Конспект родительского собрания тема речевое развитие ребенка
МОБУ детский сад присмотра и оздоровления “Колобок”
г. Данилов Ярославская область
Конспект
родительского собрания
«Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
Воспитатели: Ю. А. Луговая
Е. С. Кудрявцева
Ноябрь 2014 г.
Цель:
формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста
Задачи:
- познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей дошкольного возраста;
- привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье.
Форма проведения: встреча с элементами практикума.
План проведения:
- Вступительная часть.
- Педагогический всеобуч «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
- Практикум
- Заключительная часть.
Вступительная часть.
Добрый вечер, уважаемые родители! Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.
Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи.
Значение речи в жизни людей огромно. Речь – это орудие мышления, показатель общего культурного уровня развития человека. Таким образом, речь это визитная карточка человека. Есть люди, которых можно полюбить с первого взгляда и разлюбить после первого услышанного от него слова. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе развития ребенка с рождения и до конца жизни и служит показателем его общего развития.
Педагогический всеобуч «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
На наш взгляд, самая сложная и большая проблема в развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста – научить связно и выразительно говорить. Очень важно помочь ребенку овладеть этим прекрасным даром.
Что же такое умение говорить? Ребенок в повседневной жизни, общаясь со сверстниками и взрослыми, говорит очень много. Однако, когда ему предлагают: «Расскажи, что интересного ты увидел в зоопарке, цирке? Перескажи сказку, рассказ…?», сразу возникают трудности. Ребенок не умеет видеть и понимать основной сюжет, определять главных героев, основное действие, место действия, время и место происходящего события, не может четко сформулировать вопрос и ответить на него. Его речь становится эпизодической, неполной.
К 5 – 6 годам современный ребенок должен овладеть всей системой родного языка: уметь полно и последовательно излагать свои мысли, легко строя сложные развернутые предложения, логически обосновывая свои высказывания, свободно пересказывать рассказы и сказки, описывать произошедшие события, правильно произносить все звуки и многосложные слова.
Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.
Речь – процесс многосторонний. Он включает в себя звуковую функцию. Это умение воспринимать и воспроизводить правильно звуки, умение чувствовать ритм, интонацию.
Следующий компонент – это лексика, т.е. словарный запас, которым будет пользоваться ребёнок. Он может быть активным, если включает слова, используемые ребенком в своей речи, и пассивным – слова, которые ребенок знает и понимает, но не использует в речи. Усваивая слова, ребенок узнает их лексическое значение, учится обобщать.
В структуру речи входит и грамматика. Этот компонент речи очень важен, так как дает понимание словосочетаний, предложений. Например: “ребенок сидит”, “сидел”, “ребенка посадили” – смысл разный, хотя используются два слова – “ребенок”, “сидеть”.
Дошкольник усваивает диалогическую и монологическую речь, знакомиться с приемами выразительности, образности речи.
В формировании речи ребёнка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. И от того, как мы говорим, сколько внимания уделяем речевому общению с ребёнком, во многом зависит его успех в усвоении языка.
В детском саду работа по развитию речи ребёнка осуществляется в разных видах деятельности: на организованных занятиях по развитию речи при рассматривании картин, заучивании стихов, составлении описательных рассказов и рассказов из личного опыта, чтении и пересказе; на музыкальных, физкультурных занятиях, на занятиях по рисованию, лепке, аппликации; на прогулке: в наблюдениях за объектами живой и неживой природы, во время проведения подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр. Словарный запас ребенка расширяется при посещении экскурсий, выставок. В детском саду мы играем в пальчиковые игры, проводим логоритмические упражнения и т. д. У нас создана богатая речевая среда: мы проводим беседы различной тематики выходящую за пределы привычного им ближайшего окружения, из личного опыта. Стараемся показать образцы обращения к взрослым, сверстникам. Предлагаем для рассматривания изделия народного промысла, мини-коллекции (открытки, монеты, игрушки, ткани), иллюстрированные книги, фотографии, открытки с достопримечательностями родного края , репродукции картин и т. д. Учим детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.
Развитие речи в дошкольном возрасте – основа, фундамент для ребёнка. Уже не вызывает сомнений, что в период от рождения до 7 лет в малыше закладываются основы для дальнейшей жизни, которые он будет использовать постоянно. И если запас опыта мал, то у ребёнка накапливается дефицит, который будет мешать ему развиваться в современном мире. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами.
Неясная речь ребёнка затрудняет его общение и накладывает на характер ребёнка много комплексов, которые будут нуждаться во внимании специалистов, таких как логопед, дефектолог, психолог и других. У ребёнка с не развитой речью падает любознательность, чем особенно характерен дошкольный возраст!
Скажите, пожалуйста, какие вопросы задают Вам дети?
(Высказывания родителей)
- Потребность задавать вопросы возникает у детей при встречи с чем-то неизвестным, при попытке понять это неизвестное, при осмыслении нового. Причём вопросы взрослого должны побуждать ребёнка к полным ответам.
А когда дошкольник не задаёт взрослому вопросов, это хорошо или плохо? В чём причина?
(Высказывания родителей)
- Отсутствие необходимых знаний.
- Нет устойчивого интереса к чему-либо.
- Раньше ребёнок обращался к взрослому с вопросами, но встретился с раздражением взрослого, получил отказ.
Если ребёнок рано научился говорить, у него хорошо развита речь, но он не рисует, не лепит. Хорошо ли это для его развития?
(Высказывания родителей)
- Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики руки, что создаёт предпосылки к успешному овладению письмом.
Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений ребёнка об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.
Как часто Вы бываете на природе, чем занимаетесь с ребёнком?
(Высказывания родителей)
- Отправляясь с ребёнком на прогулку, мы можем поговорить о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано? Какое сейчас время года? В холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведением и повадками. Посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает. Загадать загадку и найти отгадку. Поискать приметы времени года, познакомить ребёнка с народными пословицами и приметами. Прочитать стихотворение, вспомнить песенку, поиграть с ними в игру, например: С какого дерева литок? Найди дерево по описанию. С какой ветки детки? И т. д.
Да, мы должны сами видеть окружающий нас мир и открывать на него глаза ребёнку. Учить его замечать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить всё живое, а свои чувства уметь высказывать словами. Например, здороваясь утром с солнышком, сказать ему ласковые слова – признаки: золотистое, лучистое, доброе, весёлое, яркое, дорогое, великолепное, весеннее, тёплое.
Скажите, а какими ласковыми словами Вы называете своего малыша. Может ли ребёнок их повторить?
(Предложить родителям высказаться.)
А знает ли ребёнок, в каком городе он живёт? Свой домашний адрес? Свою фамилию и как зовут родителей? Знакомите ли Вы его со своими родителями, рассматриваете ли вместе семейные фотоальбомы?
(Предложить родителям высказаться.)
- Общаясь с ребёнком, учите его рассказывать о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходной день, об интересных событиях в жизни ребёнка и о его близких, об увлекательных прогулках в природу, за город и т.д. Чем больше мы разговариваем с ребёнком, чем больше мы ему показываем и рассказываем, тем лучше для его развития.
Практикум
А сейчас мы предлагаем вам закрыть глаза и представить, что мы с вами дети.
Игру-путешествие по стране «развитие речи»
Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей.
Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть.
1 Остановка «Сказочная» показ сказки кукольного театра «Теремок»
Играя с куклами, у ребенка развивается память, мелкая моторика, работа в коллективе.
2.Остановка «Творческая» игра с шарами
Вам надо проявить творчество и подобрать хотя бы по 5 слов – признаков к следующим словам:
(Предложить родителям объединиться в небольшие группы).
– снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т.д.)
– человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.)
– ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)
– дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.)
– луна (яркая, растущая и т.д.)
Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь.
3) Остановка «Наши руки не знают скуки»
1этап
Массаж. Массируя пальцы рук активизируется работа внутренних органов.
Большой – отвечает за голову
Указательный – желудок;
Средний – печень;
Безымянный – почки;
Мизинец – сердце.
1) Растираем подушечку пальца, затем медленно опускаемся к запястью.
2) Потереть ладони, похлопать.
2этап
Пальчиковые игры (без предметов) «Семья»
2) Пальчиковая игра «Медведь» (с предметом)
(медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак)
Лез медведь в свою берлогу,
Все бока свои помял,
Эй, скорее, на подмогу,
Мишка, кажется, застрял!
(с силой вытянуть платочек)
4) Остановка «Игровая»
(игры для формирования звукопроизношения)
Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры.
Речевая игра «Вьюга» /на экране картинки/
(педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга)
«Вьюга начинается» – дети тихо говорят «У-У-У…»; по сигналу: «сильная вьюга» – говорят громче; по сигналу- «вьюга кончается говорят тише; по сигналу «вьюга кончилась» – замолкают.
Речевая игра «Насос»
Педагог предлагает взять насос и накачать велосипедные шины. Дети, подражая действию насоса произносят звук «С-С-С…».
Чистоговорки:
Уп, уп, уп – мама варит суп. (зв. П.)
БЫ, бы, бы – идёт дым из трубы. (зв. Б)
«Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испёк спозаранку». (зв. П-б)
«Жа- жа –жа, есть иголки у ежа».
«Жу-жу-жу молоко дадим ежу».
«Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки».
Словесная игра «Почемучка»
Определить, из каких слов состоят слова: самосвал, пылесос, самолёт, мясорубка, сороконожка, босоножка, соковыжималка, листопад, снегопад, мотокросс.
5 Остановка “Артикуляционная гимнастика”
У многих взрослых и детей наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти. Скажите, пожалуйста, что мы делаем, когда хотим, чтобы окрепли мышцы наших рук и ног?
Родители: Выполняем зарядку, занимаемся физкультурой, ходим на массаж.
Да, вы правы. В наших щеках, губах, языке тоже есть мышцы. Вот эти мышцы речевого аппарата мы можем тренировать с помощью артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика – это специальные упражнения, которые укрепляют мышцы речевого аппарата, развивают их силу и подвижность.
Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения. Можно проводить следующие упражнения, играя в сказку:
ТЕРЕМОК
В лесу стоит маленький домик,
Настоящий теремок.
Надуть щеки
Этот домик очень красивый, с
Черепичной красной крышей и
большой кирпичной трубой.
Хоботок – вытянуть губы
вперед и вращать ими.
В доме есть три маленьких
Круглых окошка со ставнями
Окошко – приоткрыть верхние и нижние зубы
И большая резная дверь. Однажды подул очень сильный ветер.
Оскал – показать зубы в улыбке, при этом зубы разжать
Стены у дома были красивые.
Покрасить стенки – кончиком языка
Погладить щеки
Стали они шататься вправо – влево, Вправо – влево…
Поочередно надувать щеки
Зашатался и пол в домике вперед – назад, вперед-назад,
Двигать челюстью вправо – влево
Дверь то закрывалась, то открывалась.
Открыть рот
Даже труба на крыше закачалась,
Хоботок
Вдруг дом рухнул и рассыпался…
Худышка – втянуть щеки
Прибежала мышка, которая жила в этом домике, увидела, что произошло и огорчилась.
Нижними зубами закусить верхнюю губу
Даже слова сказать не смогла от расстройства. Прискакала лягушка- Подружка и говорит:
Верхними зубами закусить нижнюю губу
«Ква-ква, пойдем мышка, в мой домик жить!»
Широко открыть рот
Обрадовалась мышка, улыбнулась и побежала за лягушкой.
Улыбка
Итог собрания
Мы сегодня с вами хорошо, плодотворно пообщались, поиграли, поучились.
А каким может быть решение нашего родительского собрания (высказывания родителей):
1. Дома уделять внимание развитию речи ребенка и больше общаться с ним. Читать ребенку сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их.
2. Поощрять в семье занятие ребенка лепкой, рисованием.
3. Больше бывать на природе, знакомить детей с красотами родной природы.
Мы в свою очередь хотим выразить вам благодарность за участие, за вашу активность. Нам было приятно с вами общаться. Очень хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали и вспомнили, осталось с вами. Всего вам доброго!
Источник
морозова татьяна
Конспект родительского собрания «Развитие речи детей дошкольного возраста»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №3 «Звездочка» г. Богородск
Родительское собрание ДОУ.
Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста»
подготовил педагог
Бритова Т. Н.
Цель: Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.
Задачи:
1. Познакомить родителей с особенностями речевого развития детей дошкольного возраста; проанализировать речевое развитие детей группы.
2. Познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома.
3. Способствовать развитию коммуникативных качеств детей; воспитывать культуру общения.
4. Вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.
Подготовительный этап:
Фото стенд “Общение детей через игру ”.
Картотека пальчиковых игр.
Оформление выставки методической литературы по теме семинара.
Приглашение родителей на собрание.
План проведения:
1. Вступительная часть.
2. Просмотр презентации
3. Игра – путешествие по стране «Развитие речи»
4. Заключительная часть.
Ход собрания
Прекрасна речь, когда она, как ручеек,
Бежит среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать её поток
И восклицать: – О! как же ты красива!
Е. Щукина.
Добрый день, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами.
Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.
Семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения.
Нам бы хотелось бы призвать вас к сотрудничеству и взаимодействию. Только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка.
Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи.
Маленькие дети – очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. И, конечно, своими открытиями им очень хочется поделиться, особенно с теми, кого любишь больше всех.
Но, к сожалению, папа очень занят на работе, а у мамы столько хлопот по дому, что совсем не остается времени на свое чадо. И все же мы уверены, что необходимо находить время и возможность для того, чтобы пообщаться с ребенком, поиграть с ним и чему – то научить. Сегодня мы хотим поделиться своим опытом работы с детьми и поговорить об играх, в которые мы играем в детском саду и в которые мы советуем играть дома
Но сначала немного науки.
Речь – форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум взаимосвязанным направлениям:
– речь ребёнка совершенствуется в процессе общения с взрослыми и сверстниками;
– речь становится основной перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.
Основные задачи речевого развития детей:
– овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста;
– развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).
Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т. к. не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.
– Как вы думаете, какие задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чему должны учить ребёнка?
– Формирование звуковой культуры речи.
– Обогащение словарного запаса.
– Формирование грамматического строя речи.
– Обучение рассказыванию, связной речи.
– Развитие выразительности речи.
Эти задачи мы стараемся решать в д. саду через НОД, в режимных моментах,в свободной деятельности.
Хотелось бы показать вам небольшие презентации на данную тему
Показ презентации
Уважаемые родители! Предлагаем Вам немного поиграть.
«Игра-путешествие по стране «Развитие речи»
/На каждой станции воспитатель проигрывает материал с родителями. /
1. Станция «Творческая».
Подберите эпитеты к словам:
– снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т. д. ,
– человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д. ,
– ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д. ,
– дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д. ,
– луна (яркая, растущая и т. д.).
2. Станция «Сказочная».
Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей.
3. «Сказочная-2»
Придумайте продолжение сказок:
«Курочка Ряба», «Репка», «Колобок».
4. Станция «ловкие пальчики»
Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулирую моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь.
1 этап: Массаж.
Массируя пальцы активизировать работу внутренних органов.
Большой – отвечает за голову;
Указательный – желудок;
Средний – печень;
Безымянный – почки;
Мизинец – сердце.
1)растираем подушечку пальца, затем медленно опускаемся к запястью.
2)потереть ладони, похлопать.
2 этап: Пальчиковые игры (без предметов).
«Семья» (Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка, этот пальчик папа, этот пальчик мама, а этот пальчик я вот и вся моя семья».
5. Станция «Игровая».
Игры для формирования звукопроизношения.
Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры.
Речевая игра «Вьюга»
Педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга.
«Вьюга начинается» – дети тихо говорят «У-У-У…»; по сигналу: «сильная вьюга» – говорят громче; по сигналу – «вьюга кончается» – говорят тише; по сигналу «вьюга кончилась» – замолкают.
Речевая игра «Насос»
Педагог предлагает взять насос и накачать велосипедные шины. Дети, подражая действию насоса, произносят звук «С-С-С…».
Чистоговорки:
Уп, уп, уп – мама варит суп (звук «п»)
Бы, бы, бы – идёт дым из трубы (звук «б»)
Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испёк спозаранку (звуки «п-б»)
Жа – жа – жа, есть иголки у ежа
Жу-жу-жу молоко дадим ежу
Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки
Итог родительского собрания:
– родители задают вопросы на уточнение;
– анкетирование: как и где родитель может применить полученные знания, что полезного он узнал, какой вопрос вызвал наибольший интерес, остался непонятным.
Рефлексия: Звучит тихая музыка, родители дают оценку родительскому собранию. Принятие решения собрания.
Решение текущих вопросов.
Подведение итогов.
Литература для подготовки к собранию:
1. Белобрыкина О. А. Речь и общение. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
2. Новотворцева Н. В. Развитие речи детей: Дидактический материал по развитию речи детей у дошкольников и младших школьников. – Ярославль: «Академия развития», 1996.
3. Чиркова С. В. Родительские собрания в детском саду, М., «Вако», 2014.
4. Материалы интернета.
Источник