Консультации для родителей ребенка с отклонениями в развитии
Советы родителям ребенка с особенностями в развитии
Итак, диагноз установлен, и теперь перед родителями стоит ответственный выбор: определиться, какое детское учреждение будет посещать их ребёнок, чтобы его обучение и воспитание было адекватным его индивидуальным возможностям и способностям? Опыт показывает, что одинаковый по интенсивности стресс переживает большинство родителей, независимо от того, насколько тяжёлыми являются выявленные у ребёнка проблемы.
В головах родителей постоянно возникает мысль, что во всем виноват «ужасный диагноз», а ведь, по сути, он только отражает имеющиеся нарушения. И гораздо лучше знать установленный диагноз и иметь возможность своевременно решать выявленные проблемы теми способами, которые предлагают специалисты, чем игнорировать их, предполагая, что они сами собой исчезнут.
- Какова же наиболее оптимальная тактика поведения родителей детей с проблемами в развитии после проведения комплексного обследования на заседании ПМПК?
- Чего не следует делать родителям, находясь во власти негативных эмоций?
Каких результатов можно добиться, если учитывать индивидуальные особенности ребенка с проблемами в развитии?
1. Не бойтесь диагноза. Диагноз всего лишь констатация проблем медицинскими и психологическими терминами. Незнакомые термины часто звучат устрашающе – надо просто попросить специалистов объяснить вам все непонятные слова, и тогда окажется, что они обозначают только то, о чём вы давно знаете сами, и о чём вы только, что говорили на консультации.
2. Не принимайте важных решений в состоянии стресса. Практика показывает: хладнокровных родителей, эмоционально не реагирующих на оценку их ребёнка (а диагностика воспринимается как оценка, в каких бы терминах она ни формулировалась), просто не бывает. Более того, большинство их гораздо острее реагируют на оценку своего ребёнка, чем на оценку самих себя, и это естественно. Поэтому, признавая правомерность своих чувств, дайте им немного остыть и улечься. Отвлекитесь на время, займитесь чем-либо доставляющим вам удовольствие, обратите внимание на то, что жизнь продолжается и она по-прежнему привлекательна для вас и вашего ребенка. Если отвлечься не удаётся, если в голове все время «прокручиваются» мысли об «ужасной судьбе», о «страшном диагнозе», если эти мысли не позволяют сосредоточиться на текущих делах, мешают спать, попросите врача выписать вам успокоительное средство: такая «вышедшая из берегов» реакция принесет вред и вам, и ребёнку. Немного успокоившись, обратите своё внимание на ребёнка: он все тот же милый, родной и любимый, его достоинства не стали меньше, а недостатки – больше. Просто теперь перед вами стоит задача полководца – определить такую стратегию и тактику работы с ним, чтобы максимально помочь его развитию и обучению. Эта работа потребует немалых сил и времени.
3. Не все особенности развития предполагают необходимость воспитания и обучения в специализированном детском учреждении. Но большинство из них требует своевременного к себе внимания, так как эти особенности влияют на душевное и физическое самочувствие ребёнка, на успешность его развития и усвоения знаний. Например, никто не сомневается, насколько важно умение ребёнка сосредоточенно работать, не отвлекаясь от конечной цели своей деятельности. В значительной мере это умение является результатом воспитания – если ребёнок под руководством взрослого освоил действия с разными предметами, рисование, конструкторы, пластилин, то и в учебных занятиях он показывает способность сосредотачиваться, целенаправленно выполнять предложенное задание. Но бывают случаи, когда повышенная отвлекаемость и быстрое утомление от умственной нагрузки обусловлены особенностями нервной системы ребенка. Врачи в таких случаях говорят о минимальной мозговой дисфункции – несбалансированности основных мозговых процессов, которая проявляется в избыточной двигательной активности, неустойчивом внимании, недостаточной целенаправленности в действиях, повышенной утомляемости.
4. Речевое развитие нередко задерживается – ребёнок позже начинает использовать фразовую речь, запас слов у него более скуден, чем у благополучно развивающихся сверстников. Он может не проявлять интереса к чтению рассказов и сказок, к играм с кубиками, конструктором, к сюжетным играм; страдает плохим сном, склонностью к расстройствам пищеварения, аллергическим реакциям, потливостью, нарушением координации движений, двигательной неловкостью.
С 4-5 лет на первый план выступают повышенная возбудимость, раздражительность, импульсивность поведения, частая смена настроения, иногда двигательная расторможенность. Поведение ребёнка в детском саду вызывает нарекания, педагоги обращают внимание на его неумение вести себя на организованных мероприятиях, например на утренниках; отчётливой становится неустойчивость внимания, которая затрудняет усвоение новых знаний. У некоторых детей повышенная возбудимость и расторможенность в играх сочетаются с замедленным темпом мышления. Это дезориентирует взрослых, давая им повод думать, что ребёнок может быть более быстрым и на занятиях.
«На перемене носится как оголтелый, а на занятии едва шевелится! Наверное, просто ленится», – сердится взрослый. Не зная, что детям с подобными нарушениями свойственны возбуждение и хаотичная активность в игре и замедленность, инертность, низкая продуктивность в умственной деятельности.
Более отчётливыми в старшем дошкольном возрасте становятся неловкие и недостаточно точные движения пальцев, из-за чего ребёнок позже овладевает умением застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, хуже рисует и лепит, чем его сверстники.
К началу обучения в школе тревожащими проявлениями нередко оказываются неумение себя вести, непонимание правил поведения на занятиях, нежелание целенаправленно и сосредоточенно работать. Скудность речи, неумение связно рассказывать, искажение слов, их неправильное согласование в предложениях создают предпосылки для трудностей в освоении родного языка. Психологическое исследование показывает, что дети часто плохо ориентируются в пространстве (они путают правую и левую сторону, неправильно обозначают пространственные соотношения предметов, им трудно выполнить инструкцию на движение в заданном направлении).
И слуховое и зрительное внимание у них ограничено, часто упускаются мелкие детали, особенно страдает внимание на фоне посторонних раздражителей. Переработка полученной информации идет более медленно, хуже удерживается в памяти, труднее воспроизводится.
Все это создает предпосылки для возникновения трудностей в овладении учебными навыками (чтением, письмом, счётом) и нарушений поведения в школе.
Переживающий свои неуспехи ребёнок становится замкнутым, подавленным, протестным. Он остро нуждается в помощи, направленной на коррекцию его трудностей.
Если обратить на них внимание и начать коррекцию в дошкольном возрасте, то к началу обучения в школе многие из них будут сглажены – и обучение станет более успешным. В любом случае они требуют повышенного внимания и специальных занятий сразу – как только будут выявлены.
5. Коррекция трудностей, возникающих у детей, включает и психолого-педагогические, и медицинские мероприятия.
С помощью лекарств можно сделать ребёнка более собранным, целенаправленным, улучшить внимание, память, поведение. Препараты, влияющие на обменные процессы в головном мозге, повысят общий тонус и работоспособность. Обязательно должен быть нормализован сон, снижена тревожность ребёнка.
6. Психолого-педагогическая помощь направлена на развитие целенаправленности, внимания, памяти, ориентировки в пространстве, совершенствование точных движений. Формирование знаний и представлений, умения думать, обобщать, выделять главное неразрывно связано со стимуляцией речевого развития. Подход к ребёнку должен быть организован с учётом уровня его знаний, индивидуального темпа работы, работоспособности, особенностей поведения.
Помните, попытки форсировать обучение с целью «наверстать», «догнать» сверстников за счёт обильных и интенсивных занятий, быстрого темпа обучения чаще всего дают отрицательный результат: утомлённый ребёнок, не понимающий, чего от него хотят, будет протестовать и огорчаться.
- Хороших результатов можно добиться, лишь ориентируясь на индивидуальные особенности ребёнка, задерживаясь на каждом этапе освоения знаний столько, сколько необходимо ребёнку, поощряя успехи и поддерживая в трудностях.
- Вопрос о том, какой вид детского учреждения больше всего подходит ребёнку решается индивидуально в каждом конкретном случае. При этом учитываются уровень его умственного развития, степень нарушения внимания, способность к сосредоточенной деятельности. Лучше всего это делать, проконсультировавшись со специалистами ПМПК.
Источник
Рекомендации родителям по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
В последнее время наблюдается увеличение числа детей с различными отклонениями в развитии, трудностями в обучении и школьной адаптации, нарушениями в эмоционально-личностной сфере и др., что делает необходимым оказание психологической помощи семьям с подобными проблемами. Важно отметить, что целесообразной является организация комплексного подхода к диагностической и коррекционной работе с такими детьми, привлечение разнообразных специалистов (педагогов, дефектологов, логопедов, психоневрологов и т. д.). Однако эффективность помощи также во многом зависит и от родителей. Поэтому мы приводим некоторые рекомендации для родителей, имеющих детей с проблемами в развитии и поведении.
– Никогда не жалейте ребенка из-за того, что он не такой как все.
– Помогите ребенку составить и поддерживать распорядок дня: обязательно структурированный и последовательный.
– Оградите ребёнка или подростка от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач (только1-1,5 часа в день).
– Сделайте семейной традицией доброжелательный откровенный разговор о школьных делах, рассказывайте о своих собственных прошлых учебных проблемах, делитесь опытом. Чтобы ребенок понял: посоветоваться о трудностях – это нормально, родители не будут ругать, а помогут.
– Не пугайте ребенка паническими, гневными реакциями на его учебные неудачи. Плохая оценка – это не конец света.
– Никогда не сравнивайте его с другими детьми. Только с самим собой, с его собственными достижениями и неудачами.
– Создайте ситуацию успеха. Хвалите ребенка даже за маленькие достижения.
– Придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение (можно использовать балльную систему, завести дневник самоконтроля).
– Не прибегайте к физическому наказанию (если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определённом месте после совершения поступка или лишение каких-либо удовольствий).
– Не требуйте с подростка действий, не соответствующих его уровню развития, возрасту и индивидуальным особенностям.
– Не подгоняйте такого ребенка. Без спешки выполненное задание поможет ему справиться с беспокойством, получится оно или нет.
– Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Если состояние ребенка позволяет, придумайте ему простые домашние обязанности, постарайтесь научить ребенка заботиться о других. Решайте все дела вместе с ним.
– Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений, чем более самостоятельным и независимым он будет, тем легче сможет перенести все трудности и невзгоды.
– Развивайте умения и навыки по самообслуживанию.
– Проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;
– Обучайте навыкам эффективного общения со сверстниками и с взрослыми. Стремитесь к встречам с друзьями, приглашайте их в гости.
– Обучайте навыкам саморегуляции психических состояний;
– Обучайте навыкам уверенного поведения. Помните, что будущее вашего ребенка во многом зависит от того, насколько он социализирован, адаптирован в обществе. Делайте все возможное, чтобы он привык находиться среди людей и при этом не концентрировался на себе, умел и любил общаться, мог попросить о помощи.
Важно отметить, что реализация предлагаемых нами рекомендаций и комплексная реабилитация детей с отклонениями в развитии будет эффективна в том случае, если родители будут тесно взаимодействовать с педагогами школы, классным руководителем, педагогом-психологом, социальным педагогом, медиками, логопедами и другими специалистами школы.
Не бойтесь говорить о своих проблемах, возникающих в процессе обучения и воспитания, педагогу. Помните – у вас с ними одна цель, общие задачи! Не стоит замыкаться на своих проблемах. Идите навстречу школе! Не ждите официальных приглашений, а проявите инициативу для встречи с учителями. Ведь это ваш ребенок и никто не знает его лучше, чем вы сами. Помогите педагогам, как можно раньше узнать вашего ребенка. Это позволит найти кратчайший путь к благополучному развитию ребенка с ограниченными возможностями.
Семья, воспитывающая особого ребенка, часто находится в состоянии нервного напряжения, которое забирает большое количество сил, необходимых для постоянного и полноценного развития ребенка.
Во время стресса люди ведут себя по-разному, но все равно некоторые общие советы можно дать:
– Помните о себе, достаточно отдыхайте, ешьте так хорошо, как сможете, выходите из дома и общайтесь с людьми, которые могут вам оказать эмоциональную поддержку.
– Ищите информацию. Некоторые родители находят тонны информации, некоторые не столь настойчивы. Важно – искать точную правдивую информацию. Собирайте копии всех документов о вашем ребенке у врачей, педагогов и других специалистов. Хорошо купить папку, в которую складывать все документы, касающиеся ребенка.
– Выучите терминологию. Когда вы сталкиваетесь с новой терминологией, не бойтесь узнавать смысл слов. Если во время разговора, кто-то использует непонятное вам слово, остановите разговор и выясните значение этого слова.
– Будьте реалистом. Поймите, что в жизни есть вещи, которые мы можем изменить, а есть вещи, которые мы изменить не можем. Наша задача, понимать, что мы можем изменить, а что нет.
– Научитесь работать со своими чувствами горечи и злости. Они неизбежны, когда вы понимаете, что должны пересмотреть планы и мечты, которые были связаны с ребенком. Может, сейчас вы не поверите, но жизнь будет улучшаться, и придет тот день, когда вы снова будете видеть все в положительном свете. Понимание и работа над своими негативными чувствами помогут вам быть сильнее. Оптимизм – это лучшее средство от проблем. На самом деле во всем, что ни случается, надо учиться видеть что-то хорошее. Видение чего-то хорошего уменьшает боль от плохого. И делает жизненные проблемы проще. Воспитывайте в себе новые качества, прежде всего наблюдательность, терпение, самообладание.
– Помните, что время действительно лечит. Это не значит, что обучение и воспитание ребенка с инвалидностью будет легким, но со временем многие проблемы решаются.
– Решите, как реагировать на окружающих. Вас может огорчать или злить отношение других к вам или вашему ребенку. Многие реакции людей на серьезные проблемы происходят по причине незнания, непонимания, страха перед чем-то неизвестным или просто незнанием, что сказать. Поймите, что многие люди не знают как себя вести при встрече с инвалидами. Старайтесь чувствовать себя спокойно и уверенно с ребенком-инвалидом на людях. Доброжелательно реагируйте на проявления интереса со стороны посторонних, не отталкивайте их от себя жалобами, раздражением, проявлением озлобления. Если ребенок переймет от вас подобный стиль общения с окружающими, его шансы найти себе друзей резко возрастут.
– Помните, вы не одни. Чувство одиночество и изоляции испытывают все родители. Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой. Это важно не только для вас, но и для ребенка, которому вы можете оказать услугу на всю жизнь, найдя для него друзей. Помогая друг другу, вы, прежде всего, помогаете себе!
Помните, что это ваш ребенок, и это самое главное. Может быть, его развитие будет отличаться от развития других детей, но это не означает, что он менее ценен, менее полноценен и меньше нуждается во внимании и любви. Любите своего ребенка!
Рекомендации родителям по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
В последнее время наблюдается увеличение числа детей с различными отклонениями в развитии, трудностями в обучении и школьной адаптации, нарушениями в эмоционально-личностной сфере и др., что делает необходимым оказание психологической помощи семьям, имеющим детей-инвалидов. Проблемы образования, воспитания и развития «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. На родителей таких детей ложатся большие нагрузки, в связи с деятельностью по уходу за больным ребёнком и ответственностью за его здоровье, обучение и воспитание. Они испытывают эмоциональное напряжение, тревогу, чувство вины, обиды, находятся в хроническом стрессовом состоянии, поэтому им так же, как и их детям, нужны психологическая помощь и поддержка. Во время стресса люди ведут себя по-разному, но все же некоторые общие рекомендации родителям можно дать:
– Примите ситуацию как данность, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить.
– Помните о себе, достаточно отдыхайте, ешьте так хорошо, как сможете, выходите из дома и общайтесь с людьми, которые могут вам оказать эмоциональную поддержку.
– Ищите информацию. Некоторые родители находят тонны информации, некоторые не столь настойчивы. Важно – искать точную правдивую информацию. Собирайте копии всех документов о вашем ребенке у врачей, педагогов и других специалистов. Хорошо купить папку, в которую складывать все документы, касающиеся ребенка.
– Когда вы сталкиваетесь с новой терминологией, не бойтесь узнавать смысл слов. Если во время разговора, кто-то использует непонятное вам слово, остановите разговор и выясните значение этого слова.
– Будьте реалистом. Поймите, что в жизни есть вещи, которые мы изменить не можем. Наша задача, понимать, что мы можем изменить, а что нет.
– Научитесь работать со своими чувствами горечи и злости. Они неизбежны, когда вы понимаете, что должны пересмотреть планы и мечты, которые были связаны с ребенком. Может, сейчас вы не поверите, но жизнь будет улучшаться, и придет тот день, когда вы снова будете видеть все в положительном свете. Понимание и работа над своими негативными чувствами помогут вам быть сильнее. Оптимизм – это лучшее средство от проблем. На самом деле во всем, что ни случается, надо учиться видеть что-то хорошее, это уменьшает боль и делает жизненные проблемы проще. Воспитывайте в себе новые качества, прежде всего наблюдательность, терпение, самообладание.
– Помните, что время действительно лечит. Это не значит, что обучение и воспитание ребенка с инвалидностью будет легким, но со временем многие проблемы решаются.
– Решите, как реагировать на окружающих. Вас может огорчать или злить отношение других к вам или вашему ребенку. Многие реакции людей на серьезные проблемы происходят по причине незнания, непонимания, страха перед чем-то неизвестным или просто незнанием, что сказать. Поймите, что многие люди не знают как себя вести при встрече с инвалидами. Старайтесь чувствовать себя спокойно и уверенно с ребенком-инвалидом на людях. Доброжелательно реагируйте на проявления интереса со стороны посторонних, не отталкивайте их от себя жалобами, раздражением, проявлением озлобления. Если ребенок переймет от вас подобный стиль общения с окружающими, его шансы найти себе друзей резко возрастут.
– Помните, вы не одни. Чувство одиночества и изоляции испытывают все родители детей с ограниченными возможностями здоровья. Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой. Помогая друг другу, вы, прежде всего, помогаете себе!
Дети с ограниченными возможностями находятся в очень сложном положении эмоционально, морально и психологически: им нужно учиться функционировать в быту и общаться с людьми, но из-за своих ограниченных физиологических возможностей они не могут полноценно выполнять какую-либо деятельность. Вы реально сможете им помочь, если будите придерживаться следующих рекомендаций:
– Никогда не жалейте ребенка из-за того, что он не такой как все.
– Помогите ребенку составить и поддерживать распорядок дня: обязательно структурированный и последовательный.
– Оградите ребёнка или подростка от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач (только1-1,5 часа в день)..
– Сделайте семейной традицией доброжелательный откровенный разговор о школьных делах, рассказывайте о своих собственных прошлых учебных проблемах, делитесь опытом. Чтобы ребенок понял: посоветоваться о трудностях – это нормально, родители не будут ругать, а помогут.
– Не пугайте ребенка паническими, гневными реакциями на его учебные неудачи. Плохая оценка – это не конец света.
– Никогда не сравнивайте его с другими детьми. Только с самим собой, с его собственными достижениями и неудачами.
– Создайте ситуацию успеха. Хвалите ребенка даже за маленькие достижения.
– Придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение (можно использовать балльную систему, завести дневник самоконтроля).
– Не прибегайте к физическому наказанию (если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определённом месте после совершения поступка или лишение каких-либо удовольствий).
– Не требуйте с подростка действий, не соответствующих его уровню развития, возрасту и индивидуальным особенностям.
– Не подгоняйте такого ребенка. Без спешки выполненное задание поможет ему справиться с беспокойством, получится оно или нет.
– Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Если состояние ребенка позволяет, придумайте ему простые домашние обязанности, постарайтесь научить ребенка заботиться о других. Решайте все дела вместе с ним.
– Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений, чем более самостоятельным и независимым он будет, тем легче сможет перенести все трудности и невзгоды.
– Развивайте умения и навыки по самообслуживанию.
– Проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;
– Обучайте навыкам эффективного общения со сверстниками и с взрослыми. Стремитесь к встречам с друзьями, приглашайте их в гости.
– Обучайте навыкам саморегуляции психических состояний;
– Обучайте навыкам уверенного поведения. Помните, что будущее вашего ребенка во многом зависит от того, насколько он социализирован, адаптирован в обществе. Делайте все возможное, чтобы он привык находиться среди людей и при этом не концентрировался на себе, умел и любил общаться, мог попросить о помощи.
Важно отметить, что реализация предлагаемых нами рекомендаций и комплексная реабилитация детей с отклонениями в развитии будет эффективна в том случае, если родители будут тесно взаимодействовать с педагогами школы, классным руководителем, педагогом-психологом, социальным педагогом, медиками, логопедами и другими специалистами школы.
Не бойтесь говорить педагогу о своих проблемах, возникающих в процессе обучения и воспитания. Помните – у вас с ними одна цель, общие задачи! Не стоит замыкаться на своих проблемах. Идите навстречу школе! Не ждите официальных приглашений, а проявите инициативу для встречи с учителями. Ведь это ваш ребенок и никто не знает его лучше, чем вы сами. Помогите педагогам, как можно раньше узнать вашего ребенка. Это позволит найти кратчайший путь к его благополучному развитию.
Помните, что это ваш ребенок, и это самое главное. Может быть, его развитие будет отличаться от развития других детей, но это не означает, что он менее ценен, менее полноценен и меньше нуждается во внимании и любви. Любите своего ребенка!
Для подготовки материалов использовалась литература:
– Педагогическая психология: теория и практика /Под ред. Л.В.Солдатовой и Д.В.Солдатова. – Орехово-Зуево: МГОГИ, 2009.
1. Литература
Поташева И.И., Худенко Е.Д., Кальянов И.В., Луданова Ю.Н., Любимова М.Н. Современные технологии оказания консультативной помощи родителям, воспитывающим ребенка-инвалида: Метод.пособ. М.; 2007.-212с.
https://www.parus-nad.ru/pamyatka-dlya-roditelej-detej-invalidov/
2. Не попала в маркировку строка « Придумайте гибкую систему …
3. Не оказались в окончательной редакции след. советы НЕ надо?
– Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Если состояние ребенка позволяет, придумайте ему простые домашние обязанности, постарайтесь научить ребенка заботиться о других. Решайте все дела вместе с ним.
– Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений, чем более самостоятельным и независимым он будет, тем легче сможет перенести все трудности и невзгоды.
– Развивайте умения и навыки по самообслуживанию.
заключение
Помните, что это ваш ребенок, и это самое главное. Может быть, его развитие будет отличаться от развития других детей, но это не означает, что он менее ценен, менее полноценен и меньше нуждается во внимании и любви. Любите своего ребенка! Удачи!
Источник