Конспект логопедического занятия с ребенком i уровня речевого развития
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
«ОВОЩИ»
С ДЕТЬМИ ОНР (1 уровень)
Цели:
Уточнить и расширить словарь по теме на экспрессивном уровне.
Задачи:
1.Введение в самостоятельную речь детей номинативного и предикативного словаря по теме в рамках их речевых возможностей.
2.Формирование понимания грамматических форм единственного и множественного числа существительных.
3. Формирование стереотипно-сопряженной фразы (существительное + прилагательное).
4.Формирование навыков понимания «один» — «много», «большой» — «маленький».
5. Формирование координированного дыхания, движений и речи, посредством речедвигательных упражнений.
6.Формирование общей моторики, развитие зрительного внимания и памяти.
7. Воспитывать желание подражать образцу речи взрослого.
Оборудование: натуральные овощи, муляжи овощей, дедушка – кукла бибабо, корзинка, предметные картинки.
Ход занятия
I.Организационный момент (стук в дверь) — Ребята в гости к нам пришел дедушка и принес большой мешок. Хотите узнать, что в мешке?
II.Основная часть
1. Логопед достает и показывает по одному овощу и спрашивает про каждый.
— Что это? (уточнить названия овощей.) (Это помидор. Это огурец. Это морковь. Это репа.Это капуста). Дети отвечают хором.
Логопед складывает содержимое мешка в корзинку и спрашивает:
— Что все это? Как назвать все, что принес нам дедушка? (Это овощи.) Давайте все вместе скажем (Овощи).
Л. Где растут овощи? (В огороде, на грядке, в теплице, в парнике).
Сейчас я вам расскажу, откуда появляются овощи в магазинах (показывает таблицу). Л. Где растут овощи? (овощи растут в огороде на грядках)
Л. Как собирают овощи? (срывают, срезают).
Л. Давайте расскажем дедушке, какие овощи мы знаем.
2. Упражнение
«Покажи и скажи»
(дети по одному поочередно выходят, берут любой овощ, называют его, логопед задает вопросы, ребенок отвечает с помощью логопеда).
Логопед. Аня подойди к столу и возьми в руки любой овощ. Какой у тебя овощ? (ребенок показывает остальным ребятам и называет «морковь»).
Логопед. Какая она? (Она длинная, красная, гладкая.)
Логопед. Где она растет?(в огороде, на грядке)
Логопед. Что это? (Показывает помидор.)
Логопед. Какой он? (Он круглый, красный, мягкий).
Логопед. Где он растет?(в огороде, на грядке)
Логопед. Что это? (Показывает огурец.)
Логопед. Какой он? (Он зеленый, длинный, колючий).
Логопед. Где он растет?(в огороде, на грядке)
Логопед. Что это? (Показывает капусту)
Логопед. Какая она? (Она круглая, большая, белая)
Логопед. Что это? (Показывает репу).
Логопед. Какая она? (Она желтая, круглая, маленькая)
Логопед. Вы очень хорошо рассказали об овощах. Похлопайте себе!
3. Игра «Узнай овощ по описанию».
Л.А теперь ребята слушайте внимательно, я буду описывать овощи (поднимает тот ребенок овощ, который подходит по описанию, приносит и кладет его в корзину). Л. предлагает ребенку найти свой овощ из предложенных картинок и прикрепить его на доске.
4. Игра «Один-много»
(логопед называет овощ в единственном числе, затем предлагает ребенку назвать множественное число).
Л. Помидор один. Аня найди картинку, где нарисован помидор.
Л. Теперь помидор много. Это помидоры. Дети покажите где помидоры? (аналогично со всеми овощами).
огурец-огурцы.
помидор — помидоры.
репа — репы
морковь — моркови
капуста — капусты.
5. Физкультминутка.
В огороде мы гуляем, Дети, держась за руки, идут по кругу, в центре которого лежат помидоры,
Помидоры собираем. Сжимают и разжимают пальчики.
Помидоры хороши — Поглаживают свой живот.
Наедимся от души.
В огороде мы гуляем, Дети, держась за руки, идут по кругу, в центре которого лежат огурцы.
Огурцы мы собираем. Сжимают и разжимают пальчики.
Огурцы хороши — Поглаживают свой живот.
Наедимся от души.
В огороде мы гуляем, Дети, держась за руки, идут по кругу, в центре которого лежат морковь и репа.
Морковь, репу собираем. Сжимают и разжимают пальчики.
Морковь, репа хороши — Поглаживают свой живот.
Наедимся от души.
Показать детям корзину с овощами, задать вопрос: — Что мы собрали в огороде? (Мы собрали овощи.)
6. Л. Давайте еще раз расскажем дедушке про овощи, какие они (отработка стереотипной фразы сопряженная с прилагательным).
Морковка длинная, красная, гладкая
Огурец зеленый, длинный, колючий
Репа круглая, маленькая, желтая
Капуста круглая, большая, белая
Помидор круглый, красный, мягкий.
7. Д/и «Большой-маленький».
Л. Ребята овощи бывают большими, а бывают и маленькими. Л. начинает — ребенок продолжает.
Огурец – огурчик.
Капуста – капустка.
Помидор — помидорчик.
Морковь – морковочка.
Репа- репка
III.Итог занятия.
Молодцы ребята. Все старались и справились с заданиями.
Давайте еще раз вспомним, что принес нам дедушка в мешке (логопед показывает картинки, все хором повторяем их названия).
Домашнее задание. «Консервируем овощи» (приложение)
Приложение
«Консервируем овощи»
Предварительная работа: родителям вырезать овощи.
Положите сверху на изображение одной банки большие овощи, а на другую маленькие. Расположите овощи так, чтобы они все вместились в банку. А теперь наклейте овощи на банки.
Источник
КОНСПЕКТ
индивидуального занятия по развитию речи
с ребенком с системным недоразвитием речи первого уровня
Конспект индивидуального логопедического занятия для детей с общим недоразвитием речи 1-2 уровня
Тема: «Развитие экспрессивной речи»
Занятие: «Жучкины задания»
Цель: Развитие Экспрессивной речи
Коррекционно-образовательные задачи:
Расширение, уточнение и активизация словаря. Формирование умения составлять простое распространенное предложение. Закрепление умения договаривать предложение. Отвечать на вопросы одним словом. Закрепление правильного произнесения гласных звуков «Э», «У», «Ы» и звуковых рядов со звуком «П».
Коррекционно-развивающие задачи:
Активизация речевой деятельности. Развитие мышления, зрительной и слуховой памяти, речевого слуха, фонематического слуха, зрительного внимания. Развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики. Воспитание плавного длительного выдоха.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Формирование положительной установки на занятие. Воспитание навыков речевой деятельности.
Оборудование:
Сдувалочка: «Сдуй тучки».
Сюжетные динамические картинки: «Мишка идет», «Паровоз движется», «Самолет летит».
Слоговые дорожки (дорожка со следами).
Волшебный мешочек и набор картинок.
Деревянные фигурки; сказка «Репка».
Мягкая игрушка «Собака – Жучка»
Поощрение: картинки-раскраски с изображением героев сказки «Репка»
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
1. Развитие общеречевых навыков.
2. Знакомство с сюжетом и героями сказки «Репка»
ХОД ЗАНЯТИЯ
№пп
Порядок проведения занятия
Оборудование
I. Организационный момент.
Логопед: Посмотри, кто к нам пришел? Это собака – Жучка. Поздоровайся с Жучкой.
Ребенок: Здоровается
Логопед: Жучка нам что-то принесла!
Мягкая игрушка Собака – Жучка
II. Развитие плавного длительного выдоха
Логопед: Давай посмотрим. Это солнышко! Спасибо Жучка. Повтори
Ребенок: Повторяет
Сдувалочка «Сдуй тучки»
Логопед: Солнышко закрыли тучки. Оно не может светит. Помоги солнышку, сдуй тучки.
Ребенок: Сдувает по очереди три тучки
Логопед: Молодец, солнышко снова светит и улыбается. Покажи, как солнышко улыбается.
Ребенок: Показывает
III. Закрепление произношения гласных звуков «Э», «Ы», «У»
Логопед: Жучка нам еще что-то принесла. Смотри, кто это.
Ребенок: Мишка
Сюжетные динамические картинки:
«Мишка идет»,
Логопед: Мишка идет и поет песенку: «Э-Э-Э». Повтори
Ребенок: «э-э-э».
Логопед: Как мишка громко поет?
Ребенок: «Э-Э-Э».
Логопед: Как мишка тихо поет?
Ребенок: «э-э-э».
То-же с картинками:
-Самолет летит «Ы-Ы-Ы»
-Паровоз движется «У-У-У»
Сюжетные динамические картинки:
«Самолет летит»,
«Паровоз движется»,
IV. Слоговые дорожки. Закрепление правильного произношения слогов со звуком «П».
Логопед: А теперь давай походим по волшебной дорожке. Разверни её.
Ребенок: разворачивает дорожку
Координирующая дорожка (коврик со следами)
Логопед: Наступай на следы и произноси: «па-па-па»
Ребенок: идет по дорожке и произносит: «ПА-ПА-ПА»
То же со слогами «ПУ», «ПО», «ПЫ»
V. Пополнение и активизация словаря (односложные слова с закрытым слогом)
Логопед: Жучка нам принесла мешочек. В нем что-то лежит. Достань.
Ребенок: Достает и выкладывает на столе картинки
Волшебный мешочек и набор картинок: дом, сыр, лук, мяч, сок, мед
Логопед: Называет картинки. Затем предлагает: покажи где: дом, сыр, лук, мяч, сок, мед.
Ребенок: Показывает
Логопед: Показывает по очереди картинки и спрашивает: «Что это?»
Ребенок: Называет
VI.Формирование фразы с прямым дополнением
Логопед: Я хочу мяч. Дай мне мяч.
Ребенок: На мяч.
Набор картинок: дом, сыр, лук, мяч, сок, мед
Логопед: Теперь ты попроси у меня мяч.
Ребенок: Я хочу мяч. Дай мне мяч.
Так обговаривается каждая картинка
VII. Физминутка
Логопед: Мы играем на гармошке. Громко хлопаем в ладошки. Головой слегка качая, кверху руки поднимаем. Наши ножки тот, топ. Наши ручки хлоп, хлоп. Вниз ладошки опускаем, отдыхаем, отдыхаем.
Ребенок: выполняет упражнение
VIII. Закрепление умения договаривать предложение и отвечать на вопросы
Логопед: Давай расскажем Жучке сказку. Посмотри какая сказка спрятались в крупе:
Ребенок: Достает из миски с крупой предметы и выкладывает их на столе.
Деревянные фигурки; сказка «Репка» (дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка и репка).
Логопед: Кто это?
Ребенок: дед, баба и т.д. и т.п.
Логопед: Все достал? Какая это сказка?
Ребенок: Репка
Логопед: Ну что, начнем? Посадил дед…что?
Ребенок: репку
Логопед: Выросла репка Какая?…
Ребенок: большая пребольшая (показывает)
Логопед: Стал дед тянуть …Что?
Ребенок: репку
Логопед: Тянет- потянет – тянет потянет (совместный показ), а вытянуть ….
Ребенок: Не может
Логопед: Позвал тогда дед кого? (показ)
Ребенок: бабку
И тд. по тексту до конца сказки
Логопед: Кто посадил репку?
Ребенок: дед
Логопед: Кто помогал деду тянуть репку? (показ)
Ребенок: Баба, Маша, собака, кошка, мышка
Логопед: Молодец!
IX. Заключительная часть
Логопед: Кто к нам сегодня приходил в гости?
Ребенок: Жучка
Логопед: Что нам жучка принесла? (показ)
Ребенок: отвечает, логопед помогает (солнышко, мишку, паровозик, самолет, мешочек)
Логопед: тебе понравились Жучкины задания?
Ребенок: Да.
Логопед: Какую сказку мы рассказали Жучке?
Ребенок: Репка
Логопед: Жучка! Тебе понравилась наша сказка?
Жучка: Очень понравилась. Спасибо.
X. Поощрение
Логопед: Ты хорошо сегодня позанимался и Жучка дарит тебе картинки. Дома обязательно расскажи эту сказку маме.
картинки с изображением героев сказки «Репка»
Логопед: А теперь мы пойдем с тобой в группу. Скажи всем до свидания.
Ребенок: До свидания.
Источник
Юлия Блохина
Конспект подгруппового логопедического занятия с воспитанниками средней группы с ОНР I уровня речевого развития
Конспект
подгруппового логопедического занятия с воспитанниками средней группы с общим недоразвитием речи I уровня речевого развития
Тема: «Паровозик из волшебной страны»
Цель: развитие понимания речи.
Задачи:
*коррекционно-обучающие: учить детей отгадывать животных по их словесному описанию; учить по просьбе взрослого выбирать предметы для выполнения названных действий, учить понимать категории рода глаголов прошедшего времени единственного числа, развивать глагольный словарь.
*коррекционно-развивающие: развитие слухового внимания, фонематического слуха, развитие зрительного восприятия, развитие общей моторики, развитие подражательности, артикуляционной моторики.
*коррекционно-воспитательные: воспитывать познавательный интерес к логопедическому занятию, положительный эмоциональный настрой на занятие; воспитывать интерес к окружающему миру; воспитывать активность, внимательность, инициативность.
Оборудование: предметные картинки, карточки-сигналы, паровоз, смайлики-настроения.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Приветствие. На доску помещена картинка паровоза.
Логопед: Дети, здравствуйте! К нам на занятие проехал паровозик из волшебной страны. В каждом вагоне паровозика жители волшебной страны спрятали для нас задание, которое мы должны выполнить.
2. Основная часть.
«Первый вагончик: угадай по описанию»
Логопед: Смотрите, сколько картинок было спрятано в первом вагоне! Ребята, сейчас я буду рассказывать об одном из этих животных. А вы догадайтесь, о ком я говорю.
Он бурый, большой, косолапый, живет в берлоге и сосет зимой лапу – БУРЫЙ МЕДВЕДЬ.
У нее густая рыжая шесть, большой пушистый хвост с белым кончиком, она живет в норе, узкая любопытная мордочка, ушки и лапки у нее черного цвета – ЛИСА.
Он маленький, тело его покрыто иголками, у него маленькая узкая мордочка – ЕЖ.
У него длинные уши и маленький пушистый хвостик, сильные и большие задние лапы, летом шесть у него серая, а зимой – белая, он любит капусту и морковь – ЗАЯЦ.
(Логопед просит показать, как делает каждый из предложенных животных – прыгает, бегает, ходит).
Логопед: Верно, дети! Вы верно выполнили первое задание.
«Второй вагончик: подбери по смыслу»
Логопед: Давайте посмотрим, какое задание ждет нас во втором вагончике.Вот и задание: я буду называть вам слово-действие, а вы покажите мне картинку, которая подходит к этому действию.
НОЖ – резать;
МАШИНА – ехать;
ПОДУШКА – спать;
ЧАШКА – пить.
Логопед: Но это еще не всё задание. Жители волшебной страны предлагают нам выполнить вот какую физминутку.
3. Физминутка «Загудел паровоз…»
Загудел паровоз и вагончики повёз, (наклоны туловища)
Чу – чу, чу – чу, далеко я укачу. (круговые движения руками, согнутых в локтях)
Вагончики цветные бегут, бегут, бегут (топают)
А круглые колесики. (поднимают руки вверх)
Тук – тук, тук – тук, тук – тук. (топают.)
«Третий вагон: слушай внимательно»
Логопед: Ребята, в последнем вагончике спряталось вот какое задание. Я буду читать предложения, а вы будете поднимать синюю карточку, если я буду говорить про мальчика, и красную карточку, если я буду говорить про девочку.
Женя пила. Женя пил.
Саша читала. Саша читал.
Валя смотрела. Валя смотрел.
«Собери картинку»
Логопед: Ребята, мы выполнили все задания, которые приготовила для нас жители волшебной страны. И паровозик отправляется домой. А давайте отправим картину жителям волшебной страны. Но картину необычную, ее мы соберем из вот таких частей. Подходите ко мне. (Логопед дает каждому часть картинки. Дети собирают картинку).
Логопед: Какие красивые шарики у нас получились! МАША (имя ребенка, покажи красный шарик. ОЛЯ (имя ребенка, покажи зеленый шарик и т. д. Вот такую картину мы отправим в волшебную страну.
4. Итог занятия.
Логопед: Ребята, вам было интересно на занятии как этому смайлику, или грустно как этому смайлику? Поднимите тот смайлик, который описывает ваше настроение.
Источник
Сценарий индивидуальной НОД с ребенком ОНР 1 уровня
Тема: «Отработка произношения звукоподражаний и слов слоговой структуры СГСГ.
Цель: вызвать у ребенка подражательную речевую деятельность при произношении двусложных слов слоговой структуры СГСГ.
Интеграция образовательных областей «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».
Задачи:
1.Активизация в речи двусложных слов: киса, Тима, ваза, мыло, вода, дыня, лапа, пена, туча.
2.Развитие целенаправленной сильной воздушной струи.
3.Формирование навыков выполнения точных артикуляционных движений в сочетании с движениями рук.
4.Развитие мелкой моторики.
5.Формирование представлений о цвете ( на уровне сличения).
6.Развитие координации движений с речью.
Развивающая среда: мягкая игрушка кот, мыльные пузыри, картинки для проведения артикуляционной гимнастики «Утро с котенком Мурзиком», зеркало, шарики марблс, тазик с песком, картинки ваза, мыло, вода, дыня, лапа, пена, туча; тазик с теплой водой, жидкое мыло, губка, венчик, компьютер, музыка Е. Железновой «Подвижная игра «Дождик», мультимедийная презентация «Учимся говорить с котенком Тимом».
Логика образовательной деятельности
1. Установление эмоционального контакта. Формирование целенапрвленной воздушной струи. (2 мин)
Игра «Мыльные пузыри»
Логопед предлагает ребенку:
-Посмотри, что у меня есть! (демонстрирует мыльные пузыри)
-Хочешь подуть? Скажи: «ДАЙ!»
Логопед дает ребенку мыльные пузыри. Ребенок выдувает несколько пузырей.
– Знаешь, кто мне подарил эти пузыри? Угадай: закрой глазки и послушай!
Логопед достает игрушечного кота и произносит : «МЯУ!»
Ребенок открывает глаза и называет самостоятельно или вслед за логопедом : «КОТ» (или «КИСА»)
Логопед читает стих и предлагает ребенку погладить кота:
Киса, кисонька, кисуля! —
Не спеши домой, постой! —
Ты погладь его рукой.
-Это кот . Его зовут Тима.
-Кто это? Как его зовут? Давай с ним поиграем!
2. Артикуляционная гимнастика перед зеркалом «Утро кота Тима» (4 мин)
1) Котик Тима утром встал, чистить зубки побежал.
Вправо-влево, вправо-влево. Чистим зубки мы умело.
В улыбке открыть рот и кончиком языка «почистить» за нижними зубами. Сопровождать движения языка движениями руки: опереться локтем о стол, указательный палец вытянуть вверх, и покачивать рукой влево-вправо.
2) Тима наш расческу взял и причесываться стал.
Мы за ним не отстаем, все покажем язычком.
В улыбке закусить язык зубами и «протаскивать» язык между зубами вперед-назад.
3) А теперь язык наш – мяч.
Начнем футбольный матч!
Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать в левую, затем в правую щеку.
4) Вот и завтракать пора.
Котик нам напек блины-
Со сметаною они.
Улыбнуться, открыть рот, широкий язык положить на нижнюю губу и пошлепать верхней губой, произнося: ПЯ-ПЯ-ПЯ.. Одновременно положить руки на стол ладошками вниз. При произношении слогов поднимать и опускать ладошки.
5) А теперь чаек попьем, чаю в чашечку нальем.
Тим наш сыт, Тим наш рад,
Очень любит всех ребят!
Улыбнуться, открыть рот и тянуть кончик языка к носу, загибая его боковые края. Ритмично хлопать в ладоши.
3. Игра «Отыщи и назови картинку» (5 мин)
Перед ребенком коробка с сухим песком, на дне которой спрятаны картинки: ваза, мыло, вода, дыня, лапа, пена, туча.
– Теперь можно и поиграть. В этой коробке с песком Тима спрятал картинки. Помоги котику их найти и назвать, выкладывая слово разноцветными камушками.
Ребенок указательным пальчиком «раскапывает» картинки и называет их.
Логопед побуждает его: «Где картинка?» – «Вот! Тут!» «Что это?» – «Ваза» и т.д. Ребенок называет слово по слогам и выкладывает на карточке камушки соответствующего цвета.
Если у ребенка не получается сразу назвать слово, то логопед называет первую его часть, а ребенок вторую.
Последнюю картинку отыскивает логопед – «Туча».
-Ой, кажется дождик начинается!
4. Подвижная игра под музыку Е. Железновой «Дождик» (1,5 мин)
4. Игра « Взбиваем пену» (4 мин)
Логопед:
-Посмотри – дождик налил нам в тазик воду! Тима боится воды! А ты? Хочешь поиграть с водой? Давай будем пускать в неё камушки!
Ход игры: логопед побуждает ребенка опустить руки в таз с водой, пошевелить ими, при этом эмоционально произнося «Смотри, вода! Ах, какая теплая вода!». Слово «вода» логопедом повторяется несколько раз с четкой утрированной артикуляцией, затем логопед побуждает ребенка повторить слово «вода» по слогам и нараспев.
Затем логопед и ребенок бросают в воду камушки, произнося слово «Буль!»
Рассматривают их в прозрачной воде.
Логопед вместе с ребенком берут пипетки, опускают их в жидкое мыло, причем логопед несколько раз произносит слово «мыло» в разных контекстах, выделяя его интонационно: «Смотри, мыло! Понюхай мыло! Набери мыло в пипетку», затем побуждает ребенка к произнесению слова «мыло»: «Давай вместе скажем, что это. Это мыло!». Затем набранное мыло опускается в тазик с водой, после чего логопед показывает ребенку как можно венчиком взбить пену, когда у ребенка получается, логопед восклицает: «Пена!», стимулируя ребенка к его произнесению.
Логопед делает вывод: сквозь пену камушки не видны.
Что можно сделать? – Собрать пену губкой или « перелить» воду из тазика в другой таз с помощью губки.
6. Повторение .
Просмотр мультимедийной презентации «Учимся говорить с котенком Тимом».
7. Рефлексия.
– Кот Тим хвалит тебя: «Мо-ло-дец» и дарит тебе мыльные пузыри!
Источник