Концепция развития ребенка как субъекта музыкальной деятельности
РЕБЁНОК ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СУБЪЕКТ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Н.А. Симонова, Н.Н. Тихонова, МБДОУ «Д/С KB №29» городского округа город Воронеж
Определение ребенка как субъекта музыкальной деятельности является, по мнению ученых, первым шагом в раскрытии основы организации процесса музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста. Качествами, характеризующими человека как субъекта деятельности, являются: ценностное отношение, интерес, избирательная направленность, инициативность, свобода выбора, самостоятельность, творчество.
Опираясь на исследования ученых, рассмотрим некоторые особенности психологического портрета дошкольника, а также как проявляются эти качества в дошкольном возрасте.
Принципиальным является формирующийся в дошкольном возрасте тип отношения к миру или мотивационно-потребностная сфера ребенка. Иными словами, ребенок дошкольного возраста способен на выражение отношения, интереса, избирательной направленности в свойственных его возрасту видах деятельности и общения: Уникальная природа ребенка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятельностная. Дошкольника смело можно назвать практиком, познание им мира идет исключительно чувственно-практическим путем. В этом смысле природа ребенка изначально субъектна, поскольку дошкольник – это, прежде всего, деятель, стремящийся познать и преобразовать мир самостоятельно. Именно такое сочетание возможности выбора на основе оформляющихся отношений с потребностью все попробовать самому и предопределяет ход развития ребенка как субъекта доступных ему видов деятельности. И чем раньше это поймет взрослый, тем успешнее будет развитие.
Можно выделить две группы субъектных проявлений ребенка в музыкальной деятельности: эмоциональные и деятельностные.
Эмоциональные проявления выражаются в интересе ребенка к музыке, предпочтении этому виду деятельности. Ребенок любит слушать музыкальные произведения, ему нравится участвовать в разных видах музыкальной деятельности. Другим, не менее важным проявлением субъектности, становится избирательное отношение к музыке, т.е. предпочтение ребенка той или иной возможности взаимодействия с музыкой (слушать, петь, играть). Избирательность присуща не только детям старшего дошкольного возраста. Уже в раннем возрасте ребенок может выбрать, например, тот или иной инструмент шумового оркестра; может скучать во время пения, но оживляется в ходе музыкальных игр. Чем раньше педагоги заметят предпочтения ребенка, тем успешнее может быть его музыкальное воспитание.
Деятельностные проявления связаны с активностью и инициативностью ребенка в выборе музыкальных видов деятельности. Его субъектность определяется творческим отношением к выбору содержания музыкальной деятельности. Ребенок начинает самостоятельно предлагать варианты интерпретации того или иного музыкального произведения, предпринимая первые попытки анализа и самоанализа «продуктов» музыкальной деятельности.
Самым простым методом определения проявлений ребёнка как субъекта музыкальной деятельности является следующий – наблюдение за ребенком в минуты его свободной деятельности. Если он хочет и может заниматься музыкой сам, вне специально организуемых форм музыкального воспитания, то это и есть проявления его как субъекта музыкальной деятельности. У ребенка как субъекта музыкальной деятельности проявляются следующие качества: интерес к музыке; избирательное отношение к музыке и разным видам музыкальной деятельности,
инициативность, желание заниматься музыкальной деятельностью; самостоятельность в выборе и осуществлении музыкальной деятельности; творчество в интерпретации музыкальных произведений.
Музыкальная деятельность ребенка гораздо сложнее, чем у взрослого. Взрослый человек занимается одним из видов музыкальной деятельности – он либо слушает, либо исполняет, либо сочиняет музыку. Музыкальная деятельность дошкольника синкретична. Он не просто участник всех ее видов, а зачастую осуществляет их одновременно.
Следуя общей логике возрастного развития ребенка, становление музыкальной деятельности проходит ряд этапов:
1 этап – музыкально-предметная деятельность. На этом этапе интерес ребенка вызывают игрушки и инструменты, издающие звуки. Он накапливает опыт манипулирования с ними, делает первые выборы более привлекательных предметов, инициирует предметные и сенсорные игры с объектами – носителями звуков.
2этап – музыкально-игровая деятельность. Вступая в мир социальных контактов, ребенок начинает строить собственную систему отношений с другими людьми. Музыка становится на этом этапе источником обогащения опыта эмоциональных отношений и переживаний, что
позволяет обогащать социальные отношения в игре и общении; увлекательной игрой, поскольку любой вид музыкальной деятельности на этом этапе, будь то пение или слушание музыки, для ребенка – игра; содержательной основой игр, когда сюжеты и роли в детских играх становятся отражением их музыкальной культуры.
3этап – музыкально-художественная деятельность. К концу дошкольного возраста ребенка начинает в большей степени интересовать не сам процесс, а качество результата деятельности. Музыкально-художественная деятельность осуществляется переходом от музыкально-игровой к музыкально-художественной деятельности. Уже достаточный личный эмоциональный опыт позволяет ребенку переживать художественные эмоции и творчески интерпретировать музыкальные произведения. А опыт участия в музыкальной деятельности даст возможность старшему дошкольнику выбирать наиболее близкие и успешные в реализации позиции:
- слушателя, способного дать оценку музыкальному произведению и выразить результаты собственного восприятия;
- исполнителя музыкальных произведений (певца, участника оркестра, танцора);
- сочинителя (импровизатора музыкальных попевок и танцев; создателя сюжета музыкально-драматической игры и т.д.).
Развитие ребенка как субъекта музыкальной деятельности, переход от этапа к этапу обеспечивается в процессе накопления опыта данной деятельности. Опыт – содержание и результат жизнедеятельности человека, индивидуально-личностная форма, итог освоения действительности во всем ее многообразии. Опыт – важнейшее условие развития личности выступает тем основанием, которое предопределяет мотивы, выборы, поступки личности.
Музыкальный опыт, или опыт музыкальной деятельности, является разновидностью социокультурного опыта. Структура музыкального опыта включает: опыт эмоционально-ценностного отношения к музыке; опыт знания музыки; опыт умений взаимодействовать с музыкой; опыт творческой деятельности или творческого включения в музыкальную деятельность.
Рассмотрим подробнее каждый компонент в структуре музыкального опыта. Опыт эмоционально-ценностного отношения к музыке выражается в возникающих у ребенка интересах к музыке, музыкальных предпочтениях, первых попытках оценки личностной значимости музыкального произведения. Оформляющийся музыкальный вкус дошкольника определяется его эмоционально-ценностным отношением к музыке.
Опыт знания музыки складывается из музыкального кругозора ребенка (ориентации в музыкальных произведениях) и элементарной музыкальной эрудиции.
Опыт умений взаимодействовать с музыкой может быть охарактеризован двумя группами умений:
1-я группа – умения, которые точно названы Н.А.Ветлугиной как обобщенные способы музыкальной деятельности детей. Это умения, необходимые в любом виде музыкальной деятельности, позволяющие ребенку: адекватно реагировать на характер музыки; осуществлять художественно-эмоциональное восприятие музыкального образа; понимать музыкальный образ; деятельностно выражать эмоциональное отношение к музыкальному образу; интерпретировать музыкальные образы в разных видах художественной и игровой деятельности;
2-я группа – умения, необходимые для участия в разных видах музыкальной деятельности. Они могут быть охарактеризованы в большей степени как технические – певческие, инструментальные, танцевальные.
Опыт творческой деятельности или творческого включения в музыкальную деятельность накапливается в процессе активного участия ребенка в разных видах музыкальной деятельности: интерпретации музыкальных образов в доступных и интересных видах игровой деятельности; попытках музыкального сочинительства. Условия организации музыкальной деятельности детей дошкольного возраста должны обеспечивать единство эмоционального и художественного компонентов развития.
Педагогическое содействие в музыкальном воспитании детей заключается в специальном подборе музыкального репертуара и музыкальных игр, в которых музыка ясно выражает эмоции, настроение. С помощью педагога искусство становится для ребенка целостным способом познания мира и самореализации.
Источник
Даньшина Надежда
Современный взгляд на музыкальное воспитание и ребенка в детском саду
В статье анализируется и характеризуется процесс музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста с позиций целостного развития ребенка и становления субъектности дошкольника в музыкальной деятельности. Предложен современный взгляд на проблему методики музыкального воспитания в детском саду, определен генезис музыкальной деятельности детей раннего и дошкольного возраста. Сформулированы актуальные задачи методики музыкального воспитания и развития детей, призывающие ученых и практиков к инновационному поиску.
Ключевые слова: ребенок как субъект музыкальной деятельности, целостное музыкально-художественное развитие ребенка дошкольного возраста, онтогенез музыкальной деятельности в раннем и дошкольном детстве, опыт музыкальной деятельности ребенка-дошкольника, педагогические условия музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста, актуальные задачи методики музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Музыкальное воспитание всегда было и, очевидно, останется особым, уникальным воспитанием в дошкольном образовательном учреждении. Интерес к данной проблеме обусловлен не только необходимостью раннего музыкального развития детей, колоссальным потенциалом музыкального искусства в воспитании дошкольников, но, прежде всего, привлекательностью музыкальной деятельности для воспитанников детских садов, устойчивым интересом к пению, танцевальным движениям, игре на детских музыкальных инструментах. Музыка естественным образом вызывает у ребенка разнообразие эмоциональных проявлений, побуждает к творчеству, активизирует фантазию и игру, желание общаться и рассуждать о музыкальном искусстве. Дети с раннего возраста любят слушать музыку, с удовольствием подражают своим любимым исполнителям, самостоятельно разучивают и поют песенки любимых мультипликационных героев, экспериментируют со звучащими предметами и игрушками. Неподдельный интерес дошкольников к музыкальной деятельности заставляет нас, исследователей-методистов по музыкальному воспитанию, обращаться к истории становления методики и анализировать ее современное состояние, чтобы определить перспективы ее дальнейшего развития.
Обновление теории и методики музыкального воспитания дошкольников определяется, во-первых, развитием в последние годы такой научной отрасли, как философия детства. Уже не требует дополнительных доказательств общественное и научное признание самоценности периода детства в развитии человека, уникальности детской культуры и субкультуры, что предопределяет необходимость рассмотрения данной методикой проблем музыкальной субкультуры современного дошкольника, анализа педагогических подходов к обогащению элементарного, но уже личного музыкального опыта ребенка. Во-вторых, своеобразием современного дошкольного образования. При условии вариативности образовательных программ и типов дошкольных образовательных учреждений все острее обозначается необходимость решения проблемы целостного развития ребенка в педагогическом процессе детского сада. В связи с этим чрезвычайно актуализируется задача разработки подходов к организации процесса целостного художественного развития детей. Необходимость художественно-творческого развития ребенка, определение содержания и способов художественного образования обусловлены значимостью эмоционально-чувственного развития личности в период дошкольного детства. Развивающее значение взаимодействия ребенка с произведениями искусства заключается в эмоционально-личностном познании себя и окружающих, возможности самораскрытия и самовыражения в культурном контексте.
Все это позволяет рассматривать вопросы методики музыкального воспитания дошкольников в контексте концепции развития ребенка как субъекта детской музыкальной деятельности.
Исследования второй половины XX в. утвердительно ответили на вопрос о возможности развития ребенка дошкольного возраста как субъекта деятельности и субъекта культуры. Петербургская научная школа, возглавляемая А. М. Леушиной и В. И. Логиновой, внесла существенный вклад в решение данной проблемы. В фундаментальных теоретических работах (В. И. Логиновой, М. В. Крулехт, Е. Н. Герасимовой) и многочисленных диссертациях (О. В. Акуловой, Н. А. Вершининой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой, М. Н. Поляковой и др.) доказано, что ребенок в дошкольном возрасте, при определенных педагогических условиях, становится субъектом детских видов деятельности (игровой, трудовой, художественной). Проявления ребенкакак субъекта деятельности связаны с:
• самостоятельностью и творчеством при выборе содержания деятельности и средств ее реализации;
• процессами эмоционально-положительной направленности в общении и стремлении к сотрудничеству в детском сообществе.
Развитие изложенных научных идей связано с поиском ответов на следующие вопросы:
• В чем выражаются субъектные проявления дошкольника? Какие качества позволяют ребенку стать субъектом музыкальной деятельности?
• В чем специфика детской музыкальной деятельности? Каков генезис музыкальной деятельности в дошкольном возрасте?
• Что обеспечивает процесс развития ребенка как субъекта музыкальной деятельности? Как связаны музыкальный опыт и процесс развития музыкальной деятельности?
• Что есть целостное развитие ребенка как субъекта музыкальной деятельности в педагогическом процессе детского сада?
Субъектность человека проявляется, прежде всего, в демонстрации собственного личностного отношения к объекту, предмету или явлению действительности (формулировании оценки, интереса к нему). Затем на основании отношения формируются инициативы, т. е. желание проявить активность к избранному объекту. Инициативность трансформируется в собственно деятельность субъекта, которая осуществляется автономно и самостоятельно, на основании индивидуального выбора.
Поведенческая цепочка субъекта деятельности выглядит следующим образом:
1. Эмоциональный компонент, выражающий отношение, интерес, избирательность к предмету деятельности.
2. Эмоционально-деятельностный компонент, формирующийся на основании инициативы и инициирующий собственно деятельность.
3. Деятельностный компонент, проявляющийся в избирательности или свободе выбора, автономности, самостоятельности, творчестве человека.
Качествами, характеризующими человека как субъекта деятельности, следовательно,становятся:
• ценностное отношение;
• интерес;
• избирательная направленность;
• инициативность;
• свобода выбора;
• самостоятельность, автономность, творчество.
Как же проявляются эти качества в дошкольном возрасте?
Рассмотрим некоторые особенности психологического портрета дошкольника.
Первое. Принципиально важным для становления субъектности является формирующийся в дошкольном возрасте тип отношения к миру или мотивационно-потреб-ностная сфера ребенка (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, Д. Б. Эль-конин и др.). Это годы оформляющегося образа «Я», когда самоидентификация, сравнение «Я» и «Другого Я» происходит по начинающей складываться шкале ценностей, ценностных отношений, ориентаций. Иными словами, ребенок дошкольного возраста способен на выражение отношения, интереса, избирательной направленности в свойственных для него видах деятельности и общения.
Второе. Уникальная природа ребенка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятельностная. Дошкольника смело можно назвать практиком, познание им мира идет исключительно чувственнопрактическим путем. В этом смысле природа ребенка изначально субъ-ектна, поскольку дошкольник – это, прежде всего, деятель, стремящийся познать и преобразовать мир самостоятельно.
Именно такое сочетание возможности выбора на основе оформляющихся отношений с потребностью все попробовать самому и предопределяет ход развития ребенка как субъекта доступных ему видов деятельности.
Как может проявляться ребенок как субъект музыкальной деятельности?
Можно выделить две группы субъектных проявлений ребенка в музыкальной деятельности: эмоционально-субъектные и деятельностносубъектные.
Эмоционально-субъектные проявления выражаются в интересе ребенка к музыке, предпочтении этому виду деятельности. Ребенок любит слушать музыкальные произведения, ему нравится участвовать в разных видах музыкальной деятельности. Другим не менее важным проявлением субъектности становится избиратель -ность, избирательное отношение к музыке, т. е. предпочтения ребенка к той или иной возможности взаимодействия с музыкой (слушать, петь, играть и т. д.). Уже в раннем возрасте ребенок может устойчиво выбирать те или иные инструменты шумового оркестра, может скучать во время пения, но оживляться в ходе музыкальных игр.
Деятельностно-субъектные проявления связаны с активностью и инициативностью ребенка в выборе музыкальных видов деятельности. Его субъектность определяется самостоятельностью и творчеством в выборе содержания музыкальной деятельности. Ребенок начинает самостоятельно предлагать варианты интерпретации того или иного музыкального произведения, предпринимая первые попытки анализа и самоанализа «продуктов» музыкальной деятельности.
Таким образом, субъектные проявления дошкольника выражаются в оформляющемся отношении к миру и осуществлении деятельности, инициируемой этими отношениями.
У ребенка как субъекта музыкальнойдеятельности проявляются следующие качества:
• интерес к музыке;
• избирательное отношение к музыке и разным видам музыкальной деятельности;
• инициативность и желание заниматься музыкальной деятельностью;
• самостоятельность в выборе и осуществлении музыкальной деятельности;
• творчество в интерпретации музыкальных произведений.
Источник