Консультации для родителей по вопросам психического развития ребенка

Консультации для родителей по вопросам психического развития ребенка thumbnail
Ребенок шестого года жизни продолжает совершенствоваться через игру, рисование, общение со взрослыми и сверстниками, но постепенно, важнейшим видом деятельности становится учение.

С пяти лет ребенка необходимо готовить к будущему школьному обучению. Конечно, обучение было вплетено во все виды деятельности ребенка и в ранних возрастах. Он учился лепить, вырезать, конструировать, делать аппликации и т. д. Но такое обучение еще не содержало системы, характерной для усвоения знаний. Теперь настало время постепенного перехода к такому обучению, когда ребенок может и хочет делать то, что требует от него взрослый.

Как показывает опыт психологического консультирования детей младшего школьного возраста, проблемы в обучении чаще всего связаны с их недостаточной социальной зрелостью и несформированностью произвольного поведения. При этом интеллектуальное развитие ребенка может быть даже очень высоким.

Вот какие жалобы высказывают родители и учителя начальной школы:

– Ребенок не подчиняется предписанным правилам поведения в школе.
– Не слушает объяснений учителя, занимается своими делами.
– Вместо тетради достает из ранца игрушки и играет во время урока.
– Трудно привлечь внимание ребенка, если не обращаешься конкретно к нему.
– Ребенок долго не может успокоиться и приступить к уроку.
– Во время занятий разговаривает с другими детьми, может встать и ходить по классу.
– Не дослушав вопрос учителя, выкрикивает ответ с места.
– За домашние задания не усадить. Уроки может делать до позднего вечера, постоянно отвлекаясь на посторонние дела.
– Если что-то не получается, все бросает и отказывается от выполнения уроков вообще.

Думаю, что такая перспектива вас не устраивает, а значит, вы со всей ответственностью отнесетесь к развитию социальных навыков поведения вашего ребенка в условиях группового обучения. Ребенок должен понять, что само по себе желание еще не повод для действий и что сначала нужно думать, а потом делать.
Но, конечно, принцип постепенности должен выполняться неукоснительно. Большую часть времени ребенок должен заниматься тем делом, которое ему интересно; он по-прежнему ощущает большую потребность в игре. Поэтому и обучение, становясь более целенаправленным, должно все-таки носить в целом игровой характер.

Интеллектуальное развитие ребенка пяти-шести лет определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Внимание ребенка этого возрастного периода характеризуется непроизвольностью; он еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности.

Руководство взрослого должно быть направлено на постепенное формирование произвольного внимания, которое самым тесным образом связано с развитием ответственности. Это предполагает тщательное выполнение любого задания – как интересного, так и не очень интересного.

Важнейшими характеристиками внимания являются: устойчивость внимания, как способность к более длительному сохранению концентрации, переключение внимания, как способность быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой, и распределение внимания – возможность сосредоточения одновременно на двух или большем числе различных объектов.

Отчетливо сказывается на развитии внимания роль эмоциональных факторов (интереса), мыслительных и волевых процессов.

Все свойства внимания хорошо развиваются в результате упражнений.

Восприятие у ребенка развивается буквально с первых месяцев жизни. К пяти-шести годам ребенок обычно хорошо различает цвета и форму предметов (он называет различные геометрические фигуры).

Ребенок хорошо ориентируется в пространстве и правильно использует многообразные обозначения пространственных отношений: “Надо спуститься вниз, повернуть направо, дойти до угла, повернуть налево, перейти на другую сторону”.

Более трудным для ребенка является восприятие времени – ориентация во времени суток, в оценке разных промежутков времени (неделя, месяц, время года, часы, минуты). Ребенку еще трудно представить себе длительность какого-либо дела.

На основании наглядно-действенного мышления, которое особенно интенсивно развивается у ребенка с трех-четырех лет, формируется наглядно-образное и более сложная форма мышления – словесно-логическое.

Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение развивают у ребенка такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, установление причинно-следственных связей. Благодаря этому ребенок может понять главную мысль сказки, картинки, объединить несколько картинок на основе общего признака, разложить картинки на группы по существенному признаку и т. д.

Занятия с ребенком могут улучшить показатели мышления в 3-4 раза.

У ребенка шестого года жизни память по-прежнему является непроизвольной, основанной на эмоциях, интересе. То есть ребенок легко запоминает то, что его заинтересовало. Но даже в этом случае забывание происходит очень быстро. Родители пятилетних детей часто удивляются, что дети так быстро забывают какую-то информацию.

Уже в этом возрасте проявляются индивидуальные различия: у одних детей лучше развита зрительная память, у других – слуховая, у третьих – эмоциональная, а у четвертых – механическая.

В занятиях с ребенком следует развивать все виды памяти, но стремиться все-таки к обучению запоминания с опорой на мыслительную деятельность, на понимание.

Как уже было сказано, ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра, в процессе которой развивается воображение. Именно воображение дает возможность ребенку представить себя во время игры летчиком, моряком, шофером и т. д.

Некоторых родителей пугает чрезмерное (как им кажется) фантазирование ребенка, и они спрашивают: “А нормально ли это?” Для пяти-шестилетнего ребенка фантазирование является необходимой предпосылкой творческого отношения к действительности. Неустанная работа воображения – это один из путей, ведущих к познанию и освоению мира.

На шестом году жизни ребенка следует обратить самое серьезное внимание на развитие его речи. Все ли звуки ребенок произносит правильно? Не “съедает” ли начала и окончания слов? Умеет ли связно выражать свои мысли? и т. д. Если хотя бы на один из этих вопросов вы ответили “нет”, значит, нужно “бить” тревогу. Более детально разобраться в речевых проблемах ребенка вам поможет книга, изданная сотрудниками Психолого-педагогического центра “Здоровье” Петроградского района Санкт-Петербурга (М. Н. Ильина, Л. Г. Парамонова, Н. Я. Головнева. Тесты для детей. Готов ли ваш ребенок к школе? СПб., “Дельта”, 1997), в одном из разделов которой логопед Л. Г. Парамонова дает описание специальных заданий-тестов на оценку звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя и связности речи у ребенка. Помимо проверочных заданий приводятся и коррекционные упражнения на развитие и усовершенствование “западающих звеньев”.

Читайте также:  Сайт для дошкольного развития ребенка

Если же вам самим не удается добиться положительных результатов, не следует пренебрегать такой проблемой и обязательно нужно обратиться за консультацией к специалисту – логопеду.

Кстати, в этой же книге вы найдете и раздел, посвященный тому, как научить ребенка считать и решать задачи (написан он Н. Я. Головневой).

По общему мнению детских психологов, на шестом году жизни ребенка следует начинать учить чтению. Большинство детей этого возраста сами проявляют интерес к овладению грамотой, особенно, если вы готовили его к этому. Вы постоянно разговаривали и играли со своим ребенком, отвечали на его вопросы и стимулировали его познавательные интересы, много читали, разучивали стихи и несложные песенки. Многие родители вместе с детьми собирают кубики с картинками по каждой букве алфавита: М – муравей, Я – яблоко, и т. д. А еще можно над каждой картинкой написать соответствующую букву и каждый день, рассматривая картинки, просить, чтобы ребенок назвал эту букву. Такие занятия очень нравятся детям.

Для чтения вслух выбирайте яркие, красочные книжки с интересными сюжетами; “волшебные книжки” очень хороши для этой цели. Пусть ребенок сам выбирает книжку. Посадите его на колени или рядом с собой на диване, в кресле, чтобы он мог “читать” вместе с вами. Это очень важно с точки зрения развития интереса к процессу чтения, не говоря уже о том, что эмоционально сближает вас друг с другом.

Бывают такие случаи, когда родители приводят на консультации своего ребенка семи-восьми лет, который уже ходит в школу, но никак не может научиться читать, или считать (решать примеры), или пишет с огромным количеством ошибок. Родители жалуются на своего ребенка: “Он ничего не хочет делать, мы измучились с ним. За уроки его не посадить, отказывается от любых занятий. Школу ненавидит” и т. д. За этим обычно следует отказ от посещения школы, неуправляемое поведение, а то и поиск подходящей компании “товарищей по несчастью”. У них общая беда – ущемленное чувство собственного достоинства.

А ведь всего этого можно было избежать. Если бы родители занимались с ребенком, они вовремя заметили бы эти проблемы и обратились за помощью к специалистам (психологам, логопедам), которые помогли бы своевременно преодолеть трудности будущей школьной жизни. (В пять лет можно уже сделать относительный прогноз трудностей, с которыми столкнется ребенок, когда начнет обучение в школе.) Чтобы избежать трудностей в школьном обучении, занимайтесь со своим ребенком.

В упражнениях для детей всех возрастов, но особенно для детей шестого года жизни, в разделе приводится большое количество заданий, игр, развивающих тонкую моторику пальцев рук. Развитость тонкой моторики – основной показатель готовности к усвоению письма, чтения, правильной речи и интеллекта в целом: руки, голова и язык связаны одной ниточкой, и любые нарушения в этой цепи приводят к отставанию.

Поэтому нормально развивающийся ребенок шести лет должен уметь и любить рисовать, лепить, вырезать ножницами, пользоваться иголкой, разными природными материалами и т. д.

Помимо упражнений, описанных в разделе, прекрасными средствами для развития тонкой моторики являются: а) искусство оригами – создание из бумаги разнообразных изделий. Этой технике, пришедшей к нам из Японии, посвящены специальные издания (книги по оригами продаются в наших магазинах); б) искусство завязывания узелков из веревочек (также изданы учебные пособия).

 Всегда поощряйте занятия ребенка, если они связаны с тренировкой пальцев рук.

Источник

Как можно помочь ребенку

и себе в период кризиса 3-х лет?

Когда  начинается  возраст строптивости, самое  важное  для  Вас  – помнить,   что,   в первую очередь, от этого кризиса страдает Ваш малыш,   а   только   потом   уже  Вы.  

Не забывайте,   что   ребенок   не   пытается выставить   Вас   плохой   матерью   или невнимательным отцом,  он просто пытается определиться   со   своим   местом   в   жизни.

8 правил смягчения кризиса 3 лет у детей:

  1. Спокойствие, только спокойствие.

Итак, это случилось, у Вашего ребенка начались вспышки гнева, зачастую со слезами и истериками.  Малыш   выходит  из  себя,  кричит,   а   Вы   совсем   растерялись?

Просто будьте мудры и терпеливы,   Вы   ведь   из   вас   двоих   единственный

взрослый. Не позволяйте себе срываться в ответ. Если   ребенок   видит, что вы

спокойны, это поможет успокоиться и ему самому. В противном же случае, ребенок

может решить, что утроить истерику – неплохой способ на Вас воздействовать.

Если   малыш   часто   упрямится, не пытайтесь переломить его упрямство

силой. Будьте   хитрее,   в   конце   концов,   вы   ведь   старше   и   опытнее.  

Посмейтесь, обратите  все  в  шутку,  переключите  внимание  ребенка  мягким 

юмором,  примените какую-нибудь маленькую хитрость.

Самое главное, помните, что своим поведением ребенок проверяет Вас, пытается

заново выстроить для себя какую-то систему восприятия окружающего мира.  Если

раньше   ему   было   позволено   практически   все,   то теперь что – то   оказывается

под запретом. К тому же, ребенок учится взаимодействовать с другими людьми, 

а Вы – самый   близкий   из   них,   поэтому   именно   на  Вас   ребенок   учится  

отстаивать   свою независимость,   показывать   свою   натуру.   Помните,   что  

малыш   проверяет   Ваш характер  не  потому,  что  ищет  в  нем  слабые  места,   а

 потому что  для   закреплениясистемы ему нужно несколько раз проверить, что в

 действительности можно, а что нельзя.

  1. Положительное отношение – залог успеха

Ребенка внезапно начинают ругать за разбитую чашку, испачканную одежду, какие-то другие проступки. И малыш постепенно начинает думать, что вы его не любите. 

Дело в   том,   что   в   этом   возрасте   ребенок  не  может   самостоятельно  

разграничить  Ваше отношение   к   каким то   конкретным   поступкам

 и  общее   отношение к   нему.   Чаще хвалите ребенка,

 показывайте свою любовь к нему, объясняйте мягко, в чем он неправ и почему это   плохо.  

Ни  в  коем   случае  не  срывайтесь, не   закрепляйте у ребенка комплекс вины.

 Помните – Ваш ребенок отнюдь не плохой, он просто не умеет себя

вести верно в каких-то ситуациях и еще не понимает некоторых вещей.

  1. И опыт – сын ошибок…

Помните, что не бывает идеальных людей, а уж тем более, не ожидайте от Вашего

малыша того, что он не будет ошибаться. Позвольте ему иногда падать, в переносном

смысле, разумеется. Несколько ошибок, сделанных при Вас и разъясненных ребенку,

могут спасти его от более серьезных ошибок в будущем. Да и к тому же, на чем-то

ведь вы собираетесь учить Вашего малыша?

Не  ставьте  ему  общих оценок.  Одно  Ваше  в  сердцах  брошенное  «растяпа»  может

очень больно ранить  ребенка  и  заложить основу для дальнейших психологических

проблем. Избегайте категорических суждений, поддерживайте в ребенке

уверенность в том, что он сможет сделать все,   показывайте   ему,   сопровождая

Читайте также:  Влияние факторов среды на развитие личности у ребенка

фразой: «Ты молодец, у тебя почти получилось, давай, я помогу тебе и мы сделаем все

вместе правильно»

  1. Никаких «других» детей.

Не сравнивайте достижения и поступки Вашего ребенка с поступками и

достижениями других детей. В этом возрасте у малыша еще нет чувства здорового

соперничества,  а вот внушить недобрые чувства к тому, с кем Вы сравниваете,  Вы

можете вполне. Лучше приводите в пример малышу его же самого, к примеру: «А вот

сегодня   у   тебя   получился   цветочек   лучше,   чем   вчера».   Это   закрепит   у  

ребенка желание  развиваться  дальше.  Помните,  что,  несмотря  родительская

 похвала  всегда нужна малышу.

  1. Пусть сам решает.

В этом возрасте ребенок уже хочет самостоятельности. Позвольте ему что-нибудь

делать самому,  например,  поливать  какой-нибудь  цветок  или приносить  столовые

приборы к трапезе. И даже если цветок увял от чрезмерного полива, а к супу ребенок

принес   вилку,   важно   то,   что   вы   позволили   ему   делать   это   самостоятельно.

Не   смейтесь   над   вкусом   ребенка,   если   он   хочет   надеть   синие   штаны,  

Красную футболку и желтую панаму   для малыша будет очень важно, что родители 

Одобряют его выбор, а привитие вкуса произойдет постепенно.

  Давайте ребенку выбор. Спрашивайте,   что   он   хочет   съесть,   почитать,   какие

игрушки   он   хочет   взять   на   прогулку.   Пускай   малыш   учится   принимать

самостоятельные решения.

  1. Все познается в игре…

Ваш малыш все-таки ребенок, а дети любят играть. Более того, игра сейчас становится

главной деятельностью малыша, его ведущей линией развития. Зачастую вы можете

узнать о Вашем малыше что-нибудь интересное, если понаблюдаете за ним именно во

время игры. Попросите, например,  ребенка,  чтобы он накормил медвежонка супом,

скажите, что мишка есть суп не хочет. Или, если ребенок сам не желает есть кашу,

попросите его покормить игрушку, сказав, что кушать та согласна только по очереди с

малышом. Придумывайте ролевые игры, через них ребенок великолепно понимает

многие  вещи.  Объясняйте  ему правила  вежливости,  нормы поведения,  учите  вести

себя за столом или в гостях, взяв в союзники его игрушки.

  1. Больше гибкости

Разумеется, это не означает, что вы должны тут же начать потакать малышу во всем.

Однако в некоторых мелочах можно спокойно уступить. Например, если ребенок

хочет   за   обедом   съесть   сперва   второе,   а   только   потом   суп   –   уступите. Ничего страшного не случится, ребенок съест весь обед и все пройдет без капризов. 

Ведь Вы поступили так, как хотел малыш.

Если ребенок пытается воздействовать на Вас истерикой, не поддавайтесь.

Малыш должен  понять,   что   криками  и   слезами  он  ничего  добиться  не   сможет,   ипрекратит использовать это прием. Не наказывайте бьющегося в истерике

 малыша. Не кричите на него – Вы сможете добиться только усиления криков. 

Будьте спокойны, малыш сам поймет, что плакать и визжать бесполезно. Ищите компромиссы.  Может быть, Вам просто не хватает умения взглянуть на

 себя со стороны? Ищите обходные пути,   совершайте   маневры   уклонения,   обходя

  упрямство ребенка.   Не   требуйте беспрекословного   послушания,   помните,   что  

иногда   ребенку  просто   нужно   давать пошалить.

  1. Добрым словом и заботливым вниманием…

В этом возрасте ребенок уже начинает испытывать новое чувство – гордость за свои

успехи. Одобряйте даже самые маленькие его удачи, хвалите, поддерживайте.

Закрепляйте у малыша мысль о том, что делать что-то хорошо – это… хорошо.

Беседуйте с ребенком, обсуждайте все, что ему интересно, отвечайте на все его

вопросы.  Помните,  что для малыша Вы – главный источник знаний о непонятном

взрослом мире.  

Показывайте ребенку, что вы считаете его достаточно взрослым для каких-то

вещей. Если вы едете в командировку, напишите письмо персонально Вашему чаду.

Ему будет очень приятно. Позвоните с работы, попросите к телефону малыша, он тоже

отметит   этот   знак   внимания.   Сделайте   ребенку   какой-нибудь   «взрослый»   и

одновременно с тем полезный подарок – красивую ручку для письма, блокнот.

Кризис  трех лет  является   очень   важным периодом  в  развитии  любого человека.

Любите,   играйте,   беседуйте   с   ребенком,   учитывая   его   потребности.  Уважайте   его личность и  учите уважать других.  

Этим Вы поможете   малышу быстрее и безболезненно перерасти свой кризис 3 лет.  

И помните – каждый из нас когда-то был точно таким же ребенком.

Источник

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка – детский сад №42

Консультация для родителей и педагогов

«Особенности психического развития

детей 5-6 лет»

Педагог-психолог:

Колмакова А.Ю.

с. Павловская Слобода

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: Ребёнок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 5-6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане). Чаще начинают употреблять и более точный словарь для обозначения моральных понятий – вежливый, честный, заботливый и др.

В этом возрасте в поведении дошкольников формируется возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. Ребенок эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям. Однако соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т. д.), как правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями.

В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе; оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.). Общение детейстановится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.

В 5-6 лет у ребёнка формируется система первичной половой идентичности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика поведения, внешности, профессии). При обосновании выбора сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки – на такие, как сила, способность заступиться за другого.

Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5-6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребёнок становится способным встать на позицию другого).

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: В игровом взаимодействии существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга – указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнёрам свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила. При распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет…?»). Вместе с тем согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает ещё по ходу самой игры.

ОБЩАЯ МОТОРИКА: Более совершенной становится крупная моторика: ребенок хорошо бегает на носках, прыгает через веревочку, попеременно на одной и другой ноге, катается на двухколесном велосипеде, на коньках. Появляются сложные движения: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Активно формируется осанка детей, правильная манера держаться. Развиваются выносливость (способность достаточно длительное время заниматься физическими упражнениями) и силовые качества (способность применения ребёнком небольших усилий на протяжении достаточно длительного времени).

Читайте также:  Какие есть упражнения для развития ребенка 5 лет

Ловкость и развитие мелкой моторики проявляются в более высокой степени самостоятельности ребёнка при самообслуживании: дети практически не нуждаются в помощи взрослого, когда одеваются и обуваются. Некоторые из них могут обращаться со шнурками — продевать их в ботинок и завязывать бантиком.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать.

Представления об основных свойствах предметов углубляются: ребёнок хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и тёмно-красный); может рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга; сопоставить между собой по величине большое количество предметов.

Ребенок 5-6 лет умеет из неравенства делать равенство; раскладывает 10 предметов от самого большого к самому маленькому и наоборот; рисует в тетради в клетку геометрические фигуры; выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры; ориентируется на листе бумаги.

Освоение времени все ещё не совершенно: не точная ориентация во временах года, днях недели (хорошо усваиваются названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие события).

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 мин вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым (отобрать несколько фигур определённой формы и цвета, найти на картинке изображения предметов и заштриховать их определённым образом).

Объём памяти изменяется не существенно. Улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства (в качестве подсказки могут выступать схемы, карточки или рисунки).

В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) . К наглядно-действенному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить необходимые связи. При этом пробы становятся планомерными и целенаправленными. Задания, которые можно решить без практических проб, ребёнок нередко может решать в уме.

Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребёнку видеть перспективу событий, предвидеть близкие и отдалённыепоследствия собственных действий и поступков.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки.

Ребёнок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т. п.).

Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.).

Дошкольники могут использовать в речи сложные случаи грамматики: несклоняемые существительные, существительные множественного числа в родительном падеже, следовать орфоэпическим нормам языка; способны к звуковому анализу простых трёхзвуковых слов.

Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения.

Круг чтения ребёнка 5-6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш способен удерживать в памяти большой объём информации, ему доступно чтение с продолжением. Практика анализа текстов, работа с иллюстрациями способствуют углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий.

Ребенок к 6 годам свободно называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии.

МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ И ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. В процессе восприятия художественных произведений дети эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом.

При слушании музыки дети обнаруживают большую сосредоточенность и внимательность. Творческие проявления музыкальной деятельности становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми).

В изобразительной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведёт за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники изображения: дошкольники могут проводить узкие и широкие линии краской (концом кисти и плашмя), рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для получения светлых, тёмных и новых оттенков, разбеливать основной тон для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую. Дети с удовольствием обводят рисунки по контуру, заштриховывают фигуры.

Старшие дошкольники в состоянии лепить из целого куска глины (пластелина), моделируя форму кончиками пальцев, сглаживать места соединения, оттягивать детали пальцами от основной формы, украшать свои работы с помощью стеки и налепов, расписывать их.

Совершенствуются практические навыки работы с ножницами: дети могут вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат – в несколько треугольников, прямоугольник – в полоски, квадраты и маленькие прямоугольники; создавать из нарезанных фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.

Дети конструируют по условиям, заданным взрослым, но уже готовы к самостоятельному творческому конструированию из разных материалов. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании.

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) активно развиваются планирование и самооценивание трудовой деятельности. Освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда.

 ВНИМАНИЕ – ЭТО ВАЖНО! Возраст 5-6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное. Действия воображения – создание и воплощение замысла – начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождается её замысел и сюжет.

Источник