Кондратьева если у ребенка задержка психического развития скачать
Консультация.
Адресат: родители детей средней коррекционной группы.
Цель: познакомить родителей с особенностями развития детей с ЗПР.
Задачи:
- Дать родителям знания об особенностях развития детей с ЗПР.
- Раскрыть основные направления работы с детьми с ЗПР.
- Дать рекомендации
Предварительная работа:
- Анкетирование родителей. Тест-опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин).
- Подготовка презентации «Что такое ЗПР?»
- Разработка буклета «Памятка для родителей, воспитывающих детей с диагнозом «задержка психического развития».
- Подбор литературы по данной теме для родителей.
Материал:
Мультимедийное оборудование для показа презентации.
Буклет «Памятка для родителей, воспитывающих детей с диагнозом «задержка психического развития»
Ход:
Выступление психолога.
Сегодняшнее мероприятие посвящено теме «Что такое ЗПР?». Чаще всего ЗПР проявляется при поступлении ребенка в школу или в детский садик, когда становятся очевидными нехватка у ребенка запаса общих знаний, ограниченность в представлениях, незрелость в мышлениях, отсутствие способности к занятиям интеллектуальной деятельностью. Безусловно, такой диагноз способен вызвать дрожь у родителей, но не надо поддаваться отчаянию. Эти три зловещие буквы есть не что иное, как задержка психического развития. Под задержкой психического развития понимают замедление нормального темпа психического созревания по сравнению с принятыми возрастными нормами. То есть такие психические процессы, как память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.
В качестве причин, приводящих к задержкам психического развития, отечественные специалисты М.С.Певзнер и Т.А.Власова выделяют следующие.
1. Неблагоприятное течение беременности:
– болезни матери во время беременности (краснуха, паротит, грипп);
– хронические заболевания матери (порок сердца, диабет, заболевания щитовидной железы);
– токсикозы, особенно второй половины беременности;
– токсоплазмоз;
– интоксикации организма матери вследствие употребления алкоголя, никотина, наркотиков, химических и лекарственных препаратов, гормонов;
– несовместимость крови матери и младенца по резус-фактору.
2. Патология родов:
– травмы вследствие механического повреждения плода при использовании различных средств родовспоможения (например, наложении щипцов);
– асфиксия новорожденных и ее угроза.
3. Социальные факторы:
– педагогическая запущенность в результате ограниченного эмоционального контакта с ребенком как на ранних этапах развития (до трех лет), так и в более поздние возрастные этапы;
– неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребенка.
Признаки задержки психического развития у детей:
Наиболее ярким признаком ЗПР специалисты называют незрелость эмоционально-волевой сферы; иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. У дошкольников с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии эмоций, наиболее выраженными проявлениями которого являются эмоциональная неустойчивость, лабильность, слабость волевых усилий, несамостоятельность и внушаемость, отмечается состояние беспокойства, тревожность, личная незрелость в целом, легкость смены настроений и контрастных проявлений эмоций. Они легко и, с точки зрения наблюдателя, часто немотивированно переходят от смеху к плачу и наоборот.
Нарушения внимания: неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью. Такой комплекс отклонений (нарушение внимания плюс повышенная двигательная и речевая активность), не осложненный никакими другими проявлениями, в настоящее время обозначают термином “синдром дефицита внимания с гиперактивностью” (СДВГ).
Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Например, ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.
Если говорить об особенностях памяти у детей с ЗПР, то здесь обнаружена одна закономерность: они значительно лучше запоминают наглядный материал, чем вербальный. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная механическая над логической.
ЗПР нередко сопровождается проблемами речи, связанными в первую очередь с темпом ее развития. Другие особенности речевого развития в данном случае могут зависеть от формы тяжести ЗПР и характера основного нарушения: так, в одном случае это может быть лишь некоторая задержка или даже соответствие нормальному уровню развития, тогда как в другом случае наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.
У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление. К началу школьного обучения дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).
Общение со сверстниками носит эпизодический характер. Дети, не имеющие отклонений в развитии, обычно общаются с такими детьми редко, почти не принимают их в свои игры. Находясь в группе нормально развивающихся сверстников, ребенок с задержкой психического развития практически с ней не взаимодействует. Большинство детей предпочитают играть в одиночку. В тех случаях, когда дети играют вдвоем, их действия часто носят несогласованный характер. Сюжетно-ролевую игру дошкольников с задержкой психического развития можно определить скорее как игру «рядом», чем как совместную деятельность. Общение по поводу игры наблюдается редко.
У детей с ЗПР – низкий уровень познавательной активности, замедленный темп переработки информации, работоспособность снижена.
При всем этом ЗПР не является препятствием на пути к освоению общеобразовательных программ обучения, которые, однако, требуют определенной корректировки в соответствии с особенностями развития ребенка.
Основные направление помощи детям с ЗПР.
При условии оказания своевременной помощи ЗПР у детей подвластно коррекции. При подозрении на ЗПР ребенок должен в обязательном порядке пройти обследования у психотерапевта, дефектолога, психолога, логопеда.
В большинстве случаев такие дети не могут преодолеть задержку без специальной помощи – лечения. Почему же часто специалисты детского сада рекомендуют проконсультировать ребенка у врача? Это может быть врач-психиатр, невролог, эндокринолог, терапевт и др. Причиной этого является то, что у ребенка с ЗПР могут быть различные текущие соматические и нервно-психические состояния или заболевания, которые тормозят физическое, психическое (в том числе речевое), личностное развитие ребенка. Это значительно затрудняет работу специалистов в преодолении задержки. Таким образом, медицинская помощь оказывается в детской поликлинике при наличии на то показаний.
Из выше изложенного, понятно, что в каждом конкретном случае врач на основании результатов обследования ребенка принимает решение: лечить или не лечить, а если лечить, то как. И лечит он не ЗПР, а причины, которые или приводят к задержке, или осложняют ее проявления.
В любом случае назначение и рекомендации делает врач, а родители берут на себя ответственность следовать им или нет. Но при этом они разделяют ответственность со специалистами за конечный результат коррекционной работы с их ребенком.
При этом очень важным условием является понимание родителей того, что некоторое отставание ребенка – это не показатель его лени, а характерные последствия заболевания, которые могут быть преодолены при соответствующем подходе.
Очень важно, чтобы ребенок с ЗПР посещал коррекционную группу, где он получит квалифицированную помощь. Правильно подобранные методы воспитания и обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей детей с ЗПР окажут положительное влияние на динамику их развития.
Кроме того, родители могут получить консультацию по проблемам развития их ребенка. И с учетом этих рекомендаций организовать деятельность ребенка дома. Так как именно родители являются главными учителями своих детей. И обязательно обеспечьте ребенку с ЗПР атмосферу любви — ведь Вы знаете, что в этом — секреты счастья для любого ребенка!
В чем состоит психокоррекционная работа в детском саду?
1. Индивидуальный подход
2. Предотвращение наступления утомляемости
3. Активизация познавательной деятельности
4. Проведение подготовительных занятий
5. Обогащение знаниями об окружающем мире
6. Коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления
7. Проявление педагогического такта.
Консультации по вопросам развития, воспитания и обучения своего ребенка Вы получите индивидуально на приеме у специалиста.
Сейчас Вашему вниманию предлагаем общие рекомендации:
– Интересуйтесь делами и учёбой своих детей: спрашивайте у самих ребят, у воспитателей об их успехах.
– Помогайте расширять кругозор своих детей: читайте с ними книги с последующим обсуждением, говорите о событиях и новостях в городе, мире.
– Следите за здоровьем детей, не отправляйте больных в детский сад до полного выздоровления.
– Если ребёнку нужно запомнить какую-нибудь информацию, то повторите её с ним несколько раз.
– Проявляйте педагогический такт в беседе с ребёнком.
– Не заставляйте долго заниматься чем-нибудь одним – ребёнок быстро утомляется, лучше чередуйте занятия.
– Запишите ребёнка в какой-нибудь кружок – дети очень любят выступать, петь, рисовать.
Спасибо за Ваш интерес, что Вы не остаетесь равнодушными. Есть ли у Вас вопросы по теме? (Вопросы-ответы).
Уважаемые родители, благодарю за внимание. Если у Вас возникнут еще какие-нибудь вопросы по теме «Что такое ЗПР?», рекомендую Вам книгу “Если у ребенка задержка психического развития”. Автор – Юлия Кондратьева. В книге содержатся советы специалиста родителям дошкольников, имеющих задержку психического развития (ЗПР). Из книги Вы узнаете о подробной классификации заболевания, его диагностике и видах коррекционной работы с детьми. А также для Вас подготовлен буклет «Памятка для родителей, воспитывающих детей с диагнозом «задержка психического развития».
Памятка для родителей, воспитывающих детей
с диагнозом «задержка психического развития»
Задержка психического развития (ЗПР) – это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития.
ЗПР проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей ребёнка его возрасту. Эти дети не готовы к началу школьного обучения по своим знаниям и навыкам, личностной незрелости, поведению. ЗПР поддаётся коррекции, при обучении и воспитании ребёнка в специальном коррекционном учреждении.
Характерные особенности детей с ЗПР:
∙ Снижение работоспособности
∙ Повышенная истощаемость
∙ Неустойчивое внимание
∙ Недостаточность произвольной памяти
∙ Отставание в развитии мышления
∙ Дефекты звукопроизношения
∙ Бедный словарный запас слов
∙ Ограниченный запас общих сведений и представлений
∙ Трудности в счёте и решении задач по математике
∙ Своеобразное поведение
∙ Низкий навык самоконтроля
∙ Незрелость эмоционально-волевой сферы.
Если вы приводите своего ребёнка на обучение в специальное коррекционное учреждение, то знайте, что в обучении присутствуют следующие элементы коррекционно-педагогической работы:
1. Индивидуальный подход
2. Предотвращение наступления утомляемости
3. Активизация познавательной деятельности
4. Проведение подготовительных занятий
5. Обогащение знаниями об окружающем мире
6. Коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления
7. Проявление педагогического такта.
Рекомендации:
– Интересуйтесь делами и учёбой своих детей: спрашивайте у самих ребят, у воспитателей об их успехах.
– Помогайте расширять кругозор своих детей: читайте с ними книги с последующим обсуждением, говорите о событиях и новостях в городе, мире.
– Следите за здоровьем детей, не отправляйте больных в детский сад до полного выздоровления.
– Если ребёнку нужно запомнить какую-нибудь информацию, то повторите её с ним несколько раз.
– Проявляйте педагогический такт в беседе с ребёнком.
– Не заставляйте долго заниматься чем-нибудь одним – ребёнок быстро утомляется, лучше чередуйте занятия.
– Запишите ребёнка в какой-нибудь кружок – дети очень любят выступать, петь, рисовать.
Источник
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Авторы: Л. Б. Баряева, И. Г. Вечканова, О. П. Гаврилушкина,
С. Ю. Кондратьева, И. Н. Лебедева, Е. А. Логинова, Л. В. Лопатина, Н. А. Ноткина, Т. С. Овчинникова, Н. Н. Яковлева
Аннотация
Программа адресована специалистам, работающим с детьми с задержкой психического развития (ЗПР): учителям-дефектологам, учителям-логопедам, педагогам-психологам, воспитателям, музыкальным руководителям и др. Она окажет существенную помощь родителям, воспитывающим детей с трудностями в обучении. Материалы программы могут быть использованы ПМПК в диагностических целях при отборе дошкольников в группы для детей с ЗПР в ДОУ, а также в процессе отслеживания динамики развита детей.
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
Авторы: Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д.
Аннотация
Программа адресована специалистам, воспитывающим и обучающим детей в специализированных учреждениях: учителям-дефектологам, учителям-логопедам, педагогам-психологам, воспитателям, музыкальным руководителям. Ее содержание должно учитываться специалистами дополнительного обучения (если они имеются). Она рекомендуется и для работы с отстающим в развитии ребенком в семье. Материалы программы могут быть также использованы в диагностических целях в работе ПМПК при отборе детей в специальные дошкольные учреждения, специалистами ДОУ при изучении детей в ходе обучения и по его итогам.
Работа по программе предъявляет существенные требования к квалификации специалистов. Поэтому с ней целесообразно знакомить студентов педагогических колледжей, факультетов дошкольного воспитания, дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений, слушателей курсов повышения квалификации работников образования и пр.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ
Автор: Баряева Л.Б.
Аннотация
В пособии раскрываются современные подходы к формированию элементарных математических представлений у детей с различным уровнем интеллектуального развития. Представлены этапы формирования математических представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью, показана организация работы по проведению занятий. Кроме теоретического обоснования работы по коррекции математического развития детей предлагается большое количество конспектов занятий, литературный материал к ним.
Пособие адресовано учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям, работающим с детьми, имеющими проблемы в интеллектуальном развитии, студентам факультетов коррекционной педагогики педвузов, педагогических колледжей, а также оно окажет несомненную помощь родителям, воспитывающим детей с трудностями в психомоторном развитии.
ДИСКАЛЬКУЛИЯ У ДЕТЕЙ: ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ В ОВЛАДЕНИИ СЧЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Авторы: Л.Б. Баряева, С.Ю. Кондратьева
Аннотация
В пособии представлена программа и краткое содержание курса «Профилактика и коррекция дискалькулии у детей», дана методика комплексного изучения общефункциональных механизмов речевой деятельности в структуре формирования навыка счета у детей дошкольного и младшего школьного возраста. В пособие описаны направления, содержание и приемы работы по профилактике и коррекции данного нарушения у детей с тяжелыми нарушениями речи и детей с задержкой психического развития.
Пособие адресовано студентам педагогических ВУЗов, оно может быть полезно учителям‑логопедам, учителям‑дефектологам, воспитателям, учителям начальной школы, педагогам‑психологам, слушателям курсов повышения квалификации, заботливым и внимательным родителям.
МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНОГО ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕФУНКЦИОНАЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТРУКТУРЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА СЧЕТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Авторы: Л.Б. Баряева, С.Ю. Кондратьева
#Аутизм #РАС #Autism #ASD #Нарушения_речи #ЗПР #Умственная_отсталость #Развивающие_занятия #Воспитание #Обучение #Дискалькулия #Autosanimus
Источник
Задержка психического развития. Что это?
Многие родители за каждодневными заботами не придают значения тому, что ребенок постоянно возбудим, быстро утомляется, часто капризничает, считая, что он просто избалован. По настоящему они начинают беспокоиться, когда педагоги в детском саду обращают внимание на то, что ребенок не усваивает программу детского сада: не активен на занятии, легко отвлекается, не удерживает внимание, мешает другим. Также проявляется отставание в развитии речи. Ребенка направляют на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), на которой специалисты обследуют ребенка и выносят «вердикт» – ЗПР (задержка психического развития).
Причины ЗПР многообразны. С одной стороны – это инфекции, интоксикации, травмы, воздействующие на мозг малыша (преимущественно на ранних стадиях внутриутробного и постнатального периода). С другой стороны – это могут быть неблагоприятные микросоциальные условия, которые, как дополнительный фактор, усугубляют состояние ребенка. Дети с ЗПР – это многочисленная и разнородная по своему составу категория. Определенная группа детей имеет негрубые нарушения со стороны ЦНС, вследствие ее раннего органического поражения. У другой группы детей ЗПР возникает на фоне функциональной незрелости ЦНС. Еще одной причиной отставания могут стать соматическая ослабленность и наличие хронического заболевания. Независимо от причины ЗПР – все эти дети нуждаются в своевременной коррекционной помощи.
Основной целью коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с ЗПР в условиях дошкольного учреждения является формирование психического базиса для полноценного развития личности ребенка: формирование «предпосылок» мышления, памяти, внимания, восприятия, развитие зрительных, слуховых и двигательных функций, познавательной активности каждого ребенка.
Направления работы:
- Комплексное психолого-медико-педагогическое обследование познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и т.д. Определение индивидуального маршрута развития;
- Воспитание устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности;
- Формирование ведущих видов деятельности;
- Обеспечение полноценного психологического развития: оздоровление организма, коррекция двигательной сферы, развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики; формирование эталонных представлений (цвет, форма, величина); развитие мышления и речи, памяти и внимания; развитие умственных и творческих способностей;
- Развитие речи;
- Коррекция недостатков в эмоционально-волевой сфере: формирование умения регулировать свое поведение, умение подчиняться правилам игры, режимным моментам и т.д.;
- Формирование коммуникативной деятельности: умение находить и поддерживать контакты с детьми и сверстниками.
Литература, рекомендуемая для родителей:
1. Кондратьева С.Ю. Если у ребенка задержка психического развития. –СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
2. Борякова Н.Ю.Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. – М:Гном-Пресс, 1999.
3. Зорин К.В. Почему страдают дети. – М:Русский Хронограф, 2009.
4. Родители – в ответе за воспитание детей / под ред. Л.М.Шипициной. – СПб: ИСПиП,2002.
Источник