Компьютерные игры как средство развития способностей ребенка

«Компьютерная игра как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста”.

Современные социально-экономические преобразования в обществе ставят перед педагогами новые задачи, они диктуют необходимость формирования познавательно активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, мыслить креативно в любой жизненной ситуации.

Очевидно, что для успешного достижения целевых ориентиров готовности к дальнейшему обучению в школе согласно ФГОС ДО ребёнку

– дошкольнику необходимо не только много знать, но и проявлять познавательную активность.

На современном этапе в условиях модернизации процесса образования особое значение приобретает исследование возможности использования информационно-коммуникационных технологий как средства развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.  

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательной практике на всех уровнях образования, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом. Национальный проект «Образование», определяющий ключевые механизмы развития образования в ближайшие годы, провозглашает – поддерживать практику использования современных информационных технологий в образовательных учреждениях!

На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере дошкольного образования. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие познавательных способностей ребенка.

Компьютерные игры – совершенно новый вид деятельности для дошкольников. Их специфика заключается в том, что ребенок должен самостоятельно найти способы решения какого-либо задания. Но компьютерные игры не изолированы от педагогического процесса. Они предлагаются в сочетании с традиционными играми и обучением, обогащая педагогический процесс новыми возможностями.

Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль на всех этапах дошкольного детства. Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается. В игре педагоги решают любые образовательные, развивающие и воспитательные задачи.

Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.

Компьютер в детском саду для детей старшего дошкольного возраста используется, прежде всего, как средство игры, как новая, сложная, интересная и управляемая самим ребенком игрушка, с помощью которой он решает самые разнообразные игровые задачи

Использование компьютерных игр для развития дошкольников имеет ряд достоинств, которые вы можете увидеть на слайде.

Компьютерные игры, в которые играют дети старшего дошкольного возраста, можно классифицировать. На первом месте – развлекательные игры (75 %), на втором месте – обучающие (познавательные) игры (15 %), на третьем – развивающие (10 %).

Одной из важнейших функций компьютерных игр является образовательная. Специально созданные компьютерные игры спроектированы так, что ребенок может представить себе не только единичное понятие или конкретную ситуацию, но и получить обобщенное представление о всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него развиваются такие важные операции логического мышления, как обобщение, абстрагирование, классификация и другие.

В процессе компьютерных игр у детей улучшаются память и внимание. Дети в дошкольном возрасте чаще всего обладают непроизвольным вниманием, они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. Но как только материал становится ярким и значимым, ребенок непроизвольно обращает на него внимание. И здесь компьютер просто незаменим, так как передает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

Компьютерные игры имеют большое значение не только для развития интеллекта детей, но и для их физического развития. В любых играх детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук, крупную моторику.

Исследования ведущего отечественного исследователя в области отечественной педагогики Светланы Леонидовны Новосёловой свидетельствуют, что ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный до определенного времени объект игровым значением в смысловом поле игры. Эта особенность является психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства.

Первый опыт применения компьютера в детском саду в Советском Союзе связан с литовским городом Шяуляй. Специально для дошкольников были разработаны учебные программы, направленные на закрепление и уточнение знаний по математике, и обучению грамоте.

Читайте также:  Развитие познавательной деятельности ребенка раннего возраста

В настоящее время компьютер представлен в качестве современного средства деятельности детей старшего дошкольного возраста в отдельной комплексной образовательной программе «Истоки», в которой предлагается «использовать компьютерные программы для регулярных игр и занятий с детьми, начиная с 5 лет».

В компьютерных играх ребенок действует с наглядными экранными образами, которые он наделяет символическим, в том числе игровым значением. Ребенок переходит от привычных практических действий с предметами к действию с ними в образном плане.

Освоение компьютерных средств формирует у дошкольников предпосылки теоретического мышления, для которого характерен осознанный выбор способа действия, направленного на решение задачи, его осознание. Дошкольник, овладевший «компьютерной технологией», более готов «думать в уме», что является одним из основных требований к логическому мышлению детей, поступающих в школу.

Педагоги, вводящие в работу с детьми старшего дошкольного возраста компьютерные игры, должны помнить, что не компьютер должен управлять деятельностью ребенка, предлагая ему задания, а, наоборот, ребенку важно использовать компьютер как средство для решения своих собственных задач развития.

В первом случае компьютер выступает исключительно как тренажер, а во втором позволяет развиваться деятельности ребенка, обогащая его разными способами действий, обогащая практический опыт ребёнка.

Компьютерные игры в современных условиях являются своеобразной формой освоения детьми окружающей действительности, формой игровой деятельности.

 Очень важно отметить, что компьютерные игры должны лишь дополнять, а не замещать разнообразные детские игры.

При огромной значимости использования компьютерных игр для познавательной активности детей старшего дошкольного возраста следует также отметить и ряд негативных моментов:

•        ребенок перестает общаться с друзьями, заниматься спортом и другими полезными для него видами деятельности;

•        развлекательный характер резко снижает интеллектуальную активность детей в игре;

•        переживая в течение дня ту или иную ситуацию, произошедшую в компьютерной игре, ребенок тем самым отодвигает на второй план реальные жизненные события.

Что же делать, чтобы избежать перечисленных неприятных моментов при использовании в работе с детьми старшего дошкольного возраста?

Необходимо помнить, что согласно гигиеническим требованиям к организации работы детей с компьютером детям 3–7 лет можно проводить за компьютером не более 10–15 минут в день. Занятия на компьютере должны быть комплексными.

На слайде вы можете прочитать правила компьютерных игр.

Предлагаем Вам познакомиться с самыми распространенными компьютерными играми: «Зайка-всезнайка», «Чебурашка. Похищение века», «Рулимоны», «Маша и медведь», «Три поросенка против волка», «Смешарики».

Компьютерная игра «Баба Яга учится считать»

Экономическое путешествие «Баба Яга учится считать»

Образовательная ситуация: развитие у детей логико-математических способностей (в подготовительной группе)

Целью этих игр является развитие мыслительных операций, а игровыми действиями – манипулирование цифрами, геометрическими фигурами.

Задачи поставленные перед детьми:

1.Понимать пространственные отношения в играх-головоломках, отношение целого и части, используя синтез и анализ.

2.Привлекать детей к освоению вертикальной симметрии и умению ориентироваться в пространстве.

3.Стимулировать наблюдательность, познавательный интерес и исследовательский подход к играм.

4.Помочь создать ситуацию для работы в коллективе, проявить заинтересованность к освоению правил игры, соблюдая очередность.

5.Развивать самооценку, мелкую моторику.

Для этого нам потребуется: Интерактивная доска SMART, диск «Баба Яга учится считать».

Предварительная работа: Знакомим с деньгами в сюжетных играх (экономических), «Палочками Кюизенера» (состав числа), архитектурным каталогом для детей, Дидактической Игрой «Там Кощей над златом чахнет» (Блоки Дьенеша).

Ход игры: Дети отправляются в путешествие с Бабой Ягой и Лихом. Действие происходит в виртуальной студии.

Постановка цели и мотивация:

Начало сказки, в которой дети знакомятся с героями и узнают о проблеме Бабы Яги:

– Баба Яга высказала много неласковых слов в адрес своей избушки, домик обиделся и ушел, куда глаза глядят. Баба Яга осталась одна и стала бездомной. Ребята, вы знаете, кто это? (рассуждения детей).

Вспоминая свой домик и проклиная все на свете, Баба Яга произносит: «Ох, лихо мне, лихо» и появляется виртуальный сказочный персонаж «Лихо».

Читайте также:  Индивидуальная работа с ребенком 7 лет по развитию мелкой моторики

Он предлагает Бабе Яге выбрать себе проект нового дома не просто так, а по каталогу (листай и дом выбирай). Но чтобы построить новый дом, надо заработать много денег, выполняя различные задания. Баба Яга сетует на судьбу, прикидывается немощной и глупой старушкой и предлагает детям помочь ей с постройкой дома, выполняя различные игровые задания.

Ребята, давайте поможем Бабе Яге заработать деньги на постройку дома.

Живые картинки (решение задач)

Эта игра является ключевой при обучении решения задач. В ней показано, как конкретную ситуацию можно описать абстрактными математическими выражениями.

Задание: На экране разворачивается сценка, в которой предметы складываются или вычитаются, нужно сообразить, какими математическими выражениями описывается данная ситуация и решить составленную задачу.

Заплати без сдачи (игра «Магазин»).

Задание: Задание на устный счет на полках стоят игрушки. Около каждой игрушки написана цена. Имеются монетки разного достоинства. Нужно распределять монетки так, чтобы каждую игрушку можно было купить без сдачи. После того как распределены монетки, нажать кнопку «Готово».

Собери фигурки (геометрические фигуры).

Игра учит распознавать и классифицировать геометрические фигуры.

Задание: В ящике появляются геометрические фигуры. Лихо объявляет, какие фигуры будем собирать.

Например: Собери все квадраты. Нужно подкараулить, когда какая-нибудь фигурка превращается в квадрат и щелкнуть по ней. Отмеченный квадрат обводится красной рамкой. Играем, пока не соберем коллекции.

Внимание: Внимательно слушайте, что говорит Лихо.

«Собери все треугольники» и «Собери треугольники одинаковой формы» – это разные задания.

«Залатай ковер» (поставить заплатки)

Игра развивает внимание и умение распознавать геометрические фигуры.

Задание: Нужно залатать ковер, подбирая заплатки не только по форме, но и учитывая рисунок на ковре.

В этих играх, если дети правильно выполняют задания, они зарабатывают деньги, которые отправляются в кошелек, а если задание выполнено не верно, Баба Яга жалуется на судьбу и просит помочь ей еще раз

Дети вместе с бабой Ягой начинают постройку дома, выбранного из каталога. Постройка начинается с фундамента, и по мере поступления денег в кошелек вырастает дом. Денег может не хватить на весь проект и поэтому игра продолжается в следующий раз.

Итог игры: Дети вспоминают степень сложности заданий.

Эта игра дает возможность воплощать задуманное в действительность. Сочетание вариативности, творчества и сложности делают игру интересной в течение длительного периода времени, превращая игровой процесс в «долгоиграющий восторг».

Организация игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста с помощью информационно-коммуникативных технологий, в частности с использованием компьютерных игр, значительно развивает у них уровень познавательной активности, а, следовательно, расширяет для педагогов вариативность возможностей решения образовательных, развивающих и воспитательных задач.

Источник

Консультация для родителей на тему:

«Роль компьютерных игр в развитии дошкольника»

Современный ребёнок с рождения окружён насыщенной медиасредой. Электронные игрушки, игровые приставки, компьютер занимают всё большее место в досуговой деятельности дошкольников, накладывая определённый отпечаток на формирование их психофизических качеств и развитие личности.

Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, компьютер приходит к ребёнку как универсальная увлекательная игрушка, которую педагог может и должен использовать как уникальную возможность для разнообразия и индивидуализации воспитательно-образовательного процесса, развития высших психических функций; создания коммуникативной мотивации и развития навыков общения; развития интеллекта, познавательных интересов, творческих способностей.

Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в детских садах убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль в развитии интеллекта и в целом личности ребёнка (С.Новосёлова, Г.Петку, С.Пейперт, Б.Хантер и др.)

Разделяя точку зрения многих исследователей, мы считаем основной целью использования компьютера в дошкольном учреждении – всестороннее развитие ребёнка, его подготовку к жизни и деятельности в “компьютерной действительности”, восприятие его как помощника в различных видах деятельности, понимание его назначения и возможностей для достижения поставленных целей.

Существуют разные мнения по поводу возраста, с которого следует начинать обучение детей работе с компьютером. На наш взгляд, скептические высказывания по этому вопросу не имеют достаточных оснований. Современные исследования медиков, психологов, педагогов показывают, что отрицательного воздействия на здоровье детей дошкольного возраста при работе с компьютером не наблюдается, если соблюдаются гигиенические и эргономические требования.

Читайте также:  Сайт центр развития ребенка к п нарочь

За время работы мы убедилась, что малыши 4,5 – 5 лет уже могут успешно осваивать компьютер. Дети на занятиях раскрепощены, в них нет робости и страха перед сложной техникой, а это является залогом дальнейшей успешной работы с компьютерными технологиями.

Каждое занятие – это маленькая целенаправленная игра, в которую включены все дети, всем интересно, у всех есть дело.

Красочное оформление программ, анимация активизирует внимание ребят, развивает ассоциативное мышление, а умело подобранные задания, создают позитивную психологическую атмосферу сотрудничества.

Всякий, кто хоть немного наблюдал за ребенком, знает какое большое место в его жизни занимает игра. Что же такое игра? Игра – это работа ребенка над самим собой. Мир вступил в третье тысячелетие. И уже сейчас нужны подготовленные для работы в новых условиях люди. Надобность в них станет еще более актуальной в самое ближайшее время. Использование компьютеров в образовании уже перестало быть необычным явлением. Характеристики и возможности современных персональных компьютеров и программного обеспечения постоянно улучшаются. Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию – первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого – заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять новые информационные технологии. В настоящее время существует множество компьютерных игр, главное – правильно выбрать цель и поставить перед ребенком задачу её достижения.

Компьютер должен войти в жизнь ребенка через игру. Игра – одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный (до определенного уровня) объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства. 

В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами возникают психические новообразования (теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др.), которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей. 

Сам по себе компьютер не играет никакой роли без общей концепции его применения в дошкольном образовании, соответствующего задачам развития, воспитания и обучения ребенка, а также его психофизическим возможностям. Успех приобщения дошкольника к овладению информационными технологиями возможен, когда компьютерные средства становятся средствами его повседневного общения, игры, посильного труда, конструирования, художественной и других видов деятельности.

Основная образовательная цель введения компьютера в мир ребенка – это формирование мотивационной, интеллектуальной и операционной готовности ребенка к использованию компьютерных средств в своей деятельности.

Компьютерные игры, включенные в систему обычных игр, вносят свой вклад в совершенствование воспитания всестороннее развитие творческой личности ребенка.

Кроме нормативных воспитательно-образовательных стандартов, малыши показывают более высокий уровень “школьной готовности” и естественно вхождение в мир взрослых, в завтрашний мир.

У ребенка развивается:

  • восприятие, зрительно-моторная координация, образное мышление;
  • познавательная мотивация, произвольная память и внимание;
  • “знаковая функция сознания”;
  • произвольность, умение построить план действий, принять и выполнить задание.

Он овладевает новым способом, более простым и быстрым, получения и обработки информации, меняет отношение к новому классу техники и вообще к новому миру предметов.

Элементы компьютерной грамотности усваиваются детьми легче, если ведущим мотивом их деятельности становится игра. Это вызывает у детей большую эмоциональную и интеллектуальную готовность к дальнейшему развитию умственных и творческих способностей.

Источник