Комплексный подход к развитию ребенка с овз
Доклад для педагогов. Подготовила Кизина В.В. воспитаель высшей категории БДОУ г.Омска “Детский сад №194 компенсирующего вида”
“Комплексный подход к развитию, обучению детей с ОВЗ в
условия модернизации образования”
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» при расстановке приоритетов в сфере образования одним из самых важных определила курс на сохранение здоровья детей. И на ступени дошкольного детства мы строим свою работу таким образом, чтобы максимально сохранить и укрепить здоровье малышей. Однако неуклонно увеличивается количество малышей, относящихся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья. Для них необходимы особые условия и грамотное с точки зрения коррекционной педагогики сопровождение.
Сопровождение как процесс, как целостная система деятельности опирается на определенные принципы.
Основополагающим принципом является соблюдение интересов ребенка.
Педагог, занятый в системе сопровождения, призван решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка, т.е. способствовать созданию условий на уровне семьи ДОУ.
Успешность помощи ребенку часто зависит от нескольких специалистов или от того, как взаимодействуют специалист и родитель!
Еще один важный принцип сопровождения – это принцип системности сопровождения, который реализуется через единство диагностики, коррекции и развития – определение основных задач и мероприятий по оказанию помощи ребенку.
Цель психолого-педагогического сопровождения ребенка в образовательном процессе заключается в обеспечении нормального развития ребенка (в соответствии с условно установленной нормой развития в соответствующем возрасте).
Общими задачами психолого – педагогического сопровождения являются: – предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
-помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, социализации;
-развитие психолого – педагогической компетентности (психологической культуры) родителей, педагогов.
На ступени дошкольного образования осуществляется ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии, обеспечение готовности к школе.
Об уровне нравственного развития общества судят по отношению к пожилым людям, детям и инвалидам. Отрадно, что в последние годы в системе специального (коррекционного) образования все больше внимания уделяется изучению и внедрению интегрированного обучения детей с особенностями развития. Это обусловлено поиском оптимальных условий организаций реабилитации и социальной адаптации «особых» детей. В международной «Конвенции о правах ребенка» сказано, что каждый ребенок имеет право на воспитание
и образование, а международные документы по проблемам инвалидов призваны обеспечить им равные возможности наряду со здоровыми детьми.
Осуществление комплексной реабилитации детей с проблемами развития возможно лишь при реализации индивидуальных программ (или маршрутов, как мы их называем) развития и при обеспечении эффективности комплексной работы специалистов различного направления в зависимости от потребностей «особого» ребенка и запросов родителей.
Содержание и направление индивидуальных маршрутов разительно отличаются друг от друга. Это продиктовано не только наличием различных дефектов развития, но и разницей в начальном уровне интеллектуального, физического и личностного развития. При определении маршрута важно знать функциональные возможности и возрастные особенности каждого ребенка, его адаптивные ресурсы, ограничения, связанные со здоровьем, спецификой развития и др. Необходимо уметь выделять факторы риска в развитии каждого ребенка и с их учетом разработать оптимальную систему подготовки ребенка.
Особое место при создании условий в ДОУ для детей с ОВЗ и детей – инвалидов отводится обогащению и специализации среды развития. С этой целью расширяется материально – техническая база ДОУ.
Педагоги стараются инициировать общение детей через:
– занятия
– игры
– труд
– спорт
– культуру
– развлечения
– повседневную деятельность
-конкурсы и т.д.
В региональном детском конкурсе «Солнечная страна», наши дети заняли 6,7,11,12 место ( в конкурсе принимало 1053 детей)
Хочу поделиться опытом работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ и семьи.
На протяжении многих лет в нашем детском саду практикуется профилактический осмотр детей узкими специалистами (один раз в пол года дети проходят медикаментозный курс лечения на дому), и психотерапевтическое воздействие. Для эффективности психотерапии мы стараемся, чтобы сообщаемая информация была полезной и важной для ребенка. Понимая, что главным средством психотерапии является слово, преподносим материал кратко, доступно. Мы терпеливые и справедливые наставники для детей. Систематически проводятся беседы, даются разъяснения, как детям, так и родителям. Метод внушения и убеждения дает стабильно хороший эффект. Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в особом внимании к ним, прощении. В результате рациональной психотерапии, направленной на разумное воспитание и перевоспитание мышления, оценки своего состояния, мы помогаем данной категории детей самоутвердиться в жизни, регулировать свое поведение, исправлять речевые нарушения.
Психотерапевтического воздействие перекликается с задачами логопедического обучения. При появлении даже минимальных успехов обращаем на них внимание окружающих и ребенка. Ребенку нравится, когда его хвалят в другой группе, кабинете. У нас практикуется на занятиях, за правильные ответы получение «фишек», призов, всевозможных поощрений. В результате этого ребята стремятся к скорой нормализации речи и осознанно контролируют свое поведение. Весь комплекс психотерапии проводится по принципу преемственности, индивидуального подхода, дифференцированной направленности бесед, разъяснений, убеждений, внушений.
Нет такого психологического, педагогического, психотерапевтического направления, которое обошлось бы без использования сказок, которые являются посредниками между внутренними миром
педагога и душами воспитанников. Используя метод сказкотерапии, мы развиваем эмоционально-волевую сферу ребенка, корректируем возникшие у него проблемы, развиваем личность, формируем созидательную систему ценностей. Мы считаем, что сказкотерапия – уникальный метод консультирования, коррекции, развития, реабилитации, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Наблюдая за героями, ребенок учится решать проблемы. Мы тактично направляем мысли, чувства, поступки детей в нужное русло. Здоровая идея, что все можно исправить, изменить, становится главной установкой. Достоинство сказок неоспоримо в коррекционной работе: обогащается словарь детей, лексико-граммотического оформление речи, автоматизируются поставленные звуки. Дети любит сеансы смехотерапии, которые способствует коррекции настроения. Они с удовольствием изображают смех героев, адекватно передают собственные состояния в движении, мимики, учатся выразительно интонировать с разной силой голоса в проблемных ситуациях.
Основным объектом, обеспечивающим ребенку возможность самовыражения, накопления опыта и его коррекции в процессе самостоятельной игры, являются куклы. Терапевтические куклы, которые мы применяем на занятиях, формируют у ребенка чувство ответственности за « чужую жизнь», помогают снижать психическое напряжение. Использование куклотерапии помогает ликвидировать переживания детей, улучшить адаптацию, разрешить конфликты. Продуманный подбор игрушек способствует выражению чувств, автоматизации звуков в речи, развитию лексико-грамматических категорий, категорий, связной речи. Это игрушки, которые надевают на руку. Игрушки диких животных мы используем для выражения гнева, страха, хитрости. От имени кукол мы проводим развивающие игры, занятия.
Возможности куклотерапии позволяют решать такие важные коррекционные задачи, как развитие всех компонентов речи, самовыражение дошкольника, достижение эмоциональной устойчивости. Дети с ограниченными возможностями здоровья с удовольствием рассказывают сверстникам о проблемах, разыгрывают сказочные сюжеты от имени героев.
Для уравновешивания эмоционального состояния детей с ограниченными возможностями здоровья мы используем такой метод воздействия, как пескотерапия. Наши наблюдения показывают, что игры с песком положительно влияют на эмоции и являются замечательным средством для развития детей. Ребенок анализирует свои действия, лучше понимает себя и других, у него быстрее развиваются тактильно-кинестические ощущения и мелкая моторика пальцев рук. Дети становятся более коммуникабельными, раскрепощенными.
С детьми с ограниченными возможностями здоровья ведется дополнительная работа всеми специалистами по графику и индивидуальному плану. Большую помощь таким детям оказывают младшие воспитатели. Они помогают детям адаптироваться в непривычных условиях, ведут индивидуальную работу по привитию элементарных культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
Своевременная помощь специалистов детского сада на дому и в ДОУ способствует улучшению здоровья детей и их развитию.
Вывод:
Таким образом, в результате комплексной работы всех специалистов ДОУ у детей с ограниченными возможностями здоровья восстанавливается функция общения, контролируется поведение, достигается компенсация утраченных способностей, реализуется возможность получения общего образования.
Источник
Комплексный подход
в работе с ребенком с ОВЗ в условиях центра ППМС
Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Любые недостатки речи ограничивают общение ребенка со сверстниками и взрослыми и отрицательно влияют на формирование его эмоционально-интеллектуальной сферы, а так же могут привести школьников к неуспеваемости по многим предметам.
Повышение эффективности коррекционной логопедической работы у дошкольников является одной из актуальных проблем. Количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Тем не менее успешное обучение и воспитание детей названной категории в дошкольном возрасте является предпосылкой их полноценной подготовки к усвоению школьных навыков и успешной адаптации в школе.
В связи с гуманизацией современного образования и разработкой принципов личностно-ориентированного подхода к процессу воспитания, обучения и развития детей основной целью деятельности педагогических работников становится полноценное развитие личности ребенка, сохранение и укрепление его физического, психического и нравственного здоровья. В связи с этим задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников.
В «Гурьевском центре психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения «Доверие» одним из приоритетных направлений деятельности является психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ. Это связано с несколькими причинами:
1. Увеличилось количество детей с пограничными и сочетанными нарушениями.
2. Многие образовательные учреждения не укомплектованы специалистами: психологом, логопедом, дефектологом.
3. Многие дети остаются не выявленными и в связи с этим испытывают стойкие трудности при усвоении всех или некоторых разделов программы дошкольного образовательного учреждения или школы, т.к. оказываются без специально организованной коррекционно-педагогической помощи в среде нормально развивающихся сверстников.
Им требуется пристальное внимание врачей, педагогов, логопедов, психологов, дефектологов, целенаправленная помощь, учитывающая проблемы и потребности каждого ребенка.
Психолого-педагогическое сопровождение развития детей с ОВЗ – это комплексная система деятельности службы сопровождения: психологов, врачей, логопедов, дефектологов, социальных педагогов, воспитателей, учителей, направленных на создание благоприятных условий для обучения и воспитания ребенка, успешной адаптации и интеграции в общество.
В ППМС центре осуществляется комплексный непрерывный подход в коррекционной работе с детьми с проблемами в развитии. Проводится комплексная диагностика развития ребенка, что обеспечивает индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка специалистами в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка, уровнем актуального и потенциального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. Для полноценной работы с ребенком в центре создана достаточная предметно-игровая среда. Работа по оказании коррекционной помощи проводится при тесном взаимодействии специалистов.
Одним из важнейших направлений работы является работа с родителями. Практика показывает, что достижение коррекционного эффекта в системе специальных занятий само по себе не гарантирует переноса позитивных сдвигов в реальную жизнедеятельность ребенка. Необходимым условием закрепления достигнутого является активное воздействие на близких ребенку взрослых с целью изменения их позиции и отношения к ребенку, вооружение родителей адекватными способами коммуникации. Поэтому большое значение в коррекционной работе придается родителям.
Участниками образовательного процесса в рамках реализации программ являются родители детей, посещающих коррекционно-развивающие занятия. Родители имеют возможность посещать консультации специалиста по возникающим вопросам и выявленным проблемам в ходе реализации программ, знакомиться с результатами диагностики, посещать занятия, родительский лекторий, консилиумы, высказывать свои пожелания и рекомендации по текущим вопросам, касающимся образовательного процесса.
Работа специалистов центра совместно с педагогами образовательных учреждений:
- Консилиумы
- Семинары – практикумы
- Творческие отчеты
- Круглые столы
- Мастер-классы
- Открытые мероприятия
- Изучение и распространение эффективного опыта работы
- Методические объединения
Служба сопровождения – это команда специалистов, которые не только помогают в решении проблем, но и занимаются профилактикой нарушений. Для этого проводятся выездные обследования детей в детских садах и школах. Проводятся консультации, мастер-классы для родителей и педагогов. Таким образом, комплексный подход в оказании коррекционной помощи детям с ОВЗ, основанный на результатах комплексной диагностики и осуществляемый специалистами «Гурьевского центра «Доверие», привлечение врачей и родителей дает эффективный результат в обучении и воспитании детей с отклонениями в развитии.
Учитель-логопед Ершова Л.П.
При составлении статьи использовались материалы сайтов: cyberleninka.ru, infourok.ru
Источник
До настоящего времени социальная адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями (и их семей) – насущная проблема, не решенная в нашем городе и обществе в целом. Проблема заключается в том, что семьи – родители и дети по объективным и субъективным причинам изолированы от остального общества, не являются полноправными участниками нормальной социальной жизни. У тех и у других явно прослеживается состояние фрустрации – оторванности от общественной жизни, ощущение ненужности, «выброшенности». Те и другие требуют не столько признания своей особенности, сколько поиска способов включения в нормальную социальную жизнь общества.
Безусловно, решению данной проблемы, особенно в части оказания профессиональной помощи семьям детей-инвалидов по профилю их заболевания, оказывают специальные образовательные учреждения , а также постепенно развивающаяся сеть негосударственных учреждений социальной адаптации .Вместе с тем , международная социально-образовательная практика дает убедительный повод к рассмотрению еще одной возможности для включения детей-инвалидов в полноценную социальную жизнь- интеграцию детей, имеющих специфические потребности в массовые группы общеобразовательных учреждений.
Демократические преобразования в обществе и эволюционное развитие системы специального образования способствовали появлению и внедрению в практику идей интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками. Необходимо придать этому процессу организованный характер, обеспечив каждому ребенку, имеющему отклонения в развитии, уже с раннего возраста доступную и полезную для его развития форму интеграции. Внедрение в практику дошкольного образования интегрированного воспитания позволяет расширять охват детей необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощью, обеспечить родителей консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями.
Одним из центральных моментов оказания адекватной помощи детям с особенностями в развитии является комплексный системный подход к диагностической, педагогической и коррекционной работе с ними. Полноценная системная работа будет осуществлена только в том случае, если будет создана команда единомышленников и их работа будет четко структурирована, она не допускает изолированности, несогласованности различных воздействий. Работа всех служб учреждения должна быть едина и представлять собой систему коррекционно-развивающего сопровождения.
Ребенок с ограничением в развитии – это не менее развитый , чем его нормальные сверстники , а иначе развитый ребенок . Обучение ребенка с особыми потребностями в обычной учебной среде не означает, что он не получит тех услуг, в которых нуждается. Суть интегрированного образования состоит в предоставлении ребенку всех необходимых услуг и ресурсов в обычной учебной среде с тем, чтобы он был в ней таким же активным и значимым членом, как и любой другой человек. Речь идет о необходимости обеспечить равный доступ к возможностям обучения. Необходимо понять, что инвалидность- это не проблема или недостаток, а лишь одна из многих характерных черт, присущих человеку. Дети-инвалиды, также как и здоровые дети, являются совершенными в том состоянии, в котором они находятся. Как и все остальные дети, дети- инвалиды для роста и развития нуждаются в поддержке и одобрении. В детях-инвалидах нужно, прежде всего, видеть детей, а не инвалидность.
II Максимальное использование возможностей ребенка для его адаптации к жизни в нормальном обществе , а не только в упрощенной ограниченной среде
Всю свою работу я стараюсь строить на понимании того, что все дети проходят определенные стадии развития, но при этом каждый ребенок уникален и индивидуален. В любом детском коллективе можно встретить детей самого различного темперамента, поведения и характера. Индивидуальный подход в воспитании нацелен прежде всего на укрепление положительных качеств ребенка и устранение его недостатков. Опора на положительное в характере, свойствах личности ребенка должна сочетаться с чуткостью и разумной требовательностью
Я полагаю, что в каждом ребенке необходимо развивать чувство уверенности в себе, необходимости обществу. Для этого мы, взрослые, должны помочь ребенку осознать свои характерные возможности и предпочтения, понять, что он, как и каждый человек, неповторим. Для того чтобы быть успешным в делах, уметь общаться с разными людьми, каждый ребенок должен знать, что он может, а что ему пока не удается. Его возможности пока ограничены, они совершенствуются и развиваются – завтра он обязательно сделает то, чего не смог сегодня. Поэтому, я считаю, необходимо постоянно поддерживать каждого ребенка в разных ситуациях, как успеха, так и неудачи. Иными словами, в любом случае взрослые должны помогать ребенку поверить в свои силы.
Становление индивидуальности ребенка ,его «Я», начинается очень рано и происходит постепенно, в том числе в процессе осознания им собственных интересов и предпочтений. Для этого нам, педагогам, важно обсуждать с детьми тот или иной выбор в разных жизненных ситуациях и видах деятельности, стараясь понять их сокровенные мечты и желания. Важно также помочь детям познакомиться со вкусами и предпочтениями друг друга, увидеть, что они разные. Это закладывает основу для формирования в более старшем возрасте толерантности (терпимости) к другим
.
IV Комплексный подход к работе с детьми с ограниченными возможностями
Поскольку дети-инвалиды имеют много специфических потребностей, важно, чтобы для их удовлетворения работала группа специалистов различных профилей в тесном сотрудничестве друг с другом. Думаю, что один человек не в состоянии заниматься вопросами когнитивного, моторного, социального, коммуникативного развития ребенка, его лечением и питанием. Сделать это может лишь команда соответствующих специалистов, которые активно сотрудничают и обмениваются знаниями друг с другом. Безусловно, родители являются обязательными членами команды, поскольку они играют чрезвычайно важную роль в жизни детей.
При командной работе принимаются более обоснованные и качественные решения, а также повышаются результаты деятельности. Кроме того, участникам команд, особенно членам семей, нравится ощущать принадлежность к группе, ведь тогда есть возможность обмениваться информацией и ресурсами, которые им дает командная работа. Состав команды зависит от потребностей ребенка. Это могут быть: психолог, логопед, медсестра, врач, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, заведующая.
Важные особенности командной работы:
- совместное принятие решений и коллективная ответственность за все виды работы с ребенком и его обучение;
- родители и семьи являются очень важными членами команды;
- все члены команды имеют одинаковый статус и считаются важными участниками работы;
- знания и умения представителей разных дисциплин объединяются в процессе разработки и реализации учебного плана работы с ребенком.
В результате обсуждения членами команды подходов к работе с группой, где имеются дети с особыми потребностями мы определили следующие функции и обязанности каждого члена педагогической команды:
Инструктор по физической культуре , музыкальный руководитель | Помогает в развитии умения крупномышечного и общемоторного движения, включая сохранение равновесия и координацию движений, учит детей перемещаться в пространстве (например, доставать и удерживать предметы и т.д.) |
Психолог | Занимается вопросами когнитивного, социального и эмоционального развития ребенка, а также возникающими при этом проблемами. |
Заведующая | Помогает получить доступ к общественным услугам и ресурсам. |
Логопед | Профессиональный работник, имеющий специальную подготовку и знания в области использования различных способов общения. Как правило, сюда относятся знания о физиологических структурах (таких как мускулатура лица) |
Воспитатель | Профессионал, стремящийся к получению конкретных знаний и подготовки во всех областях развития детей и создания эффективной среды обучения для детей и их семей. |
V
VI. Ориентация на максимально возможное взаимодействие с родителями , внешним окружением ребенка, общества в целом .
Хочу особо отметить важность сотрудничества с семьей ребенка с особенностями развития в процессе его воспитания. Родители всех детей без исключения стремятся обеспечить им хорошее будущее. Родители детей-инвалидов особенно обеспокоены тем, что ожидает их детей в дальнейшем.
У них появляется естественное желание научить своего ребенка жить среди сверстников, уметь общаться с другими людьми. Поэтому они стремятся отдать ребенка в детский сад. В то же время, они сомневаются, пойдет ли на пользу их ребенку пребывание среди обычных детей.
Моя задача: – убедить родителей в том, что их малыш адаптируется к новым условиям; – поддержать родителей в их стремлении, заставить поверить в свои силы и возможности
Воспитывая ребенка-инвалида дома, семья “в одиночку” решает все свои проблемы. Если такой ребенок посещает детский сад, то его родители имеют возможность получить помощь от педагогов и специалистов по всем вопросам воспитания и обучения. Они получают информацию о типичном и нетипичном развитии детей, а также поддержку со стороны других родителей.
Семьи по-разному переживают тот факт, что у них растут дети с особыми потребностями. Каждая семья имеет свои нравственные ценности, культуру, приоритеты и желания. Поэтому нет какой-то единой схемы работы с семьями детей-инвалидов. В каждом конкретном случае я стараюсь учитывать интересы и заботы семьи, находить наиболее приемлемые формы сотрудничества.
Поскольку родители больше всех остальных знают о своих детях, я считаю, что очень важно прислушиваться к их рассказам, чтобы лучше понять их проблемы, заботы и ожидания. Для того, чтобы родители хотели поделиться своим опытом, они должны испытывать доверие к педагогам. Они должны поверить в то, что их ребенок нам небезразличен, что мы также желаем ему успехов.
Я использую различные формы работы с родителями: собрания, беседы, консультации, анкетирование, доски объявлений. Я приглашаю членов семей в группу в качестве помощников. Очень эффективны такие формы общения, как обмен письменной информацией в виде записок, дневников, блокнотов, а также посещение семей на дому.
Я заметила, что проведение родительских встреч, собраний в нетрадиционной форме – в виде «круглого стола», чаепития – дает хорошие результаты. Семьи лучше узнают друг друга, делятся опытом, получают возможность взаимопомощи и поддержки. Семьи детей-инвалидов особенно в этом нуждаются, приобретение новых друзей идет на благо семьи.
Источник