Конфликты и социальная ситуация развития ребенка

Конфликты и социальная ситуация развития ребенка thumbnail

3.66

Ситуация. Психологи считают, что в младшем школьном возрасте ребенок активно усваивает социальный опыт. Одним из способов усвоения такого опыта становится ситуация межличностного конфликта.

Как взрослый должен относиться к конфликтам среди детей?

Решение. Взрослому не следует сразу вмешиваться в детский конфликт. Пусть дети сначала сами попробуют найти способ позитивного выхода из конфликтной ситуации. А взрослый позже, тактично и лучше опосредованно, поможет участникам ситуации осознать, как нужно и как нельзя поступать по отношению к сверстникам, что в поведении “конфликтующих сторон” справедливо, а что несправедливо.

Сами по себе такие ситуации могут быть созидательными, способствующими развитию ребенка. Но при определенных условиях конфликтная ситуация может стать разрушительной, травмирующей его. В этом случае взрослый должен немедленно оказать помощь конфликтующим.

Конфликтная ситуация может складываться объективно, помимо воли и желания противоборствующих сторон, а может быть намеренно создана, спровоцирована одной или обеими сторонами.

Тесное взаимодействие родителей и учителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных сторон, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь ему преодолеть негативные поступки, сформировать ценностные жизненные ориентации, научить доброжелательному общению с товарищами.

Часто, когда в семье вырастают “трудные” дети, оказывается, что этому способствовали “трудные” родители, а иногда и “трудные” отношения семьи и школы.

Например, четвероклассник Саша Т. плохо учится, слывет нарушителем дисциплины, находится под влиянием “дурной компании”. Учителя, озабоченные поведением мальчика, неоднократно вызывали в школу родителей. Последние же, в свою очередь, считают, что их мальчик – вполне нормальный ребенок, а учителя к нему просто придираются. Что касается его поведения в школе, так они тут ни при чем: “Путь за ним следят педагоги и не перекладывают свои проблемы на нас…”.

А вот еще ситуация: родители ученика 3-го класса Вани А. постоянно нигде не работают, занимаются “подработками”. Жизнью ребенка не интересуются, мотивируя это тем, что им некогда. В то же время, получая какие-либо жалобы или замечания из школы, они бьют и всячески унижают мальчика. Подобных примеров можно привести много: родители по-разному относятся к детям. Отец и мать имеют право на то или иное отношение к ребенку, к его учителю – доверять или не доверять, относиться с симпатией или проявлять антипатию. Каждая конфликтная ситуация требует особого подхода к ее разрешению.

Пример должны подать учителя. Для этого постарайтесь соблюдать простые правила.

Не жалуйтесь родителям на детей; встреча с родителями может проходить лишь как деловое, доброжелательное обсуждение некоторых проблем, связанных с поведением ученика или с необходимостью развивать его личностные качества; жаловаться на ученика – значит признаваться в своем бессилии.

Не пишите замечания в дневники учащихся, не выставляйте там “двойку”, даже если ученик ее получил; что могут сделать родители по такой записи: “Вася разговаривал на уроке”; “двойка” очень часто – лишь предупреждение ученику о том, что у него образовался пробел в знаниях и он должен его ликвидировать, он сам, а не родители; ваша задача – помочь ребенку в этом; вы – учитель, а не родители.

Проводите родительское собрание, как встречу соратников. Расскажите о том, что было проделано с детьми за прошедший период, какие успехи у класса, какие возникли общие проблемы. Попросите родителей обсудить способы разрешения этих проблем. Проинформируйте их о том, что пройдено по каждому учебному предмету, с какими трудностями встретились ученики (не называя ни одной фамилии), разъясните, чем могут помочь родители своим детям. Сообщите, какие темы или какие предметы будут изучаться в ближайшее время, какие общешкольные и классные мероприятия намечены, какое участие могут принять родители в их проведении.

Не забывайте говорить с детьми о том, как они должны вести себя дома, в семье, воспитывать у ребят уважение к родителям, родным и близким.

Бывает и так: дети страдают от того, что родители недовольны учителями (нередко необоснованно). Считая учителя профессионально некомпетентным либо фиксируя его предвзятое отношение к ребенку, родители как бы “навязывают” последнему свое мнение, провоцируя тем самым конфликтную ситуацию между учеником и учителем. Гораздо конструктивнее в таком случае поговорить с педагогом по душам, стать его партнером, союзником. Хотя даже самый добросовестный учитель может быть необъективным по отношению к школьникам и их родителям.

3.67

Ситуация. Часто сам учитель становится причиной многих конфликтов. Его возмущение берет верх над профессиональной сдержанностью. Он обвиняет родителей в самоустранении от обучения и воспитания детей, а детей – в нарушении дисциплины на уроке, в недобросовестном отношении к учебе, домашним заданиям, в отрицательном настрое ученика к учителю. Все это приводит к конфликтной ситуации.

В чем же истинная причина?

Решение. Основная причина: если в плане учебной работы образовательные заведения готовят неплохо, то в плане воспитательной работы, педагогического общения, разрешения конфликтных ситуаций – очень плохо. И чем хуже готовность учителя к профессиональной деятельности, тем быстрее наступают деструкции личности, психологическое выгорание. Болезненная обидчивость, подозрительность очень тяжелы и для самого учителя, и для окружающих его людей, особенно – для учеников. В конце концов мир становится таким, каким он кажется учителю: ученики начинают грубить, коллеги – сторониться, родители – жаловаться. Как следствие, все несчастны, вовлечены в затяжную конфликтную ситуацию, из которой очень сложно выйти и которая крайне негативно отражается на детях.

Чтобы предотвратить конфликты, старайтесь придерживаться некоторых простых заповедей педагога, работающего с детьми:

  • – думайте о своих отношениях с детьми, умейте слушать их, чаще улыбайтесь им;
  • – в общении с классом исходите не только из педагогических целей и задач, но и из интересов ребенка;
  • – не стройте отношения “сверху вниз”, будьте ближе к детям;
  • – старайтесь активнее влиять на психологическую атмосферу в детском коллективе, формировать положительный микроклимат;
  • – стремитесь ощущать настроение детей в общении с ними;
  • – не забывайте, что у детей могут быть конфликтные ситуации и в ваших силах придать им конструктивный или деструктивный характер;
  • – обращайте внимание в общении на особенности девочек и мальчиков; девочки более эмоциональны, более ранимы;
  • – старайтесь, чтобы в общении с детьми чаще звучали одобрение, похвала, поощрение.
Читайте также:  Период развития ребенка в животе

Дети очень чутко улавливают, как к ним относится учитель.

Приведем еще несколько практических рекомендаций, с которыми советуем ознакомить родителей и которые помогут им позитивно разрешать возникшие противоречия в отношениях детей:

  • – увидев скрытые или открытые противоречия в общении детей, постарайтесь деликатно вмешаться и “разрядить” ситуацию;
  • – постарайтесь не выяснять, кто прав, а кто виноват, дайте детям высказаться, выслушайте мнения обеих сторон;
  • – выразите детям веру в их способность самостоятельно решать проблемы без крика, драки, взаимных обид и оскорблений;
  • – дайте детям почувствовать, что вы понимаете их чувства, проговорите вслух, что могут чувствовать в этой ситуации дети;
  • – объясните детям, что нельзя запретить одному человеку испытывать к другому неприязнь, раздражение, важно найти причину этого чувства;
  • – отнеситесь к негативным чувствам детей как к естественным, а не как к зловещим признакам того, что дети злы, завистливы и т.д.;
  • – подскажите, как можно более спокойно и здраво разрешить возникшее противоречие;
  • – постарайтесь переключить внимание конфликтующих детей на какое-то общее дело или на помощь вам;
  • – не требуйте от детей проявления любви в разгар конфликтной ситуации – это невозможно; ваша задача – успокоить, направить их мысли и действия в другую сторону.

* * *

В последнее время говорят о конфликте поколений. Ответ на этот вопрос мы получили из прессы. Вот как его описывают.

Конфликт поколений становится провокацией со стороны цивилизованного образа жизни, который не учитывает необходимости взаимопроникновения поколений, а лишь размежевывает их, обозначая границы возрастов для пущей легкости потребления.

Телепузики – для малышей, пепси – для нового поколения, сериалы – для пенсионеров.

Так расставляет акценты цивилизация, провоцируя или борьбу за пульт управления телевизором, или разбредание по разным комнатам.

И действительно, телепузики сделаны настолько профессионально, что интересны лишь тем, для кого созданы. Именно поэтому они снискали столько отрицательных отзывов со стороны старших, которые не находят в персонажах этой детской передачи глубины образов и намека па подтекст, которые есть, к примеру, в “Винни-Пухе” или “Чебурашке”. Телепузики слишком хорошо и добротно сделаны.

То же можно сказать и про сериалы, и про музыкальный канал “MTV”. Они хорошо сделаны и подогнаны под практические цели своих создателей и потребителей. Нынче существует дефицит мест, где люди разных поколений могли бы найти общий язык и взаимопонимание.

Когда молодая мама приведет домой плачущего сына, бабушка всплеснет руками и прочтет нотацию о том, что ребенку вредны стрессы, что, мол, в одном журнале она читала… И так будет всякий раз, пока нс наступит согласие. Пока старшие не признают право младшего на автономию и не научатся избегать бессмысленного морализаторства, не найдут личных ресурсов для проявления детской инициативы. Пока молодая мама не отыщет своего материнского интереса и не воздержится от переноса взрослых отношений на отношения с ребенком. Пока более сильное поколение нс научится сносить немощи бессильного.

Источник

Консультация для педагогов

Детские конфликты и способы их преодоления

Педагог-психолог Ропотова А.А.

С детскими конфликтами взрослые сталкиваются довольно рано. У младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего возраста – из-за ролей, а в более старшем возрасте – из-за правил игры. Детские конфликты могут возникать по поводу ресурсов, дисциплины, трудностей в общении, ценностей и потребностей.

Существует два вида направленности конфликтов: внешний и внутренний. Внешние конфликты у дошкольников связаны с противоречиями, возникающими во время общения и совместной деятельности. Возникая в сфере отношений детей, они, как правило, не овладевают более глубокими межличностными отношениями. Внешние конфликты носят временный, ситуативный характер и обычно разрешаются самими детьми путем самостоятельного принятия нормы правильности и справедливости. Подобные конфликты часто полезны, так как они предоставляют ребенку право на ответственность, на самостоятельное решение возникших проблемных ситуаций и выступают регулятором полноценных отношений детей.

Внутренний психологический конфликт большей частью скрыт от наблюдения, и возникает у дошкольников в условиях их ведущей игровой деятельности. В отличие от внешнего, вызывается возражениями, связанными не с организационной частью деятельности, а с самой деятельностью, с противоречиями между запросами ровесников и объективными возможностями ребенка в игре или противоречиями в мотивах игры ребенка и других детей.

Внутренние противоречия не могут преодолеваться детьми без помощи взрослых. В ходе этих противоречий притесняется внутренний эмоциональный мир ребенка, его положительное эмоциональное самочувствие, малыш не может удовлетворить своих потребностей, искажаются личностные отношения, возникает психологическая изоляция от сверстников. Внутренние конфликты отрицательны, они замедляют становление полноценных, гармоничных отношений и всестороннее формирование личности.

Причины возникновения конфликтов:

В общении детей друг с другом возникают ситуации, требующие согласованности действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Дошкольник еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, поэтому ему трудно представить, что чувствует другой. Он видит только внешнее поведение другого и не понимает, что каждый сверстник обладает своим внутренним миром, интересами и желаниями.

Читайте также:  Анкета для родителей в детском саду речевое развитие ребенка

В группе ярко выделяются дети популярные и непопулярные. Популярные дети – это ловкие, умелые, смышленые, опрятные; к непопулярным зачисляют неопрятных, тихих, плаксивых, вредных, агрессивных, слабых и плохо владеющих игровыми действиями и речью. У сверстников вызывают раздражение те дети, с которыми трудно договориться, кто нарушает правила, не умеет играть, медлительные, неумелые.

В детском коллективе часто провоцируют конфликтные ситуации трудные или конфликтные дети (агрессивисты, жалобщики, всезнайки, максималисты и др.).

Для 5-6 летних детей значимо принятие их сверстниками, очень важна их оценка, одобрение, восхищение. Дети испытывают потребность получить интересную роль и проявить себя, по-разному ведут себя в ситуации успеха и неудачи. Все эти аспекты взаимоотношений детей могут спровоцировать между ними конфликт.

Психологические проблемы как источник конфликтов

Непослушание, упрямство, неорганизованность поведения, медлительность, неусидчивость, леность, лживость, слабоволие – часто служат причиной недовольства взрослых, вызывая эмоциональную напряженность отношений и взаимное раздражение. Главное – знание возрастных особенностей ребенка.

Особенности общения со сверстниками:

  1. Большое разнообразие и широкий диапазон коммуникативных действий (навязывание своей воли, требования, приказы, обман, спор);
  2. Чрезмерно яркая эмоциональная насыщенность общения;
  3. Нестандартность и нерегламентированность действий (неожиданные действия и движения – принятие причудливых поз, передразнивание, придумывание новых слов, небылиц и дразнилок);
  4. Преобладание инициативных действий над ответными (для ребенка важней его собственное высказывание или действие – несогласованность порождает конфликт).

Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении, может привести к психическому заболеванию. В дошкольном возрасте у ребенка активно формируется характер и ему необходима постоянная коррекция поведения со стороны взрослого. Нужно научить ребенка социально приемлемым нормам поведения и общения.

Основные подходы в разрешении конфликтов в детском коллективе

Разрешение конфликта – это:

  • минимизация проблем, разделяющих стороны через поиск компромисса, достижения согласия;
  • устранение полностью или частично причин, породивших конфликт;
  • изменение целей участников конфликта;
  • достижение соглашения по спорному вопросу между участниками.

В детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и большинство детских ссор обычно разрешаются сами собой. Небольшие стычки – это естественные явления жизни, первые уроки взаимодействия со сверстниками, с окружающим миром, этап обучения методом проб и ошибок, без которого ребенок не может обойтись. Взрослым без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Им нужно научиться самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты.

Задача взрослых состоит в том, чтобы научить детей взаимодействию с другими людьми, умению выражать свои желания, выслушивать желания другого, договариваться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера (находить выход из сложившейся ситуации, варианты решения конфликта).

Нужно учить детей объяснять друг другу, чего они хотят, а затем предлагать им обдумать выход из положения.

Два способа разрешения конфликта:

  1. Деструктивный – «Уйду, и не буду с ним играть», «Сам буду играть», «Позову воспитателя, и она заставит всех играть», «Всех побью и заставлю играть».
  2. Конструктивный – «Предложу другую игру», «Спрошу у ребят, во что лучше поиграть».

В разрешении детских конфликтов воспитатель обеспечивает нахождение «общего языка», который является результатом достижения понимания.

Деятельность воспитателя при разрешении детских конфликтов должна быть планомерной и включать следующие последовательно выполняемые стадии:

1. Определение и оценка сущности конфликтной ситуации, ее причин. Сообщение о своем неудовольствии появлением конфликта. Избавление от «зрителей».

2. Оценка целей конфликтной ситуации: утверждение личных притязаний; навязывание своего стиля поведения; умаление достоинств другой стороны; корыстные устремления. Важно показать детям различия в понимании целей, который каждый из них преследовал в ссоре. Чаще всего эти цели различны.

3. Обратить внимание на эмоциональное состояние детей, вступивших в конфликт, понять причины этого состояния, урегулировать бурные реакции. Педагог должен подавить собственные и детские отрицательные эмоции. Воспитатель может использовать позитивное сообщение, которое включает в себя:

– описание произведенного действия («Когда ты…»);

– описание возможного или неизбежного результата этого действия («Может случиться, что…»);

– предложение альтернативного варианта поведения («Лучше…»).

4. Найти радикальные средства для устранения причин конфликтной ситуации:

– применить меры воспитательного воздействия (учитывать нужды каждого, использовать творческий подход, развивать навыки общения, ведущие к сближению, формировать готовность к самостоятельному разрешению конфликта, учить управлять эмоциями; оценивать поступок, а не личность ребенка; нейтрализовать борьбу за власть; вырабатывать альтернативы, привлекая детей к совместному творческому поиску);

– выдвинуть определенные жесткие требования;

– указать на необходимость придерживаться установленных определенных норм поведения не только в период пребывания в детском саду, но и в повседневной жизни.

5. Оценка особенностей участников конфликта.

6. Определить динамику процесса развития конфликтной ситуации. Если проблему нельзя решить «сходу», то определить время и присутствие посредника – родителя, психолога, сменного воспитателя.

С детьми группы нужно постоянно проводить диагностические беседы по примерным вопросам:

  • Тебе хочется ходить в детский сад? Почему?
  • С каким настроением ты чаще всего идешь в детский сад?
  • Какие игры ты знаешь? В какие игры ты умеешь играть?
  • В какие игры ты любишь играть больше всего?
  • Расскажи, пожалуйста, как играть в твою любимую игру?
  • Есть ли в этой игре правила, которые надо соблюдать?
  • Можно ли нарушать эти правила?
  • Много ли у тебя друзей среди сверстников в группе?
  • Бывают ли у тебя конфликты с родителями? Как часто?
  • Как ты думаешь, конфликт и ссора – это одно и то же?
  • Если в момент ссоры ты понимаешь, что неправ, то как поступишь?
Читайте также:  Роль родителей в развитии связной речи ребенка

При решении конфликтных ситуаций воспитатель должен применять технику активного слушания. Это умение слушать и слышать ребенка. Активно слушать – это значит возвращать ему в беседе то, что он поведал, при этом обозначив его чувство. Воспитатель принимает позу «глаза в глаза», настраивается на ребенка, слушает с сочувствием, использует в разговоре поддержку, прояснения, уточнения, повторяет наиболее важные мысли и чувства (т.е. подтверждает, отражает содержание информации и чувств ребенка). Педагог показывает принятие и понимание ребенка тоном голоса, мимикой, жестами, взглядом, позой, не перебивает и не дает советов, не приводит примеров, остается нейтральным, не принимая ничью сторону, получает интересующую его информацию, старается поставить себя на его место. Важно в беседе держать паузу – это время принадлежит ребенку, пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании. Не нужно торопиться с выводами, проверить свои предположения и удостовериться, что правильно понял ребенка. Помолчать нужно и после ответа ребенка – может он что-то добавит. Беседа проходит в непринужденной, спокойной обстановке. Воспитатель не доминирует в беседе, он посредник, помощник.

Узнать о том, что ребенок не готов услышать реплику взрослого, можно по его внешнему виду: если его глаза смотрят в сторону, «внутрь» или вдаль, то надо продолжать молчать, т.к. в ребенке происходит очень важная и нужная внутренняя работа.

Воспитателю иногда полезно повторить, как он понял, что произошло с ребенком, целесообразно использовать другие слова с тем же смыслом.

Выслушиваются обе стороны: если в данный момент говорит один из участников конфликта, и он начинает понимать, что в его проблему вникают, то необходимо каким-либо образом дать понять другому участнику, что и он будет столь же внимательно выслушан. Ребенок должен сам сделать выводы из своих собственных слов , постепенно усиливая их эмоциональный накал. Воспитатель не должен приводить к эффекту «самонакручивания».

Обсуждать нужно следующее:

  1. Что произошло? (сформулировать суть конфликта).
  2. Что привело к конфликту? Почему это произошло? (выяснить причины).
  3. Какие чувства вызвал конфликт у участников столкновения? (определить, назвать чувства).
  4. Как быть в этой ситуации? (найти решение).

Если показать ребенку, что его действительно слушают, понимают и сочувствуют, то тем самым снижается острота конфликта: ребенку важно почувствовать себя услышанным и понятым.

Методы профилактики конфликтов

Конфликты в детском коллективе легче предупреждать, чем разрешать. Наиболее перспективно предупреждение конфликтов на стадии их зарождения, признаками чего могут быть: стычки между детьми, нарушение дисциплины или правил игры, обзывание, приставание, отчуждение ребенка от группы. Воспитатель обязан обратить внимание на каждый такой штрих и принять меры по предупреждению назревающего конфликта.

Группу детей нужно сформировать, обеспечивать и поддерживать в ней здоровый нравственно-психологический климат, уважительное отношение к личности, ее достоинствам и индивидуальным особенностям, самокритичность, доброжелательность, организацию продуктивной деятельности, высокий авторитет воспитателя. Воспитатель должен заметить нежелательные поведенческие тенденции и перестроить их не приказным порядком, а психологическим путем, используя совместные игры и занятия. Важен личный пример воспитателя, который избегает суждений и оценок, ущемляющих достоинство ребенка.

Очень важным аспектом воспитания является развитие самоконтроля – это когда индивидуальное поведение соответствует определенным стандартам, правилам, регуляторам, которые установились в данном обществе.

Можно выделить ряд принципов, в соответствии с которыми воспитатель может повлиять на этот процесс:

  • Дети охотнее реагируют на доводы взрослых, если они взаимно испытывают привязанность и доверяют друг другу. Дети менее агрессивны у родителей, оказывающих им эмоциональную поддержку.
  • Воспитательные приемы более эффективны, когда действие их постоянно, а не временно. Положительный эффект достигается в том случае, если взрослые не имеют разногласий по вопросам дисциплины.
  • Обучение происходит легче, когда в процессе преобладает поощрение за положительные действия или высказывания, а наказания применяются в крайних случаях. Дисциплинарные воздействия перестают быть эффективными, если ругать ребенка постоянно независимо от того, что и как он сделал. Физические наказания должны быть исключены. Чрезмерно строгие, унижающие и жестокие наказания не дают положительного эффекта, поскольку провоцируют со стороны ребенка противодействие, чувство отчуждения и агрессивное поведение.
  • Внешний контроль за поведением необходим всем детям дошкольного возраста. Средства контроля не должны представлять собой крайности. Воспитательные приемы могут основываться на организации деятельности ребенка, например, с помощью интересных сюжетно-ролевых и подвижных игр, игрушек, оборудования среды развития.

Одним из направлений педагогической деятельности воспитателя должно стать развитие навыков общения детей со сверстниками, для этого используются:

– сюжетно-ролевые игры (в том числе и с наличием проблемной ситуации);

– имитационные игры (имитирующие какой-либо человеческий процесс);

– интерактивные игры (игры на взаимодействие);

– социально-поведенческие тренинги (обучающие моделям конструктивного поведения в разрешении конфликтной ситуации);

– психогимнастика;

– чтение и обсуждение художественных произведений;

– просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий;

– дискуссии.

Воспитатель предлагает детям игры и активно в них участвует. Для доверительных бесед с детьми в группе можно оборудовать такие уголки и зоны как: «Солнечный круг», «Уголок доверия», «Островок желаний», «Островок чувств», «Секретная комната», «Уютный уголок», «Стол переговоров», «Коврик мира», «Мирные стулья», «Уголок для друзей» и др. А в гости к детям могут приходить литературные герои.

Источник