Концепция педагогической поддержки ребенка и его развития

Концепция педагогической поддержки ребенка и его развития thumbnail

Концепция системного построение процесса воспитания.

Авторы концепции:Владимир Абрамович Караковский, Людмила Ивановна Новикова, Наталья Леонидовна Селиванова.

Понятие воспитания Цели и задачи Принципы Содержание Механизм воспитания
воспитание как целенаправленное управление процессом развития личности. Оно является частью процесса социализации и протекает под определенным социальным и педагогическим контролем. Главное в нем — это создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности систематического развития человека как субъекта деятельности как личности и как индивидуальности. воспитание направлено на всестороннее гармоничное развитие личности Задачи:
1. формирование у детей целостной и научно обоснованной картины мира.
2. формирование самосознания гражданина, ответственного за судьбу своей Родины.
3. приобщение детей к общечеловеческим ценностям
4. развитие у подрастающего человека креативности, «творческости» как черты личности.
5. формирование самосознания, осознания собственного «Я», помощь ребенку в самореализации.
принципы воспитательного процесса:
а)личностный подход в воспитании
б)гуманистичес-кий подход к построению отношений в воспитательном процессе;
в) средовой подход в воспитательной деятельности, т.е использование возможностей внутренней и внешней среды в развитии личности ребенка;
г)дифференцированный подход к воспитанию детей
д)природосообраз-ность воспитания,
е)культуросообра-зность воспитания, т.е. опора в воспитательном процессе на традиции народа, его культуру;
ж) эстетизация среды жизнедеятель-ности и развития ребенка.
 
Основу содержания воспитания составляют общечеловеческие ценности:
Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир.
Человек — абсолютная ценность, «мера всех вещей».
Семья — начальная структурная единица общества, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности.
Труд —
основа человеческого бытия, «вечное естественное условие человеческой жизни». Знания — результат разнообразного, прежде всего творческого труда. Культура — великое богатство, накопленное человечеством в сфере духовной и материальной жизни, высшее проявление творческих сил и способностей человека. Отечество единственная уникальная для каждого человека Родина Земля – общий дом человечества.
Мир –
согласие между людьми, народами и государствами — главное условие существования Земли, человеческой цивилизации.
Главный механизм воспитания – это функционирование воспитательной системы в рамках которой проектируются и создаются наиболее благоприятные условия для всестороннего развития учащихся.
Под воспитательной системой авторы концепции понимают «целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (целей, субъектов, их деятельности, общения, отношений, материальной базы) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат». Система воспитания должна быть гуманистической и обладать свойственными для нее признаками:
· наличие разделяемого и принимаемого как взрослыми, так и детьми целостного образа собственного учебного заведения, интеграция воспитательных воздействий через включение их в коллективные творческие дела;
· формирование здорового образа жизни учебного заведения, в котором преобладают порядок, позитивные ценности, мажорный тон, динамизм
· педагогически целесообразная организация внутренней среды учебного заведения – предметно-эстетической, пространственной, духовной;
· реализация защитной функции школы по отношению к личности каждого ребенка и педагога.

Концепция Педагогической поддержки ребенка и процесса его развития.

Автор– Олег Семенович Газман, потом продолжили его ученики и коллеги Т.В. Анохина, В.П. Бедерханова, Н.Б. Крылова, Н.Н. Михайлова и др.

О.С. Газман

Понятие пед.поддержки Цель и принципы Содержание Программы воспитания
Развитие ребенка протекает наиболее успешно тогда, когда возникает гармония двух сущностно различных процессов – социализации и индивидуализации. Социализация способствует усвоению ребенком принятых в обществе ценностей, норм и способов поведения и деятельности, а индиивидуализация – развитию индивидуально-неповторимого в конкретном человеке.
По мнению О.С.Газмана в образовании не существу-ет процесса, направленного на развитие индивидуаль-ности и субъектности ребенка. Таким процессом и должна стать пед. поддержка.
Под педагогической поддержкой О.С. Газман понимал своевременную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффек-тивной деловой и межличнос-тной коммуникацией; с жизненным, профессиональ-ным, этическим выбором .
О.С. Газман считал, что в воспитании должны быть 2 вида цели — цель как идеал и реальная цель. Целевую установку на формирование гармоничной, всесторонне развитой личности он рассматривал в качестве идеальной цели. А реальная цель воспитания: дать каждому ребенку базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия и объективные возможности семьи, школы, общественности.
Воспитательное взаимодействие между педагогом и ребенком следует строить на основе гуманистических принципов.
1. Всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении.
2. Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка.
3. Дети – носители грядущей культуры. Соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения. Воспитание – диалог культур.
4. Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий.
5.Признавай право на ошибку и не суди за нее.
6. Защищая ребенка, учи его защищаться.
нормы поддержки:
а) любовь к ребенку;
б) приверженность к диалоговым формам общения с детьми;
в) уважение достоинства и доверие, вера в миссию каждого ребенка;
г) ожидание успеха в решении проблемы;
д) признание права ребенка на свободу;
е) поощрение и одобрение самостоятельности;
ж) умение быть товарищем для ребенка.
Основу содержания воспитания составляет базовая культура личности «некоторая целостность, включающая в себя оптимальное наличие свойств, качеств, позволяющих индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой. Приоритетные направления базовой культуры :
· культура жизненного самоопределения;
· культура семейных отношений;
· экономическая культура и культура труда;
· политическая, демократическая и правовая культура;
· интеллектуальная, нравственная и коммуникативная культура;
· экологическая культура;
· художественная культура;
· физическая культура.
Центральное звено базовой культуры в четырех важнейших сферах: человек, общество, природа, ноосфера.
Сфера «Человек» предполагает самоопределение в понимании человека как вершины эволюции, самоценности человеческой жизни, индивидуальности
Сфера«Общество» происходит через освоение ценностей: Родина, демократия, правовое государство, семья, труд.
Сфера «Природа» может строиться через осознание себя как части природы. Оно включает также овладение экологической культурой, понимание собственной ответственности в процессе освоения и преобразования природы. «Ноосфера» предполагает формирование гражданского отношения к историческим, духовным, нравственным завоеваниям народа, воссоздание национальных традиций и их развитие как части мировой духовной и материальной культуры.
О.С. Газман предлагал 5 целевых программ: «Здоровье», «Общение», «Учение», «Досуг», «Образ жизни».
Ученики О.С. Газмана разработали и описали механизм педагогической поддержки ребенка в решении жизненно важных проблем. Он складываете из пяти этапов:
1 этап (диагностический) – диагностика предполагаемой проблемы, установле-ние контакта с ребенком, прогова-ривание проблемы самим школьни-ком, совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка.
II этап (поисковый) – организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы,взгляд на ситуацию со стороны (прием «глазами ребенка»);
III этап (договорный) – проектирование действий ребенка по решению проблемы
IV этап деятельностный – действует сам ребенок и действует педагог (одобрение действий ребенка, стимулирование его инициативы и действий.
V этап (рефлексивный) – совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы.

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных



Поиск по сайту:

Источник

Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития

Основные концептуальные положения о педагогической поддержке были разработаны членом-корреспондентом Российской академии образования Олегом Семеновичем Газманом и представлены им в октябре 1995 года на Всероссийской научно-практической конференции в докладе «Потери и обретения в воспитании после десяти лет перестройки». Несколько позже этот доклад был полностью опубликован на страницах газеты «Первое сентября» (№ 119 от 21 ноября 1995 года).

После смерти О.С. Газмана разработку концепции продолжили его ученики и коллеги Т.В. Анохина, В.П. Бедерханова, Н.Б. Крылова, Н.Н. Михайлова, С.Д. Поляков, СМ. Юсфин, которые совместно с работниками Центра «Педагогический поиск» (генеральный директор В.М. Лизинский) подготовили специальный выпуск журнала «Классный руководитель» (2000, № 3) о педагогической поддержке ребенка в образовании.

Понятие «воспитание». При разработке концепции педагогической поддержки О.С. Газман исходил из того, что развитие ребенка протекает наиболее успешно тогда, когда возникает гармония двух сущностно различных процессов — социализации и индивидуализации.

Первый процесс способствует усвоению ребенком принятых в обществе ценностей, норм и способов поведения и деятельности (формирование в растущем человеке социально-типичного), а второй становлению его индивидуальности (развитие индивидуально-неповторимого в конкретном человеке).

Анализируя практику обучения и воспитания, сложившуюся в образовательных учреждениях России к концу 80-х и началу 90-х годов, Олег Семенович приходит к выводу, что школы и их педагогические коллективы выполняют лишь социализирующую функцию и крайне слабо обеспечивают процесс индивидуализации.

Не случайно он определяет воспитание как специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения, а обучение — как передачу и усвоение системы знаний о природе, обществе, человеке и способах человеческой деятельности. Он называет воспитание и обучение процессами приобщения человека к общему и должному. А следовательно, в системе образования, по его мнению, не существует процесса, направленного на развитие индивидуальности и субъектности ребенка. Вот таким процессом и должна стать педагогическая поддержка.

Под педагогической поддержкой О.С. Газман понимал превентивную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением).

Продолжая разработку теоретических и технологических основ педагогической поддержки, ученики и коллеги этого известного ученого внесли некоторые коррективы концептуального характера.

Во-первых, в последних работах педагогическая поддержка не противопоставляется воспитанию.

Например, Н.Б. Крылова пишет: «…В целом придерживаясь позиции О.С. Газмана, я все же рассматриваю поддержку в более широком социокультурном контексте как элемент любого сотрудничества и взаимодействия, поскольку она является проявлением позитивного отношения к деятельности человека и готовности содействия его начинаниям и самореализации».

Во-вторых, предлагается рассматривать педагогическую поддержку как важнейший принцип личностно-ориентированной (гуманистической) системы воспитания. Этот принцип и отличает Педагогику свободы от Педагогики необходимости (насильственного формирования).

В-третьих, под педагогической поддержкой нередко понимается мягкая педагогическая технология, направленная на содействие процессам самоопределения, самостроительства и самовыражения личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

Раскрывая сущность явления «педагогическая поддержка», разработчики концепции подчеркивают, что семантический и педагогический смысл поддержки заключается в следующем: поддерживать можно лишь то, помогать можно лишь тому, что уже имеется в наличии, но на недостаточном уровне, количестве, качестве. Основными предметами поддержки педагогов являются субъектность («самость», самостоятельность) и индивидуальность, т.е. уникальное сочетание в человеке общих, особенных и единичных черт, отличающее его от других индивидов.

Цель и принципы воспитания. О.С. Газман считал, что в воспитании должны быть два вида целицель как идеал и реальная цель.

Целевую установку на формирование гармоничной, всесторонне развитой личности он рассматривал в качестве идеальной цели.

«Без представления об идеале, — по его мнению, — невозможно строить воспитательную работу даже в условиях, далеких от идеальных».

А реальную цель воспитания он сформулировал следующим образом: дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание индивида) и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах.

Будучи приверженцем гуманистических идей, О.С. Газман считал, что воспитательное взаимодействие между педагогом и ребенком следует строить на основе гуманистических принципов. Он советовал воспитателям соблюдать в педагогической деятельности следующие правила.

  1. Ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей.

  2. Самореализация педагога — в творческой самореализации ребенка.

  3. Всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении.

  4. Все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами.

  5. Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка.

  6. Дети — носители грядущей культуры. Соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения. Воспитание — Диалог культур.

  7. Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий.

  8. Доверяя — не проверяй!

  9. Признавай право на ошибку и не суди за нее.

  10. Умей признать свою ошибку.

  11. Защищая ребенка, учи его защищаться.

Уточняя и корректируя правила деятельности педагога в контексте педагогической поддержки, Н.Б. Крылова называет нормы поддержки, которые должны быть заложены в профессиональной позиции учителя (воспитателя). К ним она относит:

  • любовь к ребенку, безусловное принятие его как личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать;

  • приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по-товарищески (без сюсюканья и без панибратства), умение слушать, слышать и услышать;

  • уважение достоинства и доверие, вера в миссию каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений;

  • ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов;

  • признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право «хочу» и «не хочу»);

  • поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы;

  • умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен;

  • собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и оценку/самооценку.

Содержание воспитательного процесса. Основу содержания воспитания, по мнению О.С. Газмана, может составить базовая культура личности как «некоторая целостность, включающая в себя минимальное, а точнее, оптимальное наличие свойств, качеств, ориентации личности, позволяющих индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой (т.е. не только не вступать в конфликт с ней, но и вносить в ее развитие посильный вклад)». Приоритетными направлениями базовой культуры являются следующие:

  • культура жизненного самоопределения;

  • культура семейных отношений;

  • экономическая культура и культура труда;

  • политическая, демократическая и правовая культура;

  • интеллектуальная, нравственная и коммуникативная культура;

  • экологическая культура;

  • художественная культура;

  • физическая культура.

Центральное звено базовой культуры — культура жизненного самоопределения личности учащегося в четырех важнейших сферах: человек, общество, природа, ноосфера (интегративные продукты человеческой деятельности).

Сфера «Человек» предполагает самоопределение в понимании самоценности человеческой жизни, индивидуальности самобытности ее процесса, смысла деятельности, в понимании человека как вершины эволюции.

Самоопределение в сфере «Общество» происходит через освоение ценностей такого порядка, как Родина, народовластие, демократия, гласность, правовое государство, семья, труд, гражданская ответственность.

Самоопределение в сфере «Природа» может строиться через осознание себя как части природы и через природосообразное совершенствование себя (здоровья, эстетического начала, духовных устремлений). Оно включает также овладение экологической культурой, понимание собственной ответственности перед будущими поколениями в процессе освоения и преобразования природы.

«Ноосфера» (продукты человеческой деятельности) как сфера самоопределения предполагает осознание нравственной ответственности в использовании продуктов научно-технического прогресса, формирование у человека представлений о возможных последствиях его некомпетентного взаимодействия с техникой, освоение учащимися мира духовной культуры во всем ее многообразии, т.е. формирование гражданского отношения к историческим, духовным, нравственным завоеваниям народа, восстановление и охрана памятников культуры, воссоздание национальных традиций и их развитие как части мировой духовной и материальной культуры.

Таким образом, самоопределение личности ребенка и связанные с ним процессы самореализации, самоорганизации и самореабилитации являются главным предметом воспитательной деятельности педагога. Для проведения более целенаправленной работы воспитателя по оказанию помощи детям в их развитии и саморазвитии О.С. Газман предлагал разрабатывать и осуществлять пять целевых программ: «Здоровье», «Общение», «Учение», «Досуг», «Образ жизни». В ряде учебных заведений эти программы стали разделами планов работы классных руководителей.

Целевые программы

Декабрь

I декада

II декада

Ш декада

Здоровье

Общение

Учение

Досуг

Образ жизни

Механизм воспитания. Главным постулатом данной концепции выступает тезис о том, что воспитание есть не что иное, как помощь школьнику в его саморазвитии. «Воспитание, — по глубокому убеждению Олега Семеновича, — без желания самого ребенка совершенствовать себя невозможно». Педагог может и должен оказать поддержку ребенку в решении его проблем по укреплению здоровья, формированию нравственности, развитию способностей — умственных, трудовых, художественных, коммуникативных, являющихся, в свою очередь, базой для становления способности к самоопределению, самореализации, самоорганизации и самореабилитации.

Ученики О.С. Газмана разработали и описали механизм педагогической поддержки ребенка в решении жизненно важных проблем. Он складывается из взаимосвязанных действий школьника и педагога, выполняемых ими на следующих пяти этапах:

I этап (диагностический) — фиксация факта, сигнала проблемности, диагностика предполагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы (проговаривание ее самим школьником), совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка;

II этап (поисковый) — организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы (трудности), взгляд на ситуацию со стороны (прием «глазами ребенка»);

III этап (договорный) — проектирование действий педагога и ребенка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме;

IV этап (деятельностный) — действует сам ребенок и действует педагог (одобрение действий ребенка, стимулирование его инициативы и действий, координация деятельности специалистов в школе и за ее пределами, безотлагательная помощь школьнику);

V этап (рефлексивный) — совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности.

Решение проблем жизнедеятельности ребенка, формирование качеств его личности происходит тогда, когда воспитателями создаются благоприятные условия для развития школьника в доступных ему видах деятельности (учебной, производственной, досуговой); в общении со средствами массовой коммуникации, с искусством, со взрослыми и сверстниками; в обыденной (бытовой) сфере.

«Деятельность, общение и бытие ребенка, — по утверждению О.С. Газмана, — являются теми сферами и теми основными средствами, окультуривая которые воспитатель осуществляет физическое, нравственное воспитание, содействует развитию способностей».

Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса. В публикациях О.С. Газмана и его учеников нам не удалось обнаружить перечисления критериев и показателей эффективности процесса воспитания школьников. Но анализ ключевых идей концепции делает их очевидными. Поэтому к основным критериям результативности воспитательного процесса возможно отнести такие, как:

  • готовность ребенка к самоопределению, самореализации, самоорганизации и самореабилитации;

  • развитость индивидуальных способностей ученика;

  • нравственная направленность личности;

  • физическое и психическое здоровье школьника;

  • сформированность базовой культуры учащегося;

  • защищенность и комфортность ребенка в классной и школьной сообщности.

Эти критерии позволяют рассматривать и оценивать эффективность процесса воспитания и как фактора самореализации ребенка, и как важнейшего условия становления индивидуальности школьника.

Список использованной литературы:

1.Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – С. 61 – 68.

Источник