеллировать даже к ближайшему будущему им совершенно не воспринимаются.
Относиться спокойно и с пониманием к эмоциональным вспышкам ребенка в случае возникновения трудностей. Злость или слезы, когда у ребенка не получается какая-то сложная для него задача, вполне естественны. Если аффект не очень силен, его можно проигнорировать, в случае сильного расстройства ребенка следует утешить или переключить его внимание.
ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ И ЗНАТЬ РЕБЕНОК В 2-3 ГОДА
Ознакомление с окружающим
Различать и называть игрушки, предметы мебели, одежды, посуды, некоторые фрукты и овощи, вилы транспорта.
•Свободно ориентироваться в ближайшем окружении: узнавать свой дом и квартиру, детский сад и групповую комнату.
• Знать имена членов своей семьи и персонала группы.
•Вместе со взрослым заботиться о живых существах: поливать комнатные растения, кормить птиц, рыб и т. и.
Речевое развитие
• Иметь активный словарный запас (не менее 1000 1200 слов).
• Повторить за взрослым небольшое предложение, в том числе содержащее вопрос или восклицание
• Ответить на понятный вопрос взрослого.
• Поделиться информацией («Коля пришел», пожаловаться на неудобство (замерз, устал) и действия сверстника (отнимает).
• Сопровождать речью игровые и бытовые действия («приборматывать»).
• Слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.
• Пользоваться речью как средством общения со сверстниками.
Художественная литература
Слушать стихи, сказки, рассказы.
При повторном их чтении проговаривать слова, небольшие фразы.
Вместе с педагогом рассматривать иллюстрации в знакомых книжках.
Читать стихи с помощью взрослого (А. Барто из цикла «Игрушки» и др.).
Математика
• Активно участвовать в образовании групп из отдельных предметов, различать «много» предметов и «один»
– Различать большие и маленькие предметы.
• Узнавать шар и куб.
Изодеятельность
Знать что карандашами, фломастерами, красками и кистью можно рисовать; pазличать красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный цвета.
Радоваться своим рисункам, называть, что на них изображено.
• Знать, но на глины можно лепить, что она мягкая.
• Раскатывать комок глины прямыми u круговыми движениями кистей рук, отламывать от большого комка маленькие комочки, сплющивать их ладонями; соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу
• Лепить несложные предметы; аккуратно пользоваться глиной.
Конструирование
• Различать основные формы деталей строительного материала.
• С помощью взрослого строить разнообразные постройки, используя большинство форм.
• Рaзворачивать игру вокруг собственной постройки.
Музыкальное воспитание
• Узнавать знакомые мелодии и различать высоту звуков (высокий, низкий)
• Вместе с воспитателем подпевать в песне музыкальные фразы.
• Двигаться в соответствии с характером музыки, начинать движение с первыми звуками музыки.
•Выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук.
•Различать и называть музыкальные инструменты: погремушки, бубен.
«ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ»
Три года — эго возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж развития ребенка с момента его рождения. Кризис трех лет завершает период «слияния» с матерью, малыш все больше начинает осознавать собственную «отдельность». Основные потребности в этом возрасте — потребность в общении, уважении и признании. Основной и самый важный для ребенка вид деятельности — игра.
В этом возрасте у вашего ребенка:
Происходит формирование воли, что выражается в желании делать все по-своему. Она совершенно необходима ребенку для благополучного отделения. Ему предстоит осознать себя как самостоятельного человека. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.
Проявления осознания себя как отдельного человека будут выражаться в его потребности отвергать почти все, что предлагают родители, и делать что-то самому, даже если ему этого не очень хочется или пока не по силам. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. При этом ребенок может слушаться одного родителя и во всем противоречить другому.
Появляется возможность действовать не под влиянием любого случайно возникшего желания, а поступать исходя из других, более сложных и стабильных мотивов. Это является важным завоеванием в его развитии и следующим шагом в обретении самостоятельности.
Возникает насущная потребность общаться не столько с матерью и членами семьи, но и со сверстниками. Ребенок осваивает правила взаимодействия через обратные реакции,как взрослых, так и детей на его поступки.
Игра становится коллективной. Игра с предметами может иметь уже какое-то сюжетное наполнение, она все более становится образно-ролевой. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует. Но в этом возрасте ребенку достаточно поиграть 10—15 минут, потом ему хочется переключиться на что-то другое.
Дети в игре со сверстниками учатся чувствовать и защищать свои личностные границы и воспринимать их наличие у других людей. Ребенок вынужден учиться учитывать желания и чувства партнеров по игре, иначе рискует остаться в одиночестве и скучать.
Появляется много новых слов. Ребенок активно осваивает речь, придумывая несуществующие слова, придавая уже известным словам свой особенный личностный смысл.
Вам, как его родителям,важно знать:
С терпением и пониманием относиться к проявлениям «воли» ребенка. Помните, что подавленная в этом возрасте воля ребенка впоследствии может привести к пассивности, апатии, зависимости и инфантильности. Следует позволять ребенку настаивать на своем (если это не вредно для его жизни и здоровья, даже когда вам это кажется нелепым или ненужным.
Помнить, что так называемое упрямство — это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что ему важно, чтобы с его мнением считались.
Подготовить ребенка к детскому саду или обеспечить ему другую возможность общения. Для этого надо помочь ему в освоении навыков самообслуживания, за несколько месяцев до поступления в детский сад выработать подходящий режим дня, настроить ребенка на позитивное отношение к детскому саду и быть готовыми к возможным негативным реакциям при расставании. Они естественны. Ребенок может и имеет право испытывать горе от потери привычного его мира.
Разбирать вместе с ребенком ситуации возникновения конфликтов в детском саду или на детской площадке. Учить его уважать собственные и чужие личностные границы. Для этого важно самим быть для него примером — то есть уважительно относиться к нему самому и членам вашей семьи.
Бережно обращаться с чувствами ребенка. Сопереживать его горю, понимать злость, разделять с ним радость, чувствовать его усталость. Важно не подавить его эмоции, а научить его правильно обходиться с собственными эмоциональными реакциями.
Продолжать активно развивать координацию движений (учить прыгать, стоять на одной ноге, играть с мячом, мелкую моторику (этому способствуют занятия лепкой, различные шнуровки, складывание пирамидок). Желательно, чтобы дома у ребенка был спортивный уголок, где он мог бы отрабатывать физические упражнения.
Осознавать, что речевые обороты и запас слов будут формироваться у него главным образом из той речи, которую он слышит в семье. Совместное чтение детских книг, соответствующих возрасту ребенка, необыкновенно полезно. Это расширит словарный запас ребенка, поможет в развитии его образного мышления, создаст эмоциональную близость и теплоту в ваших отношениях. Больше разговаривайте со своим ребенком, обсуждайте с ним события дня, спрашивайте его о том, что с ним происходило, а также терпеливо отвечайте на его вопросы.
ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ И ЗНАТЬ РЕБЕНОК В 3-4ГОДА
РИСОВАНИЕ
Правильно работать карандашом и кистью
Умение проводить прямую линию, наклонные, длинные, короткие, пересекающиеся линии.
Рисовать предмет округлой формы
Умение ритмично наносить штриховку и мазки.
Изображать простейшие предметы и явления действительности.
ЛЕПКА
? Лепить предметы, состоящие из 1-3 частей
? Владеть навыком округлого раскатывания (шар)
? Владеть навыком прямого раскатывания (столбик)
? Навык соединения, сплющивания, защипывания краев формы кончиками пальцев
? Владеть навыком рационального деление пластилина
? Владеть навыком аккуратной работы с пластилином.
АППЛИКАЦИЯ
Навыки наклеивания (промазать клеем наклеиваемый элемент и приложить к листу бумаги, промокнуть салфеткой избыток клея.)
Создавать изображения путем наклеивания готовых форм.
Соблюдения порядка на рабочем столе.
КОНСТРУИРОВАНИЕ
? Знать и называть основные детали строительного материала (кубики, кирпичики, пластины).
? Располагать кирпичи, пластины вертикально.
? Изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими.
? Различать постройки по величине (большая – маленькая, длинная – короткая, высокая – низкая, узкая – широкая).
МАТЕМАТИКА
? Различать предметы по величине, используя слова «большой», «маленький».
? Умение видеть один и много предметов, используя слова «один», «много», «ни одного»
? Понимать вопрос «сколько?»
? Сравнивать группы предметов, используя приемы наложения и приложения комментировать свои действия словами больше – меньше, поровну
? Сравнивать два предмета, разные по величине (длине, высоте)
? Узнавать знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, называть их.
? Различать 4 цвета основного спектра (синий, красный, желтый, зеленый, знать чёрный и белый и оттенки голубой, розовый.
?Понимать слова: верхняя, нижняя, слева, налево, справа, направо.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Растения.
? Называть основные части растений стебель, лист, цветок
? Находить и называть у деревьев ствол, ветки, листья
? Учить различать по вкусу, цвету, величине и форме 2-3 вида овощей и фруктов
? Выделять растительные группы (дерево, куст, трава)
Животные.
?Различать животных ближайшего окружения: звери, птицы, рыбы
? Называть приспособленияживотных к среде обитания: рыбы плавают в воде,
? Птицы летают и т. д.
? Знать и называть домашних и диких животных.
? Домашние – собака, кошка, корова, коза, куры, петух.
? Дикие – заяц, лиса, медведь, волк.
? Учить детей выделять и называть отличительные особенности внешнего вида (у коровы и козы рога, у лисы длинный пушистый хвост).
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ.
• Различать и называть игрушки
• Предметы мебели, одежды, посуды, некоторые фрукты, транспорт ближайшего окружения.
• Различать и называть части тела животного и человека.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ.
? Говорить не торопясь, внятно.
? Отвечать на вопросы взрослого
? Рассказывать об увиденном в 2-4 предложениях.
? Произносить все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных
? Согласовывать слова в роде, числе, падеже.
? Употреблять предложения с однородными членами.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА.
Уметь воспринимать небольшие потешки, сказки, рассказы без наглядного сопровождения.
Читать наизусть небольшие потешки и стихотворениях.
Воспроизводить содержание художественных произведений с помощью вопросов воспитателя.
ФИЗКУЛЬТУРА.
? Ходить и бегать не наталкиваясь на предметы, изменяя направления.
? Прыгать на 2-х ногах на месте и с продвижением вперед.
? Брать, держать, переносить, класть, катать, бросать мяч из-за головы, от груди.
? Метать предметы правой и левой рукой на дальность на расстояние не менее 5 метров.
? Лазать по лесенки – стремянке, гимнастической стене
? Ползать, подлезать под натянутую верёвку, перелезать через бревно, лежащее на полу.
САМООБСЛУЖИВАНИЕ.
? Учить самостоятельно, одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать одежду, снимать, расстегивать пуговицы, складывать, вешать, развязывать и завязывать шнурки ботинок).
? Учить замечать непорядок в одежде и устранять его.
Источник