Конспект занятия по развитию словаря ребенка
Конспект образовательной деятельности на развитие словаря старшая группа.
Тема «Магазины»
Цель: уточнение и закрепление словаря; развитие связной речи; закрепление навыков правильного произношения; закрепление навыков словообразования и словоизменение.
Задачи:
• Продолжать учить различать на слух слова с определенным звуком, выделять первый звук в слове;
• Побуждать употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;
• Продолжать учить детей описывать предмет;
• Упражнять в составлении рассказа по картине;
• Учить употреблять слова – антонимы;
• Развивать память.
Оборудование:
Мягкие игрушки: ежик и лисёнок.
Резиновые· игрушки: овощи и фрукты.
Дидактический материал: электроприборы.
Сюжетная картина: «электроприборы».
Картинки: лиса, лисёнок, ёжик.
Ход занятия:
Организационный момент
Знакомство с темой
Воспитатель загадывает детям загадки:
1. Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами.
(Ёж)
2. Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост – краса
Кто это?
(Лиса)
Сюрпризный момент: (стук в дверь)
Воспитатель вносит игрушки: лисенка и ёжика. Они здороваются с ребятами.
Игрушки говорят: «Мы услышали, что вы говорили о нас».
Воспитатель: «Да, я загадывала детям загадки о вас, вы же наши друзья. Вы весь год приходили к нам на занятия. Вот и сегодня вы пришли снова, чтобы узнать чему же вы нас научили». Сегодня вместе с нашими друзьями мы отправимся по магазинам.
Давайте вспомним названия каких магазинов вы знаете? («Игрушки», «Мебель»,«Одежда», «Продукты», «Хлеб», «Овощи – фрукты» и т.д.)
• Кто работает в магазине? (Продавцы)
• Как называют тех, кто покупает товары? (Покупатели)
• Где в магазине расплачиваются за покупку? (в кассе)
• Как надо детям вести себя в магазине? (ничего не трогать руками, не баловаться и т.д.)
Сначала мы с вами отправимся в магазин «Овощи – фрукты»
• Что в этом магазине продается? (Овощи и фрукты)
• Назовите фрукты (Яблоко, груша, ананас, лимон и т.д.)
• Назовите овощи (Огурец, помидор, лук, свекла, морковь и т.д.)
Затем воспитатель просит 3-4 детей рассказать о фрукте (овоще).
Например: Апельсин – это фрукт, он оранжевого цвета, круглой формы, растет на дереве. Также можно рассказать о лимоне, яблоке, огурце, капусте (о любом фрукте, овоще по желанию детей).
• Чем отличаются фрукты от овощей? (Овощи растут в огороде – на грядках, а фрукты в саду – на деревьях и кустарниках)
Воспитатель предлагает детям назвать первый звук в словах: яблоко, гpуша, банан, помидор, капуста, лук и т.д.
Игра «Назови ласково»:
Яблоко – яблочко;
Oгурец – огурчик;
Морковь – морковка;
Апельсин – апельсинчик;
Баклажан – баклажанчик и т.д.
Физминутка: « Апельсин»
Мы делили апельсин
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа,
Эта долька – для стрижа,
Эта долька – для утят,
Эта долька – для котят,
Эта долька – для бобра,
А для волка … кожура.
Он сердит на нас – беда!
Разбегайтесь кто куда.
Воспитатель спрашивает у детей: «Для чего нужно есть овощи и фрукты?» (Для того, чтобы расти крепкими и здоровыми, в них много витаминов).
Ёжик и лисёнок хвалят детей, говорят какие они молодцы.
Воспитатель предлагает детям отправиться в другой магазин «Электроприборы».
• Назовите, какие электроприборы вы знаете? (Дети называют электроприборы: утюг, телевизор, пылесос, электроплита, холодильник и т.д.)
• Для чего нужен каждый из этих электроприборов? (Ответы детей: каждый ребенок рассказывает о каком-либо электроприборе)
– Холодильник нужен для того, чтобы хранить в нем продукты;
– Фен нужен для того, чтобы сушить волосы;
– Электроплита – чтобы готовить еду;
– Магнитофон – слушать музыку;
– Телевизор … ;
– Чайник … и т.д.
Игра: «Один – много»
Утюг – утюги;
Телевизор – телевизоры;
Холодильник – холодильники;
Фен-фены;
Пылесос – пылесосы;
Торшер – торшеры;
Вентилятор – вентиляторы и т.д.
Рассматривание сюжетной картины «Электроприборы» (Дети дают описание картины)
Физминутка:
Раз, два, три, четыре –
С мамой мы утюг купили.
Будем гладить, а потом
Всё на полки уберем.
Ну, а с папой мы вдвоем
Пылесосом пол протрем.
С делами управимся –
К телевизору усядемся.
(Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями).
Ёжик и лисёнок хвалят детей. Предлагают рассмотреть картинки с их друзьями, и рассказать каких они видят их друзей на картинках.
Например:
Лисенок – веселый, радостный, красивый, счастливый.
Лиса – хитрая, злая, красивая, нарядная.
Ёжик – добрый, веселый, счастливый.
Игра: «Скажи наоборот»
Чистый – грязный;
Жарко – холодно;
Хорошо – плохо;
Маленький – большой;
Новый – старый;
Злой – добрый;
Больной – здоровый.
Итог занятия: Ёжик и Лисёнок благодарят за знания детей, не зря они приходили весь учебный год в гости.
Источник
Елена Сытенко
Конспект занятия по развитию словаря дошкольников для средней группы «Осенняя сказка»
Конспект занятия по развитию словаря дошкольников (средняя группа).
Тема: Осенняя сказка
Задачи:
– Формировать знания детей о признаках осени, вспомнить деревья на нашем участке.
– Закреплять знания детей об овощах и фруктах.
– Развивать умение активизировать в речи прилагательные и расширять речевой словарь.
– Воспитывать бережное отношение к природе.
Обогащение словаря: осень, ноябрь, ароматное, шершавое (шершавое, названия овощей и их признаков.
Предварительная работа: пересмотр иллюстраций об осени (дидактические игры «Что нам осень подарила?», «Овощи и фрукты – полезные продукты»). Поместить в уголок природы корзину с овощами и фруктами, которые растут в нашем регионе.
Оборудование: корзина с фруктами и овощами, салфетка, картинки с изображением глаз, руки, носа, языка.
Ход:
Дети, вы любите сказки? (ответ детей)
Тогда садитесь удобнее, я вам расскажу сказку об осени.
В одном детском садике жили-были хорошие, умные, добрые дети. Однажды пошли они на прогулку, искать признаки осени. Давайте посмотрим, какие же признаки осени дети увидели на улице.
Посмотрите, дети, кого вы здесь видите? (ответ детей)
А где это мы гуляли? (ответ детей)
А что еще вы видите на фотографии?
Дети, а какие деревья растут около нашего садика?
Видите ли вы на них листочки? А почему листья упали на землю?
А скажите, видели ли вы птичек? А где же они?
Знаете ли вы, куда делись букашки? И почему они спрятались в щели?
А теперь скажите, что это за время года? (ответы детей).
А вы, знаете, что в сказках случаются разные чудеса и живут разные волшебники. А вот и сама волшебница Осень!
Осень: Добрый день, дети!
Какие вы хорошие, умные! Щечки у вас румяные, глазки блестят!
Воспитатель: потому что наши дети здоровые!
Осень: А что вы делаете, чтобы быть здоровыми?
Дети: (с помощью воспитателя) Делаем зарядку, гуляем на улице – дышим свежим воз-духом, едим полезные продукты богатые на витамины.
А теперь мы поиграем подвижную игру «Листопад».
Цель – закрепить знание детей о цвете, величине осенних листьев. Закрепить понятие «листопад».
Всем детям раздаются листья из осеннего букета.
Взрослый: Дует легкий осенний ветерок: «У-у-у-у-у-у-у-у» (тихо). Листочки едва шевелятся.Подул сильный ветер: «У-у-у-у-у-у-у-у!» (громко). Заблудились мы в лесу,закричали мы: «АУ!» (Сначала громко, потом тихо). Осенние листочки на веточках сидят, осенниелисточки с нами говорят:
«А-о-и-у». (Под музыку они кружатся с листочками в руках.).
Налетел ветер, и листочки стали опадать.
Листопад, листопад, листья желтые летят. (Дети, у которых желтые листочки бросают их на коврик и приседают).
Листопад, листопад, листья красные летят. (Дети, у которых красные листочки бросают их на коврик и приседают).
Осень: Молодцы! Я также принесла вам подарок. Пусть деки догадаются, что у меня в корзине?
(Дети садятся на свои места. Осень кладет корзину, накрытую салфеткой.
Воспитатель достает из корзинки морковку.)
Что это? (морковь)
Какая она? (длинная, оранжевая)
А это что за плод? Какой он? (Помидор: красный, круглый, блестящий)
Как можно назвать одним словом морковь и помидор? (овощи)
Осень: А как вы узнали, что это за овощи? (показывает картинку с глазами)
(ответ детей: глазками увидели)
А как еще можно узнать, что есть в корзине? (показывает картинку с рукой)
(ручками почувствовали)
Осень: Молодцы! А как еще можно догадаться, что за плод? (показ картинок с изображением носа, языка) (ответ детей: можно понюхать носиком и попробовать на вкус)
Сейчас мы поиграем в игру «Угадай, что скушал?» (Воспитатель угощает детей кусочком яблочка, груши, орешком, предварительно попросить деток закрыть глазки).
А теперь скажите, что вы съели? Найдите такое же в корзине.
(После этого Осень прощается)
Осень: Мне пора. До свидания, дети!
Воспитатель: Благодарим тебя, Осень, за фрукты и овощи, которые ты нам даришь, заботясь о нашем здоровье! До свидания, волшебница Осень!
Как и каждая сказка, эта сказка подошла к концу!
Воспитатель: ребята, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались и какие признаки осени бывают. Вы МОЛОДЦЫ!
Источник
Конспект занятия
по развитию речи в старшей группе
Тема: «Весна-красна»
Цель: активизация обогащение словаря детей понятиями, обозначающими весенние явления и поведение животных весной
Задачи:
Образовательные:
Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе.
Развивающие:
- Активизировать словарь детей понятиями из темы занятия.
- Развивать связную речь: умение понятно для окружающих выражать свои мысли, правильно пользоваться грамматическими конструкциями.
- Развивать диалогическую и монологическую (объяснительную) речь, умение правильно строить сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами: что, когда, какая, потому что.
Воспитательные:
- Воспитывать уважительное отношение к ответам сверстников.
- Способствовать формированию интереса детей к природе.
Словарная работа: весна – красна, капель, набухают почки, сокодвижение, солнечный, ручьи, вьют гнёзда, проталина, просыпаются от спячки.
Предшествующая работа: наблюдения детей в природе, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.
Материалы к занятию: иллюстрации с изображением природных явлений в разные периоды весны; мяч; цветные фломастеры; 2 фланелеграфа.
Ход занятия:
I часть.
Воспитатель читает народные припевки:
Выгляни, солнышко, из-за гор-горы,
Выгляни, солнышко, с утренней поры.
Видело ль ты, солнышко, Красную Весну?
Встретило ли, красное, ты свою сестру?
Видело ли, солнышко, старую Ягу,
Старую Ягу, ведьму Зиму?
Как она, лютая, от Весны ушла.
От красной бежала,
В мешке стужу несла,
В мешке холод несла,
Холод на землю трясла!
– Ребята о чем говорится в этом стихотворении? (Говорится о том, как зима сменяется весной).
– А как вы думаете, почему автор называет зиму «ведьма, старая Яга», а весну – «Красная»?
– Подумайте, а почему ушла «лютая зима»? (Пригрело солнышко, стало теплее).
– Да, вот и наступила Весна – красна. Так в народе называли весну, потому что она очень красивая, ее приходу все радовались: и дети, и взрослые.
– Послушайте, ребята, как в народе называли весенние месяцы и попробуйте угадать почему?
Март-капельник, протальник.
Апрель-водолей, березень.
Май-травень, цветень.
– Весна – это праздник пробуждения природы. Все люди, животные, растения ждёт радости и тепла.
II часть.
На доске расположены иллюстрации, изображающие весенние явления в разные периоды, животных и растений весной. По мере необходимости обращаемся к ним вместе с детьми.
– Ребята, давайте вспомним и посмотрим на картинки, какие изменения происходят в природе весной.
– Каким весной становится небо? (Голубое, светлое, безоблачное). А солнце? (Тёплое, яркое, ласковое, весеннее).
– Что происходит со снегом? (С наступлением тёплых дней на снегу появляются проталины, снег начинает таять, текут ручьи, с крыш свисают сосульки).
– Кто из вас, ребята, знает, что такое капель? (Сосульки быстро тают под теплыми солнечными лучами, и капельки воды часто-часто капают с крыш).
– Правильно. В это время вся земля пропитывается влагой, у деревьев и кустарников начинается сокодвижение.
– Догадайтесь, что такое сокодвижение?
Выслушиваю детские предположения и обобщаю:
– От корней к каждой веточке поступает сок, который питает каждую почку. Они увеличиваются в размерах, набухают.
– А что происходит с почками дальше? (Они лопаются, и распускаются маленькие клейкие листочки).
– А что же еще веселит наш глаз? В молодую дымку зелени одеваются не только деревья и кустарники. (Земля покрывается травой).
Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает?
– Конечно, весной. А как вы понимаете слова «День прибывает»? (Дни становятся длиннее, а ночи короче.)
– Влияет ли это как-то на состояние природы, погоды? (Когда много солнца, погода становится теплее).
– Теплее становится еще и оттого, что солнышко все выше и выше поднимается на небосклоне, согревая все вокруг своим теплом.
– Почему весной становится так много птиц? Чем они так озабочены? (Прилетели из теплых краев, вьют гнезда).
– Зимой птицы питались сохранившимися семенами растений, но этого им было мало. Вспомните, чем мы им помогали? (Подкармливали: в кормушки подсыпали различный корм.)
– А весной чем они питаются, ведь прилетели насекомоядные птицы? (Весной появляются насекомые, ими и кормятся птицы).
– Верно. Жучки, пауки, куколки насекомых всю холодную зиму провели под корой деревьев, прятались в старых пнях, в земле, под опавшей листвой – они были неподвижны. Отогревшись, они выползают из своих убежищ.
– А что происходит с теми животными, которые еще с поздней осени впали в спячку? (Ежи, медведи, барсуки весной просыпаются от зимней спячки).
– Да, ребята. Весной вся природа словно пробудилась от зимнего сна. Какими красивыми словами можно сказать о весне? ( Весна-красна, солнечная, ласковая, теплая, зеленая, красивая и т.д.)
Физкультминутка.
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел
Шевельнулся, потянулся-
Взвился вверх и полетел. (Повторить 2-3 раза)
III часть.
Воспитатель предлагает детям встать в круг. Воспитатель – в центре с мячом в руках.
– Ребята, давайте поиграем в игру «Один и много». Я называю один предмет, а тот, кто поймал мяч – много этих же предметов. Начали:
Ручей – ручьи
Дождь – дожди
Солнце – солнце
Скворец – скворцы
Гнездо – гнезда
Сосулька – сосульки
Проталина – проталины
Лист – листья
Капель – капель
Насекомое – насекомые
Дерево – деревья и т.д.
IV часть.
– Ребята, весной в природе появились новые яркие цвета. Какие? (Листья, трава – зеленые; небо, сосульки – голубые; солнце – ярко-желтое; много первых цветов ярких окрасок и т.д.).
– Я вам предлагаю заняться необычным делом: с помощью цветных фломастеров на фланелеграфе нужно нарисовать весенние картинки. Подумайте, что нужно сделать, чтобы они получились интересными? У нас только два фланелеграфа. (Подвожу детей к выводу о том, что надо объединиться по нескольку человек, чтобы получилось две группы детей, и договориться о том, кто и что будет рисовать).
Дети выполняют задуманное, после чего они рассказывают о содержании своих «картинок».
Используемая литература:
В.Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада».
Источник
Конспект занятия по организованной образовательной деятельности по формированию словаря в средней группе на тему
«Предметы личной гигиены»
Цель: Вызывать речевую активность детей, закреплять представления о функциональном назначении предметов, называя их, используя слова в разных грамматических формах.
Образовательные задачи: Учить детей нравственно называть предметы личной гигиены и употреблять их в активной речи.
Развивающие задачи: Развивать активное восприятие речи, воспитывать эмоциональную отзывчивость ребенка.
Воспитательная задача: Воспитывать привычку следить за своим внешним видом, пользоваться индивидуальными предметами личной гигиены.
Методы:
Наглядный – показ и рассматривание иллюстраций произведения.
Словесный – беседа, художественное слово.
Практический – дидактическая игра.
Игровой – создание игровой мотивации.
Специальные приемы: показ с называнием, многократное повторение, вопросы, объяснение, оценка детской речи.
Словарная работа: мыло, квадратное, круглое, холодное, мыться умывается, микроб, мыльные пузыри.
Ход занятия
Организационный момент:
Дети сидят полукругом. Воспитатель вносит чудесный мешочек
Дает его детям подержать за веревочку.
В: Потрогайте, дети.
Д: Там что – то есть, тяжёлый, гремит. ( Щупают через ткань)
В: Какое? Твёрдое? Много или мало? Квадратное, круглое, холодное?
Д: Запускают в мешок руки и начинают ощупывать: холодное, гладкое, твёрдое душистое.
В: Берите по одному. (Дети достают куски мыла разного цвета и формы.)Дети рассматривают, меняются друг с другом, нюхают (помочь детям поддержать их высказывания).Дети положите куски мыла в мыльницы.
В: Молодцы, дети.
В: А для чего нам нужно мыло!
Д: Мылом моют руки, стирают белье, моются
В: А для чего это нужно?
Д: Мыться, умываться, мыть руки, полезно для здоровья.
В: Нельзя допускать, чтобы на руках и теле скапливались грязь. Почему?
Д: Там грязь там много микробов, и они опасны для здоровья, вызывают разные болезни.
В: Надо мыться каждую неделю, а в каких случаях нужно мыть руки с мылом.
Д: Перед едой, после посещения туалета, после улицы, после того как поиграли с кошкой, собакой.
В: Молодцы, дети вспомните, что говорил Мойдодыр:
Надо умываться
По утрам и вечерам,
А немытым – трубочистам
Стыд и срам, стыд и срам.
Кто не моет руки с мылом
От среда и до среда
На мохнатом полотенце
Отпечатаны следы
1часть
«Игра с поросенком»
В: Дети, посмотрите у нас в группе оказалось грязное полотенце!
В: Ну-ка детки покажите свои ладошки, я посмотрю на грязнулю, который испачкал полотенце. Нет, его здесь нет. Значит, кто-то к нам приходил, сейчас мы его поищем.
В: Вот он. Это оказывается, поросёнок Хрюшка испачкал наше полотенце.
А нашли, ругать не будем,
То, что было позабудем
Позабудем то, что было
А научим мыться с мылом.
В: Ребята вот сегодня мы научим Хрюшку умываться чисто с мылом. Стоит таз с водой, рядом мыльница с мылом, полотенце.
В: Хрюшка, прежде чем начать мыть руки, надо закатать рукава, чтобы не замочить рубашку, платье.
В: Дети, покажите, как надо закатывать рукава, помогите друг другу. Хрюшка, ты тоже закатай рукава. Рукава закатали, теперь покажем Хрюшек, как надо мыть руки.
Д: Вот так, круговыми движениями, одна ладошка гладит другую (дети показывают)
В: Но сначала надо смочить руки водой и намылить их мылом.
Понял, Хрюшка? Тогда мойся, а вы дети, смотрите, правильно ли он делает.
Хрюшка начинает разбрызгивать воду (брызги летят на пол)
Д: Нет, нет так нельзя. Нужно тихонечко, не торопясь мыть руки.
В: Что сейчас делает Хрюшка?
Д: Мылит руки мылом.
В: Теперь что надо ему делать?
Д: Смыть мыло водой.
В: Хрюшка смыл мыло. Что ему делать дальше?
Д: Отжать капельки и вытираться полотенцем сухо-сухо.
В: Отжал, Хрюшка капельки. Бери полотенце, расправь его и вытирай сухо-сухо каждый пальчик одной ладошки, затем другой. Вот так. Повесь полотенце.
В: Дети, каким стал теперь наш Хрюшка?
Д: Чистым.
В: Молодцы. Теперь Хрюшина полотенце всегда будет чистым. Правда, Хрюшка?
2часть
В: Давайте, и мы помоем руки с мылом. (Дети моют руки в тазиках.)
Воспитатель обращает внимание детей на то, что мыло цветное, а пена белая (перчатки из мыльной пены).
В: Не можете поймать – какое мыло скользкое?
Идёт процесс игры с водой и мылом. (Опыты эксперимент)
В: Дети, уберите мыло на подставки (мыльницы). А руки, то какие чистые, белые, как у бабушки морщинистые, отжали капельки воды и вытерли их полотенцем.
Игра «Забава с мыльными пузырями».
Воспитатель пускает мыльные пузыри, а дети их ловят.
В: Что происходит с пузырями?
Д: Они лопаются.
Дети садятся на стульчики.
3часть
Дидактическая игра «Предметы личной гигиены».
У воспитателя на столе предметы: полотенце, зубная щётка, мыло, тюбик зубной пасты, мочалка, бутылочка с шампунем, расчёска, зубочистка, носовой платок, майка, ботиночки.
В: Ребята, посмотрите у меня на столе много вещей – это предметы которые помогают нам ухаживать за своим телом. Но есть вещи, которыми может пользоваться только один человек – они называться личные вещи! Этими предметами можешь пользоваться только ты один, нельзя давать их другому человеку, даже если он твой друг, папа, мама, или братишка. Нельзя давать носить свою одежду и обувь. На них могут быть микробы, которые вызывают болезнь.
Стихотворение про личные вещи.
Делая причёску, помни про себя
Что твоя расческа только для тебя
Ты ее хозяин властелин
на всем белом свете ты один.
Пусть поймут друзья, что давать вещи нельзя
Личную расческу им.
Утром, чистя зубы, помни про себя,
Что зубная щётка тоже для тебя
Ты ее хозяин властелин,
На всем белом свете ты один
Пусть поймут друзья,
Что давать нельзя
Щетку и расческу им
Чтобы, чтобы, чтобы все микробы
Ты не передал другим.
Воспитатель предложить детям предметы личного и общего пользования и разделить их на две группы. Дети приносят предметы к столу, рядом с которыми на доске изображены вся семья и один человек. Воспитатель просит детей ещё раз назвать личные вещи.
Чтение потешек детьми: водичка-водичка «льётся чистая водица»
Давайте мы с вами вспомним потешки о воде, которые мы знаем.
Водичка, водичка
Умой мое личико
Чтобы глазки блестели
Чтобы щечки розовели
Чтоб смеялся роток.
И кусался зубок.
Льется чистая водица
Мы умеем чисто мыться
Порошок зубной берём
Чисто щёткой зубы трем
Моем шею, моем уши
Сухо вытираемся и в садик собираемся!
От простых вод и мыла у микробов тает сила.
Итог занятия:
В: Дети, что мы сегодня с вами делали?
Д: Учили Хрюшку правильно мыть руки с мылом. Играли с мыльными пузырями. Вспомнили предметы общего и личного пользования, вспомнили потешки о воде.
В: А сейчас я хочу всем вам подарить мыло, чтобы вы и дома мыли руки с мылом и были чистыми и здоровыми.
Воспитатель дарит детям мыло в виде разных зверушек.
Да здравствует мыло душистое
И полотенце пушистое
И зубной порошок
И густой гребешок!
Источник