Конспект беседы с родителями трудности в развитии ребенка

Конспект беседы с родителями трудности в развитии ребенка thumbnail

Беседа с родителями на тему «Мы и наши трудные дети»

Составила воспитатель СОГБОУ « Красноборская санаторно-лесная школа» Худобец Ольга Владимировна

Цель: Оказание консультативно-профилактической помощи родителям, повышение психолого-педагогической компетентности родителей . Помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка, формах проявления любви к ребенку

Задачи:

Формирование у родителей умения выявлять причины негативного поведения детей и корректировать свое поведение в отношениях с ребенком в сложных ситуациях;

– Рассмотреть положительные и отрицательные стороны

воспитательного воздействия родителей на ребенка;

– Предложить шаги, советы понимания детей;

– Убедить родителей в необходимости щедрых проявлений своей

безусловной родительской любви;

Предполагаемые результаты:

План проведения:

  1. На доске написан афоризм

Ведь столько вложено, его мы так любили,
Ночами на руках его носили,
А вырос просто форменный злодей!…
Не понимаем мы своих детей.

  1. Вступительное слово

  2. Проведение теста с последующей интерпретацией

  3. Задание 1 с последующим обобщением

  4. Задание 2 с последующим обобщением

  5. Задание 3. “В лучах родительского солнца”

  6. Обсуждение

  7. Советы родителям для взаимопонимания

  8. Заключение

Время проведения – 40-50 минут

Участники: родители обучающихся

Инструментарий: бланки с тестами, чистые листы бумаги, заготовки солнца с лучами, ручки, карандаши,

Место проведения: класс

Ход проведения:

Ведь столько вложено, его мы так любили,
Ночами на руках его носили,
А вырос просто форменный злодей!…
Не понимаем мы своих детей.

Отношение к ребёнку до его рождения и в первые недели жизни во многом определяет характер будущих отношений с ним. Семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребёнка. Именно семья должна служить проводником включения человека в сложный и противоречивый окружающий мир. Сегодня перед семьей остро стоит проблема ее дезорганизации, которая связана с нарушением не только взаимодействия супругов по разным причинам, но и системы «родители-ребёнок», взаимным отчуждением детей и родителей. Семья не выполняет своих воспитательных функций: успешной социализации детей, обеспечение психологического комфорта, эмоционального благополучия ребёнка. В настоящее время как никогда общество заинтересовано в максимально полном использовании воспитательного потенциала семьи.

        Но сложность ситуации заключается в том, что в привычном понимании «воспитание» как система продуманных и специальных воздействий профессионала в семье не существует.  С гениальной простотой писал А.С. Макаренко, обращаясь к родителям:  «Ваше собственное поведение, – утверждал он в «Книге для родителей», – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребёнка большое значение. Малейшее изменение в тоне ребёнок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы или хвастливы, или вы пьянствуете, а ещё хуже, если вы оскорбляете мать,  вы уже воспитываете их плохо, и ваше недостойное поведение будет иметь самые печальные последствия». Лучший способ помочь семье в воспитании детей – проявлять заботу о счастье ребёнка, беспокоясь о степени его развития.

Уважаемые родители сегодня мы будим говорить о наших трудных

детях и о нас. А именно попытаемся ответить на вопрос:

Всегда ли мы понимаем наших детей? И постараемся выстроить путь к пониманию наших детей.

Для начала хочу предложить вам тест состоящий из 14 вопросов.

Перед вами лежат бланки с вопросами. Вам надо выбрать один из ответов и поставить галочку в строчке ответа.

да – 2 балла,

отчасти, иногда – 1 балл,

нет – 0 баллов.

Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая. У вас 2 минуты.

п/п

Вопросы

да

– 2 балла

отчасти, иногда

– 1 балл

“нет” –

0 баллов

    Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?

      Говорят ли дети с вами “по душам”, советуются с вами по личным делам?

        Интересуются ли они вашей работой?

          Знаете ли вы друзей ваших детей?

            Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах?

              Проверяете ли вы, как они учат, готовят уроки?

                Есть ли у вас с ними общие занятия и увлечения?

                  Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?

                    А “детские праздники” – предпочитают ли ребята, чтобы вы были с

                    ними, или хотят проводить их “без взрослых”?

                      Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?

                        Обсуждаете телевизионные передачи и книги?

                          Бываете ли вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?

                            Читайте также:  Развитие ребенка по средствам вокала

                            Участвуете вместе с детьми в прогулках, туристических походах?

                              Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними или нет?

                              Подсчитываем количество набранных вами баллов:

                              более 20 баллов

                              Ваши отношения с детьми в основном можно назвать благополучными

                              от 10 до 20 баллов

                              Отношения можно оценить как удовлетворительные, но недостаточно многосторонние. Вам следует подумать, как они должны быть улучшены и чем-то дополнить

                              менее 10 баллов

                              Ваши контакты с детьми явно недостаточны. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения

                              Итак, Вы все ответили честно, набрали количество баллов. Тем не

                              менее, я предлагаю вам поразмышлять, в чем ваши удачи в воспитании

                              своего ребенка, а где вы ошибаетесь. Почему мы их иногда не понимаем?

                              Задание 1.

                              Прошу Вас взять в руки чистые листы бумаги, закрыть глаза и внимательно слушать меня. Сейчас надо будет выполнить определенные действия с бумагой. Ваша задача — точно следовать инструкции.

                              – согнуть лист пополам; 
                              – еще раз пополам; 
                              – оторвать верхний правый угол; 
                              – оторвать нижний правый угол. 
                              – Откройте глаза и посмотрите, что у Вас получилось. Скорее всего, узоры у всех будут различными. Безусловно, найдутся похожие «творения», но одинаковых вы не встретите, хотя инструкция звучала для всех одинаково. 
                              Вывод: Мы все очень разные, разные характеры, разные взгляды на жизнь, но есть одно, что объединяет нас, – это наши дети. Фигуры, сделанные Вами, не похожи друг на друга. Вот так же и наши дети все разные. 
                              Выслушивая и пытаясь понять своих детей, мы помогаем им осознать важную вещь: этот мир может быть и жестоким, и опасным, но есть люди, на которых можно рассчитывать всегда, при любых обстоятельствах, — это родители.
                              Многие, наверное, со мной согласятся, что люди стали гораздо меньше разговаривать дома. Вы возвращаетесь с работы, ужинаете и смотрите телевизор. В лучшем случае бегло обсуждаете события прошедшего дня. На разговоры по душам не остается ни сил, ни времени. И довольно трудно узнать, о чем мечтают и чего боятся наши дети, если мы вообще очень редко с ними говорим. В определенном возрасте детям особенно нужно родительское внимание и понимание, уважение и тепло. А как еще мы можем выразить свою любовь, если не готовностью выслушать ребенка в любой момент? Даже если в семье взрослые разговаривают с ребенком, они не всегда готовы к тому, что у него есть собственное мнение по жизненно важным вопросам. «Разговором по душам» родители часто называют такой разговор, в котором они рассказывают ребенку о жизненных сложностях, советуют, помогают, направляют. А вот слушать и воспринимать его слова всерьез могут далеко не все.

                              На основе понимания сложности и противоречивости внутреннего мира ребенка взрослый и должен строить свои отношения с ним, иначе он будет прислушиваться к мнению друзей, строить отношения с друзьями на улице, там, где он может все высказать и его выслушают, и дадут «нужный» совет. 
                              Уважение к личности делает нас действительно нужным своему ребенку. К сожалению, некоторые родители представляют это только так: обеспечить материально, дать образование, оградить от неприятностей. 
                              Но быть нужным — это значит, и разделить с ним его тревоги и сомнения, его радости и печали, это значит всегда быть «настроенным на его волну», чутко улавливая малейшие, но, такие важные перепады его эмоций. Сделайте так, чтобы ответы на свои вопросы ребенок искал у вас, а добиться этого можно лишь в том случае, если ваши волнения и тревоги тоже будут открыты ребенку. 
                              Но часто, чтобы научиться понимать и отвечать своим детям, надо научиться проявлять пристальное внимание к своему ребенку, к его проблемам. Но это так трудно! Почему? Да потому, что это требует времени! А его постоянно не хватает. Очень трудно бывает, отодвинув бытовые проблемы, попытаться увидеть новые черты в своем ребенке, заметить, что его волнует и тревожит.

                              А еще чаще, узнав, что с ребенком произошло, что-то неприятное, мы не стараемся его выслушать, а наоборот усугубляем и без того наши взаимоотношения.

                              Задание 2.

                              А теперь возьмите лист бумаги. Вы когда-нибудь ругали своих детей злобно, несдержанно? Сгибайте лист так, как вам хочется. При каждом сгибе вспомните все негативные, обидные слова, сказанные в адрес ребенка.

                              А сейчас начните разгибать лист. И с каждым отгибом вспоминайте то хорошее, что вы говорили детям.

                              Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так и в душе ребенка на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним. Не забывайте об этом. Это первый шаг к пониманию.

                              Читайте также:  Влияние народной музыки на развитие ребенка

                              Задание 3.

                              “В лучах родительского солнца” (заготовить солнце)

                              – На столах лежит заготовка солнца, вам необходимо в круг написать своё

                              имя, а на лучах солнца необходимо ответить на вопрос: “Чем я согреваю

                              своего ребенка, как солнышко согревает землю?” Например вы пишете на

                              одном лучике “Я всегда пробуждаю своего ребенка добрыми ласковыми

                              словами”, на другом “Я семь-восемь раз в день обнимаю ребенка, понимая,

                              как это важно для него”, на третьем – “Я добрая” и т.п. Пожалуйста,

                              работайте, у вас 3 минуты!

                              – Вы закончили работать, давайте озвучим по5 критериев

                              – Итак, мы сделали 2 шаг к пониманию, это наша любовь к детям, надеюсь,

                              что только с таким выражением лица вы будите встречать своего ребенка.

                              Советы родителям для взаимопонимания:

                              – Нужно быть наблюдательным и чутким, учится видеть и чувствовать эмоциональный настрой ребенка, поддерживать его.

                              – Тактичность и деликатность не менее важна в отношении ребенка, особенно в таком нежном возрасте становления его как личности.

                              – Умение слушать и слышать собеседника.

                              – Уважительное отношение к мнению ребёнка, к его пониманию мира, должно быть естественным проявлением родителей, независимо от того, насколько абсурдным им кажется точка зрения подрастающего чада.

                              – Отказ от любого повышения голоса. Криком нельзя ничего добиться и это давно всем известно. Контролируйте свои эмоции, иначе ребенок может последовать вашему “громкому” примеру.

                              – Спокойствие и терпеливость в отношении к ребёнку вызовет у него подобные проявления в ответ.

                              – Уважение к себе и к окружающим помогут родителям исключить грубость в свой адрес. Помните, что определенная модель межличностных отношений родом из детства, из семьи.

                              – Основной путь к взаимному пониманию родителей и ребенка – это проявление терпения и сочувствия.

                              – Больше шутите и радуйтесь. Обстановка в доме должна быть веселой и непринужденной.

                              – Улыбайтесь ребенку, любите и цените его! И тогда ваше отношение вернется к вам бумерангом уважения и почтения, а ребенок войдет в жизнь успешным и счастливым.

                              Заключение

                              Действие, как известно, равно противодействию. Если крепкий орех пытаться разгрызть зубами, можно и без зубов остаться. А не лучше ли, как учили нас в школе: завернуть орех в тряпочку, полить его водой, в тепло положить, да подождать. Вдруг он не то, что раскроется, а даже прорастет. Всем на радость. Может, и с нашими детьми надо поступать так, чтобы дурной характер дал трещину, и личность могла спокойно прорасти? Если, конечно, хватит терпения, находчивости и мужества, чтобы этого дождаться!
                              И в заключении хочу сказать, мы должны знать – нет готовых рецептов в воспитании и понимании, есть только советы, рекомендации. И только ваши чуткие сердца найдут правильное решение.

                              Завершить хотелось бы стихами.

                              Не мерь достатком, роскошью все дни,

                              Ребёнка Душу – чистой сохрани!

                              В пучине сгинет океан страстей,

                              Тогда поймём, родных своих детей.

                              Надеюсь, что сегодня вы приобрели для себя что-то новое в отношении со своими детьми. Стали более опытнее и умнее. Общайтесь со своими детьми, радуйтесь вместе с ними, открывайте новое в своем ребенке. Спасибо за внимание.

                              Литература

                              1. Анастази Л. Психологическое тестирование. — М., 1982. — Т.I. — Гл. 1.; Т. П. – Гл. 16.

                              2. Введение в психодиагностику / Под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Бори­совой. — М, 1997. — Гл. 1—4.

                              3. Выготский Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника труд­ного детства//Собр. соч.: В 6 т. — М., 1984.— Т. 5.— С. 257 —321.

                              4. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л. А. Вен-гера, В.В.Холмовской. — М, 1978. — Гл. 1, 2.

                              5. Основы возрастно-психологического консультирования / Под ред. А.Г.Лидерса. – М., 1991. – С. 4- 16.

                              6. Практическая психология образования / Под ред. И. В.Дубровиной. — М., 1997.-С. 50-116.

                              7. Раттер М. Помощь трудным детям. — М., 1987. — Гл. 1 —5.

                              8. ХьеллЛ., ЗиглерД. Теории личности. — СПб., 1997. — С. 62—64.Шванцара Й. Диагностика психического развития. — Прага, 1978. —

                              9. С 75-81.

                              10. ЭльконинД. Б. К проблеме периодизации психического развития в дет­ском возрасте // Избр. психол. труды. — М, 1989. — С. 60 — 77.

                              Источник

                              План индивидуальной консультации с родителями с учетом достижений и трудностей в развитии ребенка.

                              Взаимодействие педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть его в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.

                              Читайте также:  Особенности развития ребенка с нарушениями интеллекта в младенческом возрасте

                              Чтобы позитивно влиять на желание той или иной семьи участвовать в работе группы, педагог должен хорошо знать всех родителей своей группы и учитывать индивидуальные особенности не только разныНа основе бесед со всеми членами семьи, наблюдений можно четко определить дальнейшие задачи по вопросам воспитания. Также во время посещений на дому отмечаем, что можно перенять из положительного опыта семейного воспитания. Можно предложить родителям поделиться этим опытом на родительских собраниях или написать небольшую статью для папки-передвижки. Получив реальную картину, на основе собранных данных, я анализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. х семей, но и членов каждой семьи.

                              Выявив, в основном, низкий уровень знаний и опыта родителей по вопросам развития и воспитания детей, я поставила перед собой цель: вовлечь семьи в образовательный процесс с целью развития индивидуальных способностей детей нашей группы.

                              Нужно всей своей работой доказать родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их ребенка. Расчет на положительные качества родителей и их сильные стороны предопределяет успех в работе. По мере развития взаимоотношений крепнет доверие, и родители приобретают определенные полномочия, используя те возможности и средства, которые необходимы для воспитания ребенка.

                              Участие родителей и детей в совместных конкурсах, выставках рассматриваю как средство развития творчества детей на основе их взаимодействия с родителями. Родители не остаются равнодушными: они собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми поделки из природного и бросового материала, оформляют книжки – малышкам по тематике «Овощи», «Фрукты», «Времена года» и т.д. Принимают участие в оформлении фотостендов: «Как я провел лето», «Семейный Новый год», «Наши бабушки и мамы» и др.

                              Ведение портфолио позволяет мне целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей. Это позволяет увидеть индивидуальные особенности ребенка, его интересы и возможности. Портфолио имеет свою структуру. Каждый раздел имеет название. Разделы заполняются постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями ребенка. Даже за один год ведения такой папки, почти у всех детей накопился достаточно большой материал, отражающий их жизни в детском саду и за его пределами.

                              Хочу остановиться подробнее на разделе «Мои успехи». Мы можем не только зафиксировать эти успехи, но и проследить динамику, оценить сильные стороны развития ребенка, а также наметить умения и навыки, требующие развития. Воспитатель и родители становятся партнерами в изучении ребенка. Очень важной особенностью портфолио является то, что оно позволяет осуществлять индивидуально-дифференцированнный подход к каждому ребенку. Именно здесь воспитатель и узкие специалисты имеют уникальную возможность давать необходимые рекомендации о развитии ребенка, поддерживать и сопровождать его личный рост, установить тесную связь с каждым родителем, сделать его партнером в процессе воспитания и образования своего сына или дочери. Благодаря педагогическому и родительскому вниманию и заботе дети раскрываются и проявляют свой талант. На каждого ребенка составляю индивидуальную карту развития, план индивидуальной работы по развитию индивидуальных способностей ребенка, который корректирую в течение года и обсуждаю с родителями. Планирую индивидуальные консультации, беседы, рекомендации для родителей. Это все дает возможность включения ребенка в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных склонностей детей, и реализовать в организованных на базе ДОУ кружках.

                              К сожалению, не все родители в силу своей занятости могут участвовать в специально организованной работе детского сада и группы. Одним из путей решения данной проблемы стало использование интернета (электронная почта). Проведенная работа принесла определенные результаты: родители начали серьезно интересоваться процессами, происходящими с их детьми, стали задавать вопросы, которые свидетельствуют о мотивации на сотрудничество; стали доверять нам, советоваться; принимают активное участие в жизни ребенка, проявляющиеся в партнерской деятельности результатом которой являются досуговые мероприятия, совместно проведенные открытые занятия, проекты, помощь группе и др. Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье! Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, ребёнок оказывается между двух несообщающихся систем. Главными в них должна стать атмосфера добра, доверия и взаимопонимания. Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию талантов и способностей ребёнка, только тогда он будет расти здоровым, счастливым и умным!

                              Источник