Конспекты занятий для развития речи с ребенком 4 лет
Жана Ким
Конспекты занятий по развитию речи для детей 4 лет
Тема:Формирование речи дошкольников среднего возраста.
Возраст детей – 4 года.
План занятий: 1) занятие «Кто у кого?»
2) занятие «Кто заблудился?»
3) занятие «Белка на ветке»
4) занятие «Какие бывают иголки»
Задача: Формирование грамматического строя речи
План-конспект занятия «Кто у кого?
Задачи:
Научить соотносить названия животных и их детенышей.
Употреблять эти названия в единственном и множественном числе, в родительном падеже множественного числа.
Расширять словарный запас ребенка.
Оборудование: Рисунки с изображениями животных с детенышами: курица и цыпленок клюют зернышки, кошка и котенок лакают молоко, корова и теленок щиплют травку, собака и щенок грызут кость, лошадь и жеребенок жуют сено, утка и утенок плавают.
Ход занятия.
В: – Сегодня мы поедем в гости к бабушке на ферму.
Все садятся на импровизированный поезд из стульев и едут.
Д: – Ту-ту! Чух-чух!
В: – Приехали! Смотрите, какие животные живут на ферме!
Демонстрация картинок с животными.
В: – Назовите животных и их детенышей
Дети называют животных и их детенышей.
В: – Скажите, курица (кошка,корова,утка,лошадь) какая? А цыпленок (котенок, теленок, утенок, жеребенок?
Каждый по очереди описывает животных и их детенышей по плану:
А) Размеры, окраска
Б) Особенности строения
В) Как кричит
Физкультминутка
В: – Давайте тоже превратимся в животных и покажем, как они ходят и кричат.
Сначала станем курочками и цыплятами. Я насыплю вам корм, а вы ходите, и клюйте его.
Как кричат цыплята, когда хотят есть?
Дети приседают и клюют
В: – Ой! Коршун летит! Прячьтесь, цыплята, за курицу-маму!
Игра «Коршун и курица»
В: – Теперь станем лошадками. Как они скачут?
Дети бегут по кругу прискоком и боковым галопом, цокая языком.
В: -А как они кричат?
Д: – И-го-го!
В: – Теперь станем щенками. Они хотят есть. Как они просят есть?
Дети имитируют голоса щенков.
В: – А как щенки радуются, когда их гладят? Они ложатся на спинку и дрыгают лапками.
Дети имитируют поведение собак.
В: – А теперь мы котята, которые только что проснулись.
Дети встают на четвереньки и выгибают спину, мяукая и мурлыча.
В: – Вот, сколько домашних животных мы повстречали сегодня! Перечислите всех их и их детенышей. А теперь пора возвращаться домой.
Дети садятся на поезд и уезжают. Ту-ту! Чух-чух!
План-конспект занятия «Кто заблудился»
Задачи:1)Учить подбирать уменьшительно-ласкательные слова
2) Развивать воображение
3) Учить составлять с глаголами словосочетания и предложения.
4) Строить связные высказывания.
Оборудование: Игрушечный заяц, иллюстрации.
Ход занятия.
В: – Посмотрите, дети! Кто скачет по лесной тропинке?
Д: – Заяц.
В: – Как его можно назвать ласково?
Д: – Зайчик, зайчонок, заинька.
В: – Остановился зайчик, огляделся по сторонам и заплакал. Почему?
Д: – Он потерялся, заблудился и лапку уколол.
В: – Скажите, какой сейчас зайчик?
Д: – Грустный, печальный, огорченный.
В:- Закончите предложения:
Если зайчик потерялся, ….(мы ему поможем найти свой дом)
Если зайчик уколол лапку, (мы перевяжем её, полечим, утешим его)
Физкультминутка.
Игра «Волк и зайцы»
«1,2,3,4,5 – вышли зайцы поиграть,
А за ними волк, волк, он зубами щёлк, щёлк»
В: – А теперь, ребята, давайте составим рассказ о зайчике. О том, как он потерялся
и как его нашли и утешили друзья.
План-конспект занятия «Белка на ветке»
Задачи:
1) Уметь описывать предметы, научить правильно употреблять глаголы в форме 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Правильно употреблять глаголы по родам и временам.
2) Развивать умение согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже.
Оборудование: Игрушечная белка, небольшая ёлка.
Ход занятия.
В: – Отгадайте мою загадку – рыжая, пушистая, на сосну взбирается, шишками кидается.
Д: – Белка.
В: – Посмотрите на неё и опишите её. Какая она? Шубка у белки (какая)
Д: – Пушистая, коричневая.
В: – На ушках у белки (что)
Д: – Кисточки.
В: – Хвостик у неё (какой)
Д: – Пушистый.
В: – Она умеет (что делать)
Д: – Прыгать по деревьям, собирать шишки и грибы.
В: – И очень любит (что)
Д: – Шишки.
В: – Белка говорит, что она любит прыгать с ветки на ветку.
Воспитатель показывает детям, как белка прыгает по веткам, а дети называют действия.
В: – Что она сейчас делает?
Д: – Прыгает, спрыгивает, перепрыгивает, запрыгивает, выпрыгивает.
Физкультминутка
Белки прыгают по веткам,
Прыг – да – скок,прыг – да – скок!
Забираются нередко,
Высоко, высоко! (Прыжки на месте)
Будем в классики играть,
На одной ноге скакать,
А теперь ещё немножко,
На другой поскачем ножке. (Прыжки на одной ноге)
План-конспект занятия «Какие бывают иголки»
Задачи:
:1) Дать представление о многозначном слове «игла».
2)Упражнять в подборе однокоренных слов.
3) Учить согласовывать существительные и прилагательные в одном роде, числе, падеже.
Оборудование: Швейная игла, сосновая, еловая игла, медицинская игла.
Ход занятия.
В: – Отгадайте загадку –
Отгадай, что за слово есть у каждого портного?
Вместо шубы это слово ёжик носит на спине.
Это слово вместе с ёлкой новый год придёт ко мне.
(Игла)
Воспитатель показывает детям разные иглы.
В: – Какие иглы бывают?
Д: – Швейные, сосновые, еловые, медицинские, ежовые.
В: – Чем похожи все иголки?
Д: – Они все острые, тонкие, колючие.
В: – Какой иглой мы шьём?
Д: – Швейной.
В: – Что делают швейной иглой?
Д: – Зашивают одежду, вышивают.
В: – А что делают медицинской иглой?
Д: – Уколы.
В: – Закончите предложения.
Ты ежа не трогай лучше, потому что он …. (Колючий)
Лиса потрогала ежа и …. (Укололась)
У папы – ежа иголки длинные и толстые, а у ежат …. (короткие и тонкие)
Иглы на елке еловые, а на сосне … (сосновые)
Отвечай поскорей, какие из них длинней?
(иглы сосновые длиннее, иглы еловые короче)
Физкультминутка.
Если нравится тебе, то делай так (два щелчка пальцами над головой)
Если нравится тебе, то делай так (два хлопка в ладони)
Если нравится тебе, то делай так (два хлопка по коленкам)
Если нравится тебе, то делай так (два притопа ногами)
Если нравится тебе, то ты скажи «Хорошо!»
Если нравится тебе, то и другим ты покажи
Если нравится тебе, то делай все!
Источник
Яна Гладышева
Конспект занятия по развитию речи для детей 3–4 лет «Наши игрушки»
Конспект занятия по развитию речи для детей 3-4 лет.
Тема: «Наши игрушки».
Цель: закрепить понятие «игрушки», учить называть игрушку по описанию и самим описывать её, познакомить детей с новыми игрушками, которых раньше не было в группе; углубить представления об игрушках. Учить отгадывать загадки. Развивать связную речь: учить детей составлять с помощью педагога короткий рассказ об игрушке. Учить внятно, произносить все слова; закрепить слитное произнесение двух гласных уа на одном выдохе. Учить детей согласовывать слова в роде, числе и падеже. Обогатить словарь, активизировать его. Вызвать желание интонационно выразительно рассказывать наизусть знакомые стихотворения, потешки. Формировать положительное отношение к поэзии.
Оборудование и материалы: кукла, машина, кошка, заяц, щенок, петух, мяч, лошадка.
Ход занятия. 1. Организационный момент.
Дети входят в группу с помощником воспитателя.
Педагог: Подойдите ко мне ближе, Посмотрите выше, ниже. Здесь игрушечки сидят И на нас они глядят.
2. Основная часть.
– Ребята, какие красивые и разные игрушки живут в нашей группе. Как называется эта игрушка? (Кукла.) А как зовут эту куклу? А как она говорит? (Уа-уа.) Давайте расскажем об этой кукле. Какая она? (Красивая, с длинными волосами, у неё красивое платье. Платье белого цвета.)
Педагог читает стихотворение «Кукла» Г. Бойко.
Этой куклы кто не знает? Лучше куклы не найдешь. Сразу глазки открывает, Только на руки берешь. И хоть слез у куклы нету,Плачет девочка моя: – Мама, мама! Где ты, где ты? Ну, а мама – это я.
– А это что? Правильно, это мяч. Какой он, опишите его. (Яркий, зеленого и красного цвета, а ещё у него есть полоска синего цвета.) А какой он формы? (Мяч круглый.) В какие игры можно играть с мячом? (Катать мяч друг другу, подкидывать его вверх, бросать друг другу.) А вы знаете стихотворение про мяч? Давайте все вместе прочитаем его.
Стихотворение А. Барто «Мячик».
– Какие молодцы. А это кто? Правильно, петушок. А какой наш петух? (Красивый, у него яркие перья, красные крылья, длинный разноцветный хвост.) А знаете ли вы стихотворение про петушка? (Дети читают потешку.)
Петушок – золотой гребешок, Масляна головушка, Шёлкова бородушка. Что ты рано встаёшь, Голосисто поёшь, Детям спать не даёшь?
– И про петушка потешку знаете, молодцы. А вот узнаете ли вы, кто к нам пришёл в гости?
Игра «Угадай, кто это!»
– Кто к нам прибежал и мяукает? Конечно, это кошка. А как кошка мяукает? А какая наша кошка? (Большая, пушистая, белая с пятнами, у неё длинный и пушистый хвост, у неё голубые глаза.) А как можно ласково назвать кота? (Котик, котенька.) А давайте прочитаем для нашего гостя потешку.
Котя, котенька, коток, Котя – серенький лобок. Приди, котя, ночевать, Нашу деточку качать, Прибаюкивать.
– Какие вы молодцы, столько стихов и потешек знаете. А загадки отгадывать вы умеете? Тогда слушайте и отгадывайте, кто ещё пришёл к нам в гости. Комочек пуха, Длинное ухо. Прыгает ловко, Любит морковку.
– Кто это? Зайчик, конечно. Расскажите, какой он. (Белый, у него длинные уши, пушистый, у него короткий хвост). А как называют зайца в сказках? (Косой, серый, трусишка.) Вы наверно, и про зайку стихотворение знаете?
Стихотворение А. Барто «Зайка».
– Какие вы молодцы. А теперь я предлагаю вам поиграть. Вы будете зайчики, а я – лисичка.
Физкультминутка игра «Лиса и зайцы».
– Ребята, пока мы с вами играли, к нам пришёл ещё один гость. Кто это, отгадайте.
В дом чужого не пускает, и Хоть и мал, но громко лает. Этот зверь – живой замок, А зовут его (Щенок.)
– Правильно, это щенок. А какой он? (Маленький, белый с пятнами, у него короткая шерсть, маленький хвостик.) А как лает щенок? В загадке щенка называют живым замком, почему? Щенок не пускает в дом чужих людей. Давайте поиграем пальчиками в игру «Замок».
Пальчиковая игра «Замок».
На двери висит замок, Кто его открыть бы смог? Повертели, повертели. Покрутили, покрутили. Постучали и открыли.
– Кто-то ещё пришёл к нам в гости. Посмотрим, кто же это. Правильно, это лошадка. А как лошадка говорит? А как она цокает копытами? Правильно, а теперь поцокаем только язычком. Давайте расскажем лошадке стихотворение про неё.
Стихотворение А. Барто «Лошадка».
– Мальчики, какими игрушками вы больше всего любите играть? Конечно, любимые игрушки мальчиков – это машинки. Сколько их? (Их в нашей группе много). Расскажите мне, какие машинки у нас есть. (Есть большие и маленькие, разного цвета, грузовые и легковые.) А вот эта машина как называется? Правильно, грузовик. Давайте вспомним стихотворение про него.
Стихотворение А. Барто «Грузовик».
– Вот какая неприятная история случилась с машиной. А как мы должны обращаться с игрушками? (Беречь их, не ломать, не бросать.) Всё правильно, чтобы игрушки долго нас радовали, мы должны обращаться с ними бережно.
3. Итог занятия.
– Какие игрушки живут в нашей группе? А кто пришёл к нам в гости? Как надо обращаться с игрушками, чтобы они дольше нас радовали? Всё правильно, а сейчас можете поиграть машинками. Занятие окончено.
Источник
Занятие для детей 4-5 лет на тему: «Сад. Фрукты».
Подготовила: воспитатель
Потапова Наталья Михайловна.
Пояснительная записка.
Пятый год жизни считается периодом наивысшей речевой активности. Дети легко подхватывают начатый разговор, спешат высказаться, достаточно часто сопровождают речью свои собственные действия. Речь детей 4-5 лет характеризуется рядом достижений. Дети этого возраста:
– осмысленно употребляют в речи предлоги (на, над, под, между и.т.д.);
– выполняют интеллектуальные операции, связанные с сравнением предметов, их группировкой, классификацией;
– используют аналогии, легко усваивают способы образования существительных и глаголов;
– в общении ориентируются на особенности человеческих отношений.
Таким образом, основной целью развития речи детей данного возраста является: работа по обогащению словаря; формирование грамматически правильной речи; расширение кругозора, именно поэтому было выбрано данное занятие, оно отвечает всем требованиям развития речи в этом возрасте.
Занятие для детей средней группы, составлено в соответствии с Программой воспитания и обучения в детском саду под редакцией Вераксы Н.Е., «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» построенное в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
• принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий и совместных действий воспитателя и детей);
• принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес);
• принцип доступности (соответствие возрастным особенностям);
• принцип психологической комфортности.
Для достижения цели были использованы такие методы и приемы:
• наглядный метод (картинки с изображением фруктов);
• словесный метод (рассказ-сопровождение)
• игровой прием (лото, игра, физминутка, пальчиковая гимнастика).
По содержанию занятие является интегрированным, так как части занятия объединены знаниями из нескольких областей. Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Здоровье».
В процессе занятия осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата. Так же в ходе занятия происходит всестороннее развитие личности ребенка и его способностей, формируется культура речевого общения, происходит развитие самостоятельной активной речи каждого ребенка.
Тема «Сад. Фрукты».
Коррекционно-образовательные задачи:
уточнение и расширение представлений детей о фруктах, месте их произрастания, отличительных особенностях;
расширение словаря по теме (фрукты, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, собирать, убирать, снимать, сладкий, гладкий, выше, ниже, вкусно);
совершенствовать грамматический строй речи (образование множественного числа имен существительных).
Коррекционно-развивающие задачи:
развитие зрительного внимания, общей, тонкой, и артикуляционной моторики, глубокого вдоха, тактильных ощущений.
Коррекционно-воспитательные задачи:
формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества;
воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование:
Корзина с фруктами, блюдо, плакат «Что растет саду», игра «Один – много», карточки с изображениями фруктов.
Предварительная работа:
Беседа на тему «Овощи – фрукты», рассматривание фруктов. Разучивание пальчиковой гимнастики «Компот».
Ход занятия:
1.Организационный момент. (Развитие зрительного восприятия и внимания, элементарных математических представлений.)
Воспитатель приглашает детей в групповую. Дети встают около стульчиков. На столе перед ними лежат предметные картинки с изображениями фруктов.
Воспитатель. Для того чтобы начать занятие, вы должны, выполнить мое задание. Посмотрите внимательно на картинки. Сначала сядет тот, у кого на картинке три яблока.
Один из детей правильно определивший нужное число, садиться.
Воспитатель. Потом может сесть тот, у кого две груши.
Один из детей правильно определивший нужное число, садиться.
Воспитатель. Теперь сядет девочка, у которой на картинке одна слива.
Один из детей, правильно определивший нужное число, садиться.
Воспитатель. А что у тебя на картинке, Даша?
Ребенок. У меня два лимона.
Воспитатель. Садись, Даша. Ребята, как можно назвать все, что нарисовано у вас на картинках?
Дети. Фрукты.
Воспитатель. Где растут фрукты?
Дети. В саду.
Воспитатель. Молодцы. Вы правильно выполнили задания и ответили на вопросы. Можем начинать наше занятие. Сегодня мы будем говорить о фруктах, о том, какие они и что можно из них приготовить.
2. Беседа по плакату «Что растет в саду». (Уточнение и расширение словаря. Развитие диалогической речи. Расширение представлений о фруктах, месте их произрастания, отличительных особенностях.)
Воспитатель помещает на доску плакат и дает детям одну минуту для его свободного рассматривания, потом начинает беседу, показывая указкой то, на что дети должны обратить внимание.
Воспитатель. Давайте представим, что с вами попали в сад. Что мы видим вокруг?
Дети. Деревья.
Воспитатель. А что растет на деревьях?
Дети. Фрукты.
Воспитатель. Назовите фрукты, которые растут на деревьях.
Дети. Яблоки. Груши. Сливы.
Воспитатель. Какие яблоки? Расскажите про их цвет, форму.
Дети. Красные яблоки. Круглые яблоки.
Воспитатель. Какие груши?
Дети. Желтые груши. Овальные груши.
Воспитатель. Какие сливы?
Дети. Синие сливы. Овальные сливы.
Воспитатель. А какие фрукты по вкусу?
Дети. Вкусные. Сладкие. Сочные.
Воспитатель. Что делает в саду девочка?
Дети. Собирает фрукты.
Воспитатель. Правильно. Наступила осень. Фрукты созрели, и девочка стала убирать урожай.
Воспитатель ставит на стол корзину с фруктами.
Воспитатель. Я тоже собрала урожай фруктов у себя в саду.
Педагог позволяет детям потрогать и понюхать фрукты. Во время рассматривания фруктов детьми организуется беседа.
Воспитатель. Что у тебя в руках, Стёпа?
Ребенок. Персик.
Воспитатель. Потрогай и понюхай его. Какой он?
Ребенок. Круглый, мягкий, вкусно пахнет.
Воспитатель. Правильно, он душистый, ароматный. А у тебя, что за фрукт, Маша?
Ребенок. У меня слива.
Воспитатель. Расскажи о сливе.
Ребенок. Она овальная, мягкая, гладкая, синяя.
Воспитатель. А что можно приготовить из тих фруктов? Что готовят ваши мамы?
Дети. Салат. Компот. Варенье. Сок.
Воспитатель. Молодцы! Вот сколько названий блюд перечислили. Похлопайте себе. А потом пойдемте на ковер и сделаем пальчиковую гимнастику «Компот».
3.Пальчиковая гимнастика «Компот». (Развитие тонкой моторики, координация речи с движением.)
Воспитатель делает упражнение вместе с детьми, давая образец выполнения упражнения.
Будем мы варить компот, Левую ладошку держат «ковшиком»,
Фруктов нужно много. Вот: правой имитируют помешивание внем.
Будем яблоки крошить, Загибают пальчики на правой руке,
Грушу будем мы рубить, начиная с большого.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот. Опять «варят» и «помешивают».
Угостим честной народ.
4.Игра «Четвертый лишний». (Развитие зрительного внимания, восприятия, мышления.)
Воспитатель приглашает детей за стол и выкладывает в ряд яблоко, грушу, огурец и сливу.
Воспитатель. Посмотрите на то, что лежит перед вами. Подумайте, что здесь лишнее и помогу. Я немного подскажу вам: вспомните, где растет то, что лежит на столе. Так что же лишнее?
Дети. Огурец.
Воспитатель. Верно. А почему?
Дети. Он растет в огороде.
Воспитатель. А все остальное, где растет?
Дети. В саду.
Воспитатель. Верно, огурец-овощ, а все остальное – фрукты.
Воспитатель выкладывает на стол зеленое яблоко, зеленую грушу, огурец и сливу и, если дети затрудняются, подсказывает, что нужно обратить внимание на цвет.
Воспитатель. А что лишнее теперь?
Дети. Слива.
Воспитатель. Почему?
Дети. Она синяя.
Воспитатель. А все остальное, какого цвета?
Дети. Зеленого.
Воспитатель. Верно. Молодцы!
6. Игра «Ёжик и барабан». (Развитие общей моторики, координации речи с движением, чувства ритма. Закрепление навыка ходьбы с высоким подниманием колена.)
Воспитатель выполняет упражнение с детьми и выразительно читает текст, а дети договаривают текст за воспитателем и выполняют движения вслед за ним.
С барабаном ходит ёжик, Маршируют по кругу, изображая игру
Бум-бум-бум! на барабане.
Целый день играет ёжик,
Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами, Маршируют, спрятав руки за спину.
Бум-бум-бум!
Ёжик в сад забрел случайно,
Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он, Подносят ко рту воображаемое
Бум-бум-бум! яблоко то одной, то другой рукой.
Барабан в саду забыл он, Разводят руками.
Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались, Прыгают на двух ногах, руки на поясе.
Бум-бум-бум!
И удары раздавались,
Бум-бум-бум!
Зайцы сильно испугались, Приседают, сделав «ушки» из ладошек.
Бум-бум-бум!
Глаз до зорьки не сомкнули,
Бум-бум-бум!
7. Лото «Один – много». (Совершенствование грамматического строя речи, образование формы множественного числа существительных).
Воспитатель. Теперь можно поиграть в лото. Вам уже знакома эта игра.
Каждый ребенок получает карточку, разделенную на 4 части. В двух частях, расположенных слева, нарисовано по одному кружку. В двух частях, расположенных справа, нарисовано несколько кружков.
Воспитатель. На те части карты, где нарисован один кружок, вы должны положить картинку с изображением одного фрукта. На ту часть карты, где нарисовано много кружков, вы должны положить картинку с изображением нескольких фруктов. Фрукты нужно подобрать парами. Например, яблоко – яблоки. Выполняйте.
Дети подбирают карточки.
Воспитатель. А теперь расскажите, как вы подобрали карточки.
1-й ребенок. Груша – груши. Банан – бананы.
2-й ребенок. Лимон – лимоны. Персик – персики.
3-й ребенок. Слива – сливы. Абрикос – абрикосы и.т.д.
Воспитатель. Отлично! Молодцы!
6. Окончание занятия. (Оценка работы детей.)
Воспитатель. Занятие подошло к концу. Давайте вспомним, чем мы занимались сегодня. О чем говорили?
Дети. Мы говорили о фруктах.
1-й ребенок. Делали гимнастику для пальчиков.
2-й ребенок. Рассказывали про фрукты.
3-й ребенок. Играли в лото.
Воспитатель. Вы очень хорошо занимались сегодня. Молодцы!
Приложение.
Игра лото «Один-много».
Игра «Четвертый лишний».
Беседа по плакату «Что растет в саду».
Список литературы.
Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Формирование грамматического строя речи. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Гербова В.В. Коммуникация. Развитие речи и общения детей в средней группе детского сада. Планы занятий. – М.:Мозаика-Синтез, 2012. – 80 с.:цв.вкл
Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 64 с.
Дидактические игры как средство речевого развития детей дошкольного возраста. Тема «Фрукты, овощи» https://dohcolonoc.ru/razvivayushchie-igry/3923-didakticheskie-igry-kak-sredstvo-rechevogo-razvitiya-detej-doshkolnogo-vozrasta.html 22.04.13.
Кирьянова Р.А. Игры со словами для развития речи: картотека игр для детей дошкольного возраста: Пособия для логопедов, воспитателей и внимательных родителей. – СПб.: КАРО, 2010. – 296 с.: ил.
Непосредственно образовательная деятельность в средней группе.
Тема: «Овощи и фрукты» https://nsportal.ru/detskii-sad/razvitie-rechi/ovoshchi-i-frukty-nod-v-sredney-gruppe 20.01.20013.
Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 656 с.
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы,М.А., Т. С. Комаровой.,М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. – 336 с.
Источник