Комплексная оценка психического развития ребенка

Комплексная оценка психического развития ребенка thumbnail

метки: Ребенок, Месяц, Число, Развитие, Рождение, Колебание, Граница, Длина

Комплексная оценка состояния здоровья детей.

Включает:

1. Изучение факторов риска в анамнезе.

2. Определение физического развития.

3. Оценку нервно-психического развития.

4. Изучение состояния резистентности.

5. Определение функционального состояния органов и систем.

6. Изучение наличия хронических заболеваний или пороков развития.

Критерии здоровья.

Анамнез (жизни, заболевания).

Анамнез жизни:

v биологический,

v генеалогический,

v социальный.

В зависимости от анамнеза выделяют 4 группы:

1. С неотягощенным анамнезом.

2. С отягощенным биологическим анамнезом.

3. С отягощенным генеалогическим анамнезом.

4. С отягощенным социальным анамнезом.

Определение уровня физического развития.

Определяемые параметры для оценки физического развития:

Длина (рост)(характеризует ростовые процессы детского организма).

Масса тела(свидетельствует о развитии костно-мышечного аппарата, подкожно-жировой клетчатки, внутренних органов).

Окружность головы и груди(свидетельствует о степени гармоничности физического развития)/

Ориентировочные формулы физического развития.

РОСТ (длина).

1. Рост детей первых 6 месяцев – рост при рождении + 3хn.

2. Рост детей от 7 до 12 месяцев – 64 + n, где n – число месяцев.

Граница допустимых колебаний: +-4 см. (или поправочный коэффициент k = +- 5% от долженствующей длины).

3. Рост детей с 2 до 15 лет.

Рост детей в 8 лет – 130 см.

На каждый недостающий год – 7 см.

На каждый превышающий год + 5 см.

Или: а) рост детей 2-8 лет = 74 см +7 см х n,

б)рост детей 8-15 лет = 90 см + 5 см х n, где n – число лет.

Границы колебаний: 0-5 лет +- 6 см,

5-10 лет+- 9 см,

10-15 лет+-10 см.

Или: рост после года = рост в год + 6 см х n, где n – число лет.

МАССА.

1.Первый год жизни:

Ø Первое полугодие:

Масса тела = масса при рождении + 800 х n (n – число месяцев).

Ø Второе полугодие:

12 стр., 5634 слов

1.Рост и развитие, охарактеризуйте понятия

тКонтрольная работа № 6 1.Рост и развитие, охарактеризуйте понятия. Под ростом понимается увеличение массы тела собаки как в целом, так и его отдельных органов. Развитие — это сложный процесс, при котором одновременно с увеличением массы тела (количественные изменения) развиваются и изменяются экстерьер, характерный -для данной породы, и физиологические функции организма животных этой породы ( …

Масса тела = масса при рождении + 800 х 6 + 400 х (n- 6).

Границы допустимых колебаний или поправочный коэффициент k = +- 10% от долженствующего веса.

В год масса в среднем = 10-11 кг.

2. После года:

Ø От 1 до 10 лет:

Масса = масса в год (=10,5 кг) + 2 кг х n (n – число лет).

Ø После 10 лет:

Масса = масса в 10 лет + 4 кг х (n-10), n – число лет.

Ø Или:

Масса тела 5 лет = 19 кг.

На каждый недостающий год – минус 2 кг.

На каждый последующий год – плюс 3 кг.

Ø Или:

а) масса тела детей 2-5 лет = 2 кг х n + 9 кг,

б) масса тела детей 5-12 лет = 3 кг х n + 4 кг, где n — число лет.

Ø Масса тела детей 12-16 лет = (5 кг х n) – 20 кг, где n – число лет.

Границы колебаний: 0-5 лет +-3 кг,

5-10 лет +- 6 кг,

10-15 лет +- 10 кг.

ОКРУЖНОСТЬ ГОЛОВЫ.

При рождении норма – 34-36 см.

Прибавка в месяц – по 1 см.

К году увеличится на 10-12 см. (будет равна 44-46 см).

1-2 года – по 2 см.

2-5 лет – по 1 см в год, в 5 лет окр. гол.= 50 см, затем увеличивается на 0,5 см в год.

ОКРУЖНОСТЬ ГРУДИ.

При рождении норма – 32-34 см.

До 1 года по 1,2 -1,3 см в месяц (14,4 см-15,6 см).

С года до 10 лет увеличивается на 1,5 см в год,

в 5 лет окр. гр. = 55 см, в 10 лет = 63 см,

после 10 лет увеличивается на 3 см в год.

Вариант оценки физического развития детей до года

(таблица).

Возраст ребенка, месяцыМасса тела,г За месяцМасса тела , г За весь периодДлина, см За месяцДлина, см За весь период
2,58,5
2,5
1,520,5
1,5
1,523,5
1,5

Способы оценки физического развития:

1. Параметрический или сигмальный.

2. Непараметрический или центильный.

При оценке по таблицам центильного типа получаем данные, которые могут быть использованы для:

v Характеристики антропометрических данных и определения соматотипа.

v Скрининг-обследования при массовых профосмотрах.

v Суждения о темпе биологического развития.

1-3 коридоры – развитие ниже среднего – дефицит массы или длины.

4 коридор – развитие среднее.

5-7 коридор – развитие выше среднего – избыток массы или длины.

При скрининг-обследовании:

Проводится измерение длины и массы тела (исключается измерение окружности грудной клетки, кроме детей до года, у них проводится измерение и окружности головы).

Оценка массы тела производится только по таблице соответствия длине тела.

Выделяются условно три группы детей:

1. Группа – основная, условная норма – от 10 до 90 центиля или оценки по номерам коридоров 3, 4, 5.

2. Группа – «пограничная» — диспансерная (дети, получившие оценки коридоров 2и 6 (или между 3 и 10 центилем и между 90 и 97 центилем) по любому антропометрическому признаку.

3. Группа. Дети с выраженными отклонениями, имеющие по результатам измерений оценки 1 и 7 (ниже 3 и выше 97 центиля).

Дети этой группы требуют дополнительного углубленного обследования с привлечением узких специалистов или даже госпитализации для такого обследования.

Для детей 2-ой группы вопрос решается индивидуально, но эти дети должны оставаться под специальным наблюдением врача-педиатра.

Алгоритм определения физического развития:

1. Провести антропометрию.

2. При осмотре оценить наличие или отсутствие резко выраженных конституциональных особенностей.

3. Определить возрастную группу.

4. Определить соматотип.

5. Определить гармоничность.

ВАРИАНТЫ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

Область или «коридор» № 1 (до 3 центиля).

Область «очень низких величин», встречающихся у здоровых детей редко (не чаще 3%).

Ребенок с таким уровнем признака должен проходить специальное консультирование и, по показаниям, обследование.

Область или «коридор» № 2 (от 3 до 10 центиля).

Область «низких величин»,встречающихся у 7% здоровых детей. Показано консультирование и обследование при наличии других отклонений в состоянии здоровья или развития.

Область или «коридор» № 3 (от 10 до 25 центиля).

Область величин «ниже среднего» свойственных 15% здоровых детей данного пола и возраста.

Область или «коридор» № 4 (от 25 до 75 центиля).

Область «средних величин», свойственных 50% здоровых детей и поэтому наиболее характерных для данной возрастно-половой группы.

Область или «коридор» №5 (от 75 до 90 центиля).

Область величин «выше среднего»,свойственная 15% здоровых детей.

Область или «коридор» № 6 (от 90 до 97 центиля).

Область «высоких» величин, свойственных 7% здоровых детей. Медицинское решение зависит от существа признака и состояния других органов и систем.

Область или «коридор» № 7 (от 97 центиля).

Область «очень высоких» величин, свойственных не более чем 3% здоровых детей. Вероятность патологической природы изменений достаточно высока, поэтому требуется консультирование.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОМАТОТИПА.

Выделяют три следующих соматотипа:

1. Микросоматический.

2. Мезосоматический.

3. Макросоматический.

После проведения антропометрических измерений (длины, массы тела, окружности грудной клетки) по «центильной таблице» необходимо определить область или «коридор» для каждого показателя.

Отнесение ребенка к одному из соматотипов производится согласно сумме номеров областей или «коридоров» центильной шкалы, полученных для длины тела, массы тела и окружности грудной клетки.

Читайте также:  Центр развития ребенка школа приоритет

При сумме баллов (номеров) до 10 ребенок относится к микросоматическому типу (физическое развитие ниже среднего).

При сумме баллов (номеров) от 11 до 15 — ребенок относится к мезосоматическому типу (физическое развитие среднее).

При сумме баллов (номеров) от 16 до 21 — ребенок относится к макросоматическому типу (физическое развитие выше среднего).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГАРМОНИЧНОСТИ.

Производится на основании центильных оценок.

Если разность номеров областей (коридоров) между любыми из трех показателей не превышает 1, то это гармоническоеразвитие.

Если разность номеров областей (коридоров) между любыми из трех показателей составляет 2, то – развитие дисгармоническое.

Если разность номеров областей (коридоров) между любыми из трех показателей равна 3 и более, — резко дисгармоническоеразвитие.

Оценка нервно-психического развития ребенка.

Для детей 2-го года жизни ведущими линиями развития являются:

Ра, Рп, СР, До, Н, И (игра и действия с предметами)

Для детей 3-го года жизни определяют 7 линий развития:

Ра, И (игра сюжетная), Н (НО,НК), КД, ИД.

Оценка НПР детей в возрасте 4-7 лет осуществляется по следующим показателям: моторное развитие, сенсорное развитие, умственное развитие, игровая деятельность, поведение, навыки.

Нормальное развитие констатируется при выполнении ребенком не менее

4-х заданий на первом и втором году жизни и не менее 7-8 заданий – на 3-м году жизни.

При отставании указать, по каким линиям развития ребенок отстаёт и на сколько месяцев.

Дети с отставанием в нервно-психическом развитии должны быть проконсультированы невропатологом или психоневрологом.

В ДОУ оценку НПР проводить:

1 раз в квартал на 2-м году жизни,

1 раз в полугодие на 3-м году жизни,
в последующем — 1 раз в год.

(детям первого года жизни – 1 раз в месяц).

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ ВЕДУЩИХ ЛИНИЙ РАЗВИТИЯ:
Т – мышечный тонусИ – игра
Р – рефлексы новорождённыхКД – конструктивная деятельность
А – зрительный и слуховой анализаторыИД – изобретательная деятельность
Э — эмоцииРП – понимание речи
Д – развитие движенийРА – активная речь
ДР – движения руки, действия с предметамиРАГ – активная речевая грамматика
ДО – движения общие 
Н – навыкиРАВ – активные речевые вопросы
НО – навыки одеванияСР – сенсорное развитие
НК – навыки кормленияСРФ – сенсорное развитие, воспроизведение формы
СП – социальное поведениеСРЦ – сенсорное развитие, воспроизведение цвета

Оценка и определение группы нервно-психического развития ребенка.

По уровню нервно-психического развития детей выделяют 5 групп развития.

Критерии оценки НПР и группы развития детей.

I группаII группаIII группаIV группаV группа
1.Дети с нормальным развитием. 2.Дети с опережением в развитии: 1)на 1 эпикризный срок (ускоренное развитие); 2)на 2 и более эпикризных срока (высокое развитие);   3)Дети с дисгармоничным развитием: с опережением на различные эпикризные сроки по одному или нескольким показателям.1.Дети с отставанием в развитии на 1 эпикризный срок: 1 степень – по 1-2 показателям; 2 степень – по 3-4 показателям; 3 степень – по 5-7 показателям.   2.Дети с дисгармоничным развитием: часть показателей выше на 1-2 эпикризных срока, другая часть – ниже на 1 эпикризный срок.  1.Дети с отставанием в развитии на 2 эпикризных срока: 1 степень – по 1-2 показателям; 2 степень – по 3-4 показателям; 3 степень – по 5-7 показателям.   2.Дети с дисгармоничным развитием: часть показателей выше на 1-2 эпикризных срока, другая часть – ниже на 1-2 эпикризных срока, часть показателей может соответствовать норме.1.Дети с отставанием в развитии на 3 эпикризных срока: 1 степень – по 1-2 показателям; 2 степень – по 3-4 показателям; 3 степень – по 5-7 показателям.   2.Дети с дисгармоничным развитием: часть показателей ниже нормы на 1-2 эпикризных срока, другая часть – ниже на 3 эпикризных срока, часть показателей может соответствовать норме.1.Дети с отставанием в развитии на 4-5 эпикризных срока: 1 степень – по 1-2 показателям; 2 степень – по 3-4 показателям; 3 степень – по 5-7 показателям.   2.Дети с дисгармоничным развитием: часть показателей ниже нормы на 1-3 эпикризных срока, другая часть – ниже на 4-5 эпикризных срока, часть показателей может соответствовать норме.

Детям раннего возраста с дисгармоничным развитием определить группу дисгармоничного развития (группа внимания, группа риска, группа высокого риска, группа диспансерная).

Показатели нервно-психического развития детей в возрасте 7-18 лет:

· ЭВС – эмоционально-вегетативная сфера.

· ППС – поведение и психомоторная сфера.

· ИР – интеллектуальная сфера.

По каждому из разделов отмечается наличие или отсутствие отклонений в развитии. В случае наличия отклонений хотя бы в одной из психических сфер, необходима консультация детских специалистов: педиатра, психоневролога, логопеда, психолога.

4. ОЦЕНКА РЕЗИСТЕНТНОСТИ:

§ Высокая — острых заболеваний нет.

§ Средняя – 1-3 раза в год.

§ Низкая – 4-7 раз в год.

§ Очень низкая – 8 и более заболеваний в год.

Группы здоровья детей и подростков

Группа здоровья 
IЗдоровые дети, без отклонений по всем избранным для оценки критериям здоровья. Дети с незначительными единичными морфологическими отклонениями – мАР (аномалия ногтей, мало выраженная деформация ушной раковины, единичные стигмы).
IIДети с отягощенным биологическим, генеалогическим анамнезом, с некоторыми функциональными и морфофункциональными изменениям, то есть дети с риском возможности развития у них хронической патологии.
IIаЗдоровые дети с минимальной степенью риска формирования хронических заболеваний, с отклонениями в онтогенезе (имеющие факторы риска в антенатальный период).
IIбЗдоровые дети выраженной степенью риска формирования хронических заболеваний, с пограничными состояниями функциональными отклонениями по возрасту (имеют факторы риска в интранатальный период или факторы риска в антенатальный, интранатальный период и факторы риска первых трех лет жизни).
IIIБольные дети с хроническими заболеваниями или врожденной патологией в стадии компенсации.
IVДети с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации.
VДети с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития в состоянии декомпенсации.

Задачи.

1. Мальчик 4-х лет, масса = 15 кг, длина тела = 106 см, окр. Груди = 51 см.

Оценить физическое развитие, определить соматотип, гармоничность.

Дать рекомендации по наблюдению.

2. Девочка 11 лет, масса = 47 кг, длина тела = 132 см, окр. груди = 75 см.

Оценить физическое развитие, определить соматотип, гармоничность.

Дать рекомендации по наблюдению.

3. Девочка 4 года, 9 месяцев, масса = 17,5 кг, длина тела = 106 см, окр. груди = 54,5 см.

Оценить физическое развитие, определить соматотип, гармоничность.

4. При скрининг-обследовании мальчик 13 лет, масса = 31,5 кг, длина = 142 см.

Определите группу физического развития, дайте рекомендации по наблюдению.

5. Ребенку 4 года. Движения свободные, четкая координация, хорошо играет мячом, любит прыгать с небольшой высоты, подскакивать на месте, хорошо владеет карандашом, фломастером. Знает 6-7 цветов. Может сравнивать подлине и ширине предметы различной геометрической формы. Ориентируется в пространстве. Владеет счетом до 10. Владеет понятиями много и мало. Задает вопросы «зачем», «почему».

Пересказывает рассказ, речь грамматически правильная. Любит играть в группе детей и с конструктором. Ребенок вежлив, знает взрослых по имени и отчеству, знает элементы этики, правила

поведения. Владеет гигиеническими навыками. Хорошо одевается, застегивает пуговки, молнию. Аккуратно ест ложкой, вилкой.

Оценить нервно-психическое развитие.

6. Девочка, 7 лет.

Катается на двухколесном велосипеде, на лыжах, умеет плавать, играет в теннис. Владеет иголкой с ниткой. Хорошо рисует, подбирая правильно цвета и оттенки. Решает задачи на сложение вычитание. Речь грамотная, читает свободно. Умеет делать обобщения. Любит играть с детьми, умеет совершенствовать замысел игры. Знает правила этики. Переживает за свои и чужие поступки. Ухаживает за комнатными цветами, занимается уборкой помещения. Охотно выполняет поручения. Вежлива со взрослыми. Бережет книги, игрушки, вещи.

Читайте также:  Влияние антигистаминных препаратов на развитие ребенка

Оценить нервно-психическое развитие.

7. Мальчик, 6 лет.

Из анамнеза известно, что при рождении перенес тяжелую асфиксию, до 2-х лет наблюдался у невропатолога с ПП ЦНС с синдромом двигательных нарушений, гипертензионно-гидроцефальным синдромом. В 6 месяцев диагностирован врожденный порок сердца, с нарушениями кровообращения 1-2 степени, в 8 мес. проведено оперативное лечение ВПС. Продолжает наблюдаться у кардиолога, невропатолога.

Посещает ДДУ. Часто болеет ОРВИ (до 6 раз в год), ОРВИ протекает с явлениями трахеита, бронхита, в течение последнего года дважды перенес пневмонию.

Масса тела при осмотре = 16 кг, длина = 109 см, окр. груди = 54 см.

При оценке нервно-психического развития выявлено отставание в сенсорном и умственном развитии.

Проведите комплексную оценку состояния здоровья ребенка.

Группы здоровья детей и подростков.

Группа здоровья 
IЗдоровые дети, без отклонений по всем избранным для оценки критериям здоровья. Дети с незначительными единичными морфологическими отклонениями – мАР (аномалия ногтей, мало выраженная деформация ушной раковины, единичные стигмы).
IIДети с отягощенным биологическим, генеалогическим анамнезом, с некоторыми функциональными и морфофункциональными изменениям, то есть дети с риском возможности развития у них хронической патологии.
IIаЗдоровые дети с минимальной степенью риска формирования хронических заболеваний, с отклонениями в онтогенезе (имеющие факторы риска в антенатальный период).
IIбЗдоровые дети выраженной степенью риска формирования хронических заболеваний, с пограничными состояниями функциональными отклонениями по возрасту (имеют факторы риска в интранатальный период или факторы риска в антенатальный, интранатальный период и факторы риска первых трех лет жизни).
IIIБольные дети с хроническими заболеваниями или врожденной патологией в стадии компенсации.
IVДети с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации.
VДети с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития в состоянии декомпенсации.

Вариант оценки физического развития детей до года

(таблица).

Возраст ребенка, месяцыМасса тела,г за месяцМасса тела , за весь периодДлина, см за месяцДлина, см за весь период
2,58,5
2,5
1,520,5
1,5
1,523,5
1,5

Источник

Оценка
нервно-психического развития детей
младшего возраста с использованием
ведущих линий развития. Алгоритм оценки
НПР детей. Отклонения в нервно-психическом
развитии детей и группы диспансерного
наблюдения.

Самостоятельная
работа.
Работа студентов на участке
(активные и первичные вызовы на дом,
работа на приеме участкового врача и
специалистов узкого профиля, в кабинете
здорового ребенка – по индивидуальному
графику). Оценка уровня НПР детей.

Цель
занятия
– для управления
формированием здоровья и контроля
гармоничного развития ребёнка участковый
врач должен уметь правильно оценить
уровень нервно-психического развития
ребенка.

В
ходе занятия студент должен

знать:

  • Методы
    и способы оценки уровня НПР детей
    различного возраста

  • Эпикризные
    сроки, для оценки НПР детей различного
    возраста.

  • Ведущие
    линии развития. для оценки НПР детей
    различного возраста.

  • Группы
    НПР детей первых 3-х лет жизни

  • Показатели
    НПР детей первых 3-х лет жизни.

понимать:

  • Роль
    НПР, как критерия характеризующего
    уровень индивидуального здоровья
    ребенка.

  • Взаимосвязь
    уровня здоровья и уровня НПР

  • Основные
    закономерности НПР ребенка (по
    Щелованову).

  • Основные
    причины нарушения НПР у современных
    детей.

уметь:

  • Проводить
    оценку уровня НПР детей первых 3-х лет
    жизни.

  • Определять
    группу НПР первых 3-х лет жизни.

  • Проводить
    корректировочные мероприятия при
    нарушениях НПР ребенка.

МАТЕРИАЛ
ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:

Вопросы
для самоподготовки:

  1. Какие
    методы и способы оценки уровня НПР
    детей различного возраста применяются
    в современной педиатрии?

  2. На
    основании каких принципов основан
    метод диагностики НПР по Щелованову?

  3. Каковы
    эпикризные сроки, для оценки НПР детей
    различного возраста?

  4. Перечислить
    ведущие линии развития. для оценки НПР
    детей различного возраста.

  5. Какие
    группы НПР детей первых 3-х лет жизни
    вы знаете?

  6. Перечислить
    показатели НПР детей первых 3-х лет
    жизни.

  7. В
    чем заключается значение оценки НПР,
    как критерия характеризующего уровень
    индивидуального здоровья ребенка?

  8. Физиологический
    смысл взаимосвязи уровня здоровья и
    уровня НПР

  9. Каковы
    основные причины нарушения НПР у
    современных детей?

Содержание:

Ведущие
линии НПР ребенка в различные эпикризные
сроки.

Комплексная оценка психического развития ребенка

Соотношение
групп здоровья и групп НПР.

Группы

НПР

Группы
здоровья

I

II

III

IV
+
V

I

встречается
достаточно часто

встречается
достаточно часто

встречается
редко

не
встречается

II

встречается
достаточно часто

встречается
достаточно часто

встречается
достаточно часто

встречается
редко

III

не
встречается

встречается
достаточно часто

встречается
достаточно часто

встречается
достаточно часто

IV

не
встречается

не
встречается

встречается
редко

встречается
достаточно часто

Количественная
оценка НПР детей осуществляется:

  • до
    1 месяца (оцениваются отдельные
    анализаторы: СА, ЗА, ДА); Группы развития
    не определяются у новорожденного
    ребенка.

  • от
    1 месяца до 3-х лет (по четырем группам
    развития);

  • от
    4-х до 7 лет и старше (без отклонений;с
    отклонениями: сомато-вегетативного,
    эмоционального или психомоторного
    характера).

Для
выделения группы НПР необходимо:

1)
определить, есть ли задержка в развитии;

2)
если имеется задержка в развитии, найти
показатель с самым низким уровнем
развития и по нему определить группу
развития;

3)
посмотреть, равномерна ли задержка (или
опережение) в развитии или нет;

4)
если задержка (или опережение) равномерна,
определить степень задержки (или
опережения);

5)
если задержка (или опережение) неравномерна,
определить степень неравномерности.

Группы
развития не определяются у новорожденного
ребенка. При задержке в развитии ребенка
в возрасте 1 месяц за эпикризный срок
принимают 10 дней.

Формализованные
результаты заносятся в историю развития
ребенка (ф.112) при оформлении результатов
комплексной оценки состояния здоровья.

Назначения
по нервно-психическому развитию
детям первых 3 лет жизни врач делает,
исходя из их уровня по каждому показателю
и задач, обозначенных в показателях
развитияследующеговозрастного
периода.

Показатели
НПР детей первого года жизни

К
1 месяцу

Начинает
улыбаться в ответ на разговор взрослого
(Э); сосредоточивает взгляд на неподвижном
предмете и плавно прослеживает за
движущимся предметом; прислушивается
к голосу взрослого, слуховое сосредоточение
(СА); лежа на животе пытается поднимать
и удерживать головку (ДО).

К
2 месяцам

Быстро
отвечает улыбкой на обращение, разговор
(Э); длительно следит за движущейся
игрушкой или взрослым (ЗА); ищущие
повороты головы при длительном звуке
(СА); лежа на животе поднимает и
непродолжительно удерживает головку
(ДО); произносит отдельные звуки (АР).

К
3 месяцам

«Комплекс
оживления» в ответ на эмоциональное
обращение (Э); ищет источник звука (СА);
сосредоточивает взгляд на лице говорящего
с ним или игрушке, находясь в вертикальном
положении на руках взрослого (ЗА);
наталкивается руками на игрушки, висящие
над грудью на высоте 10–15 см (ДР); лежит
на животе, опираясь на предплечья и
высоко подняв голову, при поддержке под
мышки крепко опирается о твердую опору
ногами; длительно удерживает голову в
вертикальном положении (ДО).

К
4 месяцам

Громко
смеется в ответ на общение с ним (Э, СП);
поворачивает голову в сторону источника
звука и находит его глазами, по-разному
реагирует на спокойную и плясовую
мелодии (СА); узнает мать или другого
близкого человека (ЗА); рассматривает,
ощупывает и захватывает висящие над
грудью предметы (ДР); гулит (АР); во время
кормления придерживает руками грудь
матери или бутылочку. Совершенствуются
навыки, приобретенные ранее (Н).

К
5 месяцам

Читайте также:  Мультфильмы для развития ребенка от 3 лет онлайн

Узнает
голос матери или другого близкого
человека; различает строгую и ласковую
интонацию обращенной к нему речи (СА,
СП); по-разному реагирует на лицо знакомого
и незнакомого человека (ЗА, СП); четко
берет игрушку из рук взрослого и
удерживает ее (ДР); долго лежит на животе,
высоко подняв голову и опираясь на
ладони выпрямленных рук; переворачивается
со спины на живот; ровно, устойчиво стоит
при поддержке под мышки (ДО); подолгу
певуче гулит (АР); ест с ложки (Н), радуется
ребенку, берет из его рук игрушку (Э).

К
6 месяцам

Начинает
реагировать на свое имя (СА, СП); свободно
берет игрушку из разных положений и
подолгу занимается ею (ДР); переворачивается
с живота на спину; немного передвигается,
начинает ползать (ДО); начинает лепетать
(АР); хорошо ест с ложки, снимает пищу
губами (Н).

К
7 месяцам

Разнообразно
и долго занимается игрушкой (ДР); хорошо
ползает (ДО); на вопрос «где?» находит
взглядом предмет, расположенный в
определенном месте (ПР); подолгу лепечет,
произносит одни и те же слоги (АР); пьет
из чашки, которую держит взрослый (Н).

К
8 месяцам

Игрушками
занимается долго и разнообразно, при
этом подражает действиям взрослого
(ДР); встает, держась за барьер, стоит и
опускается; сам садится, сидит и ложится;
переступает, держась за опору (ДО);
смотрит на действия другого ребенка,
смеется или лепечет (Э, СП); на вопрос
«где?» находит несколько предметов,
расположенных в определенных местах;
по просьбе взрослого выполняет разученные
движения «ладушки» и др. (ПР); сам держит
и ест корочку хлеба, пьет из чашки,
которую держит взрослый (Н); громко и
четко повторно произносит различные
слоги (АР).

Группы
НПР:

Комплексная оценка психического развития ребенка

К
9 месяцам

Передвигается,
слегка придерживаясь руками за предметы
(ДО); действует с предметами по-разному,
в зависимости от их местоположения и
свойств — катает, открывает, гремит,
нажимает (ДР); на вопрос «где?» находит
знакомые предметы независимо от их
постоянного месторасположения, знает
свое имя, оборачивается на зов (ПР);
подражает слогам, имеющимся в лепете
(АР); пьет из чашки, слегка придерживая
ее руками; спокойно относится к высаживанию
на горшок (Н); делает плясовые движения
под плясовую мелодию (СА), догоняет
ребенка, ползет ему навстречу, подражает
действиям и движениям другого ребенка
(Э, СП).

К
10 месяцам

Действует
рядом с ребенком или одной игрушкой с
ним (Э, СП); длительно занимается игрушками;
самостоятельно и по просьбе выполняет
разученные действия с игрушками и
предметами (ДР); держась за опору,
поднимается на невысокую поверхность
и спускается с нее, идет вперед с
поддержкой за обе руки (ДО); по просьбе
«дай» находит и дает знакомые предметы,
во время игры с ним выполняет разученные
действия (догоню-догоню; сорока-воровка
и т.д.) (ПР); подражая взрослому произносит
новые слоги, которых не было в лепете
(АР).

К
11 месяцам

Радуется
приходу детей, избирательно относится
к детям (Э, СП); овладевает новыми
разученными действиями с предметами и
начинает выполнять их по команде
взрослого: накладывает кубик на кубик,
надевает кольца на пирамидку и др. (ДР);
делает первые самостоятельные шаги;
стоит без поддержки (ДО); по просьбе
взрослого приносит определенную игрушку,
отыскивая ее среди других, выполняет
разученные действия — кормит куклу,
водит собачку (ПР); произносит первые
слова-обозначения — кис-кис, ав-ав, дай
(АР).

К
12 месяцам

Самостоятельно
выполняет разученные действия с
предметами: водит куклу, кормит, баюкает;
переносит разученные действия с одного
предмета на другой (начало сюжетной
игры) (ДР); ходит самостоятельно (ДО);
протягивает другому ребенку игрушку,
ищет игрушку, спрятанную другим ребенком
(Э, СП); различает предметы по форме,
узнает на фотографии знакомого взрослого
(ЗА); понимает названия предметов,
игрушек, имена некоторых взрослых,
названия действий и предметов; понимает
слово «нельзя»; выполняет поручения:
принеси, найди и пр. (ПР); легко подражает
новым слогам; произносит 8–10 облегченных
слов (АР); самостоятельно пьет из чашки,
берет ее руками (Н).

Показатели
НПР детей второго года жизни

К
1 году 3 месяцам

Запас
понимаемых слов быстро растет (ПР); легко
подражает часто слышимым обычным словам;
сопровождает свои действия лепетом,
эмоциональными возгласами, пользуется
облегченными словами би-би, ав-ав (РА);
воспроизводит в игре действия (И),
различает два разных по величине предмета
(СР); ходит не присаживаясь, длительно;
меняет положение (приседает, поворачивается,
наклоняется) (ДО); самостоятельно ест
густую пищу ложкой (Н).

К
1 году 6 месяцам

Понимает
смысл целых предложений о событиях,
часто повторяющихся; понимает изображения
предметов и действий; обобщает предметы
по существенным признакам (находит два
однородных предмета, внешне отличных)
(ПР); словом пользуется в момент наибольшей
заинтересованности (АР); в своей
деятельности ориентируется в двух
контрастных формах предметов (шар, куб);
двух контрастных величинах предметов
(матрешки), подбирает к образцу предмет
такой же формы — кубик к кубику (СР);
отображает в игре отдельные, часто
наблюдаемые действия (причесывает
куклу, моет ее и пр.) (И); перешагивает
через препятствие приставным шагом
(ДО); самостоятельно ест густую и жидкую
пищу ложкой (Н).

К
1 году 9 месяцам

Понимает
рассказ о знакомых событиях без показа
картинок; понимает несложный сюжет по
картинке; отвечает на вопросы «кто
это?», «что это?» (ПР); легко повторяет
слова и фразы; во время игры обозначает
свои действия словами, употребляя при
этом предложения из 2–3 слов (АР); строит
ворота, скамейку (И); в своей деятельности
ориентируется в 4 контрастных формах и
3 величинах, играя различает 3 разных по
величине предмета (СР); ходит по
ограниченной поверхности шириной 20–40
см, высотой 15–20 см (ДО); частично
раздевается с небольшой помощью взрослого
(Н).

К
2 годам

Понимает
несложный сюжет по картинке, отвечая
на вопросы взрослого «что здесь
нарисовано?», понимает короткий рассказ
о событиях, знакомых ребенку по опыту
(ПР); обобщает предметы по существенным
признакам в активной речи (называет
однородные предметы, внешне отличные);
речь становится средством общения со
взрослыми; ребенок использует предложения
из 3–4 слов (АР); подбирает по образцу
предметы, отличая от других сходных по
форме; ориентируется в 3–4 величинах
предметов; подбирает по образцу 3
контрастных цвета (СР); в игре воспроизводит
ряд последовательных действий ( начало
сюжетной игры ) (И); перешагивает через
препятствие чередующимся шагом;
поднимается на высоту 15–20 см и спускается
с нее (ДО); контролирует свои физиологические
отправления; ест довольно аккуратно;
частично одевается (Н).

Показатели
НПР детей третьего года

К
2 годам 6 месяцам

Предложения
становятся многословными из 3 и более
слов (АР). Подбирает к образцу разнообразные
предметы 4-х цветов (СР). Игра носит
сюжетный характер; ребенок отражает
взаимосвязь и последовательность
действий; самостоятельно делает простые
постройки при игре со строительным
материалом и называет их (И); полностью
одевается, но не умеет застегивать
пуговицы и завязывать шнурки (Н);
перешагивает через палку или веревку,
поднятую над полом на 20–30 см, приставным
шагом (ДО).

К
3 годам

Начинает
употреблять сложные предложения (АР);
появляются элементы ролевой игры; в
игре со строительным материалом
появляются сюжетные постройки (И);
называет 4 основных цвета (СР); перешагивает
через препятствие в 10–15 см чередующимся
шагом; поднимается на скамейку высотой
25 см и спускается с нее (ДО); одевается
самостоятельно, начинает застегивать
пуговицы с помощью взрослого, завязывает
шнурки; пользуется салфеткой по мере
надобности.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ
РАБОТА СТУДЕНТОВ:

Содержание:

1.Работа
в кабинете участкового педиатра: оценка
НПР у детей младшего возраста

Задание
к самостоятельной работе:

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник