Комплексную программу физического развития ребенка

Комплексную программу физического развития ребенка thumbnail

самсонова наталья
Программа по физическому воспитанию дошкольников «Расту и развиваюсь»

СОГБУ СРЦН «ИСТОК»

Программа физического

воспитания дошкольников

«Расту

и развиваюсь»»

ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 7 ЛЕТ НА 2016 ГОД

АВТОР –СОТАВИТЕЛЬ:

Самсонова Наталья Валентиновна

.

Современные статистические данные свидетельствуют о ежегодном снижении уровня физического и психоэмоционального здоровья детей дошкольного возраста. Основными причинами оказывающими негативное влияние на здоровье дошкольника являются увеличение умственной нагрузки и уменьшение возможности для двигательного и эмоционального отдыха.

В Концепции дошкольного воспитания решению проблем связанных с охраной и укреплением здоровья детей отводится ведущее место. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно- правовыми документами как Закон РФ ” Об образовании в Российской Федерации”, “О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения”, а также Указом Президента России “О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации”,” Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации” и др.

“Актуальной задачей физического воспитания, говорится в Концепции, является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях”.

Дошкольный период – чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Ребенок рождается беспомощным, обладающим единственной способностью всему научиться со временем. Он не рождается с готовым набором движений, а осваивает их в процессе жизни. Обучение движениям оказывает влияние на здоровье, общее физическое развитие, развитие познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональности ребенка т. е. на его внутренний мир. Обучение движениям способствует гармоничному развитию личности, совершенствованию как физических так и психических, интеллектуальных, духовно- нравственных качеств. Обучаясь движениям ребенок приобретает знания необходимые для его сознательной двигательной деятельности, приобретает опыт их реализации.

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников, как основная задача дошкольного образовательного учреждения, должна базироваться и на основанном отношении ребенка к своему здоровью, которое должно стать системообразующим фактором модернизированной физкультурно – оздоровительной деятельности.

Учебный план к дополнительной программе дополнительного образования детей ” Крепыши”, для детей 3-7 лет, СОГБУ ” Исток” является документом регламентирующим организацию образовательного процесса.

Нормативной базой для составления учебного плана являются следующие нормативные документы Закон Российской Федерации “Об образовании в Российской Федерации “, СанПин 2.4.1.3049-13 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций “, решение методического совета СОГБУ ” Исток”

Значимость программы:

Программа “Крепыши” – это комплексная система воспитания ребенка дошкольника, здорового физически и морально, всесторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства. Использование различных методик,традиционных программ и инновационных методов для укрепления и сохранения здоровья детей. Акцент оздоровительной работы делается на развитие двигательной деятельности ребенка. Занятия построены с учетом возрастных критериев.

Вид программы:

Модифицированная.

Новизна программы:

Существует множество программ имеющих физкультурное оздоровительную направленность. Новизна данной программы заключается в подборе материалов занятий ориентированных на профилактику детей нашего центра.

Программа состоит из двигательных игр, упражнений, бесед о здоровом образе жизни и других форм физкультурно- спортивно- оздоровительной работы.

Цель программы: Совершенствование двигательной деятельности детей.

Задачи программы:

Оздоровительные задачи:

1) Всестороннее физическое развитие и совершенствование функций организма.

2) Повышение активности и общей работоспособности.

Образовательные задачи:

1) Формирование жизненно необходимых умений и навыков в соответствии с индивидуальными особенностями.

2) Получение элементарных знаний о своем организме, способах укрепления собственного здоровья.

Воспитательные задачи:

1) Воспитание потребностей в здоровом образе жизни.

2) Формирование интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Для выполнения поставленных оздоровительно- воспитательных задач программыиспользуются технологии:

Корригирующая ритмическая гимнастика.

Динамические и оздоровительные паузы.

Релаксационные упражнения.

Хороводы, различные виды игр.

Занимательные разминки.

Пальчиковая гимнастика.

Для успешной реализации программныхзадач используются занятия по содержанию:

Традиционные.

Круговые тренировки.

Игровые.

Занятия – путешествия.

Обучающие.

Познавательные.

Ведущей формой организации обучения являются как групповая так и индивидуальная. Применяется дифференцированный подход к детям так как в связи с их индивидуальными особенностями результативность в усвоении материала может быть различной.

Допускается ограничение поставленных задач для детей испытывающих затруднения. Дифференцированный подход поддерживает мотивацию к занятиям и способствует удержанию желания детей заниматься.

Основные направления программы.

Профилактическое:

Решение оздоровительных задач всеми средствами физического воспитания.

Предупреждение острых заболеваний и проведение специальных, социальных и санитарных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.

Организационное:

Организация здоровьесберегающей, развивающей среды.

Определение показателей физического развития, двигательной активности и подготовленности критериев здоровья детей дошкольного возраста методами комплексной диагностики.

Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на 6 месяцев.

Продолжительность занятий 20 минут.

3анятия проводятся 2 раза в неделю, всего 48 занятий.

Содержание программы.

Профилактика и коррекция нарушения осанки.

Теоретический материал:

Знакомство детей с упражнениями формирующими осанку и их значение.

Правила безопасности при их выполнении.

Практический материал:

Специальные упражнения в положении сидя, стоя направленные на воспитание правильной осанки с предметами и без них.

Специальные упражнения в положении лежа на животе, на спине направленные для укрепления мышц спины, брюшного пресса с предметами и без них.

Подвижные игры направленные на воспитание правильной осанки.

Упражнения на расслабление.

Общеразвивающие упражнения из различных исходных положениях для всех мышечных групп с предметами и без них.

Профилактика и коррекция плоскостопия.

Теоретический материал:

Знакомство детей с упражнениями направленнымина укрепление мышц ног и способствующие нормальному развитию стопы.

Для чего надо заботиться о здоровье своих ног.

Практический материал:

Специальные упражнения в исходном положении лежа.

Специальные упражнения с мячом.

Специальные упражнения выполняемые в исходном положении сидя на полу, руки в упоре сзади с мелкими предметами (карандаш, мелкие игрушки, платочки).

Специальные упражнения в исходном положении стоя и в ходьбе.

Игры разной степени подвижности закрепляющие коррекционное воздействие физических упражнений.

Совершенствование двигательных умений.

Теоретический материал:

Техника безопасности во время бега и ходьбы.

Вовремя бега и ходьбы соблюдать дистанцию.

Практический материал:

Игры и упражнения на развитие двигательных навыков.

Упражнения в ползании.

Ходьба по гимнастической скамейке на четвереньках.

Формирование навыка рациональной техники бега.

Совершенствование ходьбы добиваясь непринужденности и красоты походки.

Развитие физических качеств.

Теоретический материал:

Общие сведения о технике безопасности во время проведения игр.

Практический материал:

Игры направленные на развитие физических качеств (силы, выносливости, подвижности в суставах, ловкости).

Критерии оценки уровня освоения программы, оценочные материалы.

Комплексная оценка здоровья дошкольниковстроится на следующихпоказателях:

1. Соматическое здоровье и уровень развития ребенка.

2. Физическое развитие:

Оценка физического развития.

Физическая подготовленность.

3. Показатели состояния осанки и свода стопы.

4. Нервно-психическое здоровье и развитие ребенка.

Эмоциональность.

Моторика.

Внимание.

Память.

Психологическая адаптация.

Оценка осуществляется по 5-бальной системе:

1 балл- ребенок не может выполнить предложенные задания оценки, помощь взрослого не принимает,

2 балла- ребенок с помощью взрослого выполняет предложенные задания,

3балла- ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого,

4 балла- ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все предложенные задания,

5 баллов- ребенок выполняет самостоятельно все предложенные задания.

Полученная сумма баллов переводится в уровневые показатели, которые позволяют выявить какому уровню соответствует развитиеконкретного ребенка на данном этапе:

Высокий уровень – более 4,5 балла.

Средний уровень – 3- 4,4 балла.

Низкий уровень – менее 2,9 балла.

Формы подведения итогов реализации программы.

Диагностика физического развития детей.

Открытое итоговое занятие с показом детьми различных методов оздоровления.

Диагностика проводится 2 раза.

Цели диагностики:

На начало года: определение зоны образовательных потребностей детей для коррекции планирования содержания программы с учетом индивидуализации.

На конец года: определение степени освоения детьми программы и влияние образовательного процесса на развитие ребенка.

Оформление результатов начальной диагностики для детей 3-7 лет.

п/п

Ф. И. О.

ребенка Пробы для определения функциональной подвижности позвоночника, силы мышц спины, силы мышц брюшного пресса. Оценка физической подготовленности по динамическим и статистическим телам Соблюдает

правильную

осанку

выполняя

физические

упражнения. Итоговый показатель по каждому ребенку.

Январь Июнь Январь:Июнь Январь Июнь Январь: Июнь

1

2

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Оформление результатов итоговой диагностики для детей 3-7 лет.

п/п Ф. И. О.

ребенка Пробы для определения функциональной подвижности позвоночника, силы мышц спины, силы мышц брюшного пресса. Оценка физической подготовленности по динамическим и статистическим телам Соблюдает

правильную

осанку

выполняя

физические

упражнения. Итоговый показатель по каждому ребенку.

Январь Июнь Январь:Июнь Январь Июнь Январь: Июнь

1

2

Итоговый показатель по группе

(среднее)

Структура занятий.

При создании программы стремились разработать такую систему, которая бы развивала детей физически и одновременно решала бы вопросы психологического благополучия, нравственного воспитания, имела бы связь с другими видами деятельности и просто нравилась детям.

Продолжительность занятия- 20 минут.

Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Вводная часть :

Занимательная разминка- 4 минуты.

Основная часть:

ОРУ- 4-5 минут.

ОВД – 5-6 минут.

Веселый тренинг – 2 минуты.

Подвижная игра – 4 минуты.

Заключительная часть:

Игра малой подвижности (или упражнение на расслабление)– 1 минута.

Программа “Крепыши” для детей от 3 до 7 лет.

Рассчитана для детей младшего и среднего дошкольного возраста) смешанная группа) по обучению элементам лечебной физкультуры. Реализуется по Программе дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности” Крепыш “

КАЛЕНДАРО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Месяц Занятие

№ Тема занятия Общее

кол-во

занятий

Январь 1- 2 ” Солнышко” 2

3-4 ” Вьюга ” 2

5-6 ” Веселые мячики ” 2

7-8 ” Здоровячки ” 2

Февраль 1 -2 ” Снеговички ” 2

3 -4 ” Космическое путешествие ” 2

5-6 “Стройняшки ” 2

7-8 ” Веселая физкультура ” 2

Март 1-2 ” Ветер ” 2

3-4 ” Веселая игрушка ” 2

5-6 ” Путешествие сороконожки ” 2

7-8 ” Капель ” 2

Апрель 1 -2 ” Весенний дождик ” 2

3-4 ” Любим бегать и играть ” 2

5-6 ” Журавлики ” 2

7-8 ” Цветик – семицветик ” 2

Май 1 -2 “Красно – солнышко ” 2

3-4 ” Скакалочка ” 2

5-6 ” Веселый мяч ” 2

7 -8 ” Крепыши ” 2

Июнь 1-2 ” Держи осанку ” 2

3 -4 ” Волшебное колечко ” 2

5-6 ” Гимнасты ” 2

7-8 ” На лесной полянке ” 2

Источник

Здоровьесберегающие технологии

Пахомова И.Н. Инструктор по физической культуре МДОУ № 50

структурное подразделение детский сад г.о. Ревда

КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

У ДОШКОЛЬНИКОВ

Процесс социализации, формирования личности ребенка идет в условиях единства сознания и деятельности. На начальных этапах человеческой истории деятельность была представлена прежде всего в различных формах двигательной активности, практическая реализация которой существенно зависела (как и по сей день) от состояния и развития физических качеств человека. Онтогенез каждого человека в определенной мере повторяет историческую логику процесса формирования родовых качеств человечества (мыслительных, личностных). Именно по этим причинам можно объяснить приоритетную роль занятий физической культурой в первые десять лет жизни ребенка. Двигательная активность в этот период жизни выполняет уникальную роль комплексного развития всех аспектов целостной личности ребенка (психологического, интеллектуального, эстетического, нравственного), постепенно подготавливая его для включения во все усложняющиеся системы социальных отношений.

Естественно, для того чтобы целенаправленно влиять на развитие личности ребенка посредством включения его во все усложняющиеся формы двигательной активности, нужно быть уверенным, что он обладает достаточным для этого уровнем развития физических качеств. Однако анализ программных и методических материалов по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях и организации этого процесса на практике свидетельствует о том, что основное внимание в процессе физического воспитания уделяется обучению основным движениям, в связи с чем реальное развитие физических качеств детей оказывается чаще всего необоснованно занижено. В результате дети не получают необходимой физической нагрузки, которая оказывала бы существенное влияние на развитие их физических качеств и укрепление здоровья. Такой методический подход можно объяснить боязнью навредить, поскольку вопросы доступности и оптимальности параметров физической нагрузки для детей дошкольного возраста исследованы пока недостаточно.

Более высокий уровень развития физических качеств позволяет в значительной степени повысить адаптационные возможности функциональных систем организма, создать благоприятные условия и предпосылки для гармоничного физического и психического развития ребенка и, таким образом, заложить фундамент крепкого здоровья.

В процессе улучшения физической подготовленности повышается эффективность работы сердечно-сосудистой системы и системы вентиляции, увеличивается мощность аэробных и анаэробных процессов энергообразования, происходят становление произвольной двигательной функции, оптимизация метаболизма и увеличение силы мышц. В основе возникновения как одномоментных, так и долговременных физиологических сдвигов лежит формирование нового уровня функционирования вегетативной нервной системы (Р.М. Баевский, 1990, С.Н. Богатырев, 1992; А.А. Виру, Н.Н. Яковлев, 1988; Ф.З. Меерсон, 1989). Именно поэтому состояние вегетативной регуляции является определяющим фактором в процессе развития адаптации организма к физической нагрузке и обязательным показателем для врачебного контроля у детей в случае использования альтернативной методики физического воспитания.

Под влиянием повышенных физических нагрузок у детей дошкольного возраста происходит увеличение эффективности работы сердечно-сосудистой системы, которое проявляется приростом МО за счет сердечного выброса.

У детей, постоянно испытывающих достаточную физическую нагрузку, достоверно увеличивается жизненная емкость легких.

Физическая работоспособность является интегративным выражением функциональных возможностей человека и характеризуется рядом объективных факторов. К ним относятся функциональное состояние кардио-респираторной системы и регуляторных систем организма, мощность, емкость и эффективность аэробных и анаэробных механизмов энергопродукции, сила и выносливость мышц, нейромышечная координация, состояние опорно-двигательного аппарата. Следовательно, физическая работоспособность тесно связана с понятием тренированности человека и в значительной степени определяет уровень его здоровья.

У детей, регулярно занимающихся физкультурой, в два раза чаще, чем у сверстников, не испытывающих таких нагрузок, отмечаются оптимальные варианты реагирования на нагрузку и в четыре раза реже — неудовлетворительная адаптация.

Практическое применение комплексного подхода к укреплению здоровья и физического развития у детей 3-7 лет в существующем режиме детского сада:

  • приводит к такому уровню физической подготовленности, который позволяет освоить более сложные двигательные действия;
  • содействует гармоничному физическому развитию, сохраняет и укрепляет здоровье;
  • оказывает существенное влияние на коррекцию ортопедических отклонений;
  •  обеспечивает высокие адаптационные способности к физическим нагрузкам, что позволяет достичь более высокого уровня работоспособности.

Источник

Какими бывают основные программы дошкольного образования по физической культуре?

Все основные программы дошкольного образования можно разделить на два типа – комплексные (или общеобразовательные) и так называемые парциальные (специализированные, основные программы дошкольного образования с более узкой и ярко выраженной направленностью).

Основные программы дошкольного образования комплексного типа учитывают целостный подход к гармоничному и всестороннему развитию ребёнка. Согласно таким программам, воспитание, обучение и развитие происходят во всех направлениях в соответствии с существующими психолого-педагогическим нормами.

Парциальные основные программы дошкольного образования предполагают основной упор на какое-либо одно направление в развитии и воспитании ребёнка. В этом случае всесторонний подход к реализации дошкольного обучения обеспечивается грамотным подбором нескольких парциальных программ.

Комплексные основные программы дошкольного образования

«От рождения до школы»

автор: Пензулаева Л.И.

hello_html_4a92fb5e.jpg

«Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)»

«Из детства в отрочество»

авторы: Н.В. Полтавцева, Н.А. Гроднова

hello_html_50d676d1.jpg

Программа «Из детства в отрочество» разработана авторским коллективом под руководством кандидата педагогических наук Т.Н. Дороновой. В основе программы лежит важнейший стратегический принцип современной системы российского образования – его непрерывность. Это и отражает название программы, которое характеризует непрывную связь дошкольного и младшего школьного возраста. В программе указываются характерные особенности различных периодов детства и определяются задачи по двум основным направлениям – «Здоровье» и «Развитие». Плюсом этой программы является то, что программа ориентирует взрослых на личностно ориентированное взаимодействие с ребёнком, участие родителей в воспитании и образовании детей в семье, в детском саду, а затем в школе.

«Истоки»

авторы: Л.А. Парамонова, СЛ. Новоселова, Л. Ф. Обухова, Т.Н. Алиева, К.В. Тарасова

hello_html_m7be66c01.jpg

Одним из несомненных достоинств комплексной программы “Истоки” является наличие двух блоков – базиса и варианта его реализации. Базисную часть составляют такие компоненты, как характеристики возрастных возможностей развития ребенка, задачи и показатели развития, базисные характеристики личности и общие условия реализации программы. Вариант реализации базиса приводится в разделе “Содержание и условия педагогической работы”. Программа “Истоки”, как и программа “Детство”, имеет четкую структуру, что также заслуживает положительной оценки. Для каждой возрастной группы в разделе “Физическое развитие” дана характеристика возможностей детей, предложен примерный двигательный режим, приведены минимальные показатели развития моторики для мальчиков и девочек и ориентировочные показатели физического развития детей (длины, массы тела, окружности грудной клетки, жизненной емкости легких, кистевой динамометрии, физической работоспособности).

«Радуга»

авторы: Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева, Т.И. Гризик

hello_html_37959352.jpg

К существенным недостаткам раздела по физическому воспитанию комплексной программы “Радуга” можно отнести отсутствие четкой структуры. Не приведено содержание физических упражнений для каждой возрастной группы, не сформулированы программные задачи, так как, по мнению авторов, их следует конкретизировать для каждого ребенка, что противоречит требованиям, предъявляемым к программам дошкольного образования. Даны лишь общие рекомендации гигиенического и организационного характера, а приводимый перечень физических упражнений весьма ограничен.

В разделе “Физическая культура” для старшей группы приведен неоправданно ограниченный перечень двигательных навыков, которыми ребенок должен овладеть к шести годам, и даны общие советы по организации физического воспитания. В программе по воспитанию, развитию и образованию детей 6-7 лет раздел “Физическая культура” отсутствует вообще. Следовательно, качественно осуществлять процесс физического воспитания в ДОУ на основе раздела “Формируем культуру движений” программы “Радуга” не представляется возможным.

«Детство»

автор: Т.С. Грядкина

hello_html_m57b597aa.jpg

В комплексной программе “Детство” материал по физическому воспитанию представлен в разделе “Приобщаемся к двигательной культуре” программного блока “Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными”. Для каждой возрастной группы приведено содержание физических упражнений; перечислены умения, которыми дети должны овладеть в течение учебного года; выделены критерии для оценки уровня их освоения, даны методические советы. В качестве ориентира представлены минимальные результаты физической подготовленности дошкольников. Несомненными достоинствами программы являются ее четкое структурирование, а также наличие методического обеспечения и рекомендаций по планированию содержания учебного материала.

«Кроха»

автор: Н.П. Кочетова

hello_html_m5f0a8ef3.jpg

Программа разработана в духе идей гуманизации семейного и общественного воспитания маленьких детей. Младенческий, ранний возраст — наиболее ответственный период в жизни человека, в это время закладывается фундамент будущей личности, продолжают формироваться основы физического и психического здоровья.

Парциальные основные программы дошкольного образования

«Здоровье»

автор: В.Г. Алямовская

hello_html_m2668b2c9.jpg

В специализированной программе “Здоровье” содержание программного материала приведено в форме ежемесячных планов для каждой возрастной группы. Ежедневная гимнастика после дневного сна включает комплексы корригирующих упражнений, направленных на профилактику и ликвидацию функциональных отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки, плоскостопия). В дополнение к учебной работе (занятия по физической культуре) рекомендованы занятия лечебной физической культурой (ЛФК) и секционная работа (занятия различными видами спорта). Данная программа позволяет успешно решать задачи физического воспитания детей дошкольного возраста.

«Здравствуй!»

автор: М.Л. Лазарев

hello_html_m1f9eeb49.jpg

Программа построена на идеях науки о здоровье — валеологии. Ее материал включает в себя не только оздоровительные, но и познавательные элементы, способствующие воспитанию личности ребенка. Стержнем является курс духовного здоровья, который включает народные праздники, активное слушание классической музыки, активное проживание музыкальных образовательных циклов. В программе реализуется известный в отечественной психологии личностно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев).

Программа состоит из четырех частей.

Часть I. Теория валеологии:

теоретическое обоснование программы;

концепция открытой школы здоровья;

этапы реализации программы формирования здоровья детей в детском саду;

метод музыкальной психорегуляции дыхания.

 Часть II. Практика валеологии:

медико-педагогическое обследование детей;

конспекты оздоровительных занятий.

 Часть III. Музыкальная валеология: музыкальная психология, история, география, математика. На материале этой части происходит психофизический тренинг ребенка.

 Часть IV. «Моя книга здоровья»:

рисунки о здоровье;

диагностика здоровья;

приключение юных учителей здоровья.

Программа «Здоровье» является одной из парциальных программ, которая имеет приложение — «Моя книга здоровья». Это приложение является четвертой частью программы. Таким образом, программы валеологического направления несут в себе важную информацию, как для детей, так и для взрослых которые их окружают.

«Старт»

автор: Л.В. Яковлева, Р.Д. Юдина

hello_html_36e0c59c.jpg

Отличительная особенность узкоспециализированной программы “Старт” заключается в том, что программный материал, распределен по конкретным направлениям: прикладные, общеразвивающие, акробатические, дыхательные упражнения, элементы спортивной гимнастики (упражнения на снарядах – кольцах, турнике, батуте, прыжки через козла), художественной гимнастики (без предмета и с предметами), ритмика. Распределение его по возрастным группам условно, и дети средней группы могут выполнять программу для старших дошкольников, что не всегда оправдано. В процессе занятий происходит частая смена двигательных действий с разной физической нагрузкой, разным темпом, чередование развлекающих движений с движениями, требующими умственного и физического напряжения.

«Физическая культура – дошкольникам»

автор: Л.Д. Глазырина

hello_html_m427ca112.jpg

Отличительная особенность специализированной программы “Физическая культура – дошкольникам” состоит в нестандартной методике применения упражнений. Содержание упражнений приближено к природным явлениям, которые окружают дошкольников. Обучение движениям построено как творческий процесс, на основе исследовательской деятельности самих детей. Раскрыты принципы, регламентирующие деятельность педагога в физическом воспитании детей, дана характеристика основных направлений и задач физического воспитания. Для всех возрастных групп представлены планы-конспекты занятий по физической культуре. Все выше перечисленное можно отнести к бесспорным достоинствам анализируемой программы. В то же время, вызывает некоторые сомнения последовательность освоения программного материала, в представленных планах-конспектах, где не прослеживается взаимосвязь задач и содержания данного занятия по физической культуре с предыдущим.

«Развивающая педагогика оздоровления»

автор: В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров

hello_html_m3a1dabf2.jpg

Основная идея специализированной программы “Развивающая педагогика оздоровления” состоит в том, что приобщение детей к физической культуре разворачивается как процесс проблематизации, инверсии, творческого преобразования обыденного двигательного опыта ребенка и эталонов движений. Любые движения рассматриваются как особый объект освоения, преобразования, познания и оценки детей. В ходе постановки и решения различных двигательных проблем у дошкольников интенсивно формируется двигательное воображение – основа творческой, осмысленной моторики. Формирование двигательного воображения и осмысленной моторики неразрывно связано с развитием у детей выразительных движений, чему отводится особое место. На наш взгляд, все это заслуживает безусловного одобрения. В программе для каждой возрастной группы обозначены общие приоритеты по приобщению детей к физической культуре, дана краткая характеристика физического и психического развития детей. Большое внимание уделяется предупреждению функциональных отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки, плоскостопия) путем систематического применения общеразвивающих упражнений для укрепления определенных мышечных групп и упражнений корригирующего характера. Все перечисленное выше позволяет положительно оценить данную программу.

«Воспитание здорового ребенка»

автор: М.Д. Маханева

hello_html_m33d12e2d.jpg

Специализированная программа “Воспитание здорового ребенка” рекомендована как дополнение к программе “Развитие”. Основная цель последней – развитие умственных и художественных способностей детей, в связи, с чем она не содержит раздела по физическому развитию дошкольников, хотя и предусматривает свободное время для проведения занятий по физической культуре, а также включает в себя дополнительный раздел “Выразительное движение”. В программе сформулированы основные задачи физического воспитания дошкольников, представлено перспективное планирование физкультурных занятий в спортивном зале. К недостаткам программы можно отнести отсутствие комплекса умений и навыков, которыми дети должны овладеть в течение учебного года, а также критериев оценки уровня их освоения.

«Са-Фи-Дансе»

автор: Ж.Е. Фирмлева, Е.Г. Сайкина

hello_html_m584c0606.jpg

Основная цель узкоспециализированной программы танцевально-игровой гимнастики “Са-Фи-Дансе” заключается в содействии всестороннему развитию дошкольников средствами танцевально-игровой гимнастики. Ее содержание составляют средства основной гимнастики, музыкально-ритмического воспитания, хореографии, игрового самомассажа, креативной гимнастики, игропластики и музыкально-подвижные игры. Положительной стороной анализируемой программы является игровой метод проведения занятий, что придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка. В программе представлены планы-конспекты занятий по всем возрастным группам, приведены требования по освоению знаний, умений и навыков, даны рекомендации к организации и проведению занятий, методике обучения, подбору музыкального сопровождения. Все это обеспечивает успешность реализации рассматриваемой программы дополнительного образования в практике работы ДОУ и ее популярность среди педагогов.

«Дошкольный мир»

автор: М.А. Рунова

hello_html_m1757952c.jpg

В пособии представлена система занятий по физической культуре с преобладанием занятий игрового и сюжетно-игрового типа, раскрыты особенности их организации. На каждом занятии, построеном с учетом принципов оптимизации, дифференциации и индивидуализации, решается комплекс оздоровительных , образовательных и воспитательных задач.

«Здоровый малыш»

автор: Т.С. Казаковцева.

hello_html_11aa7b9f.jpg

В программе выделены следующие психологические возрасты: младший (3—5 лет) и старший (5—7 лет) дошкольный возраст. Соответственно в программе выделены два раздела:

«Растить здоровым» — для детей младшего дошкольного возраста. Цель — обеспечить охрану и укрепление здоровья детей, полноценное физическое развитие и формирование разнообразных движений ребенка, формирование привычек, полезных для здоровья.

«Учусь быть здоровым» — для детей старшего дошкольного возраста. Цель — укрепить здоровье ребенка, обеспечить полноценное физическое развитие и физическую подготовленность, формируя потребность в физическом совершенстве, формировать привычки и потребность в здоровом образе жизни.

В начале каждого раздела определены задачи физического воспитания детей (оздор?