Концепции психического развития и социализации ребенка

В психологии объясняющих психическое развитие ребенка наметилось два больших направления — биологизаторское и социологизаторское.

В биологизаторском направлении ребенок рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Среда, в которой воспитывается ребенок, становится всего лишь условием такого изначально предопределенного развития, как бы проявляющим то, что дано ребенку до его рождения. Большое влияние на возникновение первых концепций детского развития оказала теория Ч.Дарвина, впервые четко сформулировавшая идею о том, что развитие подчиняется определенному закону.

В рамках биологизаторского направления возникла теория рекапитуляции, основная идея которой заимствована из эмбриологии. Э.Геккель в XIX веке сформулировал биогенетический закон в отношении эмбриогенеза: онтогенез (индивидуальное развитие) представляет собой сокращенное повторение филогенеза (исторического развития). Перенесенный в возрастную психологию, биогенетический закон позволил представить онтогенетическое развитие психики ребенка как повторение основных стадий биологической эволюции и этапов культурно-исторического развития человечества.

Американский психолог С.Холл считал, что ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. Состояния, занятия маленького ребенка становятся отголосками давно ушедших веков. Ребенок раскапывает ход в куче песка — его притягивает пещера так же, как его далекого предка. Он просыпается в страхе ночью — значит, ощутил себя в первобытном лесу, полном опасностей. Он рисует, и его рисунки подобны наскальным изображениям, сохранившимся в пещерах и гротах. Холл предполагал, что развитие детского рисунка отражает те стадии, которые проходило изобразительное творчество в истории человечества. Биологизаторский подход страдает односторонностью, абсолютизируя значение одного из двух факторов развития.

Современные представления о роли биогенетических факторов в развитии психики ребенка. Биологический фактор включает в себе, прежде всего, наследственность. Нет единого мнения по поводу того, что именно в психике ребенка генетически обусловлено. Отечественные психологи считают, что наследуются, по крайней мере, два момента — темперамент и задатки способностей. Способности развиваются в деятельности. Вообще собственная активность ребенка настолько важна, что некоторые психологи считают активность третьим фактором психического развития, помимо среды и биологической наследственности.

Биологический фактор, помимо наследственности, включает особенности протекания внутриутробного периода жизни ребенка. Болезнь матери, лекарства, которые она принимала в это время, могут вызвать задержку психического развития ребенка или другие отклонения. Сказывается на последующем развитии и сам процесс рождения, поэтому нужно, чтобы ребенок избежал родовой травмы и вовремя сделал первый вдох.

Другой подход – социологизаторский. Его истоки — в идеях философа XVII века Джона Локка. Он считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как белая восковая доска (tabula rasa). На этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть близкие взрослые.

В 1941 г Н. Миллер и Дж. Доллард, ученые Йельского университета, ввели в научный обиход термин “социальное научение”. Центральной проблемой концепции социального научения стала проблема социализации.

Социализация — это процесс, который позволяет ребенку занять свое место в обществе, это продвижение новорожденного от асоциального “гуманоидного” состояния к жизни в качестве полноценного члена общества. Как же происходит социализация? Все новорожденные похожи друг на друга, а через два-три года — это разные дети. Значит, говорят сторонники теории социального научения, эти различия — результат научения, они не врожденны.

Социальная жизнь ребенка рассматривается концепцией социального научения так же, как и поведение детенышей животных — с позиций приспособления к среде. В основе теории социального научения лежат схема “стимул – реакция”.

В современной американской психологии роли общества в развитии ребенка придается громадное значение.

Источник: Марцинковская Т. Д. История детской психологии

Следите за публикациями на канале. Далее мы будем рассматривать другие интересные материалы

Источник

В результате освоения данной темы студент должен:

знать

– основные понятия концепции социального научения; поведенческие феномены, выделенные в данном подходе;

уметь

– выделять механизмы научения разного типа, выделенные в необихевиоризме, в теориях социального научения;

владеть

– навыками использования имитационных способов научения поведенческим навыкам с позиции необихевиоризма.

Социализация как центральная проблема концепций социального научения

В конце 1930-х гг. в Америке возникло мощное психологическое направление социального научения. Сам термин “социальное научение” был введен Н. Миллером и Д. Доллардом для обозначения прижизненного выстраивания социального поведения индивида через передачу ему образцов поведения, ролей, норм, мотивов, ожиданий, жизненных ценностей, эмоциональных реакций. Социализация рассматривается как процесс постепенного превращения биологического существа, младенца, в полноценного члена семьи, группы, человеческого общества в целом; как процесс приобретения нового социального поведения[1]. “Всеобъемлющая теория поведения должна объяснить, каким образом усваиваются образцы поведения и каким образом их проявление постоянно регулируется взаимодействующими между собой внешними и внутренними источниками влияний”, – так сформулировал задачи данного научного направления его ведущий теоретик А. Бандура[2].

Проблема социализации может считаться главной для американской психологии развития второй половины XX в., а раскрытие механизмов, т.е. способов, посредством которых общество побуждает детей вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, – ее центральная задача. Теория социального научения заимствовала некоторые положения из психоанализа (например, исходный тезис об антагонизме, противостоянии ребенка и общества) и соединила их с бихевиористскими принципами научения.

Читайте также:  Сиблинговая позиция ребенка в семье и ее влияние на развитие ребенка

Направление социального научения представлено целым спектром теорий, авторы которых нередко расходятся во взглядах на конкретные механизмы научения, но поддерживают значимость самой идеи научения для социального поведения в целом. В области социального научения работают уже несколько поколений исследователей, эти поколения выделены в самой американской психологии[3].

Эволюция теории социального научения

Первое поколение (1930–60-е гг.) – Н. Миллер, Д. Доллард, Р. Сирс, Б. Уайтинг, Б. Скиннер (этих исследователей относят и к бихевиоризму, и к теориям социального научения).

Второе поколение (1960–70-е гг.) – А. Бандура, Р. Уолтерс, С. Бижу, Дж. Гевирц и др.

Третье поколение (с 1970 г.) – В. Хартуп, Е. Маккоби, Дж. Аронфрид, У. Бронфенбреннер и др.

Н. Миллер и Д. Доллард – первые представители направления социального научения, попытавшиеся дополнить основные принципы бихевиорального научения некоторыми положениями и идеями психоаналитической теории. В качестве эмпирической основы они считали возможным использовать и данные экспериментального изучения поведения животных и детей, и богатый клинический материал, особенно касающийся поведения невротиков.

В экспериментальных работах показано значение наблюдения за действиями другого (модели) в научении поведению, что выражается в уменьшении времени до появления новой реакции, в сокращении количества проб и ошибок. Теоретики социального научения, в отличие от представителей классического бихевиоризма, признавали роль внутренней мотивации в поведении, настаивая прежде всего на ее побудительной функции. Они выделяли первичные побуждения (драйвы), исходящие из органических потребностей (голод, жажда, боль), и вторичные, собственно психические (гнев, вина, секс, потребность в действиях, страх, тревога). Основной регулятор поведения в психоанализе, принцип удовольствия, был ими трансформирован в принцип подкрепления (вознаграждения).

Изначально теория социального научения строилась на философском основании позитивизма и неопозитивизма, с четко выраженной ориентацией на разработку методов получения строго объективного (позитивного) эмпирического знания. Методология психологического исследования требовала тщательности планирования, систематичности фиксации данных, варьирования и контроля зависимых и независимых переменных, доступности количественной оценки. В 1940–50-х гг. манипулятивный лабораторный эксперимент стал господствующим методом исследования.

Детство в социальном научении понималось как период дезориентации и расторможенного поведения, по аналогии с проходящим неврозом. Задача родителей, исходя из такого представления, заключалась в том, чтобы социализировать ребенка, т.е. решить возрастные проблемы, связанные с кормлением, приучением к горшку, проявлениями агрессии у ребенка, его сексуальной идентификацией и другими атрибутами нормативного поведения.

Источник

Íàçâàíèå òåîðèè

Îñíîâíûå ïîëîæåíèÿ òåîðèè, ïîíÿòèå ðàçâèòèÿ, ôàêòîðû è óñëîâèÿ ðàçâèòèÿ

Îñíîâíûå ïåðåîäèçàöèè

Ïåðåîäèçàöèÿ

Ïðèìå÷àíèÿ

Ã.Ñ. Õîëë (1844 – 1924)

Òðóä «Þíîñòü» – ïåðâàÿ â èñòîðèè ïñèõîëîãèè ìîíîãðàôèÿ, ïîñâÿùåííàÿ ïñèõè÷åñêîìó ðàçâèòèþ â ïîäðîñòêîâîì è ðàííåì þíîøåñêîì âîçðàñòå.

 îáúÿñíåíèè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà Õîëë îïèðàëñÿ íà áèîãåíåòè÷åñêèé çàêîí, íà îñíîâå êîòîðîãî â äåòñêóþ è ïåäàãîãè÷åñêóþ ïñèõîëîãèþ ââîäèëñÿ ïðèíöèï ðåêàïèòóëÿöèè (ñîêðàùåííîãî ïîâòîðåíèÿ â èíäèâèäóàëüíîì ðàçâèòèè îñíîâíûõ ýòàïîâ ðàçâèòèÿ ÷åëîâå÷åñêîãî ðîäà). Ôîðìèðîâàíèå äåòñêîé ïñèõèêè òðàêòîâàëîñü èì êàê ôàòàëüíûé ïåðåõîä îò íèçøèõ ñòàäèé ðàçâèòèÿ ÷åëîâå÷åñêîãî ðîäà ê âûñøèì.

Îí ñ÷èòàë, ÷òî äåòÿì ñëåäóåò ïðåäîñòàâèòü âîçìîæíîñòü áåñïðåïÿòñòâåííî ïðîõîäèòü «ïðèìèòèâíûå» ñòàäèè ñâîåãî ðàçâèòèÿ.

Õîëë áûë òàêæå îñíîâàòåëåì ïåäîëîãèè – êîìïëåêñíîé íàóêè î ðåáåíêå, â îñíîâå êîòîðîé ëåæèò èäåÿ ïåäîöåíòðèçìà, ò.å. èäåÿ î òîì, ÷òî ðåáåíîê ÿâëÿåòñÿ öåíòðîì èññëåäîâàòåëüñêèõ èíòåðåñîâ ìíîãèõ ïðîôåññèîíàëîâ – ïñèõîëîãîâ, ïåäàãîãîâ, áèîëîãîâ, ïåäèàòðîâ, àíòðîïîëîãîâ, ñîöèîëîãîâ è äðóãèõ ñïåöèàëèñòîâ

Ãåò÷èíñîí

Íà îñíîâàíèè òåîðèè ðåêàïèòóëÿöèè ñîçäàë ïåðèîäèçàöèþ ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, êðèòåðèåì â êîòîðîé áûë ñïîñîá äîáûâàíèÿ ïèùè. Ïðè ýòîì äåéñòâèòåëüíûå ôàêòû, êîòîðûå íàáëþäàëèñü ó äåòåé îïðåäåëåííîãî âîçðàñòà, ñâÿçûâàëèñü ñ èäååé Õîëëà è îáúÿñíÿëèñü èçìåíåíèåì ñïîñîáà äîáûâàíèÿ ïèùè, êîòîðûé ÿâëÿåòñÿ âå äóùèì íå òîëüêî äëÿ áèîëîãè÷åñêîãî, íî è äëÿ ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ.

Îò ðîæäåíèÿ äî 5 ëåò – ñòàäèÿ ðûòüÿ è êîïàíèÿ.

Îò 5 äî 11 ëåò – ñòàäèÿ îõîòû è çàõâàòà.

Îò 8 äî 12 ëåò – ïàñòóøåñêàÿ ñòàäèÿ.

Îò 11 äî 15 ëåò – çåìëåäåëü.

Îò 14 äî 20 ëåò – ñòàäèÿ ïðîìûøëåííîñòè è òîðãîâëè, èëè ñòàäèÿ ñîâðåìåííîãî ÷åëîâåêà.

È Õîëë è Ãåò÷èíñîí áûëè óáåæäåíû, ÷òî ïðîõîæäåíèå êàæäîé ñòàäèè îáÿçàòåëüíî äëÿ íîðìàëüíîãî ðàçâèòèÿ, à ôèêñàöèÿ íà êàêîé-òî èç íèõ âåäåò ê ïîÿâëåíèþ îòêëîíåíèé è àíîìàëèé â ïñèõèêå.

Ý. Ìåéìàí

Îñíîâíîé öåëüþ ýêñïåðèìåíòàëüíîé ïåäàãîãèêè ñ÷èòàë èçó÷åíèå îáùèõ çàêîíîìåðíîñòåé è èíäèâèäóàëüíûõ îñîáåííîñòåé ôèçè÷åñêîãî è äóõîâíîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà â óñëîâèÿõ ïðèìåíåíèÿ òåõ èëè èíûõ äèäàêòè÷åñêèõ ïðèåìîâ.  êà÷åñòâå ìåòîäîâ èñïîëüçîâàë ýêñïåðèìåíò, ñèñòåìàòè÷åñêîå íàáëþäåíèå çà äåòüìè è àíàëèç äåòñêîãî òâîð÷åñòâà.

Îñíîâàòåëü ýêñïåðèìåíòàëüíîé ïåäàãîãèêè.

Ý. Êëàïàðå, (1873-1940)

Çàêîí îñîçíàíÿ Êëàïàðåà

Çàêîí îñîçíàíèÿ Êëàïàðåäà – îòíîøåíèÿ, ðàíî ó÷èòûâàåìûå â ðåàëüíîì ïîâåäåíèè è ñïîñîáñòâóþùèå åãî àâòîìàòèçàöèè, îñîçíàþòñÿ ñ òðóäîì è ïîçäíî, à îòíîøåíèÿ, ïðåïÿòñòâóþùèå àâòîìàòèçàöèè, ðàíî îñîçíàþòñÿ. Ýòîò çàêîí áûë ñôîðìóëèðîâàí íà ìàòåðèàëå èçó÷åíèÿ äåòñêîé èíòðîñïåêöèè: äëÿ ìàëåíüêèõ äåòåé çíà÷èòåëüíî ïðîùå ñêàçàòü, ÷òî ðàçëè÷àåòñÿ â ïðåäìåòàõ, à íå òî, ÷òî îíè èìåþò îáùåãî.

Читайте также:  Различные виды деятельности и развитие индивидуальности ребенка

Ñõîäñòâî ïðåäìåòîâ äîïóñêàåò èñïîëüçîâàíèå îäíîòèïíûõ (àâòîìàòèçèðîâàííûõ) äåéñòâèé ñ íèìè, à èõ ðàçëè÷èÿ âûçûâàþò íàðóøåíèå ïðèâû÷íîãî õîäà äåéñòâèé è âåäóò çà ñîáîé îñîáóþ (îðèåíòèðîâî÷íóþ) ðåàêöèþ.

Ä.Ì.Áîëäóèí (1861-1934)

Áîëäóèí îòìå÷àë, ÷òî è ñîöèàëüíàÿ ñðåäà è íàñëåäñòâåííîñòü îïðåäåëÿþò óðîâåíü ñîöèàëüíûõ äîñòèæåíèé ÷åëîâåêà â äàííîì îáùåñòâå, òàê êàê â ïðîöåññå ñîöèàëèçàöèè äåòè îáó÷àþòñÿ îäèíàêîâûì âåùàì, âñåì äàþòñÿ îäèíàêîâûå çíàíèÿ, îäèíàêîâûå íîðìû ïîâåäåíèÿ, ìîðàëüíûå çàêîíû. Èíäèâèäóàëüíûå ðàçëè÷èÿ çàêëþ÷àþòñÿ íå òîëüêî â ñêîðîñòè óñâîåíèÿ, íî è â âîçìîæíîñòè àäàïòàöèè ê òåì íîðìàì, êîòîðûå ïðèíÿòû â îáùåñòâå. Ïîýòîìó, îòìå÷àë ó÷åíûé, èíäèâèäóàëüíûå ðàçëè÷èÿ äîëæíû ëåæàòü â ïðåäåëàõ òîãî, ÷åìó äîëæíû âûó÷èòüñÿ è ÷òî äîëæíû ïðèíÿòü èíäèâèäû.

Îí áûë îäíèì èç íåìíîãèõ ó÷åíûõ ðóáåæà XIX-XX âåêîâ, êòî ñ÷èòàë íåîáõîäèìûì èññëåäîâàòü íå òîëüêî ïîçíàâàòåëüíîå, íî è ýìîöèîíàëüíîå è íðàâñòâåííîå ðàçâèòèå ðåáåíêà. Îí òàêæå ñ÷èòàë íåîáõîäèìûì èçó÷àòü ëè÷íîñòü íå èçîëèðîâàííî îò îáùåñòâåííîãî ïðîöåññà, íî âíóòðè íåãî.

Ó.Ë. Øòåðí (1871 — 1938)

Ïåðñîíàëèñòè÷åñêàÿ ïñèõîëîãèÿ.

 ñâîåé òåîðèè Øòåðí óäåëÿåò áîëüøîå âíèìàíèå âîïðîñàì âçàèìîäåéñòâèÿ ëè÷í. è îêðóæàþùåãî ìèðà. Äëÿ îáúÿñíåíèÿ ïðè÷èííîé âçàèìîñâÿçè ëè÷í. è ìèðà îí îáðàùàåòñÿ ê ïðåäëîæåííîé èì òåîðèè êîíâåðãåíöèè.

Øòåðí âûäåëÿåò çíà÷åíèå îòíîøåíèé ìåæäó äåòüìè â çàâèñèìîñòè îò ñêîðîñòè ðàçâèòèÿ è èíòåëëåêòà. Êðîìå ýòîãî, îñóùåñòâëÿåò èññëåäîâàíèÿ ôàíòàçèè ðåá¸íêà è âûòåêàþùóþ èç ýòîãî ñòåïåíü ïðàâäîïîäîáèÿ äåòñêèõ ñâèäåòåëüñêèõ ïîêàçàíèé ïðè ðàññëåäîâàíèÿõ è íà ñóäå (Forensische Psychologie). Øòåðí òàêæå ÿâëÿëñÿ îäíèì èç îñíîâàòåëåé ôèëîñîôñêîãî ïåðñîíàëèçìà.

Ê.Ë. Áþëåð

(1879-1963)

Òåîðèÿ ðå÷åâîãî òàêòà.

Ê. Áþëåð âûäåëÿë òðè ñîñòàâëÿþùèõ ðå÷åâîãî àêòà: «îòïðàâèòåëÿ», «ïîëó÷àòåëÿ», «ïðåäìåòû è ñèòóàöèè» è ñîîòíîñèë èõ ñ îïðåäåë¸ííûìè ôóíêöèÿìè ÿçûêà (â ñêîáêàõ ïðèâîäÿòñÿ íàçâàíèÿ ôóíêöèé ïî Ð. Î. ßêîáñîíó, ñì. ñëåä. àáçàö): ýêñïðåññèè (ýìîòèâíàÿ, «ñîñðåäîòî÷åííàÿ íà àäðåñàíòå»), àïåëëÿöèè (êîíàòèâíàÿ, îðèåíòèðóþùàÿñÿ íà àäðåñàòà) è ðåïðåçåíòàöèè (ðåôåðåíòèâíàÿ, ñîîáùåíèå î äåéñòâèòåëüíîñòè).

Òðè îñíîâíûõ ñòàäèè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ.

1.Èíñòèíêò. 2.Äðåññóðà (îáðàçîâàíèå óñëîâíûõ ðåôëåêñîâ).

3.Èíòåëëåêò (ïîÿâëåíèå “àãà-ïåðåæèâàíèÿ”, îñîçíàíèå ïðîáëåìíîé ñèòóàöèè).

Ãîâîðÿ î çíà÷åíèè äåòñêîé èãðû äëÿ ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, Áþëåð ïîä÷åðêèâàë ñî-ðîëü èìåííî â ôîðìèðîâàíèè ýìîöèé. Îí ââîäèò ïîíÿòèå ôóíêöèîíàëüíîãî óäîâîëüñòâèÿ, îáúÿñíÿÿ, ÷òî â èãðå íåò ïðîäóêòà íå ïîòîìó, ÷òî îíà ñëóæèò òîëüêî äëÿ óïðàæíåíèÿ âðîæäåííûõ èíñòèíêòîâ, à ïîòîìó, ÷òî èãðà è íå íóæäàåòñÿ â ïðîäóêòå, åå öåëü ñàì ïðîöåññ èãðîâîé äåÿòåëüíîñòè (èãðà, ïî åãî ìíåíèþ, íàõîäèòñÿ íà ñòàäèè äðåññóðû). Òàêèì îáðàçîì, â òåîðèè èãðû ïîÿâèëîñü ïåðâîå îáúÿñíåíèå åå ìîòèâàöèè.

À.Ë.Ãåççåë (1880-1961) – Àìåðèêàíñêèé ïñèõîëîã.

 öåíòðå íàó÷íûõ èíòåðåñîâ – ïðèðîäà ìëàäåí÷åñòâà è ðàííåãî äåòñòâà. Ðàçâèâàë èäåè áèîëîãèçàòîðñêîãî ïîäõîäà â ïñèõîëîãèè, ïîñêîëüêó âîçðàñòíûå èçìåíåíèÿ äåòåé îáúÿñíÿë íàñëåäñòâåííûì ôàêòîðîì. Ñîëèäàðåí ñ ïîëîæåíèåì î òîì, ÷òî ðåáåíîê â ïåðâûå ãîäû æèçíè êàê áû ïîâòîðÿåò èñòîðèþ ðàçâèòèÿ ÷åëîâå÷åñêîãî ðîäà.  òî æå âðåìÿ äåòñòâî – ýòî è ïðîäóêò ýâîëþöèè. Ó ÷åëîâåêà â ñðàâíåíèè ñ æèâîòíûìè äåòñòâî ñàìîå äëèííîå è êà÷åñòâåííî èíîå.

Ôóíêöèÿ ïñèõèêè – àäàïòàöèÿ ê ñðåäå. Ãëàâíóþ ðîëü â ðàçâèòèè ïñèõèêè èãðàåò ñîçðåâàíèå íåðâíîé ñèñòåìû. Ïîêàçàòåëü ðàçâèòèÿ – åãî òåìï. Çàêîí ðàçâèòèÿ: ñíèæåíèå òåìïà ðàçâèòèÿ ñ âîçðàñòîì, íà íà÷àëüíûõ ýòàïàõ ðàçâèòèÿ òåìï ìàêñèìàëüíûé, íà êîíå÷íûõ – ìèíèìàëüíûé.

Òåìï ðàçâèòèÿ.

0-1 ãîä – òåìï ðàçâèòèÿ ìàêñèìàëüíûé

1-3 ãîäà – òåìï ñðåäíèé.

3-18 ëåò – òåìï íèçêèé.

Ïîëîæèë íà÷àëî íîðìàòèâíîãî ïîäõîäà â ïñèõîëîãèè, îðèåíòèðîâàííîãî íà îïèñàíèå äîñòèæåíèé ðåáåíêà â ïðîöåññå ðàçâèòèÿ, íà ïîñòðîåíèå íîðì ðàçâèòèÿ. Ââåë â äåòñêóþ ïñèõîëîãèþ ëîíãèòþäíûé ìåòîä èññëåäîâàíèÿ. Îäíèì èç ïåðâûõ èñïîëüçîâàë ìåòîä áëèçíåöîâ.

Âìåñòå ñ òåì, îãðàíè÷èâàëñÿ ÷èñòî êîëè÷åñòâåííûì èçó÷åíèåì ñðàâíèòåëüíûõ ñðåçîâ äåòñêîãî ðàçâèòèÿ, íå àíàëèçèðóÿ êà÷åñòâåííûõ ïðåîáðàçîâàíèé ïðè ïåðåõîäå îò îäíîé ñòóïåíè ðàçâèòèÿ ê äðóãîé, Îòîæåñòâëåíèå ðàçâèòèÿ è ðîñòà.

Ç.Ôðåéä

Àíàëèç ñâîáîäíûõ àññîöèàöèé ïàöèåíòîâ ïðèâåë 3. Ôðåéäà ê âûâîäó, ÷òî áîëåçíè âçðîñëîé ëè÷íîñòè ñâîäÿòñÿ ê ïåðåæèâàíèÿì äåòñòâà. Äåòñêèå ïåðåæèâàíèÿ, ïî 3. Ôðåéäó, èìåþò ñåêñóàëüíóþ ïðèðîäó. Ýòî ÷óâñòâî ëþáâè è íåíàâèñòè ê îòöó èëè ìàòåðè, ðåâíîñòü ê áðàòó èëè ñåñòðå è ò.ï. 3. Ôðåéä ñ÷èòàë, ÷òî ýòîò îïûò îêàçûâàåò íåîñîçíàííîå âëèÿíèå íà ïîñëåäóþùåå ïîâåäåíèå âçðîñëîãî.

Ñòàäèè ïñèõè÷åñêîãî ãåíåçà â òå÷åíèå æèçíè ðåáåíêà.  íèõ îòðàæåíîðàçâèòèå “Îíî”, “ß”, “Ñâåðõ-ß” è âçàèìîâëèÿíèå ìåæäó íèìè.

1) Îðàëüíàÿ ñòàäèÿ (0-1 ãîä).

2) Àíàëüíàÿ ñòàäèÿ (1-3 ãîäà).

3)Ôàëëè÷åñêàÿ ñòàäèÿ (3-5 ëåò).

4) Ëàòåíòíàÿ ñòàäèÿ (5-12 ëåò).

5) Ãåíèòàëüíàÿ ñòàäèÿ (12- I8 ëåò).

 ÷åì æå ñåêðåò îãðîìíîãî âëèÿíèÿ 3. Ôðåéäà íà âñþ ñîâðåìåííóþ ïñèõîëîãèþ âïëîòü äî íàøèõ äíåé? Âî-ïåðâûõ, ýòî äèíàìè÷åñêàÿ êîíöåïöèÿ ðàçâèòèÿ, âî-âòîðûõ, ýòî òåîðèÿ, êîòîðàÿ ïîêàçàëà, ÷òî äëÿ ðàçâèòèÿ ÷åëîâåêà ãëàâíîå çíà÷åíèå èìååò äðóãîé ÷åëîâåê, à íå ïðåäìåòû, êîòîðûå åãî îêðóæàþò.

Ýðèê Õîìáóðãåð Ýðèêñîí (1902- 1994, Ýïèãåíåòè÷åñêàÿ òåîðèÿ ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè

Ïî ìíåíèþ Ýðèêñîíà ðàçâèòèå ïðîäîëæàåòñÿ âñþ æèçíü, ïðè÷¸ì êàæäàÿ èç ñòàäèé ðàçâèòèÿ îòìå÷àåòñÿ ñïåöèôè÷íûì äëÿ íå¸ êîíôëèêòîì, áëàãîïðèÿòíîå ðàçðåøåíèå êîòîðîãî ïðèâîäèò ê ïåðåõîäó íà íîâûé ýòàï.

1) Îò ðîæäåíèÿ äî ãîäà – êîíôëèêò ìåæäó äîâåðèåì è íåäîâåðèåì.

2) Îò ãîäà äî äâóõ – êîíôëèêò ìåæäó àâòîíîìèåé è ñîìíåíèåì.

3) Îò òð¸õ äî øåñòè ëåò – êîíôëèêò ìåæäó ïðåäïðèèì÷èâîñòüþ è íåàäåêâàòíîñòüþ.

Читайте также:  Дошкольный центр развития ребенка 1 лида сайт

4) Ñîîòâåòñòâóåò ôðåéäîâñêîìó «ëàòåíòíîìó ïåðèîäó» – êîíôëèêò ìåæäó òâîð÷åñòâîì è êîìïëåêñîì íåïîëíîöåííîñòè.

5) Þíîñòü – èäåíòèôèêàöèÿ ëè÷íîñòè è ïóòàíèöà ðîëåé.

6) Ðàííèé âçðîñëûé ïåðèîä – êîíôëèêò ìåæäó áëèçîñòüþ è îäèíî÷åñòâîì.

7) Ïîçäíèé âçðîñëûé ïåðèîä – êîíôëèêò ïðîèçâîäèòåëüíîñòè è çàñòîÿ.

8) Êîíôëèêò öåëüíîñòè è áåçíàäåæíîñòè.

Îöåíèâàÿ îñóùåñòâëåííóþ ðàáîòó, Ý. Ýðèêñîí ïðèçíàâàë, ÷òî åãî ïåðèîäèçàöèþ íåëüçÿ ðàññìàòðèâàòü êàê òåîðèþ ëè÷íîñòè. Ïî åãî ìíåíèþ, ýòî ëèøü êëþ÷ ê ïîñòðîåíèþ òàêîé òåîðèè.

Áåððåñ ÔðåäåðèêÑêèííåð (1904 – 1990) áèõåâèîðèçì

Ëþäè íå çàñëóæèâàþò íè ïîõâàëû, íè óïðåêà çà âñå, ÷òî îíè äåëàþò èëè íå äåëàþò. Îêðóæàþùàÿ ñðåäà êîíòðîëèðóåò ïîâåäåíèå òàêèì îáðàçîì, ÷òî è äîáðî, è çëî, åñëè îíè ñóùåñòâóþò, æèâóò â íåé, à íå â ÷åëîâåêå.

Ñêèííåð ñ÷èòàë, ÷òî óðîê, ïðåïîäàííûé áåññîçíàòåëüíûì, çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî ïñèõè÷åñêèå ïðîöåññû ïðîñòî íå èìåþò îòíîøåíèÿ ê ïîâåäåíèþ.

À. Áàíäóðà ðîä. 1925ã. Òåîðèÿ ñîöèàëüíîãî îáó÷åíèÿ (èëè ñîöèàëüíîãî êîãíèòèâèçìà).

Ëè÷íîñòü ôîðìèðóåòñÿ ïîâåäåíèåì ÷åëîâåêà, åãî èíäèâèäóàëüíûìè õàðàêòåðèñòèêàìè (îñîáåííî âàæíóþ ðîëü çäåñü èãðàåò ìûøëåíèå – cognition) è âëèÿíèåì îêðóæàþùåé ñðåäû è ÷òî âñå ýòè ôàêòîðû äåéñòâóþò ñîâìåñòíî, à íàó÷åíèå íå îáÿçàòåëüíî ïðåäïîëàãàåò âîçíàãðàæäåíèå.

Ïîâåäåíèå ÷åëîâåêà ôîðìèðóåòñÿ äåéñòâèÿìè òðåõ ïåðåìåííûõ âåëè÷èí.

1.Îêðóæàþùàÿ ñðåäà.

2. Ñàìî ïîâåäåíèå.

3.Ëè÷íîñòíûå îñîáåííîñòè.

Ñîöèàëüíî-êîãíèòèâíàÿ òåîðèÿ Áàíäóðû ïðèäåðæèâàåòñÿ òî÷êè çðåíèÿ, ÷òî äåÿòåëüíîñòü ÷åëîâåêà åñòü ïðîäóêò ìíîæåñòâåííîãî äåéñòâèÿ ñîáûòèé îêðóæàþùåé ñðåäû, ïîâåäåíèÿ ÷åëîâåêà è ñâîéñòâ åãî ëè÷íîñòè, îñîáåííî ìûøëåíèÿ.

Æ. Ïèàæåì (1896-1980) òåîðèÿ êîãíèòèâíîãî ðàçâèòèÿ è ôèëîñîôñêî-ïñèõîëîãè÷åñêîé øêîëû ãåíåòè÷åñêîé ïñèõîëîãèè. Òåîðèÿ èíòåëåêòà.

Êîãíèòèâíîå ðàçâèòèå (îò àíãë. Cognitive development) – ðàçâèòèå âñåõ âèäîâ ìûñëèòåëüíûõ ïðîöåññîâ, òàêèõ êàê âîñïðèÿòèå, ïàìÿòü, ôîðìèðîâàíèå ïîíÿòèé, ðåøåíèå çàäà÷, âîîáðàæåíèå è ëîãèêà.

Ñåíñî-ìîòîðíûé èíòåëëåêò (0-2 ãîäà).

Ïîäãîòîâêà è îðãàíèçàöèÿ êîíêðåòíûõ îïåðàöèé (2–11 ëåò).

Ïîäïåðèîä äîîïåðàöèîíàëüíûõ ïðåäñòàâëåíèé (2–7 ëåò).

Ïîäïåðèîä êîíêðåòíûõ îïåðàöèé (7–11 ëåò).

Ôîðìàëüíûå îïåðàöèè (11–15 ëåò).

Òåîðèÿ ðàññìàòðèâàåò ïîÿâëåíèå è ïîñòðîåíèå ñõåì – ñõåì òîãî êàê âîñïðèíèìàåòñÿ ìèð – â «ñòàäèè ðàçâèòèÿ», âðåìåíè êîãäà äåòè ïîëó÷àþò íîâûå ñïîñîáû ïðåäñòàâëåíèÿ èíôîðìàöèè â ìîçãå. Òåîðèÿ ñ÷èòàåòñÿ «êîíñòðóêòèâèñòñêîé», â òîì ñìûñëå ÷òî, â îòëè÷èå îò íàòèâèñòñêèõ òåîðèé (êîòîðûå îïèñûâàþò êîãíèòèâíîå ðàçâèòèå êàê ðàçâîðà÷èâàíèå âðîæä¸ííûõ çíàíèé è ñïîñîáíîñòåé) èëè ýìïèðè÷åñêèõ òåîðèé (êîòîðûå îïèñûâàþò êîãíèòèâíîå ðàçâèòèå êàê ïîñòåïåííîå ïðèîáðåòåíèå çíàíèÿ ÷åðåç îïûò), îíà óòâåðæäàåò ÷òî ìû ñàìîñòîÿòåëüíî êîíñòðóèðóåì íàøè êîãíèòèâíûå ñïîñîáíîñòè ñ ïîìîùüþ ñîáñòâåííûõ äåéñòâèé â îêðóæàþùåé ñðåäå.

Â. Àíðè (1879 -1962)

Âàëëîí ñ÷èòàë, ÷òî ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ïîñëåäîâàòåëüíóþ ñìåíó ñòàäèé, â îñíîâå êîòîðîé ëåæèò ñòðóêòóðíàÿ ïåðåñòðîéêà ïñèõèêè, ïðè ýòîì ïåðåñòðàèâàþòñÿ íå òîëüêî îòäåëüíûå ïñèõè÷åñêèå ïðîöåññû (íàïðèìåð, âåäóùàÿ ðîëü ïåðåõîäèò îò äâèæåíèÿ ê ìûøëåíèþ), íî ëè÷íîñòü ðåáåíêà â öåëîì. Ðàçâèâàþùèå âîçäåéñòâèÿ âíåøíåãî ìèðà ïðåëîìëÿþòñÿ ðåáåíêîì â åãî ïåðåæèâàíèÿõ, ò.å. ñâÿçü äåòåé ñ ìèðîì âçðîñëûõ è ìèðîì ïðåäìåòîâ îïîñðåäóåòñÿ ýìîöèÿìè.

Ïàðàëëåëüíî ñ èíòåëëåêòóàëüíûì ïðîèñõîäèò è ëè÷íîñòíîå ðàçâèòèå äåòåé. Èñõîäíûì ìîìåíòîì è â ýòîì ïëàíå ÿâëÿþòñÿ ýìîöèè, êîòîðûå â ìëàäåí÷åñòâå ëåæàò â îñíîâå ñëèòíîñòè ðå áåíêà ñ äðóãèìè, íåâîçìîæíîñòè äèôôåðåíöèðîâàòü ñâîå «ß» îò äðóãèõ ëþäåé. Êðèçèñ òðåõ ëåò, ïî ìíåíèþ Âàëëîíà, êàê ðàç è ñâÿçàí ñ ïîÿâëåíèåì ñîáñòâåííîé ëè÷íîñòè, âûäåëåíèåì ñåáÿ èç îêðóæàþùåãî ìèðà.

À. Ìàñëîó (1908-1970) Ãóìàíèñòè÷åñêàÿ ïñèõîëîãèÿ.

Ñàìîå öåííîå â ïñèõèêå – åå ñàìîñòü, åå ñòðåìëåíèå ê ñàìîðàçâèòèþ – íå ìîæåò áûòü îïèñàíî è ïîíÿòî ñ ïîçèöèé ïîâåäåí÷åñêîé ïñèõîëîãèè, à ïîòîìó ïñèõîëîãèÿ ïîâåäåíèÿ äîëæíà áûòü íå èñêëþ÷åíà, íî äîïîëíåíà ïñèõîëîãèåé ñîçíàíèÿ, ïñèõîëîãèåé, êîòîðàÿ èññëåäîâàëà áû “ßêîíöåïöèþ” ëè÷íîñòè.

Èåðàðõèÿ ïîòðåáíîñòåé ÷åëîâåêà.

Ôèçèîëîãè÷åñêèå ïîòðåáíîñòè – ïèùà, âîäà, ñîí è ò.ï.; ïîòðåáíîñòü â áåçîïàñíîñòè – ñòàáèëüíîñòü, ïîðÿäîê; ïîòðåáíîñòü â ëþáâè è ïðèíàäëåæíîñòè – ñåìüÿ, äðóæáà; ïîòðåáíîñòü â óâàæåíèè – ñàìîóâàæåíèå, ïðèçíàíèå; ïîòðåáíîñòü â ñàìîàêòóàëèçàöèè – ðàçâèòèå ñïîñîáíîñòåé.

Ñ÷èòàë, ÷òî èìåííî îñîçíàííûå ñòðåìëåíèÿ è ìîòèâû, à íå áåññîçíàòåëüíûå èíñòèíêòû ñîñòàâëÿþò ñóòü ÷åëîâå÷åñêîé ëè÷íîñòè. Îäíàêî ñòðåìëåíèå ê ñàìîàêòóàëèçàöèè, ê ðåàëèçàöèè ñâîèõ ñïîñîáíîñòåé íàòàëêèâàåòñÿ íà ïðåïÿòñòâèÿ, íà íå ïîíèìàíèå îêðóæàþùèõ è ñîáñòâåííûå ñëàáîñòè.

Ê.Ð. Ðîäæåðñ.

Âíóòðåííÿÿ ñóùíîñòü ÷åëîâåêà, åãî ñàìîñòü âûðàæàåòñÿ â ñàìîîöåíêå, êîòîðàÿ îòðàæàåò èñòèííóþ ñóòü äàííîé ëè÷íîñòè, åå «ß». Ó ìàëåíüêèõ äåòåé ýòà ñàìîîöåíêà áåññîçíàòåëüíà è ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ñêîðåå ñàìîîùóùåíèå. Òåì íå ìåíåå óæå â ðàííåì âîçðàñòå îíà ðóêîâîäèò ïîâåäåíèåì ÷åëîâåêà, ïîìîãàÿ ïîíÿòü è îòîáðàòü èç îêðóæàþùåãî òî, ÷òî ïðèñóùå èìåííî äàííîìó èíäèâèäó – èíòåðåñû, ïðîôåññèþ, îáùåíèå ñ îïðåäåëåííûìè ëþäüìè è ò.ä.  áîëåå ñòàðøåì âîçðàñòå äåòè íà÷èíàþò îñîçíàâàòü ñåáÿ, ñâîè ñòðåìëåíèÿ, ñïîñîáíîñòè è ñòðîèòü ñâîþ æèçíü óæå â ñîîòâåòñòâèè ñ îñîçíàâàåìîé îöåíêîé ñåáÿ.  òîì ñëó÷àå, åñëè ïîâåäåíèå âûñòðàèâàåòñÿ èìåííî íà îñíîâå ñàìîîöåíêè, îíî âûðàæàåò èñòèííóþ ñóòü ëè÷íîñòè, åå ñïîñîáíîñòè è óìåíèÿ, à ïîòîìó ïðèíîñèò íàèáîëüøèé óñïåõ ÷åëîâåêó.

 ñâîåé òåîðèè ëè÷íîñòè Ðîäæåðñ âûäåëèë îïðåäåëåííóþ ñèñòåìó ïîíÿòèé, êîòîðûå õàðàêòåðèçóþò ïðåäñòàâëåíèÿ ëþäåé î ñåáå, è ñâîèõ áëèçêèõ. Ýòà æå ñèñòåìà èñïîëüçóåòñÿ è â òåðàïèè, ïîìîãàþùåé ÷åëîâåêó èçìåíèòü ñåáÿ è ñâîè îòíîøåíèÿ ñ äðóãèìè

Источник