Конспекты занятий для ребенка 6 лет по развитию с окружающим миром

оксана лихачева
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром детей 5–6 лет «Введение в программу по экологии»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром детей 5-6 лет.

Тема: «Введение в образовательную программу».

Цель: развивать познавательный интерес к окружающему миру.

Задачи:

1. Расширять представление о компонентах природы (живой, неживой, закрепить свойства живого организма;

2. Дать представление о предметах, созданных руками человека («не природа») ;

3. Развивать логическое мышление; навыки сотрудничества;

4. Воспитывать у детей бережное отношение к объектам природы, чувство коллективизма, взаимопомощи, желание помогать сверстнику.

Оборудование:

Слайдовая презентация по теме занятия, компьютер, мяч, набор картинок с изображением объектов живой и неживой природы, предметами рукотворного мира, письмо, камень и растение, лейка, тряпочка, удобрение, палочка, альбомные листы, клей, ленточка.

Методические приемы:

1. Проблемная ситуация «Поможем Крошу сделать подарок для Ежика».

2. Беседа «Что такое природа?». Рассматривание модели «Свойства живого организма» (на примере опыта).

3. Дидактическое упражнение с мячом «Живое – неживое».

4. Дидактическое упражнение «Отгадай картинки».

5. Вопросы к детям поискового характера.

6. Эколого – психологический тренинг «Прогулка в природу».

7. Продуктивная деятельность детей – изготовление альбома «Мир природы».

8. Подведение итогов занятия.

I. Организационный момент (1 мин.)

– Собрались все дети в круг, я – твой друг, и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

(Дети берутся за руки, друг другу улыбаются)

Педагог: А теперь улыбнитесь нашим гостям и поздоровайтесь с ними. (дети здороваются)

Педагог: И вам, ребята,я скажу:

– Здравствуйте, милые дети! Вы прекрасней всех на свете!

Меня зовут Оксана Валентиновна, и я хочу познакомить вас с живой и неживой природой.

Узнать об окружающем нас мире новое и интересное хотите?

Тогда проходите.

II. Проблемно –игровая ситуация: (1 мин.) слайд №

– Сегодня на наш адрес пришло письмо от Кроша. (показать письмо). Давайте его прочитаем. «Здравствуйте, дорогие ребята. Вы знаете, у моего лучшего друга Ёжика скоро день рождение. И мне хочется подарить нужный и полезный подарок. Я собрал много картинок и хотел сделать альбом о природе, но запутался. Я не могу разобраться, какие картинки относятся к природе, а какие – нет. Помогите мне, пожалуйста». (1 мин.)

Беседа «Что такое природа?». Рассматривание модели «Свойства живого организма».

– Вы хотите помочь Крошу приготовить подарок для Ёжика?

– Какой альбом хочет сделать Крош? (о природе)

– А что же такое природа? (ответы детей)

– А какая бывает природа? (ответы детей)

– Чем живая природа отличается от неживой? (ответы детей)

II. Объяснение нового материала. (5 мин.)

Опыт с растением и камнем.

– Помочь Крошу мы еще не можем. Давай проведем опыт. Я на занятие принесла цветок. Даша, полей его, пожалуйста. Ребята, а для чего надо поливать цветы? А сейчас я внесу удобрение, подкормлю цветок. А теперь, Юля, протрет аккуратно листья цветка тряпочкой. (для чего) А теперь, что я делаю? (рыхлю палочкой землю).

А, что случится с цветком, если его не поливать, не ухаживать за ним? (ответы детей). Значит, цветок относится к какой природе? (ответ детей).

У вас на столах лежат ракушки. Возьмите их в руки. Ракушки- это природа.

А вот у меня на столе –камень. Это природа? А надо ли его поливать, удобрять, будет ли ему больно, если его уронить (ответы).Правильно, хоть, он и тоже объект природы, но не живой.

Микровывод: природа может быть живая (цветок и показать на него) и неживая (показать на камень).

А, теперь я предлагаю вам поиграть в игру. Внимание на экран.

Игра «Живое – неживое».( 1 мин.) слайд №

-Белая, пушистая, по небу летает,

– На всех садится, никого не боится.

– Снег (снежинка). Неживая природа.

– Ползун ползет, иглы везет.

– Ежик. Живая природа.

– В воде под мостиком виляет хвостиком.

– Рыба. Живая природа.

– Белые кораблики по небу плывут, белые кораблики дождики везут.

– Облака. Неживая природа.

Педагог: Замечательно! Мы справились!

-Дети, вы немножечко устали и, поэтому, все встали. Будем в мячик мы играть, на вопросы отвечать.

Дидактическое упражнение с мячом «Живое – неживое» (2 мин.)

А сейчас давайте поиграем в игру «Живое – неживое». Я вам называю предметы природы, а вы мне отвечаете – живая это природа или неживая.

(Педагог называет слова – ворона, солнце, ветер, береза, ежик, воздух, камень, цветок, рыба, жук, облака, земля, трава, белка, песок, вода) .

Эколого – психологический тренинг «Прогулка в природу» (1 мин.)

Ребята, повторяйте за мной (звучит музыка – звуки природы, а на экране- изображение лесной поляны)

Давайте немного отдохнем: закроем глаза и представим, что мы с вами на лесной полянке. Раннее утро и на полянке еще всё спит (дети сидят на корточках, головы опущены). Начинается новый день. Восходит солнышко. (дети, поднимаясь, делают круг руками). Вдруг упала дождинка, потом еще одна, еще и еще, и начался сильный дождь. (дети плавно опускают то одну руку, то другую – сначала медленно, потом быстрее). Дождь стал утихать, а потом совсем прошел. Посмотрите, какая радуга появилась на небе, у всех отличное настроение. Смотрим на экран, глазами следим за солнышком, облаками и повторяем за мной движения.

Игра- гимнастика для глаз «Крошка Енот». (слайд шоу) (1 мин)

– Хорошо мы отдыхали, в мячик с вами поиграли,

А потом мы погуляли, за енотом наблюдали.

А, теперь, пришла пора, продолжить занятие, детвора.

Игра «Природа –неприрода». (2 мин.)слайд №

Читайте также:  Программа развития ребенка с умственной отсталостью

Что вы видите на этой картинке? (дети перечисляют). Все ли предметы мы отнесем к природе? (ответы) Почему мы их не относим к природе? (их сделал человек). Педагог обращает внимание детей на картинки природы.

– А деревья, животных, воду, солнце тоже делает человек? (ответы детей). (они появились без помощи человека, их создала природа) .

Микровывод:

Природа – это, то что существует без помощи человека, а «не природа» – это, то что сделано руками человека.

IV. Продуктивная деятельность детей – изготовление альбома «Мир природы» (5 мин) .

– Ребята! Сколько сегодня много мы узнали о природе. Мы вспомнили, что такое природа, что относится к живой и неживой природе, – это то, что природа создала без помощи человека. А предметы созданные руками человека, не являются природой.

– Теперь мы сможем помочь Крошу, создать альбом в подарок Ежику?

Вы будете работать в парах. Давайте рассмотрим картинки, которые прислал нам Крош и разложим их. На зеленый лист мы положим картинки с изображением живой природы, а на белый лист – картинки с изображением неживой природы.

5. Вопросы к детям поискового характера. (3 мин.)

Педагог обращает внимание детей, что на столе остались лишние картинки.

– Назовите, какие картинки у нас остались (ответы) Почему эти картинки вы не разложили? Являются они природой? Почему? (ответы детей) .

-Откуда появились эти предметы? (ответы детей). (их сделал человек) .

– А чтобы Крош понял, какие предметы не относятся к природе мы из оставшихся картинок сделаем коллаж – предметы, сделанные руками человека.

А, теперь картинки,которые вы разложили, можете приклеивать на лист.

Организуется самостоятельная работа детей, в процессе которой педагог ведет индивидуальную работу.

После завершения работы детьми, педагог предлагает детям соединить отдельные листы в единый альбом. Совместно с детьми оформляется титульный лист альбома «Мир природы».

V. Подведение итогов занятия: (1 мин.) слайд №

– Посмотрите, какой у нас получился альбом. Как вы думаете, понравится ли он Крошу и Ежику? О чем узнают,Крош и Ежик, рассматривая этот альбом? Почему оставшиеся картинки мы наклеили отдельно? (посуда, одежда, инструменты, машины). Мы об этом будем говорить в течении всего года.

– Ребята, вам сегодня было интересно? Что вам больше всего понравилось?

Ну, а впереди нас ждет увлекательное путешествие в окружающий мир.

Слайд №

Посмотри, мой милый друг,

Как прекрасно все вокруг!

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Птицы, звери и леса,

Человек и время года-

Это все вокруг (природа)

Кстати, чуть не забыла. Крош с письмом прислал для вас еще и посылочку, с благодарностью за вашу помощь! (раздаю детям сладкое угощение).

Слайд №.

До новых встреч, ребята!

Источник

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи

Тема: фрукты

Тип занятия: обобщающий

Форма занятия: подгрупповое

Продолжительность: 20 минут

Участники: учитель-дефектолог и дети

Возраст детей: 5-6 лет

Цель: расширение и активизация словаря ребенка по теме «Фрукты».

Задачи:

а) образовательные:

– активизировать и расширить словарь по теме, закрепить обобщающее понятие «фрукты»;

– закрепить навык образования множественного числа имен существительных;

-закрепить навык практического употребления существительных единственного и множественного числа в родительном падеже;

– продолжать учить детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

– упражнять детей в образовании имен прилагательных.

б) развивающие:

– развивать навык самоконтроля за произношением самостоятельной речи;

– развивать познавательные способности, слуховое внимание, фонематическое восприятие, зрительно-двигательную координацию, память, мышление;

в) воспитательные:

– воспитывать формирование навыков сотрудничества и взаимопонимания;

– воспитывать умение понимать и выполнять инструкцию педагога;

– воспитывать любознательность.

Оборудование: картинки с изображением фруктов (яблоко, груша, слива, апельсин, лимон, банан)

Предварительная работа:

рассматривание картин с изображением фруктов; чтение художественной литературы; беседы на тему «Фрукты», отгадывание загадок; дидактические игры «Один – много», «Поваренок», «Что съели?».

I. Организационный момент.

Учитель-дефектолог. Отгадайте загадки и скажите, какой фрукт был загадан.

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые,

И маленькие детки.

(Яблоко)

Что за фрукт на вкус хорош

И на лампочку похож,

Бок зеленый солнцем греет,

Он желтеет и краснеет?

(Груша)

Что за барышня такая

Смотрит с ветки, не моргая.

Синий сарафан на диво.

Догадались? Это – …

(Слива)

С оранжевой кожей,

На мячик похожий,

Но в центре не пусто,

А сочно и вкусно.

(Апельсин)

Раз он жёлтый, значит, спелый.

Только вот какое дело:

Положил я фрукт в бокал –

Сладкий чай мой кислым стал!

(Лимон)

Что за сладкие рожки

В желтой одежке?

Что любят кушать обезьяны? –

С пальмы спелые …

(Бананы)

Учитель выставляет на доску картинки с фруктами.

Учитель – дефектолог: Назовите еще раз предметы, изображенные на картинках. (Яблоко, груша, апельсин, лимон, банан, слива)

 – Ребята, как одним словом назвать  яблоко, апельсин, грушу, лимон, банан, сливу?(фрукты)

– Ребята, где растут фрукты? (на деревьях).

– Как называют  деревья,  на которых растут фрукты? (фруктовые).

– Где растут фруктовые деревья? (в саду).

– Как называется  сад,  в котором растет много фруктовых деревьев? (фруктовый сад).

– Ребята, какие еще фрукты вы знаете? (Дети называют фрукты с картинок на доске и предлагают свои варианты)

II. Основная часть

Игра с мячом «Один – много»

Учитель-дефектолог: Я называю один фрукт, а ты должен назвать много.взять картинки

Яблоко-яблоки

Груша-груши

Слива – сливы

Апельсин-апельсины

Лимон-лимоны

Банан-бананы

А ведь фрукты и по размеру бывают разные! Когда яблоко поспело, оно большое, а когда только начало расти, оно маленькое яблочко

Игра «Назови ласково»

Читайте также:  Развитие ребенка дошкольного возр с

Дефектолог: – Я буду  называть фрукт, а вы будете называть этот фрукт ласково.
Груша – грушка

Слива – сливочка

Апельсин – апельсинчик

Лимон – лимончик

Банан – бананчик

Физкультминутка «Фрукты»

Педагог: предлагаю всем встать в круг и вспомнить физкультминутку «Фрукты!»

Будем мы варить компот

(маршировать на месте)

Фруктов нужно много, вот.

(показать руками – “много”)

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок

(имитировать, как крошат, рубят, отжимают, кладут, насыпают песок)

Варим, варим мы компот,

(повернуться вокруг себя)

Угостим честной народ.

(хлопать в ладоши)

Игра «Поваренок»

А сейчас мы с вами будем маленькими поварятами! Что же мы можем приготовить из наших фруктов? (Варенье, компот, сок).

А как называется сок из яблок? Груш? Слив? Апельсинов? Лимонов? Бананов?

Д/и «Чего не стало» 

Учитель-дефектолог: дети, предлагаю вам поиграть в игру «чего не стало», эта игра для самых внимательных ребят. Посмотрите на доску,  запомните фрукты.

– А теперь посмотрите, какого фрукта не стало?

– Сегодня вы мне очень помогли, и я хочу угостить вас своими фруктами. А что это за фрукт вы сейчас узнаете. Закройте глаза, откройте рот (в это время педагог, при помощи шпажки, по очереди каждому ребёнку кладёт в рот кусочек яблока).

– Как вы думаете, чем я вас угостила? (Ответы детей)

– Какое яблоко по вкусу? (сочное, сладкое,  ароматное).

III. Итог занятия.

Учитель-дефектолог. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли? Что нового узнали о фруктах?

Источник

Марина Владимировна Булгакова
Конспект занятия по окружающему миру для детей 5–6 лет «Животные леса»

Пояснительная записка.

Занятие по программе «Мир вокруг нас» на тему «Животные леса» разработано для 5-6 лет. Данное занятие рекомендуется проводить в начале года, когда по программе «Мир вокруг нас»дети знакомятся с понятиями: животные домашние и дикие.

Для того чтобы занятие прошло более эмоционально, педагог вводит сюрпризный момент с приходом на занятие Красной Шапочки, которая часто бывает в лесу, но не знает названия животных, которые там живут. Красная Шапочка просит помочь ей разобраться, что за животные живут в лесу и как ей их называть.

В ходе занятия дети познакомятся с дикими животными, узнают некоторых представителей данной группы животных, узнают, почему этих животных называют дикими и чем они отличаются от домашних. При выполнении детьми практической работы с использованием мультимедиа-презентации и дидактических картинок дети учатся сравнивать животных по определенным признакам отличающих их от домашних и друг от друга. Данные признаки дети выделяют сами в ходе анализа и синтеза предложенной им информации. С детьми проводится физкультминутка, и загадываются загадки при проведении которой, дети повторяют названия диких животных и их детенышей.

Для закрепления умений с детьми проводятся различные дидактические игры («Назови детеныша», «Четвертый лишний», «Где чье жилище и т. д). В ходе занятия дети делают вывод о пользе животных в жизни человека, о том как должен вести себя человек по отношению к животным.

В конце занятия дети делятся своими впечатлениями, рассказывая, что больше всего понравилось на занятии.

Тема: «Дикие животные».

Цель: Формировать представление о диких животных и их детенышах

Задачи:

– познакомить с понятиями «дикие животные»

– познакомить со средой обитания, особенностями внешнего вида и образа жизни диких животных;

– закрепление умения называть детенышей диких животных, их жилища,

-Воспитывать у детей умение работать парами совместно, уважая мнения других детей.

-Развивать интерес к исследовательской деятельности при нахождении и выделении диких животных их общей массы предложенных картинок.

Целевые ориентиры:

-Выполняют правильные движения в процессе физкультминутки.

-Договариваются при выполнении задания.

-Разделяют игровые и реальные взаимодействия.

-Сравнивают домашних и диких животных.

Материал к занятию

Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал, компьютерная презентация урока в виде слайдов с изображением диких животных, загадки, карточки – цветные изображения лисы, волка, лося, ежа, белки, медведя, зайца, кукла или изображение Красной шапочка.

Ход занятия:

1.Вводная часть:Сюрпризный момент: приход на занятие Красной Шапочки, рассказ педагога истории о том, как Красная Шапочка любит гулять по лесу и о том, что приглашает их с собою на прогулку, постановка цели для детей на занятии. 1 мин

2.Основная часть: Путешествие в лес, разгадывание загадок про диких животных, рассматривание и называние диких животных.Выполнение практической работы: Игра «Найди детеныша». «Где чье жилище». Физ. минутка «На водопой». Проверка правильности выполнения и оценивание своей работы. 22 мин

3. Итог занятия: Беседа с детьми о том, что больше всего понравилось на занятии. Что больше запомнилось. 2мин

Ход занятия

1.Вводная часть:

Педагог: Здравствуйте, ребята, рада приветствовать вас на нашем занятии! Посмотрите, кто же это пришел к нам сегодня на занятие?

Дети: Красная Шапочка.

Педагог вносит игрушку-куклу (картинкус изображением) Красной Шапочки.

Красная Шапочка приглашает детей, отправится с ней в путешествие в лес.

Педагог: Верно! Ребята, Красная Шапочка совсем недавно стала ходить на занятия и ещё много чего не знает, часто гуляет по лесу, видит разных животных, но знает только одного из них (волка, а какие еще животные живут в лесу не знает. Просит она вас с ней по лесу погулять, да помочь ей разобраться, кого и как называть.

Ну что отправляемся в путешествие?

Дети: Да!

Педагог предлагает детям закрыть глаза. Звучит музыка. На доску прикрепляются вырезанные из бумаги деревья, изображение леса.

2.Основная часть:

Педагог: Вот и пришли мы в лес.

Красная шапочка обращает внимание детей, что кто-то прячется за деревьями.

Читайте также:  Двигательное развитие ребенка с дцп

Педагог: Кто же это? Давайте узнаем, отгадав загадки.

По мере отгадывания на доску выставляются картинки с изображением животных.

По снегу бежит, петляет,

К лету шубку он меняет.

На снегу его не видно,

Волку и лисе обидно. (заяц)

Пышный хвост торчит с верхушки,

Что за странная зверушка?

Щёлкает орехи мелко,

Ну конечно это … (белка)

День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет.

Ходит-бродит он молчком,

Уши серые торчком. (волк)

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт. (лиса)

Летом ходит без дороги,

Возле сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (медведь)

Лежала между елками подушечка с иголками.

Тихонечко лежала, потом вдруг убежала. (ёж)

Кто на своей голове

Лес носит (лось)

Педагог: Молодцы, верно назвали всех этих животных и Красная Шапочка теперь знает, как называть их. Только вот, Красная Шапочка называет этих животных домашними, права ли она?

Дети: Нет, это дикие животные.

Педагог: А почему мы называем их дикими? (Живут самостоятельно в природе: добывают себе пищу, строят себе жилища, ухаживают за своим потомством).

Ну а теперь, давайте найдем каждому животному его детеныша.

Игра «Найди детёнышам их мам». Красная Шапочка предлагает картинки животных и их детёнышей. Находят детёнышам их мам. Закрепляют знания о животных и их детёнышах.

Педагог: Ну а теперь, давайте сходим с животными и их детенышами на водопой и попьем водицы.

Игра-разминка.

«На водопой»

Как – то днём лесной тропой звери шли на водопой,

За мамой лосихой топал лосёнок,

За мамой лисицей крался лисёнок,

За мамой ежихой катился ежонок

За мамой медведицей шёл медвежонок,

За мамой белкой скакали бельчата,

За мамой зайчихой – косые зайчата,

Волчица вела за собою волчат,

Все мамы и звери напиться хотят

Дети спокойно идут друг за другом.

Идут громко топая.

Крадутся на носочках.

Приседают, медленно двигаются вперёд.

Идут вперевалку.

Скачут вприсядку.

Скачут на выпрямленных ногах.

Идут на четвереньках.

Лицом в круг, делают движение языком и лакают.

Согласование движений с текстом.

Педагог: Ну а теперь, нам вместе с красной Шапочкой, нужно проводить всех животных к их домикам, заодно и узнаем, кто где живет.

Дидактическая игра

«Кто где живет?»

На доске картинки с норками и местами обитания животных (дупло, логово, гнездо, хатка, берлога) Красная Шапочка раздаёт детям нарисованных животных.

Дети прикрепляют животных к своим домикам.

Педагог: ребята, ну а теперь пора подарить нашим животным угощение и заодно узнать, кто же из животных, что любит есть.

Просмотр мультимедиа презентации.

Дидактическая игра

«С чем нельзя в лес ходить?»

Показывает карточки с изображением ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек, велосипеда.

Дети размышляют, подбирают карточки, если затрудняются, обращаются к воспитателю.

Уточнение и закрепление правила поведения в лесу.

Педагог: Ребята, мы с вами теперь знаем с чем нельзя в лес ходить, знаем какие животные живут в лесу, знаем их детенышей, знаем, где они живут и чем питаются, а самое главное, мы знаем, что главная наша задача – бережно относиться к тому, что нас окружает.

4. Итог занятия.

– Что вам больше всего понравилось на занятии?

– О чем бы вы рассказали своим родителям?

– Чем больше всего понравилось заниматься? (рассказы детей).

Самоанализ занятия «Дикие животные. Звери».

1. Данное занятие относится к занятию – знакомство. Данное занятиепроводится в разделе: «Живая природа». Впоследствии, приобретённые знания будут использованы при рассмотрении тем следующих занятий и в дальнейшей жизни.

2. На данном занятии были отражены все требования программы «Мир вокруг нас» по данной теме. Дети были активны на протяжении всего занятия. Повышенная активность детей наблюдалась при выполнении самостоятельного задания на нахождение детенышей диких животных и их жилища.Некоторые сложности вызвало задание: по называнию детенышей диких животных и выбору еды для животных. Благодаря постоянной смене деятельности, поддерживался познавательный интерес на протяжении всего занятия. В процессе занятия было закреплено понятие – дикие животные, умение выделять особенности, диких животных, их отличие от домашних, особенности их жизни, способов питания, жилищ.

3. На занятииимели место различные виды деятельности педагога: опрос и выявление имеющихся знаний у детей по данной теме. Организация совместной деятельности детей, проведение физ. минутки. Выполнение практической работы, исследовательской деятельности, самостоятельной работы. На протяжении всего занятия присутствовала достаточно тесная взаимосвязь между педагогом и детьми и достаточно дружелюбная атмосфера между обучающимися.

4. При подготовке к занятиюбыли учтены следующие особенности обучающихся: дети в начале года не достаточно организованны и самостоятельны, не в достаточной мере умеют контролировать себя. Коллектив слаженный, дружный.

5. На протяжении всего занятиядети были вовлечены в основные мыслительные операции: дети размышляли, сравнивали, исследовали.

6. Воспитательные возможности данного занятии достаточно велики. воспитывается желание помогать окружающим, умение совместно выполнять задания, совещаться, обговаривать действия.

7. Занятие было организовано с учётом всех санитарно – гигиенических норм. Продолжительность занятия 25 минут. Проведена была физ. минутка.

8. Занятие было направлено на решение некоторых социальных задач.

9. В ходе проведения занятия, отклонения от плана занятия не наблюдалось. Педагогу удалось решить поставленные задачи и избежать при этом перегрузки учащихся. Общая самооценка педагога данного занятия достаточно высокая.

Используемая литература:

1. Блинова Г. М. Познавательное развитие детей 5-7 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009 (Вместе с детьми)

2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Щетинина В. В.Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: ТЦ СФЕРА, 2004.

Источник