Концепция обучения ориентированного на индивидуальное развитие ребенка
Концепция личностно-ориентированного обучения И.С.Якиманской
И.С.Якиманская разрабатывает субъектно-личностный подход, предпологающий отно-шение к каждому ребёнку, как к уникальности, несхожести, неповторимости. В реализации этого подхода, во-первых, работа должна быть системной, охватывающей все ступени обучения. Во-вторых, нужна особая образовательная среда в виде учебного плана, организации условий для проявления индивидуальной избирательности каждого ученика, её устойчивости. Без этого невозможно говорить о познавательном стиле. В-третьих, нужен специально подготовленный учитель, который понимает и разделяет цели и ценности личностно-ориентированного образования.
В концепции И. С. Якиманской целью личностно-ориентированного образования является создание необходимых условий (социальных, педагогических) для раскрытия и последующего целенаправленного развития индивидуально-личностных черт ребенка, их “окультуривание”, превращение в социально значимые формы поведения, адекватные выработанным обществом социокультурным нормам.
И. С. Якиманская считает также необходимым в построении модели личностно-ориентированного образования различать следующие термины:
Индивид – человек как представитель рода, обладающий определёнными генотипическими свойствами, биологически обусловленными качествами (биоритмы, строение организма, психофизиологические особенности).
Индивидуальность (от лат. “особь”) – единичное, неповторимое своеобразие каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта собственного развития.
Личность – человек как носитель социальных отношений, имеющий устойчивую систему общественно значимых ценностей, определяющих его принадлежность к той или иной социальной группе .
Предлагая свою концепцию личностно-ориентированного образования, Якиманская исходит из следующих положений:
- Образовательный процесс на всех ступенях (начальные, средние, старшие классы) строится на основании единых принципов, целей и ценностей
- Ценность школы: создание наиболее благоприятных условия для развития личности ученика как индивидуальности.
- Школа – это тот социальный институт, где каждый ребёнок должен раскрыться как уникальная неповторимая индивидуальность.
Цель обучения при личносто-ориентированном образовании: создать системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на “усреднённого” ученика, а с каждым в отдельности, с учётом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.
Основная функция образовательного процесса: организация индивидуального познания и индивидуального развития.
В системе личностно-ориентированного образования основной задачей ставится использование субъектного опыта учащегося в образовательных целях. Субъектный опыт – опыт собственной жизнедеятельности учащегося, опыт его познания, социализации, саморазвития, самореализации.
Личностно-ориентированное обучение формирует следующие умения:
- самостоятельно приобретать и творчески использовать полученные знания;
- принимать самостоятельные и ответственные решения;
- планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать её результаты;
- принимать ответственность за себя и своё окружение;
- строить с другими людьми отношения сотрудничества и поддержки.
Использование субъектного опыта ученика предполагает разработку специального дидактического материала, обеспечивающего:
- выявление индивидуальной избирательности ученика к типу, виду, форме материала;
- предоставление ученику свободы выбора этого материала при усвоении знаний;
- выявление различных способов проработки учебного материала, постоянного пользования ими при решении различных познавательных задач.
Основное педагогическое условие – преемственность знаний.
Особое место в педагогической концепции И.С.Якиманской принадлежит понятиям оценки и отметки.
Концепция личностно-ориентированного обучения И.С.Якиманской
Источник
«Концепция личностно-ориентированного обучения как основа ФГОС НОО»
Концептуальные основы личностно-ориентированного образования
2. Психолого-дидактическая концепция И.С. Якиманской
3. Проективная модель личностно-ориентированного обучения (Н.И. Алексеев)
4. Культурологическая концепция личностно-ориентированного образования (Бондаревская Е.В.)
5. Концепция личностно-ориентированного образования Слободчикова В.И.
6. Концепция личностно-ориентированного образования Фридмана Л.М.
7. Концепция личностно-ориентированного образования Цукермана Г.А.
8. Синергетическая концепция личностно-ориентированного образования Кульневича В.С.
1.Концептуальные основы личностно-ориентированного образования
Личностно-ориентированное образование – педагогический процесс, создающий условия для проявления личностных функций обучающегося: мотивации, выбора, смыслотворчества, самореализации, рефлексии и т.д.
Функции личностного подхода
охрана (жизни, здоровья, свобода прав человека);
опора (помощь в самоутверждении);
помощь в становлении положительной Я – концепции.
Идея личностного подхода обосновывалась и развивалась: Ананьевым Б.Г., Выготским Б.Г., Леонтьевым А.Н., Бодалевым А.А., Давыдовым В.В., Божович Л.И., Занковым Л.В., Зинченко В.П. и др.
Виды личностного подхода: гуманно-личностный; личностно-деятельностный; личностно-развивающий.
Модель личностно-ориентированного образования принадлежит известному американскому психотерапевту Карлу Роджерсу.
Источники и движущие силы развития и личного роста находятся в самом человеке. Главная задача обучения: помочь личности понять себя, разобраться в своих проблемах и мобилизовать свои внутренние силы и возможности для их решения и саморазвития.
Условия личностно-ориентированного (значимого) учения (К. Роджерс):
- наполненность содержания обучения жизненными проблемами учащихся, создания такой ситуации учения, в которой бы учащиеся в определенной степени могли определиться с решением важных для них лично проблем и вопросов;
- учащийся – субъект жизни;
- “реальность личности учителя”, т.е. вести себя адекватно переживаемым чувствам и состояниям, проявлять свои человеческие качества во взаимодействии с учениками;
- принятие учителем учащегося таким, каков он есть;
- недирективная, диалогичная позиции учителя к источникам и способы получения знаний;
- опора на самоактуализацию личности учащихся.
2. Психолого-дидактическая концепция И.С. Якиманской
Концепция основана на принципе субъектности.
Учащийся – субъект познавательной и предметной деятельности, он не становится субъектом обучения, а им изначально является как носитель субъектного опыта. В обучении же происходит “встреча” заданного с уже имеющимся субъектным опытом, обогащение, “окультуривание” последнего, а вовсе не его порождение.
Роль же обучения состоит в том, чтобы выявить особенность субъектного опыта, создать условия для раскрытия и развития его индивидуальных познавательных возможностей.
Личностно-ориентированное образование – есть системное построение учения, обучения, развития, обеспечения развития учащихся.
Составляющие технологии ЛОО:
- система знаний;
- методика проведения личностно-ориентированного урока;
- оценка ученика в процессе усвоения знании.
Позиционно-дидактическая концепция В.В. Серикова
В основу модели ЛОО, положена идея С.В. Рубенштейна, согласно которой сущность личности проявляется в ее способности занимать определенную позицию.
Главным условием проявления личностных способностей в образовательном процессе исследователь считает личностно-ориентированные ситуации, технология создания которых основывается на идее реализации трех основных характеристик личностно-ориентированной ситуации: жизненной константности, диалогичности и игровом (ролевом) взаимодействии ее участников.
Личностно-ориентированное образование – это образование:
устанавливающее связь человека со всей объективной действительностью,
создающее условия для проявления личностных функций учащегося: мотивации, выбора, смысла творчества, самореализации, рефлексии и др.
Закономерности ЛОО:
- при проектировании образования учитывается “событие в жизни личности”;
- проектирование обучения – совместная деятельность учителя и учащихся;
- образовательный процесс становится источником личностного опыта;
- обучение приближается к естественной жизнедеятельности человека;
- внутренний личностный мир педагога становится частью содержания образования;
- текст как фрагмент культуры усиливается через контекст.
3. Проективная модель личностно-ориентированного обучения (Н.И. Алексеев)
Сущность личностно-ориентированного обучения связывается не только с уникальностью и самобытностью учащегося, но и с неповторимостью личности педагога, с одной стороны, а с другой – с понятием “культурного акта”, смысл которого заключается в создании учащимся себя, своей личности посредством самоутверждения в культуре.
Педагогическая технология рассматривается:
как авторская, т.е. создаваемая самим педагогом с учетом особенностей учащихся, содержания учебного материала, ситуации обучения, своих собственных возможностей
как принципиально не инвариантная, поскольку предполагает собственное “доопределение” в конкретных условиях обучения.
4. Культурологическая концепция личностно-ориентированного образования (Бондаревская Е.В.)
Образование – часть культуры, которая питается ею, и влияет на ее сохранение и развитие через человека. Чтобы обеспечить восхождение человека к общечеловеческим ценностям и идеалам культуры, образование должно быть культуросообразным.
Основным методом проектирования и развития должен стать культурологический подход, который предписывает поворот всех компонентов образования к культуре и человеку как ее творцу и субъекту, способному к культурному саморазвитию.
Цель образования – найти, поддержать, развить человека в человеке, заложить все необходимое для развития самобытного личностного образа и достойного человека жизни, диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.
Компоненты культурологического подхода к ЛОО:
- отношение к ребенку как субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию и самоизменению;
- отношение к педагогу как посреднику между ребенком и культурой;
- отношение к образованию как культурному процессу, движущими силами которого является поиск личностных смыслов;
- диалог и сотрудничество в достижении целей культурного саморазвития;
- отношение к школе как целостному культурно-образовательному пространству.
Принципы организации среды учения и жизнедеятельности: – природосообразность; культуросообразность; индивидуально-творческий подход; жизнетворчество; сотрудничество.
Технологии ЛОО: смысло-поисковые; личностно-развивающие; технологии педагогической поддержки.
Ценности гуманистической педагогической культуры:
- не знание, а личностные смыслы учения ребенка;
- не отдельные (предметные) умения и навыки, а индивидуальные особенности, самостоятельная учебная деятельность и жизненный опыт личности;
- не педагогические требования, а педагогическая поддержка и забота, сотрудничество и диалог ученика и учителя;
- не объем знаний, не количество усвоенной информации, а целостное развитие, саморазвитие, личностный рост ученика.
Содержание ЛОО должно включать: обязательные компоненты: аксеологический, когнитивный, деятельно-творческий и личностный.
Цель аксеологического компонента – введение учащихся в мир ценностей и оказание помощи в выборе личностно-значимой системы ценностных ориентаций, личностных смыслов.
Когнитивный компонент содержания образования обеспечивает научными знаниями о человеке, культуре, истории, природе, ноосфере как основе духовного развития.
Деятельно-творческий компонент способствует формированию и развитию у учащихся творческих способностей, необходимых для самореализации личности в различных видах деятельности.
5. Концепция личностно-ориентированного образования Слободчикова В.И.
Нельзя заставить, принудить другого стать и быть личностью, можно только самому стать на путь обретения этих подлинно человеческих способностей.
Вводит категории трех типов развития:
- категории “изменения” и “самоизменения” для созревания и роста;
- категории “совершенствования” и “самосовершенствования” – для процессов формирования;
- категории “развития” и “саморазвития” – для процессов преобразования и преображения (главная линия становления человека как субъекта собственной жизни).
Главный вопрос – о самостоятельности человека, его самосознании, самобытности, самодеятельности.
Позиция педагога, его личность оказывает влияние на личностно-ориентированное образование.
6 . Концепция личностно-ориентированного образования Фридмана Л.М.
Личностно-ориентированное образование – это такое образование учащихся, осуществляемое в школе, которое направлено на воспитание ученика развитой самостоятельной личностью. Обучение знаниям, умениям и навыкам – средство образования.
Подсистемы организации ЛОО: мониторинг личностного развития каждого ученика; классно-урочные занятия; обязательность предметов в начальной школе; со средних классов только четыре обязательные предметов (история Отечества, родной язык и литература, иностранный язык) и предметы по профилю; учебный минимум и контроль; взаимоконтроль и взаимооценка; взаимообучение; формирование прочных привычек нравственного поведения и деятельности; – домашняя работа (длительный срок и самостоятельность); эстетический цикл учебных занятий (хореография, танцы и др.); клубная работа; общешкольное самоуправление; трудовое обучение; сохранение и укрепление здоровья.
7. Концепция личностно-ориентированного образования Цукермана Г.А.
Главная задача педагогов и учащихся саморазвития и самовоспитание.
Условие самовоспитания:
- введение в предмет через генетически исходное понятие, что позволяет ученику строить гипотезы;
- не репродуктивный способ взаимодействие с взрослым при инициации сотрудничество и учителем;
- взаимодействие со сверстниками с обсуждением различных точек зрения на проблему;
- взаимодействие с самим собой, меняющемся в ходе обучения при обнаружении, фиксации и обсуждении содержании “Я – концепции”;
- обеспечение психологической безопасности работы группы, осуществление педагогической поддержки.
Необходимые формы самовоспитания: уроки самопознания; разрешение этических ситуаций; тренинги.
8. Синергетическая концепция личностно-ориентированного образования Кульневича В.С.
Справка: синергетика – наука, изучающая системы с самоорганизацией.
Ведущая идея: формирование личностных структур сознания учителя и учащихся.
Личностные структуры сознания учителя и учащихся: контроль; критичность; рефлексивность; коллизийность – способность обнаруживать, анализировать скрытые причины событий, выявлять их основы, устанавливать приоритеты неявных противоречий по отношению к общественным и личным ценностям; мотивирование; автономность; самоактуализация; саморазвитие; обеспечение уровня духовности жизнедеятельности.
Образовательные практики реализации личностно-ориентированных парадигм (А.М. Моисеев)
Личностно-отчужденная парадигма | Личностно-ориентированная парадигма |
Образовательные практики | |
Когнитивная | |
Аффективная | |
Самоопределения | |
Самореализации | |
Субъективная | |
Валеологическая | |
Креативная | |
Воспитательная |
Сравнительный анализ традиционного и личностно-ориентированных подходов к обучению (по Б.Б. Айсмонтасу)
Традиционный подход | Личностно-ориентированный подход |
Принцип педагогического общения | |
Прямая передача готовых знаний путем объяснения и иллюстрации | Обучение детей путем вовлечения в творческий учебный труд всех |
Учение – тягостный, тяжелый, непосильный труд для многих детей | Учение приносит радостное чувство успеха и умственного развития |
Учитель выполняет роль предметника, и он с предметом идет к учащимся | Учитель выполняет роль воспитателя, и он с учащимися идет к творческому познанию предмета |
Учитель чаще обращается с учащимися по принципу волевого принуждения к учению | Учитель с детьми обращается по принципу уважительного сотрудничества |
На уроке оценку своего труда получает небольшое количество учащихся | Каждый ученик на каждом уроке получает оценку своего труда |
Принцип опережения в обучении | |
Учитель жестко привязан к программе, он не рискует изменить время, отведенное на изучение материала, не проявляет творческой инициативы | Учитель жестко не привязан к программе, он позволяет себе опережать время, отведенное на изучение предмета |
Формализм, безынициативность в выполнении учебной программы, отсутствие творческого подхода | Опережение программы учеником доставляется удовольствие, ведет к быстрому умственному развитию |
Класс в целом остается ленивым, бездумным, безответственным | Класс становится думающим, трудолюбивым |
Принцип опорных сигналов в обучении | |
Деление детей на сильных и слабых | Отказ от деления детей на группы сильных и слабых Отказ от дифференцированных заданий |
Основное педагогическое средство – это объяснительно-иллюстративный метод | Использование идеи опорных сигналов (В.Ф. Шаталов), схем (С.Н. Лысенкова) и др. |
Отсутствие творческого поиска более оптимальных методов обучения | Опорные сигналы – это главные и существенные признаки, правила, способы, приемы и их составные действия и др. |
Отрицательное отношение к ученикам, не понимающим поставленная проблема и не умеющим думать | Развитие у учащихся способности к мышлению |
Преобладание индивидуальных форм обучения и отсутствие групповых, совместных | Создание детского коллектива, способного вовлекать всех в коллективное учебное творчество |
Принцип самоанализа в обучении | |
Учащихся не учат анализировать и оценивать свою деятельность, оценочные действия преимущественно или полностью принадлежать учителю | Учащихся приучают анализировать свою деятельность, обучают индивидуальному и коллективному самоанализу |
Каждому школьному делу оценку дают учителя и родители, дети не обучаются анализировать работу | Каждое школьное дело анализируется и оценивается самими учащимися |
Доминирует авторитарный стиль руководства ученическим коллективом | Обучение коллективному самоанализу ведет к укреплению атмосферы сотрудничества |
Источник
Любовь Ковалевская
Организация индивидуально-ориентированного обучения дошкольников
Цель индивидуально-ориентированного обучения: развитие ребенка как единичного существа, носителя индивидуальных черт, отличающих его от других.
Основной показатель эффективности индивидуально-ориентированного обучения– уровень интеллектуального развития детей: развития наглядно-образного, интуитивного мышления, предпосылок логического мышления.
Принципы развивающего индивидуально-ориентированного обучения:
• Принцип природосообразности – создание условий для самовыражения и саморазвития каждого участника, ориентируясь в ходе обучения на внутренний мир ребенка,
• Реализации внутреннего потенциала каждого ребенка способствуют внимание, уважение, искреннее выражение чувств взрослым, доверие во взаимоотношениях взрослого с детьми.
•Принцип свободы выбора: предоставление ребенку права выбрать деятельность, определить ее задачи, подобрать способы их решения, партнера для совместной деятельности;
•Принцип открытости дидактического процесса: изменение содержания обучения в зависимости от реальных условий протекания, возрастных и индивидуальных возможностей и особенностей детей; индивидуализация заданий и условий их выполнения; организация взаимодействия со сверстниками, когда обучающее воздействие взрослого дополняется процессом взаимообучения.
Формы организации индивидуально-ориентированного обучения:
– Дидактическая игра, а также конструирование, изобразительная и музыкальная деятельность и др. – наиболее эффективные формы развивающего обучения (позволяют преобразовать познавательную задачу в игровую или практическую, имеющую личностный смысл для детей).
Игровых формы организации обучения заключаются во влиянии взрослого на развитие детей через содержание и правила игры. Но, если развивать познавательную деятельность только через игру, это может привести к существенным различиям в уровнях интеллектуального развития и увеличению количества детей, нуждающихся в коррекции.
– Игра-занятие (в групповой форме – 8-10 детей, в котором создаются условия для равномерного развития всех детей.
Групповая форма организации обучения позволяет влиять на развитие каждого ребенка.
Варианты организации игр-занятий:
•вариант: одна подгруппа занимается с педагогом, другая – играет под присмотром помощника (лучше в другом помещении, затем первая подгруппа собирается и уходит на улицу с помощником, а вторая – занимается с педагогом;
•вариант: обучение с обеими подгруппами одновременно, когда одна группа занята самостоятельной дидактической игрой, а другая занимается под непосредственным руководством педагога; затем группы меняются местами.
Обучение в повседневной жизни (в ходе содержательного общения с взрослым, ситуативного общения ребенка с взрослым, в ходе самостоятельной деятельности).
Основной метод изучения динамики развития детей – составление характеристики ребенка по результатам индивидуальногообследования с помощью специальных методик по всем основным направлениям: социальному, познавательному, эстетическому и физическому для формирования точного представления о развитии ребенка. Такое изучение ребенка должен проводить психолог дошкольного учреждения в конце и в начале учебного года.
Общая оценка динамики развития каждого ребенка в конце месяца, т. е.фиксация достижений каждого ребенка с помощью условных обозначений: устойчивые результаты – зеленый кружок, достижения неустойчивы – желтый кружок, необходимость дополнительной работы – красный кружок. Получив такую цветную картину, воспитатель видит, какие задачи можно считать решенными, а какие нет.
Основной способ накопления информации об индивидуальных особенностях ребенка – ежедневное наблюдение за процессом взаимодействия и общения детей между собой и с взрослыми, а также за их повседневной деятельностью. Изучение результатов индивидуальной деятельности детей: изобразительной, конструирования, дидактических игр и др.
Форма фиксации этой информации должна выбираться самим педагогом. Наиболее удобной является запись данных в личной записной книжке. Очень важно, чтобы воспитатели при передаче смены делились своими впечатлениями о том, как прошел день. Этим обеспечивается единство педагогического воздействия.
Сравнительный анализ полученных результатов позволяет увидеть общую картину эффективности образовательной работы с детьми конкретной группы, качество педагогического влияния на развитие каждого ребенка. Не нужно ожидать от всех детей высокого уровня развития по всем направлениям. Основное внимание важно уделять тому, чтобы каждый ребенок продвигался в соответствии со своими возможностями. Главным показателем качества образовательной работы является положительное изменение в развитии. В связи с этим, низкий показатель выполнения заданий ребенком может расцениваться как положительный, если он выше, чем предыдущий.
Источник