Комплексное обследование состояния речевого развития ребенка

Комплексное обследование состояния речевого развития ребенка thumbnail

Светлана Алексеевна Андрюхина
Комплексное обследование детей — залог объективной диагностики речевого и познавательного развития

За последнее время всё больше встречается на практике детей с различными сложными и сочетанными нарушениями в речевом и психическом развитии, где дефект речи выступает не единичный. А ведёт за собой множество проблем коммуникативной, эмоционально – волевой сферы развития ребёнка. Для развития устной речи, а также связанных с ними вторичных ограничений и произвольной регуляции своих действий необходима совместная работа всех специалистов и педагогов.

В соответствии с ФГОС в работе учитываются индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования.

Общее развитие речи, формирование звуковой культуры, правильной дикции у детей, а также подготовка ребёнка к обучению грамоте даёт возможность детям полноценно проживать этап детства без стеснения общаться со сверстниками и взрослыми, активно участвовать в праздниках, рассказывать стихи, уверенно чувствовать себя во время занятий, не переживать из – за неправильных ответов.

Ещё Л. С. Выготский отмечал, что дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений. То есть, не существует речевых расстройств, при которых благодаря наличию межсистемных связей не отмечались бы другие психологические нарушения. Вместе они образуют сложный психологический профиль отклонений в психическом развитии у детей, в структуре которого одним из ведущих синдромов являются речевые нарушения. Не случайно списки детей, зачисленных на психологический и логопедический пункты ДОУ, практически совпадают.

Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности часто сопровождаются снижением познавательной активности ребенка, недостаточной ориентировкой в фактах и явлениях окружающей действительности, обеднённостью содержания коммуникативной, игровой и художественно-творческой деятельности. У детей, имеющих логопедические проблемы, при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в еёструктуру процессов: меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности; у них затруднена развёрнутая связная речь. Со стороны эмоционально-волевой сферы часто наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.

В связи с этим очевидна актуальность комплексного обследования в решении речевых и связанных с ними психологических проблем детей с дошкольного возраста.

Оценка и процедура проведения диагностических заданий могут быть различными в зависимости от целей диагностики. Цель комплексной диагностики – оценка уровня развития интеллектуальных операций, познавательных процессов, речевого развития.

Чтобы дать количественную и качественную оценки уровня развития ребенка, следует соблюдать общие правила проведения обследования:

необходимо установить с ребенком контакт, основанный на доверительном стиле общения, поддерживать действия ребенка при выполнении заданий, не говорить ребенку о допущенных в ходе обследования ошибках;

В первую очередь в комплексный подход диагностики входит принцип всестороннего тщательного обследования и оценки особенностей развития ребенка. Комплексная диагностика включает в себя целостный подход к ребенку, оценку уровня его социальной адаптированности и личностной целостности ребенка, а также всесторонний анализ психофизического и социального развития ребенка. Комплексный подход включает в себя и системное обследование с позиций специалистов разных профилей, анализ динамики психомоторного и физического развития ребенка.

Комплексный подход в диагностике всегда должен быть многоуровневым. Этот подход последовательно охватывает уровни развития сенсорных функций, психики, моторики и речи ребенка. В дальнейшем он предусматривает определение речевой, интеллектуальной, познавательной, эмоциональной, поведенческой деятельности ребенка, уровень овладения им различных навыков. Обязательным исследованием при комплексной диагностике считается исследование состояния зрения, слуха, двигательной сферы, психоневрологического и речевого статуса.

Для комплексной диагностики речевых нарушений, прежде всего, необходимы знания основных периодов речевого развития ребенка и темпов его формирования. Как известно, полноценная речевая функция возникает лишь при правильном динамическом развитии ребенка.

Целью комплексного логопедического обследования является составление максимально объективной подробной картины развития речи ребенка и определение факторов, оказывающих отрицательное или положительное влияние на развитие в целом.

Построение работы учителя – логопеда невозможно без качественной комплексной диагностики речевого развития ребенка. В основном в своей работе используют классические методики логопедического обследования: Иншакова О. Б «Альбом для логопеда», альбом Володиной, и др.

Данные методики подразумевают исследование каждого составляющего компонента речевой деятельности (лексики, грамматики, звукопроизношения).

Использование комплексной логопедической диагностикипозволяет решить следующие задачи:

– выявить нарушения в звукопроизношении (искажения, замены, смешения) и состояние слоговой структуры слова;

-определить, насколько сформированы грамматические категории в речи ребенка;

– выяснить соответствие уровня словарного запаса возрастной норме;

– исследовать мыслительные способности ребенка;

-определить умение выделять слова с заданным звуком из ряда слов.

– пронаблюдать навыки коммуникативного взаимодействия со взрослым.

Перед началом работы для нахождения личностного контакта используется игровой персонаж. Это может быть любая яркая дидактическая игрушка,с помощью этой игрушки достаточно просто провести обследование артикуляционного аппарата ребенка, предложив выполнить с игрушкой несколько простых артикуляционных упражнений. Данный прием позволяет расположить дошкольника к взрослому и облегчить установление контакта.

Результаты обследования можно фиксировать на диктофон или с помощью бланков.

Тщательное изучение каждого дефекта речи у ребенка позволяет выбрать коррекционную методику, строго применимую к данному ребенку в зависимости от его психоэмоциональных и речевых возможностей. Педагог-логопед должен сам являться образцом правильной речи.Во время занятий с ребенком не допускаются: суета педагога, раздражение, окрики, повышенный тон, передразнивание и передергивание слов.

В заключении можно сказать что комплексное обследование значимо при объективной диагностики речевого и познавательного развития т. к.

Если раньше основной задачей было выявление отставания в умственном развитии, то в настоящее время необходимо тонко дифференцировать степень и характер нарушений умственного и речевого развития, выявить, первичными или вторичными являются эти нарушения, оценить особенности нарушений психического развития. Все это имеет важнейшее значение, так как от этого зависит какую программу обучения ребёнок может осваивать, и какое образовательное учреждение он будет посещать в дальнейшем.

Источник

Логопедическое обследование ребенка крайне
необходимо для определения уровня его речевого
развития.

В последнее время отмечается рост числа детей с
минимальными мозговыми дисфункциями, которые
приводят к нарушению развития высших
психических функций, в том числе и речи.
Диагностическое исследование таких детей
представляет определённые трудности, т.к. у
данного контингента детей имеются не только
речевые, но коммуникативные и
эмоционально-волевые расстройства различной
степени выраженности.

Таким образом, диагностическое исследование, с
одной стороны, позволяет определить нарушение
или несформированность функциональных систем, в
том числе и речи, и тем самым подойти к причине
трудностей, испытываемых ребёнком, а с другой
стороны – комплексная диагностика способствует
определению специальных коррекционных методов
обучения, которые могут оказать помощь в
преодолении этих трудностей.
Особое значение приобретают комплексные методы
диагностики в исследовании нарушений и
отклонений в развитии высших психических
функций у детей:

  • Устной и письменной речи
  • Особенностей процессов восприятия
  • Внимания
  • Памяти
  • Мышления
  • Пространственного воображения.

Логопедическое обследование включает 2
самостоятельных раздела:

  • “Общая диагностика” (память, внимание, счёт,
    мышление, эмоции).
  • “Речевая диагностика” (устная речь, чтение,
    письмо, слухоречевая память).

Комплексное обследование, охватывающее как
речевые, так и неречевые возможности ребёнка,
позволяет провести качественную функциональную
диагностику и разработать стратегию эффективной
направленности коррекции.

ЧТО ВХОДИТ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ?

  • Диагностика (около 1 часа)
  • Консультация родителей
  • Оформление логопедического заключения
  • Обсуждение с родителями  индивидуальной
    программы сопровождения ребенка

Логопедическая диагностика

Проводится обследование состояния речи
  ребенка по следующим направлениям:

  • произносительная сторона
  • фонематические процессы (слух и восприятие,
    звуковой анализ и синтез)
  • словарь
  • грамматический строй речи
  • связная речь
  • артикуляционная моторика (подвижность органов
    речи)
  • мелкая моторика рук

Перед проведением диагностики предлагается
заполнить анамнез – анкету, в которой родители
описывают основные моменты развития ребенка,
начиная от рождения, условия его жизни. Все
полученные данные помогают понять причину
нарушения и спланировать свою работу так, чтобы
максимально помочь ребенку.
После проведения диагностики, ребёнку
рекомендуется необходимая программа развития.
Которая учитывает его речевые, возрастные и
индивидуальные психофизиологические
особенности.

Составляется ПРОТОКОЛ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО
ОБСЛЕДОВАНИЯ, который ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ПУНКТЫ:

  • Имя, фамилия, возраст, дата рождения, домашний
    адрес.
  • Имена отчества родителей, кем работают, как
    зовут других членов семьи, проживающих совместно
    с ребёнком.
  • Жалобы родителей, характеристика воспитателей.
  • Данные раннего развития: а) общего (кратко); б)
    речевого (подробно, по периодам).
  • Строение органов артикуляции, подвижность их.
  • Речь: а) импрессивная (понимание речи); б)
    экспрессивная (владение собственной речью) — с
    точки зрения фонетики, словаря, грамматического
    строя; рассказ, пересказ.
  • Состояние вербального интеллекта.

ПРИМЕРНЫЕ ВИДЫ ЗАДАНИЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО
ОБСЛЕДОВАНИЯ

При обследовании общего развития ребенка необходимо
выяснить:

  • на каком уровне находятся знания основных
    цветов, геометрических форм, величины предметов
    (Например, показать от самого высокого до самого
    низкого и т.п.) 
  • умение ориентироваться в пространстве (спереди,
    сзади, вверху, внизу, сбоку); во времени (времена
    года, части суток) 
  • состояние конструктивной деятельности (сложить
    разрезную картинку из двух-четырех частей);
  • знание элементарных математических понятий
    (один, много, ни одного);
  • умение классифицировать предметы (обобщающие
    понятия, выделение четвертого лишнего) 

При обследовании речевого развития ребенка
проверяется активная и пассивная речь. Здесь
необходимо выяснить:

  • понимает ли ребёнок обращённую к нему речь;
  • какими речевыми средствами пользуется он в
    общении;
  • подражает ли речи взрослого;
  • как отвечает на вопросы (односложно или
    развёрнутыми фразами);
  • использует ли мимику, жесты.

ОБСЛЕДОВАНИЕ НОМИНАТИВНОГО СЛОВАРЯ

  • Предметный словарь:
    • покажи и назови предметы (куклу, машину, часы,
      книгу, зеркало);
    • покажи и назови части тела (руку, нос, колено,
      локоть, лоб, пальцы, шею);
    • покажи и назови части предметов (дома, машины,
      самолета, куклы, часов);
    • покажи и назови животных (кошку, собаку, зайца,
      волка, лису, лошадь, козу).
  • Предикативный словарь:
    • покажи и назови, что делает конкретный человек
      (едет, идет, ест, сидит, плывет);
    • покажи и назови, что делает человек на картинке
      (шьет, вяжет, гладит, готовит) 
  • Классификация предметов:
    • назови предметы одним словом (овощи, фрукты,
      игрушки, животные, птицы, посуда, мебель,
      транспорт, инструменты);
    • узнай предметы по характерным признакам (что
      состоит из кабины, кузова, колес, фар, руля,
      сиденья – машина).

ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

  • Единственное и множественное число
    существительных (покажи карандаш/карандаши;
    возьми себе шары, а мне дай шар);
  • единственное и множественное число глаголов
    (покажи, где плывет, а где плывут);
  • настоящее и прошедшее время глаголов (покажи,
    где мальчик складывает кубики, а где сложил; где
    ловит рыбу, а где поймал);
  • формы мужского и женского рода глагола (угадай,
    про какую картинку я сказал –
    нарисовал/нарисовала дом, читал/читала книгу);
  • нахождение предмета по названному признаку
    (мужскому, женскому, среднему роду
    прилагательного): дай мне картинку, на которой
    синий (шар), синее (море), синяя (шапка);
  • предлоги и предложно-падежные конструкции (где
    находится предмет?)

ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

  • Как тебя зовут?
  • Сколько тебе лет?
  • Как зовут твою маму?
  • Как зовут твоего папу?
  • Есть ли у тебя брат, сестра?
  • Кто старше (младше)?
  • Кто еще с тобой живет?
  • Какая твоя любимая игрушка?
  • С кем ты подружился в детском саду?

Составление предложений по картинкам.

Составление предложений по опорным словам.

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНКЕ, ИЛИ
СЕРИИ КАРТИНОК.

СОСТАВЛЕНИЕ рассказа по описанию игрушки.

По результатам диагностики делается заключение о
состоянии речи ребёнка. В ходе  консультации
знакомлю родителей с результатами обследования,
отвечаю на вопросы и информирую о необходимости
  логопедической  помощи. По показаниям
предлагаю сопровождение ребёнка по
индивидуальной программе, учитывающей его
речевые, возрастные и индивидуальные
психофизиологические особенности и
составленной на основе разработанных логопедических
программ.

Литература:

  • Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова “Дидактический
    материал по обследованию речи детей ” изд-во
    “АРКТИ” 2009 г.

Источник

Логопедическое обследование в системе комплексного изучения детей с нарушениями развития

Технология обследования речи.

Логопедическое обследование в системе комплексного изучения детей с нарушениями развития

Речь играет исключительно важную роль в формировании высших психических функций у ребенка. Выполняя функцию общения ребенка со взрослым, она является базой для развития мышления, обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения ребенка, организации всей его психической жизни, влияет на развитие личности в целом. В связи с этим в современной специальной педагогике и психологии утвердилось положение о необходимости раннего выявления и преодоления речевых нарушений, которые являются общей закономерностью аномального развития, т.е. встречаются у большинства детей с различными отклонениями в развитии (В.И.Лубовский) и могут затрагивать различные компоненты речи. Дети с нарушениями речевого развития — это особая категория детей с отклонениями в развитии; у них сохранен слух и интеллект, но есть значительные нарушения речи, влияющие на формирование других сторон психики.

Психолого-педагогическая характеристика детей с недостатками речи представлена в трудах Р.Е.Левиной, Т.Б.Филичевой, Г. В. Чиркиной, О. Е. Грибовой и др.

Наиболее сложные речевые нарушения охватывают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны языка, приводя к общему недоразвитию речи, которое может иметь различный механизм и соответственно различную структуру нарушения и наблюдается при наиболее сложных формах детской речевой патологии (алалии, дизартрии и т.д.).

У детей с речевыми нарушениями отмечаются также трудности полноценной коммуникативной деятельности, формирования саморегуляции и самоконтроля, разнообразные недостатки познавательной деятельности и моторики, а также нарушения эмоционально-волевой сферы.

Уровень развития речи — важный диагностический критерий при оценке общего уровня развития ребенка. Поэтому обследование речи является неотъемлемой составной частью психолого-педагогического изучения ребенка с проблемами в развитии.

Объект логопедического обследования – закономерности и особенности языкового и речевого развития ребенка.

Предмет – состояние языковых и речевых средств ребенка.

Цель – определение структуры речевого дефекта, его механизмов и научное обоснование направлений и содержания логопедической работы.

Задачи обследования:

1. Определение причин речевого нарушения

2. Выявление механизмов речевого нарушения

3. Определение симптоматики и степени проявления нарушения речи

4. Выявление структуры речевого дефекта

5. Определение путей, содержания и методики логопедической работы

Принципы логопедического обследования (Левина Р.Е.):

I. Принцип развития. Он имеет 2 подхода:

Необходимо выделять в процессе обследования те трудности и коррекционные задачи, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка. Это позволит оценить дальнейшие возможности ребенка и осуществить профилактику вторичных речевых нарушений.

Необходимо осуществлять эволюционно-динамический анализ речевого нарушения. То есть при диагностике речевого нарушения необходимо оценивать не только имеющиеся симптомы нарушения речи, но и процесс их появления и их влияние на развитие ребенка в дальнейшем. При оценке динамики необходимо:

· Выяснить причину речевого нарушения (сбор анамнеза: изучение мед. документации, анкетирование или беседа с родителями)

· Выяснить в каком возрасте речевое нарушение стало проявляться (это необходимо для выявления периода сбоя речевой деятельности, в результате – возможность определить механизм речевого нарушения и грамотно спланировать коррекционную работу)

· Оценить и проанализировать непосредственные результаты нарушений речевого развития ребенка (уже появившиеся вторичные, третичные и т.д. нарушения)

· Оценивать и предупреждать последствия имеющихся симптомов нарушения речи

Для осуществления этого принципа необходимо:

· Знать предпосылки и условия вызывающие проявление речевого нарушения

· Знать, как развивается речь в норме

· Иметь заключения ряда специалистов (обследование должно быть комплексным: невролог, окулист, отоларинголог, терапевт; при наличии показаний и другие узкие специалисты: например психиатр; Заключение: педагога, при необходимости дефектолога и психолога).

Таким образом, применение принципа развития позволяет определить первичные и вторичные нарушения развития, определить клинический вид речевого нарушения по клинико-педагогической классификации; определить направления и содержание комплексного коррекционного воздействия; спланировать программу логопедической работы и определить ее предварительные сроки.

II. Принцип системного подхода к анализу речевых нарушений.Основывается на теории о системном строении речи. Нарушение любого из речевых компонентов (звуковая – произносительная сторона речи, фонематические процессы, лексика, грамматический строй) приводит к нарушению речевой системы. Так, одни недостатки касаются только произносительных процессов и выражаются в нарушении внятности речи без каких-либо сопутствующих проявлений. Другие затрагивают фонематическую систему языка и проявляются не только в дефектах произношения, но и в недостаточном овладении звуковым составом слова, что влечет за собой нарушения чтения и письма. Также существуют нарушения, которые охватывают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую систему и выражаются в ОНР. Поэтому при оценке состояния речи ребенка необходимо знать состояние всех речевых компонентов.

Таким образом, принцип системного подхода позволяет своевременно выявлять осложнения в формировании тех или иных сторон речи. Также лежит в основе педагогической классификации речевых нарушений (Фонетическое НР, Фонематическое НР – при акустико-фонематической дислалии, ФФНР, ОНР); определения методов преодоления и предупреждения речевых нарушений (возможность предупредить появление в дальнейшем нарушений чтения и письма); лежит в основе комплектования специальных учреждений для детей с нарушениями речи.

III.Принцип связи речи с другими сторонами психического развития ребенка. Ребенок сначала овладевает элементарными психическими функциями: восприятие, память, внимание, мышление – еще до появления речи. Они являются психологической базой речи (подготавливают основу и обуславливают появление у ребенка речи). Затем речь организует высшие психические функции и способствует их качественному развитию.

Для правильного определения речевого нарушения необходимо знать не только состояние речи ребенка, но и состояние высших психических функций. Необходимо выявить, что первично нарушено у ребенка. Если речевое нарушение первично – логопедическая работа направлена на его преодоление и профилактику возможных отклонений состояния ВПФ. Если речь нарушена вторично, то логопедическая работа строится только на основе коррекции ВПФ.

Этот принцип помогает определить образовательный маршрут ребенка, который определяется на ПМПК и ребенку рекомендуется обучение по определенной программе (виды образовательных учреждений для детей с отклонениями: 1,2 – слух, 3,4 – зрение, 5 – тяжелые нарушения речи, 6 – опорно-двигательный аппарат, 7 – ЗПР, 8 – УО).

Таким образом, применение всех трех принципов позволяет определить общую картину нарушения развития, механизмы нарушения речи; научно обосновать и разработать систему коррекционной работы.

Этапы логопедического исследования:

Подготовительный:

· Отбор материала для обследования ребенка по каждому разделу (выбор методики и подбор заданий, определение последовательности их предъявления)

· Составление схем и протоколов обследования

· Формулировка инструкций к заданиям

· Предварительный сбор анамнеза (если возможно)

Обследование

· Организационный момент

· Вступительная беседа (создается мотивация ребенка, выясняются его интересы и предпочтения)

· Непосредственное предъявление заданий (по речевой инструкции или по образцу)

· Фиксация результатов обследования (протокол или запись на диктофон).

Анализ и оценка полученных результатов

· Качественная оценка результатов (определение наличия нарушения и его тяжести)

· Количественная оценка (используются при применении балльных методик)

· Формулируются комментарии к протоколам обследования (использовались ли подсказки, наводящие вопросы и т.д.).

Этап формулирования выводов:

· Составление многоуровневого логопедического заключения;

· Индивидуальный план коррекционной работы;

· Рекомендации педагогам и родителям.

Направления логопедического обследования:

· общая и мелкая моторика,

· артикуляционная моторика (подвижность органов речи),

· произносительная сторона,

· фонематические процессы (слух и восприятие, звуковой анализ и синтез),

· грамматический строй речи,

· словарь,

· связная речь,

· состояние чтения и письма школьников.

Методы логопедического обследования:

1. Организационные — изучение в динамике, комплексность.

2.Эмпирические — наблюдение, эксперимент, психодиагностические методы (тесты, анкеты, беседы и пр.), биографические методы (сбор и анализ анамнестических данных – изучение документации).

3. Количественный и качественный анализ полученных данных.

4. Интерпретационные — истолкование, объяснение полученных данных.

В логопедической литературе представлено большое количество методик обследования речи. Объединяет их то, что они с разной степенью подробности анализируют фонетико-фонематический, лексический, грамматический уровни развития речи и составляют суждение о связной речи ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

Репина З.А. Нейропсихологическое обследование детей с ТНР,

Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи,

Иншакова – логопедическое обследование,

Филичева, Левина, Архипова, Лалаева, Стребелева (с детьми раннего возраста) и др.

Фотекова – методика обследования речи младших школьников (2 раздела – устная речь (импрессивная и экспрессивная) и письменная речь (предпосылки письменной речи, оценка письменной речи и навыков чтения) – балльная система оценки.

Источник