Комплексная оценка развития ребенка программа успех

Комплексная оценка развития ребенка программа успех thumbnail

Подробное описание

Введение

Реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования предполагает, согласно Федеральным государственным требованиям, обязательное психологическое сопровождение.

В настоящее время разработана система психолого-педагогического мониторинга для примерной образовательной программы «Успех» (И. А. Бурлакова, Е. Е. Клопотова, Е. К. Ягловская). Она позволяет отследить динамику формирования интегративных качеств, являющихся результатом освоения детьми конкретной образовательной программы.

В основу мониторинга авторами положен широко апробированный в психолого-педаго-гической практике метод заполнения карт развития, основанный на наблюдении за ребенком и проведении диагностических проб. Такой тип диагностики позволяет воспитателю оценить процесс развития ребенка. В то же время, как подчеркивают авторы, он не заменяет собой психологическую диагностику.

Программа «Успех» выдвигает не только определенные ФГТ, специфические для освоения каждой образовательной области, психолого-педагогические, но и общеразвивающие задачи, на решение которых направлена реализация всех образовательных областей (Н. В. Федина). В качестве таких задач определяются: развитие психических процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения; освоение позиции субъекта в детских видах деятельности; развитие мотивационно-потребностной сферы; формирование и развитие самопознания; развитие эмоционально-волевой регуляции, в том числе саморегуляции и самоконтроля; развитие творческих способностей.

Перечисленные задачи и определяют направления развивающей деятельности педагога, педагога-психолога ДОУ.

Данный диагностический журнал предназначен для организации мониторинга развивающей деятельности педагога, педагога-психолога ДОУ, реализующего программу «Успех». Его разделы соответствуют обозначенным выше общеразвивающим задачам, включают разнообразные методики, в которых отражены основные методы детской психологии: эксперимент, беседа, наблюдение, анализ продуктов деятельности детей.

Диагностический журнал разработан на основе концепции программы «Успех», которая образуется тремя основными подходами: культурно-историческим, деятельностным и личностным.

Разработка диагностических методик произведена с учетом базовых идей программы «Успех»:

– обучение ребенка предполагает развитие высших психических функций;

– обучение дошкольника характеризуется «реактивно-спонтанным» характером, который предполагает, что успешное обучение дошкольника происходит в специфически детских видах деятельности;

– носителями культуры для ребенка, в первую очередь, выступают взрослые;

– изменения в психических процессах и личности ребенка дошкольного возраста обусловливается развитием ведущей деятельности.

Диагностический журнал предназначен для воспитателей, старших воспитателей и педагогов-психологов ДОУ.

Содержание

Введение    3

Организация мониторинга    4

Оценка развития психических процессов    5

Внимание и память    5

Восприятие    9

Мышление    11

Воображение    17

Оценка освоения позиции субъекта в детских видах деятельности    19

Оценка развития мотивационно-потребностной сферы    22

Оценка формирования и развития самопознания    26

Оценка развития эмоционально-волевой регуляции    30

Оценка развития творческих способностей    46

Литература    59

Источник

  Муниципальное  бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждение          

« Детский  сад общеразвивающего  вида  с приоритетным  осуществлением  

деятельности по  познавательно-речевому направлению  развития детей № 68  

«  Василек».

Анализ общеобразовательной  программы дошкольного  образования « Успех».

Шарафутдинова  Алмазия  Шайхенуровна,

            воспитатель.

Набережные Челны, 2012

Программа  « Успех».

   Название Программы – « Успех»  – отражает основную миссию всей системы непрерывного образования Российской Федерации- формирование успешных граждан.

   Успешность маленьких россиян- это результат освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования по направлениям:

социально -личностное развитие;

познавательно -речевое развитие;

единство физического развития и воспитания культуры здоровья;

художественно-эстетическое развитие.

   Успех- это не только результат освоения образовательных программ, но и главный результат, к которому во все времена стремится каждый человек, семья, обществ и государство.

  Программа « Успех» – это образовательная программа нового поколения. В центре программы — ребенок начала 21 века. Он не хуже и не лучше, чем например, ребенок 90- х годов 20 века. Он просто другой. И программа учитывает ту социальную ситуацию, в которой происходит развитие современных детей.

  В создание программы приняли участие ведущие научные и образовательные учреждения: Институт стратегических исследований в образовании; Федеральный институт образования; НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН; Московский педагогический государственный университет; Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена; Московский городской психолого- педагогический университет; Челябинский государственный педагогический университет; Нижегородская архитектурно- строительная академия. В авторский коллектив также вошли авторы востребованных вариативных  образовательных программ  « Радуга»,    « Развитие», « Детство», « Из детство- в отрочество».

  В программе  « Успех » впервые учитываются особенности гендерного воспитания, основной целью которого является овладение способами общения и взаимодействия со сверстниками противоположного пола, а также формирование собственной гендерной идентичности ( осознание себя в качестве представителя определенного пола).

  Программа полностью меняет характер взаимоотношения между педагогом и воспитанниками. Они – партнеры по интересным, занимательным делам. И хотя это партнерство не предполагает установления полного равноправия( взрослый          все-таки остается более опытным и мудрым «партнером»), оно исключает    манипулирование ребенком, потому что ребенок- это не объект упраления , а

равноценный, развивающий человек.                                                                        

 Образовательная работа осуществляется не на традиционных учебных занятиях, которые часто не слишком интересны ребенку дошкольного возраста, а в ходе организации детских видов деятельности. Значимость и интерес к данным видам деятельности обеспечиваются построением образовательного процесса на основе календаря праздников( событий). Ведь события , в отличие учебных занятий, можно с нетерпением ждать, готовиться к ним, проживать их вместе со своей семьей, сверстниками, воспитателями. Темы праздников понятны детям и вызывают у них положительное эмоциональное отношение, необходимое для возникновения соответствующей мотивации в образовательном процессе. Авторы программы предлагают включить в календарь:

* события, формирующую чувство гражданской принадлежности ребенка ( День России, День защитников отечества).

*явления нравственной жизни ( Дни « спасибо», «доброты», «друзей»).

*явления окружающей природы ( Дни воды, земли, птиц).

*мир искусства и литературы ( Дни воспитателя, врача, почтальона).

*традиционные праздничные события семьи, общества и государства( Новый год, день матери).

  Игры в программе « Успех» отводится самое продуктивное время в первой половине дня, потому что игра(сюжетная, с правилами) — ведущая деятельность дошкольного возраста. При этом программа в полном объеме обеспечивает формирование предпосылок будущей учебной деятельности, решение таких сложных задач, как формирование целостной картины мира, кругозора современных дошкольников.

  Программа  построена таким образом ,чтобы педагог  имел возможность в ходе  повседневной  образовательной работы учитывать индивидуальные особенности  и темпе индивидуального развития  детей.

 Социальный портрет ребенка 7 лет, освоившего  основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

  1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.
  2. Любознательный, активный.
  3. Эмоционально отзывчивый.
  4. Овладевший средствами  общения  и способами  взаимодействия  со взрослыми и детьми.
  5.  Способный  управлять своим поведением и планировать свои действия  на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные  общепринятые нормы и правила поведения.
  1. Способный решать интеллектуальные  и личностные задачи(проблемы), адекватные возрасту.
  2. Имеющий первичные представления о себе,  семье, обществе, государстве, мире и природе.
  3. Овладевший универсальными  предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и по  образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
  4. Овладевший необходимыми умениями и навыками.

И, наконец, самое главное. Программа направлена на то, чтобы каждый ребенок в детском саду чувствовал себя успешным. Успех – это и признание окружающих , и одобрение достижений. Но успех не появляется из неоткуда по мановению волшебной палочки. Успех – это и результат правильно организованного, полноценного развития детей.

Источник

Подробное описание

Введение

Реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования предполагает, согласно Федеральным государственным требованиям, обязательное психологическое сопровождение.

В настоящее время разработана система психолого-педагогического мониторинга для примерной образовательной программы «Успех» (И. А. Бурлакова, Е. Е. Клопотова, Е. К. Ягловская). Она позволяет отследить динамику формирования интегративных качеств, являющихся результатом освоения детьми конкретной образовательной программы.

В основу мониторинга авторами положен широко апробированный в психолого-педаго-гической практике метод заполнения карт развития, основанный на наблюдении за ребенком и проведении диагностических проб. Такой тип диагностики позволяет воспитателю оценить процесс развития ребенка. В то же время, как подчеркивают авторы, он не заменяет собой психологической диагностики.

Программа «Успех» выдвигает не только определенные ФГТ специфические для освоения каждой образовательной области психолого-педагогические задачи, но и общеразвивающие, на решение которых направлена реализация всех образовательных областей (Н. В. Федина). К таким задачам относятся: развитие психических процессов – внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения; освоение позиции субъекта в детских видах деятельности; развитие мотивационно-потребностной сферы; формирование и развитие самопознания; развитие эмоционально-волевой регуляции, в том числе саморегуляции и самоконтроля; развитие творческих способностей. Перечисленные задачи и определяют направления развивающей деятельности педагога, педагога-психолога ДОУ.

Данный диагностический журнал предназначен для организации мониторинга развивающей деятельности педагога или педагога-психолога ДОУ, реализующего программу «Успех». разделы журнала соответствуют обозначенным выше общеразвивающим задачам, включают разнообразные методики, в которых отражены основные методы детской психологии: эксперимент, беседа, наблюдение, анализ продуктов деятельности детей.

Диагностический журнал разработан с учетом концепции программы «Успех»; в основе концепции – культурно-исторический, деятельностный и личностный подходы.

При разработке диагностических методик автором учитывались базовые идеи программы «Успех»:

– обучение ребенка предполагает развитие высших психических функций;

– обучение дошкольника характеризуется «реактивно-спонтанным» характером, который предполагает, что успешное обучение дошкольника происходит в специфически детских видах деятельности;

– носителями культуры для ребенка в первую очередь выступают взрослые;

– изменения в психических процессах и личности ребенка  дошкольного возраста обусловливаются развитием ведущей деятельности.

Диагностический журнал предназначен для воспитателей, старших воспитателей и педагогов-психологов ДОУ.

Содержание

Введение    3

Организация мониторинга    4

Оценка развития психических процессов    5

    Внимание и память    5

    Восприятие    9

    Мышление    12

    Воображение    16

Освоение позиции субъекта в детских видах деятельности    18

Оценка развития мотивационно-потребностной сферы    20

Оценка формирования и развития самопознания    22

Оценка развития эмоционально-волевой регуляции    24

Оценка развития творческих способностей    31

Литература    44

Источник

Подробное описание

Введение

Реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования предполагает, согласно Федеральным государственным требованиям, обязательное психологическое сопровождение.

В настоящее время разработана система психолого-педагогического мониторинга для примерной образовательной программы «Успех» (И. А. Бурлакова, Е. Е. Клопотова, Е. К. Ягловская). Она позволяет отследить динамику формирования интегративных качеств, являющихся результатом освоения детьми конкретной образовательной программы.

В основу мониторинга авторами положен широко апробированный в психолого-педаго-гической практике метод заполнения карт развития, основанный на наблюдении за ребенком и проведении диагностических проб. Такой тип диагностики позволяет воспитателю оценить процесс развития ребенка. В то же время, как подчеркивают авторы, он не заменяет собой психологической диагностики.

Программа «Успех» выдвигает не только определенные ФГТ специфические для освоения каждой образовательной области психолого-педагогические задачи, но и общеразвивающие, на решение которых направлена реализация всех образовательных областей (Н. В. Федина). К таким задачам относятся: развитие психических процессов – внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения; освоение позиции субъекта в детских видах деятельности; развитие мотивационно-потребностной сферы; формирование и развитие самопознания; развитие эмоционально-волевой регуляции, в том числе саморегуляции и самоконтроля; развитие творческих способностей. Перечисленные задачи и определяют направления развивающей деятельности педагога, педагога-психолога ДОУ.

Данный диагностический журнал предназначен для организации мониторинга развивающей деятельности педагога или педагога-психолога ДОУ, реализующего программу «Успех». разделы журнала соответствуют обозначенным выше общеразвивающим задачам, включают разнообразные методики, в которых отражены основные методы детской психологии: эксперимент, беседа, наблюдение, анализ продуктов деятельности детей.

Диагностический журнал разработан с учетом концепции программы «Успех»; в основе концепции – культурно-исторический, деятельностный и личностный подходы.

При разработке диагностических методик автором учитывались базовые идеи программы «Успех»:

– обучение ребенка предполагает развитие высших психических функций;

– обучение дошкольника характеризуется «реактивно-спонтанным» характером, который предполагает, что успешное обучение дошкольника происходит в специфически детских видах деятельности;

– носителями культуры для ребенка в первую очередь выступают взрослые;

– изменения в психических процессах и личности ребенка  дошкольного возраста обусловливаются развитием ведущей деятельности.

Диагностический журнал предназначен для воспитателей, старших воспитателей и педагогов-психологов ДОУ.

Содержание

Введение    3

Организация мониторинга    4

Оценка развития психических процессов    5

Внимание и память    5

Восприятие    9

Мышление    12

Воображение    16

освоение позиции субъекта в детских видах деятельности    18

Оценка развития мотивационно-потребностной сферы    20

Оценка формирования и развития самопознания    24

Оценка развития эмоционально-волевой регуляции    28

Оценка развития творческих способностей    40

Литература    53

Источник

Подробное описание

Введение

Реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования предполагает, согласно Федеральным государственным требованиям, обязательное психологическое сопровождение.

В настоящее время разработана система психолого-педагогического мониторинга для примерной образовательной программы «Успех» (И. А. Бурлакова, Е. Е. Клопотова, Е. К. Ягловская). Она позволяет отследить динамику формирования интегративных качеств, являющихся результатом освоения детьми конкретной образовательной программы.

В основу мониторинга авторами положен широко апробированный в психолого-педаго-гической практике метод заполнения карт развития, основанный на наблюдении за ребенком и проведении диагностических проб. Такой тип диагностики позволяет воспитателю оценить процесс развития ребенка. В то же время, как подчеркивают авторы, он не заменяет собой психологической диагностики.

Программа «Успех» выдвигает не только определенные ФГТ, специфические для освоения каждой образовательной области психолого-педагогические задачи, но и общеразвивающие задачи, на решение которых направлена реализация всех образовательных областей (Н. В. Федина). К таким задачам относятся: развитие психических процессов – внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения; освоение позиции субъекта в детских видах деятельности; развитие мотивационно-потребностной сферы; формирование и развитие самопознания; развитие эмоционально-волевой регуляции, в том числе саморегуляции и самоконтроля; развитие творческих способностей. Перечисленные задачи и определяют направления развивающей деятельности педагога, педагога-психолога ДОУ.

Данный диагностический журнал предназначен для организации мониторинга развивающей деятельности педагога или педагога-психолога ДОУ, реализующего программу «Успех». Разделы журнала соответствуют обозначенным выше общеразвивающим задачам, включают разнообразные методики, в которых отражены основные методы изучения детской психологии: эксперимент, беседа, наблюдение, анализ продуктов деятельности детей.

Диагностический журнал разработан с учетом концепции программы «Успех», в основе которой лежат следующие подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный.

При разработке диагностических методик автором учитывались базовые идеи программы «Успех»:

– обучение ребенка предполагает развитие высших психических функций;

– обучение дошкольника характеризуется «реактивно-спонтанным» характером, который пред-полагает, что успешное обучение дошкольника происходит в специфически детских видах деятельности;

– носителями культуры для ребенка в первую очередь выступают взрослые;

– изменения в психических процессах и личности ребенка дошкольного возраста обусловливаются развитием ведущей деятельности.

Диагностический журнал предназначен для воспитателей, старших воспитателей и педагогов-психологов ДОУ.

Содержание

Введение    3

Организация мониторинга    4

Оценка развития психических процессов    5

Освоение позиции субъекта в детских видах деятельности    15

Оценка развития мотивационно-потребностной сферы    17

Оценка формирования и развития самопознания    19

Оценка развития эмоционально-волевой регуляции    21

Оценка развития творческих способностей    28

Литература    41

Источник