Комплексная диагностика речевого развития ребенка
Комплексный тестовый метод диагностики речевого развития детей дошкольного возраста
(Ф. Г. Даскалова. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста как объект воздействия при обучении родному языку в детском саду // Педагогические условия формирования социальной активности у детей дошкольного возраста. — М., 1989.)
1-й тест. Свободные словесные ассоциации по определенному слову
Задача: «Будем играть в игру со словами. Я скажу тебе одно слово, а ты скажешь мне другое — какое хочешь».
1 —стул;
2 — мяч;
3 — Иван;
4 — зайчик;
5 — пою;
6 — красный.
Оценка: по крайней мере 3 верных ответа (т. е. адекватные слову-раздражителю ассоциации).
2-й тест. Ассоциативное дополнение слова в предложении — подбор и активное употребление имен существительных
1 — Ребенок толкает….
2 — Девочка качает ….
3 — Зайчик хрупает ….
4 — Мама стирает….
5 — Девочка поливает ….
Оценка: 5 верных ответов.
3-й тест. Подбор и активное употребление глаголов
1 — Что делает зайчик?
2 — Что делает ребенок?
3 — Что делает петух?
4 — Что делает мама?
5 — Что делает папа?
Оценка: 5 верных ответов.
4-й тест. Подбор и активное употребление имен прилагательных
1 — Какое яблоко (по величине, цвету и пр.)?
2 — Какая собака?
3 — Какой слон?
4 — Какие цветы?
5 — Какая зима?
Оценка: 5 верных ответов.
5-и тест. Практическое приложение грамматических (морфологических) правил изменения слова
1 — Как говорится о маленьком стуле? А если их много?
2 — Как говорится о маленькой собаке? А если их много?
3 — Как говорится о маленьком яблоке? А если их много?
Оценка: 2 верных ответа.
6-й тест. Составление предложения по одному слову
1 — мальчик;
2 — кукла;
3 — мишка.
Оценка: 1 верный ответ.
7-й тест. Составление предложения по трем определенным словам
1 — кукла, девочка, платье;
2 — тетя, плита, кошка;
3 — дядя, грузовик, дрова;
Оценка: 2 верных ответа
8-й тест. Ассоциативное дополнение придаточной части в сложноподчиненном предложении (раскрытие логического вербального мышления)
1 — Он вышел, когда….
2 — Он не пошел на прогулку, потому что ….
3 — Он не вышел во двор, когда….
4 — Он не взял игрушку, которая ….
Оценка: 3 верных ответа
9-й тест. Открытие и исправление грамматических ошибок посредством переконструирования предложения (обнаружение чутья к грамматической правильности)
Задача: «Скажу тебе несколько предложений, но будь осте рожен, так как в них есть ошибки. Можешь их исправить?
1 — Он ушла на реку.
2 — Там увидел маленькую рыбку.
3 — Потом бросил один, камни.
4 — Из реки выпрыгнула зеленый лягушка».
Оценка: 3 верных ответа (исправление можно сделать по любым из двух возможных способов переконструирования).
10-й тест. Словесное объяснение определенного действия и его последовательности
Задача: 1. Объясни: как из этих кубиков можно сделать домик? 2. Объясни: как играть в прятки или в игру, которую ты знаешь и любишь?
Оценка: Полное и понятное словесное объяснение одной из задач.
11-й тест. Практическое осознание основных языковых элементов
1 — Скажи одно слово!
2 — Скажи один звук!
3 — Скажи одно предложение!
Оценка: 3 верных ответа
12-й тест. Произвольное и сознательное построение устного высказывания
Задача: «Хочешь, сыграем в игру “Запрещенные слова”? Я буду спрашивать тебя о чем-либо, а ты мне должен отвечать, не употребляя при составлении предложения запрещенные слова
1 — Что любит зайчик? (Запрещенные слова: зайчик, морковь.)
2 — Что делает собака? (Запрещенные слова: собака, лает.)
3 — Какая лиса? (Запрещенные слова: лиса, хитрая.)».
Оценка: 2 верных ответа (ответ должен быть предложение; 1, т. е. 2 связных слова).
Обработка и интерпретация результатов
Количественная и качественная оценка речевого развития определяется по формуле
КоРР = КоРР * 100
КВ
где КоРР — коэффициент речевого развития, ВРР — возраст речевого развития, КВ — календарный (хронологический) возраст ребенка.
- Возраст речевого развития (ВРР) определяется числом успешно решенных ребенком вербальных задач, умноженным на 6, так как условно принимается, что срок выполнения каждой из 12 задач равен 6 месяцам.
Календарный возраст (КВ) определяется разницей между датой исследования и датой рождения и выражается в месяцах, причем остаток больше 15 дней округляется до 1 месяца. Например, если ребенку в момент исследования исполнилось 5 лет 3 месяца 17 дней — его календарный возраст равен 54 месяцам.
Если ребенок, к примеру: правильно выполняет 10 вербальных задач, его возраст речевого развития (ВРР) равен 66 месяцам. Тогда
КоРР = 66 *100 = 103,125 = 103
64
КоРР показывает степень общего речевого развития ребенка и степень сформированности его речевой способности. Определены следующие границы распределения КоРР:
КоРР от 1 до 9 — значительно низкое речевое развитие;
КоРР от 10 до 41 — низкое речевое развитие;
КоРР от 42 до 106 — нормальное речевое развитие;
КоРР от 109 до 141 — высокое речевое развитие;
КоРР от 142 — значительно высокое речевое развитие.
Источник
Светлана Алексеевна Андрюхина
Комплексное обследование детей — залог объективной диагностики речевого и познавательного развития
За последнее время всё больше встречается на практике детей с различными сложными и сочетанными нарушениями в речевом и психическом развитии, где дефект речи выступает не единичный. А ведёт за собой множество проблем коммуникативной, эмоционально – волевой сферы развития ребёнка. Для развития устной речи, а также связанных с ними вторичных ограничений и произвольной регуляции своих действий необходима совместная работа всех специалистов и педагогов.
В соответствии с ФГОС в работе учитываются индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования.
Общее развитие речи, формирование звуковой культуры, правильной дикции у детей, а также подготовка ребёнка к обучению грамоте даёт возможность детям полноценно проживать этап детства без стеснения общаться со сверстниками и взрослыми, активно участвовать в праздниках, рассказывать стихи, уверенно чувствовать себя во время занятий, не переживать из – за неправильных ответов.
Ещё Л. С. Выготский отмечал, что дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений. То есть, не существует речевых расстройств, при которых благодаря наличию межсистемных связей не отмечались бы другие психологические нарушения. Вместе они образуют сложный психологический профиль отклонений в психическом развитии у детей, в структуре которого одним из ведущих синдромов являются речевые нарушения. Не случайно списки детей, зачисленных на психологический и логопедический пункты ДОУ, практически совпадают.
Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности часто сопровождаются снижением познавательной активности ребенка, недостаточной ориентировкой в фактах и явлениях окружающей действительности, обеднённостью содержания коммуникативной, игровой и художественно-творческой деятельности. У детей, имеющих логопедические проблемы, при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в еёструктуру процессов: меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности; у них затруднена развёрнутая связная речь. Со стороны эмоционально-волевой сферы часто наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.
В связи с этим очевидна актуальность комплексного обследования в решении речевых и связанных с ними психологических проблем детей с дошкольного возраста.
Оценка и процедура проведения диагностических заданий могут быть различными в зависимости от целей диагностики. Цель комплексной диагностики – оценка уровня развития интеллектуальных операций, познавательных процессов, речевого развития.
Чтобы дать количественную и качественную оценки уровня развития ребенка, следует соблюдать общие правила проведения обследования:
необходимо установить с ребенком контакт, основанный на доверительном стиле общения, поддерживать действия ребенка при выполнении заданий, не говорить ребенку о допущенных в ходе обследования ошибках;
В первую очередь в комплексный подход диагностики входит принцип всестороннего тщательного обследования и оценки особенностей развития ребенка. Комплексная диагностика включает в себя целостный подход к ребенку, оценку уровня его социальной адаптированности и личностной целостности ребенка, а также всесторонний анализ психофизического и социального развития ребенка. Комплексный подход включает в себя и системное обследование с позиций специалистов разных профилей, анализ динамики психомоторного и физического развития ребенка.
Комплексный подход в диагностике всегда должен быть многоуровневым. Этот подход последовательно охватывает уровни развития сенсорных функций, психики, моторики и речи ребенка. В дальнейшем он предусматривает определение речевой, интеллектуальной, познавательной, эмоциональной, поведенческой деятельности ребенка, уровень овладения им различных навыков. Обязательным исследованием при комплексной диагностике считается исследование состояния зрения, слуха, двигательной сферы, психоневрологического и речевого статуса.
Для комплексной диагностики речевых нарушений, прежде всего, необходимы знания основных периодов речевого развития ребенка и темпов его формирования. Как известно, полноценная речевая функция возникает лишь при правильном динамическом развитии ребенка.
Целью комплексного логопедического обследования является составление максимально объективной подробной картины развития речи ребенка и определение факторов, оказывающих отрицательное или положительное влияние на развитие в целом.
Построение работы учителя – логопеда невозможно без качественной комплексной диагностики речевого развития ребенка. В основном в своей работе используют классические методики логопедического обследования: Иншакова О. Б «Альбом для логопеда», альбом Володиной, и др.
Данные методики подразумевают исследование каждого составляющего компонента речевой деятельности (лексики, грамматики, звукопроизношения).
Использование комплексной логопедической диагностикипозволяет решить следующие задачи:
– выявить нарушения в звукопроизношении (искажения, замены, смешения) и состояние слоговой структуры слова;
-определить, насколько сформированы грамматические категории в речи ребенка;
– выяснить соответствие уровня словарного запаса возрастной норме;
– исследовать мыслительные способности ребенка;
-определить умение выделять слова с заданным звуком из ряда слов.
– пронаблюдать навыки коммуникативного взаимодействия со взрослым.
Перед началом работы для нахождения личностного контакта используется игровой персонаж. Это может быть любая яркая дидактическая игрушка,с помощью этой игрушки достаточно просто провести обследование артикуляционного аппарата ребенка, предложив выполнить с игрушкой несколько простых артикуляционных упражнений. Данный прием позволяет расположить дошкольника к взрослому и облегчить установление контакта.
Результаты обследования можно фиксировать на диктофон или с помощью бланков.
Тщательное изучение каждого дефекта речи у ребенка позволяет выбрать коррекционную методику, строго применимую к данному ребенку в зависимости от его психоэмоциональных и речевых возможностей. Педагог-логопед должен сам являться образцом правильной речи.Во время занятий с ребенком не допускаются: суета педагога, раздражение, окрики, повышенный тон, передразнивание и передергивание слов.
В заключении можно сказать что комплексное обследование значимо при объективной диагностики речевого и познавательного развития т. к.
Если раньше основной задачей было выявление отставания в умственном развитии, то в настоящее время необходимо тонко дифференцировать степень и характер нарушений умственного и речевого развития, выявить, первичными или вторичными являются эти нарушения, оценить особенности нарушений психического развития. Все это имеет важнейшее значение, так как от этого зависит какую программу обучения ребёнок может осваивать, и какое образовательное учреждение он будет посещать в дальнейшем.
Источник
На чтение 11 мин. Обновлено 14.02.2016
Малыш запоминает то, что услышал, поэтому неправильное произношение, сюсюканье, диалекты, слова-паразиты очень быстро запоминаются. А как известно переучивать сложнее, чем научить. Ребёнок дошкольного возраста заговорит правильно тогда, когда будет слышать правильную литературную речь.
[dropcap]М[/dropcap]алыш запоминает то, что услышал, поэтому неправильное произношение, сюсюканье, диалекты, слова-паразиты очень быстро запоминаются. А как известно переучивать сложнее, чем научить. Ребёнок дошкольного возраста заговорит правильно тогда, когда будет слышать правильную литературную речь. Каковы компоненты речи? В таблице это выражено так:
Развитие речи это | |||
Формирование словаря | Грамматический строй | Звуковая культура | Связная речь |
Выявление уровня речевого развития происходит посредством диагностического обследования дошкольников.
Диагностика речевого развития детей 2-4 лет.
Формирование словаря.
Для проведения диагностического обследования младших дошкольников и выявления их уровня речевого развития необходим иллюстративный материал: тематические предметные и сюжетные картинки. Детей необходимо заинтересовать, а потому все задания предлагаются в игровой форме.
Дошкольники должны ориентироваться в следующих лексических темах: «Времена года», «Игрушки», «Овощи и фрукты», «Одежда и обувь», «Посуда», «Мебель», «Предметы личной гигиены», «Домашние и дикие животные», «Домашние птицы», «Насекомые», «Человек. Части тела».
Для закрепления имён существительных можно предложить варианты заданий.
- Вариант. 1. В таблице разные предметные картинки взрослый показывает любое изображение, а ребёнок должен сказать, что это.
- Вариант 2. Взрослый называет предмет, а ребёнок должен найти его изображение.
- Вариант 3. Взрослый предлагает выбрать все картинке по заданной тематике. Например, «Покажи игрушки». «Собери овощи». «Где домашние животные?».
Использование глаголов в речи можно проверить, предложив дошкольнику этого возраста сюжетные картинки, с изображением трудовых действий, способов передвижения, эмоциональных состояний людей. Ребёнок рассматривая картинку, должен отвечать на предложенные вопросы. Например, «Как передвигается червяк? Бабочка?» и т.д.
Можно предложить игру «Кто как голос подаёт?» – взрослый спрашивает «Как поёт петух? Утка? Воробей? Кошка? и т.д.
Прилагательные. Взрослый показывает или изображение, или какой-то предмет и просит определить его цвет, размер, какой на вкус. Например, лимон (жёлтый, кислый).
Для дошкольников 3-4 лет предложить игру «Скажи наоборот». Взрослый начинает фразу, а ребёнок заканчивает:
- Слон большой, а мышь …. (маленькая).
- У мамы волосы длинные, а у папы …. (короткие).
- Волк смелый, а заяц … (трусливый).
Для проверки наречий (высоко-низко, далеко-близко, тепло-холодно) также понадобятся сюжетные картинки.
Грамматический строй речи
Чтобы проверить умения детей ставить существительные в форму множественного числа, ему предлагается рассмотреть парные предметные картинки (стул-стулья, тарелка – тарелки и т.д.) и ответить «Что изображено на одной картинке? (один предмет) на другой? (несколько предметов).
Проверка сформированности умений образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных происходит при помощи предметных картинок. Ребёнку можно предложить назвать изображённые предметы ласково, например, кукла – куколка, стол – столик, яблоко – яблочко и т.д.
Умение согласовывать существительные и местоимения с глаголами лучше при помощи сюжетных картинок или игрушек и наводящих вопросов. Например, кукла спит, а куклы? Мяч лежит, а мячи?
Употребление глаголов в разном времени можно закрепить с помощью вопросов типа, «Что делаешь сейчас? Чем занималась вчера мама? Что ты будешь делать завтра?»
Правильное использование предлогов также проверяется с помощью вопросов по сюжетным картинкам или расположению предметов в пространстве. Например, перед малышом стоит коробка, в ней лежит красный кубик, а на нём зелёный, перед коробкой сидит кукла, за ней – матрёшка. Ребёнку можно задать вопросы: «Где находится кукла? Кубики? Зелёный кубик? Красный? и т.д.
Звуковая культура речи
Это чёткое произношение всех звуков. Ошибки взрослый может услышать в повседневной речи дошкольников. Также можно попросить ребёнка повторить за родителем слова для проверки какого-то конкретного звука, например, твёрдый и мягкий звук «м» – мышь, мяч, Маша, мишка.
Связная речь
Дошкольники должны уметь:
- внятно выражать свою мысль;
- рассказывать знакомую сказку, событие из своей жизни (Как провёл выходные? Что понравилось в цирке? и т.п.;
- составлять небольшой описательный рассказ об игрушке с помощью наводящих вопросов и по сюжетной картинке «Кукла обедает», «Мальчик играет в игрушки».
В таблице приведены примерные требования к рассказыванию знакомой сказки (для высокого уровня речевого развития младших дошкольников).
2-3 года | 3-4 года |
|
|
Диагностика речевого развития детей 4 – 5 лет
Формирование словаря
Дошкольники этого возраста должны иметь элементарные знания по лексическим темам: «Времена года», «Игрушки», «Овощи и фрукты», «Одежда и обувь», «Посуда», «Мебель», «инструменты, бытовая техника», «Предметы личной гигиены», «Деревья и кустарники», «Ягоды», «Цветы», «Домашние и дикие животные», «Домашние птицы», «Зимующие и перелётные птицы», «Насекомые», «Человек. Части тела», «Профессии». Для их закрепления используются игры:
- «Узнай по описанию»: взрослый загадывает какой-то предмет и называет его характеристики, ребёнок должен отгадать задуманное, например, жёлтый, овальный, кислый (лимон), зелёный, круглый, сладкий, большой (арбуз);
- «Кто у кого?» – в таблице два окошка, в одном изображение взрослого животного, во второе – ребёнок должен положить изображение детёныша, у зайчихи кто? (зайчата), У волчицы? У курицы и т.д.
- «Назови ласково» – лиса – лисичка, утка – уточка, воробей – воробышек и т.д.
- «Один-много» – один лимон – много лимонов; один мяч – много мячей, одна берёза – много берёз и т.д.
- «Мяч давай, части тела называй» или «Мяч бросай, мебель быстро называй». Взрослый говорит обобщающее понятие и бросает мяч ребенку. Тот, возвращая мяч, должен перечислить соответствующие слова. Игра будет интересней, если участие будут принимать несколько детей.
Для выявления понимания дошкольником назначения предметов используется игра «Что для чего?»:
- Чем рисует художник?
- С помощью чего пришивают пуговицу?
- Какой предмет понадобиться для игры в футбол?
- В какой посуде готовят первые блюда? И т.д.
Диагностика грамматического строя речи проводится с помощью аналогичных заданий, что и при обследовании дошкольников 3 лет.
Для проверки употребления предлогов можно предложить такое задание. В карточке-таблице разложить геометрические фигуры по заданию, например, квадрат над треугольником, круг под треугольником, овал на квадрат.
Звуковая культура речи
В этом возрасте дошкольники должны произносить чётко все звуки. В звуковой таблице отмечаются красным цветом гласные звуки, синим – твёрдые согласные, зелёным – мягкие согласные.
Для выявления развития умений детей этого возраста дифференцировать слова, близкие по звучанию предлагается назвать изображения на картинках или повторить за взрослым: точка – дочка, коза – коса, жар – шар, уточка – удочка и т.д.
Проверить умение слышать определённый звук из звукового ряда можно следующим образом. Родитель произносит несколько звуков «т, п, а, л, и, д, и», ребёнку нужно хлопнуть тогда, когда услышит, например, звук «и».
С помощью игры «Эхо» проверяется слуховое внимание. Взрослый произносит слоги и просит их повторить: пи-би; да-та; зо-со; жа-ша.
Связная речь
Для этого возраста важно уметь:
- придумывать простые предложения из 3-4 слов;
- составлять рассказы по картине, серии картин, из личного опыта объёмом до 5 предложений;
- пересказывать тексты объёмом 3-5 предложений;
- выразительно читать стихи.
Для продуктивного речевого развития полезно использовать наглядные пособия, разработанные самостоятельно. Так, чтобы ребёнок быстрее запоминал стихи, их можно представить в таблице, например:
Диагностика речевого развития детей 5–6 лет
Формирование словаря
Лексические темы дополняются «Праздники», «Музыкальные инструменты», «Животные севера и юга». Используются игры, что и при обследовании дошкольников 4-5 лет.
Понимание ребёнком смысловой стороны слова можно проверить, предложив ребёнку придумать окончание предложений:
- Осенью часто идёт моросящий…
- Весной с юга возвращаются перелётные…
- Символ России – белоствольная…
Грамматический строй речи
Развитие слухового внимания проверяется при помощи следующего задания. Взрослый называет слова, а ребёнку нужно хлопнуть, когда услышит звук «ш», в словах домик, волчок, шапка, кора, лиса, шишка, ручка, машина.
Звуковая культура речи
Взрослый называет слова, ребёнок определяет, на какой слог падает ударение и сколько слогов: удочка, машина, клубок, коробка, лошадь.
Игра «Найди звук» – ребёнок должен определить положение заданного звука в слове, например, звука «с» – сова, роса, сор, рысь, коса.
Игра «Твёрдый-мягкий» – ребёнку нужно определить, в какой позиции находится заданный звук. Новый звук отмечается в звуковой таблице цветовым сигналом.
Определять количество звуков и букв в слове.
Связная речь
Дошкольники этого возраста должны уметь:
- составлять простые и сложные предложения. Например, из заданных слов: с гор, весна, ручьи, наступила, побежали.
- из предложенных словосочетаний образовывать новые: платье из шерсти – шерстяное платье, деревянные ящик – ящик из дерева, яблоко покраснело – покрасневшее яблоко и т.д.
- составлять рассказы по картинке, серии картинок, из личного опыта (5-6 предложений);
- пересказывать текст в объёме до 5 предложений;
- знать и объяснять значение пословиц и поговорок;
- выразительно читать стихи, загадки.
Диагностика речевого развития детей 6-7 лет
Формирование словаря
Лексические темы те же. Дидактически игры также используются аналогичные, что и при обследовании детей шестилетнего возраста. Можно использовать дополнительные задания:
«Часть – целое» – ребёнку нужно назвать части или детали целого. Например, лицо (глаза, рот, нос, лоб, щёки, подбородок, брови), чайник (носик, ручка, дно, крышка) и т.д.
«Назови одним словом»: грач, журавль, аист – это, пальто, куртка, плащ – это, кресло, кровать, диван – это и т.д.
«Профессии»:
- Кто водит автомобиль?
- Кто разносит почту?
- Кто тушит пожар?
- Кто лечит людей? И т.д.
Для выявления у детей уровня использования в речи прилагательных предлагаются такие варианты заданий:
Ребёнку предлагаются предметы или предметные картинки, ему нужно назвать их признаки: Мяч какой? Груша какая? Кресло какое? Цветы какие?
Дошкольник этого возраста должен образовать прилагательные от существительных: стол из дерева какой? (деревянный), Стакан из стекла какой? (стеклянный), Котлеты из курицы какие? (куриные), Платье из шёлка какое? (шёлковое) и т.д.
Употребление антонимов: чистый – (грязный), добрый – (злой), толстый – (тонкий), весёлый – (грустный), тепло – (холодно), далеко – (близко), друг – (враг) и т.д.
Глаголы. «Кто как передвигается?» птица – (летает), змея – (ползает), человек – (ходит, бегает);
«Кто что делает?» повар – (готовит), врач – (лечит), художник – (рисует).
Грамматический строй речи
Образование существительных во множественном числе в именительном и родительном падежах: кукла – куклы – кукол, яблоко – яблоки – яблок и т.д.
«Назови ласково»: воробей – (воробышек), стол – (столик), диван – (диванчик), цветок – (цветочек) и т.д.
Сочетание существительных с числительными: карандаш – (2 карандаша, 7 карандашей), яблоко – (2 яблока, 5 яблок), матрёшка – (2 матрёшки, 6 матрёшек) и т.д.
Образование глаголов с помощью приставок: лететь – (улететь, долететь, слететь, подлететь, влететь, полететь) и т.д.
Результаты в таблице
Существительные мн. числа | Существительные мн. числа родительного падежа | Уменьшительно-ласкательные формы | Согласование существительных и прилагательных | Согласование существительных с числительными |
Диагностика предполагает конечный результат, я именно, выявление уровня развития: + высокий – все задания выполняются самостоятельно, правильно; – + средний – большая часть выполнена правильно или все с подсказками; – низкий – большая часть не выполнена. В таблице можно отражать все компоненты речи по всем ступеням возраста дошкольников.
Звуковая культура речи
Дошкольник должен чётко произносить все звуки. Ребёнок либо произносит слова на заданный звук, либо повторяет предложения, например, Шла Саша по шоссе и сосала сушку; Зина закрыла замок; Рома рад Рите.
Ребёнку предлагаются задания на звуковой анализ слова:
- выделить ударный гласный: удочка, пачка, игра.
- назвать первый и последний согласный: дочка, сом, ком, лимон, стол.
- выбрать картинки с изображением предметов, в которых встречается звук «Н»: рыба, нож, лопата, носки, стакан, шарф.
- определить количество слогов в слове: комар, улитка, совок, армия, рубашка.
- назвать звук, с которого начинается слово на картинке, в таблице, приведённой ниже. В пустую ячейку ребёнок должен положить соответствующую цветную карточку. (красная – гласный, синяя – твёрдый согласный, зелёная – мягкий согласный)
Ребёнок должен произнести слоги, которые можно представить в таблице:
Связная речь
Задания аналогичны, что и при обследовании дошкольников шестилетнего возраста, только составляемые рассказы должны объёмом до 8 предложений. В таблице опорные картинки, с помощью которых ребёнок составляет рассказ «Зима».
Оставить комментарий
Источник