Компьютерные технологии для развития ребенка дошкольного возраста
Литвиненко Юлия Викторовна
Компьютерные технологии в развитии детей дошкольного возраста
Основным критерием готовности ребенка к школе является высокий уровень развитиявсех психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления, речи и т. д. У некоторых детей низкая мотивация к подготовке к школе характеризуется пониженным интересом к математическим и речевым занятиям в ДОУ. Следовательно, в работе с такими детьми необходимо использовать такие методы и приёмы, которые способствуют не только усвоению материала, а также делают занятия интересными и привлекательными. Одним из таких приёмов является использование компьютерных технологий. Компьютерные технологии :
• это особое направление в работе с ребенком, которое способно помочь его развитию;
• это мощная дополнительная мотивация обучения и развития;
• это средство воспитания и развития творческих способностей
ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы.
Компьютерные технологии представляют широкие возможности использования моторного, слухового и зрительного анализаторов в процессе выполнения заданий компьютерной программы или мультимедийной презентации.
Компьютерные технологии представляют информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.
Мультимедийные средства обучения естественно вписываются в жизнь детского сада, и являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие дети охотно работают с компьютером, а неудачный ход игры вследствие пробелов в знаниях побуждает часть из них обращаться за помощью к педагогу или самостоятельно добиваться знаний в игре.
С помощью компьютеров и других мультимедийных средств удается представить материал для изучения в более наглядном виде, что существенно влияет на его понимание и запоминание. Компьютерные технологии во многом могут помочь детям дошкольного возраста облегчить изучение различного материала, а педагогам разнообразить процесс обучения, сделать его более наглядным, современным, информативным и интересным.Этот метод обучения очень привлекателен для педагогов: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения.
В игровой форме можно познакомить детей, например, со звуками, используя «Веселую азбуку» С. Маршака, или показать звуки, какие издает человек. Использование «Веселого счета» помогает ребенку легче освоить счет. А как необходимы презентации при ознакомлении с окружающим миром. Темы «Деревья», «Чудеса света», «Животные», «Вода» и другие не только продемонстрируют какие-то явления или предметы, но и воссоздадут необходимые слуховые ассоциации. Еще очень интересны презентации с использованием загадок. Они помогают развивать внимание, воображение, мышление ребенка.
Использование мультимедийных технологий при обучении дошкольников является не менее эффективным, чем традиционные формы обучения.
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютерные технологииобладают рядом преимуществ:
1. Несут в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; формируют у малышей систему мыслеобразов.
2. Компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни.
5. Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное.
6. Осваивая детские электронные энциклопедии, дошколята активны. За счёт высокой динамики эффективно проходит усвоение материала, тренируется память, активно пополняется словарный запас, развивается воображение и творческие способности.
7. Предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; движения, звук, анимация надолго привлекает внимание ребенка;
8. Компьютер очень “терпелив”, никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.
9. Игровые обучающие программы приучают дошкольника к самостоятельности, развивают навык самоконтроля.
В процессе занятий с применением компьютерных технологий дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать собственные результаты. Применение обучающих компьютерных технологий позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка, открывает новые возможности образования в современном мире.
Список литературы:
1.. Балабанова Л. К. Компьютерные игры в обучении детей 4-7 лет / Л. К. Балабанова. –Волгоград: «Учитель», 2012.
2. Габдуллина З. М. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7 лет / З. М. Габдуллина. –Волгоград: «Учитель», 2010.
3. Новоселова С. Л. Компьютерный мир дошкольника / С. Л. Новоселова, Г. П. Петку. – М.: «Новая школа», 1997.
Источник
Компьютерные технологии в образовании детей дошкольного возраста.
Использование компьютера в дошкольном возрасте затрагивает многие аспекты учебного процесса и жизнедеятельности дошкольников. Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников. Психологи замечают: чем раньше ребёнок познакомится с компьютером, тем меньше будет психологический барьер между ним и машиной в будущем.
Общение с компьютером вызывает у детей живой интерес сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес лежит в основе формирования познавательной мотивации, произвольной памяти, внимания креативности принимаемых решений. На занятиях изобразительной деятельностью компьютер рассматривается, прежде всего, как инструмент для создания графического изображения, придуманного ребёнком. В дошкольном возрасте у детей прекрасно развито воображение, и оно намного опережает развитие мелкой моторики и координации движений кисти рук. Очень часто малыш не может выразить придуманный им образ на бумаге с помощью обычных графических материалов: красок, мелков, карандашей, фломастеров и т.д. Педагогам и родителям знакомо разочарование ребёнка оттого, что круги, нарисованные им не круглые, линии недостаточно ровные, домики кривые, а краска растеклась по листу и всё испортила. Компьютерные графические программы не только снабжают юного художника набором геометрических фигур идеальной формы и разнообразных способов закрашивания цветом изображения, но позволяют отменить не получившееся действие, исправить рисунок сколько угодно раз, добиться результата, удовлетворяющего его самооценку.
В тоже время мы говорим о рисовании на компьютере только как о дополнении традиционных методов обучения и воспитания, такие занятия ни в коем случае не заменяют живопись, рисунок, лепку и аппликацию, а дополняют их, обогащая педагогический процесс новыми возможностями. Использование компьютерной техники в работе с детьми дошкольного возраста резко повышает их мотивацию к обучению. Используя это качество, рационально предложить детям, те элементы знаний, которые в обычных условиях с помощью традиционных средств дидактики понять и усвоить сложно, а также те виды творческих заданий, выполнение которых в реальном материале было бы слишком трудоёмким или нерациональным.
Интеграция педагогических и компьютерных технологий в обучении дошкольников позволяет расширить кругозор ребёнка, развить его фантазию и художественно – творческие способности, обогатить и разнообразить педагогический процесс. В настоящее время концепция внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование принципиально исключает обучение детей основам информатики, составление детьми алгоритмов и информационных моделей, овладение сложными управляющими структурами. То есть использование информационных технологий в детском саду предусматривает не обучение детей основам информатики и вычислительной техники, а преобразование предметно – развивающей среды ребёнка, создание новых научно обоснованных средств его развития.
На сегодняшний день можно выделить три основных подхода, связанных с применением информационных компьютерных технологий в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.
Первый подход предполагает применение компьютера как средства интеллектуального развития дошкольника. Основной целью этого подхода является формирование мотивационной, интеллектуальной, операциональной и психологической готовности дошкольников к использованию компьютера для решения задач своей деятельности. Содержательной основой осуществления этого подхода является организация компьютерно – игровых комплексов в детских дошкольных учреждениях.
Второй подход направлен на создание и внедрение компьютерных игровых учебных сред в обучении младших школьников и дошкольников.
Третий подход связан с применением компьютера с целью развития творческих способностей детей. Использование графического и музыкального редактора.
Занятия с использованием компьютерных технологий проводятся в нашем детском саду, на протяжении семи лет, где мы применяем мультимедийные презентации.
Мультимидийная презентация-это современная и перспективная
информационно- рекламная технология. Она помогает решить следующие задачи:
повышение мотивационной готовности детей к занятию;
развитие познавательной активности;
развитие познавательно-волевых качеств личности.
В использовании мультимедийных презентаций можно выделить такие преимущества, как информационная ёмкость, компактность, доступность наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность,
многофункциональность. В состав мультимедийной презентации могут входить следующие компоненты: цифровое фотоизображение,
форматированный текст, компьютерные рисунки и анимация, видиозарисовки сюжеты, фильмы.
Презентации создаём в форме игры – путешествии, сказки, истории. При разработке занятий чаще всего используем героев сказок и мультфильмов, которым дети помогают справиться с трудными заданиями. Дети им сопереживают, сочувствуют и выражают потребность помочь. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объёме. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. В своей работе мы используем развивающие компьютерные игры: «Вундеркинд 1», «Вундеркинд 2», « Тралик и Валик», « Даша путешественница», « Диего вперёд», « «Сборник энциклопедий», «Рисуем на компьютере», музыкальные клипы.
Между педагогом и ребёнком устанавливается прочный эмоциональный контакт, так как в этом случае педагог выступает в качестве партнёра, а контролирующую функцию берёт на себя компьютерная программа.
Использование мультимедийных презентаций в процессе обучения позволяет значительно сократить время на формирование и развитие знаний, средств, коммуникативных навыков, высших психических функций -внимания, памяти, словесно- логического мышления, эмоционально-волевой сферы. Благодаря высокой скорости обновления дидактического материала на экране значительно экономится время на занятии и появляется возможность получить лучший результат. Гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций в программе Power Point позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию.
В процессе занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Благодаря этому становится эффективным обучение целеполаганию, планированию и контролю через сочетание различных приёмов. Решая заданную проблемную ситуацию, ребёнок стремиться к достижению к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели. Поведение ребёнка на занятии становится более раскрепощенным, повышается его самооценка. Таким образом, использование компьютерных средств обучения помогает развивать у дошкольников такие качества внимание, наблюдательность, сосредоточенность, самостоятельность, усидчивость.
Источник
Эльза Юсупова
Использование компьютерных технологий в детском саду
Использование компьютерных технологий в детском саду
Юсупова Э. М
I категория, воспитатель
Семыкина А. К
I категория, воспитатель
МАДОУ Детский сад№ 27,
Республика Башкортостан г. Октябрьский
Чтобы сделать образовательный процесс интересным, насыщенным и занимательным,перед педагогом стоит задача: развивать у детей устойчивый познавательный интерес к учению. Современный ребенок развивается в мире, который коренным образом отличается от мира, в где выросли его родители. И как первое звено образования, предъявляются новые требования к дошкольному воспитанию. Дошкольный возраст – важнейший этап в формировании личности ребенка. Интеллектуальное и психическое развитие, представления ребенка об окружающем мире, происходят именно в этот период. Такие процессы как, восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь, выступают важнейшими компонентами для развития познавательной деятельности ребенка.
Сегодня в работе с детьми и родителями, в методической работе и управлении дошкольным учреждением, активно используются информационно-коммуникационные технологии. Внедрение компьютерных технологий в образование – необходимый и логичный шаг в развитии современного мира в целом. Для специалистов работающих в системе дошкольного образования, возможности, предоставляемые сетевыми электронными ресурсами, позволяют решить ряд актуальных в наше время задач.
В образовании инновационные технологии призваны, прежде всего;
-улучшить качество обучения,
– повысить мотивацию детей к получению новых знаний,
– ускорить процесс усвоения знаний. (1)
В настоящее время в детских садах формируется новая образовательная среда, появляются высокотехнологичные информационные средства обучения и развития дошкольников. Новые технологии в дошкольных учреждениях используютсяпо всем направлениям образовательной и воспитательной деятельности: на занятиях по развитию математических, естественно-научных, экологических представлений, художественному творчеству, развитию речи, музыке. Ребенок должен развиваться всесторонне. (2)
В своей работе педагог может использовать следующие средства информационно-коммуникативных технологий:
• компьютер;
• мультимедийный проектор;
• принтер;
• видеомагнитофон, DVD плейер;
• телевизор;
• магнитофон;
• фотоаппарат;
• видеокамера;
• электронные доски.
Электронные игрушки, игровые приставки, компьютер занимают всё большее место в досуговой деятельности дошкольников, накладывая определённый отпечаток на формирование их психофизических качеств и развитие личности. Современный ребёнок с рождения окружён насыщенной медиа – средой. Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. (3)
Занятия с использованием игр и игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания детей, посещающих детские сады. В последнее время широко распространились компьютерные игры для детей. Они являются инструментами для творчества и самовыражения ребенка.
Воспитатели и родители должны иметь представление о разновидностях компьютерных игровых программ, структуре компьютерных игр, их воздействии на психику ребенка. Игра определяется набором правил, предписаний, которые регламентируют ее процесс. Сейчас можно встретить очень много классификаций компьютерных игр, но в настоящий момент единая классификация отсутствует. С помощью игр формируются навыки чтения и счета, развиваются приемы анализа и синтеза, воображение, творческие способности. В игровой форме дошкольники закрепляют знания алфавита, выполняют тренировочные упражнения по построению предложений. Упражнения развивают память, творческое мышление, речь, помогают концентрировать внимание. На это направлены сборники компьютерных игр,например: «Двадцать две игры со щенками», «Приключения в стране творчества», «Искатель» и многие другие. Сборники предназначены для детей от 5 до 10 лет. Для эффективного использования таких игр, необходимо, чтобы в них был заложен качественный дидактический материал.
Составитель заданий для компьютерных программ психолог Ю. А. Баркова считает, что игры без насилия и агрессии положительно влияют на мировосприятие детей, в игровой форме учат понимать окружающие явления, что в конечном итоге сказывается на формировании мировоззрения.
Использование компьютерных игр способствует развитию любознательности, эстетического вкуса, логики и внимания, умения анализировать, обобщать информацию, помогает адекватно воспринимать окружающий мир. Одним из учебных результатов, получаемых при влиянии на детей электронных игр, является формирование компьютерной грамотности. Некоторые дети знают буквы, но не владеют уверенными навыками чтения, поэтому надписи сопровождаются голосом. При использовании таких игр, достигаются не только дидактические цели, но и формируются основы компьютерной культуры, так как они учатся действовать компьютерной мышкой, работать с клавиатурой. Компьютерные игры, при помощи которых у детей формируется умения управлять разнообразными ситуациями на дисплее, приобретают особенное значение – с помощью клавиатуры, манипуляторов «мышь» и «джойстик» или других средств управления. Умение планировать свои действия, предвидеть их результат, приобретает важное значение в условиях компьютерной игры. Преодолевая препятствия и решая познавательные задачи, ребенок учится анализировать игровые ситуации и это способствует развитию у него уверенности в своих силах.
В дошкольных образовательных учреждениях, где установлены компьютеры,у детей появляется новое направление общения: они активно обсуждают новые компьютерные игры, свои достижения и промахи при выполнении трудных заданий. Значительно обогащается детский словарь, дошкольники легко и с удовольствием овладевают новой терминологией.
Но главное заключается в том, что существенно возрастает самооценка ребенка. Успехи в компьютерных играх позволяют детям повышать свой рейтинг и даже выходить в лидеры. Все это в целом способствует возникновению эмоционального комфорта, чувства более полноценной жизни, что очень важно для нормального развития личности ребенка.
Использование ребенком компьютера в своей деятельности оказывает влияние на различные стороны его психического развития. (4)
Однако использование игровых компьютерных программ для развития и обучения детей как в дошкольном учреждении, так и в домашних условиях имеет свои особенности. Вопрос о “засиживании” за компьютером актуален. Разумно сделать ограничения занятий на компьютере по времени – 10-15 минут. Нормально развивающийся ребенок в этом возрасте должен двигаться 70-80% времени бодрствования и не может усидеть больше этого времени.
По требованиям санитарных правил и норм, занятия с использованием компьютера предполагают для детей 5 – 7 лет, 10 – 15 минут. Но если использовать компьютер только в качестве экрана, то позволяется при необходимости увеличивать занятие на 5 минут, но с обязательной сменой деятельности и физкультурной минуткой. В ходе занятия необходимо проводить гимнастику для глаз, обязательно проветривать помещения до и после занятия. Занятия с использованием коммуникативных технологий проводятся не более 2 – 3 раз в неделю, все занятия проводятся с подгруппой детей. Санитарные нормы определяет размер экрана 59 – 69 см (для всей группы). (5)
Кроме того, необходимо убедиться в качестве электронного продукта, который должен отвечать не только техническим, но и психологическим и дидактическим требованиям. Компьютер – не банальное развлечение.
– Компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни. Например, как показать ребенку процесс запуска ракеты или технологию производства бумаги?
– Услышать звуки природы, животных, предметного мира, общественной жизни, а также совершить «путешествие» в прошлое, посетить другую страну дают возможность демонстрация видеофильмов.
– Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное.
– Осваивая детские электронные энциклопедии, дошкольники очень активны. За счёт высокой динамики эффективно проходит усвоение материала, тренируется память, активно пополняется словарный запас, развивается воображение и творческие способности. (6)
Таким образом, использование информационных-коммуникационных технологий, в дошкольном образовательном учреждении может вполне оправдать и принести большую пользу для развития всех сфер личности дошкольника, взаимодействии с родителями воспитанников, организации деятельности воспитателя и способствовать повышению качества образовательного процесса.
Литература
1. Венгер Л. А., Марцинковская Т. Д., Венгер А. Л. Виды компьютерных игр // Готов ли ваш ребенок к школе. М., 1994 [4: 32-34]
2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 26 марта 2003г. №24 «О введении в действие санитарно – эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.1.1249-03» [5: 2.4.10-2.4.11]
3. Рябцева О. В. Использование медиатехнологий в образовательном процессе ДОУ. [1: 17-23]
4. Смирнова Е. О., Рябкова И. А. Право на игру //Современное дошкольное образование. Теория и практика 2011. №1 [3: 74-78]
5. Трифонова Е. В. Режиссерские игры детей дошкольников. М., 2011[2: 14-16]
6. Электронная газета «Интерактивное образование» (выпуск №20, декабрь 2008г.). Статья «Информационные технологии в дошкольном образовании» Анна Викторовна Молокова, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник НМЦ «Современные технологии» НИПК и ПРО. [6: 12-14
Источник