Концепция воспитания и развития ребенка амонашвили

Концепция воспитания и развития ребенка амонашвили thumbnail

Библиографическое описание:

Сохина, И. И. О концепции воспитания Ш. А. Амонашвили / И. И. Сохина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 5 (15). — С. 98-99. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/74/2791/ (дата обращения: 20.12.2020).



В сегодняшнее время очень остро встает проблема выбора концепции воспитания наших детей. Будь то воспитание детей в группе детского сада или же одного ребенка в семье, то и дело слышишь от посторонних людей, от других воспитателей утверждение: «Вы неправильно воспитываете своих детей». Мамы и папы вступают в дискуссии, спорят о том, что можно, а что нельзя позволять ребенку.

Я очень хорошо помню период трехлетия моего сына. Был он очень непослушным мальчиком, каждый день вымогал купить ему игрушку, закатывал истерики в общественных местах. «Кризис трех лет», — скажете вы. Да, я это знала, но, тем не менее в глазах окружающих всегда читался упрек: «Ваш ребенок плохо воспитан». Одна моя подруга как-то заметила: «Твой сын тебя не слушается, потому что ты ведешь себя с ним на равных, будто вы друзья, а не сын с мамой». Ответы на вопросы я решила поискать в педагогической теории о воспитании детей.

Педагогическая система такова, что обязательно в детях нужно воспитывать определенные качества, при помощи упражнений, игр добиваться каких-либо результатов, воздействовать на ребенка теми или иными методами. Получается, что педагогическая система воспитания — это своего рода насилие над личностью ребенка. Пусть оно незаметное, но все же давление на него. Такая точка зрения прослеживается в большинстве трудов по педагогической теории воспитания. Воспитание — это целенаправленный процесс воздействия на ребенка.

Только у одного педагога Ш. А. Амонашвили представлен другой совершенно иной подход к процессу воспитания детей. Воспитание у него выступает в другой плоскости и заключается в любви и понимании педагогом каждого ребенка в отдельности, именно поэтому его учение, постулаты актуальны на сегодняшний день. Этот современный мир, в котором ребенок отчаянно нуждается во внимании все время занятых на работе родителей, требует более чуткого отношения воспитателя к ребенку, ведь это человек, с кем ребенок видится очень часто и проводить одну треть своего времени.

Во главе педагоги Ш. Амонашвили лежит некий принцип невмешательства в познавательную активность ребенка. Ведь по сути, если разобраться, то для чего вообще нужно воспитание? Да, ребенок делает много всего неправильного, и естественно, мы — взрослые должны уберечь и научить ребенка правилом безопасности жизнедеятельности. Но и многое из того, что ребенок совершает, естественно в его возрасте и он должен пройти этот этап возрастного развития. Но это мешает нам, взрослым людям. Мы ругаем, его за то, что он лазит, где не следует, бегает, раскидывает игрушки, и не задумываемся над тем, что это закономерность его развития. Вот что говорит нам Ш. Амонашвили: «Ребенок живет по своим законам, нельзя ему иначе жить. А почему мы ему не разрешаем, больше запрещаем, чем даем разрешение на что-то?» [1]. Нужно всегда помнить педагогический принцип перехода из количественного в качественное, принцип разрешимых противоречий. Если ребенок сам не будет осваивать, разрешать возникшие перед ним трудности, задачи, значит никакого качественного скачка в его развитии не будет.

А все запреты, правила поведения от того, что нам просто некогда заниматься своими детьми. У нас есть свои заботы и развлечения, сквозь них дела детей нам кажутся глупостью, ненужной заботой. Нам нравится, когда дети рассматривают книжки, рисуют, тихо мирно рассказывают друг другу сказки, потому что в это время мы можем спокойно заниматься своими делами. То есть за счет замедления жизни детей мы выигрываем время для удовлетворения своих потребностей. Чем многограннее у ребенка жизненный опыт детства, тем успешнее можно вплетать в него богатейший опыт человечества.

Ведущая роль в воспитании детей у Ш. А. Амонашвили принадлежит детскому впечатлению. Без запоминающегося впечатления воспитание не состоится. «Находится под впечатлением» в действительности означает, что человек действует, мыслит воспринимает мир, в соответствии с эмоциональной сутью впечатления. Чем сильнее оно оказывается, тем дольше оно может управлять ребенком. Впечатление — это сила, устанавливающая погоду в духовном мире ребенка, и потому нужно, чтобы оно было добрым и возвышающим. Какие у ребенка создаются впечатления в организованном нами воспитательном процессе — от этого будет зависеть направленность его личностных ориентаций, мыслей и поведения. Духовный мир ребенка обогащается только в том случае, если он это богатство впитывает через дверцы своих эмоций, через чувства сопереживания, сорадости, гордости, через познавательный интерес. [2]

Читайте также:  Интелектуальное развитие ребенка 3 лет

Таким образом, главными в концепции воспитания детей Ш. А. Амонашвили являются два ведущих направления:

1. Невмешательство в жизнь ребенка, где главным является минимум запретов.

2. Организация педагогического процесса на основе создания запоминающихся ярких впечатлений.

Каким образом можно внедрить эти два направления в практику воспитания детей родителям и воспитателям?

Во-первых, родителям нужно забыть слово «нельзя» и придумать другое слово. Ну, например, наблюдая, что ребенок делает что-то не так, маме или папе нужно призадуматься, почему их дочь или сын это делают и постараться объяснить последствия этого поступка ребенку доступными для него словами. Может родителям не стоит запрещать детям, к примеру, лазить на возвышенность, а просто подстраховать его, ведь ребенок должен развиваться физически, познавать мир на собственном опыте.

Во-вторых, воспитателю необходимо как можно большим образом задействовать чувственный опыт ребенка. Занятия должны быть построены так, чтобы ребенок прочувствовал сопереживание, потрогал, пощупал, понюхал, чему-то удивился. Ребенок должен уйти из детского сада под впечатлением.

Ш. А. Амонашвили поделился со мною своим опытом воспитания детей. В его работах я нашла душевный отклик, отражение своих взглядов на воспитательный процесс в детском саду и, в частности, в воспитании своего ребенка.

Литература:

  1. Амонашвили Ш. А. Как живете дети? — М.: Просвещение, 1986 г.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, воспитание детей, детский сад, воспитание, воспитательный процесс, впечатление, время, духовный мир ребенка.

Похожие статьи

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на…

Духовное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека

Воспитательный процесс в детском саду необходимо строить на основе русской культурной традиции, которая предполагает

Детские впечатления обсуждаются в диалогах, задушевных беседах.

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей

Аспекты духовно-нравственного воспитания детейдетский сад, ребенок, родитель, семья, дошкольный возраст, воспитание, приобщение детей, нравственное воспитание, воспитание детей, ценность.

Влияние семьи и детского сада на духовно-нравственное…

Духовно-нравственное воспитание является не только первостепенной задачей, средством преодоления трудностей между родителями и детьми в семье, между детьми в детском сообществе, между семьей и ДОУ.

Создание условий для развития нравственных качеств…

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира.

Важно сформировать у ребенка представление о принадлежности к человеческому роду; воспитывать уверенность в себе.

Аспекты духовно-нравственного воспитания детей дошкольного…

детский сад, ребенок, родитель, семья, дошкольный возраст, воспитание, приобщение детей, нравственное воспитание, воспитание детей, ценность.

Необходимые условия совершенствования…

Православное воспитание детейпроцесс взаимопроникающий, в котором ребенок и педагог духовно возрастают одновременно. Наш опыт показывает, что такая тонкая сфера воздействия на эмоции и разум ребенка не терпит менторского подхода…

родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание

родитель, Ребенок, детский сад, воспитатель, семья, Педагог, дошкольное учреждение, образовательный процесс, воспитание детей, группа.

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка. родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс.

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок

воспитание детей, роль отца, отец, семья, ребенок, пап, детский сад, расширение представлений, роль матери, число работ.

детский сад, семья, родитель, ребенок, проблема, практическая помощь, педагогическое сопровождение, воспитательная среда, дошкольное…

Источник

«Школа радости». Методика воспитания Шалвы Амонашвили

Шалва Александрович Амонашвили – профессор и доктор психологии, автор собственной педагогической методики. Методика воспитания Шалвы Амонашвили пронизана уважением к ребенку, направлена на развитие личности и построение доверительных отношений между детьми, родителями и учителем. Она получила название «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе». Первый проект педагога назывался просто – «Школа радости». Сегодня идеи этого подхода воплощаются в жизнь в детских садах и школах по всему миру и, конечно, в отдельных семьях.

Основы воспитания

По мнению Шалвы Амонашвили, есть несколько видов воспитания: стихийное – как получится; традиционное, которое определяется традициями семьи; идейное – подчиненное некой идее; и системное. Именно последнее, по словам известного педагога, является основой для гармоничного развития.

Системное воспитание состоит из пяти элементов. Их нельзя рассматривать как тест с ответами «да» или «нет», скорее, это открытые вопросы самому себе. В Интернете можно найти множество видеороликов с лекциями знаменитого педагога. В них Амонашвили озвучивает эти вопросы и сопровождает их пояснениями:

  1. Взгляд на ребенка. Кто он? Зачем пришел в эту семью? К чему стремится? Исходя их этих ответов, возникают следующие вопросы: какова моя ответственность; что я могу вложить в него?

  2. Цель воспитания. «В советские времена говорили, что нужно воспитывать верных строителей коммунизма, а сейчас – верных «путинцев»? Нужно для себя определить, какого человека вы хотите вырастить – доброго, порядочного?» – подчеркивает педагог.

  3. Подход к ребенку. Нужно установить правила, которые нельзя будет нарушать, даже если захочется накричать, нагрубить ребенку.

  4. Личность воспитателя. Достоин ли я воспитывать своего ребенка? Ребенок – наше зеркало. Если ребенок не слушается, не убирает игрушки, нужно задуматься – а всегда ли мы сами поддерживаем порядок в доме и т.д.

  5. Образ нашей жизни. Есть ли доброта, уважение, любовь в семье? У Льва Толстого, который был гениальным педагогом, есть такое высказывание: «Истинное воспитание ребенка – воспитание самих себя».

Читайте также:  Центр развития ребенка 397 пермь

Основы методики

Основные адресаты методики воспитания Амонашвили – это дети младшего школьного возраста. Именно с ними много лет назад грузинский педагог начал свой воспитательный эксперимент.

Амонашвили настаивает на том, что детей надо любить и с ними заниматься, тогда в них расцветают чудесные цветы талантов. В школе всё зависит вовсе не от реформ, а от конкретных учителей.

Шалва Александрович призывает педагогов постоянно развивать свое педагогическое мастерство. Его трилогия «Педагогическая симфония», книга «В школу с шести лет» даже для опытных педагогов становятся вдохновляющим откровением.

Вот какие принципы лежат в основе методики Амонашвили:

  1. Детей нужно любить такими, какие они есть;

  2. Нужно уметь считаться с детьми. Не считать их заботы и проблемы чем-то мелким. Взрослый должен понимать ребенка, уметь поставить себя на его место;

  3. Взрослый должен верить в силу воспитания. И вне зависимости от возникающих трудностей – искать пути для обучения и развития ребенка;

  4. Педагог, воспитатель должен сочетать в себе такие качества, как строгость, сдержанность, скромность, чуткость, искренность, любовь к жизни.

Как работает методика Амонашвили

Один из важнейших принципов методики – отказ от оценочной системы, унижающей достоинство ребенка. Амонашвили также призывает педагогов отказаться от красных чернил и пользоваться зелеными, чтобы отмечать достижения воспитанников.

Ребенок должен соревноваться только со своими собственными достижениями.

Учитель должен научить ребенка радоваться не только своим успехам, но и чужим.

Детей нужно вовлекать как можно глубже в учебный процесс – дети могут сами составлять задания, выстраивать планы уроков и даже создавать учебники.

Уроки в школах Амонашвили проходят в форме беседы, обсуждения. В основной цикл школьной программы входят уроки общения, красоты, планирования деятельности. Есть уроки, посвященные природе, миру наук, иностранной речи и компьютерной грамотности.

Грузинский педагог также вводит уроки познавательного чтения. Шалва Александрович говорит, что «чтение нужно человеку не для того, чтобы быстро читать вслух или про себя, а для того, чтобы познавать. Это глобальное умение, которое дает человеку возможность проявлять выборочный интерес к печатной информации, с меньшей затратой сил извлекать из нее нужные знания».

На уроках письменно-речевой деятельности школьники пишут маленькие рассказы о том, как они познают этот мир. На уроках математического воображения ученики осмысляют такие понятия, как беспредельность и вечность, мироздание, порядок, космос. Учитель должен научить своих подопечных методам сравнения, анализа и обобщения.

Воспитательная система Амонашвили построена на основе понимания детства как важнейшего жизненного этапа, со своими сложными проблемами и переживаниями, которые должны пониматься и приниматься педагогом.

Методика будет полезна родителям, которые ценят индивидуальный подход к ребенку и согласны с гуманистическими мировоззрениями грузинского педагога и психолога.

Методика Амонашвили официально признана как система образования и рекомендована Минобразованием РФ для массового внедрения в школах.

Источник

Билет 19

Краткая характеристика воспитательных концепций Е. В. Бондаревской; «диалога культур» Н. Е. Щурковой; концепции гуманного воспитания Ш. А. Амонашвили.

Концепция личностно ориентированного образования культурологического типа Евгения Васильевна Бондаревской.

Образование – часть культуры, которая питается ею, и влияет на ее сохранение и развитие через человека. Чтобы обеспечить восхождение человека к общечеловеческим ценностям и идеалам культуры, образование должно быть культуросообразным.

Основным методом проектирования и развития должен стать культурологический подход, который предписывает поворот всех компонентов образования к культуре и человеку как ее творцу и субъекту, способному к культурному саморазвитию.

Цель образования – найти, поддержать, развить человека в человеке, заложить все необходимое для развития самобытного личностного образа и достойного человека жизни, диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

Читайте также:  Презентация программа индивидуального развития ребенка одаренный ребенок

Компоненты культурологического подхода к ЛОО:

Отношение к ребенку как субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию и самоизменению;

Отношение к педагогу как посреднику между ребенком и культурой;

Отношение к образованию как культурному процессу, движущими силами которого является поиск личностных смыслов;

Диалог и сотрудничество в достижении целей культурного саморазвития;

Отношение к школе как целостному культурно-образовательному пространству.

Принципы организации среды учения и жизнедеятельности: природосообразность; культуросообразность; индивидуально-творческий подход; жизнетворчество; сотрудничество.

Технологии ЛОО: смысло-поисковые; личностно-развивающие; технологии педагогической поддержки.

Ценности гуманистической педагогической культуры: личностные смыслы учения ребенка; индивидуальные особенности, самостоятельная учебная деятельность и жизненный опыт личности; педагогическая поддержка и забота, сотрудничество и диалог ученика и учителя; целостное развитие, саморазвитие, личностный рост ученика.

Содержание ЛОО должно включать: обязательные компоненты: аксеологический, когнитивный, деятельно-творческий и личностный.

Цель аксеологического компонента – введение учащихся в мир ценностей и оказание помощи в выборе личностно-значимой системы ценностных ориентаций, личностных смыслов.

Когнитивный компонент содержания образования обеспечивает научными знаниями о человеке, культуре, истории, природе, ноосфере как основе духовного развития.

Деятельно-творческий компонент способствует формированию и развитию у учащихся творческих способностей, необходимых для самореализации личности в различных видах деятельности.

Воспитательная концепция «диалог культур» Надежды Егоровны Щурковой.

Концепция Н. Е. Щурковой – формирование образа жизни, достойного Человека. Воспитание понимается как целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.

Цель воспитания – это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека, то есть построенную, по мнению автора, на Истине, Добре и Красоте.

Основу содержания воспитания составляют такие направления, как философическое, диалогическое и этическое воспитание.

Философическое воспитание – это воспитание надситуативного мышления, способности к обобщениям, чтобы ребенок мог за фактом видеть явления жизни, за явлением – закономерности, а за закономерностями «распознавать основы человеческой жизни».

Диалогическое воспитание – это стиль педагогического взаимодействия. Это организация такой жизни воспитанника, когда он находится в постоянном диалоге с самим собой, с картиной, другим человеком и т.д.

Этическое воспитание – это «возвышение до ученика», до той высокой этики, когда взаимодействие с ребенком выстраивается в системе «человек – человек».

Программа воспитания направлена на формирование ценностного отношения к природе, человеку, нормам культурной жизни, к социальному устройству; формирование жизненной позиции, развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути.

Концепция гуманного воспитания Ш.А. Амонашвили. Школа жизни.

Шалва Александрович

Система воспитания и обучения Амонашвили – «педагогика целостной жизни детей и взрослых» – строится на началах гуманности и веры в ребенка, на основе воспитания творчеством и сотрудничества педагогов с детьми. Задача школы – опираясь на всю полноту детской жизни, придать ей культурные формы саморазвития, превратить школьные занятия в «уроки счастья жизни», познания, общения, взросления. Амонашвили предлагает организацию такой детской жизни, которая помогает взрослому направить энергию ребенка на продуктивные занятия. «Воспитательный процесс прекращается с того и до того момента, пока ребенок не понимает, почему с ним так поступили, пока он не согласен с тем, как с ним поступили, и пока он озлоблен, что с ним так несправедливо поступили.

1.Воспитание личности через развитие ее духовного и нравственного потенциала; способствуя раскрытию и созиданию в ребенке черт и качеств благородства. Воспитание человека благородного есть ведущая цель гуманно-личностного образовательного процесса.

2.В качестве составных выступают «ось» и «питание»: в-ос-питание; то есть, «воспитание» синкретизирует в себе целостную идею о питании оси.

Если исходить из того, что школа есть скалистая лестница для восхождения (опять: в-ос-хождение) души и духовности человека, то самое фундаментальное понятие педагогики – Воспитание – должно означать: питание духовной оси, питание души. То есть, в школе через питание оси происходит восхождение, становление того самого главного в человеке, что и составляет всю суть его личности – души и духовности. Таким образом, 3.Воспитание не есть есть суть проявления, развития, восхождения внутреннего, духовно-душевного состояния личности, того состояния, которое есть источник и направляющая сила всей целостной жизни человека.

4.в-ос-питание, питание духовной оси человека, находящегося на пути становления, должно опережать обучение знаниям, оно как бы заготавливает ферменты очеловечивания и облагораживания знаний и тем самым просветляет ум. Знания действительно есть сила, но добрая или злая – это будет зависеть от качества сердца и духовности человека.

2. Обучение и развитие

Источник