Комплексное нейропсихологическое сопровождение развития ребенка
Нейропсихологическое сопровождение процессов развития детей
младшего школьного возраста.
Ярова О.Н. педагог-психолог высшей квалификационной категории
МОУ СОШ № 167, г.Казань, E-mail: y-olga-n@ rambler.ru
В последние десятилетия психологи, педагоги, врачи констатируют катастрофическое нарастание в детской популяции целого ряда патофеноменов: обилие сосудистых и костно-мышечных проблем; снижение иммунитета. Масса детей демонстрирует задержки и искажения психоречевого развития, несформированность произвольной саморегуляции, дисграфии и т.д. В совокупности это приводит к эмоционально-личностной и когнитивной неготовности к обучению и адекватной адаптации к социуму.
Меня, как специалиста, эта проблема глубоко заинтересовала несколько лет назад. Чем я, как психолог, могу помочь таким детям? Какие методики эффективнее использовать ? Ответы на эти вопросы я стала искать в детской нейропсихологии, и логопедии. Поскольку, занимаюсь логопедической практикой, имея второе образование.
Приоритетное участие нейропсихологии – науки о формировании мозговой организации психических процессов человека в решении широкого круга дизонтогенетических проблем обусловлено в первую очередь удручающими реалиями процессов развития в современной детской популяции. Никогда раньше мы не сталкивались с таким обилием разнообразием негативных феноменов, какие наблюдаются сегодня. Нейропсихологический анализ проблем отклоняющего развития, активно развивающий в нашей стране с начала 1980-х годов, сразу зарекомендовал себя как наиболее надежный и продуктивный. Это закономерно, поскольку в его основе лежит мощная методологическая и научно-практическая база, разработанная в общей нейропсихологии, нейропсихологии детского возраста, теории нейропсихологической реабилитации. Широко известны и активно внедряются в практику коррекционно-абилитационные методы, разработанные Л.С. Цветковой и ее учениками, Т.В. Ахутиной и Н.М. Пылаевой, А.А. Цыганок, Н.К.Корсаковой и Ю.В.Микадзе и др. Валидность и эффективность нейропсихологических технологий признаются сегодня всеми специалистами, работающими над проблемой психолого-педагогического сопровождения процессов развития [3, с.12].
Одним из методов, успешно используемых нейропсихологами , является метод замещающего онтогенеза(МЗО)- нейропсихологическая технология, содержащая инвариантный комплекс этапов (диагностика-профилактика-коррекция-абилитация-прогноз) психолого-педагогического сопровождения детей с различными типами развития: от вариантов нормативного и отклоняющегося до грубых форм патологического. Основная его цель- развитие мозгового (и шире – нейропсихосоматического) обеспечения психического онтогенеза[3, с.15].
Первой коррекционной мишенью является формирование у ребенка фундамента вертикально-горизонтальных (подкорково-корковых, внутри- и межполушарных) взаимодействий. Для этого используется комплексная методика психомоторной коррекции, включающая, помимо нейропсихологических, телесно-ориентированные, арт-терапевтические и др. психотехники.
Как диагностическая, так и коррекционная модели представляют собой трехуровневую систему, разработанную в соответствии с учением А.Р. Лурия о трех функциональных блоках мозга (ФБМ). 1-й ФБМ- блок регуляции тонуса и бодрствования, 2-й ФБМ- блок приема, переработки и хранения информации, 3-й ФБМ- блок программирования, регуляции и контроля.
В МОУ «СОШ № 167 с углубленным изучением английского языка » Советского района г.Казани реализуется программа «Умные движения», разработанная на основе базового алгоритма «метода замещающего онтогенеза» и преимущественно ориентирована на коррекцию и абилитацию1-го функционального блока мозга.
Цель программы «Умные движения»: оптимизация функционального статуса глубинных образований мозга и межполушарной организации процессов развития ребенка младшего школьного возраста.
Задачи программы :
-развитие произвольного внимания и саморегуляции ;
-формирование сенсомоторного контроля;
-оптимизация тонуса;
– преодоление ригидных телесных установок и синкенезий.
В данной программе отражены варианты дидактической поурочной разработки схемы нейропсихологической коррекции, абилитации и профилактики процессов развития. Программа реализуется по единому плану, который предполагает:
- предварительную нейропсихологическую диагностику и динамическое диагностическое обследование детей в середине работы и по ее завершении;
- обязательную отработку в домашних условиях применяемых упражнений, неукоснительное выполнение их родителями в течение всего цикла (по понятным причинам это требование является одним из главных условий эффективности психолого-педагогического сопровождения);
- постоянное консультирование родителей с подробным объяснением целей и задач формирующего обучения.
Программа состоит из 24 занятий, продолжительность каждого занятия 45 минут, предполагаемый возраст детей от 7 до 10 лет. В ходе проведения занятий необходимо учитывать следующее:
- оптимальный размер группы – 5-7 человек; меньшее или большее количество участников менее эффективно в силу внедрения в коррекционный процесс значительного числа сюжетно- ролевых технологий; состав группы должен быть постоянным;
- группы формируются на основании исходного статуса («синдрома отклоняющего развития») и возраста детей;
- два-три первых занятия проводятся совместно с родителями;
- в ходе занятий важно получать и обсуждать осязаемый результат, продукт (рисунок, сложенную конструкцию и т.п.), следует ввести продуманную систему «наказаний» и «поощрений».
Каждое занятие данной программы состоит из нескольких этапов:
- развитие внимания;
- дыхательные упражнения;
- общий двигательный репертуар;
- игры с мячом;
- растяжки;
- глазодвигательный репертуар;
- базовые сенсомоторные взаимодействия;
- базовые сенсомоторные взаимодействия с опорой на графическую деятельность;
- мелкая моторика.
Программа «Умные движения» (нейропсихологическая коррекция младших школьников) ориентирована на деятельность педагога-психолога в общеобразовательном учреждении, но может быть использована в практике учителя начальных классов, учителя-логопеда. В качестве развивающей программы может использоваться родителями под руководством соответствующих специалистов.
Занятия по программе дают положительный результат на развитие и психологического и физического развития детей. Повышается тонус, сенсомоторный контроль, дети становятся более внимательными, наблюдательными. Авторская программа «Умные движения» в пакете конкурсных материалов была представлена на республиканский конкурс «Путь к здоровью» по поддержке образовательных учреждений, активно внедряющих эффективные здоровьесберегающие и здоровьеразивающие технологии. 14 апреля 2011 года на базе школы № 167 г.Казани проводился республиканский семинар: «Развитие системы здоровьесберегающей деятельности современной школы в рамках новых федеральных требований к образовательным учреждениям», где был представлен опыт работы по этой программе. Были подведены итоги конкурса- школа № 167 г.Казани, как победитель получила грант в 75 тыс. рублей в виде оборудования по здоровьесберегающей направленности.
Нейропсихологическое сопровождение процессов развития ребенка должно осуществляться своевременно и здесь важно не упустить время. Правое полушарие демонстрирует свою морфо-функциональную зрелость уже к 5 годам, а левое – к 8-12 годам. Нейропсихологи часто говорят, что «после 10 уже поздно…»
Литература
- Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста.- М.: Айрис, 2007.-112с.
- Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. -М.: Генезис, 2008.-319с.
- Семенович А.В.Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. -М.:Генезис,2010.-474с.
- Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников.-М.: Сфера,2002.-80с.
- Соболева А.Е., Емельянова Е.Н. Русский язык. Пишем грамотно.- М.: Эксмо,2009.-96с.
- Соболева А.Е. Краснова С.В. Чтение с увлечением.-М.: Эксмо,2009.-128с.
- Соболева А.Е., Печак Е.Е. Математика. Считаем уверенно.-М.:Эксмо, 2009.-96с.
- Сунцова А.В., Курдюкова С.В. Развиваем память: игры, упражнения, советы специалиста.-М.: Эксмо, 2009.-64 с.
- Хомская Е.Д. Нейропсихология.-СПб.:Питер,2007.-496с.
Источник
Малько Ирина Сергеевна
В последние годы, мы взрослые все чаще задаемся вопросами: Что надо сделать, чтобы ребенок захотел учиться? «Почему наши дети не любят учиться? Действительно, повод для волнения есть. У этой ситуации есть две стороны – объективная и субъективная. Объективные, внешние причины связаны с общей идеологией воспитания и образования , а субъективные – с особенностями развития самих детей. Именно эти субъективные, внутренние причины неуспешности того или иного ребенка являются для нас важными.
С точки зрения нейропсихологического подхода проблемы не желания и низкая способность учиться связаны с проявлением возникшей внутритриутробной или младенческой дисфункции, органической (клеточной) или функциональной, подкорковых (наиболее раносозревающих) структур мозга. Эти процессы сопровождаются социокультурной депривированностью детей (вытеснением игровой деятельности и многообразных проявлений коммуникативных процессов), формированию дезадаптации детей. Дефицитарное развитие базисных мозговых структур, обеспечивающих механизмы удовлетворения витальных, коммуникативных потребностей и потребностей саморазвития, приводит к нарушениям и искажениям этих процессов развития, что требует внедрения специального психолого-педагогического подхода для устранения и профилактики этих негативных явлений. Для нормального развития ребенка важны адекватность и своевременность внешних требований (задач, предлагаемых ребенку социумом). Перенасыщенность окружающей среды или опережение в развитии может так же негативно сказаться на формировании высших психических функций (внимание, память, слуховое, зрительное, зрительно-пространственное восприятие, саморегуляция), как и недоразвитие или информационная недостаточность внешних воздействий. И в том, и в другом случаях психологический потенциал, которым наделенен ребенок от природы остается нереализованным.
Психологическое развитие ребенка протекает одновременно по трем каналам, сливающимся в единое русло. Это развитие: 1) нервной системы, 2) психических процессов, 3) различных систем организма. Наше «мозго-психо-тело» – это триединство, которое с первых секунд внутриутробного развития начинает формироваться по единому плану. Не существует психики без мозга и без тела. А тело – без психической деятельности мозга. Потому любое психолого-педагогическое сопровождение ребенка должно быть таким же единовременным и триединым.
Фундаментом комплексного нейропсихологического сопровождения развития ребенка является метод замещающего онтогенеза, созданный в 1990—1997 гг. (Семенович, Умрихин, Цыганок, 1992; Семенович, Цыганок, 1995; Семенович, Архипов, 1995; Гатина, Сафронова, Серова, 1996; Архипов, Гатина, Семенович, 1997; Семенович, Воробьева, Сафронова, Серова, 2001; Семенович, 2002, 2004, 2005) и доказавший свою валидность как эффективный инструмент и как язык описания при работе с различными вариантами развития. Имманентными составляющими этой единой технологии являются нейропсихологическая диагностика и прогнозирование; профилактика, коррекция и абилитация процессов развития в норме, субнорме, патологии и т.д.
Суть данного подхода заключается в аксиоме, что воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию развития всех высших психических функций (ВПФ). Так как он является базальным для дальнейшего развития ВПФ, логично в начале коррекционного процесса отдать предпочтение именно двигательным методам, не только создающим некоторый потенциал для будущей работы, но и активизирующим, восстанавливающим и простраивающим взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Ведь очевидно, что актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагают востребованность извне к таким психическим функциям, как, например, память, эмоции, восприятие, процессы саморегуляции и т.д. Следовательно, создается базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями.
Последующее включение когнитивной коррекции, также содержащей большое число телесно-ориентированных методов, должно происходить с учетом динамики индивидуальной или групповой работы.
Список лит-ры:
1.Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. Учебное пособие.- М.; Изд. Генезис,2017г.
2.Семенович А.В. Метод замещающего онтогенеза. Познавательная активность.- Казань: Центр социально-гуманитарного образования, 2016 г.
Источник
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД «ЛИНГВИСТ» С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Ул. Крымских партизан,15
295013, г. Симферополь
тел.44-69-75, эл. почта lingvistHYPERLINK “mailto:lingvist-84@crimeaedu.ru”-84@HYPERLINK “mailto:lingvist-84@crimeaedu.ru”crimeaeduHYPERLINK “mailto:lingvist-84@crimeaedu.ru”.HYPERLINK “mailto:lingvist-84@crimeaedu.ru”ru
СОГЛАСОВАНО Методист МБУ ДПО «ИМЦ» ____________ И.В. Могилова «___» _____________ 2015 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШДС «Лингвист» ____________________Н.Д. Куликова «___» _______________ 2015 г. |
ПРОГРАММА
«Комплексного нейропсихологического
сопровождения развития ребенка»
Рекомендована к использованию педсоветом ______________________________________ Протокол от___________________№_______ | Составитель: педагог-психолог Беляева Ю.Ю. |
Симферополь
2015 г.
Пояснительная записка
Приоритетное участие нейропсихологии в решении широкого круга дизонтогенетических проблем обусловлено в первую очередь удручающими реалиями процессов развития в современной детской популяции. Никогда раньше мы не сталкивались с таким обилием и разнообразием негативных феноменов, какие наблюдаются сегодня. Нейропсихологический анализ проблем отклоняющегося развития, активно развиваемый в нашей стране с начала 1980-х годов, сразу зарекомендовал себя как наиболее надежный и продуктивный. Это закономерно, поскольку в его основе лежит мощная методологическая и научно-практическая база, разработанная в общей нейропсихологии, нейропсихологии детского возраста, теории нейропсихологической реабилитации. Широко известны и активно внедряются в практику коррекционно-абилитационные методы, разработанные Л.С. Цветковой и ее учениками, Т.В. Ахутиной и Н.М. Пылаевой, А.А. Цыганок, Н.К. Корсаковой и Ю.В. Микадзе и др. Валидность и эффективность нейропсихологических технологий признаются сегодня всеми специалистами, работающими над проблемой психолого-педагогического сопровождения процессов развития.
С точки зрения нейропсихологического подхода дизонтогенез развития ребенка во многом связан с высокочастотной актуализацией в современной детской популяции «дисгенетического синдрома»: внутриутробной и/или возникшей в младенчестве дисфункции, органической или функциональной, наиболее рано созревающих подкорковых (в первую очередь стволовых) структур мозга. Его негативные последствия для онтогенеза в целом нейропсихологически заключаются в нарушениях и/или искажениях становления подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий, фунциональной специализации правого и левого полушарий мозга. На психическом уровне это выглядит, в частности, как варианты дизонтогенеза речевой деятельности, синдромы гиперактивности и дефицита внимания на фоне повышенной эпиготовности, несформированность произвольной саморегуляции, в целом – учебная и социальная неуспешность.
Перечисленные патофеномены в сочетании со специфической социокультурной депривированностью (вытеснение игровой деятельности, элиминация коммуникативных процессов и т.п.) современных детей являются компонентами единой системной дезадаптации. Следовательно, анализировать и корригировать их необходимо системно.
Адекватна в этом смысле программа «Комплексного нейропсихологического сопровождения развития ребенка». Ее фундаментом является метод замещающего онтогенеза, созданный в 1990—1997 гг. (Семенович, Умрихин, Цыганок, 1992;Семенович, Цыганок, 1995;Семенович, Архипов, 1995;Гатина, Сафронова, Серова, 1996;Архипов, Гатина, Семенович, 1997;Семенович, Воробьева, Сафронова, Серова, 2001;Семенович,2002, 2004, 2005) и доказавший свою валидность как эффективный инструмент и как язык описания при работе с различными вариантами развития.
Суть данного подхода заключается в аксиоме, что воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию развития всех высших психических функций (ВПФ). Так как он является базальным для дальнейшего развития ВПФ, логично в начале коррекционного процесса отдать предпочтение именно двигательным методам, не только создающим некоторый потенциал для будущей работы, но и активизирующим, восстанавливающим и простраивающим взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Ведь очевидно, что актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагают востребованность извне к таким психическим функциям, как, например, эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т.д. Следовательно, создается базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями.
Метод замещающего онтогенеза – нейропсихологическая технология, содержащая инвариантный комплекс этапов(диагностика-профилактика-коррекция-абилитация-прогноз) психолого-педагогического сопровождения детей с различными типами развития.
Основная цель:развитие мозгового обеспечения психического онтогенеза. Механизмы воздействия метода замещающего онтогенеза идентичны базовым составляющим нормативного онтогенеза во всем многообразии его системно-динамических психологических возрастных перестроек.
В качестве исходных «Комплексное нейропсихологическое сопровождение развития ребенка» включает принципы:
тождественностипсихологическойорганизации человека его нейропсихосоматическойорганизации; таковая рассматривается как иерархически организованный, системно-динамический паттерн, процесс, реализующийся в поведении (в актуальном и онтогенезе);
синдромногодиагностико-коррекционногоподходако всем онтогенетическим (эндо- и экзогенным, натуральным и культуральным, нормативным, субнормативным и патологическим) факторам;
формирующего обучения, которое рассматривается не только как основной путь создания новых функциональных систем, но и как инструмент, способ растормаживания неактуализировавшихся (по
разным причинам), но продуктивных и адаптивных старых;
изменения мозговой организации и соответственно психологической структуры ВПФ в онтогенезе: этапности, динамики, векторов и др. закономерностей формирования мозговой организации психических процессов, начиная с внутриутробного периода;
инвариантнойизоморфностипсихолого-педагогического взаимодействия нормативным онтогенетическим модификациям с учетом специфических ограничений, накладываемых на этот процесс типом отклоняющегося развития;
антиципации(предвосхищения, «работы на опережение») и обратной связи как базовых стратегий психолого-педагогического сопровождения процессов развития; данные механизмы самоорганизации и саморегуляции поведения являются фундаментальными свойствами онтогенеза как единой функциональной системы;
принципиальнойнестираемости следов памяти, еенепрерывности;память рассматривается как универсальный паттерн информационного взаимодействия человека с собой и окружающим миром,
имеющий статический («банк данных, хранящий собственно мнестические следы, эталоны») и динамический («ключ, доступ, пароль к банку данных») аспекты: последний, будучи уязвимым, стираемым, подверженным интерференции, и является основной мишенью психолого -педагогического воздействия;
фундаментальной организации мозга как архиваэволюционно одобренных способов реагирования; при этом мозг хранит не образы, а паттерны взаимодействия человека со своими внутренними состояниями и свойствами окружающего мира; сенсомоторный локус контроля — единственный способ непосредственного доступа к этому архиву;
активного, экспрессивного отреагирования как единственно возможного пути и средства развития; у человека имеется лишь два способа экспрессии — движение(от гомеостатических, вегетативных, жесто-мимических реакций до реализации сложнейших видов поведения) и речь,так как все остальные психические функции — импрессивные; соответственно движение и генетически производная от него речь являются и инструментами(средствами) психолого-педагогического взаимодействия, и единственной возможностью получения (или, напротив, отсутствия) его продукта,каковой и является отражением того или иного онтогенетического новообразования;
10)«замещающего онтогенеза», заключающегося в соотнесении (диагностика, коррекция, абилитация, профилактика, прогноз) актуального статуса ребенка с основными этапами и векторами формирования мозговой организации психических процессов и последующим ретроспективным воспроизведением тех участков онтогенеза, которые по тем или иным причинам не были полностью освоены.
Задачи программы:
1) Коррекция непроизвольной саморегуляции, энергоснабжения и стато-кинетического баланса нейропсихосоматических процессов.
На этом уровне происходит первичная закладка и формирование саморегуляции ребенка посредством ритмологических, ритуализованных способов воздействия. Обнаружение и разрушение патологических, псевдокомпенсаторных механизмов, оптимизация естественного и истинно компенсаторного потенциала непроизвольной саморегуляции ребенка. Ведущими на этом уровне являются телесно-ориентированные, натуропатические, этологические, арттерапевтические и другие методики. В нейропсихологическом контексте основная мишень: когнитивные, эмоциональные, психосоматические факторы и процессы, опосредуемые субкортикальными и глубинными отделами мозга; инициируется и закладывается фундамент всех интегративных (подкорково-корковых, внутри- и межполушарных) систем мозга.
2)Операциональное обеспечения взаимодействия с собой и внешним миром.
Главноймишеньюздесь является преодоление асинхронии и дизонтогенеза (нарушений/искажений) различных операциональных психологических (в первую очередь когнитивных навыков и автоматизмов) факторов.Их коррекция и абилитация, создание предпосылок для полноценного формированияцелостных психических функций (речи, памяти, соматогнозиса, пространственных представлений и т.д.) и межфункциональных взаимодействий (письма, соматорефлексии, мышления и т.д.). В отличие от первого уровня на втором больший вес приобретают методы когнитивной коррекции, разработанные в нейропсихологии, дефектологии и психотерапии. Они организованы таким образом, чтобы направленно сформировать, автоматизировать, стабилизировать и повысить функциональные возможности подкорково-корковых, внутри- и межполушарных взаимодействий ребенка.
3) Формированиепроизвольной саморегуляции, мышления и смыслообразующей функции психических процессов.
На данном уровне корригируются и формируются синтетические, интегративные меж- и надфункциональные взаимодействия,закрепляются и стагнируются накопленные на прежних уровнях способы и алгоритмы использования обобщающей и регулирующей функции речи, интеллектуальных операций, произвольного внимания.Автоматизируютсянавыки произвольной саморегуляции в эмоциональном и когнитивном аспектах. Все методы (нейропсихологические, логопедические, психотерапевтические и т.д.), применявшиеся ранее, ассимилируются и модифицируются в новую систему, подчиненную и детерминированную групповыми (игровыми, социальными) правилами, ритуалами, канонами, расширением репертуара «ролей» и т.п. Коррекция и абилитация направлены на формирование оптимального функционального статуса лобных отделов мозга и их приоритетного активационно-тормозного влияния на все формы и уровни психической деятельности ребенка.
Циклограмма сопровождения:
предварительнаянейропсихологическая диагностика и динамическое диагностическое обследование детей в середине работы и по ее завершении;
занятия с детьми в течение 2 – 3 месяцев с периодичностью один раз в неделю (в целом 10-15 занятий; продолжительность каждого занятия от 20 до 40 минут);
дополнительное (по необходимости) индивидуальное сопровождение ребенка или (в тяжелых случаях) предварительные встречи в индивидуальном режиме;
обязательную отработку в домашних условиях применяемых упражнений, неукоснительное выполнение их родителями в течение всего цикла;
постоянноеконсультированиеродителей с подробным объяснением целей и задач формирующего обучения.
Ожидаемые результаты:
– закрепление баланса уровней произвольной и непроизвольной саморегуляции человека;
– стагнация приоритетного, доминантного, иерархического ранга, статуса произвольной саморегуляции в этой диаде;
– дифференциация межуровневого интегративного взаимодействия операциональных и регуляторных аспектов психической деятельности;
– закрепление, четкая дифференциация с последующей интеграцией основной функциональной право-левополушарной дихотомии, соответственно «соматогнозис—речь»;
– использование этого фундамента дляформирования полушарных локусов контроля за протеканием всех форм и уровней психической деятельности в целом, то есть онтогенеза всех производных (от базовой) межполушарных дихотомий;
– создание оптимального режима, паритетности парной работы мозга при условии их постоянной функциональной конкуренции/комплементарности, синхронности/рецилрокности, взаимной активации/торможения и т.д;
– формирование оптимального функционального статуса лобных отделов мозга и их приоритетного активационно – тормозного влияния на все формы и уровни психической деятельности ребенка.
Структура индивидуальных занятий и задачи каждого этапа
Этап занятия | Задачи этапа |
I. Вступительная часть Разминка. Пальчиковая гимнастика | Положительный настрой на занятие, создание доброжелательной непринужденной атмосферы на занятие. Развитие мелкой моторики рук. |
II. Основная часть 1. Блок «диафрагма жесткости» 1.1) Дыхательные упражнения 1.2) Глазодвигательные упражнения 1.3) Растяжки 1.4) Базовые сенсомоторные взаимодействии, ползание 2. Блок «навешанные конструкции» (*Упражнения этого блока подбираются в зависимости от конкретных выявленных проблемных зон для каждого ребенка в отдельности) 2.1) Специальные упражнения на развитие конструктивного праксиса, цветового гнозиса, зрительного гнозиса и т.д. | 1.1) Улучшение ритмики дыхания, повышение энергетического обеспечения деятельности мозга. 1.2) Формирование глазодвигательных функций, отработка плавности движения взгляда, стабильности удержания взгляда на предмете. 1.3) Оптимизация и стабилизация общего тонуса тела. Нормализация гипертонуса (неконтролируемого чрезмерного мышечного напряжения) и гипотонуса (неконтролируемой мышечной вялости) мышц. 1.4) Формирование базовых сенсомоторных (одновременных и реципрокных) взаимодействий. 2.1) Формирование операционального обеспечения вербальных и невербальных психических процессов (развитие конструктивного праксиса, мнестических процессов, цветового гнозиса, зрительного гнозиса и т.д.) |
III. Заключительная часть Прощание | Создание условий для доверительных и безопасных отношений в дальнейшем. |
Структура групповых занятий и задачи каждого этапа
Этап занятия | Задачи этапа |
I. Вступительная часть Разминка | Положительный настрой на занятие, создание доброжелательной непринужденной атмосферы на занятие. |
II. Основная часть 1) Дыхательные упражнения 2) Растяжки 3) Базовые сенсомоторные взаимодействии, ползание | 1) Улучшение ритмики дыхания, повышение энергетического обеспечения деятельности мозга. 2) Оптимизация и стабилизация общего тонуса тела. Нормализация гипертонуса (неконтролируемого чрезмерного мышечного напряжения) и гипотонуса (неконтролируемой мышечной вялости) мышц. 3) Формирование базовых сенсомоторных (одновременных и реципрокных) взаимодействий. |
III. Заключительная часть Упражнение на совместное действие Прощание | Формирование навыка взаимодействия в группе. Создание условий для доверительных и безопасных отношений в дальнейшем. |
Список использованной литературы
Агафонова И.Н. Готовимся к школе. СПб., 1997.
Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / Под ред. Л.С. Цветковой. М., 2001.
Денисом П., Денисом Г., Гимнастика ума. М., 1993.
Зуев Е.И. Волшебная сила растяжки. М., 1993.
Иванова Е.А. Раннее домашнее сопровождение. – СПб.: «Речь», 2003.
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения. М., 1993.
Корсакова U.K., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология. М., 2003.
ЛурияА.Р.Основы нейропсихологии. М., 1973.
Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста. – СПб.: Питер, 2008.
Никольская И.Л., ТиграноваЛ.И. Гимнастика для ума. М., 1997.
Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции / Под ред. О.Б.Иншаковой.
Пылаева Н.М., Ахутина Т.Е. Школа внимания: Методика развития и коррекции внимания у детей 5—7 лет. М., 1997.
Романенко O.K. Практическая гештальттерапия. М., 1995.
Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 1993.
Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2000.
Семенович А.В. Эти невероятные левши. М., 2004.
Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. – М.: Генезис, 2005.
Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: Академия, 2002.
Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – М.: Генезис, 2010.
Симерницкая Э.Г. Мозг и психические процессы в онтогенезе. М.,1985.
Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М.: Аркти, 2009.
Тушканова О.И. Развитие внимания. Волгоград, 1997.
Уманская А.А. Волшебные точки. М., 1987.
Хомская Е.Д. Нейропсихология. М., 2003.
ЦветковаЛ.С.Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. М., 1987.
Источник