Конкурсы развития творческой личности ребенка

Конкурсы развития творческой личности ребенка thumbnail
Конкурсы и фестивали как средство развития творческих способностей детей.

Одаренные, талантливые дети и молодежь — это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи.

Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одаренных детей. Одной из приоритетных задач становится формирование творчески, смело и свободно мыслящего человека, обладающего высокой культурой, широкими и глубокими, постоянно обновляющимися и развивающимися знаниями.

     Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одаренных детей. Одной из приоритетных задач становится формирование творчески, смело и свободно мыслящего человека, обладающего высокой культурой, широкими и глубокими, постоянно обновляющимися и развивающимися знаниями.

     Современное общество испытывает большую  потребность в творческой, самостоятельной,    активной  личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. Обществу необходим Человек – Творец, интеллектуальная личность, человек одарённый, объектом пристального внимания  является развивающаяся личность с её внутренним миром, интересами, потребностями, творческими возможностями.

     Одаренные, талантливые дети и молодежь — это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. И именно данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития творческой активности учащихся,  которая способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации  и успешной социализации.   

Необходимыми параметрами развития признаются мышление, творческие способности, личностные качества. Вместе с тем креативный потенциал личности не формируется сам по себе, спонтанно. Его нужно развивать.

На развитие креативности оказывают влияние следующие факторы:

  • наследственность;
  • специально организованное обучение;
  • собственная активность ребенка, его удовольствие и радость от творческой деятельности;
  • окружающий социум (родители, педагоги, дети).

Выделяют несколько направлений работы, сопутствующих развитию одаренности ребенка:

  • развитие любознательности как основы познавательной активности;
  • развитие познавательных процессов;
  • развитие творческого воображения;
  • обогащение представлений об окружающем мире.
  • развитие креативности;
  • развитие коммуникативности;
  • развитие эмпатии, воспитание доброжелательности, умения договариваться и уступать, преодоление эгоцентризма.

       Таким образом, возникает необходимость создания оптимальной среды для ребенка, которая будет:
1.    Способствовать обогащению ребенка широким спектром эстетических впечатлений.
2.    Направлять их творческую активность.
3.    Вызывать желание экспериментировать.
4.    Создавать основу для разнообразных видов детской деятельности в едином культурном пространстве.
5.    Создавать для детей ситуацию успеха — участие в фестивалях, конкурсах, городских мероприятиях, детских конференциях, семинарах, олимпиадах.

 В основе   работы с учащимися по развитию творческих способностей лежит постулат  Сократа: «В каждом ребенке есть солнце, только дайте ему светить».

Для начала необходимо определить, что такое творчество и творческая личность:

Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано или сделать  по-новому, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке — это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству, а  творчество — это целенаправленная деятельность человека, создающая новые ценности, обладающие общественным значением.  

В чем проявляет себя творческая личность?
✓      Чувствительна к проблемам: распознает проблемы как таковые, ставит привычное под сомнение, разведывает новые возможности
✓      Мыслит гибко. Ориентируется в различных областях, широкий кругозор.
✓      Оригинальна, комбинирует различные находки.
✓       Работа приносит ей удовольствие.
✓      Вынослива, упорна, энергична, не останавливается на достигнутом.
✓      Уверена в своих оценках. Фильтрует перспективные идеи, распознает удачные решения.

Положительный опыт, приобретенный во время участия в соревнованиях, может впоследствии найти отражение в активном образе жизни на протяжении многих лет.

Таким образом, создавая условия для формирования у подрастающего поколения активной жизненной позиции, конкурсы и фестивали выполняют важнейшую функцию развития и социализации детей.

Социализация — это процесс вхождения индивида в общество, активного усвоения им социального опыта, социальных ролей, норм, ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе. Если творчество не станет ценностной ориентацией в юношеский период, то существует вероятность, что оно не будет сформировано и в будущем. Следовательно, не поддержав в этом возрасте развитие личностного творческого потенциала, мы обрекаем личность на большие трудности.  Поэтому большая роль отводится творческому развитию личности. Это растянутый на всю жизнь процесс обучения своему социальному месту.

Итак, конкурс и фестиваль – действенный способ побудить творческую активность ребёнка. Одной из главных целей в проведении конкурсов и фестивалей является поиск одаренных, творческих, талантливых детей, для организаторов важно открыть новые имена и поддержать их творчество.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день в педагогике искусства и  психологии существует две крайние точки зрения:

∙ «все дети являются одаренными»
∙ «одаренные дети встречаются крайне редко».

Сторонники одной из них полагают, что одаренность — уникальное явление, другие считают до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий.

Аргументы «за и против» есть и у той и другой стороны. Критериев, по которым дифференцируют одаренность много: ранняя и поздняя, актуальная и потенциальная, общая и специальная и т.д. Ряд исследователей признает, что «детская одаренность» понятие не жесткое, а динамичное. Уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой).

Выделяют несколько категорий детей, которых обычно и называют одаренными:

—    дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (интеллектуальная одаренность);
—    дети с высоким уровнем творческих способностей — юные музыканты, художники и др. (творческая одаренность);
—    дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).

Читайте также:  Почему ребенок отстает в развитии речи

На мой взгляд, абсолютное большинство детей имеет предпосылки для развития того или иного вида одаренности. Одаренность — это совокупность различных способностей. При этом «творческая одаренность» как понятие — это характеристика не просто высшего уровня выполнения деятельности, но ее преобразования и развития.

Творческая деятельность, которая осуществляется по инициативе самого ребенка, постоянно совершенствуется, реализуя все новые замыслы, рожденные в процессе самой работы. Именно эту точку зрения, как педагог, я разделяю, поэтому в работе с детьми особое значение для меня имеет собственная активность ребенка.

Соревнование является важной характеристикой роста и развития детей. Организованные на должном уровне соревнования могут быть полезны как для общего развития ребенка, так и сыграть активную роль в формировании необходимых для него волевых качеств, укрепления, закалки характера.

Через соревнование ребенок формирует собственное представление о своих возможностях, самоутверждается, приобретает уверенность в своих силах, учится рисковать, приобретает первый опыт «разумного авантюризма».

Положительный опыт, приобретенный во время участия в соревнованиях, может впоследствии найти отражение в активном образе жизни на протяжении многих лет.

Творчески одаренные подростки общительны и склонны к широким социальным контактам, их следует включать в активную общественную и творческую деятельность, тем более что они обычно показывают большую эмоциональную стабильность и достаточно спокойно относятся к критике и собственным ошибкам.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что участие в творческих фестивалях и конкурсах наиболее благоприятное воздействие может оказать на развитие отдельной личности и коллектива именно в школьном возрасте.

В целом можно выделить личностные качества, позитивно и негативно влияющие на развитие одаренности:

∙         позитивно влияют на становление одарённости — познавательная мотивация, развитый мотив достижения успеха, общая адекватная самооценка, низкий уровень тревожности, уверенность в себе, эмоциональная устойчивость;
∙         негативно воздействуют на возможности реализации творческого потенциала детей и подростков — несформированность мотивационной сферы, развитый мотив избегания неудач, заниженная или чрезмерно завышенная самооценка, повышенная чувствительность, высокий уровень тревожности, неуверенность в себе и своих способностях.

     Поэтому при работе с детьми важно учитывать, что необходимым условием развития творческой одаренности школьников является соблюдение принципов гуманистической психологии — безоценочности, принятия, безопасности, поддержки.

Одна из важнейших задач на этом этапе — формирование у детей уверенности в себе и своих силах, а также позитивного отношения к себе и к окружающему миру.

 Конкурс и фестиваль — действенный способ побудить творческую активность ребенка

Одним из самых действенных способов побудить творческую активность — это предложить участие в творческом мероприятии: концерте или спектакле, а также в фестивале или конкурсе. Детям хочется себя показать и на других посмотреть, им важно и само участие в творческом состязании, но не менее важно получить признание своей творческой деятельности, т.е. победить. Задача меня, как педагога, помочь в самореализации и так организовать свою работу, чтобы эта часть его творческого пути была успешной.

Конкурсная практика характеризуется целым комплексом целей. Одна из них — развитие учащихся, в процессе которого выступление на конкурсе становится итогом определенного этапа совместной работы ученика и преподавателя, весьма ценным показателем ее качества. От школьной системы контроля успеваемости детей — зачетов, экзаменов, контрольных уроков, открытых концертов — конкурсы отличаются наличием соревновательного компонента, требующего особенно высокой степени мобилизации способностей и усилий как детей, так и педагогов.

Открывается возможность выйти за пределы рутинного учебного процесса, постоянного круга общения: получать новые впечатления от общения с коллегами, расширять во многих отношениях профессиональный кругозор, сравнивать собственные достижения с успехами коллег, видеть и оценивать общий уровень детской исполнительской культуры и т. п.

Существуют разного типа конкурсы. В первую очередь нужно четко понимать, в чем особенности и различия конкурса и фестиваля, а также выстраивать постепенный, последовательный график участия в них. При этом нужно учитывать многие факторы: реальные способности, степень подготовленности, степень конкурентоспособности своего ученика, понимать и адекватно оценивать каковы его шансы на успех.

Конкурс — (от латинского concursus, буквально — стечение, столкновение, встреча). Соревнование, имеющее целью выявить лучших из числа участников.

А значит — борьба. И чем выше уровень конкурса или фестиваля, выше и уровень конкурсной конкуренции, она достаточно жесткая, и участники должны обладать не только профессиональными навыками, но иметь большой опыт публичных выступлений.

Фестиваль — широкая общественная праздничная встреча, сопровождающаяся смотром достижений каких-нибудь видов искусства.

Участие в фестивале дает возможность получить опыт творческого общения, которое возникает в пространстве праздника, ощутить радость творческого процесса, пообщаться в неформальной обстановке со своими ровесниками.

Конкурсы-фестивали, ставшие популярными в последнее время и значительно обновившие современную конкурсную практику, больше отвечают культурно образовательным потребностям общества. Объединяя в себе задачи фестиваля и конкурса, такой творческий проект дает больше свободы и вариативности в организации, возможность представить несколько детское творчество более широко, организовать мастер-классы для наших учащихся с участием профессионалов высокого уровня.

Это — отличные стартовые площадки для школьников и студентов, они вовлекают в конкурсный процесс большее количество участников и педагогов, чем традиционные, «академические», конкурсы, служат хорошим дополнением к учебному процессу.

Читайте также:  Развитие творческого потенциала ребенка в игровой деятельности

Главная направленность такой программы — развитие творческой личности учащихся. Не менее важно вовлечение в этот процесс родителей, которые не всегда верно понимают цели и смысл соревнования юных исполнителей, а в русле конкурса-фестиваля естественно вовлекаются в дело художественного воспитания ребенка.

В конкурсах-фестивалях создается ситуация, не травмирующая детскую психику, что, к сожалению, часто происходит в ходе традиционных конкурсов.

Главное для конкурсанта, тем более маленького, почувствовать сцену, себя на этой сцене, посмотреть на других, услышать мнение и советы. Выход на большую сцену даёт почувствовать уверенность в своих силах, при этом требует более широких знаний, навыков, мастерства, что является дополнительным стимулом над собой.

Только если все это доставляет ему удовольствие, а не сплошной стресс, этим имеет смысл заниматься.

Вообще не участвовать в конкурсах и фестивалях? Мне такая позиция представляется неверной, потому что конкурсы и фестивали – это большая школа мастерства, только сжатая временными рамками 3-5 дней. И опыт показывает, что, принимая участие  в конкурсах и фестивалях, и ученика и педагога происходит качественный профессиональный рост, каждый получает максимум впечатлений, информации, практического опыта.

Для детей это возможность показать свои достижения, быть услышанным зрителем, а также в ситуации творческого состязания получить путевку на конкурсы городские, окружные, всероссийские и международные. Участие в нем дает возможность нашим воспитанникам оценить свои возможности, увидеть и услышать, уровень других, расширить рамки своего репертуара понравившимися произведениями. Следующая ступень в приобретении творческой смелости, опыта конкурсантов и дополнительный стимул для активной самореализации — выход на большую сцену, на большую зрительскую аудиторию и это фестиваль.

Так постепенно повышается уровень нашей фестивальной и конкурсной жизни. «Талант ученика в скорости его обучаемости»,- говорил  учитель С. В. Клубков.

Победа на творческом конкурсе — это признание творческой состоятельности, она дает большие возможности в реализации творческого потенциала победителям, а также имеет не только моральное удовлетворение.  

Педагог несет ответственность за то, в какой форме выходит ученик на тот или иной конкурс. Ведь «рука учителя», конечно же, будет ощущаться в творчестве ученика, но его мастерство заключается в том, чтобы ее не заметили, чтобы конкурсный материал раскрывал дарование ребенка, а не амбиции взрослого.

Но запоминаются фестивали и конкурсы не только одержанными победами, а теми встречами, знакомствами, впечатлениями, которые мы на них получаем. И от того, какая атмосфера царит на фестивале, зависят и конкурсные результаты, и то, что вынесет в плане творческого роста каждый участник.

Вывод.   Участие в конкурсах важная составляющая творческой жизни ребенка, в ней заложены огромные образовательные возможности, главное ими правильно воспользоваться. Потому что каждому, а тем более ребенку важно знать, что его творчество востребовано и оценено по достоинству. Ему важен успех, и от нас взрослых зависит — будет ли эта конкурсная и фестивальная жизнь интересной, полезной  и ведущей к успеху.

Выбор конкурса, выбор программы, организация и содержание подготовки к конкурсу – это  ежедневная, сложная и не всегда победная работа преподавателя. Главное не опускать рук и не терять веры в свое преподавательское предназначение — быть проводником в мир искусства для своих учеников. От нас с вами зависит, что собой будут представлять конкурсы и фестивали сегодня – образовательное пространство и территорию творческого роста или выставку достижений и амбиций. В одном я убеждена точно, что запоминаются фестивали и конкурсы не столько победами, сколько впечатлениями, которые после них остаются. Теми открытиями, которые там произошли. Теми встречами, которые там состоялись, контактами которые завязались.

Когда ты осознаешь себя как часть творческого сообщества, ты чувствуешь свою включенность в большой созидательный процесс духовной, культурной жизни.

        Таким образом, создавая условия для формирования у подрастающего поколения активной жизненной позиции, конкурсы, фестивали и праздники выполняют важнейшую функцию развития и социализации детей. Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что участие в творческих фестивалях, праздниках и конкурсах наиболее благоприятное воздействие может оказать на развитие отдельной личности и коллектива в целом именно в подростковом возрасте.

 Решение:
— Активно внедрять в воспитательную деятельность  новые формы и методы работы с детьми и подростками в соответствии с возрастными особенностями и их темпераментом, что способствует социальному и профессиональному самоопределению учащихся.
— Педагогам  при планировании воспитательной работы учитывать особенности учащихся  в целях определения потребностей и интересов участников образовательного и воспитательного  процесса.
— Создавать условия для формирования у подрастающего поколения активной жизненной позиции.
— Использовать новые и интересные формы работы с родителями.
— Использовать в работе Интернет-ресурс для информатизации родителей о работе педагогов.

Источник

Онлайн конкурсы становятся все более популярны. Они дают массу преимуществ. Для меня самое важное, что ребенок, участвуя в таких конкурсах, получает оценку от совсем сторонних людей. А не от тех, кто его знает в обычной жизни, участвует в его обучении или воспитании. И, скажу вам по собственному опыту, это огромный плюс!!! Отсутствует всякое предвзятое отношение. Совсем! Ребенка оценивают за конкретные работы. А когда оценивают еще и профессионалы… Это ценно вдвойне… А если при этом не просто ставят оценку или присуждают место, а дают подробные рекомендации, советы. Указывают на все плюсы и минусы работы, обсуждают каждую деталь… Это просто бесценно!

“Скорпион”

Читайте также:  Игры для развития уверенности ребенка

Моя дочь относится к очень творческой личности. С характерным бардаком и в голове, и в комнате, и в шкафу))) При этом креативные идеи, которые посещают ее голову, удивляют не только нашу семью. Границ ее фантазии я не вижу. Она лепит из полимерной глины, вышивает, создает картины из ниток и вяжет бисером. Но больше всего она увлекается рисованием, с удовольствием занимается в художественной школе. Мы часто участвуем в разных онлайн конкурсах, это интересно, увлекательно, полезно. Это дает столько эмоций моему ребенку!!! Что она готова творить и создавать! В условиях дистанта, а теперь летних каникул, педагог из художественной школы посоветовала нам участие в конкурсе “Открытые страницы” на сайте “ART CODE”. Преподаватель похвалила условия конкурса, состав жюри, возможность выбора. Когда мы посмотрели этот сайт, были приятно удивлены. Конкурсов много, удобная навигация, подробная информация. Но, давайте по-порядку. Что же мы видим по факту на странице организаторов? Давайте посмотрим.

ART CODE – это проект, объединяющий  престижные online-конкурсы в различных творческих дисциплинах. Для участия необходимо выбрать область искусства и подать заявку. Каждый из участников конкурсов получает: диплом официального образца; именной отзыв на работу за подписью судейской коллегии с подробным анализом конкурсного материала и рекомендациями, для дальнейшего развития своего творческого потенциала. Это как раз то, о чем я говорила. Подробный анализ работ и рекомендации от членов жюри, это очень полезная информация.

Проект предлагает следующие творческие дисциплины: вокальное творчество, театральное творчество, ДПИ и ИЗО, инструментальное творчество, цирковое искусство, танцевальное творчество, фотоискусство и видеоарт и литература. Выбор достаточно велик. Кроме того, есть отдельный проект “Открытые страницы” в котором мы и будем участвовать. Но о нем расскажу чуть позже. Участвовать в этих конкурсах может один человек, как мы, или целый коллектив. В основном к участию в конкурсах допускаются дети от 6 лет. А верхние границы возрастных ограничений? Их попросту нет!!! Так что вперед, творческие мамы и папы!!!

Состав жюри впечатлил очень! Смотрите!

Профессора и преподаватели не ограничиваются пределами нашей Родины. Кроме российских педагогов и артистов, в составе жюри ведущие преподаватели и деятели искусств из Франции, Италии, Чехии, Беларуси, Австрии и других стран.

Эти люди профессионалы в своем виде искусства.

Победители конкурсов – Лауреаты Гран-при получают: бесплатные поездки на offline-конкурсы Организатора в РФ, СНГ и ЕС (солисты), внушительные денежные гранты на поездки на конкурсы (коллективы).

Стоимость участия в проекте варьируется от 1000 до 1500 рублей за подачу 1 заявки и зависит от номинации.

К конкурсным материалам есть определенные требования. В принципе, не сложные. Допускаются видеозаписи живого выступления, снятые на сцене на статичную камеру (без элементов монтажа, склейки кадров, наложения аудиодорожек). На видео должен быть записан один отдельный конкурсный номер. Остановка в работе видеокамеры во время записи выступления не допускается. Съёмка должна быть не старше 2 лет. Видеозаписи низкого качества к участию не допускаются. На видеозаписях участников дисциплины «Инструментальное творчество» должны быть видны руки и лица конкурсантов. Конкурсное выступление должно быть опубликовано участником конкурса на сайте https://www.youtube.com/ и иметь открытый доступ.

Результаты распределения мест среди участников  оглашаются в течение 15 дней с момента окончания приёма заявок на конкретный конкурс, так что долго ждать и нервничать не придется))) Результаты публикуют на сайте организатора конкурса www.triumph-org.ru (а также в официальной группе Вконтакте https://vk.com/triumph_org).

Конкурсов на данном проекте много. Мы уже сегодня будем подавать заявку на “Открытые страницы”, там срок приема заявок до 21 июля. В рамках проекта “Открытые cтраницы” пройдут 5 конкурсов:

  • “Открытые страницы. Золотой голос” – конкурс по вокалу.
  • “Открытые страницы. Ярмарка искусств” – конкурс по декоративно-прикладному искусству и изобразительному творчеству.
  • “Открытые страницы. Фабула танца” – конкурс по хореографии.
  • “Открытые страницы. Мелодия успеха” – конкурс по инструментальному творчеству.
  • “Открытые страницы. Мир театра” – конкурс по театральному мастерству и художественному слову.

Пройдя по ссылкам, вы можете подробно ознакомиться с условиями каждого конкретного конкурса. Мы будем выставлять 4 работы в конкурсе “Открытые страницы. Ярмарка искусств”.

Победители конкурсов получат бесплатные поездки и денежные гранты на поездки на конкурсы в Ярославль, Псков, Нижний Новгород, Ялту, Красноярск и еще 10 городов фестивальной географии “Открытых страниц”. Прочитав подобную информацию, моя дочь бросилась собирать чемодан))) Мероприятия “Открытых страниц” проводятся в красивейших местах России. В каждом из них конкурсантов будет ожидать встреча с многогранной историей и блистательной архитектурой нашей удивительной страны, комфортные условия для проживания и творческого состязания и потрясающие возможности культурного обмена с единомышленниками со всего мира. Вот такие вот условия привлекательные. Конкурсы онлайн, а поездки реальные, настоящие!

Более подробно про “Открытые страницы” я расскажу вам после того, как мы заполним и отправим заявку. Расскажу, как все происходило, с какими трудностями мы столкнулись, покажу, какие работы мы выставляем на конкурс. Подписывайтесь на мой канал, чтоб ничего не пропустить, статья будет опубликована уже через пару дней! А еще чуть позже расскажу про VI Международный online-конкурс по ИЗО “Цветная реальность, мы тоже планируем в нем участвовать. Там срок подачи заявок до 6 августа.

Источник