Комплексная программа развития ребенка в 6 лет
Образовательная программа раннего развития детей 4-6 лет.
Срок реализации 1 год.
Пояснительная записка
Актуальное обоснование программы.
Известно, что дошкольная пора – старт к развитию личности, во многом определяющий дальнейший жизненный путь человека. Это период начального знакомства с окружающим миром, культурой, общечеловеческими ценностями, приобретения навыков и умений.
Самым ответственным периодом для развития ребенка, является предшкольный период, когда ребенка необходимо морально и физически подготовить к переходу на другой социальный статус «школьник». В этот период необходимо акцентировать внимание на развитии мелкой моторики, речи, коммуникабельности, способности задерживать внимание от 15 до 20 минут, на обучении навыкам пользования письменными принадлежностями, наблюдательности и организованности.
Отсюда и возникает необходимость обучения дошкольников по программам, обеспечивающим преемственность между дошкольным и начальным образованием.
Методологическая основа программы, ее цели и задачи.
Педагогический процесс раннего развития детей строится в соответствии с принципами:
– подкрепление всех форм обучения научно обоснованными и практически адаптированными методиками;
– бережное отношение к каждому воспитаннику;
– индивидуализация и дифференциацияобучения, развитие творческого потенциала всех детей и индивидуальных возможностей каждого;
– системность и последовательность, обеспечивающих взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов программы (от простого к сложному). Поэтапное, дозированное, дифференцированное усложнение задач и упражнений;
–сочетаниеигровых и учебных видов деятельности. Постепенный переход от игры к учебно-познавательной деятельности.
Количество и время проведения занятий соответствует возрасту детей.
Главная цель программы:
Всестороннее развитие детей дошкольного возраста, основанное на развивающем обучении, личностном подходе к ребенку.
Основные задачи программы:
1. Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием.
2. Формирование навыков учебной деятельности, развитие познавательных интересов и стимулирование желания учиться в школе, воспитание устойчивого внимания, наблюдательности, организованности.
3. Развитие наглядно-образного и логического мышления, внимания, памяти, сообразительности, воображения, мелкой моторики и координации движения рук, умения ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
4. Воспитание у детей эстетического отношения к окружающему миру посредством умения понимать и создавать художественные образы.
5. Воспитание у детей чувства коллективизма, уважения к педагогам и взрослым людям, приучение детей к дисциплине, навыкам самообслуживания.
6. Создание в группе благоприятных психолого-педагогических условий для творческой самореализации каждого ребёнка.
Организация образовательного процесса.
Программа предназначена для детей дошкольного возраста (4-6 лет) и рассчитана на 1 учебный год.
Перечень занятий:
• подготовка руки к письму;
• английский язык;
• развитие мелкой моторики, через занятия техникой лепки «Тестопластика»;
• развитие речи.
Формы занятий – групповые, с ярко выраженным индивидуальным подходом.
Число обучающихся в группе тесно связано с психическими и возрастными особенностями детей: 5-6 человек – для детей 4-5 лет; 6-7 человек – для детей 6 лет.
Продолжительность одного занятия в соответствии с нормами СанПиН
составляет 30 минут. Во время занятий предусмотрены 5 минутный перерыв для снятия напряжения и отдыха. Между занятиями одного дня, предусмотрен 5 минутный перерыв.
Максимальная дневная нагрузка для детей – 2 занятия.
Максимальная недельная нагрузка: 4 занятия.
Структура программы
«Центр раннего развития «Всезнайка» – комплексная программа воспитания, образования и развития дошкольников, состоит из 4 образовательных разделов и ряда итоговых мероприятий.
Развитие речи
Развитие связной речи, обогащение словарного запаса, учатся выражать мысль в форме неполных и полных предложений, коротких текстов, составлять рассказы по картинке, поддерживать диалог, голосом показывать различные интонации, рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях.
Подготовка руки к письму
Учатся правильно захватывать и удерживать карандаш, ручку. Учатся ориентироваться на тетрадном и альбомном листе. Учатся штриховать, обводить по контуру узоры и рисунки предметов различной конфигурации, определять направление движения (от себя, направо, налево, вверх, вниз, вперед, назад), самостоятельно составлять узоры и рисунки, прописывать элементы букв и цифр.
Английский язык
Учатся понимать иностранную речь, слушают и повторяют английские слова, накапливают лексику, слушают учебные аудиозаписи, смотрят мультфильмы на английском языке, играют в развивающие игры.
Развитие мелкой моторики
Учатся пользоваться инструментами для лепки, учатся готовить тесто для лепки, выполнять фигуры их теста и раскрашивать их. Составляют композиции по программе «Окружающий мир».
Итоговые мероприятия по программе предполагают организацию и проведение обобщающих и итоговых занятий по пройденным темам, дидактических игр, направленных на развитие внимания, памяти, мышления и воображения ребенка, тестирование по различным методикам уровня подготовки к школьной жизни.
2.Ожидаемые результаты
Основные результаты интеллектуального развития ребенка:
• Умение понимать, направлять и удерживать внимание в соответствии с целью деятельности;
• Умение переключать внимание с одного вида деятельности на другой, с одного этапа деятельности на следующий;
• Способность на длительный период удерживать внимание в процессе умственной деятельности;
• Умение пользоваться письменными принадлежностями;
•Умение ясно и последовательно выражать свои мысли, используя различные виды предложений;
• Умение выполнять односложные и многосложные фигуры из пластичного материала, составлять из них композиции;
• Умение правильно повторять английские слова (минимального запаса), понимать их значение и применять в речемыслительном процессе;
Основные результаты нравственного развития ребенка:
• Преобладание познавательных интересов и мотивов, связанных с интересом к окружающему миру;
•Умение оценивать свои поступки и события (хорошо-плохо, правда-неправда, добрый- злой, честный- нечестный и т.д.)
Основные результаты социального развития ребенка:
• Активность в общении;
• Умение вступать в диалог, поддерживать его (задавать вопросы, отвечать на них);
• Первичная адаптация к школьному режиму.
IIУчебно-тематический план
4
1
3
1.4
Точечный рисунок каплей (рисование каплями разноцветной краски из пипетки)
6
–
6
1.5
Быстрый карандаш (контуры, штриховка дорисовывание контура рисунка, раскраска)
8
2
6
1.6
Рисование по клеткам в тетради (прорисовка клеток, составление узоров, дорисовка фигур, рисование письменных элементов)
10
–
10
1.7
Итоговое – Графический диктант, выставка рисунков
1
1
II
Развитие мелкой моторики, через занятия в технике «Тестопластика»
36
5ч.15мин
30ч. 45 мин.
2.1
Приёмы лепки, Изготовление мелких орнаментальных деталей.
1
15 мин.
45 мин.
2.2
На просторах зеленого листочка
8
1
7
2.3
Приятного аппетита
6
1
5
2.4
Морское дно
7
1
6
2.5
Лесная сказка
7
1
6
2.6
Моя семья
6
1
5
2.7
Итоговое – выставка работ
1
1
III
Развитие речи
36
11
25
3.1
Правильное произношение звуков
8
2
6
3.2
Говорим и дышим правильно
8
2
6
3.3
Вопрос-ответ
5
2
3
3.4
Законченная фраза
5
2
3
3.5
Составление рассказа
5
2
3
3.6
Гимнастика для развития мышц лица и двигательной функции языка
4
1
3
3.7
Итоговое–декламированные стихов
1
1
IV
Английский язык
36
9
27
4.1
Устная речь на английском языке. Знакомство со словами.
7
3
4
4.2
Игры на правильное произношение и употребление английских слов.
8
8
4.3
Развитие коммуникативных навыков, диалогической речи.
6
1
5
4.4
Повторение слов за педагогом или диктором с фонозаписи.
8
4
4
4.5.
Просмотр развивающих мультфильмов с изучением английского языка
2
2
4.6
Постановка сказки «Лиса и заяц» на английском языке.
4
1
3
4.7
Итоговое занятие – Инсценировка сказки «Лиса и заяц» на английском языке.
1
1
Итого:
144
25ч.15 мин.
118ч.85мин.
Содержание программы
Важнейшим компонентом образования дошкольников является всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой. Этим обосновывается перечень предметов, включенных в учебный план:
– Развитие речи;
– Развитие мелкой моторики;
– Подготовка руки к письму;
– Английский язык.
Занятия по данным направлениям позволяют решить не только задачу развития детей, но и, что очень важно, удовлетворить их потребности в различных видах деятельности (игра, рисование, различные виды познавательной деятельности, общение с взрослыми и детьми).На всех занятиях большое внимание уделяется развитию творческих способностей детей.
Раздел«Развитие речи»
Тренинг правильного произношения звуков, слов. Тренинг правильного дыхания. Игры на составление полных предложений, коротких текстов, рассказов по картинке, поддержку диалога, вопросы и ответы и т.д. Разучивание текстов: стихи, проза, монолог, диалог.
Раздел «Развитие мелкой моторики» Знакомство с инструментами, используемыми в работе с соленым тестом: сетки, скалка, карандаш, ножницы, доска. Правила безопасной работы с ними.
Знакомство с рецептом изготовления соленого теста. Знакомство с приемами лепки, способами соединения деталей, раскраска изделий.
Выполнение композиций из соленого теста на темы, отображающие окружающий мир: насекомые, морской мир, животные, транспорт, продукты питания, люди.
Раздел«Подготовка руки к письму»: Физические упражнения для развития детской руки, игры для совершенствования детской моторики (игры с пальчиками, ладонями, кистями, кулачками). Игры с игрушками: юла, волчок, барабанные палочки. Упражнения в рисовании, раскрашивании, штриховке,дорисовывание предметов с помощью карандаша. Работа в ограниченном пространстве (рабочей строке или клетке). Штриховка наклонной горизонтальной линией. Штриховка горизонтальными, вертикальными и перекрёстными линиями. Обводка по контуру. Узоры и рисунки предметов различной конфигурации. Раскрашивание прозрачных предметов. Самостоятельное составление узоров и рисунков. Рисунок по образцу. Вырабатывание навыка правильно ухватывать и держать карандаш, ручку. Знакомство с тетрадью, рисование по клеткам. Правильная посадка и расположение тетради при письме. Тренировка зрительной памяти.
Раздел «Английский язык»: Слушаем и повторяем английские слова.
Игра на правильное произношение и употребление слов. Развитие коммуникативных навыков, диалогической речи.
Знакомство с названиями животных, игрушек. Использование РО Thisis… для составления собственных песенок. Магазин игрушек. Знакомство со структурой: Please, give me a dog/ Can I have a dog, please?
Я и моя семья. Чувство любви и взаимного уважения в семье. Помощь старшим. Обязанности детей в семье. Британская королевская семья. Знакомство с рождественскими традициями англоязычного мира. Знакомство со структурой “I HAVE…”. Знакомство с английским счетом.
Цвета. Раскрашивание воздушных шариков в цвета: red, yellow, green, blue. Игра: «В цветочной стране». Глаголы движения( tosleep, todance, toeat). Названия спортивных и детских игр. Активизация новой лексики – знакомство с конструкцией “I liketo… (run, play)”. Информация о странах изучаемого языка через героев сказок. Разучивание стихов, считалок.
Что мы едим, чтобы быть здоровыми. Знакомство со словами: tomato, potato, pineapple. Английский чай. Традиционный английский способ заваривания чая. Удивительные привычки англичан в еде.
Названия продуктов питания – угощение для сказочных героев. Разучиваниесчиталки.”Apples here, apples there”. Праздники. Мы идем в гости. День рождения. Разучивание песенки “Happybirthdaytoyou!”. Правила поведения за столом. РО“May I comein? May I goout?”. Игра «Теремок». Как красиво накрыть праздничный стол. Активизация в речи изученных стихов и песенок.
Мое тело, моя одежда. Знакомство со словами: head, shoulders, knees, toes, eyes, ears, mouth, nose. Тренировка в употреблении речевых образцов It’smyhead. I havetwolegs. I have a red dress (and blue shoes).
Дом, в котором мы живем, мой город. Слова: window, door, table, floor. (+рисование). Как пользоваться бытовыми приборами. Активизация лексики по теме «Мой дом. Комнаты. Мебель». Аудирование слов, игра «Покажи». Названия комнат и предметов мебели РО: I have… He has… May I come in? Iplayinmyroom. Временагода, погода. Лексические структуры для понимания и говорения:It’sraining, It’ssunny… Rh: “Rain, rain, goaway”. Игра «Угадай время года». Инсценировка сказки «Лиса и заяц».
Условия реализации программы
Для реализации учебно-воспитательного процесса программа укомплектована методическими, дидактическими и демонстрационными материалами. Дидактический и методический материал разрабатывается педагогами совместно с методистом и оформляется в приложениях к программе.
В ходе занятий используются технические средства: Видео-проектор, ПК, сеть Интернет.
Оборудование для занятий в кабинете: учительский стол, ученические столы, стулья, доска передвижная.
Каждый учебный кабинет (класс) оформлен в соответствии с направлением, оснащен мебелью, оборудованием. Для улучшения организации учебно-воспитательной деятельности учреждение ежегодно приобретает материальные средства.
Учебно-методическое обеспечение: плакаты, литература, обучающие карточки, развивающие игрушки (юла, волчок, палочки), доски для лепки, стеки, кисти, карандаши простые, карандаши цветные, краски, чинилки, ластики, ручки шариковые, мелки, подставки для карандашей, тетради, альбомы, книжки-раскраски, стаканы-непроливашки, прописи 0+, ксероксная бумага, дидактический материал по направлениям деятельности, наглядные пособия, материал для лепки, переносные доски.
Для проведения занятий по определенным темам изготавливаются наглядные пособия (схемы, таблицы), раздаточный и дидактический материал.
Методическое сопровождение образовательного процесса
Методическое сопровождение осуществляется методистом и педагогами высшей и первой квалификационной категории.
На заседаниях методического объединения:
• Рассматриваются и решаются проблемы повышения профессионального мастерства педагогических работников в тесной связи с результатами педагогического процесса;
• Изучается и обобщается опыт работы педагогов по различным направлениям деятельности или по проблеме, касающейся организации учебного процесса.
Формы и методы организации образовательного процесса.
Центр раннего развития создает необходимые условия для успешного освоения обучающимися образовательных программ, посредством выбора оптимальных технологий, форм, методов и средств обучения и воспитания.
Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер. Формы и методы занятий
В процессе занятий используются различные формы занятий:
Устная подача материала и практические занятия, игры,
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
Словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.);
Наглядный: показ материалов, иллюстраций, наблюдений. Показ (выполнение) педагогом, работа по образцу, выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
Объяснительно — иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
Репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
Исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Список источников:
1. Бородина О.В., Донецкая Н.Б. «Englishisfun» – Тамбов: ТОИПКРО, 2005.
2. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами. Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, родителей. -М. Педагогическое общество России, 1998.-147с.
3. Гаврина С.Е. Природа вокруг нас. Узнай и назови. (для детей 4-5 лет).- Ярославль, «Академия развития», 2005
4. Гаврина С.Е. Окружающий мир. Тесты для детей 6-7 лет.- Ярославль, «Академия развития», 2006
5. Дурова Н.В. Ступеньки грамоты. – М..: Школа – Пресс, 1996.-123с.
6. Епифанова О.В. Развитие речи. Окружающий мир:дидактический материал к занятиям в подготовительной группе.-Волгоград:Учитель, 2008.-217с.
7. Клементьева Т.Б. «Счастливый английский. Занимательные игры и упражнения» – М.:Дрофа, 1995.
8. Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру/Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками-М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2000г.-224с.
9. Лукьянова А.В. Знакомство с окружающим миром. Обучающие тесты для детей 4-5 лет. – Ярославль, «Академия развития», 2007
10. Лыкова Л.Л. «Обучение английскому языку дошкольников и младших школьников» – Ярославль: Академия развития, 2006.
11. МалышеваН.И. «Секреты английских звуков» – М.: АСТ-Пресс, 1997.
12. Математика до школы//Авт.-сост. А.А.Смоленцева, О.В.Суворова. СПб., 2000.
13. Нехорошева А.В. «RhymeyourEnglish» – Тамбов: ТОИПКРО, 2005.
14. Носова Е.А. “Педологическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений”. – Л.: 1990г. стр.47-62.
15. Пазухина И.А. Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет: Пособие для практических работников детских садов-СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.-272с.
16. Пугина А.В. Комплексные занятия в подготовительной группе. Математика. Развитие речи. Обучение грамоте. Окружающий мир.-Волгоград: Учитель, 2008.-249с.
17. Развитие речи детей дошкольного возраста. Под ред. Сохина Ф.А., М., «Просвещение», 1984 18. Развитие речи детей 5-7 лет. 2-е изд., перераб. и дополн./Под ред.О.С.Ушаковой.-М.:ТЦ Сфера, 2013.-272с.
19. Родаева О.Е. «Английский для детей» – Тамбов: ТОИПКРО, 2007.
20. Точилина А.К. Супертренинг. Английский язык. –Минск, «ТетраСистемс», 2010 21. Тестовые задания для проверки знаний детей «Готов ли ты к школе?», Весна-дизайн, Киров,2009
22. Шишкова И.А.,Вербовская М.Е. «Английский для дошкольников» -М.:Росмэн, 2002
23. Узорова О., Нефедова Е. «1000 упражнений для подготовки к школе» – ООО «Издательство Астрель», 2002г.
24. Хамидулина Р.М. Развитие речи. Подготовка к школе. Сценарии занятий.-М.:Издательство»Экзамен»,2009.-318с.
25. Чаус Е.А., Попова Г.П. Определение готовности к обучению в школе: диагностические методики, рекомендации педагогам и родителям. Развивающие игровые занятия.- Волгоград: Учитель, 2007.-90с.
26. Юдин Г. Букваренкина школа. – М., 2001
27. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – М., 1991.
Источник
Программа отличается тем, что основной задачей ставит задачу формирования у ребёнка потребности познания, что является необходимым условием полноценного развития ребёнка и дальнейшего обучения, а также играет неоценимую роль в формировании детской личности. Программа состоит из шести разделов, включает в себя комплекс дополнительных общеразвивающих программ стартового уровня:
1. “Дорога к азбуке”
2. “Математические ступеньки”
3. “Умелые ручки”
4. “Азбука движений”
5. “Развитие речи”
6. “Хочу всё знать”
Педагоги
- Бугаева Светлана Анатольевна – “Дорога к азбуке”, группа Солнышко
- Дмитриевская Татьяна Владимировна – “Дорога к азбуке”, группа Ручеёк
- Касатикова Светлана Вячеславовна – “Математические ступеньки”
- Никитина Марина Ивановна – “Хочу всё знать”, “Развитие речи”
- Губнова Наталья Евгеньевна – “Умелые ручки”
- Майорова Марина Николаевна – “Азбука движений”
Содержание программы
Содержание комплексной Программы:
1. Занятия по дополнительной общеразвивающей программе «Дорога к азбуке» направлены на развитие у детей готовности к обучению чтению (владение понятием: «слово», «звук», «буквы», «предложение»); развитие фонематического слуха и речевой активности; развитие и укрепление мелкой моторики, формирование умения ориентироваться в пространстве листа, строки, в элементах письма.
2. Занятия по дополнительной общеразвивающей программе «Математические ступеньки» направлены на формирование элементарной числовой грамотности, начальных геометрических представлений; развитие способности к обобщению и абстракции, развитие временных и пространственных представлений; изучение натуральных чисел от 1 до 5; раскрытие смысла арифметических действий сложения и вычитания; умение ориентироваться в тетради, аккуратно и систематически вести записи.
3. Занятия по дополнительной общеразвивающей программе «Умелые ручки» направлены на ознакомление детей с основами детского прикладного и изобразительного искусства (лепка, аппликация, рисование и др.); на развитие мелкой моторики рук и воображения; на творческое и духовное развитие; на развитие эстетического вкуса.
4. Занятия по дополнительной общеразвивающей программе «Азбука движений» направлены на формирование двигательной культуры и совершенствование чувства ритма и музыкальности на основе ритмопластики; на развитие эмоциональной сферы ребёнка (сочувствие персонажам, сопереживание разыгрываемых событий); формирование опыта социальных навыков поведения (дружба, доброта, честность, смелость и др.); ознакомление с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки.
5. Занятия по дополнительной общеразвивающей программе «Развитие речи» направлены на развитие видов речевой деятельности: умений слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения: развивать интерес к учебным занятиям: расширение и уточнение представления детей об окружающей среде в ходе чтения, рассмотрения иллюстраций; развитие фонематического слуха.
6. Занятия по дополнительной общеразвивающей программе «Хочу всё знать» направлены на знакомство с окружающим миром; формирование первичных представлений о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе.
Вне сетки учебных часов. Проведение экскурсий, участие в социально-значимых проектах и акциях, праздниках, концертах.
Цели программы
Цель – развитие познавательных способностей ребёнка дошкольного возраста, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе.
Результат программы
Планируемые результаты освоения детьми Программы:
Предметными результатами является формирование следующих умений:
· повышение уровня речевого развития;
· развитие фонематического слуха и анализа;
· развитие познавательных интересов;
· развитие мелкой и общей моторики;
· расширение представлений об окружающем мире, экологической целостности природы; явлениях действительности;
· развитие математических представлений о числе, цифрах, математических знаках, геометрических фигурах;
· повышение интереса к занятиям физической культурой;
· развитие художественного восприятия и эстетического вкуса;
· развитие музыкальности, способности эмоционально воспринимать музыку.
Таким образом, организация предметно – развивающего, образовательного пространства для максимального раскрытия интеллектуально – творческого потенциала каждого ребёнка, обеспечивает благоприятный переход на следующую ступень обучения по Программе “Колосок +”.
Особые условия проведения
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий.
Продолжительность занятий определяется действующим СаНПиН 2.4.4.3172-14 [1.10] для образовательных организаций дополнительного образования детей и составляет у детей 5 – 6 лет 25 минут с 10 минутным перерывом. Занятия проводятся один или два раза в неделю:
1. «Дорога к азбуке» – 2 раза в неделю по 25 мин.
2. «Математические ступеньки» – 2 раза в неделю по 25 мин.
3. «Умелые ручки» – 1 раз в неделю по 25 мин.
4. «Азбука движений» – 1 раз в неделю по 25 мин.
5. «Развитие речи» – 1 раз в неделю по 25 мин.
6. «Хочу всё знать» – 1 раз в неделю по 25 мин.
Место и время проведения занятий определяются календарными учебными графиками и расписанием с учётом выполнения требований СанПиН 2.4.4. 3048-13. В каникулярное время в режим занятий могут вноситься изменения по времени проведения.
Материально-техническая база
Материально-техническое обеспечение: кабинеты с учебной и игровой зонами, оборудованные мебелью и игрушками, соответствующими действующим санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей и дошкольных образовательных организаций;
· фланелеграф;
· магнитно-маркерные доски;
· интерактивные доски;
· учебно-дидактические пособия и матеиалы.
Информационное обеспечение: компьютер, магнитофон, аудио-, видео-, фото-, интернет-источники.
Источник