Комплексная индивидуальная программа развития ребенка

МЕСЯЦ

ЗАДАЧИ

СОДЕРЖАНИЕ

РЕЗУЛЬТАТ

1

2

3

4

Речевое развитие ребенка

Ответственный: учитель-логопед, воспитатели

Октябрь

1. Развивать внимание при подборе слов на заданные звуки;

2. Закреплять умение дифференцировать согласные звуки на мягкие и твердые фонемы.

3. Продолжать учить согласовывать существительные и прилагательные среднего рода в родительном падеже.

Дидактические игры: «Собери лукошко», «Аукцион слов».

Дидактические игры:

 «Большая и маленькая машина», «Назови братца».

Дидактическая игра:

«Чей домик?», дидактическое упражнение «Закончи предложение»

Ноябрь

1. Развивать:

  • Зрительно-моторную координацию;
  • Образную память при подборе слов на звуки

2. Закреплять умение давать обобщающие понятия.

3. Продолжать развивать умение составлять сюжетный рассказ по серии картинок.

Дидактическое упражнение: «Веселые точки», работа в тетради, «Обведи по точкам»

Дидактическое упражнение «Что пропало?»

Дидактическое упражнение «Назови лишнее слово»

Дидактические игры: «Что сначала, что потом?», «Смешные истории»

Декабрь

1. Закреплять умение проводить звуковой анализ слова (ЗАС)

2. Упражнять в подборе прилагательных к заданному слову.

3. Развивать слуховое внимание при дифференциации твердых и мягких звуков.

4. Продолжать составление творческих рассказов

ЗАС: «сом», «слон»

Дидактическое упражнение «Подбери слова» («сом», «слон»).

Дидактическое упражнение «Тим-Том», «Назови пару».

Дидактическое упражнение «Что было бы, если бы…», «Сказки наизнанку»

Январь

1. Развивать слуховое внимание при характеристике звуков (гласных и согласных).

2. Осваивать действие ЗАС.

3. Закреплять умение объяснять значение слов.

Дидактическое упражнение

«Огоньки», «Назови братца».

ЗАС: «лиса», «кит».

Дидактическое упражнение

«Подбери слово» («лиса», «кит»).

Февраль

1. Развивать слуховую память при различении гласных и согласных звуков, формировать функцию обобщения.

2. Упражнять в проведении графических линий в рабочей строке.

Дидактическое упражнение «»Звуковая дорожка», «Подбери и назови», «Лишнее слово».

Дидактическое упражнение

«Попади в цель», «Парашютисты»

Март

1. Закреплять умение проводить звуковой анализ слова (ЗАС)

2. Закреплять умение подбирать слова – синонимы

3. Отрабатывать умение передавать литературный текст связно, последовательно, без помощи вопросов взрослого

Дидактическое упражнение

«Сказки из разноцветных слов», «Кто больше слов придумает».

Дидактическое упражнение

«Кто больше вспомнит?», «Кто лучше слушает?»

Формирование продуктивных видов деятельности

Ответственный – музыкальный руководитель

Октябрь

1. Продолжать знакомство с жанром «марш».

2. Развивать слуховое внимание при слушании музыкальных произведений.

3. Формировать умение давать характеристику понятия «марш».

Прослушивание марша Д. Шостаковича

Ноябрь

1. Продолжать знакомство с песенным жанром, формировать умение давать характеристику понятию «песня».

2. Упражнять в умении анализировать музыкальное произведение.

Слушание и исполнение:

Песня «Дед Мороз» (Витлин В.);

«Голубые санки» (М. Иорданский)

Декабрь

1. Развивать слуховое внимание при прослушивании музыкального произведения.

2. Формировать умение чисто интонировать мелодии песни.

Январь

Продолжать знакомство с жанром «танец», «пляска»; формировать умение давать определения понятиям «танец», «пляска»;

2. Упражнять в умении анализировать музыкальное произведение

Слушание и исполнение:

Полька «Дружные пары» (И. Штраус);

Русская народная мелодия «Полянка»

Февраль

1. Развивать произвольное внимание, чувство ритма при формировании умения выполнять движения ритмично, согласуя с музыкой.

2. Развивать пространственную ориентировку при выполнении движений танца.

Слушание и исполнение:

«Песенка друзей» (В. Герчик), «Весняночка» (А. Филиппенко)

Март

Развивать слуховую память при заучивании текста песен.

Продолжать развивать певческий диапазон ребенка.

3. Развивать:

-чувство ритма при игре на музыкальных инструментах (металлофоне);

-умение синтезировать части мелодии при исполнении песни от начала до конца

Слушание и исполнение:

Песня «Весенняя капель» (Т.Морозова), «Месяц май» (Е. Тиличеева)

Физическое развитие

Ответственный – инструктор по физической культуре

Октябрь

1. Тренировать силу мышц рук.

2. Формировать умения в работе с мячом (отбивание мяча одной рукой)

Отжимания от скамьи, стены, пола.

«Школа мяча»

Ноябрь

Развивать:

-координацию движений при бросании и ловле мяча;

-координацию движений при лазанье по гимнастической стенке разными способами

«Школа мяча»

Упражнение «Сделай как я»

Декабрь

Развивать:

-зрительно-моторную, двигательную координацию при упражнении в метании в горизонтальную цель способом прокатывания мяча снизу;

-зрительно-моторную двигательную координацию при упражнении в метании в горизонтальную цель способом бросания от груди

Упражнение «Сбей кеглю»

Упражнение «Попади в обруч»

Январь

Развивать:

-быстроту бега;

-развивать быстроту, ловкость, настойчивость при выполнении ОВД (бега, лазанья, ведения мяча ногой)

«Челночный бег»,

Полоса препятствий

Февраль

Закреплять двигательные умения в подлезании, лазанье по гимнастической стенке.

Упражнение «Пожарные на учении»

Март

Развивать двигательную координацию, произвольное внимание при выполнении упражнений по схеме

«Двигательная активность» (комплекс упражнений)

Источник

Марина Валентиновна Рюгина-Семенова
Комплексная индивидуальная коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения по результатам ПМПК

Комплексная индивидуальная

коррекционно-развивающая программа

Никулина Ивана Ивановича

Возраст: 25.07.2011 г.

на 2016 – 2017 учебный год

Заключение логопеда: ЗРР от 03.11.2016г.

Заключение психиатра: F 88 от 11.11.2016г.

Заключение ПМПК:___

Протокол № ___

Педагог-психолог: Рюгина-Семенова М. В.

Пояснительная записка

Для устранения трудностей в обучении у детей необходимо использовать комплексную методику коррекции. Основными направлениями этой методики являются двигательные, когнитивные и игровые методы, которые применяются в комплексе с учетом их взаимодополняющего влияния.

В ходе коррекционной работы воздействие на сенсомоторный уровень вызывает активизацию в развитии всех ВПФ. Двигательные методы, используемые в ходе коррекционного процесса, создают некоторый потенциал для будущей работы, активизируют, восстанавливают и простраивают взаимодействие между различными уровнями и аспектами психической деятельности.

Основные проблемы развития:

– низкий уровень психических процессов: внимания, предметного и социального восприятия, представлений, памяти, мышления;

– несформированность мотивационно-потребностной сферы;

– недоразвитие и искажение эмоционально-волевой сферы;

– недостаточность моторного и психомоторного развития;

– снижение произвольности психических процессов, деятельности, поведения.

– низкая речевая активность, использование речи только в роли обиходно-коммуникативного средства.

Все эти факторы необходимо учитывать при организации индивидуальных коррекционно-развивающих занятий. В систему индивидуальной работы включены игры и игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность. Большое и разностороннее влияние игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребёнок во время игры чувствует себя более раскованно, свободно, естественно.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка

Ребенок адекватно реагирует на замечания, указания при выполнении предложенных заданий. Иногда бывает застенчив. В случае затруднений принимает помощь педагога.

Графическая деятельность (рисунок, письмо) слабо координирована за счет отсутствия тренировки. Ярко выражено двигательное беспокойство, недоразвитие движений в виде общей моторной неловкости, не может долго сидеть на месте, проявляется избыточность движений.

Неустойчивость функции восприятия (проявления по астеническому типу): трудности переключения с одного воспринимаемого образа на другой связаны с неустойчивостью психических процессов, в результате наблюдается «соскальзывание», т. е. повышенная переключаемость.

Снижение устойчивости и объема и продуктивности внимания из-за отсутствия тренировки.

В общении со сверстниками не претендует на лидерство, по предложенным игровым сюжетам играет с удовольствием. Не агрессивен.

Задачи программы

– интенсивное накопление пассивного словаря, стимуляция активной речи, создание ситуаций, требующих речевой активности;

– расширение понимания смысла обращенной к ребенку речи;

– овладение различными навыками в процессе подражания;

– формирование адекватного взаимодействия с педагогами;

– становление представлений о себе;

– формирование системы сенсорных эталонов;

– формирование количественных представлений;

– развитие наглядно-образного мышления;

Содержание

Программа рассчитана на 6 месяцев (середина октября по май, 1 занятие в неделю, по 15-20 минут каждое в зависимости от состояния ребенка.

В организации занятий необходимо учитывать следующие виды педагогической поддержки:

– обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);

– одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;

– использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов, мнемокарт и др.);

– формулирование определений по установленному образцу, использование алгоритмов, инструкций;

– дополнительные упражнения;

– оптимальность темпа с позиции полного усвоения.

Занятия проводятся индивидуально. Каждое занятие состоит из нескольких заданий. На протяжении всего курса происходит постепенное усложнение материала.

Также на занятиях применяются:

– подвижные игры,

– продуктивные виды деятельности.

В планировании занятий использован принцип концентрического наращивания материала по всем разделам изучаемых лексических тем.

Практический материал для занятий распределяется так, что каждая тема пронизывает все этапы работы – от развития понимания речи до умения проговаривать, чувствовать и передавать интонацию, пользоваться движениями, мимикой, жестами, сенсорными эталонами и т. д.

Развитие эмоций, познавательной деятельности, с одной стороны, и решение задач коррекционного обучения (расширение знаний об окружающем мире, становление основных психических процессов, формирование сенсорных эталонов и количественных представлений, развитие речи) – с другой, тесно взаимосвязаны между собой в занятиях.

В занятиях часто используются театрализованные игры, которые помогают ребёнку имитировать движения персонажей, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма. А движения в свою очередь повышают активность речедвигательного анализатора, «балансируют» процессы возбуждения и торможения. Движения могут сопровождаться репликами, стихами, пением.

Театрализованные игры – занятия включают в себя все виды театра, доступные детям (настольный театр, театр на фланелеграфе, би-ба-бо, пальчиковый) и другие виды театров, в которых чётко фиксируются различные ситуации и разыгрываются сценки.

В игре нарастает активность ребёнка, они запоминают текст, «входят в образ». Педагог остаётся активным её участником. Своими пояснениями он направляет внимание воспитанника на те предметы и явления, которые надо уточнить, закрепить в их сознании.

№ Время проведения Программное содержание Краткое содержание занятия.

1 октябрь Развитие операции мышления: обобщения.

Развитие мелкой моторики.

Восприятия величины, наглядно-действенного мышления.подбери картинки: «домашние животные», «игрушки», «овощи», «фрукты», «цветы».

«раскрась кукле платье».

собери матрешку 4 части

разрезная картинка 5 частей.

2 октябрь Развитие восприятия формы и величины.

Развитие зрительной памяти.

Развитие наглядно-действенного мышления. ящик с формами.

пирамидка 5 колец

Запомни пару. Найди, кто с кем дружит.

кубики.

3 ноябрь Развитие логики.

Развитие внимания.

Развитие словаря и знаний об окружающем. 4-й лишний.

чего не хватает на рисунке.

назови животных и их детенышей.

кубики.

4 ноябрь мелкая моторика руки. Пластилиновая живопись.

5 декабрь Развитие зрительной памяти.

Развитие внимания.

Логического мышления.

Восприятия цвета. запомни игрушки.

найди одинаковых бабочек, жуков.

найди пару

разрезная картинка 4 части.

цветные коврики.

6 декабрь Развитие разговорной речи.

Развитие логики.

Зрительного восприятия беседа по картине «зимой».

эталоны.

7 декабрь Развитие операций мышления.

Творческого мышления.

Тактильного восприятия.кубики Никитина: «елочка», «дорожка», «квадрат», «лесенка».

сложи свою картинку.

чудесный мешочек.

8 Развитие логического мышления.

Развитие связной речи.

Развитие мелкой моторики. простые аналогии

рассказ по картине «дети в песочнице»

собери узор из палочек.

застегни пуговицы на домике.

9 январь Развитие внимания.

Зрительного восприятия.

Зрительной памяти.

Творческого мышления. найди двух одинаковых кошек.

найди отличие у кукол.

найди щенка, похожего на маму.

какие предметы пропали с полки магазина?

дорисуй предмет.

10 январь Развитие зрительной памяти.

Мышления.

Мелкой моторики. запомни, что везет каждая машина.

лабиринты

раскрась предметы, которые ты видел на картинке.

подбери карман к платью Маши.

11 февраль Развитие восприятия формы, величины.

Логического мышления, умения обобщать.

почта.

миски

разрезная картинка 6 частей

4-й лишний

назови предметы одним словом.

12 февраль Развитие словаря.

Развитие внимания, зрительного восприятия.

Логического мышления.

Мелкой моторики. о ком так говорят?

помоги зайцу добраться до морковки

найди контур автомобилей

раскрась кубики до конца

пуговицы

13 март Обогащение словаря, развитие знаний об окружающем.

Развитие мышления, операции обобщения.

Развитие умения рассуждать. назови профессии. Подбери предметы, нужные для работы.

разложи фрукты и овощи по корзинкам.

кто из зверей быстрее доберется до домика. Почему?

лабиринт.

14 март Развитие связной речи.

Развитие мышления.

Восприятия.

Мелкой моторики. закончи предложение.

аналогии.

собери гирлянду из флажков.

найди тень у каждой игрушки.

пальчиковая гимнастика.

15 апрель Развитие логического мышления.

Зрительного восприятия.

Мелкой моторики.

логические задачки.

найди фигуру такую же, как в рамочке.

что сначала, что потом.

раскрась узор на ковре по образцу.

16 апрель Развитие зрительного восприятия. Умения производить синтез.

Развитие мелкой моторики руки. Заплатки. Подбери недостающий фрагмент к картинке.

пальчиковая гимнастика

«зоопарк»

17 май Развитие мыслительных процессов. Кубики Никитина.

18 май Развитие воображения.

Развитие связной речи.

Мелкой моторики. что ты видишь на картинке?

закончи сказку.

дорисуй незаконченный рисунок.

Ожидаемые результаты

Ребенок, полностью усвоивший программу обучения:

– с интересом включается в спланированную педагогом деятельность, имеет хороший пассивный и активный словарь, проявляет активность в речевых ситуациях;

– основные ВПФ соответствуют возрастным показателям;

– правильно понимает смысл обращенной к нему речи;

– владеет различными навыками в процессе подражания;

– адекватно взаимодействует с педагогами и сверстниками;

– сформирована система сенсорных эталонов;

– сформированы навыки социального поведения;

– есть предпосылки к формированию основных понятий;

Литература:

1. Акименко В. М. Речевые нарушения у детей.

2. Закраквская О. В. Развивайся, малыш! Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста.

3. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии.

4. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучение.

Источник

Индивидуальная комплексная коррекционно-образовательная программа обучения и воспитания на 2015-16 уч. г.

Ф.И. ребёнка:

        Програма разработана  на основе “Программы коррекционно-развивающего обучения и воспитания ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта” Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой

-Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральными)

( “Собери пирамидку”, “Сенсорные вкладыши”, “Почтовый ящик, “Расставь грибочки в лесу”, “Разложи по цвету, размеру, форме”, “Найди такой-же”, “Собери матрёшку”, “Обведи пальчиком фигуру по контуру”)

– Развитие познавательно- иссследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности

(“Маленькие ножки”, “Большие ноги”, “Большой и маленький дом”, “Спрячь бабочку в домик”, “Построй дорожку”, “Угадай, где звенит”, “НОжки топают, ручки хлопают”, “Поиграем на барабане, бубне, металлофоне”)

(“Построим дом”, “На прогулку”, “Покажи где…”, “Зеркало”, “Повтори движение”, “Прятки”, “Великаны, лилипуты”, “Выполняй команду”, “Где, что лежит”)

(потешки”Ладушки”,”Идёт коза рогатая”, “Как у нашего кота”, “Водичка, водичка”, “Ай, ду-ду”, “Скок поскок” и т. д. , стихи А Барто “Лошадка”, “Мишка”, “Идёт бычок…”, “Слон”, “Зайка”, “Самолёт”, Благинина Е., Клокова М, Бродский А.)

Учебно – тематический план коррекционно-развивающей работы по образовательной области “Физическое развитие»

Направление коррекционной работы

Содержание коррекционной работы

Воспитатель

Учитель-дефектолог

Учитель-логопед

Педагог-психолог

Музыкальный руководитель

1.

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья  

ребенка

Комплекс утренней гимнастики

Закаливающие процедуры:

Сон без маек, босохождение, обтирание влажным полотенцем, контрастное обливание ног;

Пролонгированный сон; дозирование умственной нагрузки в течение дня и рабочей недели

Создание охранительного режима при организации совместной деятельности, дозирование умственной нагрузки.

Учить дыхательным упражнения по Стрельниковой (комплекс 1)

Массажи кистей рук;

Хождение по массажным дорожкам;

 Игровой массаж «Что? Где?».

Мимическая зарядка (выражение эмоциональных состояний).Логоритмические игры.

  Создание охранительного режима при организации совместной деятельности, дозирование умственной нагрузки.

Учить дыхательным упражнения по Стрельниковой (комплекс 1) Массажи кистей рук;

Хождение по массажным дорожкам;

 Игровой массаж «Что? Где?».

Мимическая зарядка (выражение эмоциональных состояний). Массаж мимической мускулатуры (“Домик”, ” Кузов, кабина”) Логоритмические игры.

Создание охранительного режима при организации совместной деятельности, дозирование умственной нагрузки.

Мимическая зарядка (выражение эмоциональных состояний).Учить дыхательным упражнения по Стрельниковой (комплекс 1)

Создание охранительного режима при организации совместной деятельности, дозирование умственной нагрузки.

Мимическая зарядка (выражение эмоциональных состояний).Учить дыхательным упражнения по Стрельниковой (комплекс 1)

Логоритмические игры.

2.

Воспитание культурно-гигиенических навыков

Сопровождение  гигиенических процедур потешками “Водичка, водичка, умой Володе личико, ручки”, “Котик умывается”, “Кто у нас красивый” (привитие навыка самостоятельного умывания, навыков самообслуживания), Прививать навык использования предметов гигиены по назначению

Использование приемов переключения внимания при  отучении ребенка от навязчивых состояний (намеренная соливация) Прививать навык использования предметов гигиены по назначению (салфетки, носовые платки)

Использование приемов переключения внимания при  отучении ребенка от на вязчивых состояний (намеренная соливация)

Прививать навык использования предметов гигиены по назначению (салфетки, носовые платки)

Использование приемов переключения внимания при  отучении ребенка от навязчивых состояний (намеренная соливация) Прививать навык использования предметов гигиены по назначению (салфетки, носовые платки)

Использование приемов переключения внимания при  отучении ребенка от навязчивых состояний (намеренная соливация)

Прививать навык использования предметов гигиены по назначению (салфетки, носовые платки)

3

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

Игры на формирование первичных представлений о значении каждого органа :”Постояли побежали”, “Ароматный обед” (учить выполнять действия носом, языком во время приема пищи)

Игры у зеркала: ” Где у Вовы глазки, ушки, носик”,

“Погладим наши ручки”

Музыкальные игры “Ладушки,ладушки”

“Где же наши ручки?”, “Большие ноги, маленькие ножки”,

Концентрация внимания на различных частях тела: “Поцелуйчики”, “Найди пару”, “Оса” Игры у зеркала: ,”Где у Вовы глазки, ушки, носик”, Артикуляционная гимнастика

Музыкальные игры “Ладушки,ладушки”

“Где же наши ручки?”, “Большие ноги, маленькие ножки”, “Хей привет”

Игры у зеркала: ” Где у Вовы глазки, ушки, носик”,

Музыкальные игры “Ладушки,ладушки”

“Где же наши ручки?”, “Большие ноги, маленькие ножки”,

Музыкальные игры “Ладушки,ладушки”

“Где же наши ручки?”, “Большие ноги, маленькие ножки”, “Кую, кую ножку”

Формирование дыхательных навыков

4

Развитие физических качеств, накопление и обагащение двигательного опыта

Комплекс утренней гимнастики, динамический час, физ.минутки

Игровые упражнения “Доползи до погремушки”, “Проползи в воротца”, “Догони мяч, обруч”, ” Кати, бросай, лови мяч”, “Метание мешочков, утяжеленных мячиков”, “Пройди по мосточку”, “Перешагивание, перепрыгивание кочек, хождение по камушкам на носочках” “Балансирование на  доске”  

подвижные игры

 «Зайки прыгают», «Догони мяч», «Прокати мяч», «Птички полетели», «Побежим по дорожке», «Беги – ловлю!», «Догоню, догоню!», “Солнышко и дождик”, “Домик”

Игры “Догони мяч, обруч”, ” Кати, бросай, лови мяч”, “Метание мешочков, утяжеленных мячиков”, “Пройди по мосточку”, “Перешагивание, перепрыгивание кочек, хождение по камушкам на носочках” “Балансирование на  доске”,  “Шагаем-прыгаем”

Игровое упражнение “сели-встали”, “Догонялки” подвижные игры с бубном,колокольчи-ками,погремушками.

 «Зайки прыгают»,  «Птички полетели», «Побежим по дорожке», «Беги – ловлю!», «Догоню, догоню!» “Где звенит?”, “Найди флажок”,”Солнышко и дождик”, “Домик”, “Кот и мышка”, “Берегись автомобиля”

Игры “Догони мяч, обруч”, ” Кати, бросай, лови мяч”, “Метание мешочков, утяжеленных мячиков с речевым сопровождением (Ух, ах, ох!)”, “Пройди по мосточку(По узенькой дорожке  шагают наши ножки)”,”Попрыгунчики”,”Юла”, “Камешки” “Перешагивание, перепрыгивание кочек, хождение по камушкам на носочках” “Балансирование на  доске- Идет бычок качается” , подвижные игры с бубном,колокольчи-ками,погремушками.

подвижные игры

 «Зайки прыгают», , «Птички полетели», «Побежим по дорожке», «Беги – ловлю!», «Догоню, догоню!»”Солнышко и дождик”, “Домик”

подвижные игры 

 «Зайки прыгают», «Догони мяч», «Прокати мяч», «Птички полетели», «Побежим по дорожке», «Беги – ловлю!», «Догоню, догоню!»

массаж пальцев и кистей рук (игры с грецким орехом, маленьким массажным мячом, игры с холодной и горячей водой, с кубиками льда, с глиной, тестом)

подвижные игры с музыкальным сопровождением:

“Скок поскок”, “Топаем как мишка” “Сидит,сидит зайка”

“Догони колокольчик”, “Бегаем-шагаем (с бубном)” , “Марш с движениями”, “Шагаем-прыгаем”

Игровое упражнение “сели-встали”, “Догонялки” (под музыку), “Поезд”, “Заиньки”, “Флажок”

Учебно – тематический план коррекционно-развивающей работы по образовательной области “Социально-коммуникативное развитие”

Направление коррекционной работы

Содержание коррекционной работы

Воспитатель

Учитель-дефектолог

Учитель-логопед

Педагог-психолог

Музыкальный руководитель

1.

Развитие игровой деятельности

Игры-ситуации «Покажи игрушку», «Дай мне игрушку»

Предметная игра с элементами сюжета:

“Уложи куклу спать”,”Покачаем мишку”, “Напои куклу чаем”, “Покорми птичку горошком” “Катаемся на машине”, “Везем кубики на стройку”, Идем в гости” 

Дидактические игры:”Чудесный мешочек”, “Возьми, что назову”,

Игры-ситуации «Покажи игрушку», «Дай мне игрушку»

Предметная игра с элементами сюжета:

“Уложи куклу спать”,”Покачаем мишку”, “Напои куклу чаем”, “Покорми птичку горошком” “Катаемся на машине”, “Везем кубики на стройку”,”Пожалей, погладь киску”

Предметная игра с элементами сюжета:

“Уложи куклу спать”,”Покачаем мишку”, “Напои куклу чаем”, “Покорми птичку горошком” “Катаемся на машине”, “Везем кубики на стройку”,”Пожалей, погладь киску”

2.

Приобщение к нормам и правилам взаимоотношений со взрослыми

3

Формирование образа Я идентификация себя по половой принадлежности

Направление коррекционной работы

Содержание коррекционной работы

воспитатель

Педагог-психолог

Учитель-логопед

1.

Работа

по формированию предпосылок УУД

Беседы на темы:       «Что мы умеем – чему мы научимся».

 Выставки достижений детей.

 Оформление детских портфолио успеха,

альбомов «Я умею и люблю». Игры: «Люблю – не люблю», «Кем я стану», «Ласковое имя».

Предварительное знакомство с предстоящей деятельностью, трудным заданием.

Похвала, поддержка.

Исключение соревновательных моментов (для  тревожного ребенка).

Психогимнастика.

Ролевые игры.

Игры (при отсутствии самокритичности): «Угадай, что нравится маме (друзьям)», «Школа Дружбы».

Беседы о реальных и возможных достижениях детей.

Игры: «Я умею» «Отгадай, кто какой», «Мое будущее»,

«Если бы я был звездой».

 Рисование на темы:

«Рисуем  имя», «Мой смешной портрет»,

«Ладошка достижений»,

«Цветок качеств».

Упражнение «Я не могу – я могу – я сумею».

Психогимнастика.

Работа по сказке –метафоре «Огонек».

Игры  с песком. Лепка.

 Игры: «Давай поговорим», «Волшебные очки», «Путешествие по картине».

   Использование пословиц и поговорок

(чтение и беседы, заучивание).

Игры: «Договори предложение»,

«На кого я похож».

Игровой массаж «Что? Где?».

Мимическая зарядка (выражение эмоциональных состояний).

Использование междометий с различной интонацией (ай, ой, ух).

 Интонационное выделение.

 Игра: «Попроси игрушку».

2.

Нарушение нравственных норм и правил поведения

Оформление уголка «Наши добрые дела».

 Чтение литературных произведений, беседы на этические темы .

Игра: «Приглашение в гости»

Игры с правилами: «Да и нет не говори», «Кричалки– шепталки– молчалки».

Драматизации сказок, рассказов, ситуаций в д/с.

 Игры: «Вежливый ручеек»,

«Волшебная палочка – добрых слов выручалочка».

Настольные игры: «Оцени поступок», «Хорошо – плохо». Обсуждение фрагментов мультфильмов, сказок.

Решение проблемных ситуаций: «В вежливом автобусе», «Как поступить».

 Игры: «Круг добра»,

«Кто подарил добрые лова», «Колечко дружелюбия».

Упражнение «Мусорное ведро».

Решение и обыгрывание проблемных ситуаций.

Упражнение «Встань на его (ее) место».

Игры: «Если да – похлопай, если нет – потопай»,

«Догадайся, кто пришел?».

Азбука вежливых фраз (составление предложений). Игры:

«Поздоровайся по-разному»,

«Поблагодари по-разному».

Логоритмическое упражнение «Мы всегда играем дружно»

Продолжи рассказ по картинкам.

3.

Коммуникативное. Трудности во взаимодействии с взрослыми

Создание ситуации успеха.

Привлечение детей в качестве помощника взрослого, роль консультантов.

 Разработка системы пошагового поощрения детей (фишки, баллы и др Обучение умению работать по алгоритму.

Введение правила- схемы  по коммуникативной деятельности (словесных, наглядных).

Игры: «Повтори задание», «Скажи по-другому».

Работа с инструментами (символами) по  УМК «Предшкола нового поколения.).

Беседы на темы: «Мы здороваемся», «Как обратиться с просьбой», «Что делать, если ты потерялся?».

Использование невербальных рефлексивных методик.

 Проигрывание проблемных ситуаций.

Игры: «Ласковые лапки», «Повтори за мной», «Волшебные очки».  Игры и театрализация сказок (с диалогами).

Упражнения: «Угадай, что чувствует взрослый», «Угадай, что понравится взрослому».

 Совместное творчество (в паре со взрослым договориться и нарисовать картинку).

Создание проблемных ситуаций с тремя вариантами ответов, ребенок должен выбрать один.

Игры: «Интервью», «Давай поговорим», «Устройся на работу».  Игры по методу телефонного разговора: «Позвони маме», «Позвони в кассу», «Позвони в магазин».

Работа в паре со взрослым.

Игры: «Я слово, ты мне слово», «Исправь ошибку», «Составь предложение или Перевертыши».

Включение ребенка в деятельность.

  Диалоги по лексическим темам.

Усвоение речевых образцов во взаимодействии со взрослым, смена ролей.

4.

Трудности во взаимодействии со сверстниками

Трудовые поручения в парах (тройках, команде).

Разработка системы поощрений: «Самая дружная пара»

Ролевые игры.

Работа в парах на содержании УМК «Предшкола нового поколения.

Организация работы в парах, небольших группах.

 Игры «Мы – конструкторы», «Повторялки», «Комплименты другу»

Игры и хороводы с диалогами.

Игры на обогащение словаря.

Игры на формирование адекватной самооценки «Горячий стул», «Я – сильный, умный, смелый», «Я могу, хочу, умею».

Работа в парах.

Игры «Зеркало», «Скульпторы», «Сиамские близнецы».

Игры в парах: «Попугайчики», «Договоритесь, нарисуйте одинаково», «Молчок», «Я люблю тебя за то.

Организация взаимопроверки выполнения заданий.

Упражнение «Похвали за…».

Работа и игры в парах. («Незнайка осваивает звуки»)

Игры по методу телефонного разговора: «Поговори с другом», «Поздравь именинника».

5.

Неумение выражать свои мысли в общении с педагогами.

Неумение выражать свои мысли в общении со сверстниками

Игры и упражнения на развитие мышления: «Летает – не летает», «Я знаю пять…», «Хитрые вопросы».

Игры и упражнения на развитие мышления: «Четвертый лишний», «Доскажи словечко», «Скажи наоборот».

Игра «Назови сходство и различие  двух предметов». Психогимнастика, эмоциональный настрой, повышение уверенности, снятие тревожности.

Игра «Сочиняем историю по кругу» в паре с ребенком или с педагогом.

Игры и упражнения на развитие мышления: «Придумай загадку», «Закончи предложение».

Работа по автоматизации звуков.

Работа в соответствии с планом коррекционной работы.

Логоритмика.

Игра «Закон