Консультации для педагогов по развитию словарного запаса ребенка
Вавина Олеся Сергеевна
Консультация для педагогов «Расширение словарного запаса у дошкольников»
Дошкольный возраст – период активного усвоения всех структур родного языка, уникальное время для становления и развития лексикона.
При благоприятных социальных условиях ребёнок пятого года жизни расширяет сферу своего общения, он уже в состоянии рассказать не только непосредственно воспринимаемые обстоятельства, но и то, что было воспринято и сказано раньше.
Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т. д.
Бедность словаря проявляется, например, в том, что дошкольники даже 6-летнего возраста не знают многих слов: названий ягод, рыб, цветов, диких животных, птиц, инструментов, профессий, частей тела и др. Дети пользуются всеми частями речи, заметно преобладание существительных и глаголов; неточное употребление глаголов, замена названий частей предметов названиями целых предметов; страдает навык словообразования и словотворчества. Трудно усваиваются слова обобщённого значения, слова, обозначающие оценку, качества, признаки и др.
Словарный запас – это слова, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности, которые использует человек. Выделяют активный и пассивный словарь ребенка.
Под пассивным словарем понимают часть словарного состава языка, понятного ребенку. Она зависит от возраста, психического развития, социальной среды. Пассивный словарь – это то, что ребенок понимает, но не использует в своей речи.
Активный словарь – часть словарного состава языка, которая свободно употребляется в повседневной жизни конкретного ребенка.
На каждом возрастном этапе понимание ребенком значения слова имеет определенные особенности. В течение дошкольного детства осознание ребенком смысла слова проходит длительный путь.
Самые первые слова у ребенка обычно появляются к году. Эти слова (чаще всего мама, папа, баба) представляют собой слова-предложения, выражающие целую мысль. При помощи одного и того же слова ребенок может высказывать и какую-то жалобу, и просьбу дать ему игрушку, «взять на ручки», и т. п. В дальнейшем у ребенка появляются все новые и новые слова, которые он постепенно начинает связывать между собой, пытаясь строить из них элементарные предложения.
Словарный запас детей постоянно обогащается не только в количественном, но и в качественном отношении. Количественный рост словаря выражается в постепенном усвоении новых слов. В первую очередь ребенок усваивает те слова, которые непосредственно связаны с его жизнью (так называемый «бытовой словарь», — названия окружающих предметов, игрушек и основных повседневных действий. При этом количество имеющихся у ребенка слов зависит от тех условий, в которых он живет и воспитывается. Так, двухлетние дети в разных семьях могут иметь в своем запасе от 45 до 1000 и даже более слов. Качественный рост словаря выражается во все более глубоком понимании ребенком значений слов, включая многозначность и переносные значения. Например, под словом ножка ребенок понимает сначала только свою собственную маленькую ножку. Позднее он узнает, что этим же словом обозначается и ножка стола или стула, и ножка гриба, и пр.Или: глагол спать ребенок сначала понимает только как такое «действие», которое относится непосредственно к нему самому или к другим людям; но постепенно к нему приходит и понимание переносного значения этого глагола спать в зимнее время могут деревья и даже вся природа в целом.
Постепенно в речи ребенка начинают появляться обобщающие слова (если, конечно, он слышит их в речи взрослых, которые обозначают не какой-то один конкретный предмет, а целые группы однородных предметов посуда, одежда, овощи, фрукты и т. п. Это очень важный этап, являющийся самым первым шагом к систематизации, упорядочению имеющегося у ребенка запаса слов.
К началу школьного обучения ребенок должен иметь достаточно большой (включая обобщающие слова) и правильно систематизированный словарный запас, иметь представление о многозначности слов, о наличии у некоторых слов не только основных, но и переносных значений. Грамотную помощь в очень сложном для ребенка процессе накопления и обогащения словаря обязаны оказать ему педагоги дошкольных учреждений — чтением, словесными играми, обучением рассказыванию по картине, наконец, своей грамотной и образной речью.
Развитие речи – одна из основных задач обучения и воспитания детей в дошкольном учреждении. Главными задачами словарной работы являются обогащение, расширение и активизация словарного запаса.
Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).
Закрепление и уточнение словаря. Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому сюда входят углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.
Активизация словаря. Усваиваемые детьми словаделятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи.
Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях. Следует обращать внимание на уточнение значения слов на основе противопоставления антонимов и сопоставления слов, близких по значению, а также на усвоение оттенков значений слов, на развитие гибкости словаря, на употребление слов в связной речи, в речевой практике.
Устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.
Воспитатель специальными приемами добивается, чтобы дети не только знали и понимали смысл необходимых слов, но и активно использовали их в своей речи, чтобы у них развивались интерес и внимание к слову. (Почему так говорят? Можно ли так сказать? Как сказать лучше, точнее). Воспитывая культуру устной речи, необходимо отучать детей от грубых выражений или слов просторечных, заменяя их литературными.
Содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой. Усложнение в содержании программы словарнойработы можно проследить в трех следующих направлениях:
1. Расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений.
2. Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.
3. Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.
Эти три направления словарнойработы имеют место во всех возрастных группах и прослеживаются на разном содержании: при ознакомлении с объектами и явлениями природы, предметами материальной культуры, явлениями общественной жизни и т. д.
Содержание словарной работы опирается на постепенное расширение, углубление и обобщение знаний детей о предметном мире.
Игры для развития словаря детей дошкольного возраста
Мыльные пузыри.
Дети выдувают мыльные пузыри.
Пузыри что делают? Они надуваются, летят, лопаются, падают.
Мы что делаем? Прыгаем, улыбаемся, радуемся, лопаем пузыри.
У кого какой предмет?
Цель: упражнять детей в сравнении двух предметов, одинаковых по названию. Учить, сравнивая предметы, начинать с существенных (ведущих) признаков; развивать наблюдательность. Обогащать словарь дошкольников за счет существительных — названий деталей и частей предметов; прилагательных, обозначающих цвет и форму предметов; наречий, предлогов. Добиваться использования слов, наиболее точно характеризующих предмет, его качества и т. п.
Игровой материал: парные картинки с изображением предметов, отличающихся друг от друга несколькими признаками и деталями (2 пуговицы, разные по цвету, величине, форме, количеству дырочек; 2 рыбки, разные по форме тела, длине и окраске плавников и хвоста; 2 рубашки — полосатая и клетчатая, с длинными и короткими рукавами, у одной карман наверху, у другой — два внизу;
Ход игры.Воспитатель кладет перед детьми по 2-3 пары картинок и объясняет: «На каждой паре картинок нарисованы одинаковые по названию предметы: рубашки, рыбки, фартучки. Но предметы чем-то отличаются друг от друга. Сейчас будем про них рассказывать. Про один предмет буду рассказывать я, про другой — тот, кого я вызову. Рассказывать будем по очереди. Если я назову цвет своего предмета, то и вы должны назвать только цвет; если я скажу, какой формы у меня предмет, то и вы должны определить форму предмета». Вызывает ребенка и предлагает ему вместе рассказать про рубашки. Воспитатель. На моей картинке — рубашка. Ребенок. На моей — тоже рубашка. Воспитатель. У меня рубашка с длинными рукавами. Она для осенне-зимнего сезона. Ребенок. У меня рубашка с короткими рукавами для весенне-летнего сезона. Воспитатель. Моя рубашка клетчатая. Ребенок. А моя полосатая. Воспитатель. У рубашки один карман, расположенный на левой стороне груди. Ребенок. У рубашки два кармана, расположенных снизу. Другому ребенку воспитатель предлагает вместе рассказать о рыбках. Воспитатель. У меня рыбка красного цвета. Ребенок. А у меня голубого. Воспитатель. У моей рыбки большой хвост. Ребенок. У моей маленький.
Волшебный мешочек
Цель: расширить словарный запас детей
Игровой материал: машинка, мяч, тарелка …
Ход игры.Ребенок достает предмет из мешочка и отвечает на вопросы: «Что это? Какое это? Что делает?»
Пример: Это машина. Она металлическая, маленькая, игрушечная, красная. Она стоит, ездит, тормозит, выезжает, заезжает.
Игра «Что каким бывает?»
Тут, конечно, каждый знает,
Что каким у нас бывает.
Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход игры. Перебрасывая мяч детям различными способами, логопед задает вопрос, на который ребенок, поймав пи мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч логопеду. Логопед, в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от него.
1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня.)
2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур.)
3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, сто. дом, шкаф.)
4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье.)
5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь.)
6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко.)
7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли.)
8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка.)
9. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока.)
10. Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок.)
11. Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).
12. Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей.)
Игра «Кто чем занимается?»
Никогда мы не забудем,
Что умеют делать люди.
Цель: закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости.
Ход игры.
Вариант 1. Бросая или прокатывая мяч ребенку, воспитатель называет профессию, а ребенок, возвращая мяч логопеду, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии.Воспитатель:строитель – Дети: строит; повар (варит (готовит); носильщик (носит); чертежник (чертит); рабочий (работает); уборщица (убирает) художник (рисует) и т. д.
Вариант 2. Воспитатель называет глагол, а ребенок профессию (продает — продавец).
Игра «Утро, день, вечер, ночь»
Утро, вечер, день и ночь
Навсегда уходят прочь.
Провожать их не спеши,
Что ты делал, расскажи.
Цель: закрепление умения детей ориентироваться во времени, закрепление названий частей суток, их последовательности; развитие внимания, ловкости.
Ход игры. Перебрасывая мяч различными способами (с ударами мяча об пол, перекатывание, передача мяча по кругу, дети отвечают на вопросы ведущего и рассказывают, что они делали утром, днем, что будут делать вечером, ночью. • Что ты делал утром? • Что ты делал вечером?
Варианты. 1. «Назови «соседей» утра». 2. «Сначала вечер, а потом?.»
3. «Назови пропущенное слово» (Мы завтракаем утром, а обедаем.)
Источник
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Тема: «РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ»
Учитель – логопед: ЗИМИНА И. А.
МДОУ ДСКВ № 14 города Ейска МО Ейский район
РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ
Работа по обогащению, закреплению и активизации словаря занимает значительное место в общей системе речевого развития детей. Без расширения словарного запаса невозможно совершенствование их речевого общения.
Усиление принципа развивающего обучения в школе предъявляет определенные требования и к дошкольному воспитанию. Для успешного обучения ребенка в школе необходимо, чтобы система родного языка, его элементы выступали как объект его сознательной деятельности. Поэтому одной из задач развития речи в детском саду является формирование у дошкольников начального, элементарного познания языковой действительности, на которое может опереться обучение в школе.
В развитии словаря большое место занимают занятия по ознакомлению с окружающим, с природой, различные наблюдения, экскурсии, беседы, в ходе которых у детей формируются и уточняются знания и представления. Познавая окружающий мир, ребенок усваивает точные названия (обозначения) предметов и явлений, их качеств и взаимосвязей. Таким образом, особенностью программы развития речи и словаря является то, что она по существу связана со всеми разделами программы воспитания в детском саду и осуществление ее предусматривается в разных видах деятельности детей.
Работа над словарем тесно связана с развитием познавательной деятельности, но она должна быть прежде всего работой языковой. Это значит, что в работе над словом необходимо учитывать собственно языковые характеристики слова, а именно многозначность (ибо многозначно большинство слов русского языка), а также синонимические и антонимические отношения.
Речь детей дошкольного возраста отличается от речи взрослых. Зачастую ребенок пытается сам осмыслить слова, придавая им иное значение, например: «Лодырь —человек, который делает лодки», «Деревня — где много деревьев» и т. д.
Работа с многозначными словами — часть словарной (лексической) работы. Цель ее — обеспечить собственно языковое, речевое развитие, совершенствование владения языком. Кроме того, раскрытие смыслового богатства многозначного слова играет большую роль в точности словоупотребления. Воспитанная у ребенка в детском саду привычка правильно употреблять слова во многом определяет в дальнейшем его культуру речи.
Ведущее место в усвоении многозначности слов отводится синонимам и антонимам. Покажем эту взаимосвязь на примере многозначного слова «свежий», которое в своих значениях имеет разные синонимы и антонимы. Например, к словосочетанию «свежий вечер» синоним — «прохладный», антоним — «теплый»; «свежий журнал» — соответственно «новый» и «старый»; «свежий хлеб» — «мягкий» и «черствый» и т. п. Как видно из этого примера, различие в значениях многозначного слова можно показывать с помощью синонимов и антонимов, и правильный их подбор свидетельствует о понимании значения слова.
По нашему мнению, такие методы словарной работы, как подбор синонимов и антонимов в целях уточнения понимания значений слов, используются недостаточно. В «Программе воспитания в детском саду» указано на то, что в старшей группе надо «учить детей использовать слова с противоположным значением», а в подготовительной к школе группе «воспитывать чуткость к смысловым оттенкам слова».
Необходимо уже с младшего возраста уделять внимание качественной стороне развития словаря, т. е. решать следующие задачи: 1) работать над правильным пониманием смысла слов; 2) расширять запас синонимов и антонимов; 3) формировать умение употреблять слова, правильно сочетая их по смыслу; 4) активизировать в речи детей такие части речи, как прилагательные и глаголы.
На речевых занятиях (одно в неделю) для таких упражнений выделялось специальное время (10 мин): во второй младшей группе — на 9 занятиях, в средней, старшей и подготовительной на 18 занятиях; кроме того, в последних двух группах один раз в квартал проводилось занятие, целиком посвященное словарной работе.
Решение задач качественного развития детской лексики невозможно без проведения одновременно работы по ознакомлению с постоянно расширяющимся кругом предметов и явлений, по углублению знаний о них. Чтобы обеспечить полноценное развитие словаря, необходимо наряду с занятиями широко использовать и моменты повседневной жизни, которая дает большие возможности для закрепления и активизации речевых навыков, полученных детьми на занятиях.
Конечно, все задачи словарной работы (обогащение, закрепление, уточнение, активизация словаря) взаимосвязаны между собой и реализуются в каждой возрастной группе. Однако удельный вес их в зависимости от возраста меняется.
Так, во второй младшей группе основное внимание уделяется задаче накопления, обогащения словаря, которая тесно связана с расширением знаний и представлений об окружающем. Дети этого возраста еще не всегда правильно называют слова, обозначающие предметы, поэтому надо чаще ставить вопросы: «Что это? Покажи, где…?» — для правильного соотнесения предмета и слова, его обозначающего. Однако уже в младшем возрасте следует обращать внимание на активизацию не только имен существительных, но и прилагательных и глаголов в речи детей. При рассматривании игрушек воспитатель говорит: «Лена, покажи большой мяч. Какого он цвета? Какой это мяч?» (Большой.) Затем спрашивает: «Что вы делаете с мячом? Как можно с ним играть?» Конечно, на первых занятиях дети не всегда могут назвать какие-то качества, действия (тогда помогает воспитатель), но обязательно надо просить их повторить для того, чтобы слова входили в активный словарь.
Аналогичные вопросы ставятся и при рассматривании картин (например, «Куры», серия «Домашние животные»): «Какой петушок? (Красивый, большой, сильный.) А цыплята какие? (Маленькие, желтенькие, пушистые.) Что делают курицы?» (Пьют воду, клюют, ищут червячков для своих цыплят.)] Таким образом, дети не только перечисляют увиденное на картине, но и называют качества, действия. Такие лексические упражнения необходимы и для развития словаря, и для того, чтобы ребенок мог использовать новые слова для построений самого простого высказывания.
В этом возрасте значительное место отводится использованию наглядности (игрушки, картины), а также речи воспитателя.
В средней группе необходимо особое внимание уделять правильному пониманию слов и их употреблению, расширению активного словаря детей. В этой группе продолжается работа по формированию обобщающих понятий, большее внимание уделяется вычленению качеств, свойств и правильному обозначению их соответствующими словами.
Вводится задача использования слов с противоположным значением (антонимы). С этой целью можно использовать сравнение игрушек, предметов. Причем на первых занятиях воспитатель ставит подсказывающие вопросы типа: «У Тани волосы темные, а у Марины …? У Тани волосы темные и длинные, а у Марины светлые и …?» У детей этого возраста чаще всего нет нужных слов для противопоставления, поэтому и надо использовать подсказывающие вопросы, но обязательно просить повторить ответы.
В этом возрасте все еще значительное место занимает всякого рода наглядность, однако следует больше использовать лексические упражнения, словесные дидактические игры. Например, для активизации глаголов используется упражнение на подбор действий к предметам: «Для чего нужен утюг? Что можно делать веником? Для чего нужна лейка?» В упражнении «Кто что делает» ребенок должен назвать как можно больше действий: «Что делает кошка?» — «Мяукает, мурлычет, играет, лакает молоко».
Для формирования умения вычленять качества, свойства предметов, игрушек следует шире использовать прием сравнения. Так, например, при сравнении двух кукол задается вопрос: «Что у них одинаковое, а что разное? Чем еще куклы отличаются друг от друга?» Дети рассматривают и называют цвет глаз, волос, детали одежды (например, мягкий, пушистый, меховой воротник). При рассказывании по картинам (например, «Таня не боится мороза»), чтобы научить подбирать определения, задают вопросы: «Какой снег? (Белый, пушистый, холодный.) А как можно сказать про зиму, какая она?» (Снежная, морозная, холодная.) Затем можно прочитать стихотворение:
Белая, узорная Покружилась звездочка
Звездочка-малютка, В воздухе немножко,
Ты слети мне на руку, Села и растаяла
Посиди минутку. На моей ладошке.
Воспитатель спрашивает: «О чем это стихотворение? (О снежинке.) Какая она, какими словами сказано про снежинку?» (Белая, узорная звездочка-малютка.) Он просит повторить детей эти слова. «А что делала снежинка?» (Покружилась, села и растаяла.) Если дети не могут вспомнить слова, стихотворение читается еще раз.
На другом занятии воспитатель предлагает рассмотреть предложенные игрушки (например, мяч, машину, куклу, матрешку) и последовательно задает вопросы: «Что это? Какая она? Для чего нужна? Что с ней можно делать?» Такое предварительное словарное упражнение подготавливает детей к проведению на этом же занятии дидактической игры «Петрушка, угадай мою игрушку». Загадывая какую-либо игрушку, дети должны использовать все названные слова и оформить их в связное высказывание.
В группе старшего дошкольного возраста ведущей задачей в развитии словаря является уточнение понимания смысла слов, активизация лексики. В этих целях проводятся специальные лексические упражнения и словесные игры длительностью по 5—7 мин на каждом занятии. Упражнения были разработаны еще Е. И. Тихеевой, их цель — развивать у детей внимание к слову, учить различать его оттенки, приучать к точному употреблению слов. При проведении этих упражнений большое место отводится такому приему, как вопрос. От формулировки вопроса зависит направление и содержание мыслительной деятельности детей, вопрос должен вызывать их умственную активность. Ставя вопросы, воспитатель не просто добивается воспроизведения знаний, а учит детей обобщать, выделять главное, сравнивать, рассуждать. Надо -чаще задавать вопросы: «Можно ли так сказать? Как сказать лучше? Кто скажет по-другому?» И т. п. При этом не следует спешить с оценкой ответа, пусть дети подумают, обсудят, какой ответ правильнее. Как можно больше детей должны высказать свое мнение, отвечая на такие вопросы: «Почему
ты думаешь, что так можно сказать? Скажи детям, как ты это понимаешь».
Рассмотрим некоторые задания по развитию словаря.
Подбор синонимов к словосочетаниям. В процессе словарной работы на занятиях дети встречаются с таким явлением, как синонимия (слова, разные по звучанию, но близкие по значению), понимание которого уже доступно им. Работа с синонимами способствует пониманию разных значений многозначного слова, приучает вдумываться в смысл употребляемых слов, помогает употреблять в высказываниях наиболее подходящие слова, избегать повторений.
Для подбора синонимов следует предлагать словосочетания и предложения, например: «Река бежит», «Мальчик бежит». Воспитатель спрашивает: «Какое слово повторяется? Давайте попробуем его заменить. «Река бежит» — как сказать по-другому?» (Течет, журчит, льется.) Ко второму словосочетанию такие ответы: «Несется, торопится, летит».
Подбирая синоним к словосочетанию, дети порой отвечают не одним словом, а объясняют смысл всего словосочетания. Например: «Свежий хлеб» — ответы: «Только что испеченный», «Сегодня только сделали», «Только привезли из магазина». «Свежая газета» — ответы: «Недавно купленная», «Только что выпустили» и др.
Умение подбирать синонимы поможет детям точнее оформлять свои высказывания.
Работа над антонимами полезна тем, что приучает к сопоставлению предметов и явлений окружающего мира. Антонимы, кроме того, являются и средством выразительности речи.
Подбор антонимов вначале следует производить, используя наглядный материал (предметы, картинки). Так, например, можно предложить картинки с изображением высокого и низкого дома, большого и маленького яблока, короткого и длинного карандаша и т. п. Воспитатель спрашивает: «Этот карандаш длинный, а этот …?» Можно использовать и упражнения без применения наглядности, например: «Камень тяжелый, а пух …? Река широкая, а ручей …?» И др. Для уточнения смысла слов противоположного значения полезно спросить: «Что бывает широким? А что бывает узким?» И др.
Упражнения с отдельным словом способствуют уточнению его значения, систематизируют те знания, представления, которые есть у детей. Например, на вопрос: «Что может быть хмурым?» — дети отвечают: «Погода, небо, тучи, день, человек, настроение». «Что может быть свежим?» — «Хлеб, газета, ветер, капуста, трава, овощи; листья, которые только что появились». Как видно из этих ответов, к исходным многозначным словам «хмурый», «свежий» были подобраны слова, характеризующие разные их значения, они правильно сочетались по смыслу
.Вначале задания на подбор синонимов и антонимов представляют для детей трудность. Но это до тех пор, пока они не усвоили смысл задания: «Подберите слова, близкие, похожие по смыслу» или: «Подберите к слову … слова, противоположные по смыслу». Воспитатель вначале сам называет нужные слова, например: «Заяц трусливый. Как можно про него сказать по-другому?» Если дети не отвечают, он продолжает: «Можно сказать боязливый? А пугливый можно сказать про зайца? Да, про зайца можно сказать, что он трусливый, боязливый, пугливый. Это слова, близкие по смыслу, «слова-друзья».
Для подбора синонимов можно задавать вопросы и после пересказа детьми того или иного произведения. Например, после пересказа рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки» воспитатель спрашивает: «Какое настроение было у мамы, когда она увидела, что ее дочка жива? (Радостное, довольное, веселое.) А до этого мама плакала. Как сказать по-другому, какое у нее было настроение?» (Она была огорченная, расстроенная, печальная.)
Для активизации глаголов (действий) задаются аналогичные вопросы, например: «С деревьев падают листья. А как сказать по-другому?» (Летят, кружатся, сыплются.) Или: «Завидев охотников, лиса убегает. Как еще. можно сказать, что она делает?» (Удирает, уносит ноги, мчится, летит стрелой.)
В формировании умения подбирать синонимы и антонимы очень эффективны специальные речевые ситуации, когда дети ставятся в условия, требующие точного словесного обозначения. Например, давалась следующая ситуация: «Если часто идет дождь, небо затянулось тучами, дует холодный ветер, то какими словами можно сказать про осень, какая она?» (Пасмурная, дождливая, холодная.) Затем дается противоположная ситуация: «Если осенью голубое небо, светит солнце, еще тепло, на деревьях еще не опавшие листья, то как можно сказать про осень, какая она?» (Солнечная, теплая, золотая, ясная.) Подобные задания занимают непродолжительное время и могут быть использованы на прогулке.
Выполнение таких заданий способствует формированию точности словоупотребления, умения выбирать слова, точно обозначающие предмет, действие, качество. Например, давалась такая ситуация: «Папа стал делать детям качели. Миша принес ему веревку. Папа сказал: «Нет, эта веревка не годится, она оборвется,— и взял другую веревку. — А вот эта ни за что не оборвется». Как можно сказать про такую веревку? Какую веревку взял папа?» Выбор нужного ответа из синонимического ряда «прочный, крепкий». Любое из этих слов будет
уместным в соответствующем словосочетании, т. е. можно сказать и «крепкая веревка», и «прочная веревка». Для объяснения других значений слова «крепкий» были даны предложен ния: «Саша рос крепким мальчиком», «Юра почувствовал под ногами крепкий лед». Вопросы к ним: «Что значит «крепкий мальчик», как ты понимаешь? Как сказать по-другому? (Сильный, здоровый.) А что значит «крепкий лед»? Как можно сказать по-другому?» (Прочный, твердый.) Правильный подбор синонимичных слов будет свидетельствовать о понимании значений слова «крепкий».
Для формирования умения правильно употреблять слова следует практиковать задания на составление предложений с отдельным словом, причем в качестве исходных предлагаются многозначные слова разных частей речи: имена существительные, прилагательные, глаголы. Соединяя слова в словосочетания и предложения, дети тем самым обучаются и осмысленному употреблению слов в различных грамматических формах и значениях. Вначале они составляют двухсловные словосочетания и предложения, например, со словом «легкий»—«Легкий ветер», «Легкий пух». Затем появляются и распространенные предложения с тем же словом: «Упал с деревьев легкий листик», «Днем были легкие облака», «Легкая бабочка кружится над цветком» и др.
Задания на составление предложений нужно использовать чаще потому, что даже при правильном понимании значения слов отмечается неумение детей составить предложение, правильно употребить их по смыслу.
Для активизации словаря эффективным является составление загадок самими детьми. Очень важно, чтобы ребенок мог не только назвать предмет, но и правильно обозначить его качества, действия с ним. Вначале загадывает предмет воспитатель, а затем дети. Вот некоторые из загадок, придуманных детьми: «В темной комнате белое полотно висит, чтобы фильмы смотреть», «Прямоугольный и говорит», «Нос пятачком, она хрюкает» и др.
Умение выделять и называть признаки, качества надо развивать, используя и повседневные наблюдения, экскурсии. Так, например, проводя экскурсию осенью, воспитатель обращает внимание на окраску листьев, на осеннее небо, задает вопросы: «Какое небо? Какие листья?» И т. д. В своей речи он должен больше употреблять разного рода определений.
Лексические упражнения, которые проводятся как часть занятия, выполняют как бы двойную функцию: помогают развивать словарь и подготавливают к выполнению заданий по связной речи. Таким образом, лексическая работа важна и для развития произвольности речи, умения сознательно выбирать наиболее уместные для данного высказывания языковые средства, т. е. в конечном итоге служит развитию связности речи.
Источник