Конкретное содержание индивидуальной программы развития ребенка

Конкретное содержание индивидуальной программы развития ребенка thumbnail

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Информационная карта программы
  2. Краткая аннотация программы
  3. Описание программы, ее обоснование
    1. Актуальность
    2. Цели и задачи программы
    3. Критерии и показатели эффективности
      программы
    4. Диагностический этап. Методы и
      методики исследования
    5. Прогностический этап.
  4. Этапы внедрения. Содержание и формы
    работы объектов и субъектов
    воспитательной деятельности.

    1. Индивидуальная работа:
      1. развитие интеллектуально-познавательной
        сферы подростка;
      2. развитие эмоционально-волевой
        сферы подростка;
    2. Социальная деятельность.
    3. Работа с семьёй.
  5. Оценка достижения намеченных
    результатов.
  6. Список литературы
  7. Приложения

1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ.

1.

Полное название программы

 Программа индивидуального
развития ребенка «Путь к успеху»

2.

Специализация проекта

 «Формирование и развитие
гармоничной личности в ученическом
коллективе»

3.

Цель программы

Создание условий для развития
ребёнка с учётом его индивидуальных
особенностей и, опираясь на сильные
стороны личности, развивать слабые.

4.

Авторы программы (Ф.И.О., род занятий,
звание, адрес, телефон, факс,
электронная почта)

  • Мочалова Е.А.- учитель математики,
    информатики и вычислительной
    техники, классный руководитель 8 Б
    класса МОУ СОШ №12 – победитель
    городского конкурса «Самый классный
    классный» 2008г.
  • Ларина Лариса Дмитриевна – психолог

6.

Сроки реализации программы

 2005/6 – 2009/10 учебный год

7.

География проекта

 Учащиеся 5 – 9 класса средних
общеобразовательных школ

9.

Кадры

 Классный руководитель, психолог,
социальный педагог, родители.

 2. КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОГРАММЫ.

Социальное воспитание детей – один из
важных факторов стабилизации общества. Оно
должно обеспечить достижение двух целей:
социализации подрастающего поколения и
саморазвития человека как субъекта
деятельности и как личности. Воспитание –
целенаправленный процесс формирования
личности – обеспечивает вхождение
подрастающего поколения в жизнь общества,
становление активного субъекта.

Коллектив МОУ СОШ №12 г.Чебоксары
пятый год работает над проблемой «Личностно-ориентированный
подход в обучении и воспитании». В учебном
заведении постоянно проводятся
разнообразные эксперименты в области
воспитания, исследования социально-педагогических
механизмов воздействия внеучебной работы
на личность школьника и формирование
социальных качеств, таких как социальная
активность, мобильность коммуникативность,
целеустремлённость.

Развитие системы образования
выдвинуло на первый план задачи укрепления
позиций личностно-ориентированной
педагогики, предполагающей создание
благоприятных условий для саморазвития и
самореализации каждого ребёнка.

Школу можно представить в виде дерева,
которое растёт на общественной почве и даёт
ему свои плоды. Каждый школьный класс –
отдельная ветвь на стволе этого дерева. И
каждый листик – это отдельный ученик со
своими мыслями, чувствами и поступками.

Составители программы работают с классом
с 2001 года. Сейчас в коллективе 24 ученика. 13
мальчиков и 11 девочек. В классе 3 отличника,
11 ударников. Класс имеет самый высокий
показатель успеваемостипо школе.

В классе ведется работа по проблеме
  «Формирование и развитие гармоничной
личности в ученическом коллективе».

Классный руководитель совместно с
психологом стремится построить такую
воспитательную систему, в которой классный
коллектив способствовал бы оптимальному
развитию интеллектуальных и творческих
способностей каждого ребёнка, раскрытию
его потенциальных возможностей. Поэтому
основной воспитательной задачей мы считаем
реализацию личностно-ориентированного
подхода к обучению и воспитанию, а,
следовательно, создание такой атмосферы в
классе, чтобы каждый ребёнок мог
почувствовать себя успешным, и стремился к
личностному росту. А для этого необходимо
мотивировать школьника на саморазвитие,
самовоспитание и самосовершенствование,
так как сегодня востребована творческая
личность с активной жизненной позицией.
Представленная программа носит
универсальный характер и может быть
использована классным руководителем с
учетом особенностей отдельного ученика.

Результаты эксперимента и связанного с
ним исследования могут быть значимыми на
школьном образовательном уровне, так как
это должно способствовать апробации новых
способов обеспечения развития личности
обучающегося и его способностей к
саморазвитию, самоопределению и
самообразованию.

3. ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ, ЕЕ ОБОСНОВАНИЕ.

3.1. АКТУАЛЬНОСТЬ.

Актуальным является целенаправленное
накопление опыта педагогической поддержки
в образовательных системах
гуманистического типа, который может быть
использован при разработке воспитательной
системы классного коллектива и личности
отдельного ученика в социальном окружении.

3.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы: Создание условий
для развития ребёнка с учётом его
индивидуальных особенностей и, опираясь на
сильные стороны личности, развивать слабые.

Читайте также:  Развитие зрения у ребенка первого года жизни

Задачи программы:

  • формирование социальной активности,
    мобильности личности,
  • формирование коммуникативных и
    лидерских качеств;
  • Формирование целеустремлённости и
    целеполагания;

В процессе работы мы руководствовались
следующими
«Заповедями воспитания»:

  • не воспитывай в плохом настроении;
  • определи, чего хочешь от ребёнка, узнай,
    что он думает по этому поводу;
  • предоставь возможную самостоятельность;
  • не подсказывай готового решения, а
    показывай возможные пути к нему;
  • не пропусти первый успех ребёнка;
  • делай своевременные замечания;
  • оценивай поступок, а не личность.

А ГЛАВНАЯ ЗАПОВЕДЬ – НЕ НАВРЕДИ.

Педагогические задачи программы :

  • организация разнообразной, творческой,
    личностно и общественно значимой
    деятельности ученика в классе;
  • создание условий для сохранения и
    укрепления здоровья ученика;
  • создание благоприятного нравсвенно-психологического
    климата в коллективе, обеспечение
    условий защищённости каждого его члена;
  • создание условий для самоутверждения
    каждого воспитанника в формах
    общественно приемлемого поведения,
    обретение каждым необходимого для него
    уважения, социального статуса в среде
    сверстников;
  • психолого-педагогическое просвещение
    воспитанников, обучение их способам
    делать правильный выбор;
  • воспитание чувств, привитие
    оптимистического мировосприятия.

3.3. КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ПРОГРАММЫ

Для оценки результативности
создаваемой воспитательной программы, нами
определены критерии и показатели ее
эффективности.

Первый критерии- самоактуализация
личности учащихся. Получаемая в
соответствии с данным критерием информация
позволяет оценить влияние воспитательной
деятельности на развитие личности ребенка,
на формирование его индивидуальности.

Второй критерий – удовлетворенность
учащегося, педагогов и родителей его
жизнедеятельностью в школе. Он может
рассматриваться в качестве мерила степени
комфортности и защищенности детей и
взрослых, благополучия жизни в школе.

Третий критерии – конкурентоспособность
учащегося. С помощью этого критерия можно
анализировать результаты учебно-воспитательных
достижений не только на основе изменений,
происходящих с конкретным учеником, но и в
сравнении с другими учащимися класса.

3.4. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП.

Если педагогика хочет воспитывать
человека во всех отношениях, то она должна
прежде узнать его тоже во всех отношениях
К.Д. Ушинский.

В современных условиях, на наш взгляд,
необходимо дойти до каждого ученика. Чтобы
действовать с какими-либо шансами на успех,
надо знать тот материал, на который
предстоит воздействовать, и сделать это
воздействие целенаправленным. Поэтому на
основе анализа индивидуальных
особенностей личности составляется
программа индивидуального развития
ребёнка.

Подобные программы составляются на
каждого ученика в классе, а успехи и
достижения заносятся в портфолио ребенка.

В качестве примера мы приводим
программу индивидуального развития
ученика 7 Б класса.

В классе много способных учеников, но не
все стремятся проявить активность. К этой
группе относился и ученик, для которого
составлена эта программа развития.

В характеристике выпускника начальной
школы у данного ученика отмечаются
следующие особенности : общительный,
пользуется авторитетом среди
одноклассников, имеет чётко выраженное
собственное мнение. Было отмечено, что
недостаточно развита учебная мотивация,
организованность, волевые качества. Ученик
проявляет интерес к предметам естесвенно-математического
цикла, но недостаточно уделяет внимания,
таким как физическая культура, музыка, труд.

Данные характеристики подтвердились
результатами психолого-педагогических
исследований.
В результате на первый
план выходят следующие задачи в
формировании личности данного ученика.

ЛИЧНОСТНЫЕ ЗАДАЧИ:


    Формирование навыков научной
    организации труда,

  • Развитие самостоятельности и творчества
    при изучении всех предметов,
  • Привитие интереса к спорту,
  • Воспитание волевых и лидерских качеств

Из-за большого размера статья была
опубликована не полностью. Полную статью
можно получить по ссылке.
(Прим. ред.)

Источник

Структура индивидуальной образовательной программы представляет собой единую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных разделов, каждый из которых имеет свою смысловую нагрузку. Данные разделы в совокупности позволяют обеспечить психолого-педагогическую работу с обучающимся ребенком с ограниченными возможностями здоровья по различным направлениям. Содержание разделов индивидуальной программы группируется вокруг главных образовательных объектов, концентрирующих в себе основной материал.

Индивидуальные образовательные программы для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможнос тями здоровья могут иметь различные вид и форму и относиться к отдельным разделам программы (учебным курсам, дисциплинам) или комплексному обучению и воспитанию ребенка и коррекции его психофизических недостатков. Приоритет следует отдать, как показывает опыт работы, индивидуальным программам комплексного обучения и воспитания ребенка.

Читайте также:  Нравственное развитие ребенка в старшем дошкольном возрасте

Структура индивидуальной образовательной программы будет различной в зависимости от возраста ребенка, для которого она разрабатывается, а также от целевой установки программы и решаемых задач. В литературе представлены различные подходы к структуре индивидуальной программы для детей с психофизическими нарушениями, которые могут служить ориентиром при подготовке индивидуальных программ для обучающихся (И. М. Бгажнокова, А. Д. Виль- шанская, М. В. Жигорева, А. В. Закрепила, В. В. Коркунов, И. С. Макарьев, Е. А. Стребелева, Е. А. Ямбург и др.).

При проектировании как структуры, гак и содержания индивидуальных программ для детей различных возрастных групп, следует учитывать особенности каждого возрастного периода и выделять соответствующие задачи и основные направления коррекционно-педагогической работы в рамках индивидуальной программы.

При проектировании структуры индивидуальной программы для ребенка раннего и дошкольного возраста и ее содержательном наполнении следусг опираться на формирование ведущего вида деятельности и достижение задач развития ребенка на каждом возрастном этапе. Структура и содержание индивидуальной программы для ребенка дошкольного возраста преимущественно строятся исходя из основных разделов программ дошкольного обучения и воспитания.

В индивидуальных образовательных программах для детей школьного возраста указывается содержание и объем знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению по разным учебным предметам. Это один из подходов к проектированию структуры индивидуальной программы. Наполнение знаниевого компонента индивидуальной образовательной программы не является обязательным. Более важной являегся реализация коррекционной ра- богы с обучающимся и изложение в индивидуальной программе тех приемов и методов коррекционной работы, которые будут реализованы применительно к процессу обучения и воспитания ребенка педагогом в процессе преподнесения к усвоению общего содержания материала на уроке.

Обязательными компонентами индивидуальной образовательной программы являются краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка, цель и задачи коррекционно-развивающей работы, содержание программы, а также требования к уровню подготовленности ребенка, которые позволяют оценить полноту реализации содержания индивидуальной образовательной программы на уровне динамики тех или иных составляющих психофизического развития ребенка.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащеюся, а также существующими стандартами содержания образования и отражает временную последовательность реализации образовательной деятельности человека на определенном этапе обучения, в конкретном возрастном периоде.

Индивидуальный образовательный маршрут разрабатывается специалистами образовательного учреждения, согласовывается с родителями ребенка (законными представителями) и утверждается руководителем учреждения. Порядок разработки и корректировки индивидуального образовательного маршрута в образовательном учреждении может быть закреплен локальным нормативным актом (Положением об индивидуальном образовательном маршруте), который позволяет упорядочить работу педагогов посредством четкого разъяснения в его содержании структуры индивидуального маршрута, порядка его разработки, реализации и корректировки.

Индивидуальный образовательный маршрут как документ может включать следующие компоненты: титульный лист, пояснительная записка, индивидуальный учебный план (в случае индивидуального обучения на дому), содержание образовательного маршрута, заключение и рекомендации. Рассмотрим более подробно наполнение представленных компонентов.

  • 1. Титульный лист включает полное наименование образовательного учреждения, адресность (фамилия, имя обучающегося, год обучения) и срок реализации маршрута, гриф угверждеиия руководителем учреждения, согласование с родителями.
  • 2. Пояснительная записка содержит краткую характеристику ребенка, составленную по результатам психолого-педагогической диагностики, включающей три взаимосвязанных направления:
    • – педагогическая диагностика осуществляется учителями-пред- метниками с целью определения уровня освоения ребенком основной образовательной программы (предметный уровень результатов);
    • – диагностика личностного развития учащихся (личностный и мстапрсдмстный уровень результатов) осуществляется педа- гогом-психологом, классным руководителем, воспитателями. В ходе диагностики предлагается рассматривать три группы взаимосвязанных качеств:
    • – коммуникативные (параметры: коммуникативность, умение общаться со взрослым, умение общаться со сверстниками);
    • – регулятивные (параметры: тревожность – спокойствие, импульсивность – рефлексивность, тенденция к проявлению самостоятельности и ответственности, мотивация учебной и трудовой деятельности, самооценка);
    • – познавательные (параметры: способы овладения учебными навыками, познавательный интерес, уровень освоения информации).
Читайте также:  Бизнес план школы раннего развития ребенка

На основе заключения, составленного по результатам педагогической диагностики и диагностики специалистов психолого- медико-педагогического консилиума (далее – ПМПк), в случае необходимости проводится корректировка содержания образования (знаниевый уровень); результаты диагностики специалистов ПМПк и диагностики личностного развития учащихся лежат в основе выбора средств, методов и форм работы.

На основе данных психолого-педагогической диагностики формулируется цель и задачи сопровождения ребенка на определенный временной промежуток (оптимальный временной отрезок, на который рассчитывается индивидуальный образовательный маршрут – один учебный год). Цель представляет собой конкретный, охаракгеризованный качественно образ ожидаемого результата образовательной и коррекционно-педагогической деятельности в рамках реализации индивидуального образовательного маршрута. Задачи индивидуального маршрута определяют направления работы с конкретным ребенком.

  • 3. Индивидуальный учебный план включается в индивидуальный образовательный маршрут для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование в форме индивидуального обучения на дому, дистанционного обучения.
  • 4. Содержание образовательного маршрута представлено тремя компонентами – образовательным, коррекционным и воспитательным. При проектировании индивидуального образовательного маршрута реализуется комплексный подход, который предполагает индивидуализацию содержания образования и корректировку приемов и методов работы с учетом индивидуальных возможностей и способностей детей в процессе усвоения общего содержания материала на уроке (занятии).

Индивидуали зация содержания образования, исходя из психофизических возможностей детей, может быть реализована при разработке образовательного, коррекционного и воспитательного компонента.

Образовательный компонент обязательно включается в индивидуальный маршрут, если в нем представлен индивидуальный учебный план (то есть для надомного, дистанционного обучения). В данном случае раскрывается содержание образования на определенном году обучения с включением КТП, критериев оценивания достижений по учебным областям и др. Содержательное наполнение данного компонента дублирует содержание рабочей программы по предмету.

В случае отсутствия индивидуальной образовательной программы варьирование внутри содержания программы может осуществляться путем усиления отдельных тем, разделов путем:

  • – перепланировки количества часов в структурных единицах программы;
  • – изменения последовательности изучения отдельных разделов программы, некоторых тем;
  • – увеличения объема интегрированных занятий.

Коррекционный компонент огражает раздел учи геля-дефек-

голога, учителя-логопеда, недагога-нсихолога, а также раздел педагога, который проводит индивидуальную коррекционно-развивающую работу. Содержание коррекционно-развивающих программ разрабатывается исходя из особенностей психофизического развития ребенка, сто потенциальных возможностей и способностей, с учетом сильных и слабых сторон и компенсаторных возможностей, выявленных специалистами в ходе диагностического обследования ребенка. Воспитательный компонент содержит раздел воспитателя, педагога дополнительного образования.

Еще раз подчеркнем, что индивидуальный маршрут отражает нс столько индивидуальное содержание образования (в большой степени оно представлено в коррекционном компоненте), сколько особые средства (приемы, методы, формы) овладения необходимым программным содержанием, обеспечивающим раскрытие потенциальных возможностей ребенка.

Выбор средств обучения и воспитания зависит от результатов диагностического обследования ребенка (в частности, диагностики, проводимой специалистами ПМПк и диагностики личностного развития учащихся). Так, например, познавательный интерес (характеристика познавательных качеств личности) может проявляться на нескольких качественно различных уровнях, в зависимости от которых будут варьироваться средства обучения: уровень чувственного познания предполагает вовлечение ребенка в предметно-практическую деятельность; уровень проявления любопытства предполагает использование игровых технологий; любознательности – экспериментальной деятельности, метода проектов; учащихся с высоким уровнем познавательного интереса целесообразно привлекать к исследовательской деятельности. Сопоставив подобным образом все личностные характеристики учащегося, специалисты подбирают наиболее оптимальные средства и формы обучения и воспитания.

5. Заключение и рекомендации. В данном разделе формулируется обоснование внесения корректив по результатам промежуточной диагностики и заключение о реализации индивидуального маршрута в целом при обсуждении в рамках итогового психолого-медико-педагогического консилиума в конце учебного года. Рекомендации формулируются с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья специалистами на следующем этапе его обучения.

Представленная технология проектирования индивидуального образовательного маршрута для детей с ограниченными возможностями здоровья может служить основой для реализации принципа индивидуализации коррекционно-воспитательного процесса.

Источник