Конспект дидактические игры в развитии ребенка

КОНСПЕКТЫ   ДИДАКТИЧЕСКИХ  ИГР

 ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО  ВОЗРАСТА.

        Дидактические  игры и занятия  очень важны для умственного воспитания

маленьких детей. Во время занятий у ребёнка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития. Опираясь

на способность и склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель

побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова.  Особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающих их предметах,  когда они имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать. Очень важно помнить, что занятия должны создавать у детей хорошее настроение, вызывать радость.  Ребёнок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.         Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребёнка наиболее подходящей формой обучения.  Многому можно научить ребёнка в процессе повседневного общения с ним в быту, во время режимных процессов (умывания, одевания и др.), а также на прогулках, в играх. Но наиболее активной формой обучающего воздействия являются специально организуемые воспитателем дидактические занятия и игры.

          Дидактическая игра: “Составь картинку”

        Программное содержание: Упражнять детей в составлении целого предмета  из его частей, воспитывать

усидчивость, целеустремлённость, расширять кругозор ребёнка, уточнять представления об окружающих предметах.

        Ход игры: В коробке лежат целые картинки с изображением различных

предметов и такие же картинки, но разрезанные на 2 (4) равные части.

Воспитатель знакомит детей с картинками, дети называют, что на них

изображено.  Затем воспитатель показывает часть картинки и спрашивает: ” Как вы думаете, от какой картинки этот кусочек?”  Дети отвечают. Воспитатель

накладывает часть  картинки на целую и предлагает детям найти другие части, чтобы получилась целая  картинка.  Картинки из двух частей дети

составляют в начале года,  к концу года из 4, можно из 6.

        Дидактическая игра: “Закрой норку”.

        Цель: Ознакомить детей с цветом, учить сравнивать цвет предмета путём

прикладывания.

        Материал: Картинки с изображением мышки.  Картинки разного цвета

и разнообразной формы (кружок, овал, квадрат, треугольник).

        Ход игры: Воспитатель  показывает детям, как правильно соотносить предметы  по цвету  путём прикладывания. После объяснения и показа

воспитатель предлагает детям: ” Спрячь мышку в норке “, подбери кружок, квадрат, овал, треугольник,  подходящий по цвету и по форме.  Обязательно

проговаривая свои действия  словами: такого же цвета, не такого цвета.

        Дидактическая игра: ” Подбери по цвету лепестки”.

        Цель: Ознакомление детей с цветом, учить детей сравнивать цвет предметов

путём прикладывания, понимать и употреблять слова: такого же цвета, не такого цвета, одинаковые по цвету, разные по цвету.

        Материалы: Картинки с изображением цветка, разные по цвету, у каждой картинки нет одного лепестка, лепестки разного цвета.

          Ход занятия: Воспитатель показывает детям, как правильно соотносить предметы по цвету путём прикладывания. После объяснения и показа педагог предлагает детям самостоятельно подобрать лепестки по цвету, сопровождая свои действия словами: такого же цвета, разные по цвету. Если ребёнок правильно подобрал лепесток к цветку, то предложить ему вставить лепесток в цветок, а кто затрудняется помочь ему.

          Дидактическая игра  “Чего не стало? “

        Цель: Продолжать знакомить детей с названиями предметов посуды.

Вызывать желание участвовать в  дидактической игре. Развивать внимание

и память (образовательная область “познавательное развитие”). Обогащать

словарь существительными, обозначающими названия игрушек (образовательная область “речевое развитие”). Развивать умение играть не ссорясь (образовательная область “социально–коммуникативное развитие”).

        Материалы: Игрушечный зайчик, чайная посуда, мешочек с набором

игрушек.

        Ход занятия: Воспитатель сообщает детям о том, что к ним в гости пришел зайчик  и принёс с собой мешочек с игрушками. Дети вместе с педагогом рассматривают мешочек, затем воспитатель достает из мешочка по одной игрушке и просит детей назвать их. В случае затруднения подсказывает

названия игрушек. Когда все игрушки будут названы, воспитатель говорит,

что зайчик хочет поиграть с детьми. Воспитатель показывает две – три игрушки и уточняет их названия.  Затем просит закрыть глаза и убирает в мешочек одну игрушку. Дети открывают глаза и говорят, какой игрушки не стало. Аналогично проводится игра с другими игрушками. Воспитатель хвалит детей за правильные ответы. По окончании игры воспитатель спрашивает детей, понравилась ли им

игра, и благодарит зайчика. Воспитатель предлагает детям напоить зайчика чаем и уточняет, какая посуда им для этого понадобится. Дети отвечают.

Занятие заканчивается игрой с зайчиком.

Источник

Галина Сарвина
Конспект открытого занятия по развитию речи «Дидактические игры в развитии детей младшего возраста»

Цели:образовательные :

– закрепить словарь существительных по теме «Игрушки».

– учить устанавливать сходство предмета с его изображением на картинках.

-совершенствовать зрительное восприятие.

– учить детей с помощью взрослого составлять

описательный рассказ об игрушках, отвечать на

вопросы.

развивать речь, мышление, память.

– употреблять в речи существительные уменьшительно-ласкательные.

Развивающие:

– формировать эмоциональную отзывчивость.

развивать логическое мышление.

-развивать наблюдательность, внимание.

– воспитательные :

-воспитывать любовь и бережное отношение к игрушкам

Методы словесный- ответы- вопросы,

-игровой – игры.

Оборудование : мяч, пирамидка, кубик, кукла, машинка,

предметные картинки.

Предварительная работа : чтение А. Барто «Игрушки»,

Читайте также:  Взрослые в психическом развитии ребенка курсовая

Отгадывание загадок, рассматривание картин и иллюстраций, сюжетных картин на тему «Игра и игрушки».

Содержание занятия:

Дети рассаживаются на коврике. Воспитатель вносит «Чудесный мешочек».

В. Ребята, большие дети передали для вас вот этот «чудесный мешочек». Как вы думаете, что там лежит.

-ответы детей.

– хотите посмотреть.

Дид. Игра. «Достань предмет и назови его».

Это машинка – она синяя

Это пирамидка – она большая

Это мяч – он круглый

Это кукла – она маленькая

В. Как можно назвать эти предметы одним словом.

Игрушки.

Стих. «Дети любят игрушки, так все говорят.

Ну, а разве игрушки не любят ребят»./ Б. Заходер/

В. Ребята, какие ваши любимые игрушки.

-ответы детей.

Стихи (читают дети)

1. Я люблю свою лошадку

Причешу ей шёрстку гладко.

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

2. Самолёт построим сами,

Понесёмся над лесами,

Понесёмся над лесами

А потом вернёмся к маме.

-В. ребята, а что с игрушками делают, играют, да.

Дид. Игра «Как можно играть с игрушкой «

С машинкой – можно возить, катать, перевозить.

С пирамидкой – собирать, разбирать.

С кубиками –из них можно построить дом, ворота,

Башню, мост, дорогу.

С куклой – одевать, гулять, укладывать спать,

Кормить…

-В. Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Подбери пару «. Выбираете картинку,

Называете какая игрушка на ней нарисована а саму игрушку берёте на столе.

-В. Ребята, люди придумали для детеймного разных игрушек :

Деревянные,резиновые, пластмассовые, ёлочные,

Музыкальные.

У меня в руках музыкальная игрушка «Барабан «

Приготовили пальчики.

Дид. игра «Барабан «

Бам – БАМ – БАМ

Бим – бим – бим

Бум – бум – бум

Бем – бем – беем

Бом- бом – бом

Бюм – бюм – бюм

В. Ребята, у меня в руках дидактическая игра с картинками домашних животных, называется «Найди свою маму и назови её «.

Котята –наша мама кошка

Щенята – наша мама собачка

Утята – наша мама утка

Цыплята наша мама – курица

-В. У нас в гостях резиновые игрушки «дикие животные «

Это животные, которые живут в лесу (волк, белка, лиса,

Заяц, медведь). Эти игрушки любят, когда их называют

ласково.

Дид. игра «Назови ласково «

Ёж – ёжик

Белка – белочка

Заяц – зайчик

Лиса – лисичка

Медведь – мишка

– В. Им очень понравилось и они хотят с вами поиграть.

Дид. игра «Угадай кто спрятался «

– В. У меня в руках книга. Она называется «Игрушки «.

Написала эту книгу детская писательница А. Барто. Она

Очень любила детей и игрушки.

Дид. игра «доскажи словечко».

Идёт бычок (качается)

Сонный мишка лёг (в кровать)

Наша Таня громко (плачет)

Уронила в речку (мячик)

-В. Ребята,вы бережёте свои игрушки.

-ответы детей.

– послушайте стихотворение

Уронили мишку на пол

Оторвали мишке лапу.

Всё равно его не брошу

Потому что он хороший.

Зайку бросила хозяйка

Под дождём остался зайка.

Со скамейке слезть не смог

Весь до ниточки промок.

– хорошая хозяйка у зайчик, а какой мальчик, который не бросил мишку.

-ответы детей

-В. сейчас мы с вами поиграем с зайчиком.

Игра «Зайка серенький сидит «

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Вот так, вот так надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Вот так, вот так надо зайке поскакать.

Составила воспитатель Сарвина Г. П.

Источник

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4 «Вис-вис» общеразвивающего вида» д. Полевая

Волжского района Республики Марий Эл

 «Роль дидактической игры

в развитии детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей

Подготовила и провела:

Воспитатель I категории

Зайкова Г.Е.

д. Полевая

Игра возникает тогда, когда появляются нереализуемые непосредственно тенденции ребенка действовать как взрослый и вместе с тем сохраняется характерная для раннего детства тенденция к немедленной реализации желаний. Сущность игры, по Л.С Выготскому , состоит в том, что она есть исполнение обобщенных желаний ребенка, основным содержанием которых является система отношений со взрослыми.

Игра – это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Игра – это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования.

Итак:

Игра  – это такая форма деятельности, в которой дети, создавая специальную игровую ситуацию, замещая одни предметы другими, замещая реальные действия сокращенными, воспроизводят основные смыслы человеческой деятельности и усваивают те формы отношений, которые будут реализованы, осуществлены впоследствии.

Именно поэтому игра – это ведущая деятельность, она дает возможность ребенку вступить во взаимодействие с такими сторонами жизни, в которые в реальной жизни ребенок вступить не может.

Игра возникает тогда, когда появляются нереализуемые непосредственно тенденции ребенка действовать как взрослый и вместе с тем сохраняется характерная для раннего детства тенденция к немедленной реализации желаний.

Игра – это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений.

Игра – это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования.

“Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Читайте также:  Спирограф для развития речи вашего ребенка отзывы

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. ”   В.А. Сухомлинский

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Игра возникает только на определенных этапах развития общества, когда ребенок не может принять непосредственное участие в системе общественного труда, когда возникает “пустой” промежуток времени, когда надо подождать, чтобы ребенок подрос. У ребенка имеется тенденция в эту жизнь активно входить. На почве этой тенденции и возникает игра.

Дидактические игры – это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения  (В. Н. Кругликов, 1988)

Дидактическая игра — это такая коллективная , целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра — это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.

Дидактическая игра является одним из важных методов активного обучения детей, при этом игровая ситуация, как правило, берется исходя из методической основы занятия. Роль каждого из участников в игре четко определена, имеются правила и определенная система оценок, а в игре предусмотрен строгий и поэтапный порядок действий.

В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива, через игру дети могут познать жизнь, познать самих себя.

«Программа воспитания в детском саду» предъявляет к дидактическим играм большие требования. В ней говорится: «С помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д.). Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни».

Обязательным компонентом дидактической игры являются ее правила. Правила служат тому, чтобы организовать поведение ребенка и его действия. Правила делают игру напряженной и интересной, ставят запреты и предписания, которым должен следовать ребенок в процессе игры. Для соблюдения правил ребенок должен учиться преодолевать отрицательные эмоции, которые проявляются из-за неудачных результатов, учиться прилагать усилия воли. Когда вы определяете правила игры, в которую хотите играть, не ставьте слишком жестких или невыполнимых пока для ребенка условий. Ребенок должен получать радость от выполнения задания.

Остановимся более подробно на структурных компонентах дидактической игры.

Игровой замысел – первый структурный компонент игры – выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе. Игровой замысел часто выступает в виде вопроса, как бы проектирующего ход игры, или в виде загадки. В любом случае он придает игре познавательный характер, предъявляет к участникам игры определенные требования в отношении знаний.

Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Кроме того, правила игры воспитывают умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива.

Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной , напряженной.

Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получили бы радость от выполнения задания.

Существенной стороной дидактической игры являются игровые действия, которые регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения цели игры.

Учитель, как руководитель игры, направляет ее в нужное дидактическое русло, при необходимости активизирует ее ход разнообразными приемами, поддерживает интерес к игре, подбадривает отстающих .

Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.

Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т.д.

Игровое действие, состоящие из нескольких игровых элементов, сосредотачивает внимание детей на содержании и правилах игры на более длительное время и создает благоприятные условия для выполнения дидактической задачи.

Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через ее правила и действия у детей формируют корректность, доброжелательность, выдержку.

Основой дидактической игры, которая пронизывает собой ее структурные элементы, является познавательное содержание или дидактическая задача. Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.

Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями. Иначе говоря, определяя дидактическую задачу, надо прежде всего иметь в виду, какие знания, представления детей должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности детей можно формировать средствами данной игры.

Читайте также:  Загадки на развитие памяти ребенка

Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи).

Оборудование дидактической игры в значительной мере включает в себя оборудование.Это наличие технических средств обучения. Сюда также относятся различные средства наглядности, а также дидактические раздаточные материалы

Дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры, придает игре законченность. Он выступает прежде всего в форме решения поставленной учебной задачи и дает детям моральное и умственное удовлетворение. Для воспитателя результат игры всегда является показателем уровня достижений детей или в усвоении знаний.

Подведение результатов имеет большое значение, так как дает участникам моральное удовлетворение.

В любом случае необходимо оценить дидактический результат игры .

Дидактический эффект усиливается если дети принимают участие в подготовке атрибутов и призов, а также в разработке правил игры.

Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой, и отсутствие основных из них разрушает игру . Без игрового замысла и игровых действий, без организующих игру правил, дидактическая игра или невозможна, или теряет свою специфическую форму, превращается в выполнение указаний, упражнений.

Сочетание всех элементов игры и их взаимодействие повышают организованность игры, ее эффективность, приводят к желаемому результату.

Подведение итогов (результат) – проводится сразу по окончанию игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполняли игровое задание; определение команды – победительницы, необходимо при этом отметить достижение каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы.

Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направить в целях решения определенных учебных воспитательных задач. Задача, стоящая перед воспитателем, существенно отличается от задачи учителя школы: она состоит в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу.

Методика организации дидактических игр

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях:подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

– отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения :углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей ,активизация психических процессов;

– установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;

– определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры;

– выбор места для игры, где дети могут спокойно играть , не мешая другим;

– определение количества играющих ;

– подготовка необходимого дидактического материала для игры;

– подготовка к игре самого воспитателя : он должен изучить и осмыслить весь ход игры ,свое место в игре, методы руководства игрой;

– подготовка и игре детей: обогащение их знаниями , представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает:

– ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом ,который будет использован;

– объяснение хода правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил;

– показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действия, показывая ,что в противном случае игра не приведет к нужному результату;

– определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего,болельщика или арбитра;

– подведение итогов игры–это ответственный момент, когда дети добиваются в игре, можно судить об его эффективности , о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребенка. В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной.

Анализ проведения игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения :какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры избежать в последствии ошибок. Кроме того, анализ позволяет выявить индивидуальные особенности в проведении и характере детей и, значит правильно организовать индивидуальную работу с ними .Самокритичный анализ использования игры в соответствии с постоянной целью помогает варьировать игру, обогащать ее новым материалом в последующей работе. Игра становится методом обучения ,принимает форму дидактической ,если в ней четко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. В такой игре воспитатель знакомит детей с правилами, игровыми действиями учит, как их надо выполнить. Дети оперируют имеющимися знаниями, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются,обобщаются.

С помощью дидактической игры ребенок может приобретать и новые знания общаясь с воспитателем со своими сверстниками в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями,действиями в роли болельщик, а ребенок получает много новой для себя информации.И это очень важно для его развития.

Дети малоактивные,неуверенные в себе, менее подготовленные ,как правило в начале берут на себя роль болельщиков ,при этом они учатся у своих товарищей, как надо играть, чтобы выполнить игровую задачу, стать победителем.

Источник