Комплексная оценка развития ребенка программа успех
Подробное описание
Введение
Реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования предполагает, согласно Федеральным государственным требованиям, обязательное психологическое сопровождение.
В настоящее время разработана система психолого-педагогического мониторинга для примерной образовательной программы «Успех» (И. А. Бурлакова, Е. Е. Клопотова, Е. К. Ягловская). Она позволяет отследить динамику формирования интегративных качеств, являющихся результатом освоения детьми конкретной образовательной программы.
В основу мониторинга авторами положен широко апробированный в психолого-педаго-гической практике метод заполнения карт развития, основанный на наблюдении за ребенком и проведении диагностических проб. Такой тип диагностики позволяет воспитателю оценить процесс развития ребенка. В то же время, как подчеркивают авторы, он не заменяет собой психологическую диагностику.
Программа «Успех» выдвигает не только определенные ФГТ, специфические для освоения каждой образовательной области, психолого-педагогические, но и общеразвивающие задачи, на решение которых направлена реализация всех образовательных областей (Н. В. Федина). В качестве таких задач определяются: развитие психических процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения; освоение позиции субъекта в детских видах деятельности; развитие мотивационно-потребностной сферы; формирование и развитие самопознания; развитие эмоционально-волевой регуляции, в том числе саморегуляции и самоконтроля; развитие творческих способностей.
Перечисленные задачи и определяют направления развивающей деятельности педагога, педагога-психолога ДОУ.
Данный диагностический журнал предназначен для организации мониторинга развивающей деятельности педагога, педагога-психолога ДОУ, реализующего программу «Успех». Его разделы соответствуют обозначенным выше общеразвивающим задачам, включают разнообразные методики, в которых отражены основные методы детской психологии: эксперимент, беседа, наблюдение, анализ продуктов деятельности детей.
Диагностический журнал разработан на основе концепции программы «Успех», которая образуется тремя основными подходами: культурно-историческим, деятельностным и личностным.
Разработка диагностических методик произведена с учетом базовых идей программы «Успех»:
– обучение ребенка предполагает развитие высших психических функций;
– обучение дошкольника характеризуется «реактивно-спонтанным» характером, который предполагает, что успешное обучение дошкольника происходит в специфически детских видах деятельности;
– носителями культуры для ребенка, в первую очередь, выступают взрослые;
– изменения в психических процессах и личности ребенка дошкольного возраста обусловливается развитием ведущей деятельности.
Диагностический журнал предназначен для воспитателей, старших воспитателей и педагогов-психологов ДОУ.
Содержание
Введение 3
Организация мониторинга 4
Оценка развития психических процессов 5
Внимание и память 5
Восприятие 9
Мышление 11
Воображение 17
Оценка освоения позиции субъекта в детских видах деятельности 19
Оценка развития мотивационно-потребностной сферы 22
Оценка формирования и развития самопознания 26
Оценка развития эмоционально-волевой регуляции 30
Оценка развития творческих способностей 46
Литература 59
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей № 68
« Василек».
Анализ общеобразовательной программы дошкольного образования « Успех».
Шарафутдинова Алмазия Шайхенуровна,
воспитатель.
Набережные Челны, 2012
Программа « Успех».
Название Программы – « Успех» – отражает основную миссию всей системы непрерывного образования Российской Федерации- формирование успешных граждан.
Успешность маленьких россиян- это результат освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования по направлениям:
социально -личностное развитие;
познавательно -речевое развитие;
единство физического развития и воспитания культуры здоровья;
художественно-эстетическое развитие.
Успех- это не только результат освоения образовательных программ, но и главный результат, к которому во все времена стремится каждый человек, семья, обществ и государство.
Программа « Успех» – это образовательная программа нового поколения. В центре программы — ребенок начала 21 века. Он не хуже и не лучше, чем например, ребенок 90- х годов 20 века. Он просто другой. И программа учитывает ту социальную ситуацию, в которой происходит развитие современных детей.
В создание программы приняли участие ведущие научные и образовательные учреждения: Институт стратегических исследований в образовании; Федеральный институт образования; НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН; Московский педагогический государственный университет; Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена; Московский городской психолого- педагогический университет; Челябинский государственный педагогический университет; Нижегородская архитектурно- строительная академия. В авторский коллектив также вошли авторы востребованных вариативных образовательных программ « Радуга», « Развитие», « Детство», « Из детство- в отрочество».
В программе « Успех » впервые учитываются особенности гендерного воспитания, основной целью которого является овладение способами общения и взаимодействия со сверстниками противоположного пола, а также формирование собственной гендерной идентичности ( осознание себя в качестве представителя определенного пола).
Программа полностью меняет характер взаимоотношения между педагогом и воспитанниками. Они – партнеры по интересным, занимательным делам. И хотя это партнерство не предполагает установления полного равноправия( взрослый все-таки остается более опытным и мудрым «партнером»), оно исключает манипулирование ребенком, потому что ребенок- это не объект упраления , а
равноценный, развивающий человек.
Образовательная работа осуществляется не на традиционных учебных занятиях, которые часто не слишком интересны ребенку дошкольного возраста, а в ходе организации детских видов деятельности. Значимость и интерес к данным видам деятельности обеспечиваются построением образовательного процесса на основе календаря праздников( событий). Ведь события , в отличие учебных занятий, можно с нетерпением ждать, готовиться к ним, проживать их вместе со своей семьей, сверстниками, воспитателями. Темы праздников понятны детям и вызывают у них положительное эмоциональное отношение, необходимое для возникновения соответствующей мотивации в образовательном процессе. Авторы программы предлагают включить в календарь:
* события, формирующую чувство гражданской принадлежности ребенка ( День России, День защитников отечества).
*явления нравственной жизни ( Дни « спасибо», «доброты», «друзей»).
*явления окружающей природы ( Дни воды, земли, птиц).
*мир искусства и литературы ( Дни воспитателя, врача, почтальона).
*традиционные праздничные события семьи, общества и государства( Новый год, день матери).
Игры в программе « Успех» отводится самое продуктивное время в первой половине дня, потому что игра(сюжетная, с правилами) — ведущая деятельность дошкольного возраста. При этом программа в полном объеме обеспечивает формирование предпосылок будущей учебной деятельности, решение таких сложных задач, как формирование целостной картины мира, кругозора современных дошкольников.
Программа построена таким образом ,чтобы педагог имел возможность в ходе повседневной образовательной работы учитывать индивидуальные особенности и темпе индивидуального развития детей.
Социальный портрет ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
- Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.
- Любознательный, активный.
- Эмоционально отзывчивый.
- Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и детьми.
- Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
- Способный решать интеллектуальные и личностные задачи(проблемы), адекватные возрасту.
- Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.
- Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
- Овладевший необходимыми умениями и навыками.
И, наконец, самое главное. Программа направлена на то, чтобы каждый ребенок в детском саду чувствовал себя успешным. Успех – это и признание окружающих , и одобрение достижений. Но успех не появляется из неоткуда по мановению волшебной палочки. Успех – это и результат правильно организованного, полноценного развития детей.
Источник
Подробное описание
Введение
Реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования предполагает, согласно Федеральным государственным требованиям, обязательное психологическое сопровождение.
В настоящее время разработана система психолого-педагогического мониторинга для примерной образовательной программы «Успех» (И. А. Бурлакова, Е. Е. Клопотова, Е. К. Ягловская). Она позволяет отследить динамику формирования интегративных качеств, являющихся результатом освоения детьми конкретной образовательной программы.
В основу мониторинга авторами положен широко апробированный в психолого-педаго-гической практике метод заполнения карт развития, основанный на наблюдении за ребенком и проведении диагностических проб. Такой тип диагностики позволяет воспитателю оценить процесс развития ребенка. В то же время, как подчеркивают авторы, он не заменяет собой психологической диагностики.
Программа «Успех» выдвигает не только определенные ФГТ специфические для освоения каждой образовательной области психолого-педагогические задачи, но и общеразвивающие, на решение которых направлена реализация всех образовательных областей (Н. В. Федина). К таким задачам относятся: развитие психических процессов – внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения; освоение позиции субъекта в детских видах деятельности; развитие мотивационно-потребностной сферы; формирование и развитие самопознания; развитие эмоционально-волевой регуляции, в том числе саморегуляции и самоконтроля; развитие творческих способностей. Перечисленные задачи и определяют направления развивающей деятельности педагога, педагога-психолога ДОУ.
Данный диагностический журнал предназначен для организации мониторинга развивающей деятельности педагога или педагога-психолога ДОУ, реализующего программу «Успех». разделы журнала соответствуют обозначенным выше общеразвивающим задачам, включают разнообразные методики, в которых отражены основные методы детской психологии: эксперимент, беседа, наблюдение, анализ продуктов деятельности детей.
Диагностический журнал разработан с учетом концепции программы «Успех»; в основе концепции – культурно-исторический, деятельностный и личностный подходы.
При разработке диагностических методик автором учитывались базовые идеи программы «Успех»:
– обучение ребенка предполагает развитие высших психических функций;
– обучение дошкольника характеризуется «реактивно-спонтанным» характером, который предполагает, что успешное обучение дошкольника происходит в специфически детских видах деятельности;
– носителями культуры для ребенка в первую очередь выступают взрослые;
– изменения в психических процессах и личности ребенка дошкольного возраста обусловливаются развитием ведущей деятельности.
Диагностический журнал предназначен для воспитателей, старших воспитателей и педагогов-психологов ДОУ.
Содержание
Введение 3
Организация мониторинга 4
Оценка развития психических процессов 5
Внимание и память 5
Восприятие 9
Мышление 12
Воображение 16
Освоение позиции субъекта в детских видах деятельности 18
Оценка развития мотивационно-потребностной сферы 20
Оценка формирования и развития самопознания 22
Оценка развития эмоционально-волевой регуляции 24
Оценка развития творческих способностей 31
Литература 44
Источник
Подробное описание
Введение
Реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования предполагает, согласно Федеральным государственным требованиям, обязательное психологическое сопровождение.
В настоящее время разработана система психолого-педагогического мониторинга для примерной образовательной программы «Успех» (И. А. Бурлакова, Е. Е. Клопотова, Е. К. Ягловская). Она позволяет отследить динамику формирования интегративных качеств, являющихся результатом освоения детьми конкретной образовательной программы.
В основу мониторинга авторами положен широко апробированный в психолого-педаго-гической практике метод заполнения карт развития, основанный на наблюдении за ребенком и проведении диагностических проб. Такой тип диагностики позволяет воспитателю оценить процесс развития ребенка. В то же время, как подчеркивают авторы, он не заменяет собой психологической диагностики.
Программа «Успех» выдвигает не только определенные ФГТ специфические для освоения каждой образовательной области психолого-педагогические задачи, но и общеразвивающие, на решение которых направлена реализация всех образовательных областей (Н. В. Федина). К таким задачам относятся: развитие психических процессов – внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения; освоение позиции субъекта в детских видах деятельности; развитие мотивационно-потребностной сферы; формирование и развитие самопознания; развитие эмоционально-волевой регуляции, в том числе саморегуляции и самоконтроля; развитие творческих способностей. Перечисленные задачи и определяют направления развивающей деятельности педагога, педагога-психолога ДОУ.
Данный диагностический журнал предназначен для организации мониторинга развивающей деятельности педагога или педагога-психолога ДОУ, реализующего программу «Успех». разделы журнала соответствуют обозначенным выше общеразвивающим задачам, включают разнообразные методики, в которых отражены основные методы детской психологии: эксперимент, беседа, наблюдение, анализ продуктов деятельности детей.
Диагностический журнал разработан с учетом концепции программы «Успех»; в основе концепции – культурно-исторический, деятельностный и личностный подходы.
При разработке диагностических методик автором учитывались базовые идеи программы «Успех»:
– обучение ребенка предполагает развитие высших психических функций;
– обучение дошкольника характеризуется «реактивно-спонтанным» характером, который предполагает, что успешное обучение дошкольника происходит в специфически детских видах деятельности;
– носителями культуры для ребенка в первую очередь выступают взрослые;
– изменения в психических процессах и личности ребенка дошкольного возраста обусловливаются развитием ведущей деятельности.
Диагностический журнал предназначен для воспитателей, старших воспитателей и педагогов-психологов ДОУ.
Содержание
Введение 3
Организация мониторинга 4
Оценка развития психических процессов 5
Внимание и память 5
Восприятие 9
Мышление 12
Воображение 16
освоение позиции субъекта в детских видах деятельности 18
Оценка развития мотивационно-потребностной сферы 20
Оценка формирования и развития самопознания 24
Оценка развития эмоционально-волевой регуляции 28
Оценка развития творческих способностей 40
Литература 53
Источник
Подробное описание
Введение
Реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования предполагает, согласно Федеральным государственным требованиям, обязательное психологическое сопровождение.
В настоящее время разработана система психолого-педагогического мониторинга для примерной образовательной программы «Успех» (И. А. Бурлакова, Е. Е. Клопотова, Е. К. Ягловская). Она позволяет отследить динамику формирования интегративных качеств, являющихся результатом освоения детьми конкретной образовательной программы.
В основу мониторинга авторами положен широко апробированный в психолого-педаго-гической практике метод заполнения карт развития, основанный на наблюдении за ребенком и проведении диагностических проб. Такой тип диагностики позволяет воспитателю оценить процесс развития ребенка. В то же время, как подчеркивают авторы, он не заменяет собой психологической диагностики.
Программа «Успех» выдвигает не только определенные ФГТ, специфические для освоения каждой образовательной области психолого-педагогические задачи, но и общеразвивающие задачи, на решение которых направлена реализация всех образовательных областей (Н. В. Федина). К таким задачам относятся: развитие психических процессов – внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения; освоение позиции субъекта в детских видах деятельности; развитие мотивационно-потребностной сферы; формирование и развитие самопознания; развитие эмоционально-волевой регуляции, в том числе саморегуляции и самоконтроля; развитие творческих способностей. Перечисленные задачи и определяют направления развивающей деятельности педагога, педагога-психолога ДОУ.
Данный диагностический журнал предназначен для организации мониторинга развивающей деятельности педагога или педагога-психолога ДОУ, реализующего программу «Успех». Разделы журнала соответствуют обозначенным выше общеразвивающим задачам, включают разнообразные методики, в которых отражены основные методы изучения детской психологии: эксперимент, беседа, наблюдение, анализ продуктов деятельности детей.
Диагностический журнал разработан с учетом концепции программы «Успех», в основе которой лежат следующие подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный.
При разработке диагностических методик автором учитывались базовые идеи программы «Успех»:
– обучение ребенка предполагает развитие высших психических функций;
– обучение дошкольника характеризуется «реактивно-спонтанным» характером, который пред-полагает, что успешное обучение дошкольника происходит в специфически детских видах деятельности;
– носителями культуры для ребенка в первую очередь выступают взрослые;
– изменения в психических процессах и личности ребенка дошкольного возраста обусловливаются развитием ведущей деятельности.
Диагностический журнал предназначен для воспитателей, старших воспитателей и педагогов-психологов ДОУ.
Содержание
Введение 3
Организация мониторинга 4
Оценка развития психических процессов 5
Освоение позиции субъекта в детских видах деятельности 15
Оценка развития мотивационно-потребностной сферы 17
Оценка формирования и развития самопознания 19
Оценка развития эмоционально-волевой регуляции 21
Оценка развития творческих способностей 28
Литература 41
Источник