Комплексная программа социального развития ребенка

Программа социального развития детей дошкольного возраста

Современное состояние науки и практики дошкольного образования свидетельствует о наличии огромного потенциала в области разработки и внедрения программ и технологий социального развития дошкольников. Данное направление отражено в требованиях государственного образовательного стандарта, включено в содержание федеральных и региональных комплексных и парциальных программ («Детство», «Я — человек», «Детский сад — дом радости», «Истоки», «Радуга», «Я, ты, мы», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», «Непреходящие ценности малой Родины», «Развитие у детей представлений об истории и культуре», «Сообщество» и др.).

Анализ имеющихся программ позволяет судить о возможности реализации отдельных направлений социального развития дошкольников. Попытка концептуального обоснования этого процесса, результаты десятилетних исследований и деятельности экспериментальных площадок города Перми и Пермской области привели к необходимости разработки целостной программы и технологии социального развития дошкольников.

Содержание программы построено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и отражает основные направления приобщения детей дошкольного возраста к различным аспектам социальной культуры, включенным в контекст патриотического, нравственного, полового, интернационального, правового воспитания, религиоведческого просвещения.

Программа социального развития является компилятивной (объединяющей различные разделы воспитательно-образовательного процесса), парциальной (по отношению к комплексным программам), открытой (допускающей возможность авторских технологий в ее реализации).

Отбор содержания различных аспектов социальной культуры, приобщение к которым возможно на протяжении дошкольного возраста, осуществлен в соответствии со следующими принципами:

  • принципом научности, предполагающим отражение в предъявляемом материале основных закономерностей развития социальных объектов; возможность усвоения знаний на уровне первоначальных, дифференцированных и обобщенных представлений; стимулирование познавательного интереса детей к сфере социальных отношений; формирование основ научного мировоззрения;
  • принципом доступности, обеспечивающим адаптацию научного знания к специфике возрастных, половых, национальных, этнических особенностей личностного развития детей дошкольного возраста;
  • принципом прогностичности, ориентирующим на осознанное восприятие детьми предлагаемого содержания, на возможное его использование в качестве аргументов в объяснении своих поступков, отношений в сфере социального взаимодействия, на проявление потребностей и мотивов социально значимого и одобряемого поведения;
  • принципом последовательности и концентричности, обеспечивающим постепенное обогащение содержания различных сфер социальной культуры по темам, блокам и разделам, возвращение к ранее пройденным темам на более высоком уровне формирования знаний (от элементарных представлений по отдельным признакам — к обобщенным представлениям по системе существенных признаков), познание объектов социального мира в процессе их исторического развития;
  • принципом системности, предполагающим формирование у дошкольников обобщенного представления о социальном мире как системе систем, в котором все объекты, процессы, явления, поступки, переживания людей находятся во взаимосвязи и взаимозависимости; становление основ диалектического понимания социальной действительности;
  • принципом интегративности, предусматривающим возможность использования содержания социальной культуры в разных разделах воспитания (трудовом, эстетическом, физическом, экономическом и т.д.) и его реализацию в разных видах деятельности (познавательной, речевой, игровой, коммуникативной, двигательной, театрализованной, экспериментальной, конструктивной, изобразительной, трудовой, учебной);
  • принципом культуросообразности и регионализма, обеспечивающим становление различных сфер самосознания ребенка на основе культуры своего народа, ближайшего социального окружения, на познании историко-географических, этнических особенностей социальной действительности своего региона;
  • принципом «диалога культур», ориентирующим на понимание детьми временной и исторической последовательности развития материальных и духовных ценностей, взаимопроникновения и дополняемости культур разных народов.

Цель программы — своевременное, соответствующее возрастным, половым, этническим особенностям детей дошкольного возраста, и качественное, обеспечивающее достижение оптимального уровня, социальное развитие дошкольников.

Программа построена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», «Национальной доктриной образования Российской Федерации», «Федеральной программой развития образования», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Концепцией модернизации российского образования до 2010 года.

Ее содержание ориентировано как на общечеловеческую культуру, так и на российские культурные традиции, включает региональные аспекты культуры Прикамья. Программа нацелена на развитие любознательности как основы познавательной активности дошкольников, на становление коммуникативных способностей. В процессе ее использования обеспечивается охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, эмоциональное благополучие каждого ребенка, его интеллектуальное развитие, осуществляется приобщение к общечеловеческим ценностям.

Программа реализуется на протяжении всего дошкольного возраста (от трех до семи лет). Содержание программы представлено в разделах «Человек среди людей», «Человек в истории», «Человек в культуре», «Человек в своем крае», каждый из которых дифференцирован по блокам:

1. «Человек среди людей»:

«Я — Человек»;

«Я — мальчик, я — девочка»;

«Мужчины и женщины»;

«Моя семья»;

«Детский сад — мой второй дом».

2. «Человек в истории»:

«Появление и развитие человека на земле»;

«История семьи»;

«История детского сада»;

«Родной город»;

«Родная страна»;

«Моя земля».

3. «Человек в культуре»:

«Русская традиционная культура»;

«Культура других народов».

4. «Человек в своем крае».

Включенность в программу раздела «Человек в своем крае» обусловлена государственными требованиями к оптимальному сочетанию федеральных и региональных стандартов. Содержание данного раздела является вариативной частью программы и должно разрабатываться в соответствии с историческими, краеведческими, национальными и этническими особенностями регионов.

Соотношение блоков по различным возрастным группам определяется доминирующими основаниями социальной идентификации, особенностями психического и личностного развития детей.

Каждый блок содержит ряд тем, отражающих различные направления  процесса приобщения детей к социальной культуре. Наличие разделов, блоков и тем способствует более системному, целенаправленному блочно-тематическому планированию процесса реализации программы.

Задачи социального развития представлены по разделам. Конкретизация задач по возрастным группам осуществляется педагогом самостоятельно в зависимости от возраста, пола, показателей развития детей и того содержания, которое представлено по данной возрастной группе.

В связи с тем что одной из целей социального развития является формирование эмоционально-ценностного отношения к социальной культуре, задачи становления этого процесса представлены по трем направлениям: познавательные сведения, развитие чувств и эмоций, становление поведения.

Читайте также:  Роль социальной среды в формировании и развитии личности ребенка

Логика изложения материала построена в соответствии с основными закономерностями психического развития ребенка, со становлением его потребностей и интересов, адекватных полу и возрасту способов поведения, с возможностями отражения и применения имеющихся знаний в различных, актуальных для дошкольного детства видах деятельности.

В конце каждого раздела в зависимости от возрастного периода даны показатели развития, позволяющие определить его общий уровень в процессе соответствующей педагогической диагностики.

Технология реализации программы построена с опорой на основные подходы общенаучного уровня методологии педагогики (аксеологический, личностно-ориентированный, системно-структурный, деятельностный, комплексный, гуманистический, антропологический, синергетический, средовой, полисубъектный, этнографический, культурологический); предусматривает различные формы организации воспитательно-образовательного процесса; предполагает оптимальное сочетание специфических видов детской деятельности (коммуникативной, игровой, познавательной, учебной, речевой, двигательной, трудовой, изобразительной, конструктивной, музыкальной, изобразительной, театрализованной, экспериментальной), включает описание развивающей среды, обеспечивает оптимальную нагрузку на ребенка, содержит показатели и уровни социального развития, диагностический инструментарий.

Методическое, дидактическое и диагностическое обеспечение программы осуществлялось всеми участниками эксперимента: блочно-тематические планы — заместителями заведующих по научно-экспериментальной работе; разработка, модификация, систематизация, подбор методов диагностики — психологами; составление конспектов, сценариев — воспитателями, музыкальными руководителями, инструкторами по физической культуре. В разработке технологического сопровождения программы приняли участие студенты-дипломники факультета дошкольной педагогики и психологии Пермского государственного педагогического университета. В качестве приложения к программе представлены дидактические настольно-печатные игры и пособия, тематические альбомы, подборы картин, иллюстраций, стимульный диагностический материал.

Вариативность и технологичность программы обеспечивается возможностью ее использования в сочетании с комплексными программами и системами, включающими различные направления социального развития («Детство», «Истоки», «Система Марии Монтессори»), что имеет экспериментальное подтверждение.

Ознакомиться с программой и ее методическим обеспечением можно, обратившись к изданиям Пермского государственного педагогического университета:

  • Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста. Пермь, 2002.
  • Коломийченко Л.В., Югова Л.И. Блочно-тематический план реализации «Программы социального развития детей дошкольного возраста». Пермь, 2003.

Источник

Асель Алибаева
Обзор парциальных программ по социально-коммуникативному развитию дошкольников

Обзор парциальных программ по социально-коммуникативному развитию дошкольников

Парциальные программы-программы по одному или нескольким направлениям, реализующие в рамках основной образовательной деятельности ДОУ

Набор парциальных программ определяется приоритетным направлением образовательной деятельности дошкольного учреждения. В разных дошкольных образовательных учреждениях используется от одной до нескольких специализированных программ в зависимости от вида ДОУ

Программа «Я, ты, мы»

Авторы: О. М. Князева, Р. Б. Стеркина.

Цель: социально-эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста, формирование его эмоциональной сферы и социальной компетентности.

Программа помогает решать комплекс задач, связанных воспитанием нравственных норм поведения, умением строить свои взаимоотношения с детьми и взрослыми, достойно выходить из конфликтных ситуаций, адекватно оценивать собственные возможности.

В программувходят следующие разделы:

«Уверенность в себе»;

«Чувства, желания, взгляды»;

«Социальные навыки».

Содержание программы реализуется на основе нетрадиционных вариативных сценариев занятий с использованием комплекта учебно – наглядных пособий для самостоятельной деятельности детей.

Даны методические рекомендации педагогу и родителям.В комплект входят учебно-наглядные пособия: «Какой ты?», «Что тебе нравится?», «Веселые, грустные», «Мы все разные», «Как вести себя?», «С кем ты дружишь?»

Рекомендована Министерством образования РФ

Программа «Я — человек»

Автор С. А. Козлова.

Цель: помочь педагогу раскрыть ребенку окружающий мир, сформировать у него представление о себе как о представителе человеческого рода, о людях, живущих на Земле, об их чувствах, поступках, правах и обязанностях, разнообразной деятельности; на основе познания развивать творческую, свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства и проникнутую уважением к людям.

Программа направлена на формирование у ребёнка мировоззрения – своего видения мира, своей «картины мира», созвучной возможному уровню развития его чувств.

Программавключает четыре больших раздела: «Что я знаю о себе», «Кто такие взрослые люди», «Человек – творец», «Земля — наш общий дом». Каждый раздел имеет несколько подразделов, которые конкретизируют его содержание. Все разделы программы взаимосвязаны, они дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику, свою воспитательно-образовательную цель. В программе представлены требования к уровню усвоения всех разделов, также предлагаются рекомендации родителям, воспитателям и учителям начальных классов. Программа имеет методические комплекты, состоящие из рабочих тетрадей, наборов дидактических карточек и методических пособий для взрослых.

Автором написано учебное пособие «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью», которое может служить технологией реализации программы «Я — человек».

Программа допущена Департаментом общего среднего образования Министерства образования РФ.

Программа «Дружные ребята»

Автор: Р. С. Буре

Цель программы: развитие эмоционально-нравственной сферы ребенка средствами совместной продуктивной деятельности.

Задачи программы:

1. Выявить индивидуальные особенности психоэмоционального развития ребенка.

2. Разработать личностно – ориентированные занятия по развитию и коррекции социально – значимых эмоций.

3. Сформировать позицию партнерских взаимоотношений детей друг с другом через их совместную продуктивную деятельность.

4. Обучить воспитателей, учителей, родителей эффективным способам взаимодействия с детьми.

В программе определены главные условия,обеспечивающие эффективность работы по воспитанию у детей гуманных чувств и отношений:

1. особая роль педагога как организатора жизни детей в группе детского сада;

2. уважительное общение педагога с ребенком;

3. удовлетворение потребности каждого ребенка в общении с воспитателем;

4. организация совместной содержательной деятельности детей, направленной на достижение общего результата;

5. создание в группе обстановки эмоционального комфорта для каждого ребенка, обеспечение благоприятного, равного положения каждого ребенка в группе сверстников.

Программа имеет возрастной принцип построения, содержит целостную систему формирования гуманных чувств у детей дошкольного возраста. Задачи, содержание и методика работы последовательно представлены, начиная со второй младшей группы, с поэтапным их усложнением в соответствии с развитием практического опыта общения детей при учете обязательного индивидуального подхода к каждому ребенку.

Читайте также:  Воспитание и психологическое развитие ребенка в семье

В нашей библиотеке вы можете найти методические пособия:

1. Е. А. Алябьева «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками»

2. Л. Лихачева «Уроки этики»

3. Е. Ю. Кукушкина, Л. В. Самсонова «Играем и учимся дружить»

4. Л. К. Мячина, Л. М. Зотова, О. А. Данилова «Маленьким детям- большие права»

5. Л. Г. Горькова,Л. А. Обухова «Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников» (старшая группа)

6. Л. Г. Горькова,Л. А. Обухова «Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников» (подготовительная группа)

7. Л. В. Кокуева «Духовно-нравственое воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа»

8. В. Г. Нечаева,Т. А. Маркова «Нравственное воспитание в детском саду»

9. В. А. Сухомлинский «Хрестоматия по этике»

10. В. И. Петрова, Т. Д. Стульник «Этические беседы с детьми 4-7 лет»

Источник

Виктория Владимировна Ермакова
Комплексная программа социальной реабилитации несовершеннолетних в возрасте от 3 до 18 лет «Я иду к своей звезде»

Совместно со специалистами социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних: социальными педагогами, педагогами-психологами, воспитателями на базе реабилитационного центра была разработана и внедрена в работу комплексная программа социальной реабилитации несовершеннолетних «Я иду к своей звезде» (возраст от 3 до 18 лет)

Пояснительная записка

Основными причинами направления детей в реабилитационныйцентр являются кризисные явления в семье: конфликтность, алкоголизация и безработица родителей. У детей и подростков, поступающих в реабилитационные центры, не сформированы потребности в основных видах деятельности, влияющих на их социализацию. Семья для большинства воспитанников не является источником позитивного опыта семейной жизни, в семье отсутствует пример для подражания, не формируются нравственные ориентиры, ценности и семейные традиции, представления о своем будущем, в том числе о будущей собственной семье, отсутствуют трудовые навыки и представления о будущей профессии. Большая часть воспитанников не владеет навыками организации собственного досуга и нуждается в проведении оздоровительных мероприятий, развитии двигательной активности.

Социально – реабилитационная программа «Я иду к своей звезде» – это совокупность разноуровневых модулей, в ходе реализации которых ребенок получает право на выбор своих возможностей, удовлетворении потребностей в общении и социальной самореализации. Данная программа – это содействие к осуществлению собственных мечтаний и высот детей и подростков, движению по восходящей личностного развития.

«ЗВЕЗДА» – это аббревиатура, являющаяся синтезом основных аспектов бытия личности.

З – здоровье,

В – вера,

Е – единство,

З – знания,

Д – доброта,

А – адаптация.

Ведь стремление покорить высоту свойственно самой природе человеческого духа, а если есть звезда, то с курса сбиться невозможно.

Поэтому данная программа обращена не только к личности самого воспитанника, его интересам и потребностям, но и к его ближайшему социальному окружению – его семье, носит комплексный характер. В программе представлен и обобщен уже имеющийся в учреждении положительный опыт реализации краеведческих, реабилитационных программ с использования семейно-центрированных методик и технологий в работе с несовершеннолетними и их семьями.

Цель программы: организация комплексной реабилитации и сопровождение детей и подростков, их семей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении.

Задачи программы:

повышение культуры общения, обучение навыкам конструктивного взаимодействия в ближайшей социальной среде и навыкам выхода из кризисных состояний;

создание условий для формирования социально-успешной личности, способной к самореализации, саморазвитию, самосовершенствованию;

восстановление социального статуса воспитанников и создание условий для успешной социализации подростка;

формирование позитивной жизненной перспективы в различных областях; помощь несовершеннолетним в профессиональном самоопределении на основе индивидуальных особенностей, интересов, склонностей, состояния здоровья, способностей и потребностей общества.

формирование настоящего и будущего образа «Я»;

развитие потребности в труде, здоровом образе жизни, соблюдении моральных принципов;

формирование правосознания и правомерного поведения несовершеннолетних в социуме, развитие потребности в соблюдении социальных норм и правил; формирование активной гражданской позиции;

Механизм реализации программы:

Комплексная социально – реабилитационная программа разработана для построения системы образовательной и реабилитационной деятельности разновозрастной группы несовершеннолетних, обеспечения гарантии качества содержания, создания условий для практического освоения задач образовательных областей и реабилитационной деятельности, обеспечения индивидуального развития и раскрытия творческого потенциала каждого воспитанника центра.

Участники программы – несовершеннолетние в возрасте от 3-х до 18-ти лет, а также их семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении.

Каждый несовершеннолетний проходит следующие этапы в ходе реабилитации:

организационно-диагностический этап – индивидуальная форма работы с несовершеннолетним и его семьёй, проведение первичного диагностического исследования,по результатам которого составляется план реабилитации для каждого воспитанника.

организационно-деятельностный – деятельность, направленная на реализацию системы занятий по комплексной социально-реабилитационной программе путем проведения групповых и индивидуальных занятий, бесед, коллективно-творческих дел и других социально-значимых мероприятий.

итоговый этап – подведение итогов реабилитационной работы и итоговая диагностика, позволяющая оценить результат работы специалистов.

Включение в работу по программе допустимо на любом этапе её реализации.

В комплексной социально-реабилитационной программе выделено 4 основных модуля – «Я личность», «Я общество», «Я профессионал», «Я и моя семья»,каждый модуль имеет разделы: модуль “Я личность” – разделы “Это Я” и “Здоровый образ жизни”, модуль “Я общесто” – разделы “Выбери свой путь” и “Подросток и закон”, модуль “Я профессионал” – разделы “Дороги, которые мы выбираем”, модуль “Я и моя семья” – разделы “Семья – это семь Я” и “Два мира”.

Читайте также:  Недоношенному ребенку год его развития

Занятия с воспитанниками проводятся в соответствии с возрастом несовершеннолетних в трёх возрастных группах – дошкольный возраст (3-7 лет, младший и средней школьный возраст (8-14 лет, старший школьный возраст (14-18 лет). Работа с семьёй включена в модуль «Я и моя семья» и предусматривает индивидуальную, групповую формы работы, совместное творчество ребенка и его родителей

Режим занятий: каждый день с продолжительностью один академический час на одно реабилитационное занятие.

Состав исполнителей: специалисты учреждения, воспитатели, медицинские работники.

Система организации контроля за исполнением программы: внутриучрежденческий контроль, контроль со стороны управления социальной защиты населения Успенского района и департамента социальной защиты населения Краснодарского края (ежеквартальный, полугодовой, ежегодный аналитический отчет о реализации программы).

Результаты, ожидаемые от реализации программы «Я иду к своей звезде»:

повышение культуры общения, стремление к соблюдению социальных и моральных норм и правил;

способность и стремление к дальнейшему саморазвитию и самосовершенствованию личности воспитанника;

потребность в здоровом образе жизни;

сформированность позитивного «настоящего Я» и «будущего Я»;

осознанное, позитивное отношение к труду, будущему профессиональному самоопределению;

восстановление благоприятной для воспитания ребенка среды в семьях воспитанника, укрепление семейных уз, восстановление внутрисемейных связей;

повышение педагогической грамотности родителей;

установление партнерских отношений между родителями и детьми.

Список использованной литературы:

1. Андреас, С. и др. Миссия НЛП. Новейшие американские психотехнологии. [Текст] / С. Андреас, К. Герлинг, Ч. Фолкнер, Т. Халбом, С. Шмидт. – М., 2000.

2. Андреас, К., Андреас, С. Сердце разума. Использование вашей внутренней способности изменяться с помощью Нейро-Лингвистического программирования. [Текст]/ К. Андреас, С. Андреас. – Пер. с англ. –Новосибирск: Фирма «Экор», 1995.– 375 с.

3. Белова, С. В. Аргументация в пользу ценности здоровья [Текст]/ С. В. Белова // Учитель. – 2003. – № 4. – С. 54-57.

4. Битянова, В. Н. Психология личностного роста. [Текст]/ В. Н. Битянова. – М., 1996.

5. Вайнер, Э. Н. Образовательная система и здоровье учащихся. [Текст]/ Э. Н. Вайнер. // Валеология. – 2003. – № 2. – С.

6. Вачков, И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. [Текст]/ И. Вачков. – М., 2000.

7. Ерегина Т., Буров И. Ю., Воронова Е. А., Горшкова Е. А., Иванова Т. К. Выпуск 2. Журнал «Беспризорник», 2008.

8. Ерегина Т., Буров И. Ю., Воронова Е. А., Горшкова Е. А., Иванова Т. К. Выпуск 3. Журнал «Беспризорник», 2007.

9. Ерегина Т., Буров И. Ю., Воронова Е. А., Горшкова Е. А., Иванова Т. К. Выпуск 2. Журнал «Беспризорник», 2007.

10. Ерегина Т., Буров И. Ю., Воронова Е. А., Горшкова Е. А., Иванова Т. К. Выпуск 5. Журнал «Беспризорник», 2006.

11. Ерегина Т., Буров И. Ю., Воронова Е. А., Горшкова Е. А., Иванова Т. К. Выпуск 6. Журнал «Беспризорник», 2008.

12. Ерегина Т., Буров И. Ю., Воронова Е. А., Горшкова Е. А., Иванова Т. К. Выпуск 3 Журнал «Беспризорник», 2006.

13. Ерегина Т., Буров И. Ю., Воронова Е. А., Горшкова Е. А., Иванова Т. К. Выпуск 2 Журнал «Беспризорник», 2009.

14. Ерегина Т., Буров И. Ю., Воронова Е. А., Горшкова Е. А., Иванова Т. К. Выпуск 2 Журнал «Беспризорник», 2006.

15. Иванова Г. П., Иващенко Г. М., Раева В. М., Репринцева Г. И., Ширинский В. И. Программы социальной реабилитации несовершеннолетних. – М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2002. – 232с.

16. Иванова Г. П., Иващенко Г. М., Раева В. М., Репринцева Г. И., Ширинский В. И. Программы психолого-педагогической реабилитации несовершеннолетних. – М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2002. – 192с.

17. Казин, Э. М. и др. Социальные и педагогические аспекты сохранения здоровья субьектов образовательного процесса. [Текст]/ Э. М. Казин, А. И. Федоров, Т. С. Панина, Н. А. Заруба. // Мир образования – образование в мире. – 2001. – №1. – С. 146-162.

18. Митина, Л. М. Психология профессионального развития учителя. [Текст]/ Л. М. Митина. – М.: Флинта; МПСИ, 1998. – 200 с.

19. Моржина Е. В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях дома. – М.: Теревинф, 2006. -40 с.

20. Науменко, Ю. В. Коррекция психологического здоровья педагога как элемент программы повышения квалификации работников образования [Текст]/ Ю. В. Науменко // Образование в современной школе. – 2003. – № 11. – С. 3-6.

21. Норбеков, М., Хван, Ю. Тренировка тела и духа. [Текст]/ М. Норбеков, Ю. Хван. – СПб., 2002.

22. Орехова, Т. Ф. Влияние современного педагогического процесса на здоровье учащихся и учителей [Текст]/ Т. Ф. Орехова // Начальная школа плюс до и после. – 2002. – № 10. – С. 17-26.

23. Прихожан, А. М. Психология неудачника. Тренинг уверенности в себе. [Текст]/ А. М. Прихожан. – М., 2000.

24. Прутченков, А. С. Социально-психологический тренинг межлич-ностного общения. [Текст]/ А. С. Прутченков. – М.: Общество «Знание» РСФСР, 1991. – 48 с.

25. Селевко, Г. К. и др. Реализуй себя. [Текст]/ Г. К. Селевко, А. Г. Селевко, О. Г. Левина. – М.: Народное образование, 2001. – 114с.

26. Селье, Г. Стресс без дистресса. [Электронный ресурс]/ Г. Селье. – https://kuchaknig.ru.

27. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Психологическое пособие [Текст]/ К. Фопель / Пер. с нем.: В 4-х томах. – М.: Генезис, 1998. – 160 с.

Источник