Концепция ребенке и раннем развитии

КОНЦЕПЦИЯ РАННЕГО ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА

При всей безобидности и кажущейся отдаленности именно проблемы материнства и детства имеют прямое отношение к экономической, политической и культурной жизни России. По своей сути они связаны с сохранением национального генофонда, поэтому должны быть приоритетно выделены, оперативно и социально-грамотно решаемы.

Последнее возможно на основе анализа разных сторон социальной практики, имеющей прямое отношение к обеспечению психофизического благополучия материнства и детства.

Современные родители испытывают большие трудности в экономическом отношении: состояние здоровья членов семьи, их трудовая занятость, малая материальная обеспеченность. Многие семьи остро нуждаются в социальной помощи государства, в частности в общественном воспитании детей. Для малышей из этих семей, а они составляют большой процент детского населения, необходимы ясли, полнодневные группы раннего возраста в ДОУ и даже круглосуточные детские учреждения.

Растущая потребность населения в ясельных группах требует не только социально-грамотного решения проблемы воспитания детей раннего возраста, но и современного подхода к ней, обновления педагогической системы. Вопрос ставится о культуре воспитания, качестве жизни детей в условиях семьи и детского учреждения.

Известно, чем младше ребенок, тем более он отличен от взрослого. Как писал , выдающийся отечественный психолог, душевная жизнь младенца «отличается самым серьезным образом от психической жизни, возможной при развитой и зрелой центральной нервной системе». (Выготский, Л. С. Младенческий возраст // Собр. соч. Т. 4. М., 1984. С. 281.)

Ранняя социализация ребенка проходит по законам развивающейся отражательной способности мозга ребенка и фор­мирующейся на ее основе особой форме поведения – подражании.

Отражая социальный мир, ребенок копирует, творчески имитирует мимику, жесты, артикуляцию, интонации голоса, звуков, слова, действия, эмоции, поведение взрослых, нахо­дящихся рядом с ним. Именно взрослый создает все условия для нормального психофизического развития малыша.

Социальная среда и общение имеют особое значение для развития и воспитания детей раннего возраста. Рядом с маленьким ребенком должны находиться культурные, педагогически подготовленные люди, отличающиеся высоким гуманизмом и милосердием, живущие по законам совести, добра и красоты, способные заложить в детях доверие к окружающему миру. Эти личностные качества взрослых обычно проявляются далее в их облике и чутко улавливаются маленькими детьми.

Сказанное позволяет особо выделить проблему «взрослый-ребенок», потому что она практически связана с реализацией общения в системе двусторонней связи. Со стороны ребенка это чисто человеческая форма активности, выражающаяся в потребности обратить на себя внимание взрослого, заявить о себе, «выразить себя».

Потребность в контактах со взрослым обнаруживается в инициативности малыша (первая улыбка, эмоциональные проявления в «комплексе оживления», ориентировочное действие «взор на лицо взрослого», выразительные жесты и мимика, вокализации и т. п.). Активность самовыражения носит жизнетворческий характер, потому что на каждом этапе своего развития в младенчестве и раннем детстве малыш демонстрирует не только инициативность, но и уровень своей социальной, интеллектуальной и физической готовности. Вместе с тем на фоне общевозрастных проявлений обнаруживается яркая индивидуальность детей в контактах со взрослым (у каждого малыша свои первые слова, свои приемы освоения окружающего, проявления эмоциональной жизни, двигательной выразительности, сенсорной активности и пр.). Это общение со взрослым – жизненно необходимая канва реализации генетической задачи раннего детства – вхождение в социальный мир. Неслучайно движущими силами психического развития в ранний период детства выступает интегративное взаимодействие ребенка с окружающей средой, которое включает развивающее общение со взрослым, окружающий предметный мир и активную деятельность самого малыша, направленную на его познание и освоение.

Эту форму взаимодействия следует рассматривать в системе двусторонней связи – педагогики диалога – на всех этапах раннего онтогенеза. Расслышать, понять малютку и бережно отнестись к нему – задача взрослого.

В условиях общественного воспитания эта задача со стороны педагогического коллектива должна обеспечиваться высоким профессионализмом, позволяющим педагогически грамотно «расшифровать» поведение детей в тот период, когда они еще не вербализуют, т. е. не умеют выразить словом свое физическое состояние, душевные потребности и желания. Развивающее общение взрослого с ребенком имеет свою неповторимую специфику в ранний период жизни ребенка, которая реализуется знанием педагогики раннего детства.

При дефиците общения детей со взрослыми наблюдается отсутствие у них стимула «Я сам!», угасание яркой ориентировочно-исследовательской деятельности, эвристического поведения, элементов творчества. И, наоборот, при благоприятных условиях, уже в самые ранние годы у ребенка наблюдается яркая познавательная деятельность, активность мышления, создаются реальные предпосылки творчества.

Все это уже имеет отношение к развитию личности ребенка. Амплификация (обогащение) педагогического процесса в целом направлена на формирование ведущих линий развития детей (речи, наглядно-действенного мышления, развития действий с предметами, формирования познавательных эмоций, сенсорной активности и т. д.).

Следует помнить, что именно в раннем детстве закладывается фундамент общего развития, это стартовый период всех человеческих высот.

Практическая реализация концепции раннего детства связана с идеей семейно-общественного воспитания на основе принципов научности, вариативности, непрерывности и целостности, преемственности.

Принцип вариативности предполагает различные формы взаимодействия семьи и детского учреждения, гибкое реагирование на запросы населения (микрорайона, округа) в зависимости от региональных особенностей и социальных потребностей.

Различные типы (модели) учреждений семейно-общественного воспитания выбираются родителями по своему желанию и отличаются разной степенью участия последних в воспитательном процессе, социальным статусом семьи и ее зависимостью от материального благополучия.

Разные формы помощи ухода за детьми могут быть оказаны через общественную форму воспитания: патронаж, прогулочные группы при детских учреждениях, диагностические центры и группы коррекции развития детей, группы развития с кратковременным пребыванием детей в детских учреждениях и т. п.

Вместе с тем следует отметить, что «чистые» ясли остаются классическим вариантом помощи мало обеспеченным родителям: студентам, матерям-одиночкам, многодетным и со­циально-неблагополучным семьям. Ясли оздоровительного типа ориентированы на коррекцию здоровья в зависимости от профиля заболевания ребенка.

Ясельные группы для детей раннего возраста в условиях ДОУ являются основной формой взаимодействия обществен­ного воспитания и семьи. Они достаточно продуктивны в обес­печении психофизического благополучия детей при условии соблюдения гигиенических норм и правил наполняемости, могут иметь круглосуточный 5-дневный режим работы, предусмотренный социальным положением семьи.

Для детей, не посещающих детские учреждения, необходимы педагогические консультативные центры, в которых молодым родителям может быть оказана действенная помощь в воспитании самых маленьких детей в условиях семьи («Материнские школы»).

Медико-психолого-социальные центры необходимы для малышей, имеющих проблемы в развитии и воспитании в условиях семьи и детского сада. Они выполняют роль консультативных, диагностических и коррекционных центров.

Стратегия качественного обновления системы

общественного и семейного воспитания

детей раннего возраста

Задача

Восстановление и качественное обновление системы общественного воспитания детей раннего возраста на основе последних достижений науки и практики.

Цель

Обеспечение качества жизни детей раннего возраста в условиях семьи и детского учреждения. Реализация самоценности первых лет жизни ребенка на основе современных технологий воспитания и развития.

Социальная направленность

Обогащение культуры воспитания детей раннего возраста в семье и обществе – привнесение знаний общечеловеческих ценностей в определении раннего периода детства и востребование их рациональной педагогикой сегодняшнего дня. Сохранение лучших традиций «классической» педагогики прошлого.

Ведущие линии реализации

1) Обеспечение здорового образа жизни. Гарантии здоровья на основе современных технологий воспитания и развития детей раннего возраста (медико-педагогический аспект).

2) Обеспечение социального благополучия ребенка в условиях семьи и детского учреждения.

3) Обеспечение психического здоровья и всестороннего развития ребенка в условиях семьи и детского учреждения.

Средства реализации

Развивающее общение. Развивающая среда. Развивающая деятельность.

Принципы реализации

Принцип вариативности. Принцип научности.

Принцип непрерывности и целостности.

Принцип преемственности.

Условия реализации

Детский сад – «открытая система воспитания», реализующая физическое, психическое и эмоциональное благополучие материнства и детства в условиях семьи и детского учреждения.

Стратегия реализации

Взаимодействие на основе педагогического диалога.

Предполагаемый результат

Качественное обновление системы общественного воспитания детей раннего возраста – новый уровень культуры педагогического процесса в целом.

Все общественные учреждения для детей раннего возраста должны выступать проводниками здорового образа жизни, гарантами здоровья, психофизического благополучия, комфорта и духовного развития.

Источник

Умный, здоровый, физически и психически развитый ребенок – мечта любого родителя. Именно к этому мы стремимся, играя и занимаясь с детьми. Но как развивать ребенка правильно, чему учить, пока он маленький, на чем сконцентрировать основные усилия? От обилия идей и советов по детскому развитию голова у мам подчас идет кругом. В данной статье мы проведем обзор основных иностранных методик раннего развития детей, поговорим об их особенностях и главных принципах.

Имея представление обо всех методиках, вам будет проще определиться с тем, элементы какой/каких из них стоит взять на вооружение

Методика раннего развития детей Гленна Домана

Гленн Доман – американский нейрофизиолог, разработавший уникальную методику развития, которая изначально была направлена на реабилитацию детей с повреждениями мозга. В течение многих лет врач проводил исследования и детально изучал закономерности детского развития, что и помогло ему создать комплексную лечебную программу. Занятия, включающие в себя зрительную, слуховую, тактильную стимуляцию, дыхательные упражнения, мануальное воздействие и упражнения на развитие речи вызывают заметные улучшения в состоянии больных детей. Доман считал, что мозг «развивается в процессе его интенсивного использования, а развитие интеллекта ребенка прочно связано с его физическим развитием».

В дальнейшем Доман усовершенствовал свою методику, чтобы применять ее и для развития здоровых детей. Высокий уровень интеллектуальной и физической подготовки детей, с которыми занимались «по Доману», вдохновляет родителей использовать именно эту методику раннего развития

Основные принципы методики:

1) Физическое развитие (свобода движения ребенка, стимуляция врожденных рефлексов, использование трека для обучения ползанию, развитие чувства равновесия и умения преодолевать преграды, обучение плаванию);

2) Обеспечение ребенка максимумом информации (в ответ на вопрос ребенка нужно дать максимально развернутый ответ и дать возможность анализа – например, показав 10 карточек с изображениями того, о чем спрашивал ребенок);

3) Обучение чтению (регулярный показ карточек с изображениями знакомых предметов и их написанными красным шрифтом названиями);

4) Обучению счету (регулярный показ карточек с разным количеством красных точек, которые ребенок учится соотносить с понятием количества);

5) Энциклопедическое обучение (показ карточек с отчетливыми и крупными изображениями незнакомых ребенку предметов, животных, репродукций картин, людей, слов и т.д.).

Методика Домана-Маниченко

Одним из наиболее известных в России последователей Гленна Домана стал педагог и психолог Андрей Маниченко, создавший собственную адаптированную методику и основавший компанию «Умница». Основное отличие методики Маниченко от методики Домана – игровая форма обучения и активное участие ребенка в процессе.

Основные принципы методики:

1) Игровые микроуроки.

2) Комплексное обучение чтению – от карточек к книгам.

3) Занятия проводятся по карточкам, дискам, книжкам-вертушкам, книжкам-пряткам и листалкам.

Монтессори-методика раннего развития

Методике Монтессори или, как ее называла сама автор, системе самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде, уже более 100 лет. Мария Монтессори – первая в Италии женщина-врач, ученый, педагог и психолог. Работая детским врачом, она обратила внимание на бесцельность времяпровождения умственно отсталых детей и пришла к выводу, что в раннем детстве они не имели достаточного количества стимулов для развития. Целью разработки системы Монтессори было создание материалов, которые бы побуждали детей к познанию

Основные принципы методики:

1) «Помоги мне это сделать самому» – главный принцип методики Монтессори. Если ребенок может сделать что-то самостоятельно, родитель или педагог не вмешиваются в процесс и не пытаются помочь. Роль взрослого – наблюдать и предлагать малышу задания с тем материалом, который он сам выбрал. Ребенок работает в своем темпе и занимается тем, что ему интересно в данный момент. Это развивает уверенность в собственных силах, независимость.

2) Развивающая среда является основой методики Монтессори. Ее элементы должны стимулировать ребенка к познанию через все органы чувств. Помещение для занятий по системе Монтессори разделено на 5 зон с развивающими материалами: зона упражнений в повседневной жизни, зона сенсорного воспитания, математическая зона, зона родного языка, зона Космоса.

3) Методика Монтессори делает особый акцент на работе ребенка с предметами. Это и повседневные предметы, и специальные Монтессори-материалы, разработанные таким образом, чтобы ребенок мог справляться с ними самостоятельно. Большое внимание уделяется предметам, развивающим мелкую моторику – бусинам, шнуровкам, крупам и бобовым, шарикам, пуговицам.

4) Монтессори-группа состоит из детей разного возраста, что воспитывает в старших заботу о младших, а малышей стимулирует учиться у тех, кто взрослее.

5) Все материалы после занятия должны быть вымыты, сложены и убраны ребенком на место. Это с раннего возраста приучает детей к порядку и уважению к другим людям.

Методика раннего развития Сесиль Лупан

Сесиль Лупан – увлеченная ранним развитием мама, применившая методику Домана к двум своим дочкам и на практике понявшая ее плюсы и минусы. Именно поэтому многим нравится именно методика Лупан, а не Домана, ведь он писал свои книги, основываясь на среднестатистических показателях большого количества детей, не акцентируя внимание на индивидуальности каждого ребенка. Сесиль Лупан же более тонко и душевно подбирала методы обучения (и это естественно, поскольку она делала это не для чужих, а для своих собственных детей), с учетом склонностей и возникновения интереса к тому или иному занятию.

Основные принципы методики:

1) Родители – лучшие учителя для малыша. Ребенку важен интерес со стороны взрослых к его потребностям и интересам, но не нужна чрезмерная опека.

2) Обучение происходит в игровой форме и прекращается до того, как ребенок устанет. Занятия должны быть в радость и для малыша, и для родителей. Проверять знания ребенка не нужно.

3) Быстрота и новизна будут поддерживать естественную любознательность ребенка. Импровизированные занятия лучше серьезных заготовок.

4) Познание мира, по мнению Лупан, начинается с речи. Именно поэтому разговаривать с ребенком следует постоянно, даже если он пока ничего не понимает.

5) Важно учитывать индивидуальность каждого ребенка и проявлять гибкость и чуткость, раскрывая его природные способности.

6) Особое внимание, как и у Домана, уделяется физической активности ребенка, которая является основой для умственного развития. Сесиль Лупан является сторонницей грудничкового плавания по мeтоду Клэр Тиммeрманс.

Методика развития талантов Синити Сузуки

Синити (Шиничи) Сузуки – японский скрипач, педагог и основатель Института воспитания талантов. Он был убежден, что музыкальность не является талантом, а просто способностью, которую можно и нужно развивать. Синити Сузуки сравнивал обучение игре на музыкальных инструментах с обучением родной речи, считая, что в постижении любых навыков нет принципиальной разницы. Поэтому его методика называется еще «методом родного языка». Трех-четырехлетние воспитанники Сузуки поражали окружающих блестящей игрой на скрипке, что является явным показателем успешности данной методики.

Основные принципы методики:

1) Любовь, внимание и забота родителей – основа любого обучения. Доброжелательная атмосфера помогает раскрыться способностям ребенка.

2) Прививать ребенку любовь к музыке необходимо с рождения.

3) Многократные повторения, свойственные обучению музыке, способствуют развитию трудолюбия, пониманию смысла музыкального произведения, точности самовыражения.

4) К обучению нужно подходить как к игре, а не как к скучной обязанности. Тогда и ребенку учиться будет в радость.

Методика Масару Ибука

Масару Ибука – японский инженер и успешный бизнесмен, один из основателей компании «Sony». Однако он приобрел известность в большей степени как автор уникальной методики раннего развития, сочетающей в себе рекомендации касательно всех сторон жизни ребенка. Единственный сын Масару Ибука, страдавший аутизмом, вдохновил его на подробное изучение разнообразных педагогических методик и постоянные наблюдения за детьми и подростками. Результатом исследований стал провокационный вывод, ставший названием известной книги – «После трех уже поздно». Масару Ибука был убежден, что в первые три года жизни формируются умственные способности ребенка, а значит, родителям важно не упустить это «золотое время» для обучения малыша.

Основные принципы методики:

1. Первые три года жизни ребенка – это основа для всего его будущего. Поэтому важно обеспечить малышу благоприятную среду, постоянно общаться с ним, проявлять ласку и заботу, развивать его интеллектуально и физически, эстетически и музыкально. Окружение важнее в плане развития ребенка, чем гены.

2. Ребенка невозможно «перекормить» новыми знаниями, его нервная система блокирует информацию, когда мозг переполнен ей.

3. Необходимо знакомить ребенка с настоящим искусством, показывая ему репродукции картин великих художников и давая слушать музыку классических композиторов.

4. У ребенка не должно быть много игрушек, это рассеивает внимание и подавляет развитие.

5. Строгость к ребенку нужно проявлять в первые годы его жизни, а не наоборот. После 2-3 лет у малыша развивается самоуважение, а излишнее давление вызывает лишь протест и неповиновение.

6. Маленьких детей можно и нужно обучать иностранным языкам.

7. Родителям стоит поощрять творческие проявления ребенка.

7. Детям необходимо постоянно двигаться. Тренировать двигательные навыки нужно с младенчества. Очень полезна ходьба, которая задействует большую часть мышц тела.

Вальдорфская методика раннего развития

Вальдорфская методика была разработана Рудольфом Штайнером, немецким ученым, основоположником антропософии и педагогом. Основная задача воспитания ребенка по Вальдорфской системе – формирование свободной личности. Данная методика не приемлет раннего интеллектуального развития детей. Считается, что самым маленьким (детям до 7 лет) необходима подражательная познавательная деятельность, а не перенасыщение избыточной информацией. Вальдорфская система приветлива, доброжелательна, спокойна. Садики и школы, работающие по этой методике, существенно отличаются от традиционных: они имеют неторопливый темп, индивидуальный подход к каждому ребенку, в них нет оценок и сравнивания детей.

Основные принципы методики:

1. Главный принцип – это «неопережение», т.е. ребенок должен развиваться в своем темпе, с упором на качество, а не на количество.

2. Дети играют и работают только с натуральными материалами. Пластмассовые и электронные игрушки, различные гаджеты исключены. Вся атмосфера наполнена домашним уютом, ведь детей окружает естественность: дощатые полы и мебель, самотканые коврики, тряпичные куклы, деревянные и соломенные игрушки.

3. Большое значение придается психологическому комфорту ребенка, а значит, педагог Вальдорфского детского сада или школы должен уметь создать доверительную обстановку в коллективе.

4. Особое внимание уделяется занятиям различными видами искусств: музыкой, пением, живописью, лепкой и рукоделием. Вальдорфскую педагогику можно назвать скорее гуманитарной.

5. Дети очень много играют, преимущественно самостоятельно (взрослые лишь поддерживают интерес детей к игре). Кроме того, они участвуют во взрослой трудовой деятельности – готовке, уборке, садоводстве.

6. Отсутствуют принуждение, наказания и осуждение ребенка.

7. Важной частью Вальдорфской педагогики являются праздники, проводящиеся в духе народных традиций.

Методика раннего развития Макото Шичида

Макото Шичида – японский профессор, ученый, исследователь и практик в области деятельности головного мозга. Шичида считал детей гениальными от природы и не советовал родителям увлекаться академическим обучением. По его мнению, задача взрослых – создать для развития мозга ребенка благоприятную среду.

Основные принципы методики:

1. Приоритетным в методике Шичиды является развитие правого полушария мозга ребенка, отвечающего за интуицию и подсознание. Именно в этом основное отличие данного метода от традиционного, «левополушарного», применяющегося в большинстве современных детских садов и школ. Возраст с полугода до 6 лет Шичида считал идеальным для развития правого полушария.

2. Благожелательность родителей и позитивный настрой определяют успешность занятий.

3. Занятия с ребенком должны быть разнообразны и направлены на развитие всех способностей ребенка: фотографической памяти, визуализации, математических способностей, музыкальности, интуиции и даже экстрасенсорики. Шичида рекомендует использовать в занятиях большое количество карточек с разнообразными изображениями, танграмы, пазлы, книги, слушать с ребенком музыку, делать творческие задания и многое другое.

Источник