Консультация для родителей особенности развития памяти ребенка

Консультация для родителей:
«Развитие памяти у детей дошкольного возраста»

 Многие родители беспокоятся, что у ребенка плохая память. Но так ли это, и как развивать память дошкольника, чтобы малыш соответствовал в развитии своему возрасту?

 Если ваш ребеночек посещает детский сад или, то воспитатели  и педагоги регулярно проводят целенаправленные занятия, чтобы развитие памяти детей дошкольного возраста происходило естественно, планомерно и постоянно.

 Память – это психический процесс, при помощи которого человек воспринимает, обрабатывает, сохраняет и воспроизводит информацию. Если на каком-то из перечисленных участков происходит сбой или возникают неполадки, то у ребенка могут возникнуть трудности в обучении. Занимаясь с ребенком дома, следует учитывать не только возрастные и физиологические, но и индивидуальные особенности вашего ребенка.

 Различают память произвольную и непроизвольную. Произвольная память требует для запоминания сознательных усилий, концентрации, некоторого напряжения воли. Непроизвольная память  – когда запоминание происходит без каких-либо усилий. Обычно, если материал или информация интересна человеку, то он ее запоминает быстро и надолго. Поэтому, чтобы обучение способствовало запоминанию информации, оно должно быть запоминающимся, ярким и интересным. Именно такие занятия любят дошкольники.

Наверняка вы замечали, что детская память своеобразна и пластична Какие-то реплики героев мультфильмов, слова (часто неприличные), фразы из рекламы просто сами «липнут» к ребенку. Малыш не прикладывает никаких усилий, чтобы запомнить какой-либо услышанный от старших детей стишок или песенку. Он обратил внимание, и запомнилось как бы само. На самом деле, информация была интересна ребенку, она произвела на него впечатление, включилось непроизвольное запоминание, и информация ушла в глубокие слои сознания. Используя механизмы непроизвольной памяти, можно и нужно максимально эффективно организовать развитие памяти детей дошкольного возраста. Например, если вы с ребенком рассматриваете картинки и рассказываете ему, что на них изображено, то ребенок принимает пассивное участие в обучении. Но если вы предложите малышу активно включиться в процесс восприятия, самому выбрать картинки на какую-то тему, классифицировать их, самому подобрать слова и т.д., то ребенок запоминает такую информацию гораздо лучше.

Произвольная память начинает складываться к годам четырем-пяти. Это означает, что в 4-5 лет ребенок может запомнить информацию при помощи сознательных усилий, т.е. воли. Сначала малыш видит только большую задачу перед собой: выучить стихотворение. Он еще не владеет способами запоминания, но постепенно обучается приемам запоминания при помощи многократного повторения.

Сначала повторяет строки, затем строфы, объединяет парами, увеличивает объем, улавливает связь, создает смысловую цепочку и вот – стихотворение выучено! Ребенок усвоил новый навык: чтобы запомнить, нужно повторить несколько раз и выстроить смысловую последовательность.

 Наиболее благоприятные условия для развития памяти детей дошкольного возраста создает игра. Именно в игре, как основном виде деятельности дошкольника, он учится оперировать своей памятью, когда запоминание и воспроизведение являются обязательным условием выполнения взятой на себя роли. Например, если вы будете специально заучивать с малышом слова, которые использует покупатель в магазине для совершения покупок, то никогда не сможете выучить такой большой объем, как если бы ребенок в игре исполнял роль покупателя.  

Чтобы развивать память ребенка ,следует как можно чаще задавать малышу вопросы о прочитанном, увиденном, услышанном. Например, после прочтения сказки можно спросить:

– как зовут героев?

– что происходило в сказке?

– кто что делал, что сказал, во что был одет?

– кто тебе понравился больше и почему?

Этими простыми вопросами вы не только возвращаете ребенка к прочитанному, но и, опираясь на его память, учите малыша рассуждать, развиваете речевую активность и словарный запас. 

Важным аспектом в развитии памяти дошкольников является то, что постепенно память начинает способствовать формированию личности ребенка. Ребенок начинает запоминать себя и помнить себя. Он интересуется своим прошлым и часто просит взрослых: «Расскажите, какой я был маленький». Ребенку становится важна связь между прошлыми событиями и настоящими. Таким образом, происходит совершенствование и развитие памяти детей дошкольного возраста и становление его внутреннего мира.

Существуют различия в развитии процессов памяти у девочек и мальчиков, которое заключается в разном темпе развития правого и левого полушария. У девочек раньше и быстрее проявляются функции левого полушария, а у мальчиков – правого, которое отвечает за образную память. Левое полушарие отвечает за словесно-логическую память. 

Уважаемые родители! Предлагаю вам игры, направленные на развитие памяти дошкольников

Развитие произвольной зрительной памяти

Игра «Запомни и нарисуй»

Ход игры: Ребёнку предлагается посмотреть и запомнить, как матрешка украсила свой платок . Допускается обведение узора ручкой или карандашом. А затем ребёнку предлагается украсить свой платок тем же узором.

Рисование узора по памяти.

Ход игры: На листе нарисован узор. Предложить ребёнку в течение 1 минуты посмотреть на этот узор. Затем узор убрать и попросить  воспроизвести его по памяти. (Также развивается внимание и мелкая моторика)

Игра «Рассеянный Антошка»: Родитель просит ребенка внимательно посмотреть на картинку, а затем нарисовать ее по памяти. После ребенок рассказывает, что он нарисовал, что мальчик надел не так. Очень важно, чтобы ребенок сравнил свой рисунок с образцом и сделал вывод о том, все ли он хорошо запомнил.

Игра «Нарисуй по памяти картинки»: Родитель демонстрирует несколько картинок, на каждой из которых комбинация из геометрических фигур (можно начать с 3 картинок, постепенно увеличивая их количество). Каждая картинка предъявляется на время от 5 до 10 сек, после предъявления всех картинок мама (папа) просит ребёнка нарисовать все, что запомнил. Данное задание можно изменить, воспользовавшись набором карточек, на каждой из которых различные последовательности геометрических фигур. Ребенок воспроизводит последовательность после предъявления карточки.

Расширение объема слуховой памяти

Упражнение «Каскад слов (цифр)»

Упражнение, аналогичное предыдущему, на материале цифр (можно использовать на формировании элементарных математических представлений). Можно варьировать сложность заданий за счет дополнительных инструкций типа: «Повтори цифры в обратном порядке».

Игра «Я положил в мешок»:

Ход игры: взрослый, начиная игру, говорит: «Я положил в мешок яблоки», следующий повторяет сказанное и добавляет свое и т.д. до тех пор, пока воспроизведение всей цепочки станет недоступным для детей. Содержимое мешка можно менять в зависимости от темы занятия.

Игра «Гуляем по саду (лесу, огороду и т.п.)»

Цель игры: Развитие непроизвольной зрительной памяти.

Ход игры: продемонстрировать детям изображение сада (без установки на запоминание), затем попросить детей перечислить, какие деревья, кустарники, овощи им встретились. Затем можно показать карточки с изображением различных растений и попросить выбрать только те, которые были названы. Убрать карточки и попросить детей перечислить растения в том порядке, в котором они были названы.

Развитие продуктивности зрительной памяти (скорость запоминания, точность воспроизведения, прочность сохранения)

«Копируем художника». Детям предлагается как можно быстрее запомнить рисунок, состоящий из линий, точек, геометрических фигур, расположенных в беспорядке, а затем воспроизвести его на чистом листе бумаги по памяти. Возврат в памяти к заданиям недельной давности и ранее (к зрительному материалу, например, предлагается вспомнить, какие животные были на картине, которую показывал педагог на прошлом занятии и т.д.).

За 1 минуту запомнить как можно больше деталей изображения.

Активизация двигательной памяти ребенка

Игра «Кукловоды».

Вариант 1. Родитель (папа или мама -«кукловод» завязывает глаза ребенку и «водит» его, как куклу, по несложному маршруту,  держа за плечи, в полном молчании: 4-5 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад, поворот налево, 5-6 шагов вперед и т. д. Затем ребенку развязывают глаза и просят самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца, вспоминая свои движения.

Читайте также:  Изучение языков и развитие ребенка

Вариант 2. Дети могут делать такие упражнения парами: один — «кукловод», другой — «кукла».

Вариант 3. Движения постепенно можно усложнять, увеличивая продолжительность маршрута и включая ряд несложных физкультурных упражнений: наклонить «куклу», согнуть руки, заставить присесть, сделать полный оборот через левое плечо и т. д.

Развитие мелкой моторики

Игра «Не урони!» (со счетными палочками)

Ход игры: палочки высыпают из коробочки, пустую коробочку, ставят на стол вертикально. Ребенок берет 2 палочки большим и указательным пальцами правой руки и кладет на коробочку, стараясь не уронить.

Если получилось, то левой рукой теми же пальцами перекладывает палочки на другую коробочку. Если справился, то пробует проделать, то же средним и большим пальцами обеих рук (попеременно). И далее — безымянным и большим, мизинцем и большим. (Если хоть одна палочка упадет, надо начинать сначала.)

Если удалось все проделать до конца успешно, добавляется еще одна палочка (2 + 1 = 3 палочки и т. д.).

Развитие навыка сосредоточения

Игра «Волшебный круг».

Родитель предлагает детям направить «лучик своего внимания» на нарисованную в круге звездочку («старайтесь не отвлекаться, смотрите только на звездочку…») и удерживает их внимание как можно дольше (от 10 до 30 секунд); затем переводит «лучик внимания» на червячка (время то же), затем на крестик.., затем на палочку… и, наконец, в точку.

Игра «Слухачи».

Детям предлагается послушать звуки, которые «живут» только в зале, затем переключить слуховое внимание на звуки, «живущие» в спальне, затем — на звуки на дороге…

По окончании цепочки переключения слухового внимания обсудить с детьми все услышанные ими звуки.

Источник

Консультация для родителей
Особенности развития памяти дошкольников

Роль развития памяти у ребенка огромна.

Усвоение знаний об окружающем мире, о правилах норм поведения, приобретение разных навыков, привычек – все это связано с работой памяти. Основы развития памяти начинается еще в дошкольном обучении. Систематическое целенаправленное овладение знаниями и навыками, предусмотренными программой, предполагает определенный уровень развития детей, в том числе произвольной и не произвольной памяти.

Воспитание памяти ребенка зависит от многих вопросов. Как запоминают дети ? От чего зависит непроизвольная и произвольная память? Каковы пути развития логической памяти?

В дошкольном возрасте происходит существенные изменения в памяти детей. Расширение кругозора, стремительное овладение знаниями, умениями, навыками говорит о количественных изменениях в памяти ребенка.

Память, как известно, заключается в запоминании, узнавании различного материала. Ребенок с легкостью рассказывает выученное стихотворение, пользуется в игре усвоенными правилами, запоминает показанные ему движения, всё это он запомнил.

Важнейшей задачей является обеспечения такой степени усвоения знаний, при которой ребенок легко может пользоваться ими.

Непроизвольная память- это запоминание материала без постановки цели, без специальных, направленных на это усилий.

Что же запоминается непроизвольно? Яркие, красочные, новые предметы, которые привлекают к себе внимание и могут непроизвольно запечатлевается в мозгу ребенка.

Непроизвольно может запечатлеется то, что многократно повторяется: ребенок запоминает дорогу в детский сад, запоминает расположение игрушек, убирать которые его приучили взрослые.

Для развития непроизвольного запоминания, большое значение имеет воспроизведение детьми литературных произведений. Ребенок сопереживает с героем, сочувствует ему, хочет помочь, ставит себя на его место. Большое место в жизни дошкольника имеет картинка. Картинки помогают закрепить запоминание об уже известных предметах, расширяют их кругозор, знакомя их с всё новыми и новыми предметами и явлениями окружающей действительности.

Картинка – важное средство развития речи, мышления, памяти, воображения. Определенный уровень развития непроизвольной памяти необходим для последующего развития произвольной памяти детей.

Произвольная память – это особая деятельность, направленная на запоминание какого – либо материала, где используется разные приемы и способы запоминания. Здесь ставится цель запомнить – вспомнить.

Жизнь постоянно требует от ребенка имеющих знаний, которые он получил раньше. В своей игровой, практической деятельности ребенка он должен опираться на ранее усвоенные способы поведения способы действия с предметами, он должен пользоваться знаниями и умениями, приобретенными на занятиях и в повседневной жизни.

Для развития памяти детей способствуют такие игры, как «Какой предмет загадали?», «Посмотри и запомни», «Угадай что спрятали?», «Черное и белое», «Что я видел?» и многие другие.

Важным и простым примером, которым овладевают дошкольники, является повторение материала в измененном виде, неоднократные повторения.

Повторение необходимо для того, чтобы материал был выучен и сохранен в памяти, не был забыт. Таким образом, память у детей полностью раскрывается в процессе целенаправленного обучения.

Источник

Оксана Руднева
Консультация для родителей «Развитие памяти у ребёнка»

Дошкольное детство – особый период в развитии личности. Дети задают множество вопросов,новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи.

Ребенку надо помогать запоминать его надо учить контролировать правильность запоминания. Пожалуй, это является одним из главных условий успешной адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.

Родители часто недоумевают, почему их малыш с трудом разучивает стишок, который задали к празднику, а полюбившиеся песенки или стихи запоминает легко и может повторять их бесконечно?

Развитие памяти заключается в качественных изменениях процессов памяти и в трансформации содержания фиксируемого материала.

Это очень важно для детей, и в повседневной жизни, и в учебе. Недаром при оценке интеллектуальной готовности ребенка к школе одним из важнейших критериев является его развитая память. Ведь это предпосылка к успешному и разностороннему познанию мира, усвоению новой информации.

Чем больше внимания родители уделяют развитию различных видов памяти, внимания и воображения малыша, тем выше интеллектуальный потенциал их ребенка. Именно поэтому во все наиболее действенные методики раннего интеллектуального развития обязательно включаются упражнения и игры на развитие всех видов памяти.

Работая с памятью, вы восстанавливаете у ребенка недостающие звенья, обучая его эффективному запоминанию. Даже, если вам кажется, что ваш карапуз обладает хорошей памятью, упражнения для развития памяти детей дошкольного возраста ему не помешают.

Желание ребенка запомнить необходимо всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти,но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, представления и воображения. Появление произвольной памяти способствует развитию культурной (опосредованной) памяти – наиболее продуктивной формы запоминания.Первые шаги этого пути обусловлены особенностями запоминаемого материала: яркостью, доступностью, необычностью и т. д

Именно старшему дошкольному возрасту принадлежит важная роль в общем развитии памяти человека: у детей 5-6 лет уже имеется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти.

Память дошкольника прекрасно развивают игры: «Чего не стало» «Запомни и найди», «Разрезная картинка», «Нарисуй, что запомнил» и многие другие

Для развития дошкольника 5-6 лет, очень важна тактильная память, то есть способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. Дети с высокоразвитым тактильным восприятием реже испытывают трудности в школьном обучении. Упражнением для тренировки этой памяти может стать игра “Узнай предмет”. Ребенку старшего дошкольного возраста завязывают глаза, и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. При этом их названия вслух не произносятся, малыш сам должен догадаться о том, что это за вещь. После того, как ряд предметов (3-10) будет обследован, ему предлагают назвать все эти вещи, причем, в той последовательности, в которой они вкладывались в руку. Сложность задания заключается в том, что малышу требуется выполнять 2 мыслительные операции – узнавание и запоминание.

Развитие зрительной памяти детей 5-6 лет хорошо развивает игра (похожая на «Ящик») под названием “Найди сам”. Для нее необходимо склеить 4 и 3 коробка из-под спичек, поставив их друг на друга так, чтобы получились 2 башенки. На первом этапе игры в один из коробков кладут, например, пуговицу и коробок закрывают. Ребенку предлагают показать, куда положили пуговицу, в какую из башенок и в какое отделение. На втором, более сложном этапе, в разные отделения одной из башенок прячут уже 2 предмета. На третьем этапе предметы убирают в разные башенки, и ребенку нужно вспомнить, где что лежит. Открывать отделения башенки кроха может сразу после того, как предмет был спрятан (это развитие кратковременной зрительной памяти) или, к примеру, через полчаса, а для старшего дошкольного возраста – на следующий день (развитие долговременной зрительной памяти).

Читайте также:  Психологическое изучение семьи воспитывающей ребенка с нарушением развития

Также с ребенком можно поиграть в следующие игры, которые не потребуют много времени и финансовых затрат.Можно поиграть в игры: «Где у нас в доме лежат следующие вещи?», «Вспомни, во что одет твой друг?», «Чего не стало?», «Что изменилось?», и многих других.

Способом развития слуховой памяти может быть не только заучивание стихов и прослушивание сказок, рассказов. Это может быть слушание пластинок с записями сказок, песен, (мультиков, песен). Пересказ прочитанного, безусловно, будет служить развитием слуховой памяти.

Слуховую память дошкольников 5-6 лет прекрасно развивают игры: «Игра в слова» или «Чудесные слова». Необходимо подобрать 20 слов,связанных между собой по смыслу: должно получиться 10 пар,например: еда-ложка, окно-дверь, лицо-нос, яблоко-банан, кошка-собака. Эти слова читаются ребенку 3 раза, причем, пары интонационно выделяются. Через некоторое время малышу повторяют только первые слова пар, а вторые он должен вспомнить. Это тренировка кратковременной слуховой памяти.

Напоследок хочу дать несколько советов вам дорогие родители

Формируйте произвольную и непроизвольную память. Для этого во время любой деятельности параллельно заучивайте стихи, слушайте музыку.

Помните! Память следует развивать только в естественной обстановке не заставляйте ребенка, когда он не хочет. Попытайтесь заинтересовать его!

Помните, что особенно легко запоминается и долго сохраняется тот материал, с которым ребенок что-то делал, ощупывал, пробовал на вкус, вырезал, строил…

Если вы хотите, чтобы ребенок запомнил какой-нибудь рассказ, событие, беседу, хотите обогатить его кругозор, необходимо, чтобы материал для запоминания был не только интересным, но и достаточно ясным.

Помните, что для детей важно знать свои успехи! Обращайте внимание ребенка на то, что ему удалось запомнить, а что еще не удалось. Таким путем ребенок привыкает к самоконтролю, а это важно для дальнейшего улучшения работы.

Огромное значение имеет правильная организация повторений. Главное не в том, чтобы уметь использовать то, что сохраняется в памяти.

Рекомендации для родителей

«Поиграйте со своим ребенком»

Игры на развитие восприятия

Восприятие — познавательный процесс, формирующий

субъективную картину мира. Это выделение наиболее

характерных для данного предмета или ситуации качеств,

составление на их основе устойчивых образов (сенсорных

эталонов) и соотнесение этих образов- эталонов с предметами окружающего мира. Восприятие является основой мышления и практической деятельности, основой ориентации человека в окружающем мире, обществе. Для детей дошкольного возраста развивать восприятие лучше всего в процессе игры, которую родители могут предложить ребенку в домашних условиях.

Восприятие формы: «Узнай предмет на ощупь»

Для проведения игры необходимо положить в плотный мешочек разные мелкие предметы: пуговицы, катушку, наперсток, шарик, кубик, конфету, карандаш и др.Задание ребенку: определить на ощупь, что это за предметы.

Восприятие цвета: «Подбери пару по цвету»

Необходимо найти пару предметов одного цвета. В процессе игры нужно составить пять логических пар из десяти различных предметов.

Восприятие времени: Игра основана на вопросах и ответах. Позволяет научить воспринимать такие характеристики времени как время суток, время года, течение времени (быстро, долго, часто, редко, давно, недавно, вчера, сегодня, завтра)

Вопросы ребенку:

-Какое сейчас время суток? Как ты догадался?

-Какое сейчас время года? Почему ты так думаешь?

-Что бывает чаще, день или неделя?

-Что растет быстрее цветок, дерево или человек?

Восприятие пространства: «Найди игрушку» Взрослый ставит игрушку в определенное место, ребенок определяет местоположение данной игрушки (в комнате, на столе, справа/слева от. ,ниже/выше. и т. д

Восприятие величины: Попросить ребенка расставить игрушки по величине, собрать большие и маленькие игрушки отдельно друг от друга. Сравнить карандаши по длине. Нарисовать дорожки разной длины.

Игры на развитие памяти

Память ребенка – это его интерес. Она представляет собой комплекс процессов, с помощью которых человек воспринимает, запоминает, хранит и воспроизводит информацию. Неполадки на каждом из этих уровней могут вызвать затруднения в обучении. Предложенные в данном разделе игры способствуют развитию памяти ребенка, обучат логическим приемам запоминания.

Игры на развитие двигательной памяти.

Развивающая игра “Кукловод”

Вариант 1. Взрослый – “кукловод” завязывает глаза ребенку и “водит” его, как куклу, по несложному маршруту, держа за плечи,в полном молчании: 4-5 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад, поворот налево, 5-6 шагов вперед и т. д.

Затем ребенку развязывают глаза и просят самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца, вспоминая свои движения.

Вариант 2.Дети могут делать такие упражнения парами: один человек – “кукловод”, другой – “кукла”.

Развивающая игра “Пуговица”

Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле – это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.

Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.

Игра “Сложи узор”.

Составьте дорожку или узор из фигур (начинайте с трех-четырех элементов, когда ребенок освоится с такими заданиями, увеличьте количество). Попросите его посмотреть на дорожку (узор, потом отвернуться. Измените расположение одной фигуры (потом двух-трех). Попросите ребенка восстановить первоначальное расположение фигур на дорожках (узорах).

Усложненный вариант: уберите дорожку (узор) с поля. Предложите восстановить самостоятельно. Можно ещё раз убрать узор и предложить ребенку восстановить его с закрытыми глазами на ощупь.

Игра “Фотоаппараты”

Игра на развитие памяти и внимания.

1-ый вариант: детям на секунду показывается карточка с любым изображением, должны как можно подробнее описать его.

2-ой вариант: показывается картинка с изображением какого-либо сюжета (30 секунд, после чего дается другая, подобная первой картинка, но на ней некоторые предметы отсутствуют или заменены на что-то другое. Надо сказать, что изменилось.

Игры на развитие внимания

Внимание связано с интересами, склонностями, призванием человека, от его особенностей зависят такие качества личности, как наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки. Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение ребенком доступного для него объема знаний, умений и установление контакта со взрослым. Развитие внимания тесно переплетается с развитием запоминания, и эти игры помогут его развить.

Развивающая игра «На стол! Под стол! Стучать!»

Игра развивает слуховое внимание ребенка.

Ребенок должен выполнять словесные команды взрослого, при этом взрослый старается его запутать. Сначала взрослый говорит команду и сам ее выполняет, а ребенок повторяет за ним.Например:взрослый говорит: «Под стол!» и руки прячет под стол, ребенок за ним повторяет. «Стучать!» и начинает стучать по столу, ребенок за ним повторяет. «На стол!» – руки кладет на стол, ребенок за ним повторяет и так далее. Когда ребенок привыкнет повторять движения за взрослым,взрослый начинает его путать: говорит одну команду, а выполняет другое движение.Например:взрослый говорит: «Под стол!», а сам стучит по столу. Ребенок должен делать то, что говорит взрослый, а не то, что он выполняет.

Читайте также:  Игры на развитие мелкой моторики у ребенка 5 лет

Игра “Топ-хлоп”.

Игра на развитие внимания, памяти.

Ведущий произносит фразы-понятия – правильные и неправильные.

Если выражение верное, дети хлопают, если не правильное – топают.

Примеры: “Летом всегда идет снег”. Картошку едят сырую”. “Ворона – перелетная птица”. Понятно, что чем старше дети, тем сложнее должны быть понятия.

«Перепутанные линии»

Прослеживание взглядом какой-либо линии от ее начала до конца, особенно когда она переплетается с другими линиями, способствует развитию сосредоточенности и концентрации внимания.

«Где что?»

Следует договориться с ребенком, что он будет хлопать в ладоши, когда услышит слово на заданную тему, например животные. После этого взрослый должен произнести ряд разных слов. Если ребенок ошибся, игра начинается сначала.

Со временем можно усложнить задание, предложив ребенку вставать в том случае, если он услышит название растения, и одновременно с этим хлопать, когда услышит название животного.

«Зеркало»

Играть в эту игру лучше в паре. Игроки садятся или встают друг напротив друга.Один из них совершает разные движения: поднимает руки, двигает ими в разные стороны, чешет нос. Другой – “зеркало” первого.

Для начала можно ограничиться движениями рук,но постепенно усложнить игру: строить рожицы, поворачиваться и т. д. Время игры ограничивается 1-2 минутами.

Если “зеркало” сумело продержаться нужное время, оно получает один балл, а игроки меняются ролями.

«Пальчик»

Чем больше будет картинок, тем труднее и напряженее (а значит, и интереснее) будет игра. Для этой игры ребенку обязательно нужен партнер — желательно сверстник. Если такого нет, роль партнера может выполнять взрослый (бабушка, дедушка, брат и пр., который слегка подыгрывает малышу.

Перед игрой на столе раскладывается в два ряда 10-20 картинок с изображением различных предметов. Полюбовавшись картинками и уточнив название не слишком знакомых предметов, вы обращаете внимание играющих на то, что у каждого из них один палец на руке называется указательным, потому что он указывает на что-то. “В этой игре, — сообщаете вы, — указательный палец будет указывать ту картинку, которую я назову. Кто первый правильно поставит на картинку свой указательный палец, тот ее и получит”.

Потом вы сажаете напротив друг друга двух играющих малышей и просите поставить указательные пальцы правых рук на самый край стола и не поднимать их, пока они не найдут нужную картинку. Основное требование игры — искать картинку глазами, а не руками (так стимулируется умственная активность). Движение — указательный жест — является лишь последним этапом решения задачи. Ограничительное правило — держать палец у края стола — помогает ребенку удержаться от лишних движений руками.

Затем вы торжественно произносите слова: “Кто из вас раньше найдет и покажет пальчиком. ромашку (верблюда, чайник, зонтик и пр. ?” И наблюдаете, кто первым укажет нужную картинку.

Игры на развитие воображения

Эти игры способствуют постепенному усвоению принципа условности и замещения одних предметов другими, развитию воображения. В таких играх дети смогут научиться одушевлять самые разные предметы. Для этих игр можно использовать практически любые предметы, они не занимают длительного времени. Для организации игр можно использовать практически любой момент из жизни ребенка.

«Закорючки»

Лучше играть вместе с ребенком. Нарисовать друг для друга произвольные закорючки, а потом поменяться листочками. Кто превратит закорючку в осмысленный рисунок, тот и победит.

«Оживление предметов»

Необходимо предложить ребенку представить себя и изобразить новой шубой; потерянной варежкой; варежкой, которую вернули хозяину; рубашкой, брошенной на пол; рубашкой, аккуратно сложенной.

«Дорисуй картинку»

Ребенку предлагается незаконченное изображение предмета, и его просят назвать этот предмет. Если ребенку не удается сразу опознать предмет, ему оказывается помощь в виде загадок и наводящих вопросов. После того как дети узнали предмет и представили себе его образ, они дорисовывают и раскрашивают картинки.

Предъявляемые детям незаконченные картинки могут быть выполнены по-разному: точечное изображение, схема предмета, его частичное изображение. На картинках может быть любой знакомый детям объект. Предметные изображения можно объединять в смысловые группы (например, «овощи», «одежда», «цветы» и т. д.) и использовать это упражнение при изучении соответствующей группы.

«Имитация действий»

Варим суп. Попросить ребенка показать как вы моете и вытираете руки перед приготовлением пищи. Наливаете воду в кастрюлю. Зажигаете горелку газовой плиты и ставите кастрюлю на конфорку. Чистите и режете овощи, засыпаете их в кастрюлю, солите, помешиваете суп ложкой, черпаете суп поварешкой.

Показать, как надо осторожно нести чашку, наполненную горячей водой.Представить и показать: вы поднимаете горячую сковороду, передаете по кругу горячую картофелину.

Игры на развитие мышления

Мышление – одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. Предлагаемые игры помогут научиться детям рассуждать, сравнивать, обобщать, делать элементарные умозаключения – иными словами, самостоятельно мыслить.

«Бывает – не бывает»

Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если – нет, то мяч надо отбить.

Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т. д.

«Угадай по описанию»

Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета.Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.

«Что будет, если…»

Ведущий задает вопрос – ребенок отвечает.

“Что будет, если я встану ногами в лужу?”

“Что будет, если в ванну с водой упадет мячик? Палка? Полотенце? Котенок? Камень?” и так далее. Затем меняйтесь ролями.

«Неоднозначные ответы»

Заранее обдумайте вопросы на которые возможны неоднозначные ответы. Когда ребенок ответит на ваши вопросы, возможно вы будете очень удивлены. Такого ли ответа вы от него ожидали?

Маленькие примеры:

«Шерсть у нашей кошки очень….» ;

«Ночью на улице очень…»;

«У людей есть руки, для того чтобы …».;

«Я заболел потому, что …»

«Что на свете колючее?»

Попробуйте вспомнить вместе с ребенком, что на свете есть колючего? Иглы у ели и ёжика, швейные иголки и булавки, шипы роз и шиповника, папин подбородок.

Назовите несколько колючих объектов, возможно малыш добавит к ним другие. Например, назовите сами ёлку, ёжика, иглы и булавки. А когда гуляете в парке или в лесу найдите колючие растения, покажите ребенку шипы. Для чего они нужны растению? Наверняка, ребенок вспомнит вашу игру и сам добавит находку к категории “колючих вещей”.

Можно поиграть и с другими свойствами. “Что на свете холодное?”, “Что на свете круглое?”, “Что на свете липкое?”. Только слишком много сразу свойств не спрашивайте. Лучше что-то одно. Главное, чтобы ребенок запомнил принцип и включал в группу, допустим, “колючих вещей” все новые и новые объекты.

Источник