Комплексный подход к музыкальному развитию ребенка
«Комплексный подход к музыкальному воспитанию
в детском саду»
Музыкальное воспитание имеет важное значение в эстетическом и нравственном становлении личности ребёнка. Средствами музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у них развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор.
Таким образом, общие задачи музыкального воспитания и развития детей сводятся к следующему:
1. Побуждать активный интерес и любовь к музыке, развивать правильное её восприятие, формировать чувства и представления детей, стимулировать их нравственно –эстетические переживания, способность к эмоциональной отзывчивости.
2. Обогащать музыкальные впечатления, знакомя с разнообразными произведениями и сведениями о них.
Детям предоставляется возможность проявить себя в разнообразных видах музыкальной деятельности. Дети приобщаются к музыке не только на занятиях, но и на праздниках, концертах, вечерах развлечений. Они слушают музыку, поют, танцуют, играют на детских музыкальных инструментах. Музыка звучит в сюжетно – ролевых играх, на занятиях по физкультуре, прогулке. Комплексный подход к решению задач музыкально –
эстетического воспитания позволяет успешно воздействовать на развитие всех сторон личности ребёнка.
Воспитатель является активным помощником музыкального руководителя в организации праздников, в проведении игр и развлечений. Она часто выступает перед детьми и как исполнитель: поёт песню, играет на детских музыкальных инструментах, танцует. Особо важную роль играет воспитатель при руководстве художественной самостоятельной деятельностью детей в их повседневной жизни.
Исполнение песен, игр, хороводов, слушание музыкальных пьес обогащается
деятельностью детей, углубляет их представления, вводит в мир разнообразных чувств. Это происходит и на занятиях, и в процессе игр, и на прогулке – песня может звучать в любой подходящей ситуации.
Музыкальное воспитание тесно связано с некоторыми видами занятий дошкольного возраста. Например, использование музыкальных произведений в ознакомлении с окружающим миром. Природа отражена даже в песнях для самых маленьких. В них выражается ласковое, доброжелательное отношение к птицам, животным, разные времена года передаются через близкие и понятные детям конкретные произведения.
В песнях старших детей природа показана во всём богатстве её
проявлений, связанных с разнообразными настроениями. Ввиду богатства содержания произведений, окружающих природные явления, они могут быть широко и разнообразно использованы в педагогической практике: на занятиях, в беседе об особенностях времён года, при знакомстве с птицами и животными, на экскурсиях.
На занятиях по изобразительной и речевой деятельности музыка применяется для усиления художественного образа, который детям предстоит передать в собственном исполнении, чтобы обогатить их проявления, вызвать нужные эмоции, способствовать выразительности их действий. Например, можно дать детям прослушать аудиозапись «Малыш в лесу» из цикла «Звуки живой природы» и предложить нарисовать лес, который они себе представили во время прослушивания музыкального произведения. Серия «Волшебные голоса природы» познакомит детей с голосами птиц, звуками леса и морского побережья.
Также музыка широко используется в проведении физкультурных занятий и утренней гимнастике. Использование музыки в комплексе с физкультурно – оздоровительной работой решает ряд определённых задач:
1. Укрепление здоровья:
– способствовать оптимизации роста и развития опорно – двигательного аппарата;
– формировать правильную осанку;
– содействовать профилактике плоскостопия;
– содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно – сосудистой и нервной систем организма.
2. Совершенствование психомоторных способностей дошкольников:
– развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно – силовые и
координационные способности;
– содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;
– формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений и танцев;
– развивать ручную умелость и мелкую моторику.
3. Развитие творческих и созидательных способностей:
– развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор;
– формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку;
– воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощенности творчества в движениях;
– развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия;
В течении дня песня, музыка часто звучит в детском саду. Например, утром в ясельной группе детского сада можно включить детскую инструментальную музыку известных композиторов для того, чтобы успокоить плачущего ребёнка. Малыш прислушивается к спокойной музыке, успокаивается, лучше и быстрее проходит период адаптации. Также
можно использовать аудиозапись «Колыбельная для малышей» во время засыпания.
Ведущие специалисты в области педагогики и педиатрии убеждены в благотворном воздействии музыки на развитие интеллекта и творческих способностей детей. Нежные мелодии успокоят малыша перед сном, разовьют музыкальный слух и чувство ритма. Инструментальная музыка, которая используется в детском саду, адресована самым маленьким слушателям. Для них специально аранжирована целая коллекция всемирно известных мелодий светлых гениев классической музыки таких как: В. А. Моцарт, Л. Ван Бетховен, Ф. Шопен и т. д.
Музыка используется детьми в разных играх. Музыкальные игры организуются на основе музыкальных произведений с яркими и выразительными образами, которые дети способны воспринять и выразить пластически. Для музыкальных перевоплощений детям могут быть предложены самые разнообразные темы: танцы зверей и птиц, танцы
сказочных героев, танцы цветов, танцы огня, воды, облаков, снежинок и т. д.
Музыкальная игра приобретает особое значение в развитии детей. В музыкальной игре дети могут проявить творчество, комбинируя известные движения: составить из них простейшие танцевально – игровые сюжеты и композиции, включить по своему усмотрению шумовые, речевые, изобразительные эффекты, мимические и пластические сценки. Музыкальная игра дарит детям радость творческого перевоплощении и самовыражения через разнообразные практические действия. Она помогает ребёнку
оказаться «внутри» музыки, стать творцом в её звуковом мире, приобретать живой опыт эмоциональных переживаний, значимых именно для него самого, для его личности.
Принести детям радость и удовольствие от музыкальных переживаний – задача не менее важная и благородная для педагога, чем обучить их каким – либо конкретным музыкальным знаниям и навыкам. Опыт удовольствия от общего с музыкой, который получает ребёнок в музыкальных играх, сыграет огромную роль в его дальнейшем стремлении заниматься музыкой и узнавать новое о ней. Знакомые песни часто звучат в сюжетно – ролевых играх: девочки поют колыбельную кукле или поплясать, напевая весёлую мелодию. Песня организует действия, придаёт выразительность, ритмичность движениям, позволяет выразить чувства настроения, возникающие в ходе игры. Иногда исполнение приобретает характер драматизации; дети выбирают соответствующих персонажей и инсценируют любимую песню в настольном, кукольном театре. Также музыкальные произведения используются в проведении подвижных игр и эстафет. Музыка придаёт темп игре, создаёт весёлое настроение. Спокойная музыка позволяет детям расслабиться после активной подвижной игры, восстановить дыхание, успокоиться.
Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствие, развитие детской индивидуальности, удовлетворение индивидуальных их потребностей. Музыка, движение – это средство, которое благотворно действует на здоровье ребёнка. Музыкально – ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной зарядки, снять умственную перегрузку и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движения и танец, помогают ребёнку подружиться с другими детьми, даёт определённый психотерапевтический эффект.
Музыкально – ритмические движения решают следующие задачи:
1. Развитие двигательных качеств и умений, развитие координации движений, формирование правильной осанки, красивой походки.
2. Обогащение двигательного опыта детей разнообразными видами движений.
3 Развитие творческих способностей, потребности в самовыражении под музыку.
Приобщение детей к миру танца происходит с ранних лет. Уже в младшем дошкольном возрасте дети могут самостоятельно выполнять композиции музыкально – двигательных образов, основываясь на эмоциональном восприятии музыки; умеют перевоплощаться в образы различных персонажей, передавая особенности их пластики и движений;
согласовывать свои движения и с движениями партнёра.
Пожалуй, самым важным, что требуется педагогу для организации творческих музыкальных игр с детьми, – самому быть творческой личностью. Работая над собой и развивая у себя вкус к профессиональному творчеству, педагог периода детства обретает главное – способность понимать детей, видеть мир их глазами и видеть их счастливые глаза, обращённые к нему с радостью и любовью.
Источник
Лариса Степанова
Комплексный подход к музыкальному воспитанию в детском саду
Музыкальное воспитание в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребёнка. Программа воспитания в детском саду построена с учётом комплексного подхода к применению музыки как средства общего и музыкального развития ребёнка. Знакомство с музыкой в детском саду начинается с поступлением ребёнка в детский сад и до выпуска в школу. На протяжении всех лет с детьми ведётся большая систематическая работа. Детям предоставляется возможность проявить себя в разных видах музыкальной деятельности. Дошкольники приобщаются к музыке не только на занятиях, но и на праздниках, концертах, вечерах развлечений и досугах. Они слушают музыку, поют, танцуют, играют на детских музыкальных инструментах, импровизируют. Музыка звучит в сюжетно-ролевых играх, на занятиях по физкультуре, на прогулке. Приобретая в процессе музыкальной деятельности определённые знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству, становятся более эмоциональными, активными, формируется музыкально-эстетическое сознание. Приобщаясь к культурному музыкальному наследию прошлого и настоящего, ребёнок познаёт эталоны красоты, усваивает ценный культурный опыт поколений, познаёт себя.
Детский сад и семья – два главных коллектива, ответственных за развитие и воспитание ребенка. В детском саду музыкальное развитие ребенка начинается с момента поступления его в дошкольное учреждения и продолжается до выпуска в школу. На этом этапе пути продолжительностью в шесть лет ребята систематически, последовательно занимаются всеми видами музыкальной деятельности. Учатся петь, танцевать, слушать музыку, играть на музыкальных инструментах не только на музыкальных занятиях, но и в самостоятельной, совместной деятельности, на занятиях музыкальных кружков.
Для музыкальных занятий я тщательно отбираю музыкальный материал в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями детей.
Соответственно и задачи я ставлю также для каждой возрастной группы в зависимости от возраста детей, от качества усвоенного материала на прошедших занятиях, от индивидуальных особенностей детей.
Однако цель музыкального воспитания в детском саду одна: развивать музыкальность детей, способность эмоционально воспринимать музыку путем развития музыкально-художественной деятельности и приобщения к музыкальному искусству.
В первой младшей группе перед нами стоят следующие задачи:
Слушание музыки
1. Учить детей внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать и эмоционально реагировать на содержание.
2. Учить различать звуки по высоте.
Пение
1. Вызывать активность детей при подпевании и пении.
2. Развивать умение подпевать фразы в песне (совместно с воспитателем). Постепенно приучать к сольному пению.
Музыкально-ритмические движения
1. Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения. Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук и т. д.)
2. Учить детей начинать движение с началом музыки и заканчивать с её окончанием; передавать образы.
3. Совершенствование основные движения, учить выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную; менять движения с изменением характера музыки.
Элементарное музицирование
1. Знакомить с музыкальными инструментами (погремушки, бубен, звучащими игрушками, способами звукоизвлечения.
Во второй младшей группе:
Слушание музыки.
1. Приобщать детей к народной и классической музыке.
2.Формировать навыки слушательской культуры: умение слушать музыкальное произведение до конца, понимать характер музыки, эмоциональную отзывчивости.
3. Развивать способности различать музыкальные звуки по высоте в пределах октавы – септимы, замечать изменения в силе звучания мелодии (громко-тихо).
Пение.
1. Формировать умения выразительного исполнения песен.
2.Развивать певческие навыки: петь без напряжения в диапазоне ре (ми) – ля (си, в одном темпе со всеми; чисто и ясно произносить слова.
3. Формировать навыки сочинительства веселых и грустных мелодий по образцу.
Музыкально-ритмические движения.
1. Формировать умение двигаться в соответствии с двухчастной формой музыки и силой её звучания.
2.Совершенствовать исполнение танцевальных шагов и движений: притопывать попеременно двумя ногами и одной ногой, кружиться в парах, двигаться под музыку с предметами, выполнять прямой галоп.
3. Развивать навыки выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов.
4. Поощрять самостоятельное выполнение детьми танцевальных движений под плясовые мелодии.
Игра на детских музыкальных инструментах.
1. Знакомить с детскими музыкальными инструментами: дудочка, металлофон, колокольчик, бубен, погремушка, барабан.
2. Формировать умение подыгрывать на детских ударных музыкальных инструментах.
В средней группе задачи музыкального воспитания усложняются:
Слушание музыки
1. Развивать у детей интерес к музыке, желание слушать её, закреплять знания о жанрах в музыке (песня, танец, марш)
2. Обогащать музыкальные впечатления, содействовать развитию основ музыкальной культуры, осознанного отношения к музыке.
3. Формировать навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться, слушать произведение до конца)
4. Развивать умение чувствовать характер музыки, узнавать знакомые произведения, высказывать впечатления о прослушанном.
5. Развивать способность различать звуки по высоте (высокий, низкий в пределах сексты, септимы).
Пение
1. Формировать певческие умения и навыки,навыки выразительного пения: умение петь протяжно, подвижно, согласованно (в пределах ре-си первой октавы); брать дыхание между короткими музыкальными фразами; петь мелодию чисто, смягчать концы фраз, четко произносить слова, петь выразительно, передавая характер музыки.
2. Формировать умения самостоятельно сочинять мелодию, импровизировать мелодии на заданный текст.
Музыкально-ритмические движения.
1. Формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки, умения самостоятельно менять движения в соответствии с двух- и трёхчастной формой музыки.
2. Совершенствовать танцевальные движения (прямой галоп, пружинки, кружение по одному и в парах, подскоки, ритмичные хлопки, движения с предметами и т. д.) и навыки основных движений.
3. Развивать эмоционально-образное исполнение музыкально-игровых упражнений; умение инсценировать песни и ставить небольшие музыкальные спектакли.
Игра на детских музыкальных инструментах.
1. Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне.
В подготовительной к школе группе задачами музыкального воспитания являются:
Слушание музыки.
1. Приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественно-эстетический вкус.
2. Обогащать музыкальные впечатления.
3. Знакомить с элементарными музыкальными понятиями: музыкальный образ, выразительные средства, темп, ритм и т. д. ; с музыкальными жанрами; с творчеством композиторов, с мелодией Государственного гимна РФ.
4. Развивать навыки восприятия различных звуковых отношений, музыкальную память.
Пение.
1. Совершенствовать певческий голос, вокально-слуховую координацию.
2. Закреплять певческие умения и практические навыки выразительного исполнения песен, умение петь самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него.
3. Развивать умение самостоятельно придумывать и импровизировать мелодии на заданную тему.
Музыкально-ритмические движения.
1. Развивать навыки танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание.
2. Знакомить с национальными плясками (русские, украинские и т. д.)
3. Развивать творческую активность детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности.
Игра на детских музыкальных инструментах.
1. Знакомить с музыкальными произведениями в исполнении различных инструментов и в оркестровой обработке.
2. Совершенствовать навыки игры на доступных возрасту детских музыкальных инструментах.
Задачи музыкального воспитания решаются в разных видах и формах деятельности.
На музыкальных занятиях мы учим детей петь песни, слушать музыку разных жанров и высказываться о ней, давать эстетическую оценку прослушанному произведению, правильно, красиво и эстетично двигаться, развиваем творческие способности в различных импровизациях.
На музыкальных занятиях мы развиваем каждого ребенка и подходим к каждому ребенку индивидуально. Большое внимание уделяется такому инструменту как – голос. Именно голос способен стать основой музыкальной культуры человека в будущем. На праздниках мы часто показываем музыкальные театрализованные представления, где практически все роли исполняют дети. Сказочные представления пользуются у детей неизменной любовью. Их можно использовать как чудесный ключик, который открывает дверцу в окружающий ребенка волшебный мир образов, красок, звуков, движений. Обучая пению, мы учитываем физиологические особенности ребенка, методику работы над дыханием, темпом, дикцией. Песенный и танцевальный репертуар подбирается в соответствии с возрастной группой.
Обучение предполагает индивидуальный подход и знание физиологии каждого возраста. Для самостоятельной музыкальной деятельности детей в каждой группе созданы музыкальные уголки, которые помогают детям раскрыть их творческие задатки, творческий потенциал более полно. Использование музыки на других занятиях и в режимные моменты также способствует более успешному развитию музыкальных способностей дошкольников.
Таким образом, используя различные формы и виды музыкального воспитания, сочетание соответствующих методов и приёмов даёт возможность каждому ребенку развить свои музыкальные и творческие способности в полной мере.
Источник