Комплексная диагностика уровня развития ребенка

Физическое развитие означает совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процесс его роста и созревания. Физическое развитие организма подчиняется биологическим законам и отражает общие закономерности роста и развития.

При определении физического развития ребенка, как правило, берут наиболее стабильные показатели состояния организма, которые можно зафиксировать с наибольшей точностью простыми методами. Так, длина тела служит суммарным показателем пластических процессов, происходящих в организме. Менее стабильный показатель — масса тела, но она отражает развитие костно-мышечного аппарата, внутренних органов, жировой клетчатки. Окружность грудной клетки характеризует развитие грудных и спинных мышц, функциональное состояние грудной полости.

Наряду с определением признаков физического развития целесообразно исследовать некоторые функциональные показатели: частоту сердечных сокращений, артериальное давление, жизненную емкость легких, мышечную силу рук. Установлено, что физическое развитие в значительной степени определяет работоспособность детей, в том числе и умственную работоспособность.

На физическое развитие оказывает влияние, прежде всего, правильно организованное физическое воспитание. При сниженной двигательной активности мышечный аппарат, сердечно-сосудистая и дыхательная системы работают без достаточной нагрузки и, не получая систематической тренировки, даже на незначительные физические усилия отвечают ценой перенапряжения, что может привести к стойким расстройствам их функции. Кроме того, сниженный двигательный режим способствует отклонениям в физическом развитии в сторону избыточной массы тела.

Для оценки двигательного режима обычно определяют общую продолжительность двигательной активности за период бодрствования. В соответствии с рекомендациями она должна составлять не менее 50% времени бодрствования.

Показатели состояния здоровья детей и их физического развития тесно взаимосвязаны. Тщательное наблюдение за состоянием здоровья ребенка необходимо для того, чтобы выявить малейшие отклонения в состоянии здоровья на самых ранних стадиях, своевременно оказать ребенку необходимую помощь и полностью оздоровить к моменту перехода в школу. На основании комплекса признаков (наличие или отсутствие хронического заболевания, уровень функционального состояния основных систем организма, частота заболеваний, уровень физического и нервно-психического развития) определяет группу здоровья.

К 1 группе относятся здоровые дети с хорошими функциональными показателями, нормальным физическим развитием. Вторую группу составляют тоже здоровые дети, но имеющие более низкие показатели мышечной силы, жизненной емкости легких, с небольшими отклонениями со стороны зрения, речи, осанки и часто болеющие. К 3-4 группам относят детей, которые имеют какие-либо хронические заболевания.

Одним из критериев готовности ребенка к школе является также характер речепроизношения, отражающего функцию сложного речедвигательного аппарата. Становление речи связано также с функцией слухового анализатора. Наличие дефектов произношения затрудняет обучение и расценивается как неготовность к школе

У детей, имеющих отклонения в работе зрительного анализатора, могут быть затруднения в овладении чтением, рисованием, письмом. Именно в возрасте 5-7 лет заканчивается формирование совместного зрения двумя глазами, обеспечивающее пространственное восприятие предметов. Уровень зрительного восприятия детей определяет скорость запоминания и адекватное воспроизведение считываемого с доски и учебника текста, уровень зрительного самоконтроля. А уровень слухового восприятия определяет понимание ребенком на слух читаемого и диктуемого текста. Комплексное восприятие показывает уровень мыслительной деятельности школьников, уровень их интеллекта. И если к моменту обучения у ребенка достаточно хорошо развиты зрительный и слуховой анализаторы, то и сам процесс обучения будет проходить гораздо эффективнее.

Овладение навыками письма для младших школьников представляет немало трудностей. Графические движения осуществляются мелкими мышцами кисти руки, которые к началу школьного обучения бывают недостаточно развитыми и окрепшими. Кроме того, кисти руки ребенка присущи от рождения хватательные движения, и поэтому для начертания букв нужно, прежде всего, “переучить” кисть, вернее, научить правильно держать карандаш и передвигать кисть по тетради. Для дошкольников такая работа трудна и утомительна. Созреванию мышечно-связочного аппарата кисти, совершенствованию движений способствуют занятия по ИЗО, трудовые операции, особенно работа с тканью, деревом, игры-мозаики, конструкторы.

Чтобы определить, в какой мере ребенок овладел навыками быстрых и точных движений кисти руки, используется тест “Вырезание круга”. На карточке изображен толстой линией круг диаметром 30 мм, разделенный на 8 секторов. Вокруг него имеются 3 больших и 3 маленьких по диаметру круга, изображенные тонкой линией на расстоянии 1 мм друг от друга. Вырезается основной круг. Работа должна быть выполнена за 1 минуту. При этом должно быть вырезано не менее 68 круга и отклонений не более 2-х раз.

Тест считается невыполненным, если для выполнения потребовалось более 1 минуты и при большом количестве ошибок.

Важным дополнением к сведениям о “школьной зрелости” являются представления об умственной работоспособности детей и ее динамике в процессе обучения, характеризующие функциональные состояния центральной нервной системы.

При изучении умственной работоспособности у дошкольников рекомендуется пользоваться фигурными таблицами.

Оценка выполненного задания проводится по объему (количеству просмотренных фигур за определенный промежуток времени) и качеству работы (количеству допущенных ошибок в пересчете на 100 просмотренных знаков).

Для определения готовности ребенка к обучению в школе широкое распространение получил ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Ирасека, который дает представление об уровне психического развития, степени зрелости моторики, мышления и др. Это метод чаще используется для оценки уровня развития школьно-необходимых функций. Он включает 3 задания: рисование фигуры человека по представлению, графическое копирование фразы из письменных букв и срисовывание точек в определенном пространственном положении. Каждое задание оценивается баллом от 1 (наилучшая оценка) до 5 (наихудшая оценка).

Детей с результатом 15 баллов необходимо рекомендовать к дальнейшему медико-педагогическому обследованию. “Школьнозрелыми” считаются дети, получившие в сумме за выполнение 3-х заданий данного теста 3-5 баллов, “среднезрелыми” — 6-9 баллов и “незрелыми” — 10 и более баллов.

Итак, ребенок считается готовым к школьному обучению, если по физическому и биологическому развитию он соответствует паспортному возрасту или опережает его, не имеет медицинских противопоказаний, набрал большое количество баллов за беседу психосоциального характера, 3-9 баллов за тест Керна-Ирасека и имеет положительный результат за выполнение других проб. Исследование предусматривает оздоровление дошкольников и коррекцию школьно-необходимых функций. Поэтому его следует проводить два раза в год (в начале и в конце года).

Дети с отклонениями в здоровье, отстающие по уровню зрелости, с недостаточно сформированными психомоторными функциями, имеющие дефекты речи, составляют группу риска неготовности к обучению в школе. Если отставание, определяемое за год до школы, сохраняется к началу учебного года, необходимо отсрочить поступление в школу, оставив ребенка в детском саду еще на год.

Во многих школах сегодня проводят специальные беседы и тестирования, чтобы выявить готовность ребёнка к обучению в первом классе. Как правило, это делается при отборе наиболее подготовленных ребят в спецшколу. Многие специалисты называют это пагубной практикой, так как этот отбор часто «вешает ярлык» на ребёнка: «этот умнее», «этот глупее», «этого в класс с ускоренной программой, а этого – в класс выравнивания, чтобы подтянулся до нормы».

Собеседование даёт возможность определить, насколько ребёнок подготовлен к школьной жизни, прогнозировать его успехи. Хотя, конечно, эта оценка часто субъективна и зависит не только от действительной готовности ребёнка к школе, но и от того, что в обстановке собеседования дети теряются, не успевают уложиться в срок, отвлекаются или не могут сосредоточиться.

Собеседование с будущими первоклассниками происходит примерно следующим образом:

1. Назови свою фамилию, имя, отчество.

2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.

3. Ты девочка или мальчик? Кем будешь, когда вырастешь, тётей или дядей?

4. У тебя есть сестра, брат? Кто старше?

5. Сколько тебе лет? Сколько будет через год? Через два?

6. Сейчас день или утро?

7. Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Обедаешь – утром или днём? Что бывает

раньше – обед или ужин?

8. Где ты живёшь? Назови свой домашний адрес.

9. Кем работает твой отец, мать?

10. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш (ленточка, платье)?

11. Какое сейчас время года? Почему ты так считаешь?

12. Когда можно кататься на коньках – зимой или летом?

13. Почему снег бывает зимой, а не летом?

14. Что делает почтальон, врач, учитель?

15. Зачем нужны звонок и парта в школе?

16. Ты сам (сама) хочешь пойти в школу?

17. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны уши?

18. Каких животных ты знаешь?

19. Каких птиц ты знаешь?

20. Кто больше – корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у собаки или у петуха?

21. Что больше: 8 или 5? 7 или 3? Посчитай от 3 до 6. От 9 до 2.

22. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

Оценка ответов.

За правильный ответ на все подвопросы одного вопроса ребёнок получает 1 балл (за исключением контрольных вопросов). Ребёнок может получить по 0,5 балла за правильные, но неполные ответы на подвопросы пункта. Правильными считаются ответы, соответствующие поставленному вопросу. «Папа работает инженером. У собаки лап больше, чем у петуха». Неверными считаются ответы: «Маму зовут Таня. Папа работает на работе».

К контрольным заданиям относятся вопросы 5, 8, 15, 22. Они оцениваются так:

5 – сколько лет – 1 балл, если в ответе указываются года с учётом месяцев – 3 балла.

8 – полный домашний адрес с названием города – 2 балла, неполный – 1.

15 – за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики – 1 балл.

22 – за правильный ответ – 2 балла.

Пункт 16 оценивается совместно с пунктами 15 и 17. Если в п.15 ребёнок набрал 3 балла и дал положительный ответ на п.16, то в протоколе отмечается положительная мотивация к обучению в школе (общая сумма баллов должна быть не менее 4).

Оценка результатов беседы:

25 – 29 баллов: ребёнок считается школьно-зрелым.

20 – 24 балла: средняя зрелость.

15 – 19 баллов: низкий уровень психосоциального развития.

Также у ребёнка попытаются выяснить, хочет ли он идти в школу и что его там привлекает.

Ему могут задавать такие вопросы:

1) Если бы было две школы – одна с уроками русского языка, математики, чтения, пения, рисования и физкультуры, а другая только с уроками пения, рисования и физкультуры, – в какой из них ты бы хотел учиться?

2) Если бы было две школы – одна с уроками и переменками, а другая только с переменками и никаких уроков, в какой из них ты бы хотел учиться?

3) Если бы было две школы – в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке всё, что хочешь, в какой из них ты бы хотел учиться?

4) Если бы было две школы – в одной ставили бы за хорошие ответы пятёрки и четвёрки, а в другой давали бы сладости и игрушки, в какой из них ты бы хотел учиться?

5) Если бы в классе у вас заболела учительница, и директор предложил бы её заменить другой учительницей или мамой, кого бы ты выбрал?

6) Если бы было две школы – в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет, в какой из них ты бы хотел учиться?

7) Если бы мама сказала: «Ты у меня ещё совсем маленький, тебе трудно вставать, делать уроки. Останься в детском саду, а в школу пойдёшь на будущий год», согласился бы ты с таким предложением?

8) Если бы мама сказала: «Я договорилась с учительницей, что она будет ходить к нам домой и заниматься с тобой. Теперь тебе не придётся ходить по утрам в школу», согласился бы ты с таким предложением?

9) Если бы твой друг (подружка) спросил, что тебе больше всего нравится в школе, что бы ты ему ответил?

Для обследования уровня речевого и мыслительного развития ребёнка используются такие методики, как ассоциации. Скажем, ребёнку называют слово «дерево» и просят назвать слово или слова, которые приходят ему на ум. Как правило, будущих первоклассников просят составить предложения или рассказы по картинкам. Малышу предлагают несколько картинок, связанных единым сюжетом. Картинки перепутывают между собой и просят малыша разложить их по порядку и рассказать по этим картинкам, что произошло.

При выполнении этого задания происходит сложная аналитико-синтетическая работа. Выявляется понимание главного, способность к установлению связей между явлениями, в том числе и причинно-следственные связи. Рассказ по картинке характеризует речь ребёнка (произношение, словарный запас, умение грамотно строить предложения). Учитывается также наблюдательность.

Чтобы определить, в какой мере ребёнок овладел навыками быстрых и точных движений кисти руки, используются методики, наподобие теста «Вырезание круга». На карточке изображён толстой линией круг диаметром 30мм, разделённый на 8 секторов. Вокруг него имеются три больших и три маленьких по диаметру круга, изображённые тонкой линией на расстоянии 1 мм друг от друга. Вырезается основной круг. Работа должна быть выполнена за 1 минуту. При этом должно быть вырезано не менее 6/8 круга и допускается отклонений не более 2-х раз. Тест считается невыполненным, если для вырезания потребовалось более 1 минуты и при большом количестве ошибок.

Дата добавления: 2017-03-12; просмотров: 1580 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

Источник

КРИТЕРИИ И МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Выделяют две группы критериев готовности детей к обучению в школе: медицин­ские и психолого-педагогические.

Медицинские критерии

К медицинским критериям готовности детей к обучению в школе относятся: уро­вень физического развития и состояние здоровья.

Определение уровня физического развития

Физическое развитие — это непрерывно протекающие физиологические процес­сы, которые характеризуются комплексом морфофункциональных свойств. Фи­зическое развитие человека обусловлено генетическими и социальными факто­рами.

При оценке физического развития, как правило, проводят определение трех ос­новных показателей:

длины тела (рост сидя и стоя);

массы тела;

окружности грудной клетки.

Рост стоя измеряется с помощью деревянного или складного металлического ростомера. Ребенок должен стоять прямо, касаясь ростомера пятками, ягодица­ми, межлопаточной областью, расправив грудь, подобрав живот, вытянув руки по швам, держа пятки вместе, носки врозь. Голова должна находиться в таком положении, чтобы линия, соединяющая наружный угол глаза и козелок уха, была горизонтальной.

Рост сидя измеряется у ребенка, сидящего на откидывающейся скамейке рос­томера. Ребенок должен касаться стойки ростометра ягодицами и межлопаточной областью, держа голову в описанном выше положении.

Масса тела (вес) определяется на выверенных медицинских весах.

Окружность грудной клетки измеряется сантиметровой лентой при глубоком вдохе, полном выдохе и паузе (в последнем случае обследуемого нужно отвлечь посторонним разговором). Лента должна плотно прилегать к телу, но не стягивать его. Накладывают ее сзади под нижними углами лопаток, спереди — у нижнего края околососкового кружка. У девочек с началом развития грудных желез — на уровне верхнего края сочленения 4 ребра с грудиной.

Наряду с определением признаков физического развития ребенка целесообраз­но исследовать некоторые функциональные показатели: частоту сердечных сокра­щений, артериальное давление, жизненную емкость легких и мышечную силу рук.

Частота сердечных сокращений определяется путем подсчета пульса на лу­чевой артерии за 1 мин.

Артериальное давление измеряется тонометром после того, как исследуемый не менее часа находился в покое. Ребенок должен лежать или сидеть в удобном положении, расположив руку на уровне сердца. Ширина манжетки тонометра должна составлять 2/3 длины плеча.

Жизненная емкость легких определяется при помощи водяного или сухого спирометра: исследуемый должен глубоко вдохнуть, взять в рот мундштук спи­рометра и сделать максимальный выдох. Измерение повторяют несколько раз и учитывают данные, полученные после наиболее глубокого выдоха.

Мышечная сила кисти измеряется динамометром, который должен удобно помещаться в ладони. Вытянув прямую руку вперед или в сторону, исследуемому нужно произвести максимальное сжатие динамометра. Измерение проводят не менее трех раз и учитывают максимальный результат. Мышечная сила определя­ется для каждой руки отдельно.

Таблица 10.1. Схема комплексной оценки состояния здоровья детей

Группа Отклонения Профилактические мероприятия заболеваний
1. Клинически здоровые дети Без каких-либо функциональных отклонений с нормальным физичес­ким развитием, редко болеющие Профилактическое привитие навыков физической культуры, соблюдение гигиенических правил
2. Клинически здоровые дети с незначительными морфологическими и функ­циональными отклонениями Гипертрофия миндалин без ангин; увеличение щитовидной железы I-II степени; систолический шум; единичный кариес; экстрасисто- лия (аритмия сердца); гипо- и гипертония Обследования, врачебное на­блюдение, повышение неспеци­фического иммунитета, лечебно­физкультурные мероприятия
3. Дети с хроническими заболеваниями в компенсированной форме Ряд хронических заболеваний в ком­пенсированной форме и выраженных отклонений в состоянии здоровья, которые исчезают после короткого поликлинического лечения Своевременная диагностика, лечение и профилактика обост­рений. Санаторно-курортное лечение
4. Дети с хроническими заболеваниями Хронические заболевания, требую­щие длительного лечения и диспан­серизации Постоянное наблюдение у врача-специалиста. Санаторно-курортное лечение
5. Больные дети с явными клиническими и функциональ­ными нарушениями Существенные отклонения в со­стоянии здоровья, исключающие возможность обучения в школе Постоянное наблюдение у врача- специалиста и медицинский учет по показаниям

Выделяют четыре группы физического развития:

Нормальное физическое развитие — масса тела и окружность грудной клет­ки соответствуют росту: от М – 1а до М + 2а*.

Дети с дефицитом массы тела, отставанием окружности грудной клетки или обоих показателей более чем на М – 1а.

Дети с избытком массы тела (более чем М + 2а).

Дети с резким отставанием, общей задержкой физического развития (длина тела меньше М – 2а).

Дети 2-4 групп физического развития нуждаются в соответствующем наблюде­нии и обследовании, тщательном анамнезе**, проведении дополнительных иссле­дований, включая определение зубного и костного возраста ребенка при общей задержке физического развития. Дети, имеющие дефицит массы тела и отставание в окружности грудной клетки, должны наблюдаться у педиатра, а с избыточной массой тела и низким ростом — у эндокринолога. У первых может быть общая задержка развития, а у вторых — элементарное ожирение.

Для индивидуальной оценки уровня физического развития необходимо знать возраст ребенка к моменту обследования, при этом учитывается количество пол­ных лет, месяцев и дней (к 7-летним относятся дети в возрасте от 6 лет 6 месяцев до 7 лет 5 месяцев 29 дней).

Уровень физического развития оценивается посредством сопоставления по­казателей каждого обследованного ребенка со средними величинами параметров данной возрастно-половой группы, характерных для каждого региона.

Оценка состояния здоровья

Существует схема комплексной оценки состояния здоровья, по которой все дети в зависимости от морфологического и функционального состояния организма и физического развития подразделяются на 5 групп (табл. 10.1).

Психолого-педагогические критерии

Ориентировочными критериями готовности детей к школе являются: уровень школьной зрелости; чистота фонематического восприятия; степень психосоци­альной зрелости.

Уровень школьной зрелости

Начальный период обучения, вызывающий перестройку всего образа жизни и де­ятельности ребенка, достаточно труден для детей. Наблюдения педагогов и психо­логов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые особенно трудно адаптируются к новым условиям, не справляются с режимом и программой школы, в дальнейшем из них формируются группы отстающих и второгодников. С целью выявления таких детей и своевременного прогнозирования дальнейшей индивиду­альной работы с ними необходимо при поступлении в школу определить уровень школьной зрелости.

Источник