Конкретные примеры учета факторов развития ребенка в деятельности учителя

Конкретные примеры учета факторов развития ребенка в деятельности учителя thumbnail

Учет факторов формирования социально-уверенного поведения детей и подростков в работе педагога с родителями и ребенком.

Выступлениена методическом объединении

 педагога дополнительного образования ГБОУ ДО ЦПМСС «Живые потоки»

Чухлеба Никиты Сергеевича

         Социально-уверенное поведение является  гармоничным способом выражения человеком своих потребностей и желаний в контактах с другими людьми. Уверенное поведение позволяет без излишнего беспокойства отстаивать свои интересы, свободно выражать свои чувства и не ущемлять при этом права других людей. Возможность действовать уверенно способствует возрастанию чувства самоуважения, позитивно влияет на отношения, позволяет конструктивно сотрудничать в достижении целей.

       Негармоничными способами самовыражения являются агрессивное  и неуверенное поведение, в основе которых чаще всего лежит личностная тревожность.

     Неуверенный в себе ребенок сдерживает свои чувства вследствие тревоги, чувства вины и недостаточных социальных умений.

Поведение неуверенного ребенка:

  1. Не высказывает своего мнения
  2. Допускает негативное отношение к себе и потворствует другим детям, которые  допускают грубость по отношению к другим
  3. Копит ненависть, но соглашается на все
  4. Оправдывается
  5. Не смотрит в глаза, говорит робко, ведет себя пассивно
  6. Невозможно понять, что хочет этот ребенок

Неуверенное поведение – отсутствие адекватного самовыражения.

Неуверенный ребенок получил много критики, мало поддержки, мало позитивного опыта, недостаточно побывал в ситуациях успеха.

      В отличие от неуверенного, агрессивный ребенок

грубит, обзывается, дерется,  давит, угрожает, оскорбляет, требует; он враждебен к чужим проявлениям, если они не совпадают с его собственными; он раздражается на других, но не просит что-либо изменить; он не выполняет просьб, устраивает скандал тому, кто что-то от него хочет.

     Агрессивность представляет собой попытку удовлетворить свои потребности за счет интересов другого. Дети и взрослые, действующие в агрессивной манере, в действительности испытывают тревогу, чувство вины, чувство неполноценности и неуверенности в себе. Своим агрессивным поведением они пытаются замаскировать эти чувства.

Агрессивное поведение – самовыражение с ущербом для интересов других. Агрессивный ребенок имеет сильную энергетику, и при этом он получил от родителей много критики, раздражения, отвержения, недостаточно опыта конструктивных отношений с учетом интересов других.

     Перейдем к социально-уверенному поведению. Социально уверенным традиционно называется поведение, когда человек поступает сообразно своим интересам, умеет постоять за себя, выражает свои чувства со спокойным достоинством, защищает свои права, не нарушая в то же время права других людей. Уверенный человек реагирует на ситуации непосредственно в тот момент, когда они возникают, отвечает собеседнику немедленно, в спокойном тоне и «по существу», открыто выражает свои мнения и чувства (гнев, любовь, несогласие, огорчение), ценит и уважает себя в той же степени, что и окружающих.

Уверенность порождает успех, а успех порождает уверенность. Здесь существует положительная обратная связь. Постепенно наращивая степень уверенности в своем поведении, мы наращиваем и внутреннюю уверенность в себе, которая в свою очередь увеличивает степень нашей уверенности в жизни.

Существует целый ряд характеристик уверенного поведения: открытость в выражении чувств и мнений без оглядки на окружающих, умение говорить «нет», использование местоимения «Я», принятие похвалы, равно как и критики без самоуничижения и недооценки своих сил и качеств, конгруентность, совпадение между вербальными и невербальными проявлениями.

Уверенное поведение — это позитивное самовыражение без ущерба для других.

     Перечислив характеристики социально уверенного поведения, понимаешь, что по большому счету это поведение –  прерогатива взрослого человека, поскольку оно опирается на качества, которые окончательно складываются лишь к завершению подросткового возраста (независимость от мнения других, опора на себя, зрелое уважение к себе и другим). Очень многое в формировании социально-уверенного поведения зависит от широты и разнообразия самостоятельных контактов с взрослыми и сверстниками, в которых ребенок может отточить свои социальные умения.

       Дети в основном демонстрируют элементы социально-уверенного поведения, которые опираются на их возрастные особенности и возможности среды, в которой они находятся. Ребенок школьного возраста может уверенно строить свои отношения с одноклассниками, но зачастую не может противостоять давлению более взрослого сверстника, другой может активно выразить свои желания, но испытывает смущение и робость перед незнакомой большой аудиторией или же в присутствии противоположного пола. Является ли это признаками неуверенности? Нет, ребенок или же подросток еще не приобрел ряд умений и у него еще все впереди. Его уверенность еще формируется и будет расти в течение всей его жизни. Его еще ждет личная уверенность, профессиональная уверенность, родительская уверенность и прочее.

      В работе педагога с родителями и ребенком важно учитывать основные факторы формирования социально-уверенного поведения.

Основные факторы, способствующие формированию уверенности у детей:

  • Способствовать уверенности будут такие  индивидуальные особенности ребенка, как средний или высокий уровень энергетики, активность, экстравертированность, сила и подвижность нервной системы. 
  • Будут вызывать трудности такие индивидуальные особенности ребенка, как: повышенная тревожность и склонность к страхам, замкнутость, вызванная трудностями установления контактов, чрезмерная чувствительность к критике и неудачам и прочее.
  • Способствуют развитию социальной уверенности гармоничные детско-родительские отношения, здоровые границы в семье, поддержка активности и самостоятельности ребенка, устойчивые семейные традиции, система правил и последствий при их нарушении, контакт с чувствами ребенка, помощь в налаживании отношений со сверстниками.
  • Будут мешать развитию уверенности такие особенности воспитательного подхода, как изнеживающее “оранжерейное” воспитание или чрезмерная требовательность и строгость к ребенку. Они способствуют формированию неуверенности и нерешительности, чрезмерной робости, пугливости, неумению отстаивать свои интересы, несамостоятельности, пассивности и беспомощности. Авторитарный стиль воспитания, приводит к агрессивности, бунту, либо пассивности, отказу от себя.
  • Особенности личности самих родителей. Ребенок растет, подражая своим родителям. Имея перед глазами пример застенчивого, малообщительного или агрессивного взрослого, дети демонстрируют аналогичное поведение
  • Особую роль в развитии социально-уверенного поведения играет среда, предоставляющая возможности для социальных проб, опыта успеха, получения обратной связи, среда, богатая позитивными образцами успешных и уверенных взрослых, готовых оказать поддержку детям

    В работе педагога с ребенком важно не только транслировать модель социально-уверенного поведения, но и оказывать ему помощь в устранении внутренних препятствий в позитивном самовыражении, давать  ребенку обратную связь, проигрывать и закреплять полезные навыки, такие как  умения выражать свои чувства, противостоять чужому влиянию,   отстаивать себя,  влиять на других. Педагог помогает ребенку преодолеть тревожность, застенчивость, агрессивность, импульсивность, конфликтность.

Читайте также:  Роль родителя в коррекции развития ребенка

     В работе педагога с родителями важно уделять внимание вопросам   применения эффективных воспитательных приемов, демонстрации моделей уверенного поведения в семье, оказания помощи ребенку в компенсации недостающих способностей, и что самое важное – нахождение или же организация адаптивно-развивающей социальной среды, необходимой для получения ребенком позитивного социального опыта.

     В работе с родителями по проблеме формирования социально-уверенного поведения педагог помогает им  выполнить собственные родительские задачи, связанные с возрастными изменениями у детей.  Пока ребенок растет, важно не только кормить, любить, заботиться, создавать безопасные условия для изучения окружающего мира.  

       В дошкольном возрасте важно  не перекормить поучениями, принять ребенка таким, какой он есть, шумного, беспокойного, активного. Важно не отвергнуть его части, тело, силу, агрессию, поддержать автономию без чувства вины и приветствовать приближение, признать детское «Нет» как начало самостоятельности, а не проявление неповиновения. Важно установить четкие границы дозволенного, признавать чувства детей, учить понимать разницу между чувствами, мыслями и поведением, подать пример правильного использования власти.

       В школьном возрасте важно помочь в усвоении правил жизни в социуме, в самостоятельной мотивировке действий, в самостоятельном принятии решений, в просчете последствий от их принятия.

       В подростковом возрасте важно  научиться партнерским отношениям  с ребенком, поддержать в установлении интимно-личностных отношений с противоположным полом.

          Проходя вместе с ребенком разные этапы взросления и становления личности, родитель обретает мудрость,  ребенок обретает опыт, педагог профессионализм. Все растут на этом пути постоянного приближения к окончательно недостижимой цели – стать идеальным и совершенным человеком, одним их качеств которого является социальная уверенность.

Источник

Для того, чтобы грамотно организовать педагогический процесс с целью развития личности, важно понять причины и источники, определяющие развитие ребенка, а также особенности их влияния и взаимодействия. Развитие личности ребенка обусловлено действием определенных факторов и условий.

Фактор от латинского «делающий», «производящий» – причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая характер или отдельные его черты (156, с. 1391).

Условия развития это те обстоятельства, которые создаются педагогом в целях благоприятного развития личности ребенка (новые учебные программы, новая структура урока, тип обучения и т. п.).

К числу факторов, определяющих развитие личности, многие педагоги относят наследственность, среду, воспитание (обучение) и активность самой личности.

Биологический фактор (наследственность) развития личности представляет собой сложную, многогранную систему воздействий на ребенка, обусловливающих формирование его личности. Как утверждают генетики, под контролем генотипа находятся все признаки организма – морфологические, биохимические, физиологические, психологические и т.д.

Задатки способностей – некоторые генетически детерминированные анатомо-физиологические особенности мозга и нервной системы, являющиеся индивидуально-природной предпосылкой сложного процесса формирования и развития способностей

Способности – индивидуально-типологические особенности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности… Обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности

Социальная среда. Среда является еще одним из важнейших факторов развития личности ребенка. Она воздействует на человека на протяжении всей его жизни. В социальных науках “среда” определяется как –“Совокупность всех условий, которые окружают человека и непосредственно или косвенно воздействуют на него

Различают среду природную и социальную, каждая из которых состоит из различных элементов и имеет различное значение для развития личности ребенка, по-разному влияет на него.

В понятии “социальная среда” выделяют: МАКРОСРЕДУ – широкое понятие общественной среды. Это тот фон, на котором происходит развитие личности; МИКРОСРЕДУ- это самое близкое, относительно устойчивое окружение человеческой личности, которое непосредственно воздействует на личность в процессе ее практической деятельности; в микросреде происходит непосредственное взаимодействие личности с окружающим ее миром.

Можно говорить о различных видах социальной микросреды: производственно-трудовая, общественно-политическая, семейно-бытовая, учебно-воспитательная, воинская, “языковая” и др.

Различные виды и элементы жизненной среды не являются равноценными и оказывают неодинаковое влияние на ребенка в разные периоды его развития. Одной из особенностей макро- и микросреды является то, что в окружающей жизни происходят постоянные изменения и новые события, возникают новые проблемы, которые требуют своего разрешения. А потому для педагога важное значение имеют все те события общественной жизни, участником которых является личность.

Таким образом, воспитание начинается с анализа социальной ситуации развития ребенка, так как она является исходным моментом в организации воспитательного процесса. Социальная ситуация развития личности обусловлена, с одной стороны, особенностями социального окружения, событиями жизни, с другой стороны, в ней отражается система ОТНОШЕНИЙ ребенка к явлениям внешней среды. Это отношение, в свою очередь, обусловлено возрастными особенностями развития личности и индивидуальными особенностями ее взаимодействия с непосредственным окружением (семья, школа, класс, друзья и т.д.).

Опыт показывает, что знание положительных и негативных особенностей влияния социальной ситуации на процесс развития личности позволяет педагогу вносить определенные коррективы в образ жизни ребенка, создавать наиболее благоприятные условия для полноценного развития личности, т.е. осуществлять перевод социальной ситуации развития личности в воспитательную ситуацию ее развития .

Для развития ребенка важное значение имеет: Языковая среда. Домашняя (семейная) среда. Школьная среда

Воспитание как фактор развития личности

Существует множество определений процесса воспитания как фактора развития личности, в каждом из которых отражаются разнообразные взгляды на данный процесс, в каждом из которых – свое видение и понимание значимости воспитания для процесса развития личности ребенка.

Воспитание как ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ процесс развития личности означает, что каждое воздействие на ребенка направлено на развитие в нем социально и личностно значимых черт и качеств.

Процесс воспитания – это прежде всего специально организованная деятельность и общение воспитателя и воспитанника в целях развития его личности. Воспитание – это помощь взрослого в развитии личности ребенка.

Целенаправленность действий со стороны воспитателя предполагает наметить тот образ, который может (должен) быть сформирован в личности ребенка. Не пытаться переделать тот тип психики ребенка, который присущ ему от рождения, наоборот, разумными воспитательными воздействиями помочь развитию его индивидуальности.

Читайте также:  Ручной труд как всестороннее развитие ребенка

Воспитательная деятельность может быть организована по-разному. Скорее всего, создание любой педагогической системы обусловлено тем, как осуществить на практике привлекательный для ее авторов идеал человека. И успешность педагогической деятельности школы оценивается тем, какой личностью становится ребенок.

Воспитание как СОЗНАТЕЛЬНАЯ деятельность взрослого предполагает осмысление необходимости и целесообразности воспитательных воздействий на ребенка.

Воспитание как ПЛАНОМЕРНЫЙ процесс развития личности – определение последовательности действий по формированию умений, качеств и характеристик личности в целом.

Воспитание – это процесс ЕСТЕСТВЕННОГО развития ребенка, предполагает отсутствие преднамеренности и искусственности воспитательного воздействия педагога.

Активность личности

Термином «активность личности» обозначаются те психические процессы, которые обусловливают ее деятельность, позволяют оценивать степень включенности ребенка в различные виды деятельности, ее результативность. Активность личности характеризуется как проявление ее самостоятельного начала. Уровень активности обусловлен индивидуально-типологическими характеристиками человека – характер, темперамент, направленность, интересы и потребности, Термин «активность личности» отражает способность ребенка к саморазвитию.

Размышления педагога об активности личности позволяют ставить вопрос о некоторой автономности процесса развития ребенка, его относительной независимости от процесса воспитания. Самовоспитание – тот уровень сформированности характеристик, проявляющихся в самопознании, самосознании, самореализации и самоутверждении, – должно стать ведущим фактором развития (саморазвития) личности на последующих этапах ее жизнедеятельности.

Прокрутить вверх

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник

Фактор– это причина, движущая сила какого-либо изменения, явления:

1. Социальные факторы развития: среда обитания, политические, географические(Под средой понимается система жизненных условий и обстоятельств, в которых живет человек;);

2. Биологические факторы развития: наследственность, задатки, способности(Человек от рождения наделен природными задатками, т. е. предпосылками к тому или иному виду деятельности);

3. Воспитание (или педагогические факторы): образование, воспитание, обучение, самовоспитание(Воспитание планомерно поднимает человека на новые, более высокие ступени развития, «проектирует» развитие личности и поэтому выступает в качестве основного, определяющего фактора ее развития).

Эффективность воспитания зависит от готовности ребенка к педагогическому воздействию (с учетом влияния наследственности и среды) и его активности. Именно активность ребенка является залогом формирования разных видов его деятельности: познавательной, предметной, игровой, трудовой, художественной, учебной, общения. Активная позиция ребенка в деятельности делает его субъектом воспитания, что и позволяет рассматривать деятельность как средство воспитания и развития ребенка. Каждая деятельность характеризуется потребностью, мотивами, целью, свойствами, действиями и результатом. Для того чтобы ребенок овладел всеми компонентами деятельности, ему необходима помощь педагога.

Развитие и формирование человека под влиянием всех средовых факторов в социологии принято называть социализацией. В педагогике, как было сказано, оно близко к понятию воспитание в социальном значении.

Следовательно, развитие личности представляет собой процесс, который определяется внутренними и внешними факторами. Происходит он:

– во-первых, в зависимости от внутреннего мира личности, ее внутренних побуждений, присущих ей субъективных потребностей, интересов и мотивов,

– во-вторых, в зависимости от меняющихся условий внешней среды и обстоятельств ее жизни.

6. Возрастная периодизация развития личности: педагогические критерии ее выделения и учета в учебно-воспитательной работе. Особенности развития детей в дошкольном возрасте.

Физиологическая периодизация:перинатальный период, период новорожденности, грудной период (до 1 года), ползунковый возраст (1-3), дошкольный(3-6), школьный (6-11), пубертатный (11-15), юношеский (15-20)

Педагогическая: младенчество ( 1 год), преддошкольный (1-3), дошкольный(3-6), школьный (6-18)

Возрастные особенности – это наиболее характерные для каждого возрастного периода детей и учащихся особенности их физического, психического и социального развития.

Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, учитель регламентирует учебную нагрузку, устанавливает обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяет наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха.

Дошкольный возраст – от 3 до 6 – 7 лет. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления и речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Дошкольник стремится представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он склонен расценивать как реальность. Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. Во всех вариантах программ самое серьезное внимание обращается на игровую деятельность дошкольника. Игра – лучшее средство удовлетворения его интересов и потребностей. Через игровую деятельность ребенок познает нравственные требования, учится общению со сверстниками, овладевает трудовыми умениями и навыками.Дошкольное детство делится на младший дошкольный возраст (3–4 лет),средний (4-5) и старший дошкольный возраст (5-6 лет).

Три фазы развития личности внутри этого периода предполагают: 1)адаптацию — усвоение норм и способов одобряемого родителями и воспитателями поведения 2)индивидуализацию — стремление ребенка найти в себе нечто, выделяющее его среди других; 3)интеграцию —стремления дошкольника обозначить своими действиями собственную неповторимость.

7. Особенности развития детей младшего школьного возраста
Ведущей деятельностью становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими.

В биологическом отношении: у них по сравнению с преды­дущим возрастом замедляется рост и заметно увеличивается вес; скелет подвергается окостенению, но этот процесс еще не завершается. Идет интенсивное развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти появляется способность вы­полнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма. Значительно возрастает сила мышц.

В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система. Быстро развивается психика ребенка, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школь­ники в высокой степени возбудимы.

Восприятие младших школьников отличается неустойчи­востью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Мышление у детей начальной школы развивается от эмо­ционально-образного к абстрактно-логическому. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще».Задача школы первой ступени — развить интеллект до уровня понимания причинно-следственных связей.

Память:запоминается материал интересный, конкрет­ный, яркий. Становление личности маленького школьника происходит под влиянием новых отношений со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), новых видов деятельности (учения) и общения, включения в целую систему коллективов (общешкольного, классного). У него формируются навыки общественного поведе­ния (коллективизм, ответственность за поступки, товарищест­во, взаимопомощь и др.). Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склон­ность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для формирова­ния высокоморальной личности. Основы нравственного пове­дения закладываются именно в начальной школе, ее роль в процессе социализации личности огромна.

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад красненского района белгородской области

8. Особенности развития личности подросткового возраста
Средний школьный возраст (от 10—11 до 15 лет) — переход­ный от детства к юности (V—IX классы) и характеризуется общим подъ­емом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего орга­низма.
В этом возрасте происходит бурный рост и развитие всего организма. Наблюдается усиленный рост тела в длину.Характерная особенность подросткового возраста — поло­вое созревание организма. У девочек оно начинается с один­надцати лет, у мальчиков — несколько позже, с двенадцати-тринадцати лет

В подростковом возрасте продолжается развитие нервной системы. Восприятие подростка более целенаправленно и организованно, чем восприятие младшего школьника. Иногда оно отличается тонкостью и глубиной, а иногда, как заметили психологи, поражает своей поверхностностью.

Характерная черта внимания -его специфическая избирательность: интересные уроки или интересные дела очень увлекают подростков.

В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Мышление приобретает новую черту — критичность. Подросток не опирается слепо на ав­торитет учителя или учебника, он стремится иметь свое мне­ние, склонен к спорам и возражениям.

Особое значение в нравственном и социальном поведений подростков играют чувства. Они становятся преднамеренными и сильными (у младших школьников импульсивные). Свои чувства подростки проявляют очень бурно, иногда аффективно. Особенно сильно проявляется гнев. К концу подросткового периода перед школьниками реаль­но встает проблема выбора профессии. Большинство подрост­ков правильно понимают смысл честного и добросовестного труда, ответственно подходят к будущему. Но исследования последних лет подтверждают, что инфантилизм, безразличие, социальная незрелость прогрессируют. Все больше подростков, не желающих связывать свою будущую жизнь не только с тру­дом в сфере материального производства, но и с трудом вообще. Идеал честного труженика перестал быть привлекательным.

9. Юношество.
Юношеский возраст — это период выработки мировоззре­ния, убеждений, характера и жизненного самоопределения. Юность — время самоутверждения, бурного роста самосозна­ния, активного осмысления будущего. У старшеклассников обычно ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам. Восприятие характери­зуется целенаправленностью, внимание — произвольностью и устойчивостью, память — логическим характером. Мышление старшеклассников отличается более высоким уровнем обобще­ния и абстрагирования, постепенно приобретает теоретическую и критическую направленность.

Юность — это период расцвета всей умственной деятельно­сти. Старшеклассники стремятся проникнуть в сущность явле­ний природы и общественной жизни, стремление к самостоятельной точке зрения.

Если в подростковом возрасте мальчишки больше всего це­нят физическую силу, то старшеклассники уважают интеллек­туальные качества. Больше других ценятся живость ума. Нравственные и социальные качества старшеклассников формируются ускоренными темпами. Более отчет­ливыми становятся моральные понятия, оценки, крепнут эти­ческие убеждения. Чувство взрослости становится глубже и ос­трее. Появляется стремление выразить свою индивидуальность.

У старшеклассников важное значение имеет статус личности в коллективе, характер общения и отношений между членами коллектива. Коллектив шлифует и корректирует качества лич­ности, формирует те черты, которые культивируются в данном коллективе. В одинаковой мере коллектив способствует появ­лению как негативных, так и позитивных качеств. В последнее время возросла роль неформальных молодежных организаций, программы которых привлекают многих старшеклассников.

Жизненные планы, ценностные ориентации старших школь­ников, стоящих на пороге выбора профессии, отличаются рез­кой дифференциацией по интересам и намерениям, но совпа­дают в главном — каждый хочет занять достойное место в жиз­ни, получить интересную работу, хорошо зарабатывать, иметь счастливую семью. В последние годы произошла переоценка «престижности» профессий, а переход к новым экономическим условиям хозяйствования в стране еще больше повысил остро­ту всегда волновавшего молодежь вопроса. Хорошей профес­сией называют ту, где можно реализовать свои способности и хорошо заработать.

10. Сущность процесса воспитания, содержание и его особенности на каждом возрастном этапе

Воспитание представляет собой явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим и культурным уровнем общества и государства, а также с их этно-социальными традициями и социально-психологическими особенностями проживающих в них людей. Это позволяет говорить о нем, как о конкретно-историческом педагогическом явлении.

Периодизация – разделение жизненного цикла на отдельные возрастные этапы.

Л. С. Выготский различал три группы периодизации: по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам развития.

Для первой группы – периодизация на основе внешнего критерия. Периодизация,созданная по биогенетическому принципу (онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез, поэтому процесс индивидуального развития соответствует основным периодам биологической эволюции и исторического развития человечества).

Во второй группе – используется не внешний, а внутренний критерий – какая-либо одна сторона развития. Периодизации, основанные на одном признаке, субъективны: авторами произвольно выбирается одна из многих сторон развития. Кроме того, в них не учитывается изменение роли выбранного признака в общем развитии на протяжении жизни, а значение любого признака меняется при переходе от возраста к возрасту.

В третьей группе периодизаций предпринята попытка выделить периоды развития на основе существенных особенностей этого развития.. В них используются три критерия: социальная ситуация развития, ведущая Деятельность и центральное возрастное новообразование.Возрастная периодизация Л. С. Выготского имеет следующий вид: кризис новорожденности – младенческий возраст (2 месяца-1 год) – кризис 1 года – раннее детство (1-3 года) – кризис 3 лет – дошкольный возраст (3-7 лет) – кризис 7 лет – школьный возраст (8-12 лет) – кризис 13 лет – пубертатный возраст (14-17 лет) – кризис 17 лет.

Каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития; ведущей деятельности, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера Личности; возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития. Границами возрастов служат кризисы – переломные моменты в развитии ребенка. Периодизация Д. Б. Эльконина – наиболее распространенная в отечественной психологии

Date: 2016-06-07; view: 537; Нарушение авторских прав

Источник