Комплексная программа эстетического развития ребенка
Программа
раннего эстетического развития
(для учащихся, поступающих в детскую школу искусств, в возрасте 3-х лет)
Выполнила: преподаватель по классу специального фортепиано Первухина Е. Б.
2014 г.
Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
Исследования известных учёных, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребёнка памяти, мышления воображения с очень раннего возраста. Не является исключением и возможность развития у детей музыкальных, художественных способностей.
Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости, эстетического чувства на раннем этапе жизни ребёнка создаёт фундамент музыкальной, художественной культуры человека как части его общей культуры в будущем.
Эстетическое развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.
Одна из первостепенных задач раннего эстетического развития в школе искусств – выявление способностей и возможностей ребёнка, обогащение его духовного мира, а также решение задач овладения навыками учебной деятельности. Корме того, раннее музыкально – эстетическое воспитание даёт результаты в развитии способностей ребёнка намного более эффективные и устойчивые, чем обучение с 7-8 лет.
Обучение должно иметь развивающий характер на основе глубокого изучения ребёнка, его возрастных и индивидуальных особенностей и знание
закономерностей музыкально – эстетического развития детей дошкольного возраста.
Понимание данной проблемы явилось ведущим моментом для создания данной Программы раннего эстетического развития детей средствами искусства.
Программа имеет три ступени освоения: дети 3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет. Приступить к освоению программы ребенок может с любого возраста. Прохождение всех ступеней не обязательно. Тем не менее, программы всех трех ступеней построены по принципу цикличности, позволяющему закреплять ранее пройденный материал, но с постепенным возрастанием сложности заданий.
Срок реализации образовательной программы.
Программа рассчитана для работы с детьми с 3 лет до 6 лет.
Срок реализации программы 3 года.
При реализации программы количество занятий – не более 3-х в день.
Сведения о затратах учебного времени.
Продолжительность занятий зависит от возраста детей.
– 3 года – 20 мин. 0,5 академического часа;
– 4 года – 20 мин. 0,5 академического часа;
– 5 лет – 30 мин. 0,75 академического часа.
Учебный план
1,5
2.25
2.
Хореография (развитие ритмических движений)
1,5
1,5
2.25
3.
Изобразительное искусство
1,5
1,5
2.25
Всего часов в неделю
4,5
4,5
6,75
3-4 года
4-5 лет
5-6 лет
Форма проведения учебных занятий
Учебные занятия проводятся в форме аудиторных занятий. Форма занятий – групповая.
Количественный состав групп – 8-10 человек.
Занятия проводятся в удобное для учащихся время в специально оборудованных кабинетах. Учебная мебель соответствует возрастным особенностям учащихся.
Цель программы
Раскрытие возможностей искусства в духовном, эмоционально- нравственном формировании личности.
Развитие основы музыкальной культуры (эмоциональной отзывчивости в разных видах учебной деятельности детей).
Развитие музыкально – сенсорных способностей в художественно- музыкальном пространстве.
Формирование красивой осанки, обучение выразительным, пластичным движениям, согласованным с наиболее яркими средствами музыки.
В программу раннего эстетического развития включены различные виды занятий.
Групповые занятия могут быть доминантные, тематические и комплексные.
Доминантные занятия помогают развить какую – либо способность, ликвидировать отставание. Для решения определённой задачи подбираются соответствующие музыкально – дидактические игры, упражнения.
Музыкально – тематические занятия наиболее полно раскрывают возможности музыкального языка. Тематические занятия,объединённые общей темой, сказочным или игровым сюжетом придают занятиям занимательность и увлекательную форму.
Комплексные занятия объединяют все виды искусства – музыку, живопись, поэзию, хореографию.
Все виды занятий взаимодополняют друг друга и наиболее полно решают задачи предметов: «Музыка», Изобразительное искусство», «Хореография».
Задачи программы:
1.Развивать эмоциональную отзывчивость детей на музыку, восприятие музыкальных образов через сопоставление музыкальных произведений с произведениями изобразительного искусства.
Развивать пластику движения детей через восприятие музыкальных образов.
Развивать слуховые представления детей (высота и динамика звука, тембр, темп, ритм и др.) и использовать их в цветовых, графических изображениях, в музыкально – ритмических движениях.
Развивать музыкальные способности детей.
Развивать творческое воображение.
Годовые требования предмета «Музыка»
1-й год обучения (3-4 года)
1. Эмоционально отзываться на музыку разного характера.
2. Уметь дослушать произведение до конца, узнавать и называть его.
3. Петь протяжно, подвижно, отчётливо произносить слова.
4. Уметь точно воспроизводить простой ритмический рисунок, построенный на одном звуке.
5. Различать высоту, громкость звука.
6. Различать тембр музыкальных шумовых инструментов.
2-й год обучения (4-5 лет)
1. Слушать и эмоционально откликаться на музыку разного характера.
2. Узнавать и называть музыкальное произведение после прослушивания, по вступлению.
3. Петь протяжно, лёгким звуком, правильно произносить слова.
4. Точно воспроизводить ритмический рисунок.
5. Различать высоту, громкость звучания.
6. Различать тембр музыкальных инструментов.
3-й год обучения (5-6 лет)
1. Эмоционально отзываться, уметь высказываться о характере, темпе, жанре музыки (песня, танец, марш).
2. Узнавать и называть музыкальное произведение по вступлению.
3. Чисто интонировать, отчётливо произносить слова во время пения, правильно брать дыхание.
4. Точно воспроизводить ритмический рисунок.
5. Знать и различать основные характеристики звука (высота, сила звука, тембр).
Годовые требования предмета «Изобразительное искусство»
1-й год обучения (3-4 года)
1. Знать основные составные цвета и их оттенки.
2. Знать основные характеристики линии, формы, пространства.
3. Эмоционально отзываться на окружающий мир и его явления.
2-й год обучения (4-5 лет)
1. Воспринимать настроение цвета, звука и пространства.
2. Чувствовать гармоничные и дисгармоничные цветовые, графические и звуковые сочетания.
3. Переносить физические свойства материала на звук, цвет, линию, форму, пространство.
4. Распознавать характер движения в изобразительном искусстве и в музыке.
3-й год обучения (5-6 лет)
1. Выделять общие признаки и характерные особенности цвета и звука, линии в музыке и графике.
2. Проводить аналогию между художественным и музыкальным пространством.
3. Уметь выражать своё отношение к различным явлениям окружающего мира.
4. Иметь опыт восприятия музыки и изобразительного искусства.
Годовые требования предмета «Хореография»
1-й год обучения (3-4 года)
1. Различать высокое и низкое звучание и соответственно двигаться. Передавать характер танца.
2. Отмечать в движениях тихое и громкое звучание музыки.
3. Менять движения соответственно куплетной форме, чувствовать окончание музыки, отмечать в движениях двухчастную форму.
4. Осваивать ритм ходьбы и бега, двигаться по кругу.
5. Осваивать танцевальные движения (притопы ногами, хлопки в ладоши, повороты кистей рук, кружение в парах).
2-й год обучения (4-5 лет)
1. Передавать различные по характеру музыкальные образы. Двигаться в соответствии с разным характером музыки.
2. Передавать в движениях тихое и громкое звучание музыки.
3. Менять характер и направление движений с изменением темпа.
4. Менять движения в соответствии с двухчастной формой, музыкальными фразами, точно останавливаться с окончанием музыки.
5. Ритмично ходить, легко бегать, подвижно и ритмично скакать, выполнять плавные приседания и лёгкие поскоки, двигаться парами, легко находить пару.
6. Освоить танцевальные движения (выставление ног на пятку одной ногой и попеременно, хлопки в ладоши, по коленям, вращение кистей рук). Исполнять элементы движений по показу педагога.
3-й год обучения (5-6 лет)
1. Двигаться в соответствии с различным характером музыки: шуточным, весёлым, чётким, акцентированным.
2. Менять движения с изменением динамики.
3. Двигаться в разных темпах, замедляя темп.
4. Точно менять движения на сильную долю, точно выполнять ритмический рисунок из четвертных и восьмых нот.
5. Менять движения в соответствии с музыкальными фразами, делать остановку в конце музыкальных фраз.
6. Освоить танцевальные движения (поскоки, прямой галоп, плавные движения рук, дробный шаг, кружение лёгким бегом и дробным шагом, галоп, приставной шаг с приседанием).
7. Перестраиваться в большой и маленький круги, двигаться парами, отходить спиной.
Контроль и учет успеваемости
Основной формой учета успеваемости являются концерты для родителей, праздники, просмотры работ учащихся, проводимые 1 раз в полугодие. Работы всех детей демонстрируются на выставочных стендах учебного кабинета. В конце года проводится тестирование знаний, умений и навыков детей. Достижения ребят оцениваются словесно: похвалой, советом преподавателя, для того, что бы получить лучший результат.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Наглядные пособия
Технические средства обучения (аудио-, видео-, информация, материалы сети Интернет);
Предметы натюрмортного фонда;
Образцы предметов народного декоративно – прикладного творчества;
Цветовые таблицы;
Репродукции картин художников;
Библиотека детской художественной литературы;
Игрушки;
Методические таблицы;
Детские шумовые музыкальные инструменты;
Музыкально – дидактический материал;
Атрибуты для музыкально – ритмических движений, танцев (ленты, мячи, платочки, скакалки, обручи).
Оборудование
1. Столы, стулья (соответствующие возрасту детей)
2. Натюрмортный фонд
3. Демонстрационная доска
Литература
Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду.-1989.
Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь.
Кирнарская Д.К. Музыкальные способности.- М, 2004.
Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей.-1997.
Радынова О.П., Катинене А.И. Музыкальное воспитание дошкольников.-1994.
Русскова Л.В. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду».-1997.
Шестакова А.В. Учебное пособие по художественно – творческому развитию детей дошкольного возраста. «Росток».- 1996.
Источник
Наталья Иванова
Комплексная образовательная программа Школы раннего эстетического развития «Я познаю мир»
Пояснительная записка
Актуальность программы
Дошкольное детство – это важный период в жизни ребёнка. Это период формирования универсальных способностей, без которых не может состояться человек как таковой. Именно в период дошкольного детства происходит развитие мышления, внимания, памяти, деятельности человека.
В рамках семейного воспитания решить все эти задачи сложно. А охват детей дошкольным воспитанием в нашем районе составляет 70%, поэтому некоторые дети приходят в школу неподготовленными. Процесс адаптации ребёнка к новым условиям школьной жизни, к новым педагогам и сверстникам протекает очень болезненно, что приводит к «эмоциональному стрессу» ребёнка со всеми его отрицательными последствиями. Для решения этой проблемы,а именно чтобы переход ребёнка из дошкольного детства в школьную жизнь был более спокойным и безболезненным, была создана в 2005 г. в Доме детского творчества Школа раннего развития «Малыш».
Школа раннего развития обеспечивает запросы родителей, не имеющих возможности по каким либо причинам отдавать детей в детский сад. Школа раннего развития даёт детям необходимую разнообразную практику и равные стартовые возможности при поступлении в школу, а также способствует социализации детей.
Программа Школы раннего развития «Малыш» предназначена для детей 4-7 лет, занимающихся в Детско-юношеском центре.
Режим занятий: Занятия в ШРЭР «Малыш» 1-ый, 2-ой,3-ий и последующие года обучения проводятся -3 часа 2 раза в неделю; Продолжительность одного занятия 20 минут, перемены – 10 минут.
Шесть занятий в неделю.
Так как программа рассчитана на детей не только «домашних», но и посещающих дошкольные учреждения, время проведения занятий – вторая половина дня.
Обязательным условиями проведения занятий являются:
• Использование игровых методов обучения;
• Смена видов деятельности;
• Положительная оценка личных достижений каждого ребёнка;
• Создание ситуации успеха на занятиях;
• Соблюдение здоровьесберегающих технологий;
Цель программы:
развитие личности ребёнка: интеллектуального, физического, эмоционально-нравственного, социального и волевого.
Задачи программы:
1. Расширить запас знаний об окружающем мире; Логическое мышление;
2. Развитьмыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение;
3. Развить коммуникативные навыки;
4. Развить мелкую моторику, готовить руку к письму;
5. Развитие художественного вкуса, раскрытие творческого потенциала.
6. Формировать личностную, интеллектуальную, волевую, Сенсомоторную готовность к школьному обучению.
Программапредусматривает проведение занятий:
• -Развитие мелкой моторики;
• – Очумелые ручки;
• – Азбука в рисунках и картинках;
• – Задачки для ума;
• -Музыкальный букварь;
• -Азбука общения;
Набор детей в Школу раннего эстетического развития «Малыш» осуществляется по желанию детей, по собеседованию с родителями.
Дети привлекаются к занятиям без всякого принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и форме деятельности. В образовательном процессе осуществляется индивидуальный подход к каждому ребёнку, что способствует самореализации детей с разным уровнем развития. Непременным условием проведения занятий в ШРЭР «Малыш», является создание ситуации успеха на занятиях.
Источник
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования «Поворинская школа искусств»
Одобрено на заседании «Утверждаю»
фортепианной секции Директор Козырева О.А.
29 августа 2014г. 29 августа 2014г.
__ (дата утверждения) (дата утверждения )
Рабочая программа учебной дисциплины
«Раннее эстетическое развитие»
для детей 5 – 6 лет
Срок реализации 1 год
Составитель: учитель первой квалификационной категории
МКОУ ДОД “Поворинской ДШИ”
Леонова Светлана Алексеевна
2014/2015 учебный год
Пояснительная записка
Цель учебной дисциплины:
Раннее эстетическое развитие в детской школе искусств, входит в комплекс дисциплин музыкально – теоретического цикла. Этот учебный предмет всецело направлен на овладение музыкально – ритмической культуры и подготовку детей к основному обучению в ДМШ.
Данная рабочая программа составлена на основе методических рекомендаций и программных требований для преподавателей подготовительных групп ДШИ и ДМШ: «Сольфеджио. Ритмика» (Москва,1988); примерной программы ДШИ и ДМШ по дисциплине «Раннего эстетического развития» И.В. Заводиной (Москва,2005); учебно-методического издания «Ритмика в детской музыкальной школе» Г.С. Франио (Москва, 1997), а также многолетнего личного преподавательского опыта составителя программы Леоновой С.А.
Данная учебная дисциплина должна способствовать воспитанию у детей основ интонационных навыков, чувства метра и ритма, закреплению теоретических понятий через движения, раскрытию общей музыкальности, формированию устойчивого интереса к музыкальному обучению в целом, нравственно-эстетическому воспитанию, приобщению к мировой музыкальной культуре.
Задачи учебной дисциплины:
- музыкально-эстетическое воспитание детей;
- развитие интонационных навыков, музыкального слуха и музыкального кругозора;
- помочь в освоении метроритмической структуры музыки;
- развивать у детей восприятие характера музыки, музыкально – выразительные представления и творческую активность; умение передавать музыку через движение и контролировать свои мышечные ощущения; элементов музыкальной грамоты;
- познакомить детей с основными (базовыми) теоретическими понятиями в увлекательной форме;
- формировать яркие, определенные ритмические образы, образные ассоциации;
- работать над развитием двигательного аппарата у детей, двигательной чувствительности;
Основной способ решения этих задач – создание таких условий на занятиях по «Раннему эстетическому развитию», чтобы дети как можно чаще слышали образцы высокохудожественной музыки, воспринимали её через разнообразные движения.
Условия реализации программы:
- Программа рассчитана на 1 год обучения, 1 занятие в неделю, 36 занятий в год, каждое занятие по 45 минут.
- Количество учащихся в группах – 8 – 12 человек.
- Одежда детей на занятиях должна быть удобной, не стесняющей движений и не вызывающей перегрева; обувь – мягкой и устойчивой (чешки или мягкие тапочки).
- Занятия проводятся в просторном, хорошо проветриваемом помещении.
- Часть помещения имеет ковровое покрытие.
- Стулья ставятся вдоль стен, чтобы середина зала оставалась свободной для движения детей.
- Для занятий необходимы: мячи средней величины, простейшие ударные инструменты (бубны и т. п.), ленточки или платочки, крупные карточки с изображением длительностей и ритмических групп, а также другой наглядный материал.
Особенности работы с детьми 5 – 6 летнего возраста:
- Продолжительность каждой формы работы – не более 2-3 минут.
- Урок вмещает 20-30 музыкальных фрагментов.
- Каждый музыкальный фрагмент повторяется только с изменением заданий 3-7 раз.
- Последовательность музыкального материала подбирается контрастно по темпу, характеру, движениям.
Основные виды движений, используемые на уроках:
- ходьба: энергичный шаг, спокойный шаг, марш, ходьба на пятках и носках, топающий шаг, мелкие и широкие шаги, пружинящий шаг, высокий шаг;
- бег: легкий, бег с высоким подъемом ног;
- подскоки: легкие и энергичные;
- прыжки: на двух ногах, поочередно на правой и левой ноге, на месте, с продвижением,
- движения рук;
- дирижирование;
- бросание и ловля мяча: удары мяча об пол, броски вверх, передача мяча.
- приседания или полуприседания;
- кружение;
- остановки;
- повороты;
- сгибание и разгибание корпуса;
- поднятие и опускание плеч.
Чем разнообразнее движения используются на ритмике, тем больше развивается координация и восприимчивость у детей к музыке.
Прогнозируемые результаты:
1.На занятиях «Раннего эстетического развития» у детей развиваются память и внимание, интонационные и творческие навыки.
2.Учащиеся постепенно осваивают начало и окончание музыкальных фраз и предложений через четкие, конкретные движения, осваивают свободный переход от одного движения к другому.
3.Важным результатом занятий «Раннего эстетического развития» является детская раскрепощенность, так как именно она лежит в основе полноценного развития творческой личности.
4.Постепенно у детей появляется уверенность в своих силах, проявляется находчивость, воспитываются активность, инициатива.
Таким образом, в тесной связи со всей учебно – воспитательной работой ДШИ занятия «Раннего эстетического развития» направлены на воспитание организованной, творческой, гармонически развитой личности.
Средства обучения:
- Печатные пособия:
❖ демонстрационный материал: музыкальные инструменты. Комплект пособий для дошкольных учреждений и ДШИ, авторский материал.
2.Информационно – коммуникационные средства:
❖ CD и аудио записи;
3. Технические средства обучения: компьютер, музыкальный центр.
4. Учебно – практическое оборудование:
❖ музыкальные инструменты;
❖ аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.
Содержание программы:
№ п/п | Содержание уроков ( темы) |
1 четверть | |
1. | Марш. Движение по кругу . Шаг-бег |
2. | Временное понятие звука. Марш, перестройка в две шеренги. Бег. Музыкально-двигательные игры |
3. | Образные упражнения «Мышка и часы», «Птица кар», «Муравьи». Марш-бег |
4. | Коллективное музицирование:р.н.п.2Как у наших у ворот», «Ах вы сени». |
5. | Контрольный урок |
2 четверть | |
1. | Марш. Перестройка в две, три шеренги. Музыкально-двигательные игры «Жираф», «День и ночь», «Зайчики». Упражнения на координацию, свободу шеи и плечевого пояса. Перестройка в два круга |
2. | Упражнения на развитие ритмической памяти. Пальчиковые игры. Игры «Репка», «Медвежата», «Тетера», «Обезьянки». Речевые игры. Понятие сильной доли. Упражнения с мячом. |
3. | Отстукивание ритмоблоков:груша.виноград,земляничка. |
4. | Коллективное музицирование:р.н.п. « Как под горкой» |
5. | Контрольный урок |
3 четверть | |
1. | Знакомство с хороводным, приставным шагом, шагом «на каблук». Упражнения на координацию |
2. | Закрепление право-лево. Речевые, пальчиковые игры, ритмическое эхо |
3. | Образные упражнения «Зонтик», «Барашек», «Сова». Марш-бег |
4. | Понятие «темп». Игры и упражнения. Танцы- полька, вальс (танцевальные импровизации) |
5. | Коллективное музицирование:р.н.п. « Во саду ли в огороде» |
6. | Контрольный урок |
4 четверть | |
1 | Тактирование . Осознанное восприятие длительностей. Танцевальные движения: «пружинка», приставной шаг, шаг польки, «ковырялочка», кружение парами. Упражнения на развитие координации и ритмической памяти. Пальчиковые и речевые игры. Сюжетные импровизации |
2. | Речевые, пальчиковые игры, ритмическое эхо |
3. | Отстукивание ритмоблоков:груша.виноград,земляничка.яблочко. |
4. | Коллективное музицирование – повторение всех песен |
Всего 36 |
Литература:
1. И.Бырченко. С песенкой по лесенке.-М.: «Советский композитор»,1996г.
1. И. Москальнова, М. Рейниш. Уроки сольфеджио в дошкольных группах детских музыкальных школ. – М.: «Музыка», 1997.
2. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. – М.: «Просвещение», 1991.
3. Г.С. Франио. Ритмика в детской музыкальной школе. – М.: «Пресс-соло»,1997.
4. Сольфеджио. Ритмика. Методические рекомендации и программные требования для преподавателей подготовительных групп при детских музыкальных школах, музыкальных отделений школ искусств. – М.: «Музыка», 1988г.
5. М. Домогацкая, JL Чустова. Программа-проект и методические рекомендации для преподавателей подготовительных групп детских музыкальных школ и школ искусств, вечерних школ общего музыкального образования, – М., 1998г.
6. Сольфеджио. Программа для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств, вечерних школ общего музыкального образования. – М.,2012.
7. В. Яновская. Ритмика. Практическое пособие для хореографических училищ. – М. : «Музыка», 1979.
8. З.К. Шушкина. Ритмика. Учебное пособие для вокальных отделений музыкальных училищ. – М.: «Музыка», 1967.
9. Н.А. Батчаева. Ритмика. Статья в интернете. 2002.
10. Г. Франио. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. Учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: «Советский композитор», 1989.
11. Г. Франио. Методическое пособие по ритмике для 2-го класса музыкальной школы. – М.: «Музыка», 2005.
Источник