Конкретные показатели познавательного развития ребенка

Конкретные показатели познавательного развития ребенка thumbnail

Критерии оценки уровня познавательного развития

Каждый ребенок обследуется по следующим параметрам:

  1. Ознакомление с окружающим миром.

  2. Речевое развитие.

  3. Элементарные математические представления.

  4. Конструктивная деятельность.

  5. Развитие восприятия.

  6. Развитие внимания.

  7. Развитие памяти.

  8. Развитие мышления.

  9. Развитие мелкой моторики.

5 баллов

Высокий уровень

Представления об окружающем мире достаточно развернуты. Сенсорные эталоны сформированы. Элементарные математические представления соответствуют возрасту. Речь правильная отчетливая. Внимание устойчивое, память хорошая, обобщающие понятия имеются, выделяет лишнее. Уверенно владеет карандашом и ножницами. Задания выполняет самостоятельно.

4 балла

Уровень выше среднего

Представления об окружающем мире достаточно прочные, но ограниченные непосредственным окружением, сенсорные эталоны и элементарные математические представления в основном сформированы. Имеются нарушения в звукопроизношении (ФФН). Память хорошая, внимание устойчивое. Обобщающие понятия имеются, выделяет лишнее. Карандашом и ножницами владеет с напряжением. Все задания в основном выполняет правильно, ошибки исправляет самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса.

3 балла

Средний уровень

Представления об окружающем мире есть, путается в понятиях, сходных по родовому свойству. Сенсорные эталоны сформированы частично. Элементарные математические представления в стадии формирования. Зрительная память развита лучше, чем слуховая. Обобщает, выделяет лишнее, может дать объяснение по наводящим вопросам. Наблюдается системное нарушение речи (ОНР III уровень). Навыки работы карандашом и манипуляции недостаточно развиты. Задания выполняет с ошибками, которые исправляет с помощью взрослого, темп выполнения замедлен.

2 балла

Уровень ниже среднего

Нет прочных знаний об окружающем мире. Сенсорные эталоны сформированы частично. Элементарные математические представления не сформированы. Плохая зрительная и слуховая память, затрудняется в обобщении и классификации. Четвертый лишний не выделяет. Системное нарушение речи (ОНР II уровень). Навыки работы карандашом и манипуляции с предметами не сформированы. При выполнении задания требуется значительная помощь со стороны взросло, часть заданий недоступна, даже после использования приема «разбор образца».

1 балл

Низкий уровень

Представления об окружающем мире не сформированы, плохая зрительная и слуховая память, обобщения отсутствуют. Системное нарушение речи (ОНР I уровень). Мелкая моторика не сформирована. Организующая, стимулирующая помощь малоэффективна.

Критерии оценки эмоционально-волевой сферы

Исследуются следующие личностные и психологические особенности ребенка:

  1. Сотрудничество со взрослыми (общительность, контактность).

  2. Характер познавательной деятельности:

– интерес к занятию;

– целенаправленность;

– наличие самоконтроля;

– критичность в оценке своей деятельности;

– эмоциональная устойчивость поведения.

  1. Игра, взаимоотношения со сверстниками.

5 баллов

Высокий уровень

Ребенок общительный, активный. Охотно играет со сверстниками, выполняет правила игры. Проявляет познавательный интерес к различным видам деятельности, проверяет результат, сам придумывает трудности в работе. Эмоционально стабилен.

4 балла

Уровень выше среднего

Ребенок общительный, играет со сверстниками, но не всегда подчиняется правилам игры. Проявляет познавательный интерес к большинству видов деятельности, проверяет результат. Однако в процессе деятельности иногда отвлекается. При возникновении трудностей нуждается в поддержке. Преобладает эмоциональная стабильность.

3 балла

Средний уровень

В контакт вступает с трудом, требуется значительная активизация, побуждение. Игровой процесс примитивен, в играх выполняет второстепенные роли или просто мешает другим. Познавательная деятельность хаотична, непродуманна, результат не проверяется, прерывает деятельность из-за возникающих трудностей, обучающая помощь малоэффективна. Наблюдается неустойчивость эмоциональных реакций.

2 балла

Уровень ниже среднего

Общение избирательное, играет со сверстниками, но иногда требуется дополнительная стимуляция для вовлечения в игру. Познавательный интерес снижен. Цель деятельности удерживает с трудом, при выполнении задания недостаточно активен и самостоятелен, требуется внешняя стимуляция и постоянный контроль. Импульсивен.

1 балл

Низкий уровень

Отказывается от общения с детьми и взрослыми. В играх детей участие не принимает, является пассивным наблюдателем. Познавательный интерес к чему-либо не проявляет, даже простые целенаправленные действия ребенку не доступны. Эмоционально пассивен, инертен.

Источник

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Конкретные показатели познавательного развития ребенка

Подготовила консультацию

воспитатель

первой квалификационной категории

МОУ Леснополянской НШ

им.К.Д. Ушинского ЯМР

Воронова Елена Николаевна

                                                                  Январь, 2021 г.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет пять образовательных областей, одна из которых – познавательное развитие         

В ФГОС используются три термина: «познавательное развитие», «познавательные интересы» и «познавательные действия». Что обозначают эти термины, и в чем разница между ними?

Познавательные интересы – это стремление ребёнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.

Познавательные действия – это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.

Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребѐнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.

Такое понимание познавательного развития дошкольников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой. К стадиям познавательного развития относят любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.

СТАДИИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ:

  1. Любопытство. Характерно избирательное отношение к любому предмету, обусловленное чисто внешними, часто внезапно открывающимися ребенку сторонами и обстоятельствами. На этой стадии дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета; занимательность как фактор обнаружения познавательного интереса служит обычно его первотолчком. В качестве примера проявления любопытства у дошкольника можно привести тот факт, что в 2-3 года ребенок сосредоточивается на яркости объекта, не уделяя при этом особого внимания его сущности.
  1. Любознательность. Представляет собой ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребенка проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого. На этой стадии интереса, как правило, проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворенности деятельностью. Сущность любознательности заключается в образовании и расшифровке разного рода загадок.
  1. Познавательный интерес. Характеризуется повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению дошкольника в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности. Проявлением познавательного интереса следует считать стремление ребенка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, например, в ходе экспериментирования, исследования окружающего мира.
  2. Познавательная активность. Основой служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача.
Читайте также:  Что купить для развития ребенка 3 лет

Следует отметить, что в развитии познавательных интересов дошкольников существуют две основные линии:

1. Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями и сведениями об окружающем, которое и вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед ребенком открывающихся сторон окружающей действительности, тем шире его возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов.

2. Данную линию развития познавательных интересов составляет постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.

При этом каждому возрастному этапу присуща своя интенсивность, степень выраженности, содержательная направленность познания.

3-4 года.

К этому возрасту, дети накапливают довольно много представлений и знаний об окружающей действительности. Однако эти представления практически не связаны между собой. Ребёнок только пытается установить взаимосвязи между представлениями. В этот период закладываются основы эстетического восприятия мира. Активно формируются способы чувственного познания, совершенствуются ощущения и восприятия.

Объектом познания становятся не только предметы, их действия, но и признаки предметов (цвет, форма, величина, физические качества). Эти знания помогают детям сравнивать объекты и явления по одному признаку или свойству и устанавливать отношения сходства – тождества и различия, осуществлять классификацию, сериацию.

4-5 лет.

В 4 года познавательное развитие ребёнка переходит на другую ступень – более высокую и качественно отличную от предыдущей. Средством познания становится речь. Развивается умение принимать и правильно понимать информацию, переданную посредством слова. Познавательная деятельность приобретает новую форму; ребёнок активно реагирует на образную и вербальную информацию и может ее продуктивно усваивать, анализировать, запомнить и оперировать ею. Словарь детей обогащается словами-понятиями. В этом возрасте выделяются основные направления познавательного развития:

– знакомство с предметами и явлениями, находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей;

– установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребёнка целостной системы представлений;

– удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей (именно с этого возраста целесообразно организовывать кружковую работу, занятия по интересам);

– формирование положительного отношения к окружающему миру.

Цели познавательного развития определены ФГОС ДО и примерно одинаковы  для всех дошкольников, однако практические задачи сильно различаются в зависимости от возраста и группы воспитанников дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ).

Во второй младшей группе   особенно важно поддержать (а в некоторых случаях заложить) в ребенке такие качества, как любознательность, интерес к исследованию. Окружающий мир постепенно открывается малышу через предметы, которые для него имеют субъективное значение, т.е. привлекают его внимание, эмоционально окрашены.

Для воспитанника 3-4 лет задачи познавательного развития будут следующими:

  • создать условия, способствующие развитию познавательной сферы ребенка;
  • поощрять у детей любопытство и заинтересованность ко всему наблюдаемому в их окружении;
  • развивать умение называть вещи и типичные действия с предметами;
  • учить замечать целесообразность и целенаправленность действий, видеть простейшие причины и следствия собственных действий;
  • развивать осознание времени и пространства, цвета и формы предметов через сенсорное и зрительное взаимодействие с ними;
  • развивать умение воспринимать звучание родной речи, музыкальных инструментов, звуки природы;
  • формировать бережное, созидательное отношение к предметам окружающего мира.

В средней группе (4-5 лет) дети продолжают расширять свои представления о мире, обогащать словарный запас.

Целью воспитателя является создание условий для самостоятельного исследования детьми. Для этого возраста основные задачи таковы:

  • обогащать знания дошкольников новыми понятиями и систематизировать полученную информацию;
  • формировать умение находить причинно-следственные связи в процессе экспериментирования с предметами окружающего мира;
  • формировать и расширять представления о себе, своей семье, гендерной принадлежности;
  • поддерживать свободный разговор ребенка с взрослыми, сверстниками по поводу результатов собственных наблюдений, впечатлений;
  • способствовать активному освоению несложных способов ухода за растениями и животными, живущими рядом с детьми.

Задачи познавательного развития можно включать в любую деятельность в ДОУ, однако основным видом познавательной деятельности для дошкольников является игра. Чем старше становится ребенок, тем сложнее и многообразнее могут быть игры.

ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

 с 3 до 4 лет

  • специальные наборы и математические игры на сравнение форм и размеров, простой счет
  • занятия, направленные на обогащение словарного запаса ребенка (чтение детских книг, беседы)
  • рисование, лепка, создание поделок
  • игры, направленные на развитие воображения и творческого мышления
  • конструкторы

с 4 до 5 лет  

В этом возрасте эффективное развитие познавательных способностей  у дошкольников будет происходить, если занятия для него будут подбираться с  учетом его личных интересов.

  • игры на выявление соотношения предметов друг с другом (например, найти в мозаике недостающий элемент)
  • игры на сравнение форм предметов (сравнить куб и мяч, найти    сходства и различия)
  • игры на сравнение величин и длин предметов
  • игры с картинками на сравнение (найди одинаковые предметы, найди различия)
  • игры на пространственное мышление (определить кто на картинке позади, кто впереди, кто справа и слева)
  • игры на соединение точек в картинку, поиск выхода из лабиринта
  • игры на формирование умения согласовывать существительное и прилагательное
  • игры на изучение цветов
Читайте также:  Нормальное психическое развитие ребенка в 3 года

ПРИМЕРЫ НАСТОЛЬНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР:

Дидактическая игра “Нарядим солнышко”

(Для детей 3 – 4 лет)

Конкретные показатели познавательного развития ребенка

Дидактическая задача: закреплять у детей представления о цветах и их оттенках, умение классифицировать предметы по цвету, учить сравнивать предметы по цвету путем прикладывания их друг к другу.

Игровые действия: взрослый или дети выкладывают в центре стола изображение солнца с «открытыми глазами». Детям предлагается «нарядить солнышко», т.е. путём прикладывания к основному солнышку ребёнок располагает лучики по кругу. Далее ребёнку необходимо найти соответствующий по цвету бантик и путём наложения нарядить лучик.

Правило игры: подобрать к каждому лучику у солнышка

бантик соответствующего цвета.

Дидактическая игра «Спрячь мышку»

(Для детей 3 – 4 лет)

Конкретные показатели познавательного развития ребенка

Дидактическая задача: развивать умение сравнивать по форме, цвету и размеру прорези и вкладышей.

Игровая задача: подбери крышку к окошку домика мышки.

Игровые действия: педагог показывает детям, в каких домиках поселились мышки. – Мышки сейчас глядят в окошки. Окошки у всех разные: круглые, овальные, квадратные, треугольные. Эти окошки мышки закрывают только ночью, когда ложатся спать или когда увидят поблизости кошку. Наступила ночь, и мышкам нужно закрыть окошки. Закройте так, чтобы форма окошка совпала с формой крышечки, чтоб они были плотно закрыты. Наступило утро, открывайте окошки. Но, вот, идет кошка. Спрячьте быстро мышек, чтобы кошка их не съела. Кошка ушла, потому что не нашла ни одной мышки.

Правило игры: подобрать крышки к окошкам домиков мышек

по форме и по цвету.

Дидактическая игра «Соберем бусы»

 (игра для детей 3-4 года)

Конкретные показатели познавательного развития ребенка

Дидактическая задача: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.

Игровая задача: разложить бусы по образцу.

Правила игры: На полу лежит длинная лента, на ней слева направо в определенном чередовании разложены фигуры: красный треугольник, зеленый круг, красный треугольник и т.д. Разложить бусы по образцу.

Дидактическая игра   «Почини одежду зайчатам» 

 (игра для детей 3-4 года)

Конкретные показатели познавательного развития ребенка

Дидактическая задача:   развивать умение выделять цвет и форму как особые свойства предметов. Закреплять умение классифицировать однородные предметы по цвету и форме.

Игровая задача:  Подобрать заплатки к дыркам на одежде зайчат..

Правила игры:  подобрать заплатки такого же цвета и формы, что и дырки на одежде зайчат.

Игровые действия: воспитатель рассказывает детям о беде, которая приключилась с зайчихой: купила она своим зайчатам подарки – платья, шорты, рубашки, юбочки. А пока шла по лесу, задела за куст – они и порвались.  (Показывает одежду из картона). Воспитатель предлагает ребятам помочь зайчихе: подобрать заплатки и залатать дырки. Уточняет, на какие геометрические фигуры похожи дырки на юбочках и шортах.

Источник

Возрастные показатели познавательного развития ребенка дошкольного возраста

2-3 года

Отбирает и группирует предметы по их свойствам (цвет, величина)

Выполняет сенсорно-ориентировочные действия практическим способом

Выполняет сенсорно-ориентировочные действия зрительным способом

Переносит способы действия в новую ситуацию

Имеет представление о предметах обихода (мебель, посуда, одежда), особенностях их применения

Имеет представление об зависимости роста растений от воды, тепла

Имеет представление о строении тела кошки, собаки, способах их передвижения, поведения

Конструирует по замыслу постройки, умеет подбирать для нее необходимые детали

Строит по образцу взрослого, обыгрывает постройки

3-4 года

Имеет представление о предметах обихода (мебель, посуда, одежда, обувь), знает их названия, из каких материалов они сделаны

Имеет представление о видах транспорта (машина легковая и грузовая, автобус и т. п.).

Отмечает простейшие закономерности и зависимости: если идет дождь – нужно надеть непромокаемую одежду или взять

зонт, если темно – нужно зажечь свет, если одежда порвалась – ее нужно зашить и т. д.

Проявляет интерес к живой и неживой природе

Играет в подвижные и дидактические игры, отражающие представление о природе(изображает животных, падающие листья)

Имеет представление о значении природы в жизни человека (вода нужна, чтобы умываться, пить; на огороде растут овощи, ягоды; в тени деревьев можно спрятаться от летнего зноя, растения нужно

поливать и т. п.).

Владеет элементарными навыками наблюдения за животными растениями (так, чтобы не помешать и не причинить им вред)

Выражает в речи признаки сходства и различия предметов по цвету, форме, размеру

Устанавливает равночисленность групп предметов путем составления пар; выражает словами, каких предметов больше

(меньше), каких поровну.

Находит общий признак группы, состоящей из 3-4 предметов, и находит «лишний» предмет.

Имеет представление о понятиях «один» и «много», находит в окружающей обстановке много предметов и один предмет.

Уравнивает количество предметов в группах двумя способами: убирая из группы, где их больше, либо прибавляя к группе, где их меньше

Имеет первичные представления об образовании числа, соотношении предыдущего и последующего числа

Считает в пределах 3 в прямом порядке, при пересчете

согласовывает в роде и падеже существительное с числительным

Имеет представление о пространственных отношениях «большой – маленький», «длинный – короткий», «высокий –низкий», «широкий – узкий», узнает и называет размеры предмета относительно других (самый большой, поменьше, самый маленький)

Сравнивает два предмета непосредственно по длине, высоте, пользуясь приемами наложения и приложения

Знает круг, треугольник, шар. Находит сходные формы в окружающих предметах

Различает правую и левую руку

Ориентируется в расположении частей своего тела; различает пространственные направления от себя: вверху-внизу, впереди-сзади, справа-слева

В простейших случаях устанавливает последовательность событий, различает части суток: утро – день – вечер –ночь.

Конструирует постройки (мост, дорога) из одинаковых и разных деталей

Обыгрывает постройки

Читайте также:  Прививки и развитие речь ребенка

4-5 лет

Выделяет признаки сходства и различия предметов, объединяет предметы в группу по общему признаку; выделяет

части группы; находит «лишние» элементы; выражает в речи признаки сходства и различия предметов по цвету, размеру, форме

Сравнивает группы предметов на основе составления пар, выражает словами, каких предметов поровну, каких больше

(меньше)

Считает в пределах 8 в прямом порядке

При пересчете согласовывает существительное с числительным в роде и падеже и относит последнее числительное ко всей пересчитанной группе.

Сравнивает рядом стоящие числа в пределах 8, опираясь на наглядность.

Отсчитывает предметы из большего количества по

названному числу

Имеет первичные представления о числовом ряде и порядковом

счете

Сравнивает предметы по длине, ширине, высоте, толщине непосредственно (с помощью наложения и приложения),

раскладывает до 5 предметов в возрастающем порядке и выражает в речи соотношение между ними

Использует термины: «толще-тоньше», «одинаковые по толщине», «шире-уже», «выше-ниже» и т. д.

Знает геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал.

Знает объемные формы: шар, куб, цилиндр, конус, призма, пирамида.

Находит в окружающей обстановке предметы данной формы

Умеет устанавливать пространственные отношения: впереди – сзади – между, внутри-снаружи, справа – слева, вверху – внизу

Умеет устанавливать временные отношения: раньше– позже, сначала-потом

Умеет двигаться в указанном направлении, определять положение того или иного предмета в комнате по отношению к себе

Имеет первичные представления о плане-карте, ориентируется по элементарному плану

Имеет представления детей о частях суток, умеет устанавливать их последовательность

5-6 лет

Выделяет группы предметов или фигур, обладающих общим свойством и выражает в речи признаки сходства-различия предметов/групп предметов

Устанавливает взаимосвязь между частью и целым

Умеет обозначать свойства фигур с помощью знаков (символов)

Определяет равные и неравные группы предметов, записывает отношения между ними с помощью знаков = , ≠

Считает до 10 в прямом и обратном порядке

Соотносит запись чисел 1-10 с количеством предметов

Правильно пользуется количественным и порядковым числительными

Знает число ноль, соотносит цифру 0 с отсутствием предметов

Сравнивает на наглядной основе группы предметов по количеству, пользуется знаками <, >

Отвечает на вопросы: «На сколько больше (меньше)?»

Умеет использовать знаки + и – для записи сложения и вычитания

Складывает и вычитает числа в пределах 10 с опорой на наглядность

Составляет простейшие задачи в одно действие по картинкам в пределах 10

Измеряет длину, высоту предметов с помощью условной мерки

Измеряет объем сосудов с помощью условной мерки

Знает геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал и называет их

Знает объемные формы: шар, куб, цилиндр, конус, призма, пирамида, называет их и находит сходные формы в окружающей обстановке

Умеет устанавливать пространственные отношения: впереди – сзади – между, внутри-снаружи, справа – слева, вверху – внизу

Умеет устанавливать временные отношения: раньше– позже, сначала-потом

Умеет ориентироваться на листе бумаги: вверху-внизу, справа-слева, в верхнем правом (нижнем левом) углу, посередине, внутри-снаружи. Выражает в речи местонахождения предметов

Определяет положение предмета по отношению к другому предмету

Умеет двигаться в заданном направлении

Называет части суток: утро, вечер, день, ночь и последовательность дней в неделе

6-7 лет

Выделяет и выражает в речи признаки сходства и различия предметов и их групп

Объединяет группы предметов, разбивает их на части по заданному признаку

Устанавливает взаимосвязь между частью и целым

Считает до 10 в прямом и обратном порядке

Умеет строить графические модели чисел до 10, называет предыдущее и последующее число, сравнивает рядом стоящие числа

Сравнивает на наглядной основе числа, записывает результат сравнения с помощью знаков =,≠ >,<

Имеет представление о составе чисел первого десятка

Решает на наглядной основе задачи в одно действие на сложение и вычитание в пределах 10

Измеряет длину с помощью мерки

Измеряет ширину с помощью мерки

Измеряет высоту с помощью мерки

Измеряет объем (вместимость) с помощью мерки

Имеет представления о способах измерения массы и ее сравнения

Знаком с общепринятыми единицами измерения величин: сантиметр, литр, килограмм

Знает геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал и называет их

Знает объемные формы: шар, куб, цилиндр, конус, призма, пирамида, называет их и находит сходные формы в окружающей обстановке

Имеет первичные представления о многоугольнике, параллелепипеде (коробке) и их элементах и находит предметы данной формы в окружающей обстановке

Умеет устанавливать пространственные отношения: впереди – сзади – между, внутри-снаружи, справа – слева, вверху – внизу

Ориентируется на листе бумаги в клетку

Ориентируется в пространстве, в том числе, с помощью плана

Устанавливает последовательность событий, определяет и называет части суток, последовательность дней в неделе и месяце в году

Пользуется часами (в элементарных случаях) для определения времени

Источник