Комплексный подход к развитию речи ребенка

Ольга Левиз
Комплексный подход в речевом развитии дошкольников (из опыта работы)

Проблема развития речи дошкольников приобретает в последнее время все большее значение. Это связано с тем, что уровень владения речью у детей, поступающих в школу, часто не соответствует предъявляемым требованиям и возрастным возможностям, что, в свою очередь, обуславливает возникновение у детей трудностей в освоении школьной программы.

Работа над речью обозначена в образовательной программе ДОУ, однако осуществление педагогической деятельности лишь в рамках программы не обеспечит речевого развития детей в полной мере. Требуется комплекс мер, включающий в себя организацию речевой развивающей среды ДОУ, продуктивную работу и воспитателей и воспитанников не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и в ходе организации режимных моментов, а также активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, включая общение родителей с ребенком дома.

Организация речевой развивающей среды в нашей группе обеспечивает возможность приобретения речевого практического опыта взаимодействия детей, как со взрослыми, так и со сверстниками, а также способствует развитиюсамостоятельной детской деятельности в разных направлениях: коммуникативном, познавательном, игровом, физическом и т. д., что является основой для целенаправленного формирования необходимых речевых умений и навыков.

Под развивающей средой мы понимаем естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. Помимо предметного окружения используем такие способы организации развивающей среды, которые влияют на формирование разных сторон речевого развития детей. Требования к организации речевой развивающейсреды средней группы:

размещение оборудования по центрам развития (книжные уголки; центры театрально-игровой деятельности – театры разных видов, атрибуты для игр-драматизаций; центры речевой деятельности – дидактические и развивающие игры речевой направленности, что обеспечит объединение детей по общим интересам;

динамичность среды;

учет возрастных особенностей детей;

учет гендерной специфики развития детей;

полифункциональность предметного обеспечения;

обеспечение эмоциональной комфортности в разных видах деятельности.

Помимо этого стараемся, чтобы наша речь была грамматически правильной, чистой, точной, логичной и выразительной.

Работая над развитием речи в рамках непосредственно образовательной деятельности, стараемся вызвать у детей интерес к предстоящей деятельности.НОД носит продуктивный характер и включает в себя:

обучение различным видам монолога – описанию, пересказу, рассказу – с использованием традиционных методик;

использование речевых игр и упражнений; интерактивных программ; игр-инсценировок; методов наглядного моделирования; проектной деятельности и др.

При моделировании занятий по развитию речи стараемся тесно использовать различные разделы речевой работы:

1. Обогащение и активизация словаря.

2. Работа над смысловой стороной слова.

3. Формирование грамматического строя речи.

4. Воспитание звуковой культуры речи.

5. Развитие элементарного осознания языковых явлений.

Для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков используем комплексный подход, позволяющий решать разные речевые задачи на одном содержании. При этом внимание детей не отвлекается на новые персонажи, грамматические, лексические, фонетические упражнения строятся на уже знакомых словах и понятиях.

Развитие речи у дошкольниковосуществляем во всех видах деятельности: в игре; на занятиях; в общении с окружающими людьми и др. Учебная деятельность дополняется взаимодействием всех участников образовательного процесса (воспитателей; специалистов – музыкального руководителя, инструктора по физкультуре; родителей, ДОУ) в работе над речевым развитием детей. Взрослые, окружающие ребёнка, работают над словарем, над звуковой культурой речи, над интонационной выразительностью, чёткой дикцией, дыханием и т. д.

Творческое профессиональное общение педагогов нашего ДОУ по вопросам речевого развития дошкольниковпроходит в следующих формах:

взаимные консультации;

совместные мероприятия;

методические объединения;

педагогические советы;

мастер-классы;

семинары и др.

Организация работы с родителями – обязательное условие для правильного речевого воспитания ребенка, т. к. обеспечивает непрерывность, логичность и системность педагогического воздействия.

Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития осуществляем через:

оформление информационных стендов;

индивидуальные и групповые консультации;

индивидуальные беседы с родителями по итогам обследования речи детей;

открытые мероприятия;

совместные мероприятия;

совместное приобретение, изготовление игр и пособий по развитию речи.

Таким образом, только комплексный подход (с привлечением всех субъектов образовательного процесса в ДОУ) к развитию речи дошкольников обеспечит разносторонний характер речевого развития детей, позволит повысить уровень владения необходимыми умениями и навыками и создаст необходимые предпосылки для успешного школьного обучения.

Источник

«Комплексный подход к организации работы по развитию речи дошкольников»

Презентацию подготовила:

Воспитатель Бугрова С.Д.

Пед. совет 

январь 2018 г.

Согласно закону об образовании речевое развитие включает:

владение речью как средством общения и культуры; 

развитие всех  компонентов устной речи детей;

 развитие речевого творчества; 

знакомство с детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров; 

создание предпосылок у детей к  обучению грамоте.

Проблема

Проблема развития речи дошкольников приобретает в последнее время все большее значение. Это связано с тем, что уровень владения речью у детей, поступающих в школу, часто не соответствует предъявляемым требованиям и возрастным возможностям, что, в свою очередь, обуславливает возникновение у детей трудностей в освоении школьной программы.

Комплексный подход к развитию устной речи включает в себя:

– понимание речи, привлечение внимания и интереса детей к собственной речи и речи окружающих;

– развитие связной диалогической и монологической речи;

– обогащение и уточнение словаря;

– развитие грамматического строя речи;

– развитие речевого аппарата, звукопроизношения;

– развитие мелкой моторики

Меры, предпринимаемые педагогами

Работа над речью обозначена в образовательной программе ДОУ, однако осуществление педагогической деятельности лишь в рамках программы не обеспечит речевого развития детей в полной мере. 

Требуется комплекс мер, включающий в себя организацию речевой развивающей среды ДОУ, продуктивную работу и воспитателей и воспитанников не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и в ходе организации режимных моментов, а также активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, включая общение родителей с ребенком дома. 

Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает:

Систематическая Непосредственно Образовательная Деятельность воспитателями

Правильная организация речевой развивающей среды

Использование в свободной деятельности детей игр, потешек, чтение художественной литературы и т.д.

повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;

участие родителей в речевом воспитании детей. 

Систематическая Непосредственно Образовательная Деятельность воспитателями

Работая над развитием речи в рамках непосредственно образовательной деятельности, нужно стараться вызвать у детей интерес к предстоящей деятельности. НОД носит продуктивный характер и включает в себя:

обучение различным видам монолога – описанию, пересказу, рассказу – с использованием традиционных методик;

использование речевых игр и упражнений; интерактивных программ; игр-инсценировок; методов наглядного моделирования; проектной деятельности и др.

При моделировании занятий по развитию речи  тесно использовать различные разделы речевой работы:

 Обогащение и активизация словаря.

 Работа над смысловой стороной слова.

Формирование грамматического строя речи.

 Воспитание звуковой культуры речи.

 Развитие элементарного осознания языковых явлений.

Речевая развивающая среда

Под развивающей средой мы понимаем естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. Помимо предметного окружения используем такие способы организации развивающей среды, которые влияют на формирование разных сторон речевого развития детей 

Требования к организации речевой развивающей среды 

размещение оборудования по центрам развития (книжные уголки; центры театрально-игровой деятельности – театры разных видов, атрибуты для игр-драматизаций; центры речевой деятельности – дидактические и развивающие игры речевой направленности, что обеспечит объединение детей по общим интересам;

динамичность среды;

учет возрастных особенностей детей;

учет гендерной специфики развития детей;

функциональность предметного обеспечения;

обеспечение эмоциональной комфортности в разных видах деятельности.

Профессиональное общение педагогов  ДОУ по вопросам речевого развития дошкольников проходит в следующих формах: 

взаимные консультации;

совместные мероприятия;

методические объединения;

педагогические советы;

мастер-классы;

семинары и др.

Работа с родителями:

 Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка в детский сад. Уже на этом этапе (и во время последующих встреч) педагоги стараются убедить родителей в том, что именно их роль в речевом развитии ребенка значима; что все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.

 Воспитатели объясняют родителям, что их участие в речевом развитии ребенка не должно быть разовым. Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребенком и пр. – это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то нарушится целостность педагогического процесса. В результате пострадает их ребенок.

Повышение  педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития осуществляется через:

 1. различные консультации по развитию речи ребёнка в семье,

 2.папки-передвижки  дидактических игр и упражнений «Домашняя игротека», 

3.открытые занятия,

 индивидуальные беседы, 

4.родительские собрания,

5.памятки для родителей, 

6.подготовка детей к праздникам и досугам,  

6.выставки поделок, которые были сделаны детьми дома,

7. сочинение сказок и загадок, рисование к ним картинок.

Вывод:

Таким образом, только комплексный подход (с привлечением всех субъектов образовательного процесса в ДОУ) к развитию речи дошкольников обеспечит разносторонний характер речевого развития детей, позволит повысить уровень владения необходимыми умениями и навыками и создаст необходимые предпосылки для успешного школьного обучения.

Спасибо за внимание!

Источник

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

Проблема развития связной речи дошкольников приобретает в последнее время все большее значение. Это связано с тем, что уровень владения навыками монологической речи у детей, поступающих в школу, часто не соответствует предъявляемым требованиям и возрастным возможностям, что, в свою очередь, обуславливает возникновение у детей трудностей в освоении школьной программы.

Рассматривая связную речь не как простую последовательность слов и предложений, а как последовательность связанных друг с другом мыслей, выраженных точными словами в правильно построенных предложениях, обозначим ее цель – сообщение, повествование, рассуждение о каких-либо фактах, событиях или явлениях реальной действительности. Следовательно, каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.

В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выражать его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребенок умеет выстроить свое высказывание, можно судить об уровне его развития.

Анализируя собственный опыт, надо отметить, что элементы монологической речи появляются в высказываниях детей уже в возрасте 2-3 лет, но именно старший дошкольный возраст считается сенситивным (время качественного скачка в развитии ребенка) к становлению полноценной связной монологической речи. 

Важнейшими характеристиками связного устного сообщения (развернутого высказывания) являются последовательность изложения, смысловые, логические и грамматические связи между предложениями и частями рассказа, законченность выражения мысли [2, с. 102].

Работа над связной речью обозначена в любой образовательной программе дошкольного образования, однако осуществление педагогической деятельности лишь в рамках программы не обеспечит речевого развития детей в полной мере. Требуется комплекс мер, включающий в себя организацию речевой развивающей среды ДОУ, продуктивную  работу и воспитателей и воспитанников не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и в ходе организации режимных моментов, а также активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, включая общение родителей с ребенком дома.

Организация речевой развивающей среды должна обеспечить возможность приобретения речевого практического опыта взаимодействия детей как с взрослыми, так и со сверстниками, а также способствовать развитию самостоятельной детской деятельности в разных направлениях: коммуникативном, познавательном, игровом, физическом и т.д., что является основой для целенаправленного формирования необходимых речевых умений и навыков.

Под развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. Помимо предметного окружения большое значение имеют способы организации развивающей среды, влияющие на формирование разных сторон речевого развития детей. Следует выделить следующие требования к организации речевой развивающей среды ДОУ:

  • размещение оборудования по центрам развития (книжные уголки; центры театрально-игровой деятельности – театры разных видов, атрибуты для игр-драматизаций; центры речевой деятельности – дидактические и развивающие игры речевой направленности), что обеспечит объединение детей по общим интересам;
  • динамичность среды;
  • учет возрастных особенностей детей;
  • учет гендерной специфики развития детей;
  • полифункциональность предметного обеспечения;
  • обеспечение эмоциональной комфортности в разных видах деятельности.

Помимо этого педагогические работники ДОУ должны давать детям образцы правильной литературной речи: их речь должна быть грамматически правильной, чистой, точной, логичной и выразительной.

Работа над развитием связной монологической речи в рамках непосредственно образовательной деятельности должна вызывать у детей интерес, носить продуктивный характер и включать в себя:

  • обучение различным видам монолога – описанию, пересказу, рассказу – с использованием традиционных методик;
  • использование речевых игр и упражнений; интерактивных программ; игр-инсценировок; методов наглядного моделирования; проектной деятельности и др.

Подчеркнем, что овладение связной монологической речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словарного запаса и грамматического строя речи.  

При моделировании занятий по развитию речи их структура определяется тесной взаимосвязью различных разделов речевой работы:

1. Обогащение и активизация словаря.

2. Работа над смысловой стороной слова.

3. Формирование грамматического строя речи.

4. Воспитание звуковой культуры речи.

5. Развитие элементарного осознания языковых явлений.

6. Развитие связной монологической речи старших дошкольников.

Для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков целесообразен комплексный подход, позволяющий решать разные речевые задачи на одном содержании. При этом внимание детей не отвлекается на новые персонажи, грамматические, лексические, фонетические упражнения строятся на уже знакомых словах и понятиях, а переход к построению связного высказывания для ребёнка становится естественным и нетрудным. [1, с.82].

Специально разработанные занятия по развитию речи приводят к позитивным изменениям в речевом и умственном развитии детей. Согласно результатам мониторинга, у них

– сформирован достаточный и достаточно высокий уровень культуры речи;

– повысилась ее точность, связность и выразительность;

– наблюдается уместное употребление в собственном словесном творчестве средств художественной выразительности.

Помимо того, что развитие речи у дошкольников осуществляется во всех видах деятельности: в игре; на занятиях; в общении с окружающими людьми и др., учебная деятельность дополняется взаимодействием всех участников образовательного процесса (воспитателей; специалистов – музыкального руководителя, инструктора по физкультуре; родителей, ДОУ) в работе над речевым развитием детей, включая работу над словарем и отработку грамматических категорий; работу над звуковой культурой речи, над интонационной выразительностью, чёткой дикцией, дыханием и т.д.

Творческое профессиональное общение педагогов ДОУ по вопросам речевого развития дошкольников проходит в следующих формах:

  • взаимные консультации;
  • совместные мероприятия;
  • методические объединения;
  • педагогические советы;
  • мастер-классы;
  • семинары и др.

Организация работы с родителями – обязательное условие для правильного речевого воспитания ребенка, т.к. обеспечивает непрерывность, логичность и системность педагогического воздействия.  

Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития может осуществляться через:

  • оформление информационных стендов;
  • индивидуальные и групповые консультации;
  • индивидуальные беседы с родителями по итогам обследования речи детей;
  • открытые мероприятия;
  • совместные мероприятия;
  • совместное приобретение, изготовление игр и пособий по развитию речи.

Взаимодействие со школой необходимо для выявления требований к развитию монологической устной речи в первом классе, что позволяет использовать полученные данные при разработке системы работы по развитию связной речи в детском саду, при подготовке воспитанников ДОУ к особенностям школьного образования, обеспечив тем самым преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.

Таким образом, только комплексный подход (с привлечением всех субъектов образовательного процесса в ДОУ) к развитию связной монологической речи дошкольников обеспечит разносторонний характер речевого развития детей, позволит повысить уровень владения необходимыми умениями и навыками и создаст необходимые предпосылки для успешного школьного обучения.

Литература

1.  Детская речь / Под ред. Н.А. Рыбникова. – М.: Просвещение, 1980.

2. Ленская Н.И. Язык ребенка (онтогенез речевой коммуникации). – М.: МГУ им. Ломоносова, 1997. – 151 с.

Источник