Конфликты ребенок с отклонениями в развитии

Конфликты ребенок с отклонениями в развитии thumbnail

Особое место в изучении межличностных отношений занимают конфликты, так как они препятствуют формированию благоприятного психологического климата в коллективе, негативно влияют на взаимодействие людей в ходе различных видов деятельности. Конфликты характеризуются отсутствием сотрудничества, возникновением конфронтаций. При отсутствии согласия между сторонами в процессе взаимодействия возникает межличностный конфликт, сопровождающийся взаимными обвинениями и появлением негативных эмоций.

В междисциплинарном обзоре по исследованию конфликтов А. Я. Анцуповым и А. И. Шипиловым выделяются одиннадцать областей, где феномен конфликтности является предметом изучения: психология, социология, политология, история, философия, искусствоведение, педагогика, правоведение, социобиология, математика и военные науки. При этом конфликтное поведение можно обозначить как поведение субъекта, направленное на утверждение своих интересов и ограничение (недопущение реализации) интересов другой стороны, которое реализуется через активные действия против оппонирующей стороны [1].

Возникновение конфликта, безусловно, связано с  противоречиями, характеризующимися неудовлетворенностью каких-либо потребностей, несовместимостью интересов, норм и идеалов обеих конфликтующих сторон. Конфликты зарождаются на базе антагонизмов, неприятия противоположной системы ценностей, негативного предубеждения по отношению к оппоненту [2]. Важным аспектом конфликтного является осознанное противоборство оппонентов, стремящихся реализовать свои цели. Это негативная сторона конфликта, которая способствует отсутствию сотрудничества между конфликтующими сторонами и возникновению между ними недопонимания, ухудшению социального климата в группе, снижению успеваемости в учебной деятельности. Если рассматривать феномен конфликта с другой позиции, то можно увидеть и конструктивную сторону. С её помощью имеется возможность диагностировать сложившиеся отношения в группе и стимулировать появление новых систем отношений, объединять участников группы, также способствовать формированию лидерских способностей, стимулировать развитие разных сторон личности [3].

Особый интерес представляют педагогические конфликты, возникающие в образовательной среде в результате педагогического, воспитательного, и межличностного взаимодействия участников образовательного процесса, сопровождающегося изменением психологического и эмоционального климата. Педагогический конфликт можно рассматривать с разных позиций: с позиции педагога, учащихся и родителей. Конфликты с позиции учеников связаны с их индивидуальными и психологическими различиями, разной реакцией на происходящее, недопониманием действий учителя и сверстников. Разрешение педагогических конфликтов в сфере «ученик-ученик» требует от педагога особых компетентностей.  В большей степени эта проблема затрагивает категорию аномальных школьников, то есть детей с особыми воспитательными и образовательными потребностями. Дети с особыми образовательными потребностями – это группа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), то есть дети, «состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания». Обучающиеся с ОВЗ это неоднородная группа, включающая в себя детей с различными нарушениями:

–     слуха;

–     зрения;

–     речи;

–     опорно-двигательного аппарата;

–     задержкой психического развития;

–     интеллекта;

–     эмоционально-волевой сферы (здесь также выделяется детский ранний аутизм);

–     множественными нарушения развития [4].

В нашей статье мы будем рассматривать детей с нарушениями в психическом развитии, так как среди неуспевающих детей, встречающихся в массовой школе и испытывающих затруднения в освоении учебной программы, трудности в обучении обусловлены временной задержкой психического развития (ЗПР). Понятие «задержка психического развития» было предложено Г.Е. Сухаревой. Оно употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также к детям длительно находящимися в условиях социальной депривации. Эта определенная группа детей, которых нельзя отнести к умственно отсталым детям, потому что задержка психического развития является следствием временных и мягко воздействующих факторов и может иметь обратимый характер.

Проблема социализации детей данной категории заключается в нарушениях в связи с миром, ограниченном взаимодействии с природой, а также в недоступности ряда культурных ценностей, а главное – трудности в получении общего среднего образования. Это все говорит об актуальности создания благоприятных условий вхождения и функционирования детей с особыми образовательными потребностями. Как правило, трудности, мешающие нормальной интеграции, имеют комплексный характер, а также обусловлены биологическими, психическими и социальными предпосылками. Интеграция детей с временной задержкой психического в образовательную среду требует создания специального коррекционного климата, сообразного возможностям ребенка с ОВЗ. Основная проблема интеграции – это отклонение в нормальном становлении личности, которое заключается в нарушениях эмоционально-волевой сферы, социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми, снижении самоорганизованности и целеустремленности.

Читайте также:  Что следует включить в рацион ребенка чтобы предупредить развитие рахита

Недоразвитие эмоционально-волевой сферы является важной причиной, влияющей на коммуникативное взаимодействие младших школьников с ЗПР. Эмоциональное развитие такого ребенка имеет свои особенности: незрелость и неустойчивость эмоционально-волевой сферы, несконцентрированность внимания, трудность в установлении коммуникативных контактов, проявление эмоциональных расстройств (страх, тревожность, аффективные действия). Расстройства эмоционально-волевой сферы могут проявляться по-разному: от повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, до заторможенности, застенчивости, робости. Незрелость эмоций  приводит к трудностям в социальной адаптации ребенка и возникновению конфликтов, которые усиливаются наличием дефекта [4, 5].

Как говорилось выше в основе возникновения конфликтов лежат индивидуальные особенности учащихся. В случае с детьми с особыми образовательными потребностями эти особенности более остро, чем у детей с нормальным психическим развитием, влияют на возникновение, протекание и разрешение конфликтов. Наиболее общими отличительными чертами, детей данной категории, представленные А.Я. Анцуповым, являются:

1)  физическая беспомощность, изолированность;

2)  отсутствие знания о стратегиях поведения в конфликте;

3)  завышенная или заниженная самооценка своих способностей или возможностей;

4)  неадекватное стремление к лидерству;

5)  консервативность в мышлении, взглядах, убеждениях;

6)  принципиальность и прямолинейность в суждениях;

7)  специфический набор эмоциональных качеств личности: тревожность, агрессивность, упрямство, раздражительность, возбудимость.

Перечисленные А.Я. Анцуповым особенности непосредственно влияют на адаптацию ребенка в школьном коллективе и вне его. В связи с этим возникает необходимость профилактики конфликтов в детской среде. Задача педагога состоит в том, чтобы научить ребенка с задержкой психического развития адекватным методам урегулирования конфликтных ситуаций, а также создать здоровый социально-психологический климат и такую воспитательную среду, направленную на уменьшение агрессивности и конфликтности,  где будут учтены все индивидуальные особенности детей данной категории [6].

Изучение особенностей интеграции детей с особыми образовательными потребностями в образовательную среду на сегодняшний день занимает важное в место в педагогической науке, так как это явление мало изучено. Обучение детей с особыми образовательными потребностями реализуется в различных образовательных учреждениях. К ним относятся: специальные образовательные учреждения, коррекционные классы в общеобразовательных учреждениях, а также обычные классы в общеобразовательных учреждениях. Немногочисленные исследования говорят о влиянии разных условий обучения детей с ЗПР на межличностное взаимодействие со сверстниками. Так, дети с особыми образовательными потребностями, обучающиеся в классе с нормально развивающимися сверстниками, характеризуются наиболее ярким неблагополучием в межличностном взаимодействии, но  и при однородном составе класса, куда входят только дети с ОВЗ, дети испытывают наличие дискомфорта. Так как у таких детей отсутствует чувство контроля, и они не готовы подчиняться другим, возникают проблемы в межличностном взаимодействии, сопровождающиеся агрессией и конфликтностью. Возникновение конфликтов также связано с низким социометрическим статусом, то есть положением детей в малой группе (классе), тормозящим развитие ребенка. Но и сама социально-психологическая ситуация, в которой обучается и развивается ребенок данной категории, является для него неблагоприятной. Это с одной стороны связано с неготовностью нормально развивающихся сверстников принимать и понимать детей с ОВЗ, а с другой – дети с особыми образовательными потребностями чаще всего имеют негативные установки в тенденции межличностных отношений.

Н.Н. Шешуковой были проведены исследования влияния разных условий обучения на повышение фона конфликтности в классных коллективах. Так в обычных (смешанных) классах повышение фона конфликтности составило 66%, в коррекционно-развивающихся классах – 56%, а в специальных классах – 46%.При этом в классах, где обучаются дети с нормальным психическим развитием, повышение фона конфликтности составляет  40%. Представленные данные еще раз говорят о неблагоприятной позиции детей с особыми образовательными потребностями в условиях образовательных учреждений [7, 8].

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам в утробе 5 месяцев

Главной задачей профилактики конфликтного поведения детей является создание оптимальных образовательных условий. А.В. Пилипенко в своей работе говорит, что образование детей с особыми образовательными потребностями должно происходить в Коррекционных школах, где им будет оказана квалифицированная психолого-педагогическая помощь:

1)     осуществление индивидуального подхода к ребенку при осуществлении образовательной деятельности;

2)     чередование умственной и практической деятельности в целях предотвращения появления утомления;

3)     использование в образовательном процессе методов, активизирующих познавательную деятельность, способствующих развитию речи, формирующих необходимые навыки учебной деятельности;

4)     предусмотрение проведения подготовительных занятий (пропедевтический период) и обеспечение обогащения детей знаний об окружающем мире в системе коррекционных мероприятий;

5)     постоянное проявление внимание коррекции всех видов деятельности детей;

6)     проявление особого педагогического такта – поощрение малейших успехов детей, развитие в них веры в собственные силы и возможности.

Создание специальных коррекционно-развивающих условий позволяет обеспечить оптимальные педагогические условия для детей с особыми образовательными потребностями. «Динамическое наблюдение за продвижением каждого ребенка» – является главным и необходимым в организации коррекционно-развивающего обучения. Такие коррекционные условия благоприятствуют  развитию личности ребенка, а также способствуют выравниванию дефекта [9].

В связи с увеличение количества детей с соматическими и психическими заболеваниями, которые приводят к дезадаптации ребенка, проблема укрепления и сохранения физического, психического и духовного здоровья детей выходит на первый план. Поэтому важное место в профилактике конфликтности занимают здоровьесберегающие технологии, способствующие снижению факторов конфликтности. Такие технологии приводят к развитию позитивных взаимоотношений, созданию благоприятного психологического и эмоционального климата в формальных и неформальных условиях взаимодействия.

Важным звеном профилактики конфликтности  в воспитательной и образовательной среде является педагог. Его задача состоит в выборе уместной и оптимальной стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Речь не идет о какой-то конкретной стратегии, педагог должен уметь эффективно пользоваться каждой из них, но при этом использовать их осознанно и анализировать каждое свое действие. Деятельность педагога не должна быть направлена на игнорирование или сглаживание конфликтов. Достижение компромисса, в котором будут учтены реальные потребности детей с ОВЗ, – это самый эффективный способ разрешения конфликтов [10].

На основе сказанного можно сделать вывод, что существенными причинами конфликтного поведения детей с особыми образовательными потребностями, а именно детей с задержкой психического развития, являются наличие индивидуальных особенностей, обремененных наличием дефекта, условия образовательной среды и недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Поэтому создание коррекционно-развивающего климата является главным постулатом в профилактике конфликтности. 

Источник

В России дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе с особенностями развития, могут учиться в обычных школах. Инклюзивное образование регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании в РФ», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Несмотря на то что такой тип образования существует давно и поддерживается государством, все равно происходят ситуации, когда ребенка с ОВЗ не принимают одноклассники или же родители других учеников считают его опасным и пытаются оградить своих детей от общения с ним. «Такие дела» поговорили с экспертами, как защитить права ребенка и избежать конфликтов в школе.

Конфликты ребенок с отклонениями в развитииУченики школы в Алтуфьеве в столовойФото: Сергей Савостьянов/ТАСС

Когда возникает конфликт?

Как объясняет Анна Калабухова, специалист по прикладному анализу поведения и куратор ресурсных классов, конфликты возникают, если в школе не проводится систематическая работа. Такая работа предполагает, что ребенка с особенностями развития учат основным социальным навыкам, а его одноклассников и их родителей информируют о том, почему ученик может демонстрировать те или иные поведенческие особенности.

«Тихий конфликт» — ситуация, когда одноклассники просто игнорируют ребенка. Более серьезные противоречия в классе могут привести к открытой травле.

Читайте также:  Развитие тактильных ощущений у ребенка 2 лет

«Бывают случаи, когда у ребенка есть какие-то поведенческие особенности, — рассказывает Калабухова. — Допустим, он может разговаривать на уроке или отвлекать других детей. В таких ситуациях достаточно часто происходит обращение со стороны родителей к администрации учреждения: мол, этот ребенок мешает учиться нашим детям».

Права ребенка и пути разрешения конфликта

Федеральный закон предписывает обязательное образование детей до 15 лет. В статье 34 закона «Об образовании в РФ» сказано, что у всех учеников есть право на обучение «с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции». Все формы физического и психического насилия, а также оскорбления личности недопустимы.

«Что бы ребенок ни “вытворял”, исключить его из школы нельзя, — объясняет юрист правозащитного проекта «Патронус» Наталия Кудрявцева. — Аналогичная ситуация с детским садом. Если ребенка приняли, то исключить его могут только по окончании. Но могут перевести в другую группу». Условия получения дополнительного образования, например в секциях и кружках, прописаны в договоре на обучение, а в частных организациях условия отчисления могут быть указаны в уставе.

Правовая стратегия решения конфликта имеет две стороны, считает Калабухова: «Когда родитель делает все, чтобы ребенок продолжал учиться в этой школе, с одной стороны, он имеет на это право. С другой стороны, по крайней мере пока, специалисты не всегда разграничивают личное и профессиональное. Отношение учителей к ребенку меняется, если есть достаточно много конфликтов [с родителями]. Меняется не всегда и не у всех, но бывают такие истории».

Куда обратиться, если произошел конфликт?

Чтобы уладить конфликт, семья ребенка с особенностями развития может поговорить с «недовольными» родителями лично. Но Калабухова считает, что меры по сглаживанию противоречий должны идти от администрации школы, детского сада или кружка к учителю, а уже от него — к родителям. «Любой буллинг происходит с тихого позволения классного руководителя. Это первый человек, который должен держать руку на пульсе и объяснять родителям, что его ученик нуждается в инклюзии и толерантном отношении», — говорит эксперт.

Если же учитель не включается в обсуждение проблемы, родителям стоит напрямую обратиться в администрацию образовательного учреждения. Согласно статье 45 закона «Об образовании в РФ» родители несовершеннолетних имеют на это полное право, а администрация обязана рассмотреть обращение об ущемлении прав учеников и принять меры. Калабухова называет залогом мирного урегулирования конфликта продуктивный диалог между родителями, администрацией и учителями. «Решения и ответы органов образования можно обжаловать в вышестоящую организацию, Рособрнадзор, прокуратуру, суд», — добавляет Кудрявцева.

Есть дети, обучение которых в условиях полного включения в обычный класс невозможно в силу их особенностей, объясняет Калабухова, которая работает с учениками с расстройством аутистического спектра и особенностями интеллектуального развития. Для них есть два выхода: ресурсный класс или обучение в отдельном классе по коррекционной программе. Есть некоммерческие проекты, которые по договоренности со школой и родителями предоставляют детям индивидуального тьютора и собственный учебный план.

Если у ребенка есть особенности поведения или эмоций, но нет установленного диагноза, школа может решить, как лучше устроить его обучение, на психолого-педагогическом консилиуме. Но, как уточняет Калабухова, подавляющую часть решений диктует региональная психолого-медико-педагогическая комиссия и нужно собрать «довольно много бумаг». После заключения комиссии школа обязана предоставить ребенку специальные образовательные условия, исходя из собственных ресурсов. Например, организовать ресурсный класс, если таких детей несколько, пригласить специалистов из профильных организаций или предложить ребенку заниматься индивидуально. На любой из этих шагов должен быть согласен законный представитель ребенка.

Источник