Компьютерные игры как средство развития ребенка дошкольника

«Компьютерная игра как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста”.

Современные социально-экономические преобразования в обществе ставят перед педагогами новые задачи, они диктуют необходимость формирования познавательно активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, мыслить креативно в любой жизненной ситуации.

Очевидно, что для успешного достижения целевых ориентиров готовности к дальнейшему обучению в школе согласно ФГОС ДО ребёнку

– дошкольнику необходимо не только много знать, но и проявлять познавательную активность.

На современном этапе в условиях модернизации процесса образования особое значение приобретает исследование возможности использования информационно-коммуникационных технологий как средства развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.  

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательной практике на всех уровнях образования, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом. Национальный проект «Образование», определяющий ключевые механизмы развития образования в ближайшие годы, провозглашает – поддерживать практику использования современных информационных технологий в образовательных учреждениях!

На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере дошкольного образования. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие познавательных способностей ребенка.

Компьютерные игры – совершенно новый вид деятельности для дошкольников. Их специфика заключается в том, что ребенок должен самостоятельно найти способы решения какого-либо задания. Но компьютерные игры не изолированы от педагогического процесса. Они предлагаются в сочетании с традиционными играми и обучением, обогащая педагогический процесс новыми возможностями.

Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль на всех этапах дошкольного детства. Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается. В игре педагоги решают любые образовательные, развивающие и воспитательные задачи.

Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.

Компьютер в детском саду для детей старшего дошкольного возраста используется, прежде всего, как средство игры, как новая, сложная, интересная и управляемая самим ребенком игрушка, с помощью которой он решает самые разнообразные игровые задачи

Использование компьютерных игр для развития дошкольников имеет ряд достоинств, которые вы можете увидеть на слайде.

Компьютерные игры, в которые играют дети старшего дошкольного возраста, можно классифицировать. На первом месте – развлекательные игры (75 %), на втором месте – обучающие (познавательные) игры (15 %), на третьем – развивающие (10 %).

Одной из важнейших функций компьютерных игр является образовательная. Специально созданные компьютерные игры спроектированы так, что ребенок может представить себе не только единичное понятие или конкретную ситуацию, но и получить обобщенное представление о всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него развиваются такие важные операции логического мышления, как обобщение, абстрагирование, классификация и другие.

В процессе компьютерных игр у детей улучшаются память и внимание. Дети в дошкольном возрасте чаще всего обладают непроизвольным вниманием, они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. Но как только материал становится ярким и значимым, ребенок непроизвольно обращает на него внимание. И здесь компьютер просто незаменим, так как передает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

Компьютерные игры имеют большое значение не только для развития интеллекта детей, но и для их физического развития. В любых играх детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук, крупную моторику.

Исследования ведущего отечественного исследователя в области отечественной педагогики Светланы Леонидовны Новосёловой свидетельствуют, что ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный до определенного времени объект игровым значением в смысловом поле игры. Эта особенность является психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства.

Первый опыт применения компьютера в детском саду в Советском Союзе связан с литовским городом Шяуляй. Специально для дошкольников были разработаны учебные программы, направленные на закрепление и уточнение знаний по математике, и обучению грамоте.

Читайте также:  Определить что ребенок отстает в развитии

В настоящее время компьютер представлен в качестве современного средства деятельности детей старшего дошкольного возраста в отдельной комплексной образовательной программе «Истоки», в которой предлагается «использовать компьютерные программы для регулярных игр и занятий с детьми, начиная с 5 лет».

В компьютерных играх ребенок действует с наглядными экранными образами, которые он наделяет символическим, в том числе игровым значением. Ребенок переходит от привычных практических действий с предметами к действию с ними в образном плане.

Освоение компьютерных средств формирует у дошкольников предпосылки теоретического мышления, для которого характерен осознанный выбор способа действия, направленного на решение задачи, его осознание. Дошкольник, овладевший «компьютерной технологией», более готов «думать в уме», что является одним из основных требований к логическому мышлению детей, поступающих в школу.

Педагоги, вводящие в работу с детьми старшего дошкольного возраста компьютерные игры, должны помнить, что не компьютер должен управлять деятельностью ребенка, предлагая ему задания, а, наоборот, ребенку важно использовать компьютер как средство для решения своих собственных задач развития.

В первом случае компьютер выступает исключительно как тренажер, а во втором позволяет развиваться деятельности ребенка, обогащая его разными способами действий, обогащая практический опыт ребёнка.

Компьютерные игры в современных условиях являются своеобразной формой освоения детьми окружающей действительности, формой игровой деятельности.

 Очень важно отметить, что компьютерные игры должны лишь дополнять, а не замещать разнообразные детские игры.

При огромной значимости использования компьютерных игр для познавательной активности детей старшего дошкольного возраста следует также отметить и ряд негативных моментов:

•        ребенок перестает общаться с друзьями, заниматься спортом и другими полезными для него видами деятельности;

•        развлекательный характер резко снижает интеллектуальную активность детей в игре;

•        переживая в течение дня ту или иную ситуацию, произошедшую в компьютерной игре, ребенок тем самым отодвигает на второй план реальные жизненные события.

Что же делать, чтобы избежать перечисленных неприятных моментов при использовании в работе с детьми старшего дошкольного возраста?

Необходимо помнить, что согласно гигиеническим требованиям к организации работы детей с компьютером детям 3–7 лет можно проводить за компьютером не более 10–15 минут в день. Занятия на компьютере должны быть комплексными.

На слайде вы можете прочитать правила компьютерных игр.

Предлагаем Вам познакомиться с самыми распространенными компьютерными играми: «Зайка-всезнайка», «Чебурашка. Похищение века», «Рулимоны», «Маша и медведь», «Три поросенка против волка», «Смешарики».

Компьютерная игра «Баба Яга учится считать»

Экономическое путешествие «Баба Яга учится считать»

Образовательная ситуация: развитие у детей логико-математических способностей (в подготовительной группе)

Целью этих игр является развитие мыслительных операций, а игровыми действиями – манипулирование цифрами, геометрическими фигурами.

Задачи поставленные перед детьми:

1.Понимать пространственные отношения в играх-головоломках, отношение целого и части, используя синтез и анализ.

2.Привлекать детей к освоению вертикальной симметрии и умению ориентироваться в пространстве.

3.Стимулировать наблюдательность, познавательный интерес и исследовательский подход к играм.

4.Помочь создать ситуацию для работы в коллективе, проявить заинтересованность к освоению правил игры, соблюдая очередность.

5.Развивать самооценку, мелкую моторику.

Для этого нам потребуется: Интерактивная доска SMART, диск «Баба Яга учится считать».

Предварительная работа: Знакомим с деньгами в сюжетных играх (экономических), «Палочками Кюизенера» (состав числа), архитектурным каталогом для детей, Дидактической Игрой «Там Кощей над златом чахнет» (Блоки Дьенеша).

Ход игры: Дети отправляются в путешествие с Бабой Ягой и Лихом. Действие происходит в виртуальной студии.

Постановка цели и мотивация:

Начало сказки, в которой дети знакомятся с героями и узнают о проблеме Бабы Яги:

– Баба Яга высказала много неласковых слов в адрес своей избушки, домик обиделся и ушел, куда глаза глядят. Баба Яга осталась одна и стала бездомной. Ребята, вы знаете, кто это? (рассуждения детей).

Вспоминая свой домик и проклиная все на свете, Баба Яга произносит: «Ох, лихо мне, лихо» и появляется виртуальный сказочный персонаж «Лихо».

Он предлагает Бабе Яге выбрать себе проект нового дома не просто так, а по каталогу (листай и дом выбирай). Но чтобы построить новый дом, надо заработать много денег, выполняя различные задания. Баба Яга сетует на судьбу, прикидывается немощной и глупой старушкой и предлагает детям помочь ей с постройкой дома, выполняя различные игровые задания.

Читайте также:  Методы исследования психомоторного развития ребенка раннего возраста

Ребята, давайте поможем Бабе Яге заработать деньги на постройку дома.

Живые картинки (решение задач)

Эта игра является ключевой при обучении решения задач. В ней показано, как конкретную ситуацию можно описать абстрактными математическими выражениями.

Задание: На экране разворачивается сценка, в которой предметы складываются или вычитаются, нужно сообразить, какими математическими выражениями описывается данная ситуация и решить составленную задачу.

Заплати без сдачи (игра «Магазин»).

Задание: Задание на устный счет на полках стоят игрушки. Около каждой игрушки написана цена. Имеются монетки разного достоинства. Нужно распределять монетки так, чтобы каждую игрушку можно было купить без сдачи. После того как распределены монетки, нажать кнопку «Готово».

Собери фигурки (геометрические фигуры).

Игра учит распознавать и классифицировать геометрические фигуры.

Задание: В ящике появляются геометрические фигуры. Лихо объявляет, какие фигуры будем собирать.

Например: Собери все квадраты. Нужно подкараулить, когда какая-нибудь фигурка превращается в квадрат и щелкнуть по ней. Отмеченный квадрат обводится красной рамкой. Играем, пока не соберем коллекции.

Внимание: Внимательно слушайте, что говорит Лихо.

«Собери все треугольники» и «Собери треугольники одинаковой формы» – это разные задания.

«Залатай ковер» (поставить заплатки)

Игра развивает внимание и умение распознавать геометрические фигуры.

Задание: Нужно залатать ковер, подбирая заплатки не только по форме, но и учитывая рисунок на ковре.

В этих играх, если дети правильно выполняют задания, они зарабатывают деньги, которые отправляются в кошелек, а если задание выполнено не верно, Баба Яга жалуется на судьбу и просит помочь ей еще раз

Дети вместе с бабой Ягой начинают постройку дома, выбранного из каталога. Постройка начинается с фундамента, и по мере поступления денег в кошелек вырастает дом. Денег может не хватить на весь проект и поэтому игра продолжается в следующий раз.

Итог игры: Дети вспоминают степень сложности заданий.

Эта игра дает возможность воплощать задуманное в действительность. Сочетание вариативности, творчества и сложности делают игру интересной в течение длительного периода времени, превращая игровой процесс в «долгоиграющий восторг».

Организация игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста с помощью информационно-коммуникативных технологий, в частности с использованием компьютерных игр, значительно развивает у них уровень познавательной активности, а, следовательно, расширяет для педагогов вариативность возможностей решения образовательных, развивающих и воспитательных задач.

Источник

Компьютерные игры – сравнительно новый вид игр, включающих в себя использование средств компьютерной игровой программы.

Существующие компьютерные программы позволяют помочь детям развить память, внимание, узнать что-то новое об окружающем мире, познакомить с буквами и многое другое.

Однако исследователи отмечают, что современный рынок переполнен разнообразными компьютерными играми, в задачи которых не входит обучение и развитие детей. Это разного рода экшн, игры агрессивного содержания, аркады, симуляторы.

Исследования, проведенные медицинскими работниками в Швейцарии, показали, что дети, регулярно играющие в компьютерные игры, отличаются следующими качествами:

– мыслят быстрыми, готовыми ассоциациями;

– ставят поверхностные вопросы, не проявляя интереса к ответам;

– на вопросы взрослых дают поверхностные и стереотипные ответы;

– в общении с детьми не ощущают дистанции, не умеют вступать в глубокие личностные отношения.

Поэтому общение детей дошкольного возраста с компьютером специалисты рекомендуют начинать с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности.

Одним  из  очевидных  достоинств  использования  ИКТ  является  усиление  наглядности,  что способствует воспитанию художественного вкуса детей, совершенствованию их эмоциональной сферы.

В ходе игровой деятельности дошкольника, с использованием  компьютерных средств у него развивается: теоретическое мышление,  воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  • проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
  • предоставляет возможность индивидуализации обучения: ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
  • в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
  • позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
  • компьютер очень “терпелив”, никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.
Читайте также:  Развитие ребенка за 10 минут в день

Научные исследования по использованию развивающих и обучающих компьютерных игр, организованные и проводимые специалистами Ассоциации «Компьютер и детство» показали, что благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:

  • дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;
  • глубже постигаются понятия числа и множества;
  • быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве
  • тренируется эффективность внимания и память;
  • раньше овладевают чтением и письмом;
  • активно пополняется словарный запас;
  • развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз.
  • уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора;
  • воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;
  • развивается воображение и творческие способности;
  • развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.

Главный плюс компьютерных игр при подготовке к школе – развитие у малыша усидчивости и целеустремленности

Правила компьютерных игр

 – Количество минут за ПК равно возрасту ребенка, умноженному на 1,5. Например, для шестилетки – игра длится 9 минут.

 – Количество сессий за ПК – максимум 3 в день. Для шестилетки – это полчаса в день.

 – После работы – обязательна гимнастика для глаз и подвижные игры.

– Стульчик и высота стола должны быть отрегулированы так, чтобы уровень глаз ребенка приходился на центр экрана.

Рассмотрим некоторые виды компьютерных программ для дошкольников.

Развивающие игры.

Предназначены для формирования и развития у детей общих умственных способностей, эмоционального и нравственного развития. Они развивают фантазию, воображение. В них нет явно заданной цели – они являются инструментами для творчества, самовыражения ребенка. Развивающим программам присущ исследовательский характер——-разнообразные графические редакторы, “рисовалки”, “раскрашки”, конструкторы, которые предоставляют возможность рисования на экране прямыми и кривыми линиями, геометрическими фигурами и пятнами, закрашивания замкнутых областей, музыкальные редакторы для ввода, хранения и воспроизведения простых мелодий; “Конструкторы сказок”, совмещающие возможности текстового и графического редакторов для формирования и воспроизведения иллюстрированных текстов.

Обучающие игры.

К ним относятся игровые программы дидактического типа, в которых в игровой форме предлагается решить одну или несколько дидактических задач. В этот класс входят игры, связанные: с формированием у детей начальных математических представлений;

с обучением азбуке, слого и словообразованию, письму через чтение и чтению через письмо; с обучением родному и иностранному языкам; с формированием динамических представлений по ориентации на плоскости и в пространстве; с  эстетическим, нравственным воспитанием; с  основами систематизации и классификации, синтеза и анализа понятий.

Логические игры.

Полезность логических игр в том, что они развивают навыки логического мышления у детей дошкольного возраста. Чаще всего игра представляет собой одну задачу или набор нескольких головоломок, которые должен решить играющий. Типичными представителями данного жанра являются разнообразные задачи на перестановку фигур или составление рисунка.

Игры – забавы.

В этих играх не содержатся в явном виде игровые или развивающие задачи. В них предоставляется возможность детям развлечься, осуществить поисковые действия и увидеть на экране результат в виде какого-либо “микромультика”. Ребенок придумывает свой сюжет, используя известных героев. Такие игры дают возможность искать нестандартные пути решения задач.

Использование компьютерных игр, имеющих гарантию качества, полное техническое и методическое обеспечение в рациональном сочетании с традиционными видами игр, будет способствовать формированию самобытной творческой личности дошкольника.

Таким образом, компьютерные игры могут влиять на различные сферы развития ребенка: интеллектуальную, социальную, эмоциональную. Они способствуют усвоению новых и закреплению уже имеющихся знаний, умений и навыков.

Источник