Концепция целостного развития ребенка как субъекта
МДОУ «Детский сад №32 комбинированного вида»
Семинар-практикум
«Технология целостного развития ребенка, как субъекта детской деятельности»
Старший воспитатель: Страшенко Е.В.
2014 год
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни, период первичной социализации личности. В сознании современных педагогов и родителей сложился верный взгляд на дошкольное детство как весьма важный возрастной этап в период старта, в решающей степени определяющий всё дальнейшее развитие ребёнка. Как помочь ребёнку войти в современный мир и познать его, приобщиться к его ценностям, научить быть самостоятельным и умелым, способным войти в реальные деловые связи со взрослыми и сверстниками, принимать решение и отвечать за их последствия – вот далеко неполный круг вопросов, которые задают себе воспитатели и родители.
Концепция программы «Детство» включает три ключевые позиции:
- Обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребёнка формами, видами и способами деятельности. Наиболее близкие для ребёнка дошкольника вид деятельности – игра. Детский труд и самообслуживание занимают особое место в программе.
- Вторая ключевая позиция – концепция целостного развития как субъекта детской деятельности. Целостное развитие ребёнка – это единство индивидуальных особенностей, личностных качеств, освоение ребёнком позиции субъекта в детских видах деятельности и индивидуальности. Ребёнок развивается в деятельности. Деятельность единственный способ самореализации самораскрытия человека.
- Третья ключевая позиция – освоение системы знаний об окружающем мире.
(Рассмотреть схему)
Концептуальные положения программы «Детство» определяют своеобразие подхода к организации педагогического процесса детского сада.
В технологии целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности представлены 3 взаимосвязанных блока, обеспечивающих знакомство детей с предметным миром, с трудом взрослых и вхождение ребенка в реальные трудовые связи с близкими для него людьми.
1.Предметный мир – главное воспитать ценностное отношение к предмету. (рассмотреть схему).
В младшем возрасте знакомим детей с видовыми понятиями на основе выделения существенных признаков. В этих целях используется система постепенно усложняющихся игр на классификацию. Детям предлагаются наборы картинок, включающих предметы одного вида, различающиеся по несущественным признакам. Например чашки разной величины, цвета и предметы близких видов- стакан, кружка, кувшин, от которых дети отличают чашки.
Здесь рекомендуются игры «Оденем куклу на прогулку», «Угостим мишку чаем». «Магазин», «Переезжаем на новую квартиру» и т.д. Пример игры для формирования видовых понятий. «Оденем куклу на прогулку» на столе макет комнаты, в шкафу много разнообразной одежды. Количество картинок постепенно увеличивается. Что надеть Кате?
В окне макета комнаты появляются картинки, обозначающие части суток, погодные условия. (4 картинки образец).
«За покупками в магазин». Цель игры – упражнять в выборе нужного предмета со сходным. Например: чайник, кофейник, кастрюля, сковорода, стакан, чашка. Игра имеет множество вариантов. Играть можно как с реальными предметами так и с картинками. Один из вариантов игры: на наборном полотне 3 полки магазина, появляются разные товары (предметные картинки в парах). «Покажите пожалуйста красный чайник», «Я хочу купить новую кастрюлю», «Что-то я плохо вижу, что стоит на нижней полке?» (схема наборного полотна).
Средний возраст – осваивают простейшие родовые понятия, в основе существенный признак – назначение (игрушки, продукты, одежда, мебель, инструменты и т.д.). Целесообразно введение игрового персонажа, игровая проблемная ситуация.
Игра «Волшебный сундучок». В сундучке находятся различные игрушки. Воспитатель предлагает назвать игрушку, уточняет, форму, цвет, размер, читают стихи об игрушках.
«Найди лишний предмет». Например: висит в шкафу одежда. Среди одежды стоят туфли.
«Какие продукты мы используем в пищу». Детям предлагается набор предметных картинок. На листе бумаги нарисованы пересекающие круги. В один круг кладем продукты используемые в вареном виде, в другой круг – в сыром виде. На пресечение кругов – продукты, которые можно использовать в сыром и вареном виде. (Схема рисунка).
Старший возраст.
Задача педагога помочь ребенку свободно ориентироваться в предметах материальной культуры, которые окружают его в повседневной жизни дома, в детском саду, на улице, правильно пользоваться по назначению, ценить их. Успех занятия зависит от мотивации, а так же подбора предметов для сравнения. Предлагается схема-модель для сравнения. Работая над родовым понятием идет расчленение: Например называют транспорт изображенный на картинках, затем его подразделяют на водный, воздушный, наземный, подземный (используются знаки). Посуду можно разделить на кухонную, чайную, столовую. По материалу – на металлическую, пластмассовую, фарфоровую, деревянную, по использованию – на одноразовую, многоразовую. Продукты можно разделить на мясные, молочные, рыбные, кондитерские. По вкусовым качествам – сладкие, кислые, соленые, горькие.
В процессе ознакомления с предметами особое значение имеет книга, как источник знаний.
2.Труд взрослых.
Труд – центральное социальное явление. Вводя ребенка в мир предметов и показывая, как они создаются взрослыми в процессе труда, знакомя детей с разными профессиями, программа вводит детей и в мир социальных отношений. Педагогическим условием воспитания у дошкольников целостного отношения к труду взрослых, его результатам является формирование системных знаний о трудовом процессе как единице труда.
Важно:
– поставить цель, мотив труда;
-задумать предмет, который необходимо изготовить;
-подобрать орудия, инструменты;
– определить трудовые действия;
-итоговый результат труда.
Младший возраст. Большинство малышей не видят направленности трудовой деятельности на результат, все компоненты трудового процесса для них слиты и не воспринимаются раздельно. Учитывая особенности наглядно-образного и наглядно-действенного характера мышления детей младшего возраста, знакомство малышей с трудом взрослых целесообразно начинать с трудовых процессов, где происходит не преобразование, а создание предметов.
Конструируя образовательный процесс, воспитатель использует житейские бытовые ситуации. Широко используются разнообразные игровые персонажи, которые попадают в проблемные ситуации. Мишка разбил чашку, чтоб накормить его кашей необходимо слепить новую. Катю пригласили в гости, ей хочется пойти в новом платье.
Катя пошла гулять, нет шапочки. Что сделать?
– Выбирают какую сшить шапочку,
-затем выбирают материал, ленту для завязок.
– А какие инструменты для шитья нужны?
-Воспитатель показывает сам процесс шитья.
-Сравнивают полученный результат с задуманным.
Средний возраст. Задача педагога познакомить с конкретными трудовыми процессами, помочь увидеть их направленность на достижение результата труда, научить увидеть компоненты трудовых процессов. Особо важно побудить к отражению полученных впечатлений в играх. Внимание уделяется преобразованию предметов: повар сварил кашу, няня помыла посуду, накрывает на стол. Воспитатель рассказывает о значимости труда, важна характеристика взрослого человека, проявляющегося в деятельности. Дети пятого года жизни сами способны освоить отдельные процессы. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления. Дети знакомятся с трудом няни, прачки, дворника. Во второй половине года знакомятся с трудом повара, с бытовой техникой: мясорубка, хлеборезка, пылесос, стиральная машина. Дети знакомятся с коллективным характером труда на примере повара. Повар работает не один, у него есть помощники. Важно показать, что коллективный труд ускоряет полученный результат, облегчает труд участников трудового процесса.
В средней группе педагог раскрывает понятие профессия, проводятся беседы. В ходе беседы дети выделяют результат труда, осознают его значимость.
Для формирования представления о структуре трудового процесса, можно использовать модель трудового процесса. Модель образно названа «Лесенка». Каждая ступенька означает компонент трудового процесса в порядке их следования.
Лесенка строится вначале педагогом совместно с детьми из кирпичиков. Соотнесение ступеньки с компонентом трудового процесса достигается сначала тем, что на ступеньку помещаются предметы, наиболее ярко представляющий компонент труда: На первую ступеньку рисунок предмета того предмета, который задумали – цель труда; на вторую материал, из которого нужно сделать задуманный предмет; на третью- инструменты необходимые для работы; на четвертую – картинка или фото продукта. Используя игровой персонаж, педагог разыгрывает проблемную ситуацию. Вместе с персонажем поднимается по лесенке.
Закрепление полученных представлений организуются в дидактических играх. « К Кате пришли гости»- сервировка стола. «Мишка моет посуду». «Приготовим салат».
Старший возраст. Изменяется характер мышления дошкольника. Возможно детей знакомить с трудом взрослых через чтение. Беседы. Рассказы. В старшем возрасте модель трудового процесса может быть вариативная. Используется, представляющая собой стержень с 5 вращающимися кубиками. На грани каждого кубика наклеены картинки. Каждый кубик представляет модель трудового процесса. Ребенок рассказывает о приготовлении того или иного блюда, поворачивая кубики. Картинки могут изображать приготовление салата, приготовление котлет, выпечка булочки, приготовление блинов.
По мере освоения детьми значения каждой ступеньки, можно ввести графическую модель, переходным вариантом от графической модели к осмысленной, существующей в сознании ребенка и в случае затруднений, когда модели нет перед глазами, может служить рука человека. В таком варианте мизинец означает цель деятельности, безымянный – предметы, материалы, средний – оборудование, указательный – трудовые действия, большой палец поднятый вверх – результат труда.
Яркие впечатления от экскурсий, наблюдений, встреч с родителями, из книг и рассказов обогащают игровую деятельность старших дошкольников. Игра становится более длительной, дети легко находят роли, линии развития сюжета игры.
3.Я сам! Фундамент самостоятельности закладывается на границе раннего и дошкольного возраста. Реальная жизнь малыша осуществляется в элементарных трудовых действиях по самообслуживанию, где появляется знаменитое выражение «Я сам!» как проявление самостоятельности. Повседневная жизнь дошкольника требует включения ребенка в реальные трудовые связи с близкими. Прежде всего надо понимать, что труд ребенка – дошкольника своеобразен. В силу возрастных особенностей, ребенок-дошкольник не может создавать материальные и духовные ценности, трудиться профессионально. Вместе с тем уже младший дошкольник может сам одеваться и раздеваться, умываться, пользоваться туалетом. Более старшие дошкольники – накрыть на стол, сделать поделку, постирать салфетку.
Младший возраст. Раньше всего дети овладевают трудовыми процессами, которые связаны с самообслуживанием. В этой деятельности проявляется самостоятельность. В ходе освоения самообслуживания появляются попытки помочь сверстнику. Вхождение малыша в реальные трудовые связи с близкими следует начинать с самообслуживания. Важно побуждать ребенка помочь сверстнику застегнуть пуговицу, снять пальто. Сотрудничество со сверстниками воспитывает сопереживание, эмоциональную отзывчивость, общую гуманистическую направленность взаимоотношений с детьми.
Воспитатель приобщает детей к овладению КГН. Первый этап- на картинках и в жизни узнавать и правильно называть процессы умывания, одевания, еды, купания, а так же предметы, которые необходимы для их осуществления. Вызвать положительный настрой помогают потешки, стихи. дидактические игры в малых подгруппах, создание игровых проблемных ситуаций с неумелым героем. Например: «Научим Неумейку мыть руки», «В гостях у Мойдодыра».
Для развития мелкой моторики целесообразны дидактические пособия на пристегивание: «Составь паровозик», «Дай зайке морковку».
При обучении одеванию, раздеванию важно закрепить последовательность действий, уточнить ориентировочные действия( где низ, где изнаночная сторона, какой сапог на какую ногу и т.д.).Обыгрывание вызывает положительные эмоции. «Каждой ножке свое окошко», «У каждой ножки свои домики».
Контролировать последовательность действий в процессе одевания на прогулку помогает схема в раздевалке.
Игровой персонаж, которым умело руководит педагог, вызывает положительный отклик у детей. Воспитатель показывает способы гуманного поведения: как утешить, помочь, порадовать сверстника.
Средний возраст. Дети должны научиться 4 базовым процессам: Мытье игрушечной посуды, стирка салфеток, сервировка стола, поддержание порядка в группе.
Занятия проводятся подгруппами 5-10 детей. Начинать следует с игровой проблемной ситуации. Ставится цель, мотивируется ее необходимость. Медвежата хотят есть, а сервировать стол не умеют. Конструируя образовательную ситуацию, целесообразно вводить игровые персонажи, важен порядок действий и используемые инструменты, оборудование Показ и объяснение охватывают весь трудовой процесс от постановки цели до получения результата. Оценка результатов труда дается в соответствии с целю.
Воспитатель совместно с родителями проектирует постепенное вхождение детей в реальные трудовые связи в детском саду и семье. Существенную роль играют трудовые поручения.
К концу учебного года дети овладевают коллективным трудом. Главными задачами воспитателя: обеспечить разные формы организации и воспитание личности каждого ребенка, развитие ответственности, товарищества, взаимопомощи. Перед началом совместной работы дети вспоминают последовательность действий в трудовом процессе, распределяют действия, уточняют необходимое оборудовании. В ходе обсуждения формулируются правила: быть доброжелательным, помогать, не ломать орудия труда. При оценке обсуждается качество труда, причины недостатков и характер взаимоотношений.
В средней группе дети выполняют почти весь процесс сервировки столов без помощи взрослого. Эффективным является схематичная модель последовательности действий. Со второй половины года вводится дежурство по занятиям.
Следует подчеркнуть, что воспитательное воздействие труда на личность дошкольника, успешность вхождения в реальные трудовые связи со взрослыми и сверстниками может быть обеспечено лишь тогда, когда дети чувствуют , что их труд необходим, приносит пользу, когда им сопутствует успех в осуществлении трудовой деятельности. Это позволяет самоутвердиться, почувствовать приобретенную умелость.
Старший возраст. Задача педагога помочь ребенку освоить позицию субъекта в доступных для него видах трудовой деятельности. Дети могут почистить свою одежду, осуществить несложную починку книг, игрушек, навести порядок в групповой комнате и на участке, изготовить игрушки и поделки. Как и в среднем возрасте обучение базируется на предварительном ознакомлении с трудовым процессом взрослых. Например приготовление пищи начинается с экскурсии на кухню. Опыт экспериментальной работы привлекает как мальчиков, так и девочек. Наиболее эффективна следующая последовательность: Бутерброды из нарезанных взрослыми продуктов, винегрет, салат из отварных овощей, приготовление сока.
Дидактические игры с использование игрового персонажа поваренка Андрюшки Ватрушкина и карточек на которых изображены правила поведения, дают возможность обрести первоначальный опыт безопасного поведения на кухне.
Вначале занятия воспитатель показывает способы приготовлении блюда, во второй части каждый ребенок получает возможность сам приготовить. Занятие проводится подгруппой 7-10 человек. В конце занятия снимается проба, дети угощают друг друга. Взрослых. (Схема правил предлагается).
Используется предметно-схематическая модель предстоящей деятельности. Лесенка последовательных действий выкладывается на магнитной доске. (схема).
Важное место в приобщении старших дошкольников к труду занимает досуговая деятельность.
Данные занятия могут проводиться как дополнительные образовательные услуги. Дети мастерят игрушки, вышивают, мастерят из дерева. Важно, все, что делается своими руками было полезно и красиво. Как справедливо заметил немецкий педагог и философ Рудольф Штайнер, соединение в результатах детского труда пользы и красоты доставляет ребенку двойную радость. Не забывайте об этом.
Используемая литература:
М. Крулехт «Технология целостного развития ребенка, как субъекта детской деятельности». 2003 год.
Источник
Содержание
Введение
1.Понятие «личность»
2.Понятия «развитие личности» и «формирование личности».
3.Педагогическая концепция целостного развития и воспитания дошкольника, как субъекта детской деятельности.
4.Личностно- ориентированное и личностно-ценностное образования.
Заключение
Список литературы
Введение
Происходящие изменения в обществе ставят перед дошкольной образовательной системой задачу обновления содержания, в первую очередь, в воспитании личности ребёнка. Главным направлением перестройки дошкольного воспитания становится гуманизация педагогического процесса, предполагающая ориентацию педагога на личность ребёнка, изменение характера общения с ним, творческую самостоятельность и профессиональный рост людей, работающих с детьми.
В основе концепции развития дошкольного образовательного учреждения как адаптивной модели лежит Концепция дошкольного воспитания (1989 год), Концепция построения развивающей среды ДОУ (по В. А. Петровскому), Закон об образовании (1992 год). Для прогностического моделирования и определения перспективы развития проведён глубокий анализ процесса развития ДОУ с момента открытия и до сегодняшнего состояния, анализ социальной ситуации, образовательных запросов и интересов детей, ресурсного состояния ДОУ, материально-технической базы, научно-методического обеспечения, взаимоотношений со школой.
Компетентность педагогического коллектива в вопросах воспитания и образования и необходимость личностного развития каждого ребёнка посредством различных видов искусства с одной стороны, с другой отсутствие комплексности в программах и технологиях применительно к ДОУ подвигли к написанию Программы развития ДОУ.
Научной основой концепции послужили исследования учёных (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.В. Давыдов, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Н.К. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, Л.А. Парамонова, О.П. Радынова). Исследователи доказывают, что раскрытие личности ребёнка возможно в том случае, если учитываются его индивидуальность, развитие его творческого потенциала, свободного, без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребёнка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приёмов. Восприятие ребёнка-дошкольника должно быть построено на эмоциональном воздействии, на удивлении, потрясении, любовании, эстетическом наслаждении.
По мере вхождения в культуру ребенок осознает себя как личность — общественное существо.
Понятие личность
Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. Человека как личность характеризуют следующие признаки:
1. Определенные сформированные социальные качества: такие, как ответственность, достоинство, индивидуальность, общественная активность, твердость взглядов и убеждений.
2. Уровень психического развития, который позволяет личности управлять собственным поведением и деятельностью. Способность обдумывать свои поступки и отвечать за них считается существенным и главным признаком личности.
3. Противоречивость, выражающаяся в том, что во внутреннем мире личности неизбежны столкновения, конфликты, периоды спада и усиления развития (А. И. Кочетов).
Кроме того, каждая личность имеет свой опыт социализации и переживания социальных эмоций и чувств, обладает определенными способностями и темпераментом, характером и волевыми качествами, мотивацией и социальными установками.
Стержневым компонентом, объединяющим вокруг себя все вышеперечисленные признаки личности, выступает образ себя. Его можно охарактеризовать через представления о том, что ребенок из себя представляет («Я есть» и «Я имею»), умеет («Я могу!») и желает («Я хочу!»), уровень самооценки и самолюбия, притязаний и, наконец, внутреннюю позицию личности к концу старшего дошкольного возраста. Каждая из составляющих Образа себя — результат психологических новообразований на этапе младенческого, раннего и дошкольного возраста, развития личности ребенка. Это результат его адаптации, социализации и самоутверждения — результат не просто вхождения в социум, а присвоения традиционной для него культуры.
2.Понятия «развитие личности» и «формирование личности».
Под развитием личностипонимается процесс закономерного изменения личности в результате ее социализации и вхождения в человеческую культуру. При этом социальная обусловленность развития личности носит конкретно-исторический характер, но не представляет собой пассивного отражения общественных отношений.
Такое понимание во многом определилось благодаря появлению культурно-исторической теории развития личности. Ее основоположник — Л. С. Выготский — в развитии ребенка наблюдал две переплетенных линии: первая следует путем естественного созревания; вторая состоит в овладении культурой, способами поведения и мышления. При этом вспомогательными средствами организации поведения и мышления, которые человечество создало в процессе исторического развития, выступают системы знаков-символов (например, язык, письмо, система счисления и др.). В процессе овладения данными вспомогательными средствами у личности происходит становление способности владеть собой и своими психическими процессами.
Личность становится целостной психической системой, которая выполняет определенные функции (и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции): творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений. Поэтому личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении. Другой особенностью личности является то, что она формируется с раннего детства в общественных микро- и макроотношениях. Так, В. Н. Мясищев в своей теории личности указал на биосоциопсихологическую природу личности и создал концепцию психологии отношений личности, которая описывала и решала проблемы взаимодействия, общения и взаимоотношений личности в микросоциуме — группе, коллективе. Так, выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность ребенка формируется через активные действия в социальной среде, преобразование окружающей среды и самой себя в процессе целенаправленной деятельности. Благодаря этому пересекаются линии физического развития и физического воспитания, познавательно речевого развития и умственного воспитания, художественно-эстетического развития и эстетического воспитания, социально-личностного развития и социально-нравственного воспитания. При этом оказывается, что данный процесс, несмотря на его кажущуюся разрозненность, является целостным, так как движущей силой развития выступают противоречия внутри социальной ситуации развития: между требованиями и ожиданиями общества и потребностями или возможностями самого ребенка.
Это противоречие обеспечивает целостность развития личности. В частности, здесь под целостностью развитияученые понимают неразрывное единство процессов воспитания и обучения, а также развития и формирования личности.
В связи с этим формирование личности отечественные ученые определяют как процесс становления личности под влиянием внешних воздействий воспитания, обучения, социальной среды. По А. Н. Леонтьеву, формирование личности представляет собой процесс, состоящий из непрерывно сменяющихся стадий, качественные особенности которых зависят от конкретных условий. Так, на первых порах формирование личности обусловлено ее связями с окружающей действительностью, ее знаниями и усвоенными нормами поведения. В дальнейшем оно определяется тем, что личность становится не только объектом, но и субъектом воспитания, что особенно ярко наблюдается после проявления кризиса «Я сам» (3 года). Для объяснения данного феномена сегодня используются теории социокультурного наследования, амплификации развития, целостного и деятельностно-личностного подхода (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. В. Петровский и др.). Вместе они образуют педагогическую концепцию целостного развития и воспитания дошкольника как субъекта детской деятельности.
Педагогическая концепция целостного развития и воспитания дошкольника, как субъекта детской деятельности.
Согласно данной концепции сущность развития и формирования личности заключается в следующем:
1) развитие познавательной сферы;
2) формирование нового уровня аффективно-потребностной сферы ребенка, что позволяет ему действовать, руководствуясь сознательно поставленными целями, нравственными требованиями и чувствами;
3) возникновение относительно устойчивых форм поведения и деятельности, способствующих становлению образа себя и формированию характера;
4) развитие общественной направленности (Л. И. Божович).
Другой особенностью данной педагогической концепции, описывающей возможности педагогического взаимодействия в процессе целостного развития и формирования личности ребенка, выступает концепция целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта деятельности, разработанная М. В. Крулехт. Ее диссертационное исследование (1996) посвящено изучению целостного развития дошкольника как субъекта элементарной трудовой деятельности. С точки зрения ученого, целостное развитие ребенка — это единство индивидуальных особенностей, личностных качеств, освоения ребенком позиции субъекта в деятельности. При этом позиция субъекта рассматривается как «личностное образование, способность применять освоенный социальный опыт для постепенного вхождения в современный мир, приобщения его к ценностям, через включение в реальные трудовые связи с близкими людьми».
Затем в ряде исследований эта концепция была раскрыта через идеи целостного развития и воспитания ребенка как субъекта деятельности, познания и общения, взаимодействия со взрослыми и сверстниками. При этом Н. Ф. Радионовой было выявлено, что развивающий эффект взаимодействия, реализация потенциальных возможностей развития зависит от индивидуально-личностных характеристик взрослого, вступающего в контакт с ребенком, и модели педагогического взаимодействия. Он должен уметь осуществлять развитие познавательной, социально-нравственной, эмоционально-эстетической сфер, двигательной и гигиенической культуры дошкольника в системе самостоятельной деятельности и направленного педагогического влияния. Тогда развитие ребенка можно рассматривать как процесс, включающий увеличение ресурсных возможностей и появление новообразований, связанных с повышением уровня целостности, т.е. с возрастанием способности продуктивно и адекватно осуществлять себя в более сложной системе отношений и воспринимать по-новому мир —более структурированным, интегрированным и содержательным (Л. И. Анцыферова, А. С. Арсентьев, Б. С. Братусь и др.). Это возможно только во взаимодействии с педагогом, который позволяет ребенку проявить «надситуативную активность», выйти, как говорит В. А. Петровский, «за пределы себя». При этом «субъект, действуя в направлении реализации исходных отношений его деятельности, выходит за рамки этих отношений, и, в конечном счете, преобразует их». Такая трансформация в развитии теории целостного развития ребенка с личностно-ориентированного образования на личностно-ценностное образование является феноменом современной дошкольной педагогики.
Это означает,что данную концепцию, согласно И. Лакатосу, можно отнести к разряду научно-исследовательских программ, способных изменять ход развития науки. Для того чтобы понять сущность данной концепции в современной интерпретации, остановимся на терминах «личностно-ориентированное образование» и «личностно-ценностное образование» подробнее.
Дата добавления: 2016-09-06; просмотров: 3140 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление
Источник