Компьютерные игры для развития речи ребенка
Компьютерные игры, направленные на развитие речи
детей дошкольного возраста.
Игра «Развитие речи. Учимся говорить правильно» Состоит из следующих блоков: Неречевые звуки. Звукопроизношение. Речевые звуки. Развитие связной речи. Включает более 1000 чистоговорок, скороговорок и стихотворений на произнесение свистящих, шипящих и сонорных звуков.
Комплекс компьютерных программ «Грамотей» Разработан для начального обучения детей грамотному чтению и письму. Он разделён на 4 части: «Звукослоговой анализ слов» , «Работа над словом», « Работа над предлогами», « Работа над предложением, текстом»
Игра «Баба Яга учится читать» К особенностям игры можно отнести использование в ней системы опережающего обучения, использование при обучении стихов, сказок и загадок. Обучение навыкам чтения на базе занимательных игр.
Компьютерные игры для артикуляции “Белоснежка и семь гномов” , «Приключение веселого язычка». Выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Предназначены для детей с фонетическими нарушениями речи.В работе над упражнениями дети пополняют словарный запас, осваивают грамматический строй языка, что формирует умение грамотно выстраивать свои высказывания.
Игра – викторина «Зимние загадки». Дети отгадывают загадки. Развивает речь, воображение, фантазию, мышление,память.
Игра “Сказочные игры” Цель игры :уточнить и обогатить знания детей о сказках. Развивать умение узнавать сказку по заданию. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление. Воспитывать интерес к чтению сказок, любовь к устному народному творчеству.
Игра “Из какой сказки персонаж?” Нужно назвать из какой сказки персонаж, нажать на него и появляются сюжетные картинки, по которым можно сказку рассказать.
Развивающая игра “Угадай героев сказок”. Эта игра для знатоков сказок, чтобы проверьте свои сказочные познания. Уточнить и обогатить знания детей о сказках. Развивать умение узнавать сказочного героя по заданию. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление
Игра “Знакомимся с обобщающими словами”. Целью развивающей игры для детей является закрепление обобщающих наименований, овладение детьми правильным пониманием и употреблением слов с обобщающим значением. Данная детская игра помогает развивать словесно-логическое мышление, ребенок, играя, учится анализировать, сравнивать, обобщать.
Игра «Викторина по сказкам» .Формирует осознанный интерес к содержанию сказок, совершенствует умение разгадывать загадки и соотносить отгадку с иллюстрацией, развивает умение распознавать сказки; развивает связную речь, память, внимание, мышление, прививает любовь к чтению сказок.
Игра с кубиком”Алёнушка и братец Иванушка ,”Колобок лабиринт” Игры-ходилки способствуют формированию связной речи через игру. Закрепляют знание содержания сказок, развивают речь, память, мышление. Воспитывют интерес к русским народным сказкам.
Интерактивный тест “Викторина-Загадки” .Занимательная форма загадки делает обучение интересным и увлекательным, позволяет легко и непринужденно тренировать ребенка в использовании лексических и грамматических языковых средств.
Рифмованная игра «Продолжи стихотворение» .Стихи с договариванием – отличная возможность развить малышу память, сообразительность, а также «разговорить» молчуна. Развивает связную речь, память, внимание, мышление.
Игра для детей “Фрукты и овощи” Эта развивающая игр научит детей классифицировать овощи и фрукты.
“Учимся с Логошей”, «Уроки Мудрой Совы» – виртуальная школа, где можно в игровой форме приобретать знания, умения и навыки для успешного обучения в реальной школе.
Игра «Мамы и детёныши» Игра способствует различению домашних животных и их детёнышей, развивает зрительно-моторную координацию, связную речь.
«Игры для Тигры»-это компьютерная технология предлагает более 50 упражнений с несколькими уровнями сложности, объединенных в четыре тематических блока: «Просодика», «Звукопроизношение», «Фонематика»,«Лексика» .Каждый блок программы «Игры для Тигры» состоит из нескольких модулей, представленных в подменю. При этом упражнения, входящие в состав модулей направлены на коррекцию и развитие определенных языковых и речевых компонентов, развитие словаря и грамматического строя речи.
Игра «Даша Следопыд» Помогает узнать, что такое дружба и взаимовыручка. Компанию главной героине составляют обезьянка Башмачок, говорящий рюкзак и старший брат Диего, которые активно помогают девочке справляться с поставленными задачами. Игры Даша красочные и увлекательные, полны интересных головоломок и новых неожиданных открытий.
Источник
Предлагаемая статья представляет собой анализ различных источников по описанию и применению компьютерных технологий в области специального образования.
В статье говорится о наиболее известных компьютерных программах как эффективном дополнительном средстве компенсации в процессе коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста, раскрывается преимущество компьютерных средств обучения у детей с ОВЗ перед традиционными средствами.
Статья рассчитана на педагогов-практиков: логопедов, дефектологов, также будет полезна начинающим специалистам, студентам дефектологических отделений.
Анализ различной литературы показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка.
Логопеду, применяющему в работе компьютерную технику, необходимо решить две основные задачи специального обучения:
- сформировать у детей умения пользоваться компьютером,
- применять компьютерные технологии для коррекции речевых нарушений.
В основу использования НИТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, В. В. Давыдовым, А. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия, Д. Б. Элькониным и др.
В последнее время наблюдается увеличение количества детей с различными нарушениями развития – это и речевые патологии, нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, интеллекта. Применение специализированных компьютерных технологий при работе с ними позволяет активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций. В этом направлении ведутся различные разработки.
Так, для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата возможно изменение конфигурации клавиатуры, применяется мембранная клавиатура с повышенной чувствительностью, клавиатура с увеличенными клавишами. Могут использоваться специальные пальцевые датчики.
Для людей с нарушениями слуха разработаны специальные компьютерные технологии, при которых голос говорящего человека преобразуется в визуальные символы на экране монитора.
Для людей с нарушениями зрения используется специальная клавиатура с насечками на клавишах, программы, с помощью которых озвучивается информация – так называемый «Экранный чтец».
Попытки визуализировать звуки речи были предприняты довольно давно. В 70-80 годы в бывшем СССР были выделены государственные средства для исследований и серийного производства приборов визуального контроля речи для слабослышащих «ВИР», «И-2″, «ВИР – 6 Интонограф».
В 1987 – 89 годах корпорация IBM представила вниманию профессиональных логопедов США настольную систему «Видимая речь» на базе персонального компьютера. В 1991 году в Институте коррекционной педагогики РАО была русифицирована первая версия этой программы. Данная программа в первую очередь предназначена для работы как с детьми, так и со взрослыми пациентами с нарушенным слухом (глухие и слабослышащие), но может использоваться в работе с пациентами с сохранным физиологическим слухом.
К этой категории можно отнести детей с первичной речевой патологией в рамках дизартрии, дислалии, алалии, ринолалии и заикания. Также программа эффективна при работе с детьми, имеющими вторичные нарушения речи, основной диагноз которых сочетается с речевой патологией.
Первый в России специализированный продукт – компьютерная программа «Мир за твоим окном» для старших дошкольников и младших школьников с нарушением слуха, речи, задержкой психического развития.
Программа состоит из пяти разделов:
- «Четыре времени года»,
- «Погода»,
- «Одеваемся по погоде»,
- «Рассказы о времени года»,
- «Календарь».
Использование данной программы в процессе фронтальной и индивидуальной работы позволяет выявлять и преодолевать недостатки в развитии мыслительных операций, коммуникативной, знаковой, читательской деятельности, систематизировать свой жизненный опыт в сфере сезонных явлений.
«Мир за твоим окном» в настоящее время используется в специальных образовательных учреждениях, ПМПК, реабилитационных центрах страны.
Компьютерные технологии обучения нашли свое применение и при коррекции произносительной стороны речи у детей с заиканием. С этой целью была создана специализированная компьютерная программа развития речи при заикании «Демосфен». Работа с системой «Демосфен» направлена на выработку визуально-кинестетических и визуально-аудиальных условно-рефлекторных связей в центральной нервной системе, позволяющих сознательно контролировать темп, ритм и эмоционально-интонационную окраску речи в ситуациях общения. Визуализация речевых компонентов в данной программе производится в виде открывающихся в процессе речи картинок, анимационного движения автомобиля, аудиограммы.
Особый подход к использованию компьютерных средств обучения в специальном образовании был применен при разработке комплекса «Кабинет биологической обратной связи логотерапевтический» (1998 г., «Биосвязь, Санкт-Петербург).
Данная технология сочетает в себе лечебно-оздоровительное и коррекционное воздействие на ребенка. Кабинет БОС предназначен для профилактики и коррекции нарушений голоса и речи.
Данная технология может применяться при заикании, алалии, афазии, дисграфии и дислексии, дислалии, дизартрии, ринолалии, расстройстве фонации на почве парезов и параличей гортани, функциональных дисфониях, нарушениях темпа речи, так называемой речевой тревоге, расстройствах речи у детей и взрослых с нарушением слуха и зрения.
Успешному обучению детей чтению, письму и профилактике дисграфии способствует «виртуальная» школа «Уроки мудрой Совы» в рамках Интернет-поддержки (авторы — логопеды Л. И. Клетнова, А. Б. Ларина). Тематическое планирование занятий построено согласно учебной программе программно-методического комплекса для подготовки детей к обучению в начальной школе «Учимся с Логошей». Так, изучая звук [А], дети вместе с Логошей учатся выделять его в ударной и безударной позициях, подбирают слова и картинки к заданным схемам, анализируют написание буквы А.
Информационная новинка, программа –тренажер «Dizartria.NET» разработана Центром Биокибернетики совместно с Институтом информационных технологий в образовании ЮНЕСКО». Эта программа создана только для компенсации дизартрии, но не для заикания. Данная программа устраняет спастичность и недостаточность речедвигательных центров.
Лечение включает в себя:
- постановку антиспастической высоты голоса,
- постановку тембра голоса и частоты голоса.
Данная программа протезирует речевой круг между центром Брока и центром Вернике. Используется только модифицированная речь, канал непосредственного восприятия речи полностью блокируется при помощи методических приемов. Полное протезирование речевого круга вызывает: стабилизацию работы речедвигательных центров, увеличение продолжительности выдоха в 2-3 раза, устранение разрывов речи, подавление «быстрого» костного канала восприятия собственной речи, постановку антиспастической высоты голоса.
Данная методика вынужденной модификации речи была реализована и апробирована в логопедической практике на протяжении длительного времени.
Демонстрационные презентации, выполненные в приложении Microsoft Power Point, дают возможность получить на экране дисплея красочные, динамичные иллюстрации к излагаемому логопедом материалу, вводить детей в обстановку, соответствующую различным лексико-грамматическим темам, приобщать их к сказочным сюжетам. Одним из преимуществ специализированных компьютерных средств является то, что они позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды.
Специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» позволяет работать с детьми по следующим направлениям:
- «Фонематика»,
- «Просодика»,
- «Лексика»,
- «Звукопроизношение».
Программа построена на основе методик обучения детей с отклонениями развития Л. Н. Ефименковой, Г. А. Каше, Р. Е. Левиной, Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой, Р. И. Лалаевой, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, а также Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой. Она адресована, прежде всего, специалистам – логопедам и дефектологам детских дошкольных учреждений.
Специализированная компьютерная логопедическая программа «Солнечный замок» представляет собой серию упражнений направленных на коррекцию фонетико — фонематической стороны речи.
Программа позволяет эффективно работать с детьми, имеющими различные речевые нарушения.
Программа «Солнечный замок» предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста (3 — 4 лет), среднего дошкольного возраста (4 — 5), старшего дошкольного возраста ( 5 — 6 лет), может применяться при работе с младшими школьниками. Способствует коррекции основных речевых нарушений:
- фонематического слуха,
- формированию фонематического восприятия;
- обратных речевых кинестезий.
Логопедический тренажёр «Дельфа – 142» включает в себя упражнения, направленные на коррекцию и совершенствование всех сторон речи школьника, в том числе тренажер может быть успешно использован в системе упражнений по коррекции письменной формы речи.
Логопедический тренажёр «Дэльфа-142» используется в нескольких направлениях коррекционной работы:
- коррекция звукопроизношения, речевого дыхания и голоса,
- формирование фонематического восприятия,
- обучение грамоте,
- формирование и коррекция навыка чтения,
- формирование лексико-грамматической стороны речи.
Логопедическая компьютерная игра «Домашний логопед» предназначена для работы с детьми старшего дошкольного (от 5 лет) и младшего школьного возраста в качестве пособия по речевому развитию, а также для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Программа содержит разделы:
- «гласные звуки»
- «согласные звуки».
Кроме этого, в данной программе содержатся две веселые мини-игры – «Звуковичок» и «Угадайка» (рычалки,жужжалки, пыхтелки,шуршалки). Эти игрушки помогут малютке развить неречевой (различие бытовых шумов, звуков природы,животных и т. д.) и фонематический (различие звуков речи) слух.
Компьютерная игра «Развитие речи. Учимся правильно говорить» является образовательным ресурсом для индивидуальных и подгрупповых занятий по развитию фонематического слуха, темпо-ритма, лексико-грамматического строя речи и связной речи.
Включает в себя следующие разделы:
- Неречевые звуки
- Звукоподражание
- Речевые звуки
- Развитие связной речи
Раздел «Неречевые звуки» представлен видеорядом, состоящим из серии тематических и сюжетных иллюстраций, и экспериментальных заданий, которые можно использовать при изучении лексических тем «Профессии», «Транспорт», «Наш дом», «Зима», «Весна», «Лето», «Осень».
Учитель-логопед, используя представленные иллюстрации, может проводить лексическую работу по уточнению, расширению и закреплению словарного запаса детей и грамматического строя речи.
Раздел «Речевые звуки» представлен мультимедийными играми-заданиями двух типов. К первому типу относятся задания «Услышь звук У», «Услышь звук А», и.т.п. Ко второму типу заданий относятся задания «Определи место звука У в слове», «Помести картинки в ящики. Звуки А, У», «Помести картинки в корзины. Звуки А, У, О», «Игра «Кто это? Что это?», «Сосчитай звуки», и.т.п.
Таким образом, в современной логопедической практике компьютерные логопедические игры являются эффективным средством коррекции речевых нарушений. Они активно применяются как в индивидуальной работе с детьми, так и с группой детей в кабинете информационных технологий обучения.
Список литературы:
- Акименко М. В. Компьютер для малышей. – М.: Майор, 2005.
- Виштынецкий, Е. И., Кривошеев, А. О. Вопросы информационных технологий в сфере образования и обучения/ Е. И. Виштынецкий, О. Кривошеев// Информационные технологии. – 1998. — № 2.
- Грибова О. Е. «Компьютерный тренажёр «Дельфа-142». Практическое руководство.- М.: Дельфа М, 2008.
- Захарова И. Г. «Информационные технологии в образовании», М.: Издательский центр «Академия», 2005.
- Лизунова Л. Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры»: Учебно-методическое пособие. – Пермь.: «ОТ и ДО», 2013.
- Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5.
- Шевченко Л. Е., Аствацатуров Г.О., Программно — методический комплекс «Развитие речи. Учимся говорить правильно». — М.: «Новый Диск», 2008.
Филонова Н.В., учитель-логопед |
Loading …
Источник
“Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.”
В.А. Сухомлинский
Ребенок развивается в игре. В игре новые знания усваиваются быстрее и легче. Поэтому детские развивающие игры – это прекрасный способ сделать процесс обучения ребенка увлекательным и более эффективным. Предлагаем вашему вниманию сайты с детскими онлайн играми.
Логозаврия – умные игры для умных детей, родителей, учителей. Обучающие и развивающие компьютерные игры и флеш-игры для дошкольников и младших школьников, которые могут использоваться в образовательных учреждениях и дома: пазлы, раскраски, ребусы, судоку, японские кроссворды, пасьянсы и другие головоломки, развивающие восприятие, внимание, зрительную память, логическое мышление – все то, что способствует успешному обучению ребенка в школе. |
|
Играемся – портал обучающих и развивающих игр. На портале представлены красочные онлайн-игры для развития внимания, памяти, речи и мышления. Выполняя игровые задания, ваш малыш понемногу будет познавать то, что пригодится при дальнейшем обучении в детском садике и школе. Игры учат ребенка самостоятельно выражать свои мысли и чувства. Здесь представлены игры для девочек, игры для малышей, раскраски, пазлы, кроссворды и другие игры. |
|
Веселые уроки – игры для развития речи, внимания, памяти, воображения, мелкой моторики, а также обучения чтению, математике, рисованию дошкольников. |
|
МЕРСИБО – развивающие игры для детей от 2 до 10 лет для постановки звуков, развития дыхания, моторики, тренировки связной речи, обучения чтению, счету, развития речи, памяти, внимания, кругозора. | |
Игробуквотека – данный проект окажет детям существенную помощь на любом этапе обучения чтению и письму |
|
Веселые обучалки и развивалки – на сайте веселые детские игры, потешки, считалки, скороговорки, подвижные игры, развивающие игры, пальчиковая гимнастика, развивающие занятия для обучения чтению. | |
Кошки-Мышки – детский развлекательно-развивающий сайт для маленьких сказочников, лингвистов, математиков, художников и будущих школьников. |
|
Играем – детские развивающие онлайн-игры для дошкольников и младших школьников |
|
Айкьюша – сайт для детей от двух до одиннадцати лет, на котором каждый найдет интересные развивающие занятия и тренировки. |
|
Frepy – планета игр для развития детей. |
|
“Детские радости” – сайт веселых и увлекательных онлайн приключений для детей, а также полезных материалов для всей семьи. |
|
https://rodnaya-tropinka.ru/igra2015/ |
Источник