Комплексное изучение ребенка с нарушениями речевого развития

Логопедическое обследование в системе комплексного изучения детей с нарушениями развития

Технология обследования речи.

Логопедическое обследование в системе комплексного изучения детей с нарушениями развития

Речь играет исключительно важную роль в формировании высших психических функций у ребенка. Выполняя функцию общения ребенка со взрослым, она является базой для развития мышления, обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения ребенка, организации всей его психической жизни, влияет на развитие личности в целом. В связи с этим в современной специальной педагогике и психологии утвердилось положение о необходимости раннего выявления и преодоления речевых нарушений, которые являются общей закономерностью аномального развития, т.е. встречаются у большинства детей с различными отклонениями в развитии (В.И.Лубовский) и могут затрагивать различные компоненты речи. Дети с нарушениями речевого развития — это особая категория детей с отклонениями в развитии; у них сохранен слух и интеллект, но есть значительные нарушения речи, влияющие на формирование других сторон психики.

Психолого-педагогическая характеристика детей с недостатками речи представлена в трудах Р.Е.Левиной, Т.Б.Филичевой, Г. В. Чиркиной, О. Е. Грибовой и др.

Наиболее сложные речевые нарушения охватывают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны языка, приводя к общему недоразвитию речи, которое может иметь различный механизм и соответственно различную структуру нарушения и наблюдается при наиболее сложных формах детской речевой патологии (алалии, дизартрии и т.д.).

У детей с речевыми нарушениями отмечаются также трудности полноценной коммуникативной деятельности, формирования саморегуляции и самоконтроля, разнообразные недостатки познавательной деятельности и моторики, а также нарушения эмоционально-волевой сферы.

Уровень развития речи — важный диагностический критерий при оценке общего уровня развития ребенка. Поэтому обследование речи является неотъемлемой составной частью психолого-педагогического изучения ребенка с проблемами в развитии.

Объект логопедического обследования – закономерности и особенности языкового и речевого развития ребенка.

Предмет – состояние языковых и речевых средств ребенка.

Цель – определение структуры речевого дефекта, его механизмов и научное обоснование направлений и содержания логопедической работы.

Задачи обследования:

1. Определение причин речевого нарушения

2. Выявление механизмов речевого нарушения

3. Определение симптоматики и степени проявления нарушения речи

4. Выявление структуры речевого дефекта

5. Определение путей, содержания и методики логопедической работы

Принципы логопедического обследования (Левина Р.Е.):

I. Принцип развития. Он имеет 2 подхода:

Необходимо выделять в процессе обследования те трудности и коррекционные задачи, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка. Это позволит оценить дальнейшие возможности ребенка и осуществить профилактику вторичных речевых нарушений.

Необходимо осуществлять эволюционно-динамический анализ речевого нарушения. То есть при диагностике речевого нарушения необходимо оценивать не только имеющиеся симптомы нарушения речи, но и процесс их появления и их влияние на развитие ребенка в дальнейшем. При оценке динамики необходимо:

· Выяснить причину речевого нарушения (сбор анамнеза: изучение мед. документации, анкетирование или беседа с родителями)

· Выяснить в каком возрасте речевое нарушение стало проявляться (это необходимо для выявления периода сбоя речевой деятельности, в результате – возможность определить механизм речевого нарушения и грамотно спланировать коррекционную работу)

· Оценить и проанализировать непосредственные результаты нарушений речевого развития ребенка (уже появившиеся вторичные, третичные и т.д. нарушения)

· Оценивать и предупреждать последствия имеющихся симптомов нарушения речи

Для осуществления этого принципа необходимо:

· Знать предпосылки и условия вызывающие проявление речевого нарушения

· Знать, как развивается речь в норме

· Иметь заключения ряда специалистов (обследование должно быть комплексным: невролог, окулист, отоларинголог, терапевт; при наличии показаний и другие узкие специалисты: например психиатр; Заключение: педагога, при необходимости дефектолога и психолога).

Таким образом, применение принципа развития позволяет определить первичные и вторичные нарушения развития, определить клинический вид речевого нарушения по клинико-педагогической классификации; определить направления и содержание комплексного коррекционного воздействия; спланировать программу логопедической работы и определить ее предварительные сроки.

II. Принцип системного подхода к анализу речевых нарушений.Основывается на теории о системном строении речи. Нарушение любого из речевых компонентов (звуковая – произносительная сторона речи, фонематические процессы, лексика, грамматический строй) приводит к нарушению речевой системы. Так, одни недостатки касаются только произносительных процессов и выражаются в нарушении внятности речи без каких-либо сопутствующих проявлений. Другие затрагивают фонематическую систему языка и проявляются не только в дефектах произношения, но и в недостаточном овладении звуковым составом слова, что влечет за собой нарушения чтения и письма. Также существуют нарушения, которые охватывают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую систему и выражаются в ОНР. Поэтому при оценке состояния речи ребенка необходимо знать состояние всех речевых компонентов.

Таким образом, принцип системного подхода позволяет своевременно выявлять осложнения в формировании тех или иных сторон речи. Также лежит в основе педагогической классификации речевых нарушений (Фонетическое НР, Фонематическое НР – при акустико-фонематической дислалии, ФФНР, ОНР); определения методов преодоления и предупреждения речевых нарушений (возможность предупредить появление в дальнейшем нарушений чтения и письма); лежит в основе комплектования специальных учреждений для детей с нарушениями речи.

III.Принцип связи речи с другими сторонами психического развития ребенка. Ребенок сначала овладевает элементарными психическими функциями: восприятие, память, внимание, мышление – еще до появления речи. Они являются психологической базой речи (подготавливают основу и обуславливают появление у ребенка речи). Затем речь организует высшие психические функции и способствует их качественному развитию.

Для правильного определения речевого нарушения необходимо знать не только состояние речи ребенка, но и состояние высших психических функций. Необходимо выявить, что первично нарушено у ребенка. Если речевое нарушение первично – логопедическая работа направлена на его преодоление и профилактику возможных отклонений состояния ВПФ. Если речь нарушена вторично, то логопедическая работа строится только на основе коррекции ВПФ.

Этот принцип помогает определить образовательный маршрут ребенка, который определяется на ПМПК и ребенку рекомендуется обучение по определенной программе (виды образовательных учреждений для детей с отклонениями: 1,2 – слух, 3,4 – зрение, 5 – тяжелые нарушения речи, 6 – опорно-двигательный аппарат, 7 – ЗПР, 8 – УО).

Таким образом, применение всех трех принципов позволяет определить общую картину нарушения развития, механизмы нарушения речи; научно обосновать и разработать систему коррекционной работы.

Этапы логопедического исследования:

Подготовительный:

· Отбор материала для обследования ребенка по каждому разделу (выбор методики и подбор заданий, определение последовательности их предъявления)

· Составление схем и протоколов обследования

· Формулировка инструкций к заданиям

· Предварительный сбор анамнеза (если возможно)

Обследование

· Организационный момент

· Вступительная беседа (создается мотивация ребенка, выясняются его интересы и предпочтения)

· Непосредственное предъявление заданий (по речевой инструкции или по образцу)

· Фиксация результатов обследования (протокол или запись на диктофон).

Анализ и оценка полученных результатов

· Качественная оценка результатов (определение наличия нарушения и его тяжести)

· Количественная оценка (используются при применении балльных методик)

· Формулируются комментарии к протоколам обследования (использовались ли подсказки, наводящие вопросы и т.д.).

Этап формулирования выводов:

· Составление многоуровневого логопедического заключения;

· Индивидуальный план коррекционной работы;

· Рекомендации педагогам и родителям.

Направления логопедического обследования:

· общая и мелкая моторика,

· артикуляционная моторика (подвижность органов речи),

· произносительная сторона,

· фонематические процессы (слух и восприятие, звуковой анализ и синтез),

· грамматический строй речи,

· словарь,

· связная речь,

· состояние чтения и письма школьников.

Методы логопедического обследования:

1. Организационные — изучение в динамике, комплексность.

2.Эмпирические — наблюдение, эксперимент, психодиагностические методы (тесты, анкеты, беседы и пр.), биографические методы (сбор и анализ анамнестических данных – изучение документации).

3. Количественный и качественный анализ полученных данных.

4. Интерпретационные — истолкование, объяснение полученных данных.

В логопедической литературе представлено большое количество методик обследования речи. Объединяет их то, что они с разной степенью подробности анализируют фонетико-фонематический, лексический, грамматический уровни развития речи и составляют суждение о связной речи ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

Репина З.А. Нейропсихологическое обследование детей с ТНР,

Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи,

Иншакова – логопедическое обследование,

Филичева, Левина, Архипова, Лалаева, Стребелева (с детьми раннего возраста) и др.

Фотекова – методика обследования речи младших школьников (2 раздела – устная речь (импрессивная и экспрессивная) и письменная речь (предпосылки письменной речи, оценка письменной речи и навыков чтения) – балльная система оценки.

Источник

Наталья Хрулева
Логопедическое обследование детей с нарушениями речи в условиях введения ФГОС

Хрулева Н. В., учитель – логопед МОУ ППМС ЦДК «Шанс», 2014год

«Логопедическое обследование детей с нарушениями речи в условиях введения ФГОС».

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) учитывает образовательные потребности и особенности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – в программу «От рождения до школы» включен раздел «Коррекционная и инклюзивная педагогика».

Созданный с учетом особенностей речевого и общего развития детей с ОВЗ, Стандарт обеспечивает обучение через деятельность, открывает широкие возможности для педагогического творчества, предоставляя возможность создания вариативных образовательных материалов, обеспечивающих пошаговую логопедическую коррекцию, развитие способности детей самостоятельно решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи в соответствии с их возможностями.

Реализация программы «От рождения до школы» в соответствии с ФГОС предполагает оценку индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики.

В основе логопедического обследованиялежат общие принципы и методы педагогической диагностики: оно должно быть комплексным, целостным и динамическим, но вместе с тем оно должно иметь свое специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения.

Комплексность, целостность и динамичность обследования обеспечиваются тем, что исследуются все стороны речи и все ее компоненты, притом на фоне всей личности обследуемого, с учетом данных его развития – как общего, так и речевого.

Так что же такое логопедическое обследование?

Логопедическое обследование – это комплекс мероприятий, направленных на выявление нарушений речи у обследуемого путем всестороннего и полного изучения речи, ее отдельных компонентов, с учетом данных развития личности с раннего возраста.

Основная цель логопедического обследования состоит в следующем:

— изучить условия воспитания и развития ребенка на основе беседы с родителями и анализа документов;

— выявить уровень развития ведущей деятельности и оценить в соответствии с возрастными нормативами;

— выявить характерные особенности эмоционально-личностной и познавательной сферы общего психического развития ребенка;

— оценить состояние связной речи с точки зрения предметно-смыслового и лексико-синтаксического ее оформления;

— определить степень овладения компонентами языковой системы.

В основе логопедического обследования лежит «речевая карта».

Логопедическое обследование в соответствии с речевой картой,включает следующие пункты:

1. Имя, фамилия, возраст.

2.Данные раннего развития:

а) общего (кратко);

б) речевого (подробно, по периодам).

3. Слух.

4. Зрение.

5. Интеллект.

6. Строение органов артикуляции, их подвижность.

7. Состояние общей моторики.

8. Краткая характеристика ребенка в настоящее время.

9.Речь: а) импрессивная; б) экспрессивная – с точки зрения фонетики, словаря, грамматического строя; владеет ли раздернутой речью.

10. Заключение.

Первые пункты заполняются со слов матери, сопровождающей ребенка, и на основании медицинской документации.

Этот сбор данных занимает достаточно большой объём времени.

Мы оптимизировали этот процесс и используем анкеты для сбора анамнестических данных.

Анкета не исключает беседы с родителями, но значительно сокращает ее время.

Данные из анкеты логопед переносит в речевую карту, а саму анкету вкладывает в индивидуальную папку ребенка. Такие папки мы завели на каждого ребенка и собираем в нее весь материал по обследованию (рисунки, карточки с выполненными заданиями и т. д. + вкладываем и речевую карту).

Данные о строении органов артикуляции получаем на основании осмотра ротовой полости. Мы от этого никуда уйти не можем. Подвижность артикуляционного аппарата устанавливаем, предлагая ребенку произвести основные движения каждого из органов (губ, языка, мягкого нёба, при этом отмечается свобода и быстрота движения, его плавность и равномерность движения правой и левой стороны (языка, губ, мягкого нёба, а также легкость перехода от одного движения к другому.

Обследование начинается с беседы. Тему для беседы и пособия используем, согласно речевой карте.

Другим методическим приемом обследования будет активное наблюдение за ребенком в процессе его деятельности, которую мы организуем, предлагая ему различный материал (игрушки, картинки) и ставя перед ним различные задания игрового и учебного плана.

На занятиях по музыкальному, физическому развитию, во время приема пищи выявляем состояние общей и мелкой моторики, и вносит данные в речевую карту.

В процессе специально организованной деятельности наблюдаем за тем, как дети выполняют учебные и игровые задания, направленные на исследование общего развития ребенка.

Н –р: Задание «Четвертый лишний» на индивидуальных листах. Дети должны были обвести лишний, по их мнению, предмет, а остальные предметы, объединенные общим признаком, раскрасить цветными карандашами. Во время наблюдения за детьми, отмечаем, кто затрудняется в правильном выполнении задания, и просим этого ребенка объяснить свой выбор.

Это и другие виды заданий для обследования мы берем из «Альбома индивидуального обследования дошкольника» – автор Татьяна Александровна Ткаченко, серия «Практическая логопедия». Карточки с выполненным заданием вкладываем в индивидуальную папку ребенка.

Эти задания мы используем для выявления уровня владения детьми обобщающими понятиями.

Используются и настольные игры, например лото «Кому, что нужно для работы?»,или же картинки с вопросом: «Кому чего не хватает?» Игру может провести воспитатель. Логопед в это время наблюдает за действиями детей, слушает их ответы и фиксирует данные в речевой карте. Этот прием мы используем для выявления объема словарного запаса.

Полноценное понимание речи – необходимая предпосылка для правильного пользования речью и для дальнейшего успешного обучения. Поэтому, приступая к обследованию ребенка, логопед изучает все стороны речи: импрессивную и экспрессивную ее стороны.

Обследуя импрессивную сторону речи (понимание речи, мы ориентируется на то,как понимает ребенок:

а) названия различных обиходных предметов;

б) обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, транспорт и т. п.);

в) фразы обиходного характера;

г) небольшой рассказанный или прочитанный ему текст.

При обследовании экспрессивной стороны речи изучаем:

а) словарь;

б) грамматический строй речи;

в) звукопроизношение;

г) фонематический слух;

д) слоговую структуру слова;

е) голос, его темп и плавность.

Анализируя ответы детей, определяем бедность или богатство словаря (называния предметов и их действий, качества, положения в пространстве (для выявления употребления предлогов) и т. д.

При обследовании грамматического строя выявляется характер оформления ответов, употребления фразы (короткие, элементарные, стереотипные или развернутые, свободные, особое внимание обращается на правильное согласование в глагольных и падежных окончаниях, правильность употребления предлогов.

Для обследования звукопроизношения подбираем предметные картинки так, чтобы в их названия входили проверяемые звуки в начале, середине и конце слов.

Для обследования мы подбираем необходимый иллюстративный материал,

удобно дифференцированный по разделам и темам:

«Альбом по развитию речи» – автор Виктория Семеновна Володина;

«Логопедические карточки для обследования звукопроизношения, слогового состава слов, лексико – грамматического строя и связной речи» – автор Наталья Николаевна Белавина.

«Альбома индивидуального обследования дошкольника» – автор Татьяна Александровна Ткаченко.

Инновации, изменяющие образование в нашей стране, предполагают активную деятельность всех участников образовательного процесса, побуждают анализировать свою работу и вносить в неё необходимые коррективы. Мы оптимизировали процесс логопедического обследования:

ввели анкету в процесс беседы с родителями;

для обследования общего развития ребенка используем метод активного наблюдения в процессе специально организованной деятельности и во время занятий;

на каждого ребенка завели папку, куда собираем весь материал по обследованию (рисунки, карточки с выполненными заданиями, анкету родителей, речевую карту).

В результате обследование становится всесторонним, комплексным и динамическим и дает возможность не только проанализировать нарушения речи, но и наметить план наиболее эффективной помощи.

Источник

Светлана Лопатко
Методический проект «Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями речи»

Пояснительная записка

Актуальность проекта обоснована тем, что сегодня дети дошкольного возраста с нарушениями речи составляют большую группу среди детей с отклонениями в развитии анализ нарушений речи у детей данной категории описан в работах Р. Е. Левиной, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной и т. д. Исследование структуры разных форм нарушений речи, в зависимости от состояния сторон вербальной системы, от степени выраженности отклонения, дали возможность подойти к научно обоснованной индивидуализации специальной работы в логопедических учреждениях различного типа (Р. А. Белова-Давид, Б. М. Гриншпун, Г. А. Каше, Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, Г. В. Чиркина, Н. А. Чевелева и т. д.). Психолого-педагогическое обследование ребенка с нарушениями речи реализует логопед.

Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина утверждают, что общее недоразвитие речи – нарушение речи, при которой обнаруживаетсяустойчивая задержка всех сторон речевой системы: фонетики, лексики, грамматики.

Итак, актуальность проекта можно обосновать необходимостью более углубленного изучения развития речи детей и создания рекомендаций по использования современных дидактических игр в работе по развитию речи у детей с речевыми нарушениями.

Цель проекта: изучение состояния речи детей с ОНР.

Задачи проекта:

1. Проанализироать психолого-педагогическую литературу по развитию речи у детей с речевыми нарушениями.

2. Изучить методики исследования состояния речи детей с речевыми нарушениями (ОНР).

3. Разработать методические рекомендации по развитию речи у детей с ОНР.

Теоретико-методологическая база проекта: учение о механизмах речевого развития у детей в онтогенезе (В. И. Бельтюков, А. М. Бородич, А. Н. Гвоздев, Н. И. Лепская, Н. В. Новотворцева, О. С. Ушакова и др.); о расстройствах речи у дошкольников (Б. М. Гриншпун, В. Н. Еремина, Р. И. Лалаева,Н. В. Серебрякова, С. Н. Сазонова и т. д.); о применении дидактических игр в развитии речи детей (Е. А. Азова, О. О. Чернова, С. А. Васильева, Н. В. Соколова, Ю. А. Кириллова, О. А. Козлова, Л. Н. Смирнова, С. Н. Овчинников, Л. В. Тетерина, Р. Н. Яушева).

Структура проекта

1. Недостатки речевого развития у детей с нарушениями речи.

2. Изучение состояния речи детей с ОНР

3. Методические рекомендации по развитию речи у детей с речевыми нарушениями.

1. Недостатки речевого развития у детей с нарушениями речи.

Р. Е. Левина определяет ОНР (общее недоразвитие речи) как разные сложнейшие нарушения речи, при которых страдает развитие всех сторон вербальной системы, то есть фонетического компонента и лексико-грамматической стороны речи. Общее недоразвитие речи отмечается при сложнейших формах детских нарушений речи: алалии, афазии (часто, а также pинолалии, дизартрии (иногда) [22].

Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова подчеркивают, что говоря про ОНР, имеют в виду нарушения речи детей с нормальным интеллектом и слухом. Необходимо отметить, что при расстройствах слуха либо интеллекта нарушение речи появляется в основном, хотя при этом ОНР уже имеет тенденцию вторичного расстройства. Поэтому необходимо отличать ОНР от других состояний как более легких, к примеру, от темповой задержки речевого развития (ЗРР, часто не относящегося к ОНР (различные исследователи описывают данный аспект по-разному, так и от более тяжелых нарушений, к примеру, олигофрении либо задержки речевого развития детей со сниженным слухом, при которых ОНР выступает уже в качестве вторичного нарушения [23].

Нарушение речиможет быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речи до невыраженных расстройств в формировании. С учетом степени недостаточной сформированности речи выделяют четыре уровня ее недоразвития.

Согласно исследованиям для первого уровня речевого развития характерно отсутствие речи (так называемые «бессловесные дети»). Дети данного уровня для коммуникации используют пользуются лепетные слова, звукоподражания, отдельные имена существительные и глаголы бытового содержания, обрывки лепетных предложений, фонетическое оформление которых смазано, нечетко и очень неустойчиво. Часто собственные «высказывания» ребенок подкрепляет мимикой и жестами. Похожее состояние речи наблюдается и у детей с нарушением интеллекта. Вместе с тем, дети с первичным вербальным нарушением имеют ряд черт, дающих возможность отличать их от детей с нарушением интеллекта. Это в частности относится к объему пассивного (слова, которые ребенок знает и осмысливает их значение) словарного запаса, который значительно превышает активный (слова, которые ребенок применяет в собственной речи).

У дошкольников с ОНР второго уровня речевого развития (зачатки общеупотребительной речи) отмечаются жесты и лепетные слова, а также возникают нарушенные, достаточно постоянные общеупотребительные слова («Алязай. Дети алязайубиляют. Ка путн, лидоме, лябака. Литя сдают земю» – Урожай. Дети урожай убирают. Капусты, помидоры, яблоки. Листья падают на землю). [27].

С точки зрения Е. Н. Краузе, высказывания детей часто скудны, ребенок ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий. Рассказ по картине, по вопросам строится примитивно, на коротких, хотя и грамматически наиболее верных, фразах, чем у дошкольников первого уровня. При этом слабая сформированность грамматического компонента речи достаточно просто выявляются при усложнении вербального материала[28].

При ОНР третьего уровня речевого развития наблюдается развернутая фразовая речь с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического нарушений. Дошкольники данного уровня вступают в общение с окружающими людьми, но только в присутствии родителей (воспитателей, вносящих определенные разъяснения. Свободная коммуникация детей с третьим уровнем речевого развития очень затруднено. Даже те фонемы, которые дети способны произносить верно, в их самостоятельной речи звучат нечетко. Свойственным является недостаточно дифференцированное произнесение фонем (в основном свистящих, шипящих, аффрикат и соноров, когда одна фонема заменяет одновременно два либо несколько фонем этой звуковой группы, ш, ц.

Кроме того, на этом этапе дошкольники используют все части речи, верно применяют простые грамматические формы, стараются построить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения [29].

2. Изучение состояния речи детей с ОНР

При обследовании состояния речи детей с ОНР необходимо использовать методики Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В.

Обследованиевключает в себя следующие направления:

1. Обследование звукопроизношения.

2. Обследование фонематического восприятия.

3. Обследование словаря.

4. Обследование грамматического строя речи.

Обследованиепроходит с использованием следующих дидактических игр:

Блок 1. Обследование звукопроизношения.

Дидактическая игра «Назови правильно».

Оборудование: рисунки.

Ход обследования: ребенку предлагают повторить следующие слова

С: сад, коляска, глобус.

Сь: василек, такси.

3: замок, незнайка.

Зь: земляника, обезьяна.

Ц: цапля, кольцо, индеец.

Ш: шашки, ошейник, карандаш.

Ж: жираф, жук, лыжи.

IЦ: щука, щенок, плащ.

Ч: чайник, печенье, мяч.

Л: лампа, волк, стол.

Ль: лимон, плита, соль.

Р: рак, марки, мухомор.

Рь: река, пряники, фонарь.

И: лейка, яблоко, еж, крылья.

К: куртка, скрипка, шкаф.

Г: грядка, грелка, виноград.

Х: хлеб, ткачиха, петух.

Выявляется: возможность ребёнка правильно произносить различные звуки в начале, середине, конце слова.

Дидактическая игра «Назови».

Оборудование: картинки со следующими словами – свинья, космонавт, аквариум, мотоцикл, квартира, скворечник, телевизор, вертолет, художница, фотограф, земляника, сковородка, мотоциклист, прямоугольник, стрекоза, снеговик, водопроводчик, милиционер.

Ход обследования: взрослый предлагает ребенку назвать изображения на картинках (предметы, персонажи, растения, насекомые, животные,при затруднениях взрослый просит повторить за ним следующие слова: свинья, космонавт, аквариум, мотоцикл, квартира, скворечник, телевизор, вертолет, художница, фотограф, земляника, сковородка, мотоциклист, прямоугольник, стрекоза, снеговик, водопроводчик, милиционер.

Выявляется: понимание инструкции; умение ребёнка правильно произносить звуки в предложениях.

Дидактическая игра «Повтори за мной».

Игра направлена на проверку сформированности умения ребёнка произносить слова различной слоговой структуры в предложениях.

Оборудование:сюжетные картинки:

1. Милиционер стоит на перекрестке.

2. Золотые рыбки плавают в аквариуме.

3. Фотограф фотографирует детей.

4. Саша сушила мокрое белье на веревочке.

5. Часовщик чинит часики.

6. Птичка вывела птенцов в гнезде.

7. Мотоциклист едет на мотоцикле.

8. Повар печет блинчики на сковородке.

Ход обследования:взрослый показывает ребенку картинку и предлагает повторить следующие предложения:

Милиционер стоит на перекрестке.

Золотые рыбки плавают в аквариуме.

Фотограф фотографирует детей.

Саша сушила мокрое белье на веревочке.

Часовщик чинит часики,

Птичка вывела птенцов в гнезде.

Мотоциклист едет на мотоцикле.

Повар печет блинчики на сковородке

Выявляется: понимание инструкции, умение ребёнка воспринимать и произносить слова сложной слоговой структуры в предложениях.

Критерии оценки:

Низкий уровень (1 балл) – не справился с заданием.

Средний уровень (2 балла) – справился с небольшими ошибками.

Высокий уровень (3 балла) – выполнил задание правильно.

Обследование фонематического восприятия.

Игры направлены на проверку состояния фонематического слуха.

Дидактическая игра «Эхо».

Игра направлена на проверку слухового внимания, восприятия и умения повторять слоговые ряды в заданной последовательности.

Ход обследования: ребенку предлагают поиграть в игру «Эхо»:логопед произносит следующие слоговые ряды: па-ба, та-да, ка-га, па-па-ба, та-да-та, па-ба-па.

Фиксируется: выполнение задания в соответствии с инструкцией.

Дидактическая игра «Повторю».

направлено на проверку внимания, восприятия и умения воспроизводить предлагаемые слова в заданной последовательности.

Ход обследования:взрослый предлагает ребенку повторить ряд слов: кот-год-кот; том-дом-ком; удочка-уточка.

Фиксируется: выполнение задания в соответствии с инструкцией.

Дидактическая игра «Будь внимательным».

Игра направлена на проверку уровня сформированности фонематического слуха.

Ход обследования:взрослый предлагает ребенку поиграть: «Я буду называть слова, если услышишь звук «ш», хлопни в ладоши».

Взрослый называет слова: домик, зайка, шапка, мишка, лиса, шишка, елка, машина.Затем ребенку поочередно предлагают выделить следующие звуки: «к», «л»из предлагаемых слов: обезьяна, зонтик, кошка, стул, халат, мак; кулак, зайка, майка, мыло, ромашка, лампа.

Фиксируется: слуховое внимание ребёнка; его умение правильно выделять указанные звуки хлопками.

Критерии оценки:

Низкий уровень (1 балл) – не справился с заданием.

Средний уровень (2 балла) – справился с небольшими ошибками.

Высокий уровень (3 балла) – выполнил задание правильно

Блок 3. Обследование словаря.

Дидактическая игра «Назови, что это?»

Оборудование:картинки с изображением: одежды, фруктов, мебели.

Игра направлена на выявление уровня овладения обобщающими словами.

Ход обследования: взрослый предлагает ребенку рассмотреть ряд картинок и назвать их одним словом (одежда, мебель). Затем взрослый просит ребенка перечислить цветы, птиц и животных.Далее ребенку предлагают отгадать предмет по описанию: «Круглое, гладкое, сочное, сладкое, фрукт» (яблоко). Оранжевая, длинная, сладкая, растет на грядке, овощ (морковь); зеленый, длинный, вкусный он соленый, вкусный он сырой, кто же он такой? (огурец); красный, круглый, сочный, мягкий, вкусный, овощ (помидор).

Фиксируется: умение ребёнка использовать обобщающие слова в активной речи.

Дидактическая игра «Кто как двигается?»

Игра направлена на выявление умения подбирать слова – действия к существительному.

Оборудование: картинки с изображением рыбы, птицы, лошади, собаки, кошки, лягушки, бабочки, змеи.

Ход обследования:взрослый предлагает ребенку ответить на вопросы: Рыба. (плавает). Птица. (летает). Лошадь. (скачет). Собака. (бегает). Кошка. (крадется, бегает). Лягушка … (как двигается) – прыгает. Бабочка … (летает).

Дидактическая игра «Назови животного и его детеныша».

Оборудование: картинки с изображением домашних и диких животных и их детенышей.

Игра направлена на выявление уровня сформированности словарного запаса ребёнка.

Ход обследования: ребенку показывают картинку с изображением одного из животных и предлагают назвать его и его детеныша.В случаях затруднения взрослый берет картинки и помогает ребенку ответить: «Это кошка, а у нее детеныш – котенок. А это собака, как называется ее детеныш

Выявляется : принятие и понимание задания; уровень развития словарного запаса.

Дидактическая игра «Объясни действия».

Ход обследования:ребенку предлагается выслушать слова и объяснить значения слов:

бежать-подбежать-выбежать;

писать-подписать-переписать;

играть-выиграть-проиграть;

смеяться-засмеяться-высмеять;

шел-отошел-вошел.

Критерии оценки:

Низкий уровень (1 балл) – не справился с заданием.

Средний уровень (2 балла) – справился с небольшими ошибками.

Высокий уровень (3 балла) – выполнил задание правильно.

Блок 4. Обследование грамматического строя речи

Дидактическая игра «Прятки».

Цель:диагностика понимания и использования предлогов: между, из-за, из-под.

Оборудование: игрушки – зайка, две машинки.

Ход обследования: ребенку предлагают выполнить ряд действий и ответить на вопросы.Например: «Спрячь зайку между машинками. Куда спрятал зайку? Спрячь зайку за машинку. Куда спрятал зайку? Откуда выглядывает зайка?».

Дидактическая игра «Угадай, чего нет?»

Цель: выявление умения ребенка образовывать имена существительные множественного числа в именительном и родительном падежах.

Оборудование:картинки со следующим изображением: глаз – глаза; ведро – ведра; рот – рты; лев – львы; перо – перья; окно – окна; дом – дома; кресло – кресла; ухо – уши; дерево – деревья ;стол – столы; стул – стулья.

Ход обследования: ребенку показывают картинки и просят назвать один предмет и много.Предлагаются следующие картинки: глаз – глаза; ведро – ведра; рот – рты; лев – львы; перо – перья; окно – окна; дом – дома; кресло – кресла; ухо – уши; дерево – деревья; стол – столы; стул – стулья.

Если ребенок справился с первой частью задания,ему предлагают ответить на вопросы:

У тебя ведра, а у меня нет чего?.,. (ведер).

У тебя львы, у меня нет кого?. (львов).

У тебя деревья, у меня н