Консультация для родителей основные показатели развития ребенка раннего возраста

                         КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ

                            РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА

                          (ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ)

                   ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА К 2 ГОДАМ

                         ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Подготовила: воспитатель Гаврилова О.А.

ГБДОУ д/с №17 Петродворцового района СПб.

Отличие предметов по форме, величине, цвету:

Соотносит конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывает на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия в доске).

Ориентируется в трех и более контрастных величинах (собирает трехместную матрешку и другие вкладыши после показа), собирает пирамидку по убыванию размера из четырех – пяти колец контрастных величин (после показа), ориентируется в трех-четырех цветах, некоторые называет, подбирает по образцу.

Начинает распознавать вес, фактуру, температуру предметов (тяжелый, легкий, мягкий, твердый, холодный, теплый), в рамках листа проводит вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие, длинные линии, называет то, что рисует.

Игровые действия    (сюжетно-отобразительные)

Проявляет сообразительность, достает, вылавливает из воды понравившуюся игрушку, производит несколько последовательных игровых действий или решает сам игровую ситуацию после предъявления игрового материала (кормит куклу, если рядом есть посудка, строит гараж, если рядом кубики и машинка), использует предметы заместители. Выполняет два последовательных сюжетных действий с игрушкой

– по просьбе взрослого; без показа.

– по образцу

– самостоятельно

Играет рядом со сверстниками одинаковыми игрушками.

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Эмоциональное активное деятельное состояние.

Хорошо настроен при самостоятельных умелых действиях, при положительной оценке взрослого.

Упрямится, требуя недозволенного, настаивает на своем, недоволен, отказывается от действия при неудавшейся попытке, кричит, жестикулирует, капризничает:

– при нежелании выполнить просьбу взрослого

– подражая близкому человеку, другому ребенку

– для привлечения внимания

Непослушен, злится при ограниченном движении в ответ на грубый тон взрослого, отказывается от общения (прячется) с незнакомым взрослым, долго плачет при уходе мамы.

Улыбается, жестикулирует, заглядывает в глаза, чтобы удержать внимание взрослого или другого ребенка, ожидает похвалы, проявляет яркие эмоции при общении с близкими (мимика, возгласы, движения).

Улыбается, пользуется эмоционально окрашенной речью при совместных играх с детьми.

Получает удовольствие от произносимых слогов, слов, эмоционально заинтересован музыкой, пением, подвижными играми, восторженно относится к развлечениям, в том числе к играм.

Спокойно относится к указаниям: (собери игрушки, это можно, это нельзя, понимает слова “хорошо” и “плохо”)

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Понимание речи

Понимает короткие рассказы (без показа действий), о знакомых событиях (о том, что делали на прогулке), отвечает на вопросы об этих событиях, выполняет до трех поручений (возьми, отнеси, помоги), “жалеет”, “помогает” по просьбе взрослого, знает (показывает, называет) детали лица “губы, зубы, язык, лоб, щечки, глаза” и другие и детали тела “руки, ноги, голова” и так далее.

Активная речь   (до 200 – 300 разнопроизносимых слов)

Использует предложения, состоящие из двух-трех слов, при общении со взрослыми и детьми, фразы не оформлены. Начинает употреблять прилагательные, местоимения и наречия, предлоги. Может называть себя в третьем лице, договаривать четверостишия в знакомых стихах, задает вопросы, называет предметы на картинке. Облегчает слова – дает оценку себе. Например, хороший и так далее.

Здоровается, прощается, говорит “спасибо”, называет детей по имени, называет всех членов семьи: “папа”, “мама”, “дедушка”, “бабушка” и так далее.    

Бытовые навыки

Ест аккуратно, не обливаясь. При умывании трет ладонью лицо, вытирается при помощи взрослого и самостоятельно. Самостоятельно пытается одеваться (шапку, обувь, колготки при незначительной помощи взрослого). Пользуется носовым платком или салфеткой при напоминании, контролирует физиологические потребности.

Физическое развитие

Физические упражнения выполняет по показу, по словесному указанию самостоятельно.

Перешагивает через несколько препятствий чередующимся шагом, удерживает равновесие при ходьбе по доске, поднимается и спускается по лестнице детской горки, меняет темп: ходьбу на бег.

Бегает семенящим шагом, подпрыгивает, удерживает мяч двумя руками, бросает мяч в горизонтальную цель, ловит мяч с близкого расстояния, скатывает с горки.

Источник

Консультация для родителей

«Особенности развития детей раннего возраста»

Ранний возраст — это особый и очень важный период в жизни ребенка. Это период развития

фундаментальных жизненных функций. Ребёнок учится ходить, говорить, обращаться и

взаимодействовать с разными предметами. В этот непростой период очень важна

внимательность и правильное воспитание, так как характер и функции головного мозга

ребенка — это не только наследственный процесс, но и следствие взаимодействия с

окружающей средой.

В первые три года жизни ребенка наблюдаются специфические особенности развития детей раннего

возраста и весьма быстрый темп развития организма ребенка. Это единственный период, в котором

можно увидеть, как в течение короткого времени у беспомощного и не имеющего никаких навыков

существа образуются рефлексы, привычки, сенсорика и речь, не говоря уже о стремительном наборе

веса и увеличении роста.

Особенности развития детей раннего возраста с рождения

В промежутке от рождения до 3-х лет наиболее выраженные особенности развития детей раннего

возраста выражаются в следующем: стремительно увеличивается подвижность ребенка, он начинает

ползать и перемещаться по пространству, исследуя все, что попадается на его пути. Развивается

сенсорика – ребенок взаимодействует с предметами: переворачивает, бросает, опрокидывает их,

старается все ощупать и попробовать на вкус. Также появляется интерес к книгам, но пока ещё

просто как к объектам, а не как к источнику информации: ребенок внимательно разглядывает

картинки и переворачивает страницы. Наблюдается становление памяти. Ребенок понимает и

запоминает все больше слов и реагирует на просьбы. В этом раннем возрасте дети не любят

оставаться в одиночестве, тянутся к возможности установить контакт с объектом, отвечающим ему

взаимодействием.

В этом возрасте очень важно дать ребенку ощущение заботы и теплоты.

Важно научить ребенка понимать и ощущать окружающий мир, так как полноценное развитие

ребенка во многом зависит от воспитывающих его взрослых. Нужно как можно больше

разговаривать с ним. Желательно делать это просто, но ясно. Показывать картинки и задавать

вопросы о том, что на них нарисовано. Также при помощи вопросов «Где?», «Что?» важно научить

ребенка различать окружающие его предметы, начать можно с простого бытового окружения: стул,

кровать, лампа, книга и прочее.

Особенно важно в этот период объяснить ребенку, что для него может быть опасным, и, конечно же,

желательно прятать все предметы, которые могут нанести ему вред, для того чтобы он мог свободно

и безопасно перемещаться по пространству. Научите его общаться с другими людьми и конечно же

не оставляйте ребенка одного без присмотра.

Особенности развития детей раннего возраста от 1 до 2-х лет

В промежутке от 1 года до 2-х особенности развития детей раннего возраста заключаются в

следующем: у ребенка начинают формироваться важные и сложные функции мозга, начинает

формироваться его поведение и складываться характер. Он начинает ходить без поддержки, что дает

ему возможность все больше и больше исследовать окружающий мир, а так же дает возможность

непосредственного общения с другими детьми.

Это возраст, в котором формируются многие социальные черты, такие как сочувствие и

любовь к близким.

Нарастающий интерес к познанию усиливается, и, учитывая увеличение периода бодрствования

ребенка, дает ему больше возможностей и выносливости посвящать себя изучению

заинтересовавшего его предмета.

Несомненно, важен факт того, что ребенок в возрасте до двух лет, начинает совершенствовать речь и

понимать больше слов, путем подражания взрослым. Например, появляются первые простейшие

словоформы и определения: корова – это «му-му», собачка – «гав-гав» и т.д. Постепенно ребенок

начинает подражать фразам и интонациям взрослых и начинает увеличивать словарный запас.

Также в этот период ребенок начинает прислушиваться к своим внутренним ощущениям и учиться

различать свое настроение и чувства.

Особенности развития детей раннего возраста в вышеописанном периоде требуют исполнения

следующих рекомендаций:

∙ Необходимо использовать игры, в процессе которых ребенок может развивать речь и навыки

общения — это весьма важный процесс в развитии детей этого возраста. В процессе игры

нужно использовать простую и понятную ему речь, просить его повторить за вами слова и

объяснять значения сказанных им слов.

∙ Предлагайте ребенку выбор «Ты будешь грушу или яблоко?», следует не торопить его с

ответом — он должен выбирать сам.

∙ Также важно играть в развивающие моторику игры, такие как кубики, пирамидки.

∙ Рисуйте вместе с малышом, научите его различать цвета.

∙ Разговаривайте с ним, но не усложняйте свою речь непонятными ему терминами. Следует

задавать вопросы «Как ты себя чувствуешь?», «Тебе интересно?», «Тебе хорошо?», чтобы

научить его различать свои ощущения. Не препятствуйте малышу передвигать предметы и

мебель.

∙ Также в игровой форме вы можете вместе с ним наводить порядок дома и заниматься

домашними хлопотами.

∙ Научите его распознавать мимику, это тоже можно легко сделать, используя игры.

∙ Объясните малышу значения слова «нельзя» и его причины.

Особенности развития детей раннего возраста от 2-х до 3-х лет

Этот период связан с активным развитием нервной системы, вследствие чего ребёнок становится

более подвижным, а его организм начинает более интенсивно развиваться физически. Благодаря

этому в ребенке проще сформировать навыки правильного поведения. Он учится контролировать

некоторые свои потребности и желания.

Нервно-психическое развитие происходит интенсивней, словарный запас малыша увеличивает

гораздо быстрее, чем в предыдущие два года. Речь начинает отражать уровень его мышления,

ребенок начинает использовать сложные предложения, это происходит благодаря развивающейся

способности устанавливать взаимосвязь между предметами и явлениями, он начинает сравнивать их

свойства и сопоставлять их, что и отражается в речевых функциях. Меняется восприятие речи

окружающих, малыш понимает смысл сказанного.

Также он начинает понимать течение времени, с ним можно обсуждать уже не только данный

момент, но и события прошлого и будущего времени. Он учиться определять цель «Я буду играть»,

«Я буду строить домик». Ребенок начинает понимать свойства и назначение многих предметов, так

же различает цвета и форму предметов: «Когда темно, надо спать», «Птички летают высоко», а так

же формируется представление о количестве («мало – много»).

На протяжении третьего года важно позволить ребенку наблюдать и исследовать. Если он чем-

то заинтересован, следует его поддержать в этом.

Общение со сверстниками в этом возрасте — необходимая потребность, малыш начинает

интересоваться другими людьми. Следует использовать ролевые игры («больница», «дочки-

матери»), они способствуют приобретению социальных навыков общения.

Общие рекомендации

1. Не следует ограничивать пространство, в котором находится ребенок, так как обычно дети,

находящиеся в одном и том же пространстве постоянно, заметно отстают в развитии.

2. Соблюдайте режим, и будьте твердыми в требованиях дисциплины и правилах поведения, но

не переусердствуйте, давайте ребенку понять, что он окружен заботой и вашей любовью.

3. Помните, что игры способствуют развитию ребенка, поэтому следует как можно чаще играть

с ним, правильно подыскивая игру под его настроение, которая будет учитывать его

индивидуальную специфику и общие особенности развития детей раннего возраста.

4. Когда малыш начнет приобретать социальные навыки, следует увеличить возможность

общения со сверстниками.__

Источник

Познавательное развитие

Показывает интересующий его предмет пальцем (указательный жест). Находит спрятанный на его глазах предмет по одним из стаканчиков. Понимает назначение предметов домашнего обихода.

Показывает на кукле три-пять частей тела.

Вытряхивает мелкий предмет из бутылки. Показывает по просьбе двух человек из близкого окружения. Узнает пять-шесть предметов окружающей обстановки или показывает их на картинках в книге (по просьбе). Вставляет квадрат, круг в соответствующие прорези.

Вставляет в прорези квадрат, круг, треугольник. Понимает, кому принадлежат предметы, говорит мне, моё. По просьбе находит и показывает две-три картинки.

Разговаривает с игрушками, когда играет с ними.

Строит поезд из кубиков. Среди картинок лото находит одну «такую же картинку», которую просит взрослый. Выполняет сложные просьбы типа: «Возьми куклу, покорми е и уложи спать». Понимает значение предлогов на, под.

Сортирует предметы по двум цветам (красный, синий), раскладывает их в разные коробочки. Знает назначение многих предметов (одежды, пищи).

Показывает части тела, к которым прикасается (при этом может закрывать глаза). По просьбе даёт один и много предметов.

Развитие речи

Подпевает детские песенки.

Выражает желание словами (дать, ам-ам). Называет знакомый предмет в ответ на вопрос.

Повторяет вслед за взрослым знакомое слово. Использует в речи слова-отрицания нет, ни-ни.

Говорит первые предложения из двух слов на «детском» языке, например: «Би-би ту-ту!», «Мама ам!».

Называет свое имя. Повторяет за взрослым простые предложения из трех-четырех слов. Говорит простыми и сложными предложениями, но может неправильно произносить звуки, например смягчает твердые согласные (там-тям, нету-нетю, чай-тяй и др.).

Повторяет за взрослым короткие стихи (из двух-трех строчек). Говорит трех-, четырехсловным предложениями и более. Строит сложноподчиненные предложения («Когда мы пойдем гулять, я возьму машинку!»).

Те умения и навыки, которые ребенок только начал осваивать или уже освоил, являются отправной точкой для занятий с ним.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ г. МАГАДАНА

Нормативные показатели развития ребенка в раннем детстве.

Черных Е. С.

Эти данные помогут вам способствовать развитию ребенка и помочь ему усвоить различные навыки и умения.

Социальное развитие

Возраст(месяц)

Умения ребенка

16-18

Помогает убирать игрушки. Выполняет простые просьбы (относит чашку на «кухню», потягивает названный предмет и т.п.). Обычно делится игрушками или другими вещами.

19-21

Приносит книгу, чтобы ему почитали.  Просит помочь, если не справляется.

21-24

Иногда говорит нет, когда взрослые активно навязывают свое общение. (Не все дети в этом возрасте могут сказать нет и подчиняются требованиям взрослых.)

25-30

Играет с другими детьми.

31-36

Сочувствует плачущему ребенку, старается помочь ему и утешить. Выражает жалобы словами.

Развитие навыков самообслуживания

16-18

Подносит ложку ко рту, немного проливая. Может снять носки. Самостоятельно снимает туфли. Пытается мыть лицо и руки.

19-21

Ест с ложки, немного проливая. Выполняет просьбы взрослых (идет в другую комнату и приносит названный предмет, например ложку или чашку, и т. п.).

22-24

Моет руки под краном. Учится вытирать руки полотенцем. Размешивает сахар в чашке. Снимает расстегнутую куртку.

25-30

Пьет через соломинку. Ест с ложки, все еще проливая. Самостоятельно вытирает руки. Жестами или словами показывает, что хочет на горшок. Остается сухим, если садится на горшок через каждые 2-3 часа.

31-36

Ест с вилки, но пачкается. Снимает штаны, когда идет в туалет. Моет руки Самостоятельно садится на горшок. Надевает куртку, брюки, но не застегивает. Расстегивает большие пуговицы, липучки, молнии.

Развитие крупной моторики.

16-19

Ходит боком. Бегает неловко.

Поднимается и опускается по лестнице высотой в 3 ступеньки приставным шагом, держась за перила или за руку взрослого. Нагибается и поднимает предмет с пола (без опоры). Делает три шага назад.

20-23

Бьет ногой по мячу, не придерживаясь рукой за опору. Делает три шага на носочках.

Прыгает на месте.

24-27

Может простоять 3 секунды на одной ноге (может опираться одной рукой на опору). Когда прыгает, отрывается обеими ногами и опускается на всю стопу.

Пинает мяч ногой. Самостоятельно поднимается и опускается по лестнице.

28-31

Может подпрыгнуть один раз на месте и не падает. Делает пять шагов на носочках. Самостоятельно садится на маленький стульчик и встает.

32-36

Стоит на одной ноге и удерживает равновесие. Ездит на трехколесном велосипеде, крутя педали. Поднимается по лестнице попеременным, или взрослым, шагом (становясь одной ногой на ступеньку). Бегает хорошо. Бросает мяч вперед.

Развитие мелкой моторики

16-19

Поворачивает вращающуюся крышку флакона в разные стороны.

20-23

Удерживает три кубика двумя руками, ставит три кубика друг на друга. Рисует горизонтальные и вертикальные линии. Разворачивает завернутый предмет. Переворачивает по одной странице книги.

24-27

Надевает два-три шарика на шнурок. Строит башню из пяти кубиков и более. Ловит катящийся мяч. Опускает мелки предметы в банку с отверстиями. Рисует карандашом круги на бумаге.

28-31

Складывает бумагу пополам после показа. Рисует плоскую спираль.

Может резать бумагу ножницами, но делает это неловко. Переливает жидкость из одной емкости в другую.

32-36

Открывает завинчивающиеся крышки. Обводит (неровно) карандашом по контуру квадрат, круг. Рисует крест по образцу.

Раскатывает пластилин.

Источник

Показатели развития ребенка

к 3 годам

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Отличие предметов по признакам:

Называет правильно четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов.

Ориентируется в семи цветах спектра (знает черный и белый цвета), находит по образцу, по просьбе взрослого.

Собирает последовательно (вкладывает меньшую в большую) матрешки, мисочки, формочки, колпачки из четырех-шести составляющих (по показу, просьбе взрослого, в самостоятельной игре).

Легко подбирает плоские геометрические фигуры к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат).

Наглядно ориентируется в конфигурации объемных геометрических фигур (подбирает к соответствующим по форме отверстиям). Некоторые из них называет: шар, куб, призма («крыша»), цилиндр («столбик»), кирпичик, конус.

Определяет на ощупь (в игре) и называет знакомые геометрические или другие фигуры.

 Собирает пирамидку из восьми-десяти колец по образцу или по рисунку (по убыванию размера, по размеру и ,    цвету, по форме и размеру).

Находит и может назвать большой, маленький предмет, средний — между ними.

Определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый).

Составляет картинку из двух частей (на занятии).

Подбирает мозаику к несложному рисунку.

Запоминает и указывает место, где стояла убранная взрослым игрушка (в совместной игре).

Подражает письму взрослого (имитирует).

 К рисунку взрослого может дорисовать недостающие детали (стебелек к цветку, листик к ветке).

Рисует кружочки, овалы, проводит линии, изображает прямоугольные предметы; закрашивает; подражает образцу.

Рисует по собственному замыслу. Объясняет, что рисует (солнышко, дорожку, дождик и др.).

 Раскатывает комочки глины, пластилина в ладонях; соединяет части.

Лепит несложные формы (шарик, столбик, колбаску, бублик).                              

Выполняет несложную аппликацию из готовых форм.

 Игровые действия (начало ролевой игры)

Проявляет инициативу в игре (творческое начало).  Может «брать роль» (называет себя в игре «мама», «врач» и т. п.). Осознает свою роль в игре.

Фантазирует в игре (введение сказочного персонажа).

Спокойно играет вместе с другими детьми, используя предметы-заместители.

Подражает другим детям (в любых играх).

Выполняет правила в подвижных играх.

Строит из кубиков дом, забор, машину, мостик и др. (по образцу, по рисунку, по речевой инструкции, по замыслу)

Использует различные объемные геометрические фигуры в строительных играх и конструировании, обыгрывает постройки с игрушками.

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ   РАЗВИТИЕ

Хочет быть хорошим, ждет похвалы, одобрения, эмоционально-положительного подкрепления со стороны взрослого.

Проявляет инициативу, независимость.

Испытывает эмоциональное удовлетворение, если смог что-то выполнить. Доволен, когда хвалят.

Проявляет чувство гордости за себя («лучше всех бегаю»), за родителей («папа самый сильный», «мама самая красивая»).

Любознателен, любопытен.

Долговременная память опирается на прежние эмоциональные переживания, могут возникать воспоминания за последний год.

Проявляет эмоциональную сдержанность: не кричит в общественных местах, переходит спокойно улицу со взрослым, не бегает по тротуару, спокойно слушает просьбу взрослого и выполняет ее, перестает плакать при обоснованном запрете.

Непослушен, эмоционально напряжен при ограничении движений, при непонимании взрослым его просьб и желаний. Может быть настойчивым в своих требованиях.

Переживает, если ругают. Длительно может обижаться за наказание.

Испытывает чувство огорчения, стыда. Понимает, что сделал что-то плохо (не успел в туалет, разлил воду);

ожидает от взрослого отрицательной оценки.

Понимает, если плохо делает кто-то другой. Дает эмоционально отрицательную оценку («Нельзя: обижать, ломать, рвать, отнимать, драться»).

Может ревновать, обижаться, заступаться, сердиться, лукавить, озорничать.

Владеет неречевыми способами эмоционального общения. Свои чувства выражает взглядом, мимикой, тоном, жестами, выразительными движениями, позами.

Эмоционально выражает воображаемые ситуации (в игре).

Речь насыщает эмоционально-выразительными оттенками (часто по подражанию).

Обозначает словом свои эмоциональные состояния: смеюсь, боюсь, замерз.

Могут возникать страхи, боязнь темноты.

Начинает понимать юмор (смеется, недоумевает).

Эмоционально сопереживает персонажам при слушании сказок, при просмотре детских спектаклей, мультфильмов (радуется, печалится, сердится, морщится от «боли» и т. д.).

Эмоционально отзывчив (испытывает удовольствие) на музыку, пение, художественное слово. Подпевает, танцует (передает ритм). Реагирует на изменение музыки — различно двигается (кружится, приседает, машет руками, хлопает, топает).

Эмоционально по-разному реагирует на знакомые и незнакомые музыкальные или художественные произведения, при рассматривании иллюстраций.

Предпочитает веселую музыку и песни, яркие рисунки.

Проявляет интерес к рисованию, лепке.

Испытывает эмоциональное удовлетворение от подвижных игр.

Эмоционально по-разному реагирует на красивое, некрасивое (замечает, различает, оценивает).

Эмоционально предвосхищает результат некоторых действий (собственных или других людей).

Огорчается при неумении что-то сделать.

Радуется своим умелым действиям, когда получается.

Приветливо, эмоционально открыто, доверительно относится к людям. Интересуется их действиями (делами), отвечает, если о чем-то спрашивают.

Помнит добрых и суровых людей (эмоционально отзывчив и эмоционально сдержан).

Проявляет застенчивость характерной мимикой, особенно при обращении к нему незнакомого человека.

Понимает состояние других на основе своего эмоционального опыта.

Эмоционально оценивает ситуацию: сопереживает (если кому-то больно), помогает (если надо помочь), сочувствует, тихо ведет себя (если кто-то спит, устал).

Замечает огорчение, недовольство, радость взрослых или детей.

Подражает мимике, голосовым интонациям, эмоционально-выразительным движениям близких взрослых.

Подражает эмоциональному поведению сверстников (может копировать более шумного, крикливого).

Доброжелательно относится к детям: не выхватывает игрушки, не берет без спроса, делится своими игрушками.

Получает удовольствие от общения со сверстниками. Возникает интерес к совместным играм.

Выражает симпатию к некоторым детям.

Настороженно относится к незнакомым животным, отдельным людям, новым ситуациям.

 РЕЧЕВОЕ   РАЗВИТИЕ (ДО 1500 ПРОИЗНОСИМЫХ СЛОВ)

Произносит сложные предложения при общении.

Пользуется словами, выражая желания, чувства, впечатления.

Говорит простыми, грамматически оформленными фразами.

Свои действия часто сопровождает речью.

Начинает использовать придаточные предложения (не всегда).

Слова изменяет по числам и падежам. (. Задает вопросы познавательного характера: «Где?», «Куда?», «Почему?», «Когда?» и другие.

 Легко повторяет за взрослыми незнакомые слова, фразы.

 Быстро разучивает стихи, песенки, отрывки из сказок.

 Много звуков произносит правильно (гласные и простые согласные).

 Появляется словотворчество и склонность к рифмовке.

 Вступает в речевые диалоги с детьми, взрослыми.

Отвечает на вопросы взрослого по сюжетной картинке.

Называет по картинке некоторых животных (их детенышей), предметы быта, одежду, посуду, технику, растения и другое.

Рассказывает связно по картинке знакомую сказку.

 Передает словами, жестом, интонацией содержание сказки, потешки, песенки, стихотворения.

Высказывается о книжке, событии (после вопросов и по воспоминанию).

Может доказать, додумать предложение, сказанное взрослым.

Быстро отвечает на вопрос: «Как тебя зовут?». Знает свою фамилию.

Отвечает на вопрос: «Сколько тебе лет?». Показывает на пальчиках.

Отличает и называет людей по принадлежности к определенному полу, по возрасту (мальчик, дядя, дедушка, девочка, тетя, бабушка).

Знает свою половую принадлежность: мальчик или девочка; называет после вопроса взрослого.

Знает названия частей тела (голова, шея, спина, грудь, живот, руки, ноги, пальцы).

 Знает назначение частей тела (отвечает на вопросы): «глаза смотрят», «уши слушают», «ноги ходят»).

Знает названия одинаковых частей тела у человека и животного: «глаза — у всех, ноги — у человека, лапы — у животного, руки — у человека, крылья — у птицы».

В игре называет себя каким-то персонажем. Отвечает на вопрос взрослого: «Кто ты в игре?».

Играя, свои действия сопровождает словами.

Пользуется ролевой речью в игре. Говорит за себя и за куклу.

По детали узнает и называет целое изображение (по хоботу — слона, по брюкам — мальчика).

 Имеет представление о числе, показывает и говорит: «один, два, три, много, мало».

Предвидит результат (мыслительные возможности). Использует средства для достижения цели.

Способен длительно наблюдать, сосредоточивать внимание, увлекаться своей деятельностью.

Начинает различать правую и левую сторону (может ошибаться).

Обобщает предметы по их свойствам (кто (что) летает? кто (что) плавает?).

Переходит от называния себя в третьем лице к местоимению «Я».

 Проявляет особый интерес к разговорам взрослых между собой.

 Длительно слушает сказку, читаемую или рассказываемую взрослым или записанную на аудиокассетах.

   БЫТОВЫЕ    НАВЫКИ

Одевается самостоятельно, с небольшой помощью взрослого.

Раздевается самостоятельно; складывает свою одежду перед сном.

Застегивает несколько пуговиц.

Завязывает (связывает) шнурки.

Знает назначение многих предметов, их местонахождение и предназначение.

Выполняет поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси).

Может вымыть руки с мылом, умыться, вытереться полотенцем.

Замечает беспорядок в своей одежде.

Пользуется носовым платком.

Вытирает ноги при входе в квартиру.

Регулирует свои физиологические потребности.

Ест аккуратно.

Держит ложку за конец ручки.

Пользуется салфеткой.

Не выходит из-за стола до конца еды.

Не мешает за столом другим.

Говорит «спасибо», здоровается, прощается.

 ФИЗИЧЕСКОЕ    РАЗВИТИЕ

Выполняет по показу, по словесному указанию, самостоятельно:

Выполняет одновременно два действия: топает и хлопает.

Качается на качелях.

Скатывается на санках.

Катается на трехколесном велосипеде.

Учится ходить на лыжах.

Не боится плавать, поддерживаемый взрослым.

Легко перешагивает через препятствия на полу (брусочки) чередующимся шагом.

Быстро проходит по наклонной доске.

Перепрыгивает через линию на полу.

Прыгает в длину с места на двух ногах.

Спрыгивает с небольшой высоты.

Бегает, подпрыгивает.

Бросает и ловит мяч.

Подражает движениям сверстников: бегает, прыгает, бросает, подлезает, кружится.

Источник: Волосова Е.Б.   Диагностика развития ребёнка

Источник