Комплексное нейропсихологическое сопровождение развития ребенка

Комплексное нейропсихологическое сопровождение развития ребенка thumbnail

Нейропсихологическое сопровождение процессов развития детей

младшего школьного возраста.

Ярова О.Н. педагог-психолог высшей квалификационной категории

МОУ СОШ № 167, г.Казань, E-mail: y-olga-n@ rambler.ru

      В последние десятилетия психологи, педагоги, врачи констатируют катастрофическое нарастание в детской популяции  целого ряда патофеноменов: обилие сосудистых  и костно-мышечных проблем; снижение иммунитета. Масса детей демонстрирует задержки и искажения психоречевого развития, несформированность произвольной саморегуляции, дисграфии  и т.д. В совокупности это приводит к эмоционально-личностной и когнитивной неготовности к обучению и адекватной адаптации к социуму.

      Меня, как специалиста, эта проблема глубоко заинтересовала несколько лет назад. Чем я, как психолог, могу помочь  таким детям? Какие методики  эффективнее использовать ? Ответы на эти вопросы я стала искать в детской нейропсихологии, и логопедии.  Поскольку, занимаюсь логопедической практикой, имея второе образование.

       Приоритетное участие нейропсихологии – науки о формировании мозговой организации психических процессов человека в решении широкого круга дизонтогенетических проблем обусловлено в первую очередь удручающими реалиями процессов развития в современной детской популяции. Никогда раньше мы не сталкивались с таким обилием разнообразием негативных феноменов, какие наблюдаются сегодня.     Нейропсихологический анализ проблем отклоняющего развития, активно развивающий в нашей стране с начала 1980-х годов, сразу зарекомендовал себя как наиболее надежный и продуктивный. Это закономерно, поскольку в его основе лежит мощная методологическая и научно-практическая база, разработанная в общей нейропсихологии, нейропсихологии детского возраста, теории нейропсихологической реабилитации. Широко известны и активно внедряются в практику коррекционно-абилитационные методы, разработанные Л.С. Цветковой и ее учениками, Т.В. Ахутиной  и Н.М. Пылаевой, А.А. Цыганок, Н.К.Корсаковой  и Ю.В.Микадзе и др. Валидность и эффективность нейропсихологических технологий признаются сегодня всеми специалистами, работающими над проблемой психолого-педагогического сопровождения процессов развития [3, с.12].

          Одним из методов, успешно используемых нейропсихологами , является метод замещающего онтогенеза(МЗО)- нейропсихологическая технология, содержащая инвариантный комплекс этапов (диагностика-профилактика-коррекция-абилитация-прогноз) психолого-педагогического сопровождения детей с различными типами развития: от вариантов нормативного и отклоняющегося до грубых форм патологического. Основная его цель- развитие мозгового (и шире – нейропсихосоматического) обеспечения психического онтогенеза[3, с.15].

     Первой коррекционной мишенью является формирование у ребенка фундамента вертикально-горизонтальных  (подкорково-корковых, внутри- и межполушарных) взаимодействий. Для этого используется комплексная методика психомоторной коррекции, включающая, помимо нейропсихологических, телесно-ориентированные, арт-терапевтические и др. психотехники.

     Как диагностическая, так и коррекционная модели представляют собой трехуровневую систему, разработанную в соответствии с учением А.Р. Лурия о трех функциональных блоках мозга (ФБМ). 1-й ФБМ- блок регуляции тонуса и бодрствования, 2-й ФБМ- блок приема, переработки и хранения информации, 3-й ФБМ- блок программирования, регуляции и контроля.

    В МОУ «СОШ № 167 с углубленным изучением английского языка » Советского района г.Казани реализуется программа «Умные движения», разработанная на основе базового алгоритма «метода замещающего онтогенеза» и преимущественно ориентирована на коррекцию  и абилитацию1-го функционального блока мозга.

     Цель программы «Умные движения»:  оптимизация функционального статуса глубинных образований мозга и межполушарной организации процессов развития ребенка младшего школьного возраста.

  Задачи программы :

 -развитие произвольного внимания и саморегуляции ;

 -формирование сенсомоторного контроля;

-оптимизация тонуса;

– преодоление ригидных телесных установок и синкенезий.

     В данной программе отражены варианты дидактической поурочной  разработки схемы нейропсихологической  коррекции, абилитации и профилактики процессов развития. Программа реализуется по единому плану, который предполагает:

  1. предварительную нейропсихологическую диагностику и динамическое диагностическое обследование детей в середине работы и по ее завершении;
  2. обязательную отработку в домашних условиях применяемых упражнений, неукоснительное выполнение их родителями в течение всего цикла (по понятным причинам это требование является одним из главных условий эффективности психолого-педагогического сопровождения);
  3. постоянное консультирование родителей с подробным объяснением целей и задач формирующего обучения.

Программа состоит из 24 занятий, продолжительность каждого занятия 45 минут, предполагаемый возраст детей от 7 до 10 лет. В ходе проведения занятий  необходимо учитывать следующее:

  1. оптимальный размер группы – 5-7 человек; меньшее или большее количество участников  менее эффективно в силу внедрения в коррекционный процесс значительного числа сюжетно- ролевых технологий; состав группы должен быть постоянным;
  2. группы формируются на основании исходного статуса («синдрома отклоняющего развития») и возраста детей;
  3. два-три первых занятия проводятся совместно с родителями;
  4. в ходе занятий важно получать и обсуждать осязаемый результат, продукт (рисунок, сложенную конструкцию и т.п.), следует ввести продуманную систему «наказаний» и «поощрений».

Каждое занятие данной программы состоит из нескольких этапов:

  1. развитие внимания;
  2. дыхательные упражнения;
  3. общий двигательный репертуар;
  4. игры с мячом;
  5. растяжки;
  6. глазодвигательный репертуар;
  7. базовые сенсомоторные взаимодействия;
  8. базовые сенсомоторные взаимодействия с опорой на графическую деятельность;
  9. мелкая моторика.

     Программа «Умные движения» (нейропсихологическая коррекция младших школьников) ориентирована на деятельность педагога-психолога в общеобразовательном учреждении, но может быть использована в практике учителя начальных классов, учителя-логопеда. В качестве развивающей программы может использоваться родителями под руководством соответствующих специалистов.

    Занятия по программе дают положительный результат на развитие и психологического и физического развития детей. Повышается тонус, сенсомоторный контроль,  дети становятся более внимательными, наблюдательными. Авторская программа «Умные движения» в пакете конкурсных материалов   была представлена на республиканский конкурс «Путь к здоровью» по поддержке образовательных учреждений, активно внедряющих эффективные здоровьесберегающие и здоровьеразивающие технологии. 14 апреля 2011 года на базе школы № 167 г.Казани  проводился республиканский семинар: «Развитие системы здоровьесберегающей деятельности современной школы в рамках новых федеральных требований к образовательным учреждениям», где был представлен опыт работы по этой программе. Были подведены итоги конкурса- школа № 167 г.Казани, как победитель получила грант в 75 тыс. рублей в виде оборудования по здоровьесберегающей направленности.

      Нейропсихологическое сопровождение процессов развития ребенка должно осуществляться своевременно и здесь важно не упустить время. Правое полушарие демонстрирует свою морфо-функциональную  зрелость уже к 5 годам, а левое – к 8-12 годам. Нейропсихологи часто говорят, что «после 10 уже поздно…»

Читайте также:  Психологическая поддержка ребенку с отклонениями в развития

Литература

  1. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста.- М.: Айрис, 2007.-112с.
  2. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. -М.: Генезис, 2008.-319с.
  3. Семенович А.В.Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. -М.:Генезис,2010.-474с.
  4. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников.-М.: Сфера,2002.-80с.
  5. Соболева А.Е., Емельянова Е.Н. Русский язык. Пишем грамотно.- М.: Эксмо,2009.-96с.
  6. Соболева А.Е. Краснова С.В. Чтение с увлечением.-М.: Эксмо,2009.-128с.
  7. Соболева А.Е., Печак Е.Е. Математика. Считаем уверенно.-М.:Эксмо, 2009.-96с.
  8. Сунцова А.В., Курдюкова С.В. Развиваем память: игры, упражнения, советы специалиста.-М.: Эксмо, 2009.-64 с.
  9. Хомская Е.Д. Нейропсихология.-СПб.:Питер,2007.-496с.

Источник

Малько Ирина Сергеевна

В последние годы, мы взрослые все чаще задаемся вопросами: Что надо сделать, чтобы ребенок захотел учиться? «Почему наши дети не любят учиться? Действительно, повод для волнения есть. У этой ситуации есть две стороны – объективная и субъективная. Объективные, внешние причины связаны с общей идеологией  воспитания и образования , а субъективные – с особенностями развития самих детей. Именно эти субъективные, внутренние причины неуспешности того или иного ребенка являются для нас важными.
С точки зрения нейропсихологического подхода проблемы не желания и низкая способность учиться  связаны с проявлением возникшей внутритриутробной или младенческой дисфункции, органической (клеточной) или функциональной, подкорковых (наиболее раносозревающих) структур мозга. Эти процессы сопровождаются социокультурной депривированностью детей (вытеснением игровой деятельности и многообразных проявлений коммуникативных процессов), формированию дезадаптации детей. Дефицитарное развитие базисных мозговых структур, обеспечивающих  механизмы удовлетворения витальных, коммуникативных потребностей и потребностей саморазвития, приводит к нарушениям и искажениям этих процессов развития, что требует внедрения специального психолого-педагогического подхода для устранения и профилактики этих негативных явлений.  Для нормального развития ребенка важны адекватность и своевременность внешних требований (задач, предлагаемых ребенку социумом). Перенасыщенность окружающей среды или опережение в развитии может так же негативно сказаться на формировании высших психических функций (внимание, память, слуховое, зрительное, зрительно-пространственное восприятие, саморегуляция), как и недоразвитие или информационная недостаточность внешних воздействий. И в том, и в другом случаях психологический потенциал, которым наделенен ребенок от природы остается нереализованным.
Психологическое развитие ребенка протекает одновременно по трем каналам, сливающимся в единое русло. Это развитие: 1) нервной системы, 2) психических процессов, 3) различных систем организма. Наше «мозго-психо-тело» – это триединство, которое с первых секунд внутриутробного развития начинает формироваться по единому плану. Не существует психики без мозга и без тела. А тело – без психической деятельности мозга. Потому любое психолого-педагогическое сопровождение ребенка должно быть таким же единовременным и триединым.
Фундаментом  комплексного нейропсихологического сопровождения развития ребенка является метод замещающего онтогенезасозданный в 1990—1997 гг. (Семенович, Умрихин, Цыганок, 1992; Семенович, Цыганок, 1995; Семенович, Архипов, 1995; Гатина, Сафронова, Серова, 1996; Архи­пов, Гатина, Семенович, 1997; Семенович, Воробьева, Сафронова, Серова, 2001; Семенович, 2002, 2004, 2005) и доказавший свою валидность как эффективный инструмент и как язык описания при работе с раз­личными вариантами развития. Имманентными составляющими этой единой технологии являются нейропсихологическая диагностика и прогнозирование; профилактика, коррекция и абилитация процессов разви­тия в норме, субнорме, патологии и т.д.
Суть данного подхода заключается в аксиоме, что воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию развития всех высших психических функций (ВПФ). Так как он является базальным для дальнейшего развития ВПФ, логично в начале коррекционного процесса отдать предпочте­ние именно двигательным методам, не только создающим некоторый потенциал для будущей работы, но и активизирующим, восстанав­ливающим и простраивающим взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Ведь очевидно, что актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагают востребованность извне к таким психическим функциям, как, напри­мер, память, эмоции, восприятие, процессы саморегуляции и т.д. Следовательно, создается базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математичес­кими знаниями.
Последующее включение когнитивной коррекции, также содержа­щей большое число телесно-ориентированных методов, должно проис­ходить с учетом динамики индивидуальной или групповой работы.
                                                                                                                                                           
Список лит-ры:
1.Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. Учебное пособие.- М.; Изд. Генезис,2017г.
2.Семенович А.В. Метод замещающего онтогенеза. Познавательная активность.- Казань: Центр социально-гуманитарного образования, 2016 г. 

Источник

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД «ЛИНГВИСТ» С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Ул. Крымских партизан,15

295013, г. Симферополь

тел.44-69-75, эл. почта lingvistHYPERLINK “mailto:lingvist-84@crimeaedu.ru”-84@HYPERLINK “mailto:lingvist-84@crimeaedu.ru”crimeaeduHYPERLINK “mailto:lingvist-84@crimeaedu.ru”.HYPERLINK “mailto:lingvist-84@crimeaedu.ru”ru

СОГЛАСОВАНО

Методист МБУ ДПО «ИМЦ»

____________ И.В. Могилова

«___» _____________ 2015 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШДС «Лингвист»

____________________Н.Д. Куликова

«___» _______________ 2015 г.

ПРОГРАММА

«Комплексного нейропсихологического

сопровождения развития ребенка»

Рекомендована к использованию

педсоветом

______________________________________

Протокол от___________________№_______

Составитель: педагог-психолог

Беляева Ю.Ю.

Симферополь

2015 г.

Пояснительная записка

Приоритетное участие нейропсихологии в решении широкого круга дизонтогенетических проблем обусловлено в первую очередь удручающими реалиями процессов развития в современной детской популяции. Никогда раньше мы не сталкивались с таким обилием и разнообразием негативных феноменов, какие наблюдаются сегодня. Нейропсихологический анализ проблем отклоняющегося развития, активно развиваемый в нашей стране с начала 1980-х годов, сразу зарекомендовал себя как наиболее надежный и продуктивный. Это закономерно, поскольку в его основе лежит мощная методологическая и научно-практическая база, разработанная в общей нейропсихологии, нейропсихологии детского возраста, теории нейропсихологической реабилитации. Широко известны и активно внедряются в практику коррекционно-абилитационные методы, разработанные Л.С. Цветковой и ее учениками, Т.В. Ахутиной и Н.М. Пылаевой, А.А. Цыганок, Н.К. Корсаковой и Ю.В. Микадзе и др. Валидность и эффективность нейропсихологических технологий признаются сегодня всеми специалистами, работающими над проблемой психолого-педагогического сопровождения процессов развития.

С точки зрения нейропсихологического подхода дизонтогенез развития ребенка во многом связан с высокочастотной актуализацией в современной детской популяции «дисгенетического синдрома»: внутриутробной и/или возникшей в младенчестве дисфункции, органической или функциональной, наиболее рано созревающих подкорковых (в первую очередь стволовых) структур мозга. Его негативные последствия для онтогенеза в целом нейропсихологически заключаются в нарушениях и/или искажениях становления подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий, фунциональной специализации правого и левого полушарий мозга. На психическом уровне это выглядит, в частности, как варианты дизонтогенеза речевой деятельности, синдромы гиперактивности и дефицита внимания на фоне повышенной эпиготовности, несформированность произвольной саморегуляции, в целом – учебная и социальная неуспешность.

Читайте также:  Этапы развития ребенка у беременной

Перечисленные патофеномены в сочетании со специфической социокультурной депривированностью (вытеснение игровой деятельности, элиминация коммуникативных процессов и т.п.) современных детей являются компонентами единой системной дезадаптации. Следовательно, анализировать и корригировать их необходимо системно.

Адекватна в этом смысле программа «Комплексного нейропсихологического сопровождения развития ребенка». Ее фундаментом является метод замещающего онтогенеза, созданный в 1990—1997 гг. (Семенович, Умрихин, Цыганок, 1992;Семенович, Цыганок, 1995;Семенович, Архипов, 1995;Гатина, Сафронова, Серова, 1996;Архипов, Гатина, Семенович, 1997;Семенович, Воробьева, Сафронова, Серова, 2001;Семенович,2002, 2004, 2005) и доказавший свою валидность как эффективный инструмент и как язык описания при работе с различными вариантами развития.

Суть данного подхода заключается в аксиоме, что воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию развития всех высших психических функций (ВПФ). Так как он является базальным для дальнейшего развития ВПФ, логично в начале коррекционного процесса отдать предпочтение именно двигательным методам, не только создающим некоторый потенциал для будущей работы, но и активизирующим, восстанавливающим и простраивающим взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Ведь очевидно, что актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагают востребованность извне к таким психическим функциям, как, например, эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т.д. Следовательно, создается базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями.

Метод замещающего онтогенеза – нейропсихологическая технология, содержащая инвариантный комплекс этапов(диагностика-профилактика-коррекция-абилитация-прогноз) психолого-педагогического сопровождения детей с различными типами развития.

Основная цель:развитие мозгового обеспечения психического онтогенеза. Механизмы воздействия метода замещающего онтогенеза идентичны базовым составляющим нормативного онтогенеза во всем многообразии его системно-динамических психологических возрастных перестроек.

В качестве исходных «Комплексное нейропсихологическое сопровождение развития ребенка» включает принципы:

тождественностипсихологическойорганизации человека его нейропсихосоматическойорганизации; таковая рассматривается как иерархически организованный, системно-динамический паттерн, процесс, реализующийся в поведении (в актуальном и онтогенезе);

синдромногодиагностико-коррекционногоподходако всем онтогенетическим (эндо- и экзогенным, натуральным и культуральным, нормативным, субнормативным и патологическим) факторам;

формирующего обучения, которое рассматривается не только как основной путь создания новых функциональных систем, но и как инструмент, способ растормаживания неактуализировавшихся (по
разным причинам), но продуктивных и адаптивных старых;

изменения мозговой организации и соответственно психологической структуры ВПФ в онтогенезе: этапности, динамики, векторов и др. закономерностей формирования мозговой организации психических процессов, начиная с внутриутробного периода;

инвариантнойизоморфностипсихолого-педагогического взаимодействия нормативным онтогенетическим модификациям с учетом специфических ограничений, накладываемых на этот процесс типом отклоняющегося развития;

антиципации(предвосхищения, «работы на опережение») и обратной связи как базовых стратегий психолого-педагогического сопровождения процессов развития; данные механизмы самоорганизации и саморегуляции поведения являются фундаментальными свойствами онтогенеза как единой функциональной системы;

принципиальнойнестираемости следов памяти, еенепрерывности;память рассматривается как универсальный паттерн информационного взаимодействия человека с собой и окружающим миром,
имеющий статический («банк данных, хранящий собственно мнестические следы, эталоны») и динамический («ключ, доступ, пароль к банку данных») аспекты: последний, будучи уязвимым, стираемым, подверженным интерференции, и является основной мишенью психолого -педагогического воздействия;

фундаментальной организации мозга как архиваэволюционно одобренных способов реагирования; при этом мозг хранит не образы, а паттерны взаимодействия человека со своими внутренними состояниями и свойствами окружающего мира; сенсомоторный локус контроля — единственный способ непосредственного доступа к этому архиву;

активного, экспрессивного отреагирования как единственно возможного пути и средства развития; у человека имеется лишь два способа экспрессии — движение(от гомеостатических, вегетативных, жесто-мимических реакций до реализации сложнейших видов поведения) и речь,так как все остальные психические функции — импрессивные; соответственно движение и генетически производная от него речь являются и инструментами(средствами) психолого-педагогического взаимодействия, и единственной возможностью получения (или, напротив, отсутствия) его продукта,каковой и является отражением того или иного онтогенетического новообразования;

10)«замещающего онтогенеза», заключающегося в соотнесении (диагностика, коррекция, абилитация, профилактика, прогноз) актуального статуса ребенка с основными этапами и векторами формирования мозговой организации психических процессов и последующим ретроспективным воспроизведением тех участков онтогенеза, которые по тем или иным причинам не были полностью освоены.

Задачи программы:

1) Коррекция непроизвольной саморегуляции, энергоснабжения и стато-кинетического баланса нейропсихосоматических процессов.

На этом уровне происходит первичная закладка и формирование саморегуляции ребенка посредством ритмологических, ритуализованных способов воздействия. Обнаружение и разрушение патологических, псевдокомпенсаторных механизмов, оптимизация естественного и истинно компенсаторного потенциала непроизвольной саморегуляции ребенка. Ведущими на этом уровне являются телесно-ориентированные, натуропатические, этологические, арттерапевтические и другие методики. В нейропсихологическом контексте основная мишень: когнитивные, эмоциональные, психосоматические факторы и процессы, опосредуемые субкортикальными и глубинными отделами мозга; инициируется и закладывается фундамент всех интегративных (подкорково-корковых, внутри- и межполушарных) систем мозга.

2)Операциональное обеспечения взаимодействия с собой и внешним миром.

Главноймишеньюздесь является преодоление асинхронии и дизонтогенеза (нарушений/искажений) различных операциональных психологических (в первую очередь когнитивных навыков и автоматизмов) факторов.Их коррекция и абилитация, создание предпосылок для полноценного формированияцелостных психических функций (речи, памяти, соматогнозиса, пространственных представлений и т.д.) и межфункциональных взаимодействий (письма, соматорефлексии, мышления и т.д.). В отличие от первого уровня на втором больший вес приобретают методы когнитивной коррекции, разработанные в нейропсихологии, дефектологии и психотерапии. Они организованы таким образом, чтобы направленно сформировать, автоматизировать, стабилизировать и повысить функциональные возможности подкорково-корковых, внутри- и межполушарных взаимодействий ребенка.

Читайте также:  Развитие ребенка 4 лет тест онлайн

3) Формированиепроизвольной саморегуляции, мышления и смыслообразующей функции психических процессов.

На данном уровне корригируются и формируются синтетические, интегративные меж- и надфункциональные взаимодействия,закрепляются и стагнируются накопленные на прежних уровнях способы и алгоритмы использования обобщающей и регулирующей функции речи, интеллектуальных операций, произвольного внимания.Автоматизируютсянавыки произвольной саморегуляции в эмоциональном и когнитивном аспектах. Все методы (нейропсихологические, логопедические, психотерапевтические и т.д.), применявшиеся ранее, ассимилируются и модифицируются в новую систему, подчиненную и детерминированную групповыми (игровыми, социальными) правилами, ритуалами, канонами, расширением репертуара «ролей» и т.п. Коррекция и абилитация направлены на формирование оптимального функционального статуса лобных отделов мозга и их приоритетного активационно-тормозного влияния на все формы и уровни психической деятельности ребенка.

Циклограмма сопровождения:

предварительнаянейропсихологическая диагностика и динамическое диагностическое обследование детей в середине работы и по ее завершении;

занятия с детьми в течение 2 – 3 месяцев с периодичностью один раз в неделю (в целом 10-15 занятий; продолжительность каждого занятия от 20 до 40 минут);

дополнительное (по необходимости) индивидуальное сопровождение ребенка или (в тяжелых случаях) предварительные встречи в индивидуальном режиме;

обязательную отработку в домашних условиях применяемых упражнений, неукоснительное выполнение их родителями в течение всего цикла;

постоянноеконсультированиеродителей с подробным объяснением целей и задач формирующего обучения.

Ожидаемые результаты:

– закрепление баланса уровней произвольной и непроизвольной саморегуляции человека;

– стагнация приоритетного, доминантного, иерархического ранга, статуса произвольной саморегуляции в этой диаде;

– дифференциация межуровневого интегративного взаимодействия операциональных и регуляторных аспектов психической деятельности;

– закрепление, четкая дифференциация с последующей интеграцией основной функциональной право-левополушарной дихотомии, соответственно «соматогнозис—речь»;

– использование этого фундамента дляформирования полушарных локусов контроля за протеканием всех форм и уровней психической деятельности в целом, то есть онтогенеза всех производных (от базовой) межполушарных дихотомий;

– создание оптимального режима, паритетности парной работы мозга при условии их постоянной функциональной конкуренции/комплементарности, синхронности/рецилрокности, взаимной активации/торможения и т.д;

– формирование оптимального функционального статуса лобных отделов мозга и их приоритетного активационно – тормозного влияния на все формы и уровни психической деятельности ребенка.

Структура индивидуальных занятий и задачи каждого этапа

Этап занятия

Задачи этапа

I. Вступительная часть

Разминка. Пальчиковая гимнастика

Положительный настрой на занятие, создание доброжелательной непринужденной атмосферы на занятие. Развитие мелкой моторики рук.

II. Основная часть

1. Блок  «диафрагма жесткости»

1.1) Дыхательные упражнения

1.2) Глазодвигательные упражнения

1.3) Растяжки

1.4) Базовые сенсомоторные взаимодействии, ползание

2. Блок «навешанные конструкции» (*Упражнения  этого блока подбираются в зависимости от конкретных выявленных проблемных  зон  для  каждого ребенка  в  отдельности)

2.1) Специальные упражнения на развитие конструктивного праксиса, цветового гнозиса, зрительного гнозиса и т.д.

1.1) Улучшение ритмики дыхания, повышение энергетического обеспечения деятельности мозга.

1.2) Формирование  глазодвигательных  функций, отработка плавности движения взгляда, стабильности удержания взгляда на предмете.

1.3) Оптимизация и стабилизация общего тонуса тела.

Нормализация гипертонуса (неконтролируемого чрезмерного  мышечного  напряжения) и гипотонуса  (неконтролируемой  мышечной вялости) мышц.

1.4) Формирование базовых сенсомоторных (одновременных и реципрокных) взаимодействий.

2.1) Формирование операционального обеспечения вербальных и невербальных психических процессов (развитие конструктивного праксиса, мнестических процессов, цветового гнозиса, зрительного гнозиса и т.д.)

III. Заключительная часть

Прощание

Создание  условий  для доверительных и безопасных отношений в дальнейшем.

Структура групповых занятий и задачи каждого этапа

Этап занятия

Задачи этапа

I. Вступительная часть

Разминка

Положительный настрой на занятие, создание доброжелательной непринужденной атмосферы на занятие.

II. Основная часть

1) Дыхательные упражнения

2) Растяжки

3) Базовые  сенсомоторные взаимодействии, ползание

1) Улучшение ритмики дыхания, повышение энергетического обеспечения деятельности мозга.

2) Оптимизация и стабилизация общего тонуса тела.

Нормализация гипертонуса (неконтролируемого чрезмерного  мышечного  напряжения) и гипотонуса  (неконтролируемой  мышечной вялости) мышц.

3) Формирование базовых сенсомоторных (одновременных и реципрокных) взаимодействий.

III. Заключительная часть

Упражнение на совместное действие

Прощание

Формирование навыка  взаимодействия в группе.

Создание  условий  для доверительных и безопасных отношений в дальнейшем.

Список использованной литературы

Агафонова И.Н. Готовимся к школе. СПб., 1997.

Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / Под ред. Л.С. Цветковой. М., 2001.

Денисом П., Денисом Г., Гимнастика ума. М., 1993.

Зуев Е.И. Волшебная сила растяжки. М., 1993.

Иванова Е.А. Раннее домашнее сопровождение. – СПб.: «Речь», 2003.

Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения. М., 1993.

Корсакова U.K., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология. М., 2003.

ЛурияА.Р.Основы нейропсихологии. М., 1973.

Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста. – СПб.: Питер, 2008.

Никольская И.Л., ТиграноваЛ.И. Гимнастика для ума. М., 1997.

Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции / Под ред. О.Б.Иншаковой.

Пылаева Н.М., Ахутина Т.Е. Школа внимания: Методика развития и коррекции внимания у детей 5—7 лет. М., 1997.

Романенко O.K. Практическая гештальттерапия. М., 1995.

Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 1993.

Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2000.

Семенович А.В. Эти невероятные левши. М., 2004.

Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. – М.: Генезис, 2005.

Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: Академия, 2002.

Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – М.: Генезис, 2010.

Симерницкая Э.Г. Мозг и психические процессы в онтогенезе. М.,1985.

Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М.: Аркти, 2009.

Тушканова О.И. Развитие внимания. Волгоград, 1997.

Уманская А.А. Волшебные точки. М., 1987.

Хомская Е.Д. Нейропсихология. М., 2003.

ЦветковаЛ.С.Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. М., 1987.

Источник