Комплекс занятий на развитие мышления с ребенком 7 лет

Комплекс занятий на развитие мышления с ребенком 7 лет thumbnail

Татьяна Степина
Конспект занятия «Игры и упражнения для развития мышления» (6–7 лет)

Тема: «Игры и упражнение на развитие мышления» (6-7 лет)

Цель: «Развитие наглядно- образного и логического мышления».

Задачи:

Обучающие:

1. Активизировать и закрепить раннее полученные знания.

2. Обучить детей выполнению упражнений и заданий по образцу, по замыслу.

3. Научить детей самостоятельно устанавливать контакт со сверстниками.

Развивающие:

1. Способствовать формированию познавательной мотивации.

2. Способствовать развитию групповой сплоченности и положительного эмоционального отношения участников друг к другу.

3. Развивать наглядно-образное мышление и логическое мышление.

4. Развивать кругозор, речь, внимание.

Воспитательные:

1. Воспитывать доброжелательность, активность, усидчивость, интерес к занятиям.

2. Воспитывать чувство коллективизма, самостоятельность, инициативность.

3. Воспитывать уважение друг к другу.

Оборудование: Видео проектор с материалом.

Демонстрационный материал: Два письма, счетные палочки, картинки на магнитах (яблоко, груша, лук, апельсин, стол, стул, шкаф, магнитофон, кот, заяц, собака, лошадь, кукла, шарф, пирамида, юла, дидактический материал, простые карандаши.

Ход занятия:

Дети заходят в комнату, берутся за руки, вместе с педагогом образуют круг.Педагог: Ребята, мы с вами поиграем в игру, которая называется «Вежливые слова».

1. Упражнение: «Вежливые слова» (5-7 мин)

Педагог, поворачиваясь направо, называет имя ребенка и произносит «вежливые слова»: «С Добрым утром, София!». Ребенок поворачивается направо к соседу и продолжает игру. В ходе игры детям нужно вспомнить как можно больше вежливых слов или просто добрых слов.

Если дети затрудняются ответить, то педагог предлагает вспомнить вежливые слова (здравствуйте, добрый день, добрый вечер, приятно познакомиться, спасибо, пожалуйста, будьте добры, всего хорошего, всего доброго, всего наилучшего, извините, простите, разрешите пройти (войти, можно сесть, до свидания и т. д.) игра продолжается.

На экране появляется Незнайка. А с ним и письмо.

Педагог: Ребята, вы узнали кто это?

Дети: Незнайка!

Педагог: Незнайка нашел письмо, но не знает, кому оно адресовано.

Педагог читает письмо:

«Слыхали?

Сегодня

В подъезде

Восьмом

Ходил почтальон

С необычным

Письмом.

Измятый конверт,

А на нём

По линейке

Написано чётко:

“ВРУЧИТЬ НЕУМЕЙКЕ”

Письмо

Получателя ищет по свету.

Но что же в письме?

Рассказать по секрету?

Два слова

В конверте

Письма заказного:

“ПОЗОР НЕУМЕЙКЕ!”

Обидных два слова.

И я вас прошу:

Постарайтесь, ребята,

Чтоб это письмо

Не нашло

Адресата! (Аким Я. Л. «Неумейка» в сокращении.)

Педагог: Я не хочу, получить письмо неумейки….Ребята, а вы хотели бы получить письмо «неумейки»?

Дети: Нет.

Педагог: Давайте, Незнайке покажем, как надо учиться и что нужно уметь, что бы никогда не получить письмо «неумейки»!

2. Упражнение «Что лишнее». Найди и объясни. (5-7 мин.)

На доске:

Яблоко, груша, лук, апельсин

Стол, стул, шкаф, магнитофон

Кот, заяц, собака, лошадь.

Кукла, шарф, пирамида, юла.

Дети находят лишний предмет и объясняют, почему он лишний. Задание можно усложнить, назвав несколько предположений, почему он лишний.Например: Лишний лук, потому что это овощ, лук растет в земле, а фрукты на дереве, вкус и т. д.

3. Упражнение «Складываем и считаем» (9-10 мин)

Педагог раздает наборы счетных палочек.

Детям предлагается сложить треугольник, квадрат и прямоугольник, а затем посчитать, сколько палочек понадобилось для каждой фигуры.

Следует обратить внимание детей на отличие квадрата от треугольника и прямоугольника от квадрата.

На доске слайд с рисунком.

Педагог: «Что это за фигуры и сколько их?» (пять).

Затем детям предлагается выложить рядом два треугольника и сосчитать, сколько палочек использовали. Задание можно усложнить, попросив детей выложить из пяти палочек два треугольника. Если дети не справляются вэтим заданием, следует дать образец.

5. Игра «Пол, нос, потолок» (3 мин.)

Педагог: Сейчас мы поиграем. Будьте очень внимательны. Я стану произносить «пол», «нос», «потолок» и указывать на них. И вы – указывать вместе со мной. Сначала я буду делать правильно, и произносить, например, «пол» и указывать на пол, а потом буду вас путать- говорить «пол», а указывать на что-то другое. Вы же должны указывать на то, что я называю, а не на то, что показываю. Попробуем? Начали!

Дети присаживаются на стульчики.

6. Упражнение «Нарисуй не достающую фигуру». (5-7 мин.) (Гаврина С. Е. Проверяем знание дошкольника. Тесты для детей. 6 лет. Часть 2, стр. 18).

Детям раздается задание на листочке.

Педагог: В каждом ряду нарисуй недостающую фигуру, не нарушая закономерность.

После выполнения упражнения листочки остаются на столах.

Педагог: Ребята, а чему же мы сегодня научились? Чем мы занимались? А нам эти знания помогут в будущем, для чего?

Ответы детей

Педагог: Ребята, как вы думаете, мы справились со всеми заданиями?

Дети: Да!

Педагог: Как вы думаете, к нам придет письмо «неумейки»?

Дети: Нет!

Педагог: К нам пришло письмо, кому же оно адресовано? «Знайкам» от Незнайки! Ребята, Незнайка все видел, как мы занимались, и решил, что письмо «неумейки» было адресовано не нам, и оно дальше ищет по свету своего обладателя. Незнайка прислал нам подарки как самым умным и всезнающим детям!

Педагог открывает письмо, и достает медали «Знайкам». Раздает их детям.

Педагог: А вот на следующем занятии мы будем знакомиться с новыми играми и упражнениями, а какими вы узнаете на следующем занятии.

На этом наше занятие подошло к завершению. До новых встреч!

Список литературы:

1. Гаврина С. Е. «Проверяем знание дошкольника. Тесты для детей. 6 лет. Часть 2».

2. Арцишевская И. Л. «Психологический тренинг для будущих первоклассников», 2013 г.

3. Аким Л. Я. «Неумейка», 1984 г.

Источник

Раиса Дербе
Упражнения для развития логического мышления у дошкольников 6–7 лет

УПРАЖЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ 6 – 7 ЛЕТ.

Что такое логическое мышление? Что такое логика? Логика с древнегреческого, обозначает речь, рассуждение, т. е. это умение человека рассуждать, искусство рассуждения. Поэтому речь и логическое мышление взаимосвязаны.

Логическое мышление – это вид мыслительного процесса, при котором человек использует логические конструкции и готовые понятия.

Если логическое мышление, да еще и воображение хорошо развиты у человека, то он способен творчески мыслить и творчески подходить к поставленным задачам. Развитию логического мышления необходимо учиться. Нужно уметь пользоваться логическим мышлением и воображением. Его нужно развивать. Ведь это пригодится в жизни!

Для эффективного развития логического мышления можно и нужно решать различные ситуационные задачи и загадки. Это развивает логику, интеллект, воображение, фантазию.

Логические игры созданы для того, чтобы поломать голову и найти правильное решение и они хорошо помогают развивать логику и мышление.Таким образом: логические игры – это веселое, а главное полезное времяпрепровождение.

Словесно – логическое мышление.

Cловесно – логическое мышление представляет собой совершение любых логических действий (анализа, обобщения, выделения главного при построении выводов) и операций со словами.

Упражнение №1

Дидактическое упражнение «Скажите, какие ягоды вы знаете»?

Упражнение направлено на развитие умения систематизировать слова по определенному признаку.

Инструкция: Сейчас я буду называть слова, если среди них вы услышите слово, обозначающее ягоду, хлопните в ладоши.

Читайте также:  Центр развития ребенка советский район

Капуста, земляника, яблоко, груша, смородина, малина, морковь, клубника, картофель, укроп, черника, брусника, слива, клюква, абрикос, кабачок, апельсин.

Упражнение №2

«Раздели на группы».

Инструкция ребёнку: Как ты думаешь, на какие группы можно разделить эти слова?

Саша, Коля, Лена, Оля, Игорь, Наташа.

Какие группы можно составить из этих слов?

голубь, воробей, карп, синица, щука, снегирь, судак

Предложите свои игры по теме «Посуда».

Упражнение №3

«Найди общее слово».

В этом задании содержатся слова, которые объединены общим смыслом. Этот их общий смысл нужно постараться передать одним словом. Упражнение направлено на развитие такой функции, как обобщение, а также способность к абстракции.

Инструкция:Каким общим словом можно назвать следующие слова:

1. Вера, Надежда, Любовь, Елена

2. а, б, с, в, н

3. стол, диван, кресло, стул

4. понедельник, воскресенье, среда, четверг

5. январь, март, июль, сентябрь”.

Более сложный вариант упражнения содержит только два слова, для которых необходимо найти общее понятие.

Упражнение №4

«Найди, что общего у следующих слов»:

а) хлеб и масло (еда)

б) нос и глаза (части лица, органы чувств)

в) яблоко и земляника (плоды)

г) часы и градусник (измерительные приборы)

д) кит и лев (животные)

е) эхо и зеркало (отражение)

Упражнение №5

Толкование скрытого смысла пословиц.

Спросите у ребёнка, как он понимает смысл различных пословиц. Например, по теме «Продукты» можно предложить ребёнку пословицу «Хочешь есть калачи – не сиди на печи». Если он затрудняется, попробуйте объяснить ему скрытый смысл данного выражения на простых примерах, а затем помогите выучить пословицу наизусть.

Какие пословицы по данной теме вы можете предложить своему ребёнку? (Кто не работает, тот не ест).

Упражнение №6

Логические задачи.

Логические задачи – особый раздел по развитию словесно – логического мышления, включающий в себя целый ряд разнообразных упражнений.

1. Саша ел яблоко большое и кислое. Коля ел яблоко большое и сладкое. Что в этих яблоках одинаковое? разное?

2. Толя и Игорь рисовали. Один мальчик рисовал дом, а другой – ветку с листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?

Задачи на сравнение.

Начинать обучение решению таких задач можно с самых простых, в которых требуется ответить на один вопрос и которые опираются на наглядные представления.

1. Саша грустнее, чем Толик. Толик грустнее, чем Алик. Кто веселее всех? (Алик).

2. Ира аккуратнее, чем Лиза. Лиза аккуратнее, чем Наташа. Кто самый аккуратный? (Ира)

Упражнение №7

Упражнения на развитие гибкости ума.

Предложите ребенку поиграть в игру «Продолжи ряд».

Котлета, сардельки, …

Хлеб, печенье, …

Упражнение №8

«Как это можно использовать?»

Предложите ребенку игру: найти наиболее большее число вариантов использования какого-либо предмета.

Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает как можно использовать этот предмет.

Ребенок называет такие варианты: Рисовать, писать, использовать, как палочку, указку, градусник для куклы и т. д.

Упражнение №9 «Что хорошо, что плохо?».

Мороженое (Хорошо – вкусное, летом освежает, плохо – можно заболеть ангиной).

Телевизор (Хорошо – можно смотреть любимые мультфильмы, узнать что- то новое, интересное, плохо – если долго смотреть телевизор и сидеть близко к экрану можно испортить зрение).

Источник

На чтение 6 мин.

Логическое мышление является одним из наиболее сложных форм мышления, развивающимся лишь к началу школьного периода развития (6-7 лет). Его основу составляет образное мышление, навыки которого к этому периоду уже должны быть сформированы довольно неплохо.

Развитие логического мышления с помощью развивающих игр

Развитие операций логического мышления у детей 6 7 лет – сложный и многоэтапный процесс. Его достижение ставит перед ребенком немало задач, среди которых:

  1. Обогащение представлений об окружающем мире.
  2. Понимание закономерностей, объединяющих предметы и явления.
  3. Умение выделять наиболее общие и существенные признаки объектов.

Благодаря должному уровню развития логического мышления ребенок уже в 6 лет сможет более успешно осваивать школьную программу и приобретать значимые в дальнейшем знания, умения и навыки.

Что такое логика – определение

В частности, это будет способствовать интериоризации многих психических процессов (в том числе, развитию счета в уме, внутренней речи).

Этапы развития логического мышления дошкольника

Развитие основ логического мышления детей 6 7 лет осуществляется в несколько этапов.

  1. Ребенок усваивает базовые свойства, количественные и качественные характеристики предметов, а также учится использовать их в своей повседневной жизни.
  2. Осуществление операций мышления с заменой реальной манипуляции с предметом словесными рассуждениями.
  3. Замена вербальной активного сопровождения деятельности внутренними мыслительными операциями.

Пазлы-головоломка для 6-7 лет

Требования к логическому развитию ребенка

К возрасту шести-семи лет ребенок должен успешно справляться со следующими операциями мышления:

  • Ребенок должен уметь находить закономерности, объединяющие группы предметов по тому или иному признаку, а также продолжать логические ряды самостоятельно, не пользуясь подсказками и наводящими вопросами.
  • Находить лишний предмет из 5 предложенных ему.
  • Самостоятельно составлять рассказы по картинкам и придумывать ему логическое завершение.
  • Делить предметы на группы, уточняя при этом, какой признак был взят за основу.

Если к нужному возрасту ребенок еще не приобрел эти навыки, грамотное развитие мышления у детей от 6 до 7 лет может решить эту проблему.

Основные логические операции

К числу операций логического мышления, который должен освоить ребенок к этому возрасту, относятся:

  • анализ;
  • синтез;
  • сравнение;
  • классификация;
  • доказательство.

Задание на внимательность и логику

Освоение логических операций позволяет ребенку не только успешно осуществлять большинство видов деятельности, но также:

  • улучшить характеристики внимания;
  • ясно и конкретно мыслить, избегая наиболее распространенных на этом этапе ошибок;
  • развивать способность сосредотачиваться на решении проблемы;
  • осваивать искусство связной речи и убеждения.

    Лабиринт для детей 6-7 лет

Разновидности игр на развитие логического мышления у детей

Известные на сегодняшний день игры и задания на развитие у детей логического мышления можно условно подразделить на следующие категории:

  1. Графические игры направлены на совершенствование мелкой моторики рук и базовую подготовку руки к письму.
  2. Математические – игры и головоломки, в основе которых лежит приучение ребенка к устному счету, логики и абстрактного мышления.
  3. Речевые игры – способствуют развитию активного словарного запаса ребенка.
  4. Головоломки и настольные игры учат ребенка мыслить последовательно и стратегически. Кроме того, они укрепляют умение ребенка работать в команде и проявлять себя в совместных видах деятельности.

Тестовые задания на уровень логического мышления

Игры и упражнения на развитие логического мышления ребенка

Логическое развитие детей возраста 6 7 лет невозможно без специально организованной деятельности, направленной на достижение заданного результата. Немалую помощь в этом родителю способны оказать тематические игры и упражнения.

Логические игры из магазина

1. «Я загадал»

Родитель загадывает в уме какой-либо предмет. Задача ребенка – угадать его при помощи уточняющих вопросов. Желательно, чтобы ребенок учился правильно формулировать наводящие вопросы, позволяющие ему выделять ключевые признаки угадываемых предметов.

2. «Я беру с собой»

Для игры потребуются карточки с изображением самых разных предметов. Ребенку предлагается выбрать их них те, которые пригодятся в той или иной ситуации (например, на природе, в театре, в гостях, в школе и т.д.). Желательно чтобы среди нарисованных предметов были самые разные – в том числе те, которые могут пригодиться сразу в нескольких ситуациях или не пригодиться вообще.

Читайте также:  Развитие ребенка 3 года книжки

Ребенок поочередно достает карточки и объясняет, понадобится ли ему тот или иной предмет, аргументируя свое решение.

Интересная игра на логическое мышление

3. «Рассели по комнатам»

Перед ребенком раскладываются карточки с изображением людей разного пола, возраста, цвета волос, глаз и т.д. А также лист бумаги, разделенный на четыре равных прямоугольника (символические «комнаты»). Его задача – «расселить» людей по комнатам в зависимости от того или иного качества. А затем ответить на предложенные родителем вопросы (например – кто из нарисованных людей может войти в две и более комнаты, кто не подходит ни для одной комнаты и почему).

Игра лишний предмет – усложненный вариант для 6-7 лет

4. Задачи на сравнение

Ребенку предлагается сравнить, сопоставив между собой несколько предметов или явлений. Например:

  1. Береза выше дуба, а дуб выше сосны. Какое дерево самое высокое и самое низкое?
  2. У Оли волосы темнее, чем у Маши, а у Кати – темнее, чем у Оли. У кого из девочек самые темные волосы? и т.д.

Учитывать нужно не только ответы детей, но и их аргументацию выбора.

Советы и рекомендации родителям по проведению развивающих занятий

Развитие логики у детей в возрасте 6-7 лет должно осуществляться в максимально непринужденной и комфортной обстановке. Чем активнее на занятиях будут использованы игровые методы обучения, тем эффективнее они будут.

К 6 годам ребенок должен уметь играть в шахматы

Учитывая быструю утомляемость детей, желательно рассчитывать продолжительность занятия таким образом, чтобы оно не превышало 20-30 минут.

Очень важно, чтобы ребенок не только давал ответы на предложенные вопросы и находил решения заданий, но максимально развернуто пояснял свои ответы. Это позволит убедиться в том, что ребенок действительно видит логические закономерности и понимает их.

Источник

hello_html_m207b4a6c.pngР

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная общеобразовательная школа №5»

Педаго-психолог

О.А.Шмелева

ЮРГА 2016

азвиваем мышление

Аннотация: в данном пособии приведены задания и упражне­ния, которые на доступном детям материале с опорой на их жизненный опыт учат строить правильные суж­дения, проводить несложные доказательства без предварительного освоения самих законов и правил логи­ки, отыскивать несколько возможных решений, обо­сновывать существование каждого из них.

Голова без ума, что фонарь без свечи.

Пословица

Что мы называем мышлением.

В обыденной жизни под мышлением обычно понимают словесные рассуждения. В психологии это понятие имеет гораздо более широкое значение. Психологи называют мышлением любой психический процесс, с помощью которого человек решает стоящую перед ним задачу.

В жизни встречаются самые разнообразные задачи, и для их решения требуются разные виды мышления. Однако бывает, что одну и ту же задачу можно решать разными способами. Тогда человек избирает тот из них, который ему более привычен и удобен. Изучая способ действия человека при решении таких задач, можно установить, какой вид мышления у него лучше развит.

Основные формы мышления, которые формиру­ются уже в дошкольном возрасте, — это наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мыш­ление.

Наглядно-действенное мышление — это мыш­ление в действии. Оно развивается у дошкольни­ков в процессе действий с различными предмета­ми, игрушками.

Наглядно-образное мышление — основная форма мышления будущих первоклассников. Такое мышление позволяет выделять самое су­щественное в предметах, видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей. Ребе­нок учится пользоваться различными планами, схемами.

Логическое мышление — это умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с закона­ми логики. К концу 6-летнего возраста у детей только начинают складываться элементы логи­ческого мышления.

Операционными компонентами мышления являются мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация.

Тест «Заселение домика»

Этот тест позволяет оценить особенности мышле­ния ребенка. Выявляет комбинаторные умения и на­выки. С его помощью можно выявить, насколько ре­бенок умеет планировать свою деятельность и конт­ролировать ее результат.

Задание ребенку:

— Посмотри на этот домик. В нем шесть этажей. На каждом этаже три комнаты. На каждом этаже живут три жильца: галочка, точка и палочка. (Рисуете рядом с домиком точку, галочку и палочку.) Каждый в своей комнате. Самый верхний этаж, шестой, уже заселен вот так: точка, галочка, палочка. Давай вместе заселим пятый этаж, так, чтобы порядок заселения пятого эта­жа был другой, не такой, как на шестом этаже.

hello_html_m20fa87f3.jpg

Итак, в первую комнату успела въехать точка. Как разместятся остальные жильцы? Остались не­заселенными еще четыре этажа. Рассели жильцов так, чтобы все этажи были заселены по-разному и чтобы порядок заселения пятого и шестого этажа не повторялся.

Результат

hello_html_37f242e1.pngОтлично, если ребенок полностью справился с за­данием самостоятельно.

hello_html_37f242e1.pngЕсли он выполнил правильно только два-три ва­рианта — это тоже неплохой, результат, тем не менее, надо посмотреть, как ребенок выполнил это задание.

Идеальный вариант выполнения:

hello_html_m549412d3.png

Упражнения на развитие мышления (логики)

У ребенка должны быть развиты все виды мышле­ния: практически-действенное, наглядно-образное, сло­весно-логическое. Только развитие всех видов мыш­ления в их единстве может обеспечить правильное и достаточно полное отражение действительности.

В данном разделе приведены задания и упражне­ния, которые на доступном детям материале с опорой на их жизненный опыт учат строить правильные суж­дения, проводить несложные доказательства без предварительного освоения самих законов и правил логи­ки, отыскивать несколько возможных решений, обо­сновывать существование каждого из них.

Развитию логического мышления ребенка помогут задания, которые научат:

  • описывать признаки предметов;

  • классифицировать предметы по цвету, форме, раз­меру, по их функции в жизни;

  • сравнивать предметы между собой;

  • узнавать предметы по заданным признакам;

  • определять последовательность событий;

  • обобщать;

  • давать определения тем или иным понятиям, другие.

Полезный совет

Для улучшения мозговой деятельности выпол­ните вместе с ребенком упражнение «Качание головой». Это упражнение стимулирует мыс­лительные процессы.

Сядьте так, чтобы вам было удобно.

Дышите глубоко, расслабьте плечи, уроните го­лову вперед.

Медленно качайте головой из стороны в сторо­ну, пока при помощи дыхания уходит напря­жение.

Подбородок вычерчивает слегка изогнутую ли­нию груди по мере расслабления шеи.

Выполнять 30 секунд.

Упражнения на развитие умения анализировать (сравнивать, обобщать)

Упражнение 1. «Третий пишний»

Упражнение на развитие мыслительных процессов обобщения способом выделения существующих при­знаков.

  • Яблоко, вишня, помидор.

  • Час, килограмм, минута.

  • Козленок, корова, теленок.

  • Шапка, шарф, кепка.

  • Мыло, веник, мочалка.

  • Карандаш, стакан, ложка.

  • Кастрюля, сумка, чемодан.

  • Колбаса, молоко, молоток.

  • Телевизор, холодильник, диван.

  • Кошка, собака, волк.

Полезный совет

hello_html_5e9ba4b0.pngПри выполнении данных упражнений попро­сите ребенка обосновать свой выбор, доказать свою точку зрения.

hello_html_5e9ba4b0.pngНе забывайте: главный вопрос — почему ты так думаешь?

Упражнение 2. «Смысловой ряд»

Какое будет четвертое слово:

  • Лиса — нора, медведь — … (берлога)

  • Больница — лечение, школа —…. (обучение)

  • Сахар — сладкий, лимон — … (кислый)

  • Рыба — вода, птица — … (небо)

  • Утка — утенок, курица — … (цыпленок)

  • Птицы — перья, звери — … (шерсть)

  • Осень -—зима, дождь — … (снег)

  • Кастрюля — половник, тарелка — … (ложка)

  • Куртка — замок, шуба — … (пуговица)

  • Тепло — вода, морозно — … (лед)

Читайте также:  Неравномерное развитие ног у ребенка

Упражнение 3. «Путаница»

Что ты должен положить в свой портфель (ранец)?

hello_html_1c2d4cbd.png

Упражнение 4. «Деление целого на части»

Назовите ребенку слова (например, дуб, лиса, ромаш­ка, апельсин, лук, лес, машина и др.)

Задание ребенку:

— Выбери любое слово (предмет). Теперь подели; этот предмет на части.

Например, дуб — целое, а части — ствол, ветви, су­чья, листья и т. д.

Рекомендуем

Попросите ребенка сначала вслух произносить части целого, а когда он будет выполнять задание быстро, усложните упражнение.

Пусть малыш мысленно делит предмет на части и рисует палочки на бумаге: сколько частей — столько же и палочек.

■ Ребенок покажет хороший результат, если за три минуты назовет 10-15 частей.

Упражнение 5. «Домик»

Внимательно рассмотри рисунки. Какой домик, по твоему мнению, нарисован правильно? Объясни свой выбор.

Помните: правильно расположить рисунок на листе — означает скомпоновать рисунок (см. илл. № 21).

Упражнение 6. «Сравни»

Найди жука, который отличается от всех остальных. Чем он отличается?

hello_html_m17baafdc.jpg

Найди одинаковые чашки.

hello_html_79907e82.png

Упражнения на развитие образного представления (мышления)

Упражнение 1. «Отгадывание загадок»

Загадка (иносказательное изображение предметов или явлений действительности) — своеобразный тест на сообразительность. Она развивает, активизирует мыслительную деятельность, заставляя увидеть в обыкновенном необыкновенное, а в необычном — обычное.

Отгадывание загадок — задание на обозначение предметов, которое формирует у детей умение «уви­деть» предмет по словесному обозначению его при­знаков.

Учить детей отгадывать загадки — значит учить их соотносить речевую форму описания с графичес­кой формой.

При отгадывании загадки ребенок должен объяснить, почему он дал такой ответ.

Если ребенок дал неполное объяснение, то взрос­лый должен дополнить его ответ.

Желательно использовать отгадки-картинки, так как рассматривание рисунка помогает ребенку про­анализировать смысл загадки.

Задание ребенку:

— Узнай предмет по заданным признакам.

Угадай, что это:

Сам алый, сахарный,

Кафтан зеленый, бархатный.

(Арбуз)

Полезный совет

Загадки нужно произносить четко, ясно, с логическим ударением, выдерживая паузы.

Полезный совет

hello_html_37f242e1.pngМалыши очень любят игру «Кто больше зна­ет?». Попросите ребенка рассказать, что он знает о сахаре (лимоне, яблоке и т. д.). Устройте с ним соревнование: кто больше назовет призна­ков этого предмета (цвет, вкус, размер, форма).

hello_html_37f242e1.pngИграя в эту игру, вы развиваете образное мыш­ление ребенка.

Упражнение 2. «Собери картинку»

Разрежьте любые картинки на части, пусть ребе­нок соберет, « полечит ».

Полезный совет

hello_html_37f242e1.pngОчень полезно для развития образного мышле­ния, памяти, внимания ребенка следующее уп­ражнение: попросите малыша перечислить ок­ружающие вас предметы, которые имеют круг­лую форму (квадратную, треугольную и т. д.).

hello_html_37f242e1.pngМожно перечислить предметы, классифицируя их по цвету (зеленого, красного, голубого и т. д.) или размеру (большие, маленькие, очень малень­кие и т. д.).

hello_html_37f242e1.pngЭто упражнение можно выполнять в любое вре­мя и в любом месте.

Упражнения на развитие логического мышления

Упражнение 1. «Определение последовательнос­ти событий»

1. Расскажи, что сделали с яблоком? Покажи на ри­сунке целое яблоко. Как художник изобразил, что ста­ло с яблоком?

hello_html_3249deac.png

2. Перед ребенком положить произвольно 3-4 картинки, связанные единым сюжетом. Предложить ему расположить их в порядке действий, отраженных в сюжете, составить рассказ (см. илл. № 22).

Полезный совет

hello_html_37f242e1.pngРассматривайте с ребенком различные картин­ки, фотографии, реальные сценки из жизни.

hello_html_37f242e1.pngПопросите ребенка предположить, что было до того события, которое ребенок видит на кар­тинке. Спросите, что будет потом.

hello_html_37f242e1.pngПодобные беседы будут способствовать форми­рованию у ребенка наблюдательности, умения предвидеть события, находить причины тех или иных явлений в жизни.

Упражнение 2. «Поиск закономерностей»

Вариант 1.

Продолжить перечень слов.

Как можно назвать одним словом следующие предметы?

hello_html_56f8b16f.pngМарт, апрель, май, июнь… — месяцы.

hello_html_56f8b16f.pngХлеб, молоко, колбаса, макароны… — продукты.

hello_html_56f8b16f.pngСтол, стул, шкаф, диван… — мебель.

hello_html_56f8b16f.pngРомашка, василек, одуванчик, лютик… — полевые цветы.

hello_html_56f8b16f.pngТуфли, сапоги, валенки, сандалии… — обувь.

hello_html_56f8b16f.pngХолодильник, утюг, пылесос, телевизор… — бы­товые электроприборы.

hello_html_56f8b16f.pngРоза, гвоздика, астра, тюльпан… — садовые цветы.

hello_html_56f8b16f.pngКарандаш, ручка, тетрадь, пенал… — школьные принадлежности.

hello_html_56f8b16f.pngКомпот, каша, борщ, хлеб… — еда.

hello_html_56f8b16f.pngТарелка, чашка, ложка, стакан… — посуда.

hello_html_56f8b16f.pngМашина, кукла, кубики, пирамидка… — игрушки.

hello_html_56f8b16f.pngМолоток, топор, пила, лопата… — инструменты.

hello_html_56f8b16f.pngДуб, береза, осина, клен… — деревья.

Вариант 2.

Рассмотреть каждую строчку и каждый столбик. Ка­кая здесь закономерность? Найти закономерность в рас­положении фигур. Нарисовать недостающую фигурку.

hello_html_740d8918.png

Вариант 3.

Подумать, каких фигур нет в клеточках. Нарисовать их и раскрасить, чтобы получился красивый коврик.

hello_html_m6b553221.jpg

Вариант 4.

Продолжить узор (ряд).

Рассмотреть узор, который начат на листке. Найти закономерность. Дорисовать такой же узор до конца строки.

hello_html_4cf4980.png

Упражнение 3. «Ответы на логические вопросы (ситуации)»

Примерные вопросы:

  • Чем отличается чашка от стакана?

  • Почему снег бывает зимой, а не летом?

  • Как зовут маму вашей мамы?

  • Когда можно кататься на санках — зимой или летом?

  • Как называется место, где продают хлеб? (Лечат, стригут, шьют)

  • Что нужно делать пешеходу при красном свете светофора? Почему?

Какие слова являются противоположными по зна­чению:

  • Большой — начало — высокий — брать — … и т. д.

  • Когда ты завтракаешь — утром или вечером?

  • Сколько концов у двух палок?

  • Чем похожи дерево и куст? Чем они отлича­ются?

Слова для сравнения: портфель и сумка, ручка и карандаш, тетрадь и книга и т. д.

Примерные ситуации:

1. Стоят два барана. Один смотрит налево, другой на­право. Видят ли они друг друга?

2. На сосне растет 5 яблок. Одно яблоко упало. Сколь­ко яблок осталось расти на сосне?

3. Послушай рассказ об утенке: «Как-то на лужайке подошла к утенку коза. «Ой, какой же ты малень­кий», — сказала она утенку. Утенок отбежал от козы и слышит, — в траве жук жужжит: «Ого, ка­кой большой утенок!». Утенок призадумался: «Большой я или маленький?» Помоги утенку от­ветить на этот вопрос.

4. Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут будут варить 2 яйца?

5. На ветке сидели 3 птички. Две птички улетели. Сколько птичек улетело?

6. Вова проснулся утром и увидел в окно голубое небо, яркое солнышко. Он удивленно воскликнул: «Мама, а совсем недавно был сильный дождь!». А теперь ответь на вопрос: «Как Вова догадался, что был дождь, ведь он в это время крепко спал?»

7. Саша одевался, чтобы пойти в школу. Мама подо­шла к закрытому окну, посмотрела на улицу и ска­зала: »Какой сильный ветер! Одевайся потеплей». Ответь на вопрос: «Как мама узнала, что на улице сильный ветер, ведь окно закрыто?».

8. На улице дул сильный ветер и шел дождь. Саша сидел в комнате и смотрел картинки в книжках. Ему хотелось гулять, а в такую погоду не погуля­ешь. В комнату в?